Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №205(07.10.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Лукашенко: шаг в сторону Европы

www.posicia.by, 30.09.08 

Юрий Шевцов

Выборы в белорусский парламент, несмотря на всю незначительность этого института в системе власти Беларуси, все равно стали важным событием.

Основным вопросом в ходе выборов было признает ли их Запад или нет. То есть станут ли выборы точкой полномасштабного примирения Запада и Беларуси или нет. Выборы прошли, реакция главного органа Запада по наблюдению за ними – ОБСЕ – уже есть. Можно подвести некоторый итог. ОБСЕ не признала выборы полностью соответствующими правилам ОБСЕ, но призвала ЕС все-таки сделать шаги по сближению с Беларусью в силу того, что «прогресс» имеется и вообще «надо прекращать холодную войну».

То есть сближение Беларуси и Запада, прежде всего Беларуси и ЕС, скорее всего, продолжится. Просто примирение не будет слишком быстрым в его публичной плоскости. Зависимость западной политики от общественного мнения, формируемого СМИ и разного рода негосударственными организациями сродни зависимости решений руководства СССР от заключений идеологических отделов КПСС. Необходимо время, чтобы вписать белорусские реалии в систему догматов, на которых держится западное общество и европейские ценности.

Видимо. Стоит ожидать, что вопрос о следующих шагах по примирению с Беларусью в Европе будет отдан на усмотрение самих стран ЕС. И, видимо, страны-соседи Беларуси по Восточной Европе постараются этой ситуацией воспользоваться и вывести отношения с Беларусью на более высокий уровень. Прежде всего в экономической плоскости.

Одним из основных показателей примирения также станет белорусский инвестиционный форум в Великобритании, намеченный на ноябрь. В качестве главы белорусской делегации там уже заявлен премьер-министр С.Сидорский. Если его впустят в Лондон, это тоже придаст ясности отношениям.

Но вряд ли возможен сейчас диалог между Беларусью и странами ЕС по политическим вопросам. Конечно, у А.Лукашенко лежит приглашение В.Ющенко на форум по голодомору в ноябре, но на этот форум, видимо, сам А.Лукашенко вряд ли поедет. А по другим темам диалога пока не заметно.

Такое положение, если оно действительно установится: рост экономического взаимодействия при небольшом политическом сближении – полностью удовлетворит реальные потребности Беларуси в отношениях с Западом. Большее сближение все равно на деле не просто невозможно, а и опасно для РБ.

Основным препятствием для примирения Беларуси и Запада является белорусская «непримиримая оппозиция». Эта своеобразная политическая корпорация глубоко вошла в систему контактов на западе и в западные СМИ. Она претендует на роль третей силы в диалоге РБ-Запад. Но опорой ее в этой претензии выступают не внутренние позиции, а – именно интеграция в западные структуры. В этом смысле белорусская оппозиция – это с одной стороны пятое колесо в телеге, с другой – пятая колонна, с третьей – еще один западный субъект политики со своими собственными интересами относительно РБ.

Следующие шаги по сближению Беларуси и Запада требуют убрать этого симулякра из большой политики. Судя по результатам выборов, оппозиция получила свои 10-20% голосов, но в силу того, что выборы в РБ только мажоритарные, партийных списков нет, оппозиция не получила ни одного депутата в парламенте. Даже в польских районах оппозиция не имеет заметного влияния, своей западной Украины у белорусской оппозиции в РБ – нет. На массовую акцию протеста, от которой зависело политическое выживание опп-корпорации, пришло менее 500 человек, чей запал выветрился в течение трех часов. Эту акцию власть даже не разгоняла. Протестного потенциала у оппозиции тоже не оказалось. Теперь только от Запада зависит следующий уровень сближения с Режимом. Если Запад пойдет на этот следующий шаг, мы это увидим резкое понижение уровня контактов между белорусской оппозицией и Западом. Скорее всего чего-то в этом духе и стоит ожидать.

Но выведение белорусской оппозиции из большой политики – это вопрос гораздо более сложный, чем просто проблема нормализации отношений с Режимом. Сама политическая система ЕС, прежде всего ЕС, породила этот странный феномен виртуальной политической структуры, способной влиять на стратегически важные для Европы вопросы. Убрать белорусскую оппозицию из большой политики возможно только в контексте выстраивания эффективной политической системы ЕС вообще. Такого рода симулякры в Европе присутствуют и по другим вопросам. Во многом именно таким симулякром стало в свое время албанское меньшинство в Косово и вообще проблема Косово. Таким же симулякром является демонизация России и еще множество тем. Следующий виток европейской интеграции, после выборов в Европарламент по идее должен стать временем наведения порядка в европейской политической системе.

Такие симулякры – это форма коррупции, элементы ослабляющие европейскую политическую систему. И Беларусь обязательно будет сближаться с Европой через механизм наведения порядка в самой Европе. В этом – своего рода хитрость нынешней фазы примирения РБ и ЕС. Убрать белорусскую оппозицию из большой политики значит усилить Европу в ее реальных ценностях и интересах. А эти интересы обязательно включают в себя нормальные отношения с Беларусью и Россией. Те, кто провоцируют конфликт с Россией – работают на ослабление Европы. Эту логику важно понять. Она будет влиять на дальнейшие шаги в белорусско-европейских отношениях. Смысл этих отношений не просто сблизиться с Европой, а сблизиться так, чтобы и сама Европа изменилась сообразно интересам Беларуси, союзником которой была и есть Россия. Никакого перехода «Лукашенко» из одного лагеря в другой, от союза с Россией к союзу с ЕС и НАТО не предполагается.

Внутри страны оппозиции надо просто заняться выстраиванием своих низовых структур и поиском места в существующей системе власти, начиная с регионов, уйдя от идеологических конфронтационных тем. То есть уйдя из большой политики даже на уровне РБ. Те, кто на это в среде оппозиции пойдут. Имеют шансы на политическое выживание.

В общем, западный вектор политики РБ определился: примирение со скандалами и взаимными обвинениями продолжается. Беларусь вступила еще по одному направлению в сложную внутриевропейскую игру. Маргинализация белорусской оппозиции в самой Европе является одним из новых, ранее не использовавшихся всерьез Беларусью рычагов для этой внутриевропейской игры.

Как происшедшие выборы отразятся на отношениях Беларуси и России, на российских интересах вообще?

По большому счету – никак. Но важны детали.

Договор о Союзном Государстве ревизии ни Беларусью ни Россией не подвергается, союз сохранится. 6.10 в Минск должен прибыть В.Путин. Ему подготовлены 15 программ для «подписи», в основном текущие экономические вопросы. В ходе этого визита станет ясно, о каких деталях во взаимных отношениях идет речь. Пока ясности нет. Но теперь Беларусь имеет более устойчивую позицию во взаимоотношениях с РФ по экономическим вопросам.

Участие западных корпораций в приватизационных проектах теперь не так жестко как раньше сдерживается консолидированной позицией европейских стран относительно белорусской оппозиции и осуждения Режима. Если утрировать, то обычная информационная компания о формах коррупционных связей, например, литовских спецслужб, как утверждал В.Ландсбергис с белорусской оппозицией (литовские офицеры якобы просто украли полмиллиарда баксов, выделенных через США на свержение Режима посредством бел. оппозиции) наверняка откроет капиталу данной страны возможности войти со своим инвестпроектами в РБ.

Скорее всего, теперь Беларусь больше готова к политическому сближению с Россией. Ведь время видимо играет в пользу РБ на западном направлении и позиции Лукашенко в переговорах с Россией скорее всего теперь будут постоянно усиливаться за счет западного фактора. Опасений оказаться один на один с российской политической машиной теперь у него будет меньше. А национальные интересы Беларуси все-таки связаны прежде всего с Россией, а не с Западом. Запад сейчас стал заменять «последнему Диктатору Европы» ту опору в отношениях с Кремлем, которую много лет выполняли протестные настроения, левые партии и частично националисты в России. Но это потенциал как ранее так и теперь нужен для успешных интеграционных проектов с Россией, а не наоборот. Эту логику также очень важно понять.

Очень вероятно, что А.Лукашенко пойдет на подписание договора о создании Единой системы ПВО РБ и РФ, который он обещал в августе подписать текущей осенью. Переоценить значение этого договора, если он будет подписан, для России сложно. Дело в том, что сейчас РФ на Западе имеет против всего блока НАТО по сути только так называемую Объединенную воинскую группировку РБ и РФ, а также свой Балтфлот и Стратегические ядерные силы. Если пренебречь СЯО, этого очень мало. Тем более на фоне усиления конфронтации с самим НАТО, а также Украиной и сложной ситуации на Кавказе. Лоббисты интересов США в России отлично понимают, какие огромные затраты лягут на плечи РФ, если разорвать военный союз с Беларусью. Придется создавать в чистом поле крупную воинскую группировку на суше против Беларуси и Украины одновременно. Не говоря уже о системе ПВО и защите Калининградской области собственными силами. В то же время одна лишь Вторая чеченская война потребовала мобилизации чуть ли ни всех боеспособных сухопутных сил РФ. А ведь на Кавказе надо сохранять крупную группировку в любом случае.

Самым простым и дешевым решением, способным резко усилить российские военные позиции в Европе относительно НАТО является создание Единой системы ПВО с Беларусью. Нынешнее взаимодействие РБ и РФ оставляет принятие решения о применении оружия в руках командования ПВО РБ, Если же центр принятия решения уйдет в Москву, тогда с одной стороны защищенность РБ от НАТО вырастет в разы. Беларусь станет практически неуязвимой: время принятия решений сократится, будет задействован для защиты РБ и ядерный потенциал сил ПВО и т.д. С другой стороны, это означает отказ Беларуси от военного суверенитета де-факто. И военное планирование придется перестроить. На фоне пошагового примирения Беларуси Запада такой отказ оправдан и возможен, ибо будет сопровождаться одновременной реальной системой сдержек напряженности в Европе вокруг Беларуси во всяком случае. Плюсы РФ от Единой системы ПВО также очевидны: дешевый, почти бесплатный ответ на ПРО США в ВЕ, на интеграцию в НАТО Украины и чтобы то ни было в Прибалтике. Ну и усиление собственного веса России на уровне отношений с США и НАТО. Такая система позволит и далее рассчитывать на белорусские сухопутные силы и не тратить средства на создание крупного кулака в районе Смоленска-Брянска.

Теперь Кремль может перестать опасаться Лукашенко на своем внутреннем политическом поле. Если точкой опоры Лукашенко как политика становится постепенно Европа, он как игрок внутри РФ вряд ли сможет развернуться в лидера ястребов. А в лидера «западников» ему не превратиться «никогда» уже в силу набранной инерции восприятия его в России. Теперь можно ставить всерьез вопрос о признании Беларусью Южной Осетии и Абхазии и о включении их в Союзное Государство. Это было бы неплохим ответом, кстати, на неоднозначное заявление ОБСЕ по белорусским выборам. Общему тренду улучшения отношений РБ и ЕС такое признание лишним скандалом бы всерьез не помешало, а вот какие-то проблемы России разрешить бы помогло.

Прошедшие выборы в Беларуси и новый шаг по примирению РБ с Западом никакой угрозы интересам России не несет. Но создает некоторые новые факторы, которые надо учитывать в дипломатических схемах. Главный из них: сближение Запада, прежде всего ЕС, и Беларуси является долгосрочной тенденцией. Российскую политику относительно Беларуси надо вырабатывать исходя теперь в первую очередь из этой тенденции. Союз Беларуси и России должен приобрести несколько новых – направленных на Европу – функций.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ