Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №206(13.10.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Союз нерушимый

03.10.2008. Новое поколение (Казахстан)

Ботагоз Сейдахметова

В столице Кыргызстана 9 октября пройдет саммит СНГ. Накануне встречи в Бишкеке открылся Центрально-Азиатский филиал Института стран СНГ. На вопросы “НП” отвечает директор филиала, доктор исторических наук, профессор Киргизско-Российского Славянского университета, действительный член Русского географического общества Александр Князев

- Александр, хочу сразу задать Вам вопрос, что называется, на засыпку. СНГ, как региональная структура, имеет маловнушительный характер. Скорее, этот союз бывших советских республик - довольно формальное объединение. Между тем проводятся саммиты, и вот теперь даже создан Институт стран СНГ. Что дает саммит СНГ ее участникам? Чем конкретно будет заниматься Ваш институт?

- Маловнушительный - это для тех, кто не очень хорошо представляет себе суть этого объединения и то, чем мы ему с конца 1991 года обязаны. Задачи “цивилизованного развода”, говоря словами В.В. Путина, в общем и целом решены, но есть большой ряд потребностей во взаимодействии, обусловленных и общим прошлым, и сегодняшним днем.

Их множество - глобальных и локальных, и от них никуда и уже никогда, наверное, не денется большинство постсоветских стран. К слову сказать, я не завидую тем, кто выйдет из СНГ, хотя бы по тому пункту, который именуется территориальной целостностью и нерушимостью границ. Один из главных смыслов СНГ ведь в поддержании статус-кво в этом вопросе и состоит. Кто в СНГ не участвует, по отношению к тому обязательств не существует. А проблем территориального, этнотерриториального характера хватает у каждой из бывших союзных республик...

Международное право и организации, его обеспечивавшие худо-бедно до недавнего времени - ООН, ОБСЕ, - на стадии вымирания. Думаю, в течение нескольких лет в мире может сложиться ситуация, когда вся надежда в этих вопросах будет только на региональные организации.

СНГ не позволило окончательно разорвать существующие с советских времен межхозяйственные связи (результатами хотя бы частичного сохранения которых сегодня пользуются, в частности, Казахстан и Россия). Существование СНГ заложило основу создания и развития Таможенного союза, который сейчас действует в рамках ЕврАзЭС, а это существенно упрощает развитие торгово-экономических отношений между странами - участницами СНГ. В формате СНГ действует множество соглашений - на первый взгляд многие из них кажутся незначительными, но стоит помнить о том, что именно локальные рутинные проекты создают основу для эффективного экономического развития по всем направлениям экономического взаимодействия, да и не только экономического.

О бессмысленности СНГ (и не только) говорят люди, не вполне информированные о том, что это такое и зачем оно есть. Или те, кто оценивает то же СНГ исключительно с позиций собственных ожиданий. Скажем, для людей, ностальгирующих по СССР, желательна была бы эволюция этого образования к чему-то очень общему, что напоминало бы им бывший Союз... Увы.

Надо четко представлять себе задачи СНГ в момент развала СССР в 1991-м. Не прими руководители тогдашних союзных республик в декабре 1991 года целого ряда соглашений, последующее развитие событий могло бы происходить по значительно более мрачному сценарию, нежели мы имели. От этого наследия многое остается и сейчас и будет сохраняться еще долгое время. Кроме того, интеграция - не пустое место, потребность в ней очевидна, и значительно легче осуществлять интеграционные процессы на взаимовыгодной основе там, где уже имеется некий базис...

Казахстан и Россия - главные “союзодержатели”

- Вернемся к Вашему институту. Кто осуществляет финансирование его деятельности? Насколько представлен интерес официальной Москвы?

- Именно из Москвы он будет финансироваться, и именно интерес Москвы в его деятельности будет представлен. Институт существует уже 12 лет. До сих пор его деятельность распространялась больше на европейскую часть бывшего СССР, местом наибольшего приложения сил была, пожалуй, Украина. Сейчас уже два года действует филиал в Ереване.

Среди учредителей института - правительство Москвы, институты Российской академии наук, МГИМО МИД РФ, МГУ и другие. Директор института - Константин Затулин, депутат Государственной думы РФ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками; председатель ученого совета института - известный ученый и общественный деятель Андраник Мигранян. В нашем регионе институт до сих пор работал чрезвычайно мало, поэтому и известен узкому кругу специалистов. Думаю, эта ситуация быстро выправится.

- Если главной целью института является определение и научное обеспечение российских интересов на территории бывшего СССР, то выходит, это чисто российский проект? Я бы сказала, что филиалы института - это легализованный русский шпионаж на территории СНГ. Развейте мой скепсис, пожалуйста...

- А что такое шпионаж? Любое посольство любой страны выполняет не только и не столько представительские функции, главная их задача - сбор и обработка информации о происходящем в стране пребывания и своевременное информирование руководства своей страны.

Наверное, любая страна должна стремиться иметь полное знание, полное представление и о том, что происходит в странах-партнерах, и о том, чего от них можно ожидать. Вопрос только в том, что эта информационная деятельность должна оставаться в рамках разрешенного законодательством той или иной страны. У нас нет задачи собирать закрытую информацию, думаю, что предостаточно будет работы по обработке того, что публикуется открыто...

Скажем, в России, в тех кругах, где принимаются решения, нет, как мне кажется, адекватного представления о том, что происходит в сфере экономической в странах региона... Почему бы не способствовать решению этой задачи?.. Для представителей российского бизнеса... Кому от этого будет плохо?

В число потребителей информационно-аналитических докладов, исследований и прогнозов института входят исследовательские центры Российской академии наук, неакадемические государственные институты, недавно созданные аналитические организации. Продукцию института также получают департаменты правительства Москвы, комитеты Государственной думы и Совета Федерации Федерального собрания РФ, МИД РФ, правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, ряд коммерческих и банковских структур.

Это не шпионаж, а проявление абсолютно нормального интереса к странам-партнерам, странам-соседям. Подобной работой занимается в различных формах любая страна, в политическом руководстве которой есть понимание того, что такое собственные национальные интересы, в том числе и за пределами своей территории... У кого-то нет этого понимания, у кого-то нет на это средств, но это уже их проблемы.

Реализовывать свои задачи мы будем исключительно в пределах своей профессиональной компетенции. И только в рамках действующих национальных законодательств стран региона и международного права (в том числе межгосударственных соглашений стран - участниц СНГ). Штат филиала до конца пока не определен, это вопрос пока рабочий, но уже сейчас у нас два доктора наук. Мы - исследовательская, научная, экспертная организация. И не более того.

- Что касается собственно СНГ, тут невольно хочется использовать избитую фразу - пациент скорее жив, чем мертв... Грозит ли ему полное выздоровление?

- Я уже выше начал отвечать на этот Ваш вопрос. Будущее есть, и оно, зиждясь на близком прошлом, состоит в том, что СНГ сохранило союзные отношения между бывшими партнерами по Советскому Союзу и создало почву для развития интеграции на основе рыночных механизмов. Эту роль СНГ выполнило достаточно успешно. Хоронить его рано, так как организациям постсоветского формата - будь то ЕврАзЭС, ШОС или ОДКБ - все еще нужна страховая “подушка безопасности”, которая пока скрепляет и ускоряет интеграционные процессы в указанных организациях.

Пресловутый американский проект “Большой Центральной Азии” предлагает странам региона интегрироваться с Афганистаном, Пакистаном... Слов нет, связи в этом направлении тоже могут быть полезны и нужны... Но представьте себе, как многое связывает между собой страны бывшего СССР, в том числе и страны нашего региона... Какой тут Афганистан, какой Пакистан рядом стоял?

- У меня ощущение, что большинство региональных организаций, начиная с СНГ, заканчивая ОДКБ и ШОС, во многом дублируют свои функции и тривиально не определились со своим статусом. А Вы можете нарисовать будущее СНГ? Есть ли оно вообще?

- А можно ли привести примеры того, как ОДКБ и ШОС дублируют функции друг друга? Нет таких примеров, поскольку это организации весьма разнящихся форматов. ОДКБ - организация военно-политического характера, и слово “военного” в этой конструкции является несущим. ШОС - политический альянс, который к тому же пока еще не определился со своей миссией, со своим мандатом, и процесс этого определения, учитывая участие Китая с его интересами, не будет быстрым.

ШОС стоит особняком в любом перечне региональных организаций. СНГ - это механизм решения текущих вопросов. Хотя я не исключаю того, что предстоящее реформирование СНГ может в какой-то мере опереться на структуры ЕврАзЭС и ОДКБ.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ