Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №60(01.10.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Митрополит Филарет о новом законопроекте и политике Ватикана

(Фрагмент из статьи-интервью «Формула любви к жизни» Г.Улитенок, "СБ", №220,2002,17.09.)

- Удовлетворены ли Вы тем, как процессы религиозной жизни страны отражаются в белорусском законодательстве?

Ответ Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего экзарха всея Беларуси Филарета(Вахромеева):  Действующий Закон "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" был принят в декабре 1992 года, когда мы еще не имели представления о таком явлении, как современное сектантство в его подлинном обличье. Многим тогда казалось, что оно не представит большой общественной опасности.

К сожалению, получилось иначе. Сегодня последователями неокультов становятся в первую очередь молодые люди, находящиеся в состоянии духовного поиска. В условиях прерванности нашей духовной традиции, религиозной неграмотности, а также повышенного интереса современного человека к неизведанным "знаниям", ощущениям и приключениям это приводит его в итоге в какое-нибудь экзотическое сообщество.

Закон 1992 года уже не вполне учитывает реально сложившуюся в обществе ситуацию. Он, с нашей точки зрения, уступает европейскому законодательству, особенно в деле защиты и сохранения духовного и культурного наследия народа. Если в европейских государствах существует понятие традиционной религии, церкви большинства либо даже государственной церкви, то в отечественном законодательстве бытует недифференцированный подход к вероисповеданиям.

Закон 1992 года не отражает изменений, произошедших в Конституции в 1996 году. Поэтому логичным явилось начало нового обсуждения проекта закона осенью минувшего года.

Законопроект содержит преамбулу, в которой констатируется роль пяти традиционных религий в истории и культуре Беларуси. Не в последнюю очередь это явилось причиной неудовольствия со стороны новых религиозных движений, появившихся у нас за последние 10 - 15 лет. Но чего им бояться, если в их деятельности нет ничего противозаконного? А тот факт, что они создают атмосферу нервозности вокруг нового законопроекта, наводит на мысль о том, что стремление к религиозному миру не простирается далее заявлений и деклараций.

В целом законопроект не только не ущемляет прав верующих, но, напротив, дает достаточные возможности для исповедания веры гражданами. При этом предполагается больше гарантий духовной безопасности детей, защиты от вторжения в личную жизнь граждан со стороны ряда неокультов. По свидетельству специалистов, проект сможет значительно приблизить белорусское законодательство о религии к европейским нормам.

Все традиционные конфессии в целом положительно относятся к законопроекту и одобрили его, так же, как и клирики и миряне Православной церкви.

- Для новых храмов и приходов требуются кадры священников. Что происходит в этой сфере?

- Неплохо работают духовные семинария и академия в Жировичах. Но мы озабочены тем, чтобы наша высшая школа - академия - находилась в столице, где больше доступ к другим научным, общественным и учебным центрам, библиотекам.

Для будущего православного духовного центра имени святителя Кирилла Туровского в Минске уже переданы строения рядом с кафедральным собором.

- Духовный центр - самое большое строительство?..

- Я бы сказал, самое трудное строительство, потому что там мы имеем дело с историко-архитектурным наследием.

- А как вообще складываются дела с возвратом Церкви ее прежнего имущества - памятников архитектуры, истории и искусства?

- Нам вернули многое. Хотя, конечно, бывают разные ситуации... Но и они решаются, не без трудностей, но решаются. Здесь нет каких-то непреодолимых препятствий ни с той, ни с другой стороны. Мы тоже понимаем возникающие сложности, и потому, например, три года ждали, пока консерватория освободит дом при соборе. Терпеливо ждали уже после того, как было принято решение о передаче.

- Что Вы можете рассказать о внешних связях Белорусского Экзархата?

- Мы являемся Церковью Московского Патриархата, но Белорусский Экзархат имеет определенное самостоятельное положение, что зафиксировано в соответствующих документах. Я, естественно, докладываю о нашей деятельности Святейшему Патриарху, на какие-то мероприятия беру благословение, но в целом действуем самостоятельно. И среди католиков, и среди евангеликов Германии, да и в Соединенных Штатах Америки у нас очень много добрых хороших друзей.

- Празднование двухтысячелетия Рождества Христова вызвало религиозный подъем в мире. Имеет ли он своим следствием реальное сближение позиций православия и католицизма?

- События, последовавшие сразу же за торжествами, разворачивались таким образом, что искренние души не могли понять происходящее: только что отпраздновали Рождество Христово - 2000 лет! - а у церквей опять начинается соперничество. Причиной тому - новая наступательная политика Ватикана на православный Восток, отнюдь не братские решения и поступки, нежелание советоваться и согласовывать свои действия. Договорились ведь когда-то Константинопольский Патриарх и Римский папа о так называемом "диалоге любви Церквей-сестер". Но сейчас в лоне Ватикана появился специальный документ, в котором пересматривается само понятие "Церкви-сестры". А это - шаг назад от достигнутых соглашений. Я откровенно говорю нашим инославным гостям о своем несогласии с политикой Ватикана. Но мы не должны терять нормальных человеческих христианских отношений на нашем уровне православно-католического общения. И потому будем продолжать диалог с инославием.

- Нынче очень много говорят о религиозном фанатизме как источнике конфронтации во всем мире. Что Вы вкладываете в понятие "религиозный фанатизм"? Существует ли оно для Вас вообще?

- Конечно, существует. Все грешат им, и православные в том числе. А как различить фанатизм и здоровый энтузиазм? Порою это трудно определить, а порою все совершенно очевидно. Фанатизм - отсутствие любви, той любви, которая движет нашей жизнью, жизнью всего мира. "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними", - гласит христианский закон (Мф. 7: 12).


Краткая справка: Митрополит Филарет(Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился в Москве 21.04.1935. В 1957 г. окончил Московскую Духовную семинарию, а затем Московскую Духовную академию (в 1961 г.). До своего назначения епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии в 1965 г., архимандрит Филарет преподавал в Московской Духовной академии, был ее инспектором, заведующим аспирантурой. В 1966 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Священный Синод определили преосвященному Филарету быть епископом Дмитровским, викарием Московской епархии и ректором Московской Духовной академии. В сан митрополита преосвященный Филарет был возведен Патриархом Пименом в 1975 г. С 1978 г. Филарет становится митрополитом Минским и Белорусским, Патриаршим экзархом Западной Европы. В 1981-1989 гг. был председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 16.10.1989 митрополит Минский и Гродненский Филарет был назначен главой Патриаршего экзархата Русской Православной Церкви в Белоруссии. Полный титул владыки Филарета в настоящее время звучит так: Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси, священноархимандрит Свято-Успенской Жировичской обители.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ