Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №60(01.10.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Моя Столица,
16 сентября 2002

Феликс Кулов: победил народ

Лидер Народного конгресса Кыргызстана и партии "Ар-Намыс" Ф. Кулов отвечает на вопросы газеты "Моя Столица"

Вопрос - Аксыйцы прекратили свой пеший марш протеста на Бишкек, заключив соглашение с правительством. Ваша оценка происшедшему, кто выиграл и в чем?

Ф.К. - Победил народ, добившись своих основных требований. Власть делала все возможное и невозможное, чтобы подавить в народе любые признаки недовольства: организовывала преследования, арестовывала, угрожала, проводила обыски и антимитинги, принимала антиконституционные акты, направила сотни дежурных ораторов со всех областей республики в г. Кара–Куль для идеологического противодействия. Ничего не помогло. В конечном итоге "Белый дом" сдался, расписавшись в собственном бессилии. Если вдуматься, то на протяжении длительного времени власть не хотела реагировать на обращения своего народа ради каких-то пяти-шести чиновников. Честно говоря, когда видишь такое необъяснимое, слепое упрямство властей, поневоле возникает ощущение, что ими руководит какая-то дьявольская сила. Ну не может здравомыслящий человек вести себя так безрассудно.

В меморандуме определен срок исполнения требований аксыйцев - до 15 ноября с. г. Такой срок понадобился "Белому дому", скорее всего, для того, чтобы иметь передышку на проведение своих акций и чтобы при этом ему никто не помешал.

Вопрос - Президент А. Акаев высказался за сохранение полномочий двухпалатного парламента до 2005 года, тем самым он фактически объявил, что все планируемые конституционные изменения произойдут после окончания срока его президентских полномочий. Ваше отношение к данному решению?

Ф.К.- Сначала всех очень торопили, чтобы за двадцать дней успеть разработать новую конституционную реформу. Теперь вот объявляется, что до 2005 года лучше ничего не трогать. Ранее было предложено объединиться, чтобы разработать всем вместе Демократический кодекс, создать Совет демократической безопасности. Но очень быстро про это забыли или, видимо, похоронили как нечто нереальное из области политической фантастики. О том, что Кыргызстан хочет и должен стать страной прав человека, никто уже не вспоминает. Надо сказать спасибо президенту России В. Путину - он единственный, кто напомнил нам об этом (см. сообщение пресс-службы президента КР от 12.09.02.).

Непредсказуемость, шарахания, непоследовательность, а также такие порядки, когда над государственными интересами явно превалирует личностная мотивация, - все это создает политическую нестабильность.

Похоже, что тот проект, который рожает Конституционное совещание, не сможет помочь преодолеть кризис власти. Его главная беда в том, что он создается не на основе определенной концептуальной ключевой идеи, а обусловлен только тем, что возникла необходимость срочно чем-то отвлечь народ, оппозицию. Как только с аксыйцами был подписан меморандум, в тот же день было объявлено о необходимости подождать с изменениями до 2005 года.

Вопрос - Как известно, на Конституционном совещании начали обсуждать уже в деталях некоторые вопросы, вплоть до того, например, нужно ли в СНБ иметь следственный аппарат, на сколько частей разделить эту службу, сколько мест в парламенте отдать партиям и т. п. Есть ли необходимость в подобной детализации Конституции?

Ф.К. - Обсуждать не запретишь, но забивать Конституцию подобными мелочами будет неправильно. Иначе она станет тормозом. Потому ее и называют Основным законом, а конкретизировать нужно на уровне обычных законов. К примеру, если СНБ раздробить на несколько самостоятельных структур и отразить это в Конституции, то исполнить записанное в течение длительного времени будет невозможно, поскольку государство не сможет найти для новых спецслужб десятки подходящих помещений по республике, транспорт, средства связи и т. п. Но все же я не понимаю, зачем здесь нужно мудрить, выделяя СНБ из структуры правительства.

Неправильным будет, если в Конституцию мы введем нормы представительства для партий, независимых депутатов. Это лучше всего расписать в отдельном законе. Также не стоит расписывать в Конституции механизм назначения глав местных администраций, чтобы не связывать себе руки в случае перехода к выборности акимов, или же сформулировать таким образом, чтобы иметь в последующем возможность для изменения данного порядка.

Но коль скоро президент изменил свои взгляды на сроки перехода к новому государственному устройству, то сейчас лучше всего срочно заняться неотложными делами, которых накопилось более чем достаточно. А конституционную реформу поручить разрабатывать независимым экспертам, специалистам, политическим партиям, НПО, общественным организациям с учетом интересов всего общества и необходимостью скорейшего построения действительно демократического, правового государства, не подстраиваясь под возможности и желания конкретных личностей.

Вопрос - Во время предстоящей встречи А. Акаева с президентом США Дж. Бушем предполагается, что американская сторона обратится с просьбой о продлении сроков пребывания сил антитеррористической коалиции в Кыргызстане, а также о поддержке ее акций против Ирака с использованием аэропорта "Манас". Какова должна быть, на ваш взгляд, наша реакция?

Ф.К.- О продлении срока дислокации авиабазы Ганси нужно решать положительно.

Сомневаюсь, что США обратятся с просьбой об использовании аэропорта "Манас" для осуществления боевых вылетов на Ирак. Тем не менее если такая просьба будет высказана, то не следует отвечать категорическим отказом. На мой взгляд, подготовить и осуществить теракт, подобный тому, который был совершен 11 сентября 2001 года, не под силу одной организации. Без помощи определенных государств здесь не обошлось. Не обязательно, чтобы какая-либо страна оказалась непосредственным сообщником, соучастником в исполнении данной акции. Достаточно оказывать даже косвенную помощь, прикрывая международных террористов, легализуя их пребывание в своей стране, закрывая глаза на их деятельность, обеспечивая условия для расширения сфер их влияния, пополнения и обучения членов организации и др. Без всякого сомнения - именно преступный союз террористов и государств позволяет успешно добывать в других странах соответствующие технологии, оборудование, сырье для различных видов оружия массового уничтожения и организовывать их промышленное производство. Без такой кооперации здесь никак не обойтись.

Поэтому США, осознавая свою ответственность как мирового лидера, обоснованно полагают, что лучше задавить зло в зародыше, чем потом иметь еще больше проблем и трагедий не только для американского народа, но и для всего человечества. Тем более что США планируют свержение режима Саддама Хусейна и уничтожение именно объектов, представляющих реальную угрозу, а не воевать с мирным населением. В этой связи усилия США следовало бы поддержать. Но с одной оговоркой. Кыргызстан должен получить необходимую помощь и гарантии в том, что мы сможем быть в последующем достаточно защищенными.

Вопрос - Встреча А. Акаева и В. Путина в Сочи ярко продемонстрировала заинтересованность России в Кыргызстане. Более того, В. Путин открыто заявил, что все политические силы должны объединиться вокруг А. Акаева. Как вы расцениваете данное заявление?

Ф.К. - Невозможно представить, чтобы В. Путин смог позволить себе высказать обратное, заявив, к примеру, что не надо поддерживать А. Акаева.

У нас в стране считают, что России повезло с президентом В. Путиным. И когда он пойдет на второй срок, то, кто бы ни стал президентом Кыргызстана после А. Акаева, он обязательно призовет россиян голосовать за В. Путина.

Это однозначно. Для нас Россия больше чем обычный стратегический партнер. Между нами только сейчас складывается по–настоящему плодотворное сотрудничество, и не на словах, а на деле. В таком переломе после длительного застоя - личная заслуга президента В. Путина, стремящегося восстановить роль и значение своей страны, прежние братские отношения.

Что касается объединения вокруг А. Акаева, то с нашей стороны стремление к нахождению взаимопонимания уже становится похожим на надоедливое приставание, и это вызывает все нарастающее недовольство среди наших сторонников, поскольку они не видят ответной позитивной реакции. Но должен заметить, что В. Путин призвал к объединению не в духе коммунистических призывов "сплотиться, сомкнув тесные ряды, вокруг бессменного вождя", а для того, чтобы "избежать любых проявлений крайнего характера". Он весьма дипломатично намекнул, что сказанное увязывает с необходимостью соблюдения прав человека. Данное обстоятельство весьма примечательно, так как впервые в истории наших стран глава российского государства, хотя и в очень деликатной форме, но тем не менее решил обозначить вопрос о правах человека. Однако эту часть выступления В. Путина кыргызские правительственные СМИ старательно замалчивают.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ