Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №207(28.10.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН



 Хроника

17 октября. Под председательством премьер-министра Казахстана Карима Масимова состоялось первое заседание совета директоров АО "Фонд национального благосостояния "СамрукКазына", на котором обсуждены вопросы организации деятельности мегахолдинга, созданного по поручению президента РК Н.Назарбаева.

Утверждены члены совета директоров, в который вошли министры экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов, индустрии и торговли Владимир Школьник, финансов Болат Жамишев, энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев и помощник президента РК по экономическим вопросам Асет Исекешев.

Решением совета директоров заместителями председателя правления АО "ФНБ "Самрук-Казына" назначены Тимур Кулибаев и Арман Дунаев. А.Дунаев с января 2008 года работал председателем правления акционерного общества "Фонд устойчивого развития "Казына". Т.Кулибаев является председателем правления Ассоциации "KazEnergy".

17 октября. Между НХК "Узбекнефтегаз" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) подписаны Учредительный договор и Устав Совместного предприятия "Мингбулакнефть", с целью совместной доразведки и разработки месторождения Мингбулак в Наманганской области.

Учредителями СП выступают ОАО "Андижаннефть" и Китайская национальная корпорация по разведке и разработке нефти и газа СNОDC. Совместное предприятие создается на паритетных началах с долей участия сторон 50/50.

В апреле 2007г. между НХК "Узбекнефтегаз" и CNPC было подписано Соглашение об основных принципах сотрудничества по совместной доразведке и разработке месторождения Мингбулак, а в мае 2008г. скреплено подписями Соглашение об основных принципах создания совместного предприятия.

17 октября. Казахстанская компания Kazakhmys Pls, один из крупнейших в мире производителей меди, в пятницу объявила о прекращении начатых в июле переговоров о слиянии. В сообщении компании отмечается, что дискуссии о возможной сделке с третьей стороной, начатые 14 июля, прекращены.

В распространенном ранее заявлении Kazakhmys говорилось, что компания продолжает изучать широкий спектр потенциальных возможностей и находится на очень ранней стадии обсуждений возможного объединения своего бизнеса с какой-либо компанией. С какой именно компанией ведутся переговоры, в заявлении не говорилось. Между тем, в британских СМИ появлялась информация о возможности слияния Kazakhmys с российским холдингом "Металлоинвест", контролируемым Алишером Усмановым.

РИА Новости не удалось получить комментарий "Металлоинвеста".

Выручка Kazakhmys Plc в первом полугодии 2008 года составила 2,84 миллиарда долларов, показатель EBITDA - 1,05 миллиарда долларов. Прибыль до налогообложения сократилась на 25% и составила 885,9 миллиона долларов. Правительству Казахстана принадлежит 15% акций компании.

17 октября. Дмитрий Медведев назначил Фарита Мухаметшина руководителем федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом и международному гуманитарному сотрудничеству (Россодружество), сообщила пресс-служба Кремля.

Медведев освободил Мухаметшина от обязанностей посла в Узбекистане.

17-18 октября. В Алматы прошло совещание по вопросам использования водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона с участием руководителей и чиновников профильных министерств, органов госуправления, хозсубъектов, а также экспертов по гидроэнергетике с кыргызской, казахской, таджикской, туркменской и узбекской сторон, сообщила пресс-служба Минпромэнерго КР.

Все участники согласились, что использование водно-энергетических ресурсов ЦАР и их регулирование должно базироваться на взаимосогласованной основе. Исходя из этого, стороны договорились о взаимных поставках природного газа, топочного мазута, угля и электроэнергии на предстоящий осенне-зимний период 2008/2009 гг.

По итогам встречи подписан Протокол между правительствами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана об использовании водно-энергетических ресурсов региона в IV квартале 2008 и в 2009 году.

Казахстан обязался поставить Кыргызстану до 250 млн. кВтч электроэнергии в IV квартале 2008 г. и I квартале 2009 г., а также своевременно поставить угольную продукцию и топочный мазут на столичную ТЭЦ. Узбекистан дополнительно поставит для тепловых электростанций Киргизии 150 млн. кубометров природного газа в I квартале 2009 года.

В 2009 году Кыргызстан поставит партнерам 5,25 млрд. кубометров воды для ирригации, а также гарантирует объем воды на Токтогульском водохранилище на начало вегетационного периода 2009 года не менее объема воды на начало вегетационного периода 2008 года. В этом ему помогут Узбекистан, Казахстан и Туркменистан.

18 октября. Chevron не ведет переговоров по приобретению доли в проекте нефтепровода Бургас-Александруполис, заявил вице-президент американской компании по вопросам управления активами Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) Эндрю МакГрэхен. «По Бургас-Александруполису мы не участвуем в подобных переговорах», - сообщил Эндрю МакГрэхен и также указал на то, что у компании нет никаких рамочных соглашений по поставке нефти в Бургас-Александруполис. Ранее сообщалось, что Греция и Болгария, контролирующие совместно 49% в проекте нефтепровода Бургас-Александруполис, могут уступить часть своих долей третьим участникам, среди которых назывались Chevron и казахстанский «Казмунайгаз».

Проект строительства нефтепровода Бургас-Александруполис реализуется в рамках межправительственного соглашения, подписанного РФ, Грецией и Болгарией 15 марта 2007 года. Нефтепровод протяженностью 285 км пройдет по территории Греции и Болгарии и позволит снизить объем транспортировки нефти танкерами через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. Возможный объем прокачки нефти на первом этапе составит 35 млн т в год с возможностью увеличения до 50 млн т. Предварительная стоимость проекта оценивается в 1,5 млрд евро. Россия владеет 51% акций международной проектной компании, созданной для реализации проекта, греческая доля в ней - 24,5%, болгарская - 24,5%.

20 октября. Туркменистан не приемлет экономического давления со стороны одних государств на другие как средство достижения политических целей, навязывания собственных взглядов и представлений, - заявил корреспонденту ИА REGNUM посол Туркмении в Узбекистане Солтан Пирмухаммедов.

"Постоянный позитивный нейтралитет Туркменистана прежде всего подразумевает активную конструктивную позицию в международных делах, использование им своих политических возможностей в целях ненасильственного разрешения противоречий и конфликтов между государствами, установления более гуманного и созидательного порядка в международных отношениях. Исключая саму возможность вмешательства во внутренние дела других государств, признавая неотъемлемое право выбора каждого государства на собственный путь развития, Туркменистан всегда готов способствовать любым миротворческим процессам, конструктивному диалогу во имя мира и согласия", - заявил корреспонденту ИА REGNUM посол Туркмении в Узбекистане Солтан Пирмухаммедов.

По его словам, Туркмения отказывается от применения силы или угрозы ее применения, а также от ущемления интересов других государств в любых формах. Как постоянно нейтральное государство, Туркмения принимает на себя обязательство никогда не начинать войны, не участвовать в войне (кроме случаев самообороны), воздерживаться от политики, дипломатических или иных действий и шагов, могущих привести к войне либо к конфликту. Туркмения не входит в военные союзы и блоки, в межгосударственные альянсы с жесткими регламентирующими функциями, либо подразумевающими коллективную ответственность.

20 октября. В ходе международной конференции атомной энергии тюркских государств, проходящей в Анкаре, Турция выдвинула инициативу о создании регионального агентства, аналогичного МАГАТЭ.

Турецкое Агентство по Атомной Энергии станет организацией, связанной с ядерной деятельностью стран Центральной Азии. Мирные атомные разработки, проходящие в тюркских странах, будут контролироваться этим агентством. Если агентство будет создано, в него войдут Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан.

Представители Министерства энергетики и природных ресурсов Турции прокомментировали, что Турция намерена развивать сотрудничество по атомной энергетике с Центрально-азиатскими странами. "Турция достигла того уровня, при котором создание собственного плана ядерной энергетики является важным развитием", переедет Today’s Zaman.

20 октября. В столице Кыргызстана озвучен список религиозных организаций, которые могут представлять угрозу для безопасности республики. Перечень представлен заместителем директора Госагентства по делам религий при правительстве КР Канатбеком Мурзахалиловым на круглом столе, посвященном обсуждению законопроекта "О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР".

По его словам, проблема экстремистских и радикальных течений в религиозной сфере Кыргызстана приобретает особую остроту. Наиболее опасной заместитель директора называет "Хизб ут-Тахрир". Канатбек Мурзахалилов подчеркнул, что подпольная организация распространила деятельность по всей республике и вовлекает в свои ряды молодежь, женщин и школьников. Опасный характер своей деятельности, как считает Канатбек Мурзахалилов, "Хизб ут-Тахрир" продемонстрировала во время недавних событий в Ноокатском районе Ошской области.

Помимо "Хизб ут-Тахрир", как полагает Канатбек Мурзахалилов, опасность представляют такие организации, как Исламское движение Узбекистана, Церковь Иисуса Христа, "Акрамия", "Белое братство", Церковь Муна и сатанистские организации.

По словам заместителя директора Госагентства, ситуация в религиозной сфере Кыргызстана складывается неоднозначно. Вкупе с рядом других проблем она вызывает тревогу за социальную стабильность и безопасность в стране.

20 октября. Как сообщает Государственное информационное агентство Туркменистана (ТДХ), состоялось очередное заседание Государственного совета безопасности Туркменистана.

Перед началом заседания члены Совбеза подарили на память Верховному главнокомандующему, президенту К. Бердымухаммедову большое фото мишени с прямым попаданием в десятку, которая является "неопровержимым свидетельством меткости и профессионализма", продемонстрированных Бердымухаммедовым во время посещения пограничной заставы в августе нынешнего года. Председатель Государственной пограничной службы Байрам Аловов вручил президенту знак "Мерген", а также соответствующие свидетельство и диплом, говорится в сообщении ТДХ.

20 октября. В ближайшее время планируется подписать проект Соглашения о создании Парламентской ассамблеи тюркоязычных государств (ТюркПА). Об этом на брифинге по итогам встречи с председателем великого национального собрания Турецкой республики Коксалом Топтаном заявил председатель сената парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

Как сообщил К. Токаев, проект соглашения о создании парламентской ассамблеи тюркоязычных государств пройдет соответствующую экспертизу. Он также высказал надежду, что вскоре документ будет подписан.

Председатель сената также выразил благодарность турецкой стороне за поддержку инициативы, высказанной президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым о создании ТюркПА на VIII саммите глав тюркоязычных стран в ноябре 2006 года. Целью создания Ассамблеи является формирование единого механизма в виде парламентского объединения и достижение соответствия политических взглядов, обмена опытом, осуществления совместных проектов.

Протокол о намерениях по созданию ТюркПА подписан по итогам встречи заместителей председателей парламентов тюркоязычных государств, состоявшейся 21-22 февраля в Анталье. В ходе переговоров, в которых приняла участие делегация парламента Казахстана во главе с заместителем председателя сената Мухамбетом Копеевым, а также азербайджанские, кыргызские и турецкие парламентарии, создана рабочая группа, разработавшая проект соглашения о Парламентской ассамблее тюркоязычных стран.

21 октября. Туркменские СМИ опубликовали ряд законов Туркменистана с учреждением и описанием новых государственных наград, подписанных накануне президентом страны Гурбангулы Бердымухамедовым.

Как передает ашхабадский корреспондент Turkmenistan.ru, среди них - медаль Туркменистана "Harby gullugyn weterany" ("Ветеран военной службы"), которая учреждена как знак отличия за многолетнюю безупречную службу военнослужащих.

Медаль "Iceri isler edaralarynyn weterany" ("Ветеран органов внутренних дел") будет вручаться как знак отличия за многолетнюю безупречную службу сотрудников органов внутренних дел Туркмении.

Медалью Туркменистана "Watan onundaki birkemsiz harby gullugy ucin" ("За безупречную службу перед Отечеством") будут награждаться военнослужащие, проходящие службу в рядах Вооруженных Сил Туркменистана, Министерства национальной безопасности, Государственной пограничной службы Туркменистана, а также министерств и ведомств, в которых в соответствии с законодательством Туркменистана предусмотрена военная служба, на момент представления не имеющие взысканий и отслужившие не менее 10 лет.

21 октября. Казахстанский инженерно-саперный отряд выведен из Ирака в связи с завершением своей миссии, сообщает Kazakhstan today со ссылкой на пресс-службу Министерства обороны Казахстана.

"Завершилась пятилетняя миротворческая деятельность казахстанского контингента, который полностью выполнил поставленные перед ним задачи и завершил свою миссию в Ираке. По просьбе правительства Ирака и в связи со значительной стабилизацией обстановки казахстанские военнослужащие возвращаются домой", - сообщает пресс-служба ведомства.

За период миротворческой деятельности произведено девять ротаций, в которых в составе коалиционных сил участвовало 290 военнослужащих казахстанской армии. Основными задачами контингента являлись поиск и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов, оборудование пунктов полевого водоснабжения, очистка воды и оказание медицинской помощи.

"Было также особо отмечено, что вывод казахстанского контингента происходит в момент, когда достигнута стабильность в обеспечении безопасности в Ираке и когда иракские силы безопасности готовы самостоятельно осуществлять контроль над ситуацией в стране", - заключает пресс-служба.

21 октября. К началу декабря Иран намерен заключить сделку об импорте газа из Туркмении, сообщил директор Иранской национальной компании по экспорту газа Сейед Реза Кесаи-заде.

В сентябре Тегеран заявил, что достиг рамочного соглашения о ценах на газ, добавив, что окончательная сделка будет подписана после мусульманского поста Рамадан, который заканчивается в конце сентября.

В конце декабря прошлого года Туркмения приостановила поставки газа в Иран в объеме 23 млн. кубометров в сутки, ссылаясь на технические проблемы. Иран назвал остановку поставок в разгар холодной зимы "аморальной" и заявил, что реальной причиной этого стало желание туркменских властей повысить цены.

С тех пор поставки были возобновлены, но Иран хочет увеличить объем импорта, сообщает Reuters.

По сообщению агентства "Моудж", директор Иранской национальной компании по экспорту газа Сейед Реза Кесаи-заде, совершивший в конце прошлой недели поездку в Туркменистан, по возвращении в Тегеран заявил, что в ходе состоявшихся переговоров обсуждались вопросы развития сотрудничества в области совместных инвестиций, формула, по которой будет рассчитываться цена на газ в 2009 году, и другие вопросы, представляющие взаимный интерес.

Сейед Реза Кесаи-заде отметил, что общая формула в целом выработана, и переговоры о базовой цене на газ продолжаются.

21 октября. Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов на заседании кабинета министров заявил о создании стабилизационного фонда. Его основой на первом этапе станут средства ликвидированного фонда бывшего президента Сапармурата Ниязова.

«Наличие стабилизационного фонда поможет избежать негативного влияния на национальную экономику мирового экономического и финансового кризиса», – заявил Бердымухамедов. По его словам, Туркмения смогла позволить себе его создание лишь после того, как в стране были начаты экономические реформы. Глава государства планирует пополнять фонд за счет профицита бюджета.

Предполагается, что часть средств стабфонда будет использована как подушка безопасности в социальной сфере. Другая часть активов стабилизационного фонда – «средства будущих поколений», по замыслу главы государства, с минимальными рисками будут размещены в высокодоходные, долгосрочные финансовые акции, предприятия. «Это и будет страховой фонд государства, предназначенный для наших детей», – заявил Бердымухамедов.

22 октября. Китайская национальная нефтяная компания (CNPC) договорилась с узбекской госкомпанией Узбекнефтегаз о разработке Мингбулакского месторождения в Наманганской области Узбекистана. Об этом сообщает агентство France Presse.

Мингбулакское месторождение с запасами нефти в 30 миллионов тонн было открыто в 1992 году. По данным CNPC, годовой объем нефти, который будет добываться на месторождении, составит 2 миллиона тонн. Финансовые условия сделки стороны не сообщили.

В 2007 году Китай импортировал около 200 миллионов тонн нефти, что на 10 процентов больше, чем в 2006 году. Импортированная нефть составляет 46 процентов от всего объема, которое Китай использовал в 2007 году. К 2020 году доля импортированного топлива в балансе страны вырастет до 66 процентов.

22 октября. Мажилис Парламента Республики Казахстан на пленарном заседании одобрил проект Закона «О республиканском бюджете на 2009—2011 годы».

В ходе обсуждения законопроекта отмечалось, что существует угроза превышения запланированного уровня инфляции — 8,5—10,5% на 2009 год, 7—9% на 2010 год, 6,5—8,6% на 2011 год. Кроме того, наблюдается снижение расходов на образование в процентном отношении к ВВП, несмотря на их рост в абсолютном выражении. Расходы на здравоохранение в предложенном проекте республиканского бюджета меньше, чем в других постсоветских странах, — в России, Белоруссии, странах Прибалтики.

В целом предложенные мажилисменами поправки в проект трехлетнего бюджета направлены на увеличение расходной части республиканского бюджета.

23 октября. Парламент Казахстана принял закон о внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам устойчивости финансовой системы, предусматривающий введение уголовной ответственности крупных акционеров за доведение финансовой организации до банкротства, сообщила пресс-служба мажилиса (нижняя палата парламента страны).

«Депутаты мажилиса сегодня на пленарном заседании согласились с поправками, внесенными сенаторами в законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам устойчивости финансовой системы».

Законом также предусматривает увеличение размера гарантий по вкладам населения в банках второго уровня с 700 тысяч тенге (5,8 тысячи долларов) до 5 миллионов тенге (41,6 тысячи долларов).

В случае ухудшения финансового состояния банка предусмотрено право правительства принимать решение о выкупе акций из принудительной эмиссии в размере не менее 10% от общего количества размещенных бумаг. При этом выкуп может быть осуществлен без принятия решений органами банка.

Закон также наделяет Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) правом требовать от банка, накопительного фонда, страховой организации выполнения определенных действий для стабилизации их финансового состояния. Одновременно АФН получает право применить к банкам такие меры, как приостановление или ограничение некоторых видов банковских операций, ограничение принятия депозитов, увеличение провизий банка, отстранение от должности руководящих или других работников.




Александр Князев: "Так называемая "многовекторность" - это элементарная проституция…"

20.10.08. Фергана.Ру

Беседовал Даниил Кислов

Международная конференция "Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы международных отношений" пройдет 4-5 ноября на Иссык-Куле. Организатором ее является Общественный фонд Александра Князева.

Участники конференции намерены оценить возможности стран Центральной Азии и России по формированию структур региональной безопасности в рамках действующих международных и региональных организаций (СНГ, ОДКБ, ШОС) и без участия внерегиональных сил, а также результаты военного присутствия США и НАТО в Центральной Азии и основные угрозы региональной безопасности. Отдельным вопросом будут рассмотрены экономические аспекты внешней политики стран Центральной Азии в контексте проблематики региональной безопасности.

Вопросы о предстоящем форуме главный редактор "Ферганы.Ру" Даниил Кислов задал главному организатору мероприятия, известному эксперту, профессору Александру Князеву.

Фергана.Ру: - Какие именно события вызвали необходимость проведения подобной конференции именно сегодня? События в Грузии? Новый виток противостояния России и НАТО? Или - какие-то процессы в исследуемом вами и вашими коллегами регионе?

А. Князев: - Проведение конференции не связано с какими-либо текущими событиями. Грузия, обострение отношений между Россией и США (я бы не акцентировал только на НАТО) - это скорее достаточно яркие, знаковые и наиболее свежие примеры того, что в мировой системе международных отношений, включая и центрально-азиатский регион, который не существует изолированно, идет процесс трансформации, о которой мы собственно и будем говорить. Этот процесс требует от всех его участников своевременно вносимых изменений - в национальные концепции внешней политики, в концепции национальной безопасности, в стратегии, связанные с внешнеэкономической деятельностью, относящиеся к участию той или иной страны в том или ином интеграционном образовании… Та подсистема международных отношений, которая сложилась в общем виде в нашем регионе, на мой взгляд, требует достаточно радикального пересмотра. Она на данный момент неестественна. Геополитические факторы, которые ее определяют, должны быть в идеале стабильными, не зависящими от изменений политической конъюнктуры. Сегодняшняя геополитика региона в значительной степени испытывает на себе воздействие того интереса, который мировые центры силы испытывают по отношению к региональному энергоресурсному потенциалу, порождая ежедневно меняющуюся политическую конъюнктуру и, как следствие, конфликтность или, по крайней мере, конфликтогенность. А еще есть стремление США к воздействию на эту региональную геополитику с целью оторвать развитие региона от тех политико-географических пространств, с которыми Центральная Азия связана фундаментально - это Россия и Китай, а также Иран. Вот эта геополитическая неестественность, она лежит в основе множества явных и латентных конфликтов, существующих в регионе. Она же во многом определяет и отсутствие успехов в социально-экономическом развитии, которое для каждой страны региона во многом зависит от внешних факторов, включая выбор партнеров, уровень определенности, предсказуемости, или даже, я бы сказал, внятности в отношениях с ними и т.д.

- Какие страны будут представлены и какие ученые приедут на конференцию? Будут ли в ней участвовать представители западного экспертного сообщества?

- Наиболее широко будет представлено экспертное сообщество самих центральноазиатских республик. Приглашения направлены экспертам из всех сопредельных и соседствующих стран - Китая, Ирана, России, Индии, Пакистана, из нескольких европейских стран - Великобритании, Франции, Германии... О состоявшемся участии, как вы понимаете, говорить пока рановато… Хотя в общем-то, принципиально важно, на мой взгляд, участие именно экспертов из стран региона, прошло уже то время, когда мнение по тому или иному вопросу заезжего европейца или американца, путающего Киргизстан с Курдистаном, воспринималось многими как истина в последней инстанции.

- На конференции будет обсуждаться внешняя политика стран Центральной Азии в 1990-х - 2000-х годах. Вы намерены окончательно разобраться с историей (к примеру, март-2005 в Бишкеке и март-2005 в Андижане), чтобы увереннее оценивать события настоящего?

- Есть известная истина - кто не знает истории, не имеет будущего. Но есть еще другая, вспоминаемая и цитируемая значительно реже: нельзя жить только прошлым, жить нужно все-таки в большей степени сегодняшним и, очень желательно, завтрашним днем. События, о которых вы говорите, в определенной степени осмыслены, хотя и существуют различные, полярно противоположные даже, их оценки. Это нормально, не может текущая политика комментироваться в жанре единоголосия, монофонии… Политической науке и все смежным научным отраслям - экономике, социологии и другим, вообще очень трудно быть объективными, когда речь идет о событиях и процессах, близко стоящих во времени… Каждый эксперт - живой человек, его взгляды и подходы к той или иной проблематике формируются в определенной среде, испытывают на себе воздействие этой среды, эти взгляды и подходы личностны, индивидуальны. (Я не говорю сейчас о тех случаях, когда человек приезжает на конференцию, дабы озвучить и без того всем известные официальные тезисы, утвержденные в соответствующих структурах его страны. Таких я стараюсь не приглашать). Но в том то и ценность общения представителей экспертного сообщества друг с другом на мероприятиях, подобных предстоящей конференции, что это общение помогает моим коллегам как минимум засомневаться в своих устоявшихся оценках, взглядах. Ну, а как максимум, переоценить те или иные события или процессы, подкорректировать свое их видение… Вот через призму примерно такого рода я бы ответил на ваш вопрос по поводу того, нужно ли "окончательно разобраться с историей". Во-первых, окончательно разобраться с историей невозможно вообще. Приведите мне примеры исторических событий - любых, из всего огромного массива всемирной истории! - по поводу которых существовали бы окончательные и бесповоротные оценки? Нет таких событий, нет таких оценок. Даже по античной истории между специалистами продолжаются споры, дискуссии, что же вы хотите окончательно решить относительно столь недавних событий… Любое сегодняшнее знание по ним будет страдать неполнотой, недостаточной фактографической базой для того, чтобы сделать безукоризненные выводы. Ну, и, наконец, не думаю, что дискуссии по этим событиям сейчас дадут что-то принципиально важное для планируемых на предстоящей конференции дискуссий по внешнеполитической тематике. После марта 2005-го в Киргизии и мая 2005-го в Узбекистане прошло достаточно много времени, дающего материал для анализа наиболее важных тенденций в их внешнеполитических курсах… Так что, ваш исторический интерес останется, скорее всего, неудовлетворен, наверное это случится не здесь, не сейчас и по другому поводу…

- Один из пунктов повестки дня конференции - "Результаты военного присутствия США и НАТО в Центральной Азии и основные угрозы региональной безопасности". Получается, что базы НАТО в Узбекистане, Кыргызстане и Афганистане несут региону угрозу?

- Безо всякого сомнения. Американские действия в регионе имеют четко спланированную антироссийскую, антикитайскую, антииранскую направленность. Разумеется, не обязательно в тупом военном смысле: сегодня и в обозримом будущем весьма затруднительно представить себе американскую военную агрессию против России или Китая. Эта направленность имеет скорее информационно-политический характер, заставляет и Россию, и Китай реализовывать некие контрмеры, отвлекая ресурсы, которые могли бы быть использованы для ускорения развития социально-экономической сферы своих стран, для инвестирования в новые технологии, для инвестирования в те же страны Центральной Азии. Есть и более конкретный формат этих угроз. Тупое упование на военное решение афганской проблемы способствует пролонгации конфликта в Афганистане, что, в свою очередь, влечет и продолжение действия всех угроз безопасности, исходящих из Афганистана. За время американо-европейской агрессии в Афганистане объемы производимых и транспортируемых через наш регион наркотиков выросли во многие десятки раз. А это и рост коррупции, и общая криминализация национальных экономик стран региона, и нанесение колоссального ущерба генофонду, моральное разложение большой части населения… Список последствий этого можно продолжать долго… Военное присутствие США в регионе создает напряжение, которое мешает конструктивному сотрудничеству и внутри региона, и со странами-соседями. Упреждая возможный вопрос о российском присутствии, могу сказать, что, например, для Китая или Ирана российские военные базы не являются источником какого-либо раздражения. Российское военное присутствие в Киргизии, скажем, не несет в себе угрозы для развития взаимовыгодных отношений между Китаем и Киргизией, учитывая стратегическое партнерство между Китаем и Россией, которые активно сотрудничают в военной области. Если говорить об американской военной базе, то она, естественно воспринимается Китаем как угроза своим национальным интересам. США оказывают финансовую помощь оппозиционным силам как внутри, так и вне страны, в частности, сепаратистскому движению в СУАР, невзирая на то, что это движение связано с международными террористическими группировками, ради борьбы с которыми, якобы, США и присутствуют в регионе.

Фергана.Ру: - Другой пункт вашей повестки - обсуждение возможностей стран Центральной Азии и России по формированию структур региональной безопасности без участия внерегиональных сил. Имеется в виду также - без участия НАТО, ООН, ЕС и других - внешних - организаций?

- Существуют прогнозы, согласно которым уже в 2020-е годы три из четырех крупнейших экономик в мире окажутся в Азии: Китай, затем США, за ними - Индия и Япония, за которыми будут следовать Россия и Бразилия. Что касается западоцентричного взгляда на мир, а именно он превалировал в международном интеллектуальном дискурсе, начиная со средневековья, то он исчезнет гораздо раньше - думаю, в течение нескольких месяцев, это уже происходит. Посмотрите, для предотвращения грузинской агрессии в Южной Осетии не сработали ни многосторонняя дипломатия, ни региональные механизмы, ни вся нынешняя архитектура безопасности в целом… Это кризис международного права и всех институтов управления международной системой. И международное право, и все эти институты создавались в совсем иную эпоху. Механизмы ООН работали в условиях жесткой поляризации в международных отношениях, когда США и НАТО - с одной стороны, СССР и страны "восточного блока" - с другой, диктовали миру свои правила поведения, вполне успешно, на мой взгляд, используя площадку Объединенных Наций. Распад СССР изменил ситуацию, попытка США доминировать в мире в целом потерпела крах, но зато очень успешно реализовалась в деятельности таких институтов как ООН и ОБСЕ, которые превратились в инструменты американской внешней политики. Как только в стенах ООН начинается некая активность, не соответствующая американским интересам, ООН становится бессильной - включаются механизмы наложения вето и т.д. Какими аргументами можно объяснить сегодняшний состав Совета безопасности ООН, где нет Индии, Бразилии, ЮАР, Германии, Японии? Необходима либо радикальная реформа этой организации, либо нужно генерировать новые глобальные международные институты. И ничего драматического в этом нет. Ну, а система европейской безопасности, основы которой были заложены в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, уже давно перестала действовать окончательно. ОБСЕ - это уже просто несерьезно. Пришло время серьезно расширить число основных ответственных игроков на мировой арене, особенно когда некоторые ключевые глобальные игроки превратили уже в традицию игнорирование международного права.

Такой же кризис существует и в том, что относится к экономике. Так называемые "бреттон-вудские" институты (МВФ, Мировой банк), возникший в 1961 году экспертный клуб богатых стран в лице Организации экономического сотрудничества и развития, ВТО - все они успешно проводят конгрессы, конференции и симпозиумы, выпускают декларации, выдают специальные мандаты и осуществляют антидемпинговые процедуры, но нынешний финансовый кризис заставляет говорить о суровой необходимости привлечь к консолидированному решению этих проблем страны БРИК, Саудовскую Аравию, Мексику, ЮАР.

Да, США пока остаются единственной сверхдержавой, но далеко не единственной державой. Они не в состоянии справиться со всеми вызовами, а тем более со всеми вызовами сразу. Современная американская политика абсолютно не предполагает принятие на себя ответственности, она предполагает односторонность и стремление к обеспечению решения проблем, непосредственно затрагивающих интересы исключительно самих Соединенных Штатов. Баланс сил на мировой арене меняется - зримо и просто стремительно. Китай, Россия и государства Персидского залива располагают большими золотовалютными резервами, чем все страны Запада, вместе взятые, если не считать Японию, они даже во время кризиса демонстрируют наивысшие темпы роста ВВП и потребления. Россия приобрела американские государственные обязательства на сумму, сильно превышающую объем инвестиций Соединенных Штатов в России.

- Какое отношение это имеет к нашему региону?

- Самое непосредственное. Мы начинаем жить в новой международной реальности. Западоцентризм подошел к концу. Реальность же такова, что безопасность Центральной Азии в состоянии обеспечить не структуры-импотенты типа ООН, ОБСЕ, НАТО, а сделать это могут объективно заинтересованные в этой самой безопасности с точки зрения собственных национальных интересов Россия, Китай, Иран… Посмотрите, чем занимаются уже довольно продолжительное время наблюдатели от ЕС на границах Грузии и Южной Осетии? Они не работают, они занимаются уточнением процедур… Это что - действенная организация? Сегодня в мире быстро развивается альтернативный глобализации процесс - так называемая "регионализация". Региональные форматы взаимодействия государств оказываются более эффективными. Для нашего региона такими форматами являются ОДКБ и ШОС, если говорить о военно-политической сфере… У народов региона есть такая пословица: "Близкий сосед всегда лучше дальнего родственника". США приходят и уходят, Китай, Россия, Иран будут здесь всегда. С ними и надо договариваться и сотрудничать.

- В последние месяцы признания неэффективности военной операции НАТО в Афганистане раздаются даже из уст высоких американских военных. Если антитеррористическая кампания в Афганистане потерпит фиаско, способны ли страны региона совместно с Россией, заменить западных военных?

- Ни за что. И это абсолютно не нужно. Афганская проблема не имеет военного решения, это тупиковый путь. Об этом и я, и множество моих коллег из разных стран писали и говорили в последнее время множество раз, в том числе и на "Фергане.Ру".

Недавно постоянный представитель РФ в ООН Виталий Чуркин заявил, выступая на заседании Совета безопасности ООН, что Россия выступает против "тактики заигрывания" с талибами, назвав ее "изначально порочной". Здесь, как мне кажется, не все так просто. Да, есть небольшая часть группировок в Афганистане, связанная с международными террористическими кругами и заодно - обращаю внимание - со спецслужбами США и некоторых европейских стран, Великобритании в частности. Это особый предмет для разговора. Но подавляющее, просто подавляющее большинство тех группировок и тех людей, которые воюют сейчас против американских войск и международных сил в Афганистане - это афганские граждане, это внутренняя афганская оппозиция, в силу ряда обстоятельств предпочитающая отстаивать свои цели с оружием в руках. Я еще четыре года назад, нарываясь на критику коллег, писал о том, что это - движение сопротивления, никакие это не талибы. В последнее время появилась тенденция уже к массовому переходу военнослужащих правительственных сил на сторону антиправительственных группировок. Это о чем-то должно говорить? По сути, американские и натовские войска ведут войну против афганской оппозиции. Переговоры - это единственный возможный путь к установлению мира в Афганистане. Наше общественное сознание в высокой степени мифилогизировано. "Талибан", "талибы" - это компоненты мифологизации… Это движение сопротивления иностранной военной агрессии и марионеточному режиму в Кабуле.

- Как Вы оцениваете инициативу главы Узбекистан Ислама Каримова по стабилизации ситуации в Афганистане, выдвинутую на саммите НАТО в Бухаресте (возврат к модели "6 плюс 2")? Будет ли она обсуждаться?

- Думаю, что обсуждаться будет. Мне она представляется вполне заслуживающей внимания. Более того, эта модель, точнее формула, переговорного процесса по Афганистану, была бы, на мой взгляд, наиболее оптимальной. Если бы не одно "но". Ни НАТО, ни США никаким образом не реагируют на инициативы со стороны ОДКБ, отдельно России, ШОС по сотрудничеству в Афганистане. НАТО устраивает тот уровень сотрудничества с Россией и некоторыми странами региона, который сложился после 2001 года - я имею ввиду транзит натовских грузов через территорию России, Казахстана и Узбекистан… И все. Ярко выраженное нежелание США и НАТО взаимодействовать с кем-либо по решению афганской проблемы просто перечеркивает ту инициативу президента Узбекистана, о которой вы говорите. Объективно же, без участия в афганском урегулировании стран ОДКБ и ШОС - и именно в формате организаций, а не отдельных стран - афганскую проблему американцам и европейцам не решить никогда.

- Мы постоянно слышим в прессе как бы не требующий обсуждения тезис о том, что безопасность всей Центральной Азии во многом (чуть ли не во всем) зависит от ситуации в Афганистане распространения наркоугрозы и терроризма. Прокомментируйте, пожалуйста, ваше видение других угроз региональной безопасности - и тех, что будут обсуждаться на предстоящей конференции, и тех, что лежать за ее рамками.

- Афганский кризис на самом деле является главным фактором безопасности Центральной Азии. Даже если рассматривать хотя бы один из компонентов "афганской угрозы" - производство наркотиков и их транзит через регион. Есть и другие. Главное, я считаю, является неготовность всех без исключения бывших советских союзных республик Средней Азии и Казахстана к существованию в качестве самостоятельных государств. Все они, хотя и в разной мере, до сих пор остаются несостоятельными. Вообще, эпоха строительства национальных государств в мире в основном завершилась по итогам второй мировой войны. Посмотрите на африканские страны, получившие независимость в 1960-1970-е годы - многие ли из них состоялись? Рост могущества супердержав не оставляет места для классической независимости новообразовавшимся. В нашем регионе я более-менее позитивно оценил бы в этом плане лишь Казахстан и Узбекистан, но тоже с большими оговорками. Сегодняшнее относительно позитивное состояние того же Казахстана зиждется на двух "китах" - на управленческом таланте Нурсултана Назарбаева, подкрепленном наличием энергоресурсов. Рано или поздно, эпоха Назарбаева завершится, а отсутствие внятной схемы обеспечения преемственности в политике страны ставит под большое сомнение дальнейшее развитие Казахстана. Есть вопросы такого рода и по все остальным - Узбекистану, Таджикистану, Киргизии… Вот эта неполная состоятельность является главной угрозой для всех. Остальное вторично - экономика, военная безопасность, экономическая, продовольственная, эколого-технологическая и так далее. Отсутствие четко выверенных стратегий развития ставит под угрозу само существование этих государств, все остальное уже не так существенно.

- Как Вы прокомментируете другие угрозы - вероятность возникновения в данном регионе социальных возмущений, массовых протестов, вызванных неэффективной экономической политикой правительств тех или иных стран? Не кажется ли Вам, что обсуждая геополитические угрозы, мы часто забываем о проблемах простого населения стран региона, которому, в принципе, не важно, чьи военные базы стоят в республике?

- Почему забываем? От того, чьи военные базы стоят в регионе, напрямую может зависеть и социально-экономическая ситуация в той или иной стране. Пока в Киргизии находится американская военная база, трудно ждать искреннего и активного участия Китая или России в экономике республики. Присутствие американской базы - при том, что Киргизия является участницей и ШОС, и ОДКБ, свидетельствует о двуличности киргизской внешней политики. Да, используя политкорректные термины, эвфемизмы, на которые богат русский язык, можно говорить о том, что эта политика "многовекторна"… Но если называть вещи своими именами, это же элементарная проституция, простите уж меня… У кого есть ресурсы, для тех, как сказали бы в советское время, это проституция "валютная"… Для тех, кто ресурсами обделен – та, что подешевле… Как вы назовете даму, которая отдается сегодня одному, а завтра другому, оценивая, кто и сколько способен за это заплатить? … Вот это и есть суть, квинтэссенция этой самой "многовекторности". В результате - недоверие тех партнеров, которые могли бы стать серьезными инвесторами, будучи уверены в порядочности руководства республики. А инвестиции - это рабочие места, это как раз то, что напрямую касается простого населения любой из стран региона. Это как раз то самое экономическое и социальное развитие, которое способно вызвать и социальное возмущение, и социальные протесты… Пока что США вкладывают деньги в нашем регионе не в экономику. Они инвестируют во что угодно, но только не в реальность: в развитие гражданского общества, в развитие средств массовой информации, в реформирование структур управления… То есть, в потенциал общественно-политической активности. Но этот потенциал не соответствует в итоге экономическому базису общества. Так случилось в Киргизии и сегодня мы имеем достаточно активное в политическом плане общество, которому, увы, становится нечего кушать… А эффективность управления, о которой вы говорите, в данном случае не при чем. Каждый народ заслуживает того управления, которое у него есть. Сто пятьдесят лет назад народы региона жили под управлением ханов и эмиров - не так уж это много, полтора века, и всех это устраивало… Авторитаризм – не обязательно плохо, это один из возможных механизмов управления. Оценивать же эффективность того или иного механизма применительно к обществу нельзя с позиций сиюминутных, с позиций вчерашнего или сегодняшнего дня. Еще история многое покажет. Забегание же вперед - а таковым для Киргизии, скажем, были либеральные реформы периода президентства Аскара Акаева - обязательно вызывает рано или поздно и откат назад… За все нужно платить.

Так что и геополитика, и геоэкономика, и внешняя политика стран региона имеют самое прямое отношение к тому, как мы живем - в Казахстане, в Киргизии, в Таджикистане или в Узбекистане… Вот как раз об этом, о внешнеполитических приоритетах, принципах и ориентации центральноазиатских стран, включая и экономический компонент, - наша конференция.




Андрей Грозин: «Москве необходимо знать все взгляды и учитывать все подходы»

21.10.08. Бишкекский пресс-клуб

«Киргизия – это республика, которая в последнее время представляет для России большой интерес и итоги последнего Саммита, а также двусторонней встречи Бакиева и Медведева лишний раз это подчеркнули. Поэтому Москве следует постоянно поддерживать контакты, в том числе с оппозиционными силами, хотя бы для того, чтобы быть в курсе происходящего», - считает российский эксперт, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, ответивший сегодня на вопросы ВРС.

ВРС: Комментируя поездку кыргызстанских оппозиционеров в Москву, эксперты и политики выдвигают две основные версии: переговоры с представителями официальной власти и с отдельными политическими деятелями. А что по этому поводу можете сказать вы?

Андрей Грозин: Я полагаю, что скорее вероятно второе, потому что не в правилах российской официальной власти вести какие-то серьезные, к чему-то обязывающие переговоры с оппозиционными силами из государств СНГ. Тем более, это касается государств, которые считаются союзническими, а Киргизия для России таковой, безусловно, является.

С одной стороны, Россия стремится держать руку на пульсе, и хочет знать, что ведущие киргизские оппозиционеры, к которым относятся Омурбек Текебаев и Темир Сариев, думают о перспективах развития Киргизии в социально-экономическом и политическом плане, как текущей осенью, так и будущей зимой.

С другой стороны, можно вспомнить историю 2005 года, связанную с посещением Москвы господином Бакиевым, госпожой Отунбаевой и многими другими, которая закончилась тем, что эти люди сменили команду Аскара Акаева.

Очевидно, что люди приезжают в Москву для того, чтобы поделиться мнениями. При этом я понимаю, что Москва абсолютно не заинтересована в том, чтобы у нынешней власти в Кыргызстане были какие-то проблемы, связанные с известными экономическими трудностями. Очевидно, что данная тематика обязательно имела место на встречах этой пятерки с теми российскими чиновниками, которых для этого мог определить Кремль.

Москва, как я думаю, попытается донести до ваших оппозиционных политиков свое мнение о том, что сейчас в России никто не заинтересован в том, чтобы Киргизия входила в новую полосу серьезных потрясений. У России и без того хватает  проблем, как собственных, так и тех, которые связаны с другими постсоветскими республиками, в том числе центрально-азиатскими. Она не горит желанием получить еще одну головную боль.

Я полагаю, что спектр обмена мнениями будет достаточно широк. К тому же будет иметь место возможность услышать из первых уст оценку ситуации в Киргизии. Ясно, что оппозиция будет ее давать со своей точки зрения, но, тем не менее, Москве необходимо знать все взгляды и учитывать все подходы.

Киргизия – это республика, которая в последнее время представляет для России большой интерес и итоги последнего Саммита, а также двусторонней встречи Бакиева и Медведева лишний раз это подчеркнули. Поэтому Москве следует постоянно поддерживать контакты, в том числе с оппозиционными силами, хотя бы для того, чтобы быть в курсе происходящего.

Я думаю, что Москва примет к сведению мнение киргизской оппозиции. Однако ожидать какой-то ярко выраженной реакции в настоящее время бессмысленно. Как однажды было сказано Владимиром Путиным на одной из пресс-конференций, российский подход в отличие от американского, в первую очередь, заключается в подержании легитимной власти, избранной народом.

Однако, если раньше Россия целиком и полностью ориентировалась на властвующие элиты и по сути дела избегала любого контакта с контрэлитами, то очевидно убедившись в том, что подобного рода подход не всегда эффективен, Россия начинает прислушиваться к мнению оппозиционных сил стран СНГ. Однако то, что она их слушает, не означает, что она их поддерживает.

Вместе с тем я не думаю, что для официальной Москвы визит оппозиционеров из Киргизии имеет первостепенно значение, поскольку она сейчас озабочена рядом других вопросов. В первую очередь, это касается реакции российской экономики на мировые кризисные явления. То есть это проблема номер один, а все остальные вопросы, касающиеся взаимодействия с постсоветскими государствами занимаю второе и в некотором смысле даже третье место. То есть, я хочу сказать, что в настоящее время внимание президента и премьер-министра концентрируется на решении проблем, связанных с последствиями мировых кризисных событий.




Александр Князев: «Средняя Азия должна вернуться к традиционной ориентации…»

22.10.08. InfoAsia.org.

Международная конференция «Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы международных отношений» пройдет 4-5 ноября на Иссык-Куле. Ее организатором является Общественный фонд Александра Князева. Участники конференции намерены оценить возможности стран Центральной Азии и России по формированию структур региональной безопасности в рамках действующих международных и региональных организаций (СНГ, ОДКБ, ШОС) и без участия внерегиональных сил, результаты военного присутствия США и НАТО в Центральной Азии и основные угрозы региональной безопасности. Отдельным вопросом будут рассмотрены экономические аспекты внешней политики стран Центральной Азии в контексте проблематики региональной безопасности. Предстоящий форум корреспондент InfoAsia.org обсудил с его главным организатором, известным экспертом, директором регионального филиала Института стран СНГ, профессором Александром Князевым.

— Международная конференция «Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы международных отношений», организатором которой вы являетесь, уже второй форум такого серьезного уровня, посвященный проблемам региона, который проходит в Киргизии. С чем это связано? С новым витком интереса к Центральной Азии, то есть возрастанием ее роли? С появлением каких-то новых факторов?

— Для экспертной конференции конкретные поводы не нужны. Проведение конференции не связано с какими-либо текущими событиями. Та аналитическая работа, которой мы занимаемся, не направлена на решение каких-либо сиюминутных вопросов.  Хотя последние месяцы дают, конечно, достаточно яркие, знаковые примеры того, что в мировой системе международных отношений, включая и среднеазиатский регион, который не существует изолированно, идут сложные процессы трансформации, о которых мы собственно и будем говорить. Эти процессы, в корне меняющие принципы взаимоотношений в мире, требуют от всех своих участников и своевременно вносимых изменений — в национальные концепции внешней политики, в концепции национальной безопасности, в стратегии, связанные с внешнеэкономической деятельностью, относящиеся к участию той или иной страны в том или ином интеграционном образовании.… И та подсистема международных отношений, которая сложилась в общем виде в нашем регионе, на мой взгляд, требует достаточно радикального пересмотра. Она на данный момент неестественна.

И эта неестественность очевидна уже по-крайней мере несколько лет. Так называемая «многовекторность» худо-бедно позволяла странам региона балансировать между интересами внешних центров силы до того времени, пока интерес этих центров к региону был различным. Россия была занята своими проблемами, Китай только присматривался к пространству, открывшемуся с распадом СССР, это позволяло США заниматься реализацией своих геополитических проектов, не особо заботясь собственно развитием региона и не испытывая какого-либо серьезного противодействия со стороны других мировых игроков.

 С начала 2000-х годов все резко изменилось. Китай обеспокоился американским присутствием в Средней Азии — знаковым здесь можно считать открытие американских военных баз. Россия начала выходить из транзитного состояния, вызванного распадом СССР, а последние события на Кавказе со все очевидностью говорят об окончательном возвращении России в статус ключевого глобального игрока. Средняя Азия и Казахстан объективно являются сферами национальных интересов России. Естественно, Ее активность принимает те формы, обретает ту интенсивность, которые этим интересам отвечают. И страны региона уже не могут продолжать вести себя как продавец семечек на базаре. Для какого-то позитивного развития, да и просто для сохранения государственности, каждая страна обязана выработать для себя стратегию поведения по отношению к соседям и к внешним игрокам. Настал, так сказать, момент истины, Грузия, руководство которой этого не поняло, — яркий тому пример. Государственные границы, территориальная целостность — это уже понятия из прошлой системы международных отношений, все прежние принципы ее функционирования — версальские, ялтинско-потсдамские — уходят в прошлое с разделом Югославии, распадом СССР, признанием западными странами независимости Косова и теперь вот с признанием Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Все это требует осмысления применительно к Средней Азии и Казахстану в том числе. Страны региона должны определиться со своей ориентацией, возможно, просто вернуться к традиционной для них – российской…

— Вы недавно в одном из интервью сказали, что Киргизии давно пора отказаться от «многовекторной» внешней политики. И, по сути, у нее есть только один выбор. Что вы можете сказать по поводу «векторов» других стран региона? Например, Таджикистан в последнее время стал активно разрабатывать «персидское» направление, а Узбекистан продолжает метаться между Россией, США и Евросоюзом…

 — Таджикистан «стал активно разрабатывать «персидское» направление» не в последнее время. Этнокультурная близость таджиков и иранцев еще в период распада СССР обусловила более высокий уровень отношений Ирана с Таджикистаном, нежели с другими государствами региона. Иран уже в период перестройки оказывал повышенное внимание Таджикистану, но оно обуславливалось в первое время стремлением расширить сферу своего политического и специфического идеологического влияния. Но первоначальные претензии иранских политических кругов на доминирование в Таджикистане быстро оказались дезавуированы со стороны России. И были найдены некие формулы взаимодействия: организация межтаджикских переговоров и в итоге мирное урегулирование в Таджикистане в первую очередь есть результат совместной российско-иранской дипломатической активности.

 Кстати, и там уже ООН, ОБСЕ и другие международные институты выполняли функции скорее вспомогательные, установление мира в Таджикистане — не их заслуга.   Кроме того, в таджикско-иранских отношениях не все так гладко, в среде значительной части таджикского общества существует заметное политическое и идеологическое предубеждение в отношении Ирана. Ну, а опыт начала 1990-х годов во многом определил формат российско-иранского взаимодействия в Таджикистане в последующем, предотвратив вероятность возникновения прямой конфронтации интересов двух стран. Стремление двух сторон — российской и иранской — участвовать в гидроэнергетике Таджикистана можно посмотреть на примере Сангтудинских ГЭС, одну из которых заканчивают строить иранцы, а вторую — россияне. Мирно и спокойно.

В таджикско-иранских отношениях важное место занимает идеологический, в малой степени имеющий реальное политическое или иное наполнение, концепт «Арийского единства», подразумевающий интеграцию ираноязычных стран региона и создание в перспективе некой этноориентированной оси Тегеран-Кабул-Душанбе. Но Кабул вообще пока отдыхает — до тех пор, пока там не появится самостоятельного правительства и не прекратится гражданская война, усугубленная сегодня иностранной агрессией. Что касается Ирана, то есть закон геоэкономического «полюса», который гласит: в геоэкономическом пространстве глобальный или региональный полюс означает субъекта, отличающегося от других субъектов превосходством своей экономической мощи над экономическим потенциалом вслед идущего субъекта, как минимум, в два раза или более. То есть, экономический потенциал не является синонимом мощи, — но именно явление мощи порождает явление полюса. К Ирану в контексте его политики в Таджикистане это вполне очевидно не применимо.  «Метания» Узбекистана — это попытка продолжать ту политику, которая существовала до сих пор, когда страны нашего региона, играя на противоречиях между внешними центрами, искали выгоду для себя. Тем же самым сегодня занимается, между прочим, и Казахстан, да и Киргизия с Таджикистаном не оставили попыток продаться всем сразу или по очереди.…

Когда-то Збигнев Бжезинский придумал этот довольно примитивный по сути эвфемизм: «многовекторность»… Это элементарная проституция – куда пойти, кому отдаться.… Но это скоро закончится. В политике Казахстана это становится уже заметно: скажем, вывод казахстанского капитала из Грузии, это ведь не только попытка спасти свои деньги, это же и очень важный политический шаг, которым, кстати, ужасно недовольны в Вашингтоне, но который вполне позитивно, думаю, оценен в Москве…

— Россия, безусловно, заинтересована в том, чтобы все страны региона выбрали именно «российский вектор». На ваш взгляд, достаточно ли усилий Москва предпринимает для этого? И чем может обернуться для центрально-азиатских стран выбор иного направления?

  — Можно выбрать и «американский» вектор, если примеры Афганистана и Ирака считать положительными, и не обращать внимания на то, как США легко «кидают» своих союзников – ту же Турцию в последнее время, например… Можно и «китайский», забыв известную – кажется, казахскую –  пословицу: «кара кытай каптасы, сары орыс акендей болар», «если придет черный китаец, рыжий русский родным отцом покажется».. В XIX веке, обращаясь к России, ее помнили…  Для Москвы Средняя Азия, хоть и важна, но это далеко не единственное направление российской внешней политики. И я не могу утверждать, что оно является одним из приоритетных. Что касается усилий, то активность России в регионе в последние годы весьма высока, говорить о достаточности или недостаточности этих усилий сложно, простое арифметическое сложение их еще не обязательно есть показатель успешности или неуспешности. Интереснее, как мне кажется, посмотреть на готовность той или иной из стран региона к принятию масштабного всестороннего партнерства России (да и не обязательно только России).

Почему, например, не реализуются российские инвестиционные проекты в Киргизии? В августе 2007 года в дни бишкекского саммита ШОС президент России Владимир Путин предлагал киргизской стороне два миллиарда долларов «под конкретные проекты». В сентябре 2008 года на встрече с киргизским премьер-министром глава российского правительства Владимир Путин снова предлагает два миллиарда, и снова «под конкретные проекты»…. Почему в Узбекистане российские инвесторы работают, а в Киргизию не идут? Когда официальные представители России и Киргизии на разных уровнях с гордостью говорят о росте объемов товарооборота, их пафос можно списывать на дипломатию: рост объемов товарооборота в денежном выражении есть результат роста цен за называемый период.… А реальный товарооборот каким был, примерно таким же и остался.…  В дни официального визита президента России Дмитрия Медведева и саммита СНГ в Бишкеке на двустороннем уровне между Россией и Киргизией подписано более двух десятков документов, но все это – меморандумы о сотрудничестве, протоколы о намерениях… Абсолютно, абсолютно ничего конкретного. Инвестиционная пассивность обуславливается не только действиями того, кто хочет деньги дать, но и теми условиями, которые предлагаются стороной, желающей эти деньги получить.… Не получилось у российского «РУСАЛа» работать в гидроэнергетике в Таджикистане, так он нашел применение своим миллиардам в Южной Африке, в Южной Америке.… Стало от этого лучше Таджикистану? Сомневаюсь, если уже которую зиму несчастное население живет без электричества…  Выбор направления, приоритетного для своей внешней политики, — дело того, кто выбирает. К сожалению, выбирает не население, «народ безмолвствует», увы… А дальнейшее зависит от политического руководства каждой страны – его компетентности, наличия у него политической воли, порядочности в конце концов…

— На данном этапе, какая из составляющих системы безопасности Центральной Азии наиболее важна — военная, экономическая, политическая? Можете ли вы дать оценку каждой из них?

— Сфера безопасности складывается из многих компонентов, действующих в комплексе, нельзя сказать: давайте, в этом году позанимаемся военными вопросами, а в будущем займемся экономическими.… Скажем, ситуация, складывающаяся в Афганистане, все больше обуславливает важность военного компонента. Необходимо, я считаю, кардинально менять характер контроля границы стран региона с Афганистаном, создавать действенный «пояс безопасности». Таджикистан самостоятельно с охраной границы однозначно не справляется, количество транспортируемых через таджикско-афганскую границу наркотиков растет просто стремительно — должен кто-то нести за это ответственность?.. Я абсолютно уверен, что на участке таджикско-афганской границы контроль должен осуществляться коллективными силами — будь то возвращение российских пограничников, будь то формат ШОС или ОДКБ...  Но это одна сторона проблемы. Есть и другая — без урегулирования в Афганистане любой контроль на границе буде оставаться полумерой, того режима жесткой изоляции от афганского конфликта, который существовал в советское время, уже не получится. Значит, нужно включать региональные механизмы политического урегулирования и содействия экономическому развитию Афганистана. Запад во главе с США на афганском направлении потерпел полное и окончательное фиаско по всем вопросам — военным, политическим, экономическим.…

Для меня сегодняшняя афганская ситуация выглядит следующим образом: правительство Карзая, американский военный контингент и международные силы под эгидой ООН ведут войну против афганской оппозиции. Да, есть там группировки, связанные с международными террористическими кругами, но их ничтожно мало по сравнению с теми силами сопротивления, которые имеют афганское происхождение и свои мотивы для борьбы против иностранной агрессии и марионеточного кабульского режима. Пора уже избавиться от некоторых стереотипов, навязанных американской пропагандой, да и российская, и местная в рней изрядно поучаствовали… Нет такого понятия в массовом выражении – «талибы»… Есть самые разные группировки, воюющие по своим собственным, внутриафганским причинам… С ними нужно находить общий язык и разговаривать. Это нелегко, это не может получиться быстро, но это — единственный путь к миру в Афганистане.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ