Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №209(18.11.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Антикризисные пиар-шаги белорусской либерализации

Белорусский рынок. 10-17.11.08

Законодательно закреплены гарантии возврата всех денежных средств, размещенных на счетах и во вкладах физических лиц во всех белорусских банках.

Соответствующий Декрет № 22 был подписан 4 ноября и вступил в силу с 6 ноября. Декрет также предполагает отсутствие необходимости декларирования вкладов и выплат по ним, в том числе при переводе вкладов из зарубежных банков в белорусские.

Вместе с декретом принят также Указ № 601, который отменяет для банков необходимость составлять специальные формуляры особого контроля за финансовыми операциями физлиц на сумму свыше 2.000 базовых величин, что требовалось ранее в рамках борьбы с легализацией незаконно полученных доходов и финансированием терроризма.

Поручение подготовить проекты соответствующих документов Александр Лукашенко дал несколько недель назад во время встречи с главой Нацбанка Петром Прокоповичем — в самый разгар мирового финансового кризиса, когда по всему миру вкладчики бросились забирать свои деньги из банков, а правительства разных стран пытались успокоить граждан увеличением гарантий возврата вкладов.

Тогда уже было понятно, что Беларусь решила включиться в этот глобальный процесс по принципу копирования действий мировых держав, хотя при этом глава Нацбанка подчеркивал, что оттока вкладов в Беларуси не произошло и кризиса в стране нет.

Тот же позитивный лейтмотив звучал и на совещании у президента 4 ноября, которое предшествовало подписанию декрета и указа. П. Прокопович доложил, что за октябрь в Беларуси был даже отмечен прирост вкладов физических лиц. А. Лукашенко в очередной раз поблагодарил белорусских граждан за стойкость в период кризиса.

"Наши люди, как бы ни было трудно, доверяют и власти, и банковской системе. Они не побежали обвально забирать свои вклады", — сказал он. По его мнению, если бы люди не доверяли банковской системе, то никто бы не держал в ней свои деньги.

Именно уникальной устойчивостью белорусской банковской системы и объясняли официальные лица расширение гарантий государства по возврату всех вкладов во всех банках. А. Лукашенко подчеркнул, что в этом решении нет никакой чрезвычайщины, а просто назрел момент увеличить гарантии для вкладчиков и упростить систему отчетности банков.

"Наступил момент, когда мы серьезно можем продвинуться по многим направлениям", — сказал президент, подводя итоги совещания.

Впрочем, председатель правления Приорбанка Сергей Костюченко по поводу "назревшего момента" отметил, что документы нужно было "принимать еще вчера". Не совсем было понятно, что он имел в виду, то ли то, что ситуация в Беларуси все-таки требовала принятия антикризисных мер, то ли что уже давно назрела необходимость упростить отчетность банков. Ведь в Приорбанке государство и ранее гарантировало возврат всех вкладов, по крайней мере, в валюте, так что расширение гарантий на другие банки вообще-то лишает этот банк и другие из шестерки уполномоченных банков конкурентных преимуществ на рынке привлечения вкладов.

Но с учетом того, что с 1 января 2009 года по вновь оформляемым вкладам шестерка уполномоченных банков и должна была опуститься по уровню гарантий на одну планку со всеми остальными банками, где государственные гарантии составляли только 5.000 EUR, то, возможно, именно банки из уполномоченной шестерки и пролоббировали нововведение, опасаясь, что с начала года произойдет перераспределение вкладов по принципу более высоких процентов, а не гарантий, и ручеек депозитов от физлиц в эти банки может пересохнуть.

Впрочем, помимо желания государства упростить жизнь банкам и вкладчикам, очевидно желание государства хоть немного "навариться" в период кризиса за счет привлечения свободно гуляющих в данный момент денег нерезидентов. Поэтому и президент, и глава Нацбанка рассчитывают, что новые документы обязательно привлекут в белорусские банки дополнительные деньги физических лиц, в том числе из других государств.

Однако каков будет объем привлеченных новых денежных средств, пока никто из осторожности не называет. В комментарии Нацбанка, размещенном на сайте БЕЛТА на следующий день после выхода декрета и указа, говорится, что прирост вкладов физлиц в 2009 году составит 4,2-5,2 трлн. BYR. Но именно такие параметры содержатся в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2009 год, утвержденных указом президента еще в августе текущего года. Так что пока Нацбанк свои прогнозы не скорректировал с учетом принятых документов.

"Мы надеемся, что поток средств иностранных граждан значительно увеличится в конце текущего и в следующем годах", — оценил перспективы на совещании 4 ноября П. Прокопович, продолжая повышать инвестиционную привлекательность Беларуси "словесными интервенциями".

"Беларусь фактически по вопросам гарантирования вкладов будет одним из мировых лидеров: такие условия имеют только несколько стран в мире", — подчеркнул он. Однако возникает вопрос: если другие страны этого не делают, то, вероятно, просто не видят в этом особого смысла. Ведь гарантии всего и всюду — это весьма формальный шаг. Очевидно, что ни одно государство не сможет вернуть одномоментно всем вкладчикам все деньги, хранящиеся во всех банках, которые одновременно вдруг станут банкротами. Это просто будет означать крах всей финансовой системы и самого государства тоже, что и случилось с СССР в 1991 году.

Что же касается реакции самих потенциальных иностранных вкладчиков, то корреспонденту удалось понаблюдать за поведением одного из представителей московского среднего класса. Находясь в Минске, узнав про безграничные гарантии государства и увидев по телевидению рекламу одного из белорусских банков, который принимает депозиты в валюте под 12% годовых, он сразу отреагировал: "Может быть, мне вложить свои деньги у вас?". Впрочем, после некоторой паузы он сказал: "Но 12% в валюте — это как-то смахивает на пирамиду".

На самом деле это новая страница в развитии банковской системы страны в контексте поручений главы государства по либерализации экономики, — так оценил глава Нацбанка П. Прокопович принятые нововведения, которые, очевидно, смахивают на обыкновенный пиар-ход в период мировой финансовой нестабильности, и совсем не выглядят как один из шагов на пути либерализации экономики. Как бы не оказалось, что этот шаг будет последним.




АЭС: критерии выбора

Вечерний Минск. 12.11.08

Ольга Жарина

Недавнее социологическое исследование об отношении людей к строительству атомной станции в республике показало, что белорусам, по их признанию, не хватает объективной информации на эту тему.

Восполнить пробел решил Общественный пресс-центр Дома прессы: он организовывает цикл пресс-конференций со специалистами, которые сейчас занимаются подготовительной работой, предшествующей строительству АЭС в республике. На одной из последних встреч с журналистами шла речь об экономической необходимости атомной станции для Беларуси, о технологиях по захоронению отходов.

Если не атомная, то угольная

Как рассказал заместитель директора ГНУ "Объединенный институт энергетических и ядерных исследований-"Сосны" НАН Беларуси Анатолий Якушев, речь идет об электроэнергетике, где экономить достаточно сложно. В Норвегии, например, на душу населения приходится 30 тысяч кВт/часов электроэнергии в год. В США -- 29 тысяч, в нашей стране -- всего около 3,5 тысячи кВт/часов. По мировым меркам -- немного.

А теперь представьте себе двухмиллионный город, в котором вдруг исчезло электричество. Через неделю город начнет вымирать, поскольку не сможет нормально функционировать.

Cейчас в электроэнергетике республики имеется 8 тысяч мегаватт установленной мощности, причем оборудование примерно на 50 процентов выработало свой ресурс. Надо еще добавить, что 95 процентов электроэнергии вырабатывается в стране из природного газа. Учитывая, что потребление электроэнергии постоянно растет, к 2020 году нам потребуется с резервом 11 тысяч мегаватт. Откуда их взять? Ученые подсчитали, что гидроресурсы, ветроустановки, биомасса могут дать вместе 1,2--1,3 тысячи мегаватт. Этого недостаточно. Значит, строить электростанцию Беларуси придется. Выбирать приходится только между угольной или атомной. И здесь ученые просчитали, что атомная лучше сразу по нескольким причинам: поскольку стоимость обеих станций отличается ненамного, атомная выигрывает по удобству складирования топлива (его надо намного меньше) и по тому, что оно не так быстро дорожает. Если учесть, что уголь придется закупать за пределами республики, а также вкладывать значительные средства в развитие транспортной инфраструктуры для подвоза этого топлива к станции, то расходы на строительство и эксплуатацию угольной станции оказываются сопоставимыми с расходами на АЭС. С экологической точки зрения угольная станция тоже оказывается в минусе -- выбросы в атмосферу и фон вокруг нее даже выше, чем у атомной.

Что делать с отходами?

Однако АЭС вызывает у рядового человека вопросы о радиационной безопасности. И если даже сама станция будет супернадежной, вопрос захоронения радиоактивных отходов кажется нам наиболее актуальным. Вот что на эту тему рассказал журналистам Анатолий Якушев. Есть эксплуатационные отходы, образуемые в процессе работы атомной станции. Если собрать эксплуатационные отходы всех АЭС в мире и удалить влагу, то они займут объем, который легко вместится в 5-этажный дом.

В мире есть спецтехнологии по захоронению таких отходов: из них удаляют влагу, помещают в бочки, заливают бетоном, после чего проверяют наружную активность. Если она низкая, бочки помещают в специальные бетонные боксы, заливают дополнительно бетоном, а сверху, например в Англии и Испании, разбивают площадку для гольфа.

Второй вид отходов, образуемых АЭС, -- это отработанное ядерное топливо. После извлечения из реактора оно примерно на 5 лет помещается в бассейн выдержки, который находится при станции. За это время короткоживущие высокоактивные изотопы переходят в стабильное состояние и активность отработанного топлива снижается в 1--2 тысячи раз.

Затем топливо переносится в специальный контейнер -- особо прочные металлические бочки, которые выдерживают падение из самолета. Они герметично закупориваются и могут храниться долгое время, не причиняя вреда окружающей среде. Например, на Игналинской АЭС бочки хранятся под открытым небом. Таким образом они "выдерживаются" примерно 50 лет, за это время топливо становится низкоактивным и из него можно выделить отработанную часть, которая составляет незначительное количество от всей массы. Остальная часть является сырьем для другого вида ядерного топлива.

"При решении вопроса об отработанном топливе в Беларуси главными будут экономические критерии, -- сообщил журналистам заместитель директора ГНУ "ОИЭЯИ-Сосны" Анатолий Якушев. -- Есть вариант отправки топлива поставщику с последующей переработкой и хранением радиоактивных осколков переработчиком за отдельную плату. Другой вариант -- помещение отходов в спецхранилище, которое будет построено в республике. Этот вопрос будет изучаться в ближайшие годы, институт в рамках программы научного сопровождения строительства АЭС должен разработать стратегию полного ядерного топливного цикла".

А вот заниматься переработкой отработанного ядерного топлива Беларусь точно не будет, так как это требует больших капиталовложений и спецтехнологий.

Что касается строительства белорусской АЭС, то, как сообщил начальник производственно-технического отдела ГУ "Дирекция строительства атомной станции" Виталий Малишевский, до конца текущего года будет принято не только решение о площадке для будущей белорусской АЭС, но и о поставщике оборудования.

«Чистка» силовиков – только начало?

«Ежедневник», 14.11.08

Такой грандиозной чистки силовых структур в Белоруссии еще не было. Операция, старт которой дал вчера белорусский правитель, стала полной неожиданностью для маститых белорусских коррупционеров. Среди кандидатов на «вылет» и, возможно, последующую посадку - более 20 должностных лиц.

Вчера на специальном совещании по борьбе с коррупцией Александр Лукашенко, не глядя на лица и их заслуги, назвал фамилии всех, кто в скором будущем не только вылетит из своего кресла, но, возможно, отправится в места не столь отдаленные. Эта операция, старт которой дал вчера белорусский правитель, готовилась несколько месяцев и стала полной неожиданностью для маститых белорусских коррупционеров.

Как удалось выяснить «Ежедневнику», грандиозное разоблачение готовилось Администрацией Александра Лукашенко во главе с Владимиром Макеем и Комитетом госбезопасности в режиме строжайшей секретности. Совещание у белорусского правителя должно было стать самым обычным: Генпрокуратура и МВД заявили бы о нескольких громких делах, потом получили бы очередное указание «Усилить!» и после этого спокойно разошлись бы.

Однако Администрацией Александра Лукашенко был запланирован совсем другой сценарий мероприятия, который стал полной неожиданностью для Генерального прокурора Григория Василевича, министра внутренних дел Владимира Наумова и всех остальных, кто не был посвящен в планы белорусского правителя.

Относительно спокойно на мероприятии чувствовали себя лишь председатель КГБ Вадим Зайцев (именно его сотрудники были привлечены к сбору информации на высших коррупционеров страны, и на основе их информации готовилась аналитическая записка для главы государства) да, возможно, Зенон  Ломать, так как чекисты использовали в том числе темы, которые в свое время не успел дожать Комитет государственного контроля.

Лукашенко информация не понравилась. И это мягко сказано. Его негодованию не было предела. И больше всего возмущало его не то, что коррупционеров на шее государства развелось, как блох на бродячей собаке, а то, что никто этого не видел и ему не докладывал. Вернее, он прекрасно понимал, что все видели, но вот почему не докладывали? Этот вопрос на ближайшее будущее определит кадровые перестановки в силовых структурах.

«До чего же мы дойдем, если борьбой с коррупцией занимаются люди, которые сами попирают законы и нормы морали? Что можно ожидать от государственных органов, уполномоченных выполнять контрольные и надзорные функции, если их сотрудники принимают от проверяемых «откупные»?» – вопрошал Александр Лукашенко.

На совещании он определил четыре ведомства, в которых, по его мнению, пышным цветом расцвела коррупция. Прежде всего, это прокуратура, потом МВД, МО и в последнюю очередь суд. Хотя именно к судьям глава государства был более всего снисходителен, заявив, что каждый судья сам ответит за свои поступки, а у самой судебной системы нет своего подразделения, чтобы бороться с коррупцией в собственных рядах.

Всем же остальным не поздоровится. Среди кандидатов на вылет и, возможно, последующую посадку более 20 должностных лиц прокуратуры, МВД, МО и белорусских судов. И поскольку чистку начал не сам правитель, а его помощник по национальной безопасности, вряд ли кому стоит надеяться, что через недельку Александр Лукашенко остынет и проявит милость.

Снегиря «подстрелили» компроматом

Александр Лукашенко наиболее подробно рассказал о махинациях с жильем со стороны теперь уже бывшего прокурора Минской области Михаила Снегиря и ряда руководителей МВД, построивших себе шикарные коттеджи в охранной зоне Заславского водохранилища. Однако это далеко не все подробности этих дел.

Белорусский правитель распорядился возбудить уголовное дело в отношении прокурора Минской области Михаила Снегиря и заместителя генерального прокурора Николая Куприянова, который его якобы покрывал.

В первую очередь речь идет о квартире, которую Михаил Снегирь купил еще 11 мая 2007 года. Тогда же эта история получила широкую огласку не только в Генеральной прокуратуре, но также в Совете безопасности, МВД. Но только сейчас делу руками Лукашенко был дан официальный ход. Почему? Чтобы понять это, нужно в первую очередь рассказать о сути квартирной махинации.

Нефтяная эпопея

Была в Белоруссии одна очень интересная компания – АО «Swe-Bel Partner AB», зарегистрированная в Швеции. Компания еще в 1999 году подсела на нефтяной дело Белоруссии  и начала делать миллионы. Она одна из первых в белорусской столице еще в неблагополучном 1999 году построила для своих главных управляющих шикарные квартиры в доме по улице Грибоедова, 2.

Одна из таких квартир была отдана в наем Владимиру Сидоровичу и его семье. Согласно заключенному договору найма, Владимир Сидорович имел право проживать в этой квартире вплоть до 2024 года. Правда, к этому времени квартиросъемщик надеялся выкупить элитную жилплощадь, благо нефтедолларовые зарплаты компании это позволяли.

Однако в 2006 году фортуна повернулась к АО «Swe-Bel Partner AB» задним местом. Шведскую компанию отодвинули от нефтяного дела, и она обанкротилась. Вот тут и начинается самое интересное.

Дело в том, что у компании были учредители с белорусской и шведской стороны. Шведская сторона, как и полагается, начала процедуру банкротства, а вот белорусская начала подчищать оставшиеся в Минске активы, в том числе и элитную площадь. Некто Анатолий Баранов начинает продавать квартиру. Понятно, что квартира «грязная», в ней прописаны и живут люди и, кроме того, существует договор найма до 2024 года. В таких условиях продать квартиру практически невозможно, если делать все легально. Поэтому был найден другой путь.

Элитная квартира в центре Минска площадью 202,1 квадратного метра с подземным гаражом продается прокурору Минской области Михаилу Снегирю всего за 156 млн рублей, хотя уже по тем ценам стоила около 500 тыс. долларов. Причем, согласно договору купли-продажи, за жильцами, то есть за семьей Сидоровича, вплоть до 2024 года сохраняется право проживания в квартире. Иными словами, юридически все было сделано чисто. Только вот сразу после заключения сделки Михаил Снегирь начал выселять из квартиры нежелательных жильцов.

Владимир Сидорович с таким ходом дел не согласился. Жилец навел справки и выяснил, что к моменту сделки доверенность Анатолия Баранова от компании «Swe-Bel Partner AB» уже потеряла свою силу. Владимир Сидорович тут же подал в суд иск о признании сделки купли-продажи незаконной. Помимо этого, он написал письма в Генпрокуратуру и Совет безопасности, в которых попросил обратить внимание на сделки, которые заключает прокурор Минской области, и выяснить, почему ему так дешево продали квартиру и из каких средств он ее оплатил.

Надо сразу отметить, что Владимир Сидорович затеял фактически безнадежное дело. Вопрос даже не в том, что он попер против прокурора области. Ситуация была куда серьезнее. Ведь именно Михаил Снегирь в 1999 году, будучи заместителем генерального прокурора, подписывал постановление об аресте Дмитрия Павличенко, подозреваемого в исчезновениях известных политиков. Все письма Сидоровича вернулись к нему с формальными отписками. Кроме того, и сам Михаил Снегирь «прибрал» за собой.

Через месяц после заключения договора купли-продажи, когда все силовики в кулуарах шептались об этой злополучной квартире, прокурор заключает дополнительное соглашение, где указывается, что цена покупки 156 млн рублей «является остаточной стоимостью по балансу и не включает в себя затраты по ее отделке, не учитывает рыночные аспекты ее стоимости…». И что «покупатель (Снегирь – «Ежедневник») принимает во внимание расходы, понесенные продавцом на отделку квартиры... а также сложившуюся рыночную стоимость квартиры».

И поэтому стороны договариваются, что покупатель доплачивает с таким расчетом, чтобы общая стоимость была равна 535 млн рублей, что по курсу того времени составляло 250 тыс. долларов. Тут же появляется и расписка Анатолия Баранова о том, что он принял от Михаила Снегиря наличными 250 тыс. долларов.

Кстати, сам прокурор Минской области, когда в Генпрокуратуре и Совбезе поднялся шум из-за этой квартиры, предоставил и документы, подтверждающие легальность полученных им средств. Но самое интересное, что компания «Swe-Bel Partner AB» указанных денег за квартиру так и не получила.

В поисках справедливости

Когда шведские учредители поняли, что их при помощи прокурора развели на крупные деньги, они прислали сюда своего представителя, который вместе с Сидоровичем начал добиваться правды в судах и различных инстанциях. Все было напрасно. В одну Генпрокуратуру было направлено восемь жалоб. Со всеми ими разбирался Николай Куприянов, который, кстати, в прокурорских кругах известен как глубоко порядочный законник. Начавшееся по указанию президента расследование еще покажет, правильные ли Н.Куприянов давал ответы на жалобы Сидоровича. Но ради справедливости следует сказать, что документально у Михаила Снегиря все было оформлено почти безупречно. И пусть он потом в нарушение договора начал всеми правдами и неправдами выселять семью Сидоровичей из квартиры, делал он это по закону – через суд.

Совсем другой вопрос по судьям. Их решения действительно вызывают много вопросов Но такие решения принимались, надо полагать, потому, что и судьи тоже были непростые. В этом деле вообще прослеживается интересная закономерность. В нем замешаны люди, которые в то или иное время сыграли определенную политическую роль в жизни страны и потому были уверены в своей безнаказанности.

Коттеджи для генералов

Очень интересна и тема получения земельных участков высокопоставленными должностными лицами МВД и строительства на них шикарных коттеджей. Как заявил Александр Лукашенко, они преднамеренно пошли на нарушения законодательства, чтобы получить земельные участки в Минском районе.

«Я назову все эти фамилии для сведения: первый заместитель министра Александр Щурко, заместитель Виктор Филистович, бывшие заместители Радюкевич и Глуховский, директор департамента финансов и тыла Мельников, директор департамента по гражданству и миграции Иванчикова, бывший директор исполнения наказаний Ковчур, бывший советник министра внутренних дел Карпейчик, врач госпиталя МВД Бурко и сотрудник ГУВД Мингорисполкома Новик», – сказал белорусский правитель.

По его словам, «под видом дачного кооператива, которого никогда не было, они построили жилой массив из 2–3-этажных зданий». При этом за сами участки стражи правопорядка заплатили всего от 10 до 25 тыс. рублей.

Эта тема также не появилась вдруг из неоткуда. Год назад ее активно пытался раскрутить Комитет госконтроля, но наткнулся на активное сопротивление МВД. КГК просто указали, чтобы он не лез не в свои дела, поскольку собственником участков являлся Департамент финансов и тыла МВД и, значит, он по своему усмотрению мог распределять участки между наиболее ценными сотрудниками. В итоге весной нынешнего года эта тема тоже была благополучно похоронена. Теперь вот, выкопана Администрацией Александра Лукашенко и преподнесена белорусскому правителю.




Кризис On-Line. Прогноз 2009.

respublikabelarus.com, 15.11.08

Иван Щербаков

После того, как стало ясно, что прогнозы сбываются, а данные Национального банка  РБ не более чем виртуальные цифры в бухгалтерских отчетах, можно обрисовать перспективы развития кризиса в Республике Беларусь.

Построить прогноз на основании графиков погашения задолженности не представляется возможным по причине отсутствия такой информации в свободном доступе. Поэтому будем банально экстраполировать имеющиеся данные.

Прогноз строился следующим образом. Размер уменьшения ЗВР за октябрь составил около 760 млн. $ или около 25,33 млн. $ в день (календарный). Отправная точка расчетов – 01 октября 2008 года, когда НБ РБ показал реальное положение дел. Размер ЗВР на 01.10.2008г. составил 4944.2 млн. $.

Ускорение кризисных явлений учитывалось исходя из линейных среднегеометрических ежедневных падений размера ЗВР, которые суммарно составляют 10% и 20% ежемесячного падения. За октябрь 2008 года ускорение не учитывалось, так как есть фактические данные.

Даты получения кредитов - предполагаемые.

Прогноз построен по четырем вариантам развития событий.

1. (зеленый) РБ получит оба кредита, и РФ и МВФ, и интенсивность кризисных явлений останется на нынешнем уровне. Видно, что при таком раскладе «конец» наступит в сентябре 2009 года. Это самый оптимистичный прогноз.

2. (желтый) Шансы того, что МВФ даст кредит, уменьшаются с каждым днем. Я думаю, что кредит МВФ вообще не даст. Вернее условия, выдвигаемые МВФ неприемлемы для РБ и, следовательно, кредита не будет. «Конец» такого сценария наступит в районе Дня независимости РБ. Весьма символично.

3. (оранжевый) То же самое, что и второй, но учтено 10% ускорения кризисных явлений. Кризис сейчас в начальной стадии и вполне логично, что темп кризисных явлений будет ускоряться. «Конец» планируется к 9 мая. Тоже весьма символично.

4. (красный) То же, что и третий, только темп равен 20%. «Конец» - к середине апреля.

Графики строились исключительно исходя из вышеописанных соображений, и уже после построения количественной модели проявились и весьма любопытные качественные моменты.

Кроме символизма уже указанных дат, крайне любопытной выглядит середина февраля в красном сценарии (красная точка). Изначально красный сценарий рассматривался как маловероятный, но необходимый для анализа. А вот совпадение математики и политики в красной точке может перевести данный сценарий в разряд вполне вероятных.

По красному сценарию к середине февраля белорусские ЗВР практически исчерпаются. И как бы случайно именно к этому моменту встанет вопрос о подписании договора на следующий транш российского кредита. Какое совпадение! Однако если вспомнить слова премьер-министра  Сергея Сидорского об отсрочках платежей в 90-120 дней (до середины февраля как раз 90-120 дней), то такое совпадение становится похожим на закономерность. Если российские потребители перейдут на такие отсрочки, да еще население «пойдет» в банки, то красный сценарий превращается в крайне вероятный.

Очевидно, что на пороге внешнего дефолта и глобального экономического катаклизма белорусская сторона станет крайне уступчивой и интеграционные процессы пойдут с принципиально новой силой. Следовательно, уже выделенный миллиард является всего лишь приманкой. А второй миллиард будет уже наживкой. Перед получением второго миллиарда придется расставить все точки над «и» («и» - первая буква в слове «интеграция»).

Следующим интересным моментом на графике является зелёная точка. По зеленому сценарию размер ЗВР на начало 2009 года составит 5,5 млрд. $ (погрешность всего 5 дней!). Именно  глава Национального банка РБ Петр Прокопович год назад предрек эту цифру. Учитывая малозначительность погрешности, можно предположить, что НБ РБ также использует аналогичную модель в своей работе. Чтобы попасть в зеленую точку (прогнозный показатель!), необходимо было получить 3 млрд. $ кредитов. Думаю, что после того, как Россия озвучила формулу «1+1», в НБ РБ сразу посчитали, что для выполнения прогнозного показателя не хватит 2 млрд. $ и обратились в МВФ.

Вот и вся песня про «подушку безопасности». Никакой подушкой она и близко не является, это всего лишь подгонка под плановый показатель. НБ РБ подгонять данные под нужные цифры умеет. Интересно, Петр Прокопович отчитывается Президенту по реальным показателям или по «нарисованным»?

Ситуация в принципе ясна. Осталось подождать, какой сценарий реализуется, нацбанковский или российский.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ