Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №209(18.11.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


 Россия и Евросоюз: трудный путь к взаимопониманию

Фонд стратегической культуры, 17.11.08

Андрей Арешев

Несмотря на остроту экономических проблем, связанных с мировым финансовым кризисом, вопрос урегулирования кризиса на Кавказе остается одной из центральных тем во взаимоотношениях России и Европейского Союза. Это подтвердилось и в ходе встречи Президентов России и Франции в Ницце в рамках очередного саммита Россия – ЕС. Европейские партнеры Москвы, включая такие страны, как Великобритания и Шве-ция, признали необходимость активизации переговоров, финалом которых должно стать подписание сторонами нового долгосрочного базового соглашения.

Соответствующие переговоры должны были начаться еще в ноябре 2006 года, но тогда они были похоронены Варшавой, инициировавшей такой важный для всей Европы вопрос, как судьба запрещенного к ввозу в Россию испорченного польского мяса. В начале 2007 года ряд требований выдвинула Литва. Урегулировать проблемы удалось в апреле 2008 года.

Первый раунд переговоров состоялся 4 июля 2008 года в Брюсселе, второй был запланирован на сентябрь этого года, но 1 сентября лидеры ЕС решили отложить его проведение, заявив о "непропорциональной реакции РФ на конфликт в Грузии", а позже - о "неприемлемости признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии". Похоже, в Брюсселе относились к этим переговорам не слишком серьезно, полагая, что Евросоюз нужен России больше, чем Россия Евросоюзу, а значит, поупрямившись немного для вида, Москва рано или поздно примет все выдвигаемые ей условия, включая пресловутую Энергетическую Хартию. Однако нарастающие проблемы в экономике и реальные перспективы энергетического голода, похоже, заставляют лидеров ведущих европейских держав переходить на более реалистичные позиции.

Перед встречей в Ницце складывалось впечатление, что европейские лидеры готовы отойти от своей радикально прогрузинской позиции и прислушаться к мнению Сухума и Цхинвала. Однако излишний оптимизм здесь вряд ли оправдан. Накануне встречи в западных СМИ появилось заявление анонимного европейского дипломата о том, что признание независимости Абхазии и Южной Осетии сделало ситуацию неразрешимой. То, что эта утечка последовала сразу после решения Совета министров иностранных дел ЕС о продолжении переговоров с Россией по поводу заключения базового соглашения о сотрудничестве, вряд ли является случайностью. Евросоюзу предлагается заморозить отношения с Россией в знак протеста против ее политики на Кавказе.

В Ницце Н. Саркози высказывался подчеркнуто расплывчато, заявляя, что позиция Евросоюза по вопросу Абхазии и Южной Осетии показала свою эффективность. По мнению французского президента, «в прошлом ничего изменить нельзя», но с Россией необходимо разговаривать. "Наша стратегия, стратегия Евросоюза (по урегулированию ситуации на Кавказе) оказалась более эффективной, чем стратегия так называемых "друзей Грузии", - сказал Саркози, намекая, очевидно, на Соединенные Штаты. Накануне саммита Россия – ЕС Саркози принял Саакашвили в Елисейском дворце, где, по данным дипломатического источника в окружении французского президента, подтвердил "очень твердую позицию по отношению к территориальной целостности Грузии". Представители европейского политологического и экспертного сообщества более откровенны – они по-прежнему непоколебимы в отстаивании своего старого тезиса о территориальной целостности Грузии в границах бывшей Грузинской ССР.

По словам главы миссии ЕС в Грузии господина Хабера, до тех пор, пока российские войска не выведены из Грузии (включая Абхазию и Южную Осетию), план Медведева – Саркози не может считаться выполненным до конца. Многие европейские дипломаты продолжают говорить то же, что и раньше, утверждая, что «казус Косова» якобы является, в отличие от бывших грузинских автономий, «результатом сложного международного процесса». Утверждая, что до выполнения Москвой всех требований официального Тбилиси почвы для взаимодействия России и Евросоюза быть не может, они пытаются выдать шаги, предпринятые Брюсселем и Парижем на Кавказе после августа, чуть ли не за некое благодеяние, одновременно упрекая Москву в «недостаточной открытости». При этом, настаивая на полном уходе российской армии из зоны конфликта, они не хотят (или, что более вероятно, не могут) объяснить, какими механизмами располагает ЕС для обеспечения безопасности населения Южной Осетии и Абхазии. "Я не буду отвечать на ваш вопрос, – заявил, например, советник МИД Франции Филипп Дефарж, когда его об этом спросили. – ЕС считает, что Осетия является частью грузинской республики, и в вопросе признания ее суверенитета Россию никогда не поддержит".

Между тем обстановка на границах Южной Осетии и Абхазии с Грузией остается сложной. Не прекращаются нападения грузинских вооруженных формирований на пограничные посты в Абхазии. Власти Цхинвала планируют обратиться в Европарламент с документом, обобщающим данные о ситуации, складывающейся на границе республики с Грузией. По мнению руководства Южной Осетии, наблюдатели ЕС, работающие в «буферной зоне», не справляются со своими обязанностями. За время их нахождения на грузино-южноосетинской границе был похищен 21 человек, в числе которых есть женщины, дети и пожилые люди. Только двое из них были возвращены за выкуп – такие данные привел в ходе телемоста Россия - Франция, посвященному выполнению плана Медведева - Саркози, полномочный представитель президента РЮО в РФ Дмитрий Медоев. По его словам, 200 наблюдателей не в состоянии осуществлять качественный контроль за приграничной зоной протяженностью 140 километров.

Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии внесло ясность в ситуацию на Кавказе. По мере полномасштабной реализации заключенных с Сухумом и Цхинвавлом двусторонних договоров (включая развертывание военной инфраструктуры) ситуация обретет прочную тенденцию к стабилизации. 10 ноября грузинский пре-зидент выступил с очередной порцией воинственных заявлений. Он пообещал начать борьбу за возвращение оккупированных земель, не забыв добавить, что «в этой борьбе мы должны действовать с нашими партнерами». И здесь руководству Евросоюза (или, по крайней мере, его ключевым участникам) еще предстоит сделать свой выбор между хорошими отношениями с Россией и сомнительной работой в качестве «ширмы» для Вашингтона и Тбилиси.

Новая ситуация является «неразрешимой» лишь в воображении тех, кто изыскивает любые предлоги для того, чтобы начавшийся диалог между Европейским Союзом и Российской Федерацией был сведен на нет. В выступлении ключевых участников ЕС уже прослеживаются нотки понимания того, что на Кавказе возникла совершенно новая ситуация и нужно действовать, исходя из этого. В преддверии намеченных на 18 ноября дискуссий в Женеве состоялись консультации заместителя министра иностранныу дел Г.Карасина с представителем Евросоюза по Кавказу Пьером Морелем. Есть надежда на конструктивное обсуждение имеющихся вопросов.

Грузинская агрессия, вынудившая Россию к признанию двух новых независимых государств, необратимо изменила "систему координат" безопасности в регионе. Обсуждать что-либо дальше можно только в новой системе координат. Выступая в Ницце, Дмитрий Медведев сказал об этом совершенно четко и определенно: "Россия полностью признает территориальную целостность Грузии с учётом ранее состоявшегося признания в качестве независимых субъектов международного права Южной Осетии и Абхазии... Мы остались в прежней системе координат... К сожалению, 8 августа эта система координат была сломана в одностороннем порядке тбилисским режимом... Мы вынуждены были вмешаться... Наше признание... остаётся окончательным и бесповоротным. Это не повод для игрищ – это выверенное государственное решение. Мы будем выстраивать полноценные отношения с этими новыми субъектами международного права".


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ