Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №210(24.11.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


В Ереване состояласьмеждународная Конференция «Закавказье: реальности, проблемы и измерения»

"Е Р К Р А М А С", 17.11.08

Новая геополитическая реальность, сложившаяся на Южном Кавказе после августовских событий, российско-турецкая инициатива по "платформе безопасности" и подписание в Москве декларации по нагорно-карабахскому урегулированию обсуждались 17 ноября в Ереване на международной конференции на тему "Закавказье: реальности, проблемы и измерения". Конференция была организована Институтом стран СНГ совместно с Армянским филиалом Института стран СНГ при содействии правительства Армении.

Как отметил первый заместитель председателя Комитета по делам СНГ Государственной Думы России, директор Института стран СНГ Константин Затулин, целью и задачей конференции является попытка привлечь стороны к обсуждению реально существующих в регионе проблем: "То есть уйти как можно дальше от дипломатических формальностей и в кругу политологов обсудить все, что происходит на Кавказе. Думаю, что это очень полезно для практикующих политиков в плане понимания существующих настроений".

В ходе конференции особое внимание было уделено, в частности, Декларации по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, подписанной президентами Армении, Азербайджана и России. "Подписание декларации я считаю дипломатической победой Российской Федерации и промежуточным успехом армянской дипломатии", - заявил депутат Национального Cобрания Армении, член фракции Республиканской партии Армении Армен АШОТЯН. По словам А.Ашотяна, позиции сторон по карабахскому урегулированию были настолько далеки друг от друга, что подписание какого-либо документа практически не представлялось возможным. Он заметил, что процесс подготовки документа был конфиденциальным, информация на этот счет практически отсутствовала. "Декларация стала не продуктом общественных дискуссий, а точкой отсчета этих дискуссий. Этим можно объяснить всплеск общественного и политического интереса к тексту документа", - отметил А.Ашотян. По словам А.Ашотяна, в документе зафиксированы 2 из 3 подходов, важных для армянской стороны: в документе обозначен формат Минской группы ОБСЕ, а также говорится о мирном урегулировании конфликта. "Третий подход, на котором настаивает армянская сторона (право народа НК на самоопределение), завуалирован в формулировке "международное право". На 80-85% этот документ выражает политический настрой правящей элиты и общественности Армении", - убежден А.Ашотян.

В свою очередь директор Института национальных стратегических исследований Министерства обороны Армении Айк КОТАНДЖЯН, комментируя Московскую декларацию, остановился на вопросе привлечения к подписанию документа карабахской стороны. Он заметил, что некоторые армянские эксперты убеждены в том, что под документом должна была стоять также подпись представителя НКР. Однако сам Айк Котанджян не считает этот вопрос столь принципиальным, и полагая, что необходимо исходить из существующих реалий, из того, какие возможности открывает эта декларация в плане урегулирования конфликта. "Декларация содержит в себе положительный заряд, нацелена на продвижение процесса урегулирования и разрешения нагорно-карабахского конфликта. Знаковым является также участие сопредседателей в полном составе при обсуждении, подписании и оглашении декларации", – заявил А.Котанджян.

Касаясь идеи создания на Кавказе Платформы стабильности и безопасности, которая была предложена Турцией, Айк Котанджян отметил, что в данном случае налицо дефицит понимания содержания Платформы. "Специалисты сходятся во мнении, что в этой идее многое непонятно. Есть приглашение разрядить отношения между странами, например, Арменией и Турцией", - заметил А.Котанджян, добавив, что среди американских и европейских экспертов также есть непонимание того, почему США и Европа не представлены в этой инициативе, ведь Запад активно участвует в процессах урегулирования и в продвижении региональных процессов на ЮК.

Мнение о том, что участие карабахской стороны в Московской  декларации было не столь принципиальным, поскольку это не является итоговым документом, поддержал бывший сопредседатель МГ ОБСЕ Владимир КАЗИМИРОВ: "Да, при переходе от базовых принципов к тексту юридически обязывающего соглашения участие Карабаха необходимо, а сейчас настаивание на этом вопросе могло привести к тому, что документ не был бы вообще подписан".

Оценивая декларацию, В.Казимиров заявил следующее: "Конечно, это не юридический, а политический документ, но он содержит целый ряд важных фиксаций, но в нем только намечены какие-то цели и пути. Большое значение имеет фиксация всеобщего курса на мирное политическое урегулирование, на стабильность в регионе, важно то, что сопредседатели МГ ОБСЕ продолжат свои усилия". По мнению В.Казимирова, это в  какой-то мере препятствует разного рода спекуляциям о поиске новых форматов урегулирования. "В декларации особо отмечен Мадридский документ. Не совсем ясны мне формулировки о мерах доверия: в документе говорится, что предварительно нужно предпринять какие-то усилия для того, чтобы запустить процесс реализации мер доверия. Все наоборот: именно меры доверия существуют и предпринимаются для того, чтобы достигать каких-то сдвигов в процессе урегулирования", - считает В.Казимиров.

Особый акцент В. Казимиров сделал на вопросе выполнения соглашений. В этом контексте он напомнил, что, к примеру, соглашение об укреплении режима прекращения огня, вступившее в силу 6 февраля 1995г., не выполняется. "Ведь специфика карабахского конфликта в том, что развода сторон не было и инциденты случаются чаще, чем хотелось бы. Много лет это соглашение совершенно не выполняется. И если Серж Саргсян, будучи еще министром обороны, публично на парламентских слушаниях в Ереване заявил, что Армения готова выполнять этот договор, если так же поступит азербайджанская сторона, а затем подобные заявления звучали из Степанакерта, то Азербайджан, как воды в рот набрал. Зато каждый день Минобороны Азербайджана публикует сообщения, что армяне нарушили режим то в пяти, то в семи районах", - отметил В.Казимиров.

С точки зрения В.Казимирова, в процессе урегулирования карабахского конфликта приоритетным для международного сообщества должен стать вопрос о том, чтобы "похоронить бредовые идеи решения этого конфликта путем применения силы".

В.Казимиров вновь раскритиковал вялую, пассивную позицию ОБСЕ в связи с воинственными заявлениями азербайджанкой стороны, гонки вооружений Баку и инцидентами на линии соприкосновения. Что касается армянской стороны, то он призвал "здравые силы" объединиться против "лжепатриотов", отвергающих сдачу территорий. "Я не думаю, что это добрая услуга собственному народу: армянский народ заинтересован в мирном и прочном урегулирования конфликта, а не в затягивании конфликта на долгие годы", - считает В.Казимиров.

На конференции выступил и представитель Нагорного Карабаха. В частности, свое мнение относительно последствий августовских событий и Московской декларации по нагорно-карабахскому урегулированию высказал советник министра ИД НКР Грач Арзуманян. По его словам, результатом войны в Южной Осетии стала рухнувшая система региональной безопасности на Южном Кавказе. "На данном фоне предпринимаются различные политические, дипломатические шаги, которые в конечном счет должны привести к формированию новой конструкции. Какова будет новая конструкция, новая система безопасности на ЮК? Это проблемы, которые сейчас только начинают обсуждаться", - заметил Г.Арзуманян. На его взгляд, в рамках этих обсуждений необходимо принять тот факт, что в строительстве данной системы безопасности нужно исходить из той политической реальности, которая сложилась на сегодняшний день в регионе. "Данной политической реальностью является то, что на ЮК у нас три международно признанных государства, два государства – Абхазия и Южная Осетия, статус которых признан РФ, и есть непризнанная международным сообществом НКР, существование которой тем не менее является реальностью. Поэтому для НКР, арцахского армянства очевиден тот факт, что любая конструкция может быть стабильной и гарантированной, если будет учитываться данная реальность", - подчеркнул Г.Арзуманян.

Что касается Московской декларации, она не противоречит интересам армянской стороны, но и не учитывает некоторые имеющиеся реальности. "Подписание декларации имеет позитивное последствие для армянского общества. С подписанием Московской декларации в армянском обществе четче обозначились некоторые принципы, в частности,  касательно территорий, контролируемых НК. Четче зазвучал лозунг "ни пяди земли".  И это тоже должно быть принято как политическая реальность", - считает советник министра ИД НКР.

В своем выступлении Грач Арзуманян прокомментировал также позицию российской стороны относительно процессов, происходящих на Южном Кавказе. По его словам, в позиции России присутствует некоторая половинчатость, недосказанность и непоследовательность. "Если говорить о Западе, США, то мы, без сомнения, имеем дело с четко выверенной, сформулированной и осуществляемой политикой на Кавказе. К сожалению, в действиях, шагах и заявлениях российской стороны подобную однозначность проследить сложно. Россия позволяет резкие заявления, резкое изменение векторов, что вызывает некоторое непонимание в армянском обществе, в РА и НКР. Желательно, чтобы каждая из сторон четко формулировала свои подходы", - заявил Г.Арзуманян.

Другой участник конференции, политолог Александр ИСКАНДАРЯН, также отметил, что процесс переформатирования на Южном Кавказе еще не завершен. Говоря об инициативе создания Платформы, А.Искандарян заметил, что эта идея возникла отнюдь не  вследствие августовских событий, но августовские события стали катализатором для обсуждения этого вопроса. Политолог заявил, что не относится к этой идее как к реальной политической программе, а рассматривает как инструмент, с помощью которого Турция стремится войти в регион. "Впервые за долгие годы турки собираются играть роль на Кавказе", - заметил А.Искандарян.

Директор Института стран СНГ Константин ЗАТУЛИН согласился с мнением В. Казимирова о том, что для международного сообщества, для России в том числе, важнейшая ценность – это режим прекращения огня и невозобновление военных действий. Что касается остальных вопросов, связанных с урегулированием, то сопредседателей МГ ОБСЕ, по словам К.Затулина, удовлетворил бы компромисс между Арменией и Азербайджаном.

На просьбу корреспондента ДЕ-ФАКТО прокомментировать заявление известного российского политолога А.Дугина о том, что у президента РФ имеется план по урегулированию карабахского конфликта, который "подразумевает ввод российских миротворцев и начало возвращения мирных жителей в Карабах после произошедших этнических чисток", К.Затулин заявил следующее: "Я хочу сказать, что при всем уважении, при гораздо более спокойных чувствах к А.Дугину, я считаю, что президент Медведев не советуется с Дугиным ни по вопросам Карабаха, ни по вопросам кавказской политики. Все, что по этому поводу сочиняет Дугин, полностью на его совести. Я представляю, что любое будущее урегулирование, если оно состоится, если все вопросы будут сняты, безусловно, потребует разъединительных сил, то есть миротворческого контингента. В этом заинтересованы обе стороны: прекратить любое соприкосновение, потому что оно чревато периодическими инцидентами. Россия, если ее пригласят в этом участвовать, я думаю, откликнется на это. Но сейчас преждевременно обсуждать это, потому что до обсуждения формата миротворческих сил должен пройти огромный этап, который мы не смогли преодолеть за все эти годы начиная с 1994 года".

Что касается этнических чисток, то, по мнению директора Института стран СНГ, странно возвращаться к этому вопросу: "Странно, когда мы возвращаемся на шаг назад. Вообще-то, шла война. А этническая чистка – это действие, которое никоим образом нельзя поддержать, но которое, как правило, предшествует войне. Сейчас мы, забывая о том, что шла война, начинаем играть словами "этническая чистка". Это следствие, это элемент экстраординарной ситуации. Более экстраординарного события в отношениях между государствами и народами, чем война, вообще нет. Поэтому, что толку обсуждать сейчас этнические чистки, если учесть, что тогда была война", - отметил К.Затулин.

В заключение добавим, что в работе конференции приняли участие политики, общественные деятели, а также эксперты из России, Армении, Ирана, Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха. Отметим, что от приглашения участвовать в конференции отказались представители Азербайджана. На конференцию не прибыли также делегаты Турции и Грузии.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ