Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №210(24.11.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Вардан Осканян: «Учитывая неопределенное и косвенное упоминание в Московской декларации Мадридских принципов, становится ясно, что давно существующие разногласия между сторонами стали еще глубже»

Day.Az, 17.11.08

Интервью Day.Az с экс-министром иностранных дел Армении, президентом Фонда «Сивилитас» Варданом Осканяном.

- Долгие годы Вы возглавляли внешнеполитическое ведомство Армении, принимая активное участие в переговорном процессе по мирному урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Вы один из тех редких специалистов, кто детально знаком с нагорно-карабахской проблемой. Как Вы прокомментируете подписание Декларации в Москве по Нагорному Карабаху президентами Азербайджана, Армении и России? Можно ли этот документ назвать «обычной бумажкой»?

- Не думаю, что этот документ внес что-либо в процесс. Он не выходит за рамки обобщений. Но для того, кто умеет читать между строк, он многое говорит. Во-первых, на мой взгляд, учитывая посредничество России и то, что произошло в Грузии, этот документы должен был подтвердить обязательство всех сторон о неприменении силы, чего в документе нет. Во-вторых, учитывая неопределенное и косвенное упоминание в Московской декларации Мадридских принципов, становится ясно, что давно существующие разногласия между сторонами стали еще глубже. В-третьих, Азербайджан продолжает фиксироваться на документах, выходящих за рамки Минского процесса, выдвигающие односторонние решения, которые противоречат букве и духу документа, которому стороны, заявляют, что остаются приверженными.

- На Ваш взгляд, с чего вдруг Москва именно сейчас решилась взяться за урегулирование нагорно-карабахского конфликта? Какие дивиденды намерена извлечь Россия из своей посреднической миссии?

- Нет ничего необычного в том, что президенты представленных в Минской группе ОБСЕ стран время от времени выступают с такими инициативами. Президент Франции Ширак делал это в прошлом, президент Путин – несколько раз, даже президент Буш предпринял такой шаг непосредственно после Ки-Уесткой встречи. Сегодня, конечно, контекст и обстоятельства, при которых состоялась эта встреча другие. Россия явно хотела бы продемонстрировать свое лидерство в регионе и дать отпор критике нацеленной против нее после признания Южной Осетии и Абхазии.

- В прессе активно муссируется вопрос о том, что Москва крайне недовольна Сержем Саргсяном, который якобы, не оправдал ее надежд. Недовольны главой государства Армения и лидеры непризнанного Нагорного Карабаха. Как объяснить подобные настроения? Вы разделяете это недовольство? Если это недовольство действительно имеет место быть, то в чем состоит его суть, как Москвы, так и карабахских армян?

- Мы слышали такие же спекулятивные доводы и в прошлом, и я знаю, что это не было правдой. Упомянутые слухи того же образца и характера. Отношения президента Саргсяна и с Москвой и с руководством Нагорного Карабаха представляются хорошими и дружественными, и я не замечал какой-либо напряженности, я не видел особых развитий, которые могли бы привести к каким-либо осложнениям.

- Возможно ли, что сегодня Кремль оказывает давление на Ереван с тем, чтобы склонить его пойти на уступки в нагорно-карабахском вопросе? Если да, то удастся ли Сержу Саргсяну убедить карабахских армян пойти на уступки в этом конфликте, ведь не исключено, что при таком раскладе его может ожидать участь экс-президента Армении Левона Тер-Петросяна?

- Я теперь не нахожусь в сфере принятий решений и не могу сказать есть ли давление или нет. В прошлом не было какого-либо давления с какой-либо стороны. Но опять же, ситуация в регионе и мире сейчас другая. Возможности компромисса для президента Армении, тем не менее, ограничены. Насколько я могу чувствовать настроения нашего общества, мы уже достаточно сузили эти границы вплоть до Мадридского документа, для того чтобы достичь мирного урегулирования. Я действительно не представляю подписание кем-либо документа, в котором нет гарантий для народа Карабаха на однозначное право на самоопределения, полноценной связи с Арменией и безопасности.

- «Роберт Кочарян, Вардан Осканян и Тигран Торосян намерены создать новую партию. Известно, что недавно по инициативе Роберта Кочаряна они были приглашены на ужин в ресторан «Беладжио», сообщают СМИ. Это действительно так? Возможно ли Ваше возвращение в большую политику?

- Эти слухи далеки от правды. Однажды я вернусь в политику, но когда и в какой форме, будет зависеть от обстоятельств и процессов, имеющих место в стране и за ее пределами.

- Российские аналитики указывают на то, что самостоятельная позиция Турции в регионе устраивает Кремль, и это очень беспокоит Армению - армяне боятся, что возникнет переориентация российской внешней политики в пользу оси Анкара–Баку и Армения окажется в неловкой ситуации. Столь комфортный для армянской стороны прежний статус-кво в регионе нарушен, и президент Серж Саргсян вынужден вести переговоры в условиях практического отсутствия маневра…

- Международные отношения – это не zero sum game, когда проигрыши и выигрыши участников в сумме дают ноль. Возможностей много и они так разнообразны, что даже множество двухсторонних обязательств и вовлеченности могут иметь место не за счет третьих сторон. Российско-армянские отношения находятся на прочной основе. Они основаны на взаимных политических, экономических интересах и интересах безопасности. Вовлеченность России в ось Анкара-Баку может даже быть благотворной для Армении, став недостающим звеном в мозаике, которая может составить более объемную картину Кавказа, со множеством транспортных соединений вместо того, чтобы полагаться на исключительно дороги через Грузию.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ