Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №210(24.11.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Орлянка кыргызской политики (краткий очерк шансов исполнительной и законодательной властям)

13.11.08. Общественный рейтинг (Киргизия)

Нурдин Ракимбай уулу

Страна в кризисе. Не только в топливно-энергетическом и продовольственном (по переменчивому мнению главы Минэкономразвития, на подходе и финансовый). Расползаясь, кризис поразил социальную сферу и грозит разрушить политическую стабильность.

Ревком, Движение "За справедливость", партии "ЭрК" ("Эркин Кыргызстан") и "Жаны Кыргызстан". Эти и другие политические силы намерены выступить с жесткими требованиями к власти уже в ноябре и декабре нынешнего года. На фоне растущего недовольства населения это предвещает "седьмому этажу" сложные времена. Чтобы не замерзнуть политической зимою, власть должна будет принести жертву. Но какую именно - парламент или правительство? Вот в чем вопрос.

УМЕРЕННАЯ ОППОЗИЦИЯ: ПРОТИВ ПАРЛАМЕНТА

Умеренная часть оппозиции представлена партиями "Ата-Мекен", СДПК, "Акшумкар", Движением "За справедливость", Общественным парламентом и другими политическими группами и независимыми политиками.

На нынешнем этапе эту часть оппозиции, видимо, устроит роспуск Жогорку Кенеша. В принципе их антипарламентский настрой - не новость. Однако именно сейчас их надежды на разгон нового созыва начинают обретать более реальные очертания. 3 ноября ведущие оппозиционные партии и лидеры страны подписали меморандум об объединении всех сил для осуществления глубоких политических реформ. В тот же день Темир Сариев заявил, что "ближайшей целью оппозиции Кыргызстана является роспуск парламента страны".

Почему оппозиция выступает за роспуск парламента, а не за отставку правительства? Потому что в существующей политической системе Кыргызстана правительству отведена роль хозяйственно-распорядительного подразделения института президентства. А значит, замена состава кабинета министров при сохранении нынешнего главы государства ничего не даст. Очагом сопротивления властям и организационной базой оппозиционных партий может служить только законодательный орган страны. Ситуация углубляющегося кризиса подарила критикам президента шанс вернуть себе парламентскую трибуну и депутатский иммунитет от политического преследования со стороны властей. Причем, как раз накануне ключевого 2010 года, когда Кыргызстану предстоит избирать нового президента. Вряд ли оппозиция захочет упустить такой шанс.

Кроме того, роспуск парламента и последующие парламентские выборы могут создать "благоприятную" среду для массовых выступлений и протеста избирателей, как в центре, так и в регионах страны. Тем более что роспуск дружественного властям Жогорку Кенеша в нынешних условиях будет воспринят обществом как свидетельство ослабления "Белого дома", с одной стороны, и укрепления оппозиции, с другой. И может привлечь к критикам власти дополнительные финансовые и человеческие ресурсы.

НЕУМЕРЕННАЯ ОППОЗИЦИЯ: ПРОТИВ ПРЕЗИДЕНТА

Наряду с основной группой оппозиционеров в Кыргызстане есть и более радикальное антивластное течение. Революционный комитет Азимбека Бекназарова, ныне переименованный в "Народное революционное движение", предъявляет более жесткие требования к власти и намерено добиться досрочной отставки президента страны. Также в планы радикальной оппозиции входит создание временного правительства, приостановка (и отмена) действия Конституции страны с последующим референдумом о форме правления.

Особенностью этой радикальной группы оппозиции является то, что она предпочла не распыляться на критику и требования отставки правительства и парламента. Вместо этого она сконцентрировалась на агитации против действующей редакции Основного Закона и против главы государства. И в некотором смысле такая позиция если не более, то и не менее последовательна, чем у тех оппонентов власти, которые на днях подписали меморандум о единстве своих рядов.

НЕОППОЗИЦИЯ: ПРОТИВ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Месяц назад у кыргызской власти появился еще один, новый оппонент - партия "Жаны Кыргызстан". В начале октября эта традиционно пропрезидентская партия озадачила всех, включая главу государства, выдвинув ему политический ультиматум: либо отправляйте в отставку нынешнее правительство, либо мы устроим акцию протеста по всей стране.

При этом лидеры партии "Жаны Кыргызстан" наотрез отказываются относить себя к оппозиции. "Мы не оппозиция,- заявляют они,- мы партия власти". И вновь критикуют своих недавних коллег по правительству. Накануне возвращения хозяина "Белого дома" на родину после заграничного лечения его бывшие соратники вновь напомнили о себе. В очередной раз, потребовав освободить от должностей членов кабинета министров, партия "Жаны Кыргызстан" внесла в свое прежнее заявление ряд важных уточнений. Оказалось, что она предлагает изменить структуру правительства (сократить количество ведомств); выступает против приватизации объектов энергетики, столичной ТЭЦ, Бишкектеплосети; предлагает на правительственные посты "компетентных людей" (очевидно, имея в виду самих себя). В противном случае, напоминают партийцы, в конце ноября они устроят по всей стране политическую акцию для того, чтобы "изменить ситуацию".

По мнению ряда политиков и экспертов, демарш партии "Жаны Кыргызстан" говорит о продолжающейся в окружении главы государства борьбе за власть.

ПРЕЗИДЕНТ:ПРОТИВ СВОИХ?

Раньше президент выступал против оппозиции. Но в сложившейся ситуации это уже не нужно, тем более что вряд ли поможет. Температура общества медленно, но верно ползет вверх. А значит, рано или поздно (т.е. зимой или весной) достигнет предельной отметки. Как показывает новейшая история Кыргызстана, при отсутствии ощутимых социальных улучшений власть может разрядить обстановку, отдав на откуп негодующей толпе кого-то из солдат. На сей раз главе государства придется выступить не против "чужих", а против "своих".

При всех недостатках своего нынешнего положения, президент остается главным игроком на политической арене. Сегодня ему уже не удастся принципиально улучшить ситуацию в обществе. Зато именно у него есть выбор, каким из двух полков своей гвардии он может пожертвовать на этот раз.

Основных вариантов действий у "седьмого этажа" два: роспуск парламента и отставка правительства. С точки зрения сохранения власти, оба сценария имеют свои плюсы и минусы. Рассмотрим их подробнее.

Роспуск парламента - это крайняя мера. За весь период независимости власть шла на такую меру лишь дважды: в 1995 и 2007 годах. Минус роспуска палаты в том, что за ними обязательно следуют выборы (по Конституции допускается годичная отсрочка с прямым президентским правлением, но в нынешних условиях она может сделать ситуацию вообще неконтролируемой). А выборы влекут за собой объективный и потому неизбежный период высвобождения социальной энергии и ощущения неопределенности в массовой психике. Также выборы сопровождаются мобилизацией населения в центральные и региональные агитационно-организационные группы сторонников различных партий. Что при высоком протестном потенциале играет на руку оппозиции, но не власти.

Роспуск парламента - это очень рискованный трюк, ведь шансов вновь повторить свой рождественский сценарий прошлого года сегодня намного меньше. Но с другой стороны - новые выборы могут разбить с таким трудом созданный и уже начавший свое оформление союз (вернее, два основных союза) оппозиционных сил. Ведь когда дело дойдет до дележа потенциальных мандатов в парламенте, оппозиционные партии могут забыть про взаимные обещания и клятвы и броситься в избирательную гонку поодиночке. Что вновь сделает их беспомощными перед организационным и финансовым адмресурсом госаппарата. Третий плюс заключается в том, что после оглашения итогов выборов оппозиция поделится на партии, прошедшие и не прошедшие в Жогорку Кенеш. В свете приближающихся президентских выборов такое состояние оппозиции сыграет на руку властям. Тем более что в случае роспуска парламента и долгожданный компромат Клары Кабиловой потеряет всякую актуальность.

Намного проще просчитывается развитие событий при реализации второго сценария - отставке правительства. В новейшей кыргызской истории кабинет министров достаточно регулярно играл роль "виноватого" во всех бедах. Один лишь первый президент прогонял своих премьеров и иже с ними с десяток раз. Второй глава государства еще уступает ему. Но только по количеству, а не по частоте смен правительства.

В случае отставки правительства президент мог бы предложить его формирование либо неоппозиции из "Жаны Кыргызстана" (чтобы получить взамен их часть электората на юге республики), либо умеренной оппозиции (чтобы смягчить политическую напряженность на севере страны). Теоретически президент мог бы это сделать. Однако практически это весьма сомнительный вариант. В первую очередь, потому что на кону стоит приватизация энергетики. Благодаря решению нынешнего парламента, который исключил этот вопрос из своих полномочий, единственным продавцом ключевой отрасли стало правительство. Сейчас, когда вопрос о приватизации энергетики дошел до стадии практического решения, глава государства не может отдать его на откуп ни оппозиции, ни неоппозиции (потому что "Жаны Кыргызстан" уже заявил о том, что выступает против передачи этой отрасли в частные руки). Поэтому вариант с роспуском нынешнего правительства и формированием коалиционного не так очевиден, как кажется.

P. S. Какой выбор сделает президент, еще не ясно. Возможно, глава государства вообще откажется выбирать из двух зол. Правда, в этом случае власть спровоцирует аккумуляцию недовольства населения под флагами неумеренной оппозиции, которая сейчас призывает к самым решительным действиям. И все же есть основания полагать, что "седьмой этаж" пойдет-таки на какую-то жертву. Видимо, не случайно известного "ястреба" кыргызской политики Адахана Мадумарова назначили секретарем Совбеза. Ранее этот орган часто играл роль судьи, выносящего обвинительный приговор тем органам или чиновникам, от которых власть решила избавиться, но не своими руками. По странному совпадению (ли?) новый секретарь Совбеза имеет еще незажившую рану, нанесенную ему парламентом этого созыва. Уж не на эту ли обиду был сделан расчет при его назначении?..

Говорят, что все тайное становится рано или поздно явным. Особенно если учесть, что ждать возвращения президента уже совсем недолго.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ