Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №211(10.12.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Формат "5+2" останется неизменным

27.11.08, Комментарий агентства «МОЛДПРЕС», «Независимая Молдова», Кишинев

В понедельник 24 ноября Чрезвычайный и Полномочный посол США в Республике Молдова Асиф Чодри побывал с ознакомительным визитом в Приднестровье. На Левобережье он провел целую серию встреч: с лидером региона Игорем Смирновым, с председателем приднестровского парламента Евгением Шевчуком и с исполняющим обязанности министра иностранных дел непризнанной республики Владимиром Ястребчаком. Следует отметить, что ранее американские послы практически не бывали в Приднестровье, а если и пытались этой сделать, то без каких либо гарантий того, что силовые структуры непризнанной республики пропустят их в регион. Никакого практического смысла в таком поведении сепаратистских властей не было, разве что лишний раз продемонстрировать свою неприязнь к Вашингтону.

Видимо, после прошедших в Америке президентских выборов руководители Приднестровья решили не чинить препятствий американским дипломатам. Вместе с тем, официальный Тирасполь постарался наполнить состоявшиеся контакты своим содержанием. Например, на встрече с американским послом, глава Приднестровья Игорь Смирнов выразил готовность работать с программой "Вызовы тысячелетия", но только напрямую, как он выразился, "без посредников в лице Кишинева". Когда дело коснулось политической составляющей визита, Игорь Смирнов при каждом удобном случае приводил различные юридические, исторические и моральные аргументы в пользу признания приднестровской независимости, всячески демонстрируя, что стоит на прежних позициях. Вполне вероятно, что это был зондаж на предмет того, насколько активно американцы начнут опровергать такой подход.

В свою очередь, посол США Асиф Чодри был корректен и в то же время предельно ясен, не допуская двойных толкований позиции Вашингтона. Прежде всего, он указал на необходимость обеспечения территориальной целостности Республики Молдова, назвав переговорный процесс в формате "5+2" "лучшим и наиболее транспарентным способом достижения этой цели". Тем самым он дал понять, что муссировавшаяся некоторыми политическими кругами идея о смене членов участников процесса урегулирования не может воплотиться на практике, тем более что нынешний формат зафиксирован на бумаге и одобрен всеми игроками, в том числе приднестровскими.

Также не оправдались надежды некоторых приднестровских политиков, которые рассчитывали на угасание интереса Вашингтона к вопросу военного присутствия России в регионе. По мнению американского посла, а, следовательно, и представляемого им правительства, Молдова сможет стать полностью независимой страной, только когда на ее территории не останется никаких иностранных войск. Тем самым посол США выразил солидарность с позицией официального Кишинева по вопросу о нейтралитете, который может быть осуществлен лишь при условии полного дистанцирования от всех военных блоков и объединений. При этом у Приднестровья не может быть никаких причин возражать против такого подхода, поскольку нейтральная Молдова, не желающая уже сейчас, до политического урегулирования приднестровского конфликта привлекать на свою сторону чьи бы то ни было войска, ничем не может угрожать Тирасполю.

По окончании визита Асиф Чодри сказал, что его приезд - это лишь начало диалога с руководством Приднестровья. Он постарался не связывать своих собеседников какими-то жесткими рамками в диалоге. Например, заявив о необходимости обеспечения целостности Молдовы, он тут же подчеркнул, что способы достижения этой цели - предмет иного разговора. Эти слова должны были поощрить тираспольских переговорщиков на выдвижение конкретных планов по урегулированию конфликта в рамках международно признанных границ Молдовы. Но только входит ли это в планы приднестровских руководителей?


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ