Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №61(15.10.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

К октябрю внешний долг РБ остался на уровне 2 млрд. долл. США, а внутренний долг государства по оценке экспертов вырос более чем на 50% по сравнению с прошлым годом(по сведениям Минфина РБ за первые 8 месяцев 2002 г. эта цифра составляла 48,3%). В последнее время наблюдался рост объема иностранных кредитов, полученных республикой под гарантию правительства. Что же касается инвестиций, то основными инвесторами РБ пока остаются Германия, США и Нидерланды, вклад которых в экономику Беларуси составляет более 50% от всего объема иностранных капиталов, работающих в ней. По официальным данным Министерства экономики РБ темпы роста производства промышленной продукции и потребительских товаров в республике сегодня почти в два раза меньше прогнозных из-за уменьшения внутреннего и внешнего спроса на продукцию белорусских предприятий и ее недостаточной конкурентоспособности по параметру цена.

В первой декаде октября в Минске прошла презентация проектов, отобранных для реализации в рамках программы поддержки Беларуси «Преодолевай границы», которую курируют федеральное министерство экономического сотрудничества и развития Германии, Общество технического сотрудничества и представительство ФРГ в РБ.

1 октября. Прошел первый этап забастовки предпринимателей, который сопровождался массовым невыходом на работу и отказом от уплаты т.н. единого налога. По отдельным сведениям в забастовке приняли участие более 100 тыс. предпринимателей.

1 октября. Началось командно-штабное учение, которое проводил Генеральный штаб ВС РБ с командованием Сухопутных войск. Замысел КШУ предусматривал участие в нем военных комиссаритов республики в качестве штабов войск территориальной обороны, отработку вопросов перевода территориальных войск на военной положение, а также планирования и организации обороны на местах. Учения были приурочены к моменту обсуждения в парламенте Беларуси проекта Закона о военном положении, который предусматривает перевод на военные рельсы в случае угрозы внешней агрессии всей республики, граждане которой должны быть к этому готовы.

2 октября. Глава белорусского государства дал поручение премьер-министру республики Геннадию Новицкому погасить имеющуюся задолженность госбюджета по заработной плате до 1 января 2003 г.

3 октября. Совет республики Национального собрания РБ одобрил новый вариант закона «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». Теперь законопроект должен утвердить президент Беларуси А.Лукашенко.

3 октября. Президент РБ А.Лукашенко посетил предприятие производственное объединение «Химволокно» в г.Светлогорске. Президент в ходе этого визита подчеркнул, что руководство Беларуси будет оказывать особую поддержку ПО «Химволокно», на модернизацию которого уже выделено 16,5 млн. долларов США из средств, поступивших в республику от Кувейтского фонда арабского экономического развития. В этот же день стали известны очередные перестановки в кадровом корпусе управленцев, утверждены новые руководители, которые, по воле президента, призваны занять ряд ключевых должностей, включая руководство крупными предприятиями республики.

3 октября. Заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Георгий Тихонов заявил, что нельзя тянуть с созданием Союзного государства Беларуси и России. Предстоящий год, по его мнению, должен стать судьбоносным в становлении Союзного государства, но для этого необходимо предпринять ряд мер, в первую очередь по ускорению разработки Конституционного акта СГ.

4 октября. В г. Гомель был подписан протокол о сотрудничестве на 2003-2005 гг. между Федеральной службой безопасности РФ и Комитетом государственной безопасности РБ. Особое внимание представителей этих двух ведомств на совместном заседании коллегий в г.Гомеле было уделено проблеме выявления и борьбы с незаконной миграцией.

6 октября. Стало известно, что Совет министров и Высший государственный совет Союзного государства будут собраны, скорее всего, в декабре с.г.

6 октября. В Кишиневе в рамках саммита лидеров стран СНГ состоялась встреча президента РФ Владимира Путина и главы белорусского государства Александра Лукашенко. По официальным сведениям в центре внимания двух президентов были проблемы развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества.

7 октября. Пресс-служба посольства РБ в России поспешила проинформировать общественность о том, что сейчас разрабатываются 15 новых белорусско-российских программ, финансирование которых будет осуществляться из союзного бюджета.

9 октября президент РБ А.Лукашенко провел срочное совещание с белорусскими парламентариями, поводом для которого послужило обсуждение законопроекта «О Национальном собрании Республики Беларусь». Глава государства в жесткой форме предупредил депутатов НС накануне обсуждения данного законопроекта в Палате представителей, что не допустит того, чтобы одна ветвь власти посягала и заходила на поле деятельности другой. Лукашенко подчеркнул, что не пойдет на нарушение принципа разделения властей и ни на какие ухищрения, сопутствующие этому.

11 октября. В Министерстве иностранных дел РБ прошла встреча начальника управления информации этого ведомства Павла Латушко с начальником управления Федерального ведомства печати и информации ФРГ Вольфгангом Брэттом. В рамках встречи, в частности, были обсуждены проблемы сотрудничества сторон в информационной сфере и принципы освещения процесса развития белорусско-германских отношений.

12 октября. Глава Национального олимпийского комитета Беларуси Александр Лукашенко встретился в своей резиденции с президентом НОК Австрийской Республики Леопольдом Валнером. В ходе беседы президент Лукашенко выразил признательность австрийской стороне за помощь РБ в налаживании выпуска спортивного инвентаря, в подготовке профессиональных мастеров спорта и в строительстве горнолыжных баз.

К середине октября стало ясно, что в этом году валовой сбор картофеля в Беларуси резко сократился – не менее,чем на 800 тыс.т. по сравнению с прошлым урожаем. Все колхозы и совхозы республики в этом году смогли собрать лишь около 500 тыс.т картофеля. Грубые ошибки в семеноводстве и организации производства этой культуры, малая эффективность коллективных агрохозяйств привели к тому, что Беларусь утратила свои позиции по экспорту картофеля. Напомним, что в советские времена экспорт картофеля из республики достигал уровня в 1,2 млн.т.




Беларусь после 14 августа

Александр Фадеев

Более двух месяцев прошло со дня, когда во время встречи с президентом РБ А.Лукашенко российский лидер Владимир Путин озвучил свои известные интеграционные инициативы. Что изменилось за этот период? Сумел ли президент России придать импульс практике сближения с Белоруссией? Пока очевидно, что сам процесс воссоединения России и Белоруссии не только не поднялся на новый качественный уровень, но, наоборот, явно пошел на спад(если здесь вообще употребим этот термин, учитывая что за истекшие годы достигнуто было исключительно мало).

После августовской встречи в Москве Путин и Лукашенко смогли встретиться лично в Кишиневе в начале октября, и то, лишь благодаря прошедшему там саммиту глав государств СНГ. До сего момента эти два государственных деятеля обменивались заочно довольно жесткими заявлениями в адрес друг друга, причем особенно преуспел в этом белорусский президент, а, по признанию Владимира Путина, «накал обсуждения политических вопросов был большим». Поэтому интерес к кишиневской встрече проявляли не только эксперты и политологи, но и широкая общественность. Сразу заметим, что за дежурными фразами в рамках протокольного освещения свидания президентов о том, что дела в торгово-экономических отношениях России и Беларуси развиваются очень неплохо, невозможно было скрыть, что в области политического сближения Путин с Лукашенко не продвинулись буквально ни на шаг. Договорились только по одному пункту: расширить состав комиссии, абсолютно безрезультатно работающей уже длительный срок над текстом Конституционного акта Союзного государства, но, как известно, в традиции отечественной бюрократии есть принцип, если не хочешь дать делу ход – создай комиссию.

Более того, весьма неприятным сюрпризом для В.Путина оказалась позиция, занятая в Кишиневе А.Лукашенко, который в резкой форме отверг предложение российского президента об избрании на должность председателя Совета глав государств СНГ Леонида Кучмы. Формально Лукашенко объяснил этот свой шаг тем, что Украина не ратифицировала Устав СНГ и в силу этого обстоятельства не может считаться полноправным членом Содружества. На самом деле белорусский президент воспользовался удобным случаем чтобы продемонстрировать в очередной раз спонтанность российской внешней политики, слабую государственно-правовую проработку окружением Путина действий своего лидера в международном контексте. Кроме того, что не следует исключать, Александр Лукашенко склонен был видеть себя на посту нового председателя СГГ СНГ.

Благостную картину в области взаимной торговли и экономических связей РФ и РБ, обозначенную в столице Молдовы, сегодня явно портят несколько существенных обстоятельств. Москва с лета этого года пошла на значительное снижение тарифов для белорусской стороны на поставляемый республике природный газ(22 – 24 доллара/тыс.куб – единый, практически, тариф с российскими потребителями), электроэнергию, а также на железнодорожные перевозки. Белорусским автоперевозчикам, кроме того, были установлены разрешения (до 40%(!) на работу в сфере российского рынка. В ответ российское правительство надеялось на отмену Минском платы с российских автоперевозчиков, следующих с грузами через территорию союзной Белоруссии (главным образом по трассе Брест – граница России), но напрасно – с россиян белорусские власти продолжают взимать денежную мзду как и ранее. Боле того, все российские автомобили(если сумма платежей превышает 50 тыс. долл.) конвоируются по территории республики и подпадают под таможенное сопровождение.

Во второй половине августа с.г., сразу после встречи Лукашенко с Путиным, белорусское правительство в одностороннем порядке и без консультаций с российской стороной приняло постановление, в котором регулируется ввоз на территорию Беларуси пива, вводятся меры ограничительного характера для импортеров этого напитка. Этот шаг можно расценить как демонстративный удар России, поскольку он нанес существенный ущерб интересам российских производителей пива, поставлявших свою продукцию в РБ. При этом интересно, что белорусских чиновников не остановил тот факт, что своим постановлением они грубо нарушили соглашение о создании зоны свободной торговли от 1994 г., о которой так любит рассуждать А.Лукашенко, и ряд других межправительственных документов стран-участников СНГ.

Что касается перспектив принятия Конституционного акта российско-белорусского государства, то они весьма туманны. Дело в том, что Минск продолжает настаивать на закреплении в нем права сецессии и безоговорочного суверенитета, независимости Беларуси. Это делает совершенно невозможным ни сейчас, ни в будущем создание федерации с Беларусью, поскольку та сохраняет полное право самостоятельно решать внутренние дела, включая принятие конституции и иных законов, печатание денежных знаков, выпуск ценных бумаг, установление налогов и сборов с граждан и т.п. Во внешней политике это предполагает осуществление полной свободы в заключении республикой любых соглашений и договоров с третьими государствами и группами государств, международными структурами без учета интересов и независимо от воли России. Т.е. главные критерии, характеризующие федерацию, в данном случае просто отсутствуют.

Не идет речь и о создании временного межгосударственного объединения в виде конфедерации России и Беларуси: ни руководство РБ, ни властная элита РФ, по крайней мере, не готовы в перспективе поставить свои национальные вооруженные силы под общее командование, а также осуществлять внешнюю политику по главным направлениям совместно. Россия, кроме того, против реализации принципа коллегиальности в деятельности исполнительных и совместных финансовых институтов, равенства представительства и полномочий в законодательном органе потенциального российско-белорусского объединения. Весьма важно и то обстоятельство, что нынешнее белорусское политическое руководство категорически против обозначения цели создания такой конфедерации в форме трансформации ее со временем в федерацию. Это ставит под вопрос сам смысл создания такого международного объединения РБ и РФ. Помимо прочего, президентская администрация Лукашенко пока не ощущает настоятельной внешней мотивации (в виде угроз войны, колонизации, экономических санкций или полной международной изоляции и др.), которая бы решительно подталкивала Минск к установлению конфедеративных отношений со своей восточной соседкой.

Радикальные по форме предложения Путина не привели к изменению позиции правящей «верхушки» РБ по принципам интеграции. Стала, правда, более понятной главная причина, по которой администрация Лукашенко считает для себя неприемлемым вариант сближения с Россией по образцу Евросоюза,- Беларуси, в силу того, что в союзное государство входит пока только два разновеликих государства, не с кем блокироваться против РФ, если предлагаемые Москвой решения не устраивают белорусскую сторону. Кроме того, в ЕС ряд мер в области экономики может проводится его руководством без одобрения национальными парламентами, с чем Минск также не может согласиться. Сейчас администрация президента и МИД РБ явно пытаются перевести диалог с Кремлем с темы политической интеграции России и Беларуси на путь обсуждения проблем торгово-экономических взаимоотношений двух стран.

За два последних месяца стала ясна и общественная реакция белорусов на столь решительные интеграционные намерения В.Путина. В целом, белорусский социум воспринял его заявления довольно пассивно: не наблюдалось ни массовых акций в поддержку московских инициатив, ни демонстраций, митингов, шествий и т.п. под лозунгами протеста. Официальные власти РБ, объективно поддержанные рядом групп радикальной оппозиции, демонстративно подчеркивающей свое неприятие режима Лукашенко, но на деле действующей по проблеме интеграции с Россией в унисон с президентской администрацией, не преуспели в развязанной кампании по общественному отпору Кремлю, активизации движения за отстаивание независимости и суверенитета республики. Пошла на спад протестная волна искусственно поднятая ими в средствах массовой информации республики, в ходе которой не было недостатка усердия в подборе резких выражений и оскорбительных эпитетов в адрес союзной России. Сегодня внимание официозных и большинства оппозиционных СМИ сосредоточено на показе негативных сторон российской действительности, даже критика собственных недостатков чаще всего сопровождается информацией об еще более тяжелом положении по данной проблеме у восточной соседки.

Авторитет и популярность президента Лукашенко внутри республики несколько возросли за время кризиса в белорусско-российских отношениях, но и рейтинг Путина снизился незначительно, опровергнув все прогнозы отдельных лидеров радикальной оппозиции (В.Вечорки, например). Руководителей оппозиционных структур, пытавшихся в срочном порядке сколотить политический капитал на противоречиях Москвы и Минска, ждало горькое разочарование: их позиции в социуме не только не укрепились, но, наоборот, - на фоне низкой популярности стал очевиден и факт еще большего отрыва радикальной оппозиции от устремлений и чаяний белорусского общества. Не заметно пока и консолидации ядерных структур белорусской оппозиции, она остается расколотой и ее группы функционируют разрозненно. Да и в Координационной раде демократических сил, созданной более двух лет назад для объединения «демократической» оппозиции, как выяснилось за эти два месяца, нет единства. Позиции руководителей ОГП оказались более гибкими и, в настоящих условиях, более восприимчивыми к политическим ветрам с Востока.

Националистическое же крыло КРДС неожиданно попало впросак. Как оказалось все более ранние заверения его лидеров о необходимости всеми силами отстаивать суверенитет, независимость, этнокультурную самостоятельность Беларуси касались только России, с ее «имперскими хватательными рефлексами». Включение республики в западноевропейские и евроатлантические структуры сегодня не только допускается, но и провозглашается главной задачей. Исходя из этих постулатов, настроенная прозападно часть оппозиции, вероятно, попытается реализовать следующую программу действий на ближайшую перспективу:

·       сформировать на широкой идейной основе в масштабах республики «контрэлиту», подключив к этому процессу социал-демократические и коммунистические группировки, профсоюзные и женские движения;

·       активизировать деятельность по созданию на местах «демократических коалиций», открытых для всех слоев и граждан, испытывающих недовольство правящим режимом;

·       снять все преграды для объединения усилий националистов и других оппозиционеров-демократов, преодолеть существующий ныне раскол между бэнээфовскими партфункционерами и всеми остальными представителями оппозиции;

·       разработать понятную и востребованную населением концепцию политического развития общества, которая станет базой для борьбы оппозиции за электорат;

·       принимать участие во всех выборах и на всех уровнях; на местных выборах снимать партийные лозунги, заменяя их популярными, отражающими настроения местных избирателей; выдвигать общие списки кандидатов от оппозиции и обеспечивать их поддержку всей «демократической общественности»;

·       постоянно находить контакты и работать с руководителями среднего и высшего звена из госорганов, которые замечены в проявлении недовольства нынешней властью;

·       будировать международную общественность, западные правительства по проблеме соблюдения норм демократии и прав человека в Беларуси, акцентировать внимание на «угрозе с Востока»;

·       любой ценой не допустить создание на территории Беларуси организованной пророссийской политической силы.

Отстаивая необходимость сохранения суверенитета республики, националистическая оппозиция тем не менее выражает готовность пожертвовать ею, но только исключительно в целях интеграции с западными демократическими структурами, прежде всего с НАТО, блокирование с которыми, по их мнению, отвечает культурно-цивилизационным корням белорусского этноса(!?).

Итак за два последних месяца правящий класс Беларуси и радикальная белорусская оппозиция сошлись в оценке интеграционных инициатив В.Путина, отвергнув в категоричной форме предложенный им вариант объединения, когда для России важно, чтобы белорусы были равноправными, свободными и независимыми, но лишь постольку, поскольку они будут россиянами.




«СБ».№237,
10 октября 2002

Закон лучше семь раз "отмерить"

Лариса Раковская

Законопроект "О Национальном собрании Республики Беларусь" в первом чтении был принят еще в 2000 году. В прошлом году второе чтение проекта закончилось тем, что он был возвращен на доработку, - депутаты представили свыше 300 поправок и замечаний к нему. Надо сказать, что такое количество претензий, которые порой носят взаимоисключающий характер, отразилось на судьбе документа: по некоторым позициям разработчики и депутаты до сих пор не нашли согласия. Вчера свою точку зрения по законопроекту высказал Александр Лукашенко во время совещания, в котором приняли участие руководители парламента, Администрации и Управления делами Президента.

Главное требование А.Лукашенко к новому закону - никакого отступления от Конституции. "Я опасаюсь цепной реакции по переделу власти, - объяснил свою позицию Президент. - Конституцией всем ветвям власти определены четкие места и нарушать баланс власти никому в нашей стране не будет позволено". Кроме того, по мнению Александра Лукашенко, при принятии любого закона нужно вдумчиво подходить к вопросам его соответствия Конституции. В данном случае это касается того, чтобы "не пересекались полномочия ветвей власти" в части принятия решений и контроля за их исполнением. Надо сказать, что статус сильной президентской республики и стабильная ситуация в Беларуси многим не дают покоя. К попытке перераспределения властных полномочий тем или иным способом относятся и некоторые предложения по изменению законопроекта о Национальном собрании.

Если вопросы финансового обеспечения относятся к внутренним, то техническая проблема голосования законопроектов на двух государственных языках некоторыми депутатами выносится в разряд политических. Между тем в самом парламенте попросту не отработаны механизмы деятельности над нормативными актами одновременно на русском и белорусском языках. Как это ни удивительно... К слову, деятельность парламента в большинстве своем финансируется Управлением делами Президента за счет средств, заработанных предприятиями УП. Поэтому, по мнению управляющей делами Галины Журавковой, изменение системы материального обеспечения парламента, на чем настаивают некоторые депутаты, способно лишь ухудшить финансовое положение Национального собрания. Это тоже грубая проза жизни.

Внимательное прочтение перечня предложений к законопроекту всех заинтересованных структур дало основание Президенту сделать вывод, что некоторые положения в нем обусловлены персонификацией и сиюминутной оценкой складывающейся политической конъюнктуры. Поэтому он предостерег участников законотворческого процесса от непродуманных и несбалансированных решений: "Законы мы создаем не под конкретных людей, а для всего общества и навсегда".




Лукашенко, интеграция и «польская интрига»

Владислав Лосев (Минск)

Несмотря на то, что за последний год взаимоотношения между Россией и США в значительной мере продвинулись в сторону взаимопонимания, геополитические противоречия между ними никуда не исчезли. И одним из узлов российско-американских противоречий, несомненно, является  Белоруссия и сам процесс белорусско-российской интеграции. Интересы Русского (восточнославянского) мира  объективно требуют воссоединения России с Белоруссией, что обеспечит, по крайней мере, на западном направлении воссоздание традиционных границ российской государственности. Интересы США, понятное дело, носят противоположный характер, т.к. возврат Белой Руси в лоно России будет важным геополитическим шагом на пути восстановления последней статуса мировой державы.

Поэтому, в частности, Соединенные Штаты продолжают оказывать массированную материальную помощь антироссийским силам в Белоруссии. Как заявил недавно заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Стивен Пайфер «ежегодно в соответствии с Актом в поддержку свободы (Freedom Support Act) США выделяют десять миллионов долларов  на развитие гражданского общества и укрепление негосударственных организаций в Белоруссии».

В то же время, несмотря на разностороннюю внешнюю поддержку  и разветвленную организационную сеть, оппозиции, начиная с 1996 года, ни разу не удавалось добиться каких-либо серьезных  политических успехов. Это было обусловлено, в том числе и  совпадением до сентября 2001 года политических устремлений и деклараций Александра Лукашенко и настроений большинства белорусских граждан. Однако за год прошедший после президентских выборов наметились серьезные расхождения между позициями официального Минска и населения Белоруссии. Это касается как экономических, так и политических вопросов.

В этом смысле показательной является разница в отношении А. Лукашенко, других представителей правящих верхов и остального белорусского общества к интеграционным предложениям В.Путина. Как известно, Александр Лукашенко с ходу отверг этот вариант, заявив, что  путинская формула интеграции, якобы, оскорбительна для белорусского народа, а официальная социология поспешила сообщить, что взгляды российского президента на процесс объединения готовы поддержать не более 4% граждан Беларуси.

В то же время совсем иные данные приводят независимые от властей социологические службы. Так, в начале октября белорусский Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) обнародовал результаты недавно проведенного общенационального опроса, касавшегося союзной тематики. На анкету «Российский президент предложил весной 2003 года провести референдум по вопросу: «Согласны ли вы, что Россия и Белоруссия объединятся в единое государство на основе следующих принципов:

а) обеспечение равенства прав и свобод граждан объединенного государства;

б) равенство регионов Российской Федерации и Белоруссии как субъектов единого   государства;

в) создание единых органов власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации?»

Если такой референдум состоится, как вы будете голосовать?» ответы распределились следующим образом:

Вариант ответа

В целом по выборке

Сторонники А.Г. Лукашенко*

Противники А.Г. Лукашенко*

Отвечу,что согласен

32,3

41,7

27,0

Отвечу,что не согласен

26,3

22,4

37,2

Пока еще не знаю, посмотрю по обстоятельствам

31,7

29,5

28,5

Не буду участвовать в таком референдуме

8,0

6,4

7,2

* Убежденные сторонники – это те, кто готов голосовать за А.Г. Лукашенко на выборах президента Белоруссии, а также Союзного государства, кто доверяет ему и считает идеалом политика. Убежденные противники – те, кто не доверяет президенту и предпочитает выбирать иного политика.

В комментарии к исследованиям отмечается, что с учетом предположительной реакции неопределившихся (согласно многолетним наблюдениям за электоральным поведением подавляющее большинство неопределившихся в момент голосования обычно присоединяется к доминирующей группе определившихся), если бы такой референдум состоялся в ближайшее время, не менее 50% белорусских граждан, вероятно, проголосовало бы за предложения российского президента.

Следует подчеркнуть, что НИСЭПИ никак нельзя заподозрить в пророссийских настроениях, так как этот исследовательский центр является головной аналитической структурой прозападной оппозиции и проводит свои изыскания в основном на западные гранты.

Из приведенных исследований следует также, что в сознании белорусских граждан происходит «растождествление» личности А.Г. Лукашенко и идеи общерусского воссоединения. Основной причиной этого, без сомнения, является Владимир Путин и его политика, которая все более воспринимается в республике как реальная и приемлемая альтернатива политике нынешнего руководства Белоруссии.

Высокое доверие к российскому президенту со стороны белорусских граждан подтверждают и данные (неопубликованные в широкой печати) полученные в сентябре текущего года Институтом социально-политических исследований при Администрации президента РБ, согласно которым рейтинг В.В. Путина в Белоруссии составляет  70%, рейтинг же А.Г. Лукашенко – 28%.

Согласно исследованиям НИСЭПИ уже сегодня большинство белорусских граждан готовы принять участие в выборах в парламент Союзного государства. На вопрос «Если будут проводиться выборы в парламент Союзного государства Белоруссии и России, будете ли вы в них участвовать были получены следующие ответы:

Вариант ответа

В целом по выборке

Сторонники
А.Г. Лукашенко

Противники
А.Г. Лукашенко

Да

60,9

68,0

58,3

Нет

17,3

7,5

24,4

Затрудняюсь ответить

21,8

24,5

17,3

Как видим, вопреки совместным пропагандистским усилиям властей и оппозиции значительную часть белорусских граждан в полной мере устраивают предложения российского президента. В то же время необходимо понимать, что, несмотря на  симпатии населения в настоящее время в Белоруссии для полнокровного белорусско-российского воссоединения на основе путинского варианта недостает внутренних условий, в первую очередь, влиятельных политических и экономических групп, заинтересованных в подобном развитии событий.

Подобное положение обусловлено, с одной стороны, действиями властей, которые начиная с конца 1996 года (после ноябрьского конституционного референдума)  целенаправленно проводили своеобразную «прополку» белорусского политического поля, удаляя из него те партии, организации и средства массовой информации, которые могли бы составить даже минимальную конкуренцию А.Г. Лукашенко в вопросах интеграции с Россией или же проводить собственную, не зависимую от властей линию, содействующую объединению с Россией. С другой – со стороны Российской Федерации не было предпринято практически никаких действий, способствующих формированию в Белоруссии   влиятельного пророссийского общественно-политического движения.

Таким образом, в республике существуют своеобразные «ножницы», когда население в большинстве своем  хотело бы  объединиться с Россией, а общественные структуры способные преобразовать эти настроения в политическую волю отсутствуют.

Этим положением, уже для укрепления своих позиций, намерена воспользоваться антироссийская оппозиция, которая несмотря на свою н малочисленность хорошо организована и не испытывает недостатка в средствах. Лидеры оппозиции ставят перед собой задачу добиться политического паритета с президентом и вынудить его в итоге вступить с ними в переговоры, сесть на равных за «круглый стол». Первым шагом в этом направлении по расчетам  оппозиционных стратегов должны стать местные выборы, которые состоятся весной 2003 года. Уже сейчас очевидно, что эти выборы пройдут под знаком жесткой критики экономической политики властей со стороны, в первую очередь, «независимых» кандидатов, которые в большинстве своем будут представлять  как раз прозападную оппозицию. В случае успеха на предстоящих выборах, оппозиция намерена превратить местные советы в опорные узлы борьбы против президента А.Г. Лукашенко. В повестке дня оппозиции стоит все тот же «югославский вариант», первый этап которого нацелен на взятие под контроль местной власти.

В последнее время в Белоруссии заметно активизировалась деятельность польских эмиссаров, которые в ходе консультации с лидерами оппозиции и представителями властей стремятся подвигнуть обе стороны к сближению на основе идей «незалежнасцi» от России. Вот, что заявил по этому поводу ведущий эксперт по Белоруссии варшавского Института поддержки демократии в Восточной Европе Павел Казанецкий: «Выбор за президентом Лукашенко. Настала пора решить, стоит ли и дальше быть только инструментом в руках России, или же пришло время реально стать руководителем суверенного государства и вместе с белорусскими элитами выработать концепцию национальных интересов и начать ее реализацию».

При этом, Казанецкий дал понять, что, в принципе, возможна легитимизация  власти Лукашенко со стороны Европы, в том числе, и признание его претензий на третий президентский срок, если белорусский президент  станет воспринимать оппозицию в качестве равноправного политического партнера и в дальнейшем предоставит ей возможность участвовать в управлении государством.  В этом случае, утверждает Казанецкий, Европа может отказаться от сохранения миссии ОБСЕ в Белоруссии, а «Польша станет страной, которая поддержит Беларусь в ее стремлении вернуться в семью демократических европейских государств. Однако, в начале Лукашенко должен совершить недвусмысленные шаги в направлении демократии».

Таким образом, в Белоруссии затевается очередная (в историческом смысле) «польская интрига», которая может повлечь за собой самые неприятные последствия как для российских интересов, так, в конце концов, и лично для Александра Лукашенко. Ему следует определенно дать понять, что единственным гарантом его политического будущего и человеческого благополучия может быть только единое государство Белой Руси и Великой России.




Нельзя интегрировать чужеродные единицы

Фрагмент интервью С.Караганова р/с «Эхо Москвы» 07.10.2002

А.ВЕНЕДИКТОВ – Возвращаясь к СНГ и к более тесному т.н. все-таки союзу России и Белоруссии, внешнему вполне, Вы знаете, в последнее время был конфликт. Я не думаю, что это конфликт Путин – Лукашенко. Это гораздо более серьезный конфликт, безусловно. Вчера-сегодня президент Путин встречается с президентом Лукашенко. Что нам ждать от этого? Что нам ждать от разговоров Путина с Лукашенко, от разговоров президентов России и Белоруссии в нынешний период?

С. КАРАГАНОВ – Нам надо ждать и надеяться на то, что Лукашенко начнет двигаться в сторону реформирования своей страны, поскольку отказ от реформирования фактически блокирует дальнейшее сближение России и Белоруссии.

А. ВЕНЕДИКТОВ – То есть "делай раз", реформируй свою страну?

С. КАРАГАНОВ – Первое, "делай раз", это часть процесса сближения. Нельзя интегрировать абсолютно чужеродные единицы, некую страну, движущуюся в направлении Северной Кореи (естественно, я желаю Белоруссии избежать чего-нибудь похожего на подобную судьбу), и страны, плохо, но развивающейся по капиталистическому и квазидемократическому пути. Это первое. Во-вторых, Белоруссия имеет совершенно уникальный шанс провести что-то типа китайских реформ, то есть управляемых, в том числе управляемая номенклатурная приватизация с участием русского капитала, но под российским прикрытием. У нее есть уникальный шанс.

А. ВЕНЕДИКТОВ – С российской поддержкой.

С. КАРАГАНОВ – Российская поддержка и финансовое прикрытие. Ведь мы уже оказываем довольно существенную финансовую помощь Белоруссии, которую всячески отрицает Лукашенко. И Белоруссия поэтому имеет тот шанс, которого не имела Россия. Но мы ведь делали свои реформы очень болезненно не только потому, что мы сглупили где-то или сделали что неправильно, но и потому, что нас никто не прикрывал.




«Белорусская деловая газета» №1240,
10 октября 2002

На пути интеграции легла одна личность

Оргкомитет формирующейся инициативной группы по проведению всебелорусского референдума по вопросам российско-белорусской интеграции, который возглавляет Александр Ярошук, определил варианты двух вопросов для всенародного обсуждения.

Как сообщила БелаПАН пресс-служба инициативной группы, варианты вопросов сформулированы следующим образом: 1. "Считаете ли вы возможным доверить в дальнейшем проведение политики белорусско-российской интеграции политической элите страны в составе правительства, парламента, видных политических и общественных деятелей, руководителей промышленности, представителей науки и культуры?"; 2. "Считаете ли вы возможным и далее доверить руководство процесса белорусско-российской интеграции Президенту Республики Беларусь А.Лукашенко?". По сообщению пресс-службы, варианты вопросов сформулированы в резолюции, принятой на экстренном заседании оргкомитета инициативной группы 8 октября. Экстренный характер заседания был связан с итогами встречи глав государств СНГ в Кишиневе. Как отмечено в принятой резолюции, "результаты работы белорусской делегации в Кишиневе еще раз подтвердили уже проверенный факт - процесс белорусско-российской интеграции разрушен". По мнению членов оргкомитета, "Президент Республики Беларусь несет личную ответственность за развал процесса интеграции, за резкое ухудшение отношений с единственным реальным внешнеполитическим союзником и монопольным экономическим партнером". Участники заседания также заслушали доклад об отзывах на инициативу Александра Ярошука по проведению Всебелорусского общенародного референдума, которые поступили в оргкомитет от граждан, политических партий, общественных организаций, а также госчиновников, деятелей парламента, представителей бизнеса, науки и культуры. Как отмечается в резолюции, "анализ отзывов на инициативу А.Ярошука показал, что при всем неоднозначном отношении к идее референдума, белорусские граждане практически единодушно поддерживают интеграционный процесс между двумя странами". Вместе с тем, говорится в резолюции оргкомитета инициативной группы, "среди общественности растет понимание, что А.Лукашенко окончательно утратил способность к плодотворному диалогу с российским руководством, не в силах отстаивать национальные интересы белорусского государства. Личность белорусского президента превратилась в препятствие для интеграционных процессов не только между Россией и Беларусью, но, как продемонстрировали итоги встречи в Кишиневе, и в СНГ".




Выступление представителя РБ в Нью-Йорке

Нью-Йорк  10 октября 2002 г.

Выступление заместителя Постоянного представителя Республики Беларусь при ООН О.Иванова в общей дискуссии в Первом комитете на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

Господин Председатель,

Позвольте мне, от имени делегации Республики Беларусь, поздравить Вас с избранием на пост Председателя Первого комитета. В своей работе Вы можете рассчитывать на нашу поддержку и сотрудничество.

Господин Председатель,

Трагические события прошлого года наглядно продемонстрировали новые вызовы и угрозы XXI века и существующую связь между проблемами международной безопасности, разоружения и терроризма. Ключевым фактором становится выполнение государствами своих обязательств в области международной безопасности, нераспространения и разоружения, в первую очередь, положений Договора о нераспространении ядерного оружия, Конвенции по запрещению биологического и токсинного оружия и Конвенции по запрещению химического оружия. Необходимо обеспечить строгий контроль над имеющимися запасами как оружия массового уничтожения и его компонентов, так и обычных видов вооружений.

Господин Председатель,

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) является важнейшим инструментом, предлагающим международному сообществу последовательную программу действий в области ядерного разоружения и нераспространения. Беларусь приветствует результаты первой сессии Подготовительного комитета Обзорной Конференции 2005 года. Беларусь также приветствует решение Кубы присоединиться к ДНЯО и к Договору Тлателолко.

Республика Беларусь уделяет особое значение скорейшему вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и приданию ему универсального характера и призывает государства, не присоединившиеся к Договору, сделать это как можно скорее.

Республика Беларусь приветствует подписание Московского Договора и решение Российской Федерации и США продолжить сокращения своих ядерных арсеналов.

Важнейшим вопросом является запрещение производства расщепляющихся материалов в целях создания оружия. Конференция по разоружению должна как можно скорее приступить к переговорам по данной проблеме.

Беларусь считает, что ядерное разоружение должно дополняться практическими шагами в области укрепления режима ядерного нераспространения, в том числе, посредством укрепления существующих и создания новых зон, свободных от ядерного оружия.

Будучи убеждена в необходимости принятия эффективных мер в целях предотвращения появления новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия, Республика Беларусь представляет на нынешней сессии проект резолюции «Запрещение разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия». Белорусская делегация надеется, что данный проект резолюции будет вновь поддержан всеми делегациями и принят без голосования.

Господин Председатель,

Республика Беларусь проводит ответственную и последовательную политику, направленную на выполнение своих международных обязательств, в том числе, по Договору о нераспространении ядерного оружия, Договору о сокращении и ограничении наступательных вооружений, Договору об обычных вооруженных силах в Европе, Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, Конвенции по запрещению биологического и токсинного оружия и Конвенции по запрещению химического оружия. Подтверждением последовательности нашей политики стала также сдача депозитарию Республикой Беларусь в 2001 году инструментов ратификации Договора по открытому небу.

Беларусь поддерживает расширение мер транспарентности в вооружениях и военных расходах и регулярно представляет данные для Регистра обычных вооружений ООН.

Беларусь придает особое значение развитию двусторонних мер укрепления доверия, рассматривает это направление в качестве одного из приоритетов своей внешней политики и поддерживает диалог со своими соседями по этим и другим конкретным проблемам региональной безопасности.

Господин Председатель,

Наша страна приветствует проведение в июле 2001 года Конференции ООН по проблеме незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и принятие на ней итогового документа – Программы действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней.

Республика Беларусь предпринимает необходимые шаги по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями. 15 июля 2002 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал указ «О выполнении Республикой Беларусь международных обязательств, вытекающих из Документа ОБСЕ о легком и стрелковом оружии». Республика Беларусь также представила Департаменту ООН по разоружению подробную информацию о выполнении Программы действий в соответствии с резолюцией 56/24 V «Незаконная торговля легким оружием и стрелковыми вооружениями во всех ее аспектах».

Господин Председатель,

Республика Беларусь поддерживает запрещение использования, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин. Наша страна не производит противопехотные мины. В 1995 году Республика Беларусь присоединилась к существующему де-факто международному мораторию на экспорт противопехотных мин. Не располагая необходимыми финансовыми и технологическими ресурсами, Республика Беларусь в настоящее время не готова присоединиться к Конвенции 1997 года о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, но рассматривает возможность присоединения к указанной Конвенции в будущем в контексте получения международной финансовой и технологической помощи на разминирование территорий и утилизацию имеющихся запасов противопехотных мин.

Республика Беларусь готова начать сотрудничество по разминированию территорий и утилизации имеющихся запасов ППМ с заинтересованными сторонами и приветствует в этой связи любые предложения и инициативы.

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что международное сообщество выработает надежные механизмы противостояния новым видам рисков и угроз нашей общей безопасности.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ