Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №61(15.10.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Лукашенко, интеграция и «польская интрига»

Владислав Лосев (Минск)

Несмотря на то, что за последний год взаимоотношения между Россией и США в значительной мере продвинулись в сторону взаимопонимания, геополитические противоречия между ними никуда не исчезли. И одним из узлов российско-американских противоречий, несомненно, является  Белоруссия и сам процесс белорусско-российской интеграции. Интересы Русского (восточнославянского) мира  объективно требуют воссоединения России с Белоруссией, что обеспечит, по крайней мере, на западном направлении воссоздание традиционных границ российской государственности. Интересы США, понятное дело, носят противоположный характер, т.к. возврат Белой Руси в лоно России будет важным геополитическим шагом на пути восстановления последней статуса мировой державы.

Поэтому, в частности, Соединенные Штаты продолжают оказывать массированную материальную помощь антироссийским силам в Белоруссии. Как заявил недавно заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Стивен Пайфер «ежегодно в соответствии с Актом в поддержку свободы (Freedom Support Act) США выделяют десять миллионов долларов  на развитие гражданского общества и укрепление негосударственных организаций в Белоруссии».

В то же время, несмотря на разностороннюю внешнюю поддержку  и разветвленную организационную сеть, оппозиции, начиная с 1996 года, ни разу не удавалось добиться каких-либо серьезных  политических успехов. Это было обусловлено, в том числе и  совпадением до сентября 2001 года политических устремлений и деклараций Александра Лукашенко и настроений большинства белорусских граждан. Однако за год прошедший после президентских выборов наметились серьезные расхождения между позициями официального Минска и населения Белоруссии. Это касается как экономических, так и политических вопросов.

В этом смысле показательной является разница в отношении А. Лукашенко, других представителей правящих верхов и остального белорусского общества к интеграционным предложениям В.Путина. Как известно, Александр Лукашенко с ходу отверг этот вариант, заявив, что  путинская формула интеграции, якобы, оскорбительна для белорусского народа, а официальная социология поспешила сообщить, что взгляды российского президента на процесс объединения готовы поддержать не более 4% граждан Беларуси.

В то же время совсем иные данные приводят независимые от властей социологические службы. Так, в начале октября белорусский Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) обнародовал результаты недавно проведенного общенационального опроса, касавшегося союзной тематики. На анкету «Российский президент предложил весной 2003 года провести референдум по вопросу: «Согласны ли вы, что Россия и Белоруссия объединятся в единое государство на основе следующих принципов:

а) обеспечение равенства прав и свобод граждан объединенного государства;

б) равенство регионов Российской Федерации и Белоруссии как субъектов единого   государства;

в) создание единых органов власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации?»

Если такой референдум состоится, как вы будете голосовать?» ответы распределились следующим образом:

Вариант ответа

В целом по выборке

Сторонники А.Г. Лукашенко*

Противники А.Г. Лукашенко*

Отвечу,что согласен

32,3

41,7

27,0

Отвечу,что не согласен

26,3

22,4

37,2

Пока еще не знаю, посмотрю по обстоятельствам

31,7

29,5

28,5

Не буду участвовать в таком референдуме

8,0

6,4

7,2

* Убежденные сторонники – это те, кто готов голосовать за А.Г. Лукашенко на выборах президента Белоруссии, а также Союзного государства, кто доверяет ему и считает идеалом политика. Убежденные противники – те, кто не доверяет президенту и предпочитает выбирать иного политика.

В комментарии к исследованиям отмечается, что с учетом предположительной реакции неопределившихся (согласно многолетним наблюдениям за электоральным поведением подавляющее большинство неопределившихся в момент голосования обычно присоединяется к доминирующей группе определившихся), если бы такой референдум состоялся в ближайшее время, не менее 50% белорусских граждан, вероятно, проголосовало бы за предложения российского президента.

Следует подчеркнуть, что НИСЭПИ никак нельзя заподозрить в пророссийских настроениях, так как этот исследовательский центр является головной аналитической структурой прозападной оппозиции и проводит свои изыскания в основном на западные гранты.

Из приведенных исследований следует также, что в сознании белорусских граждан происходит «растождествление» личности А.Г. Лукашенко и идеи общерусского воссоединения. Основной причиной этого, без сомнения, является Владимир Путин и его политика, которая все более воспринимается в республике как реальная и приемлемая альтернатива политике нынешнего руководства Белоруссии.

Высокое доверие к российскому президенту со стороны белорусских граждан подтверждают и данные (неопубликованные в широкой печати) полученные в сентябре текущего года Институтом социально-политических исследований при Администрации президента РБ, согласно которым рейтинг В.В. Путина в Белоруссии составляет  70%, рейтинг же А.Г. Лукашенко – 28%.

Согласно исследованиям НИСЭПИ уже сегодня большинство белорусских граждан готовы принять участие в выборах в парламент Союзного государства. На вопрос «Если будут проводиться выборы в парламент Союзного государства Белоруссии и России, будете ли вы в них участвовать были получены следующие ответы:

Вариант ответа

В целом по выборке

Сторонники
А.Г. Лукашенко

Противники
А.Г. Лукашенко

Да

60,9

68,0

58,3

Нет

17,3

7,5

24,4

Затрудняюсь ответить

21,8

24,5

17,3

Как видим, вопреки совместным пропагандистским усилиям властей и оппозиции значительную часть белорусских граждан в полной мере устраивают предложения российского президента. В то же время необходимо понимать, что, несмотря на  симпатии населения в настоящее время в Белоруссии для полнокровного белорусско-российского воссоединения на основе путинского варианта недостает внутренних условий, в первую очередь, влиятельных политических и экономических групп, заинтересованных в подобном развитии событий.

Подобное положение обусловлено, с одной стороны, действиями властей, которые начиная с конца 1996 года (после ноябрьского конституционного референдума)  целенаправленно проводили своеобразную «прополку» белорусского политического поля, удаляя из него те партии, организации и средства массовой информации, которые могли бы составить даже минимальную конкуренцию А.Г. Лукашенко в вопросах интеграции с Россией или же проводить собственную, не зависимую от властей линию, содействующую объединению с Россией. С другой – со стороны Российской Федерации не было предпринято практически никаких действий, способствующих формированию в Белоруссии   влиятельного пророссийского общественно-политического движения.

Таким образом, в республике существуют своеобразные «ножницы», когда население в большинстве своем  хотело бы  объединиться с Россией, а общественные структуры способные преобразовать эти настроения в политическую волю отсутствуют.

Этим положением, уже для укрепления своих позиций, намерена воспользоваться антироссийская оппозиция, которая несмотря на свою н малочисленность хорошо организована и не испытывает недостатка в средствах. Лидеры оппозиции ставят перед собой задачу добиться политического паритета с президентом и вынудить его в итоге вступить с ними в переговоры, сесть на равных за «круглый стол». Первым шагом в этом направлении по расчетам  оппозиционных стратегов должны стать местные выборы, которые состоятся весной 2003 года. Уже сейчас очевидно, что эти выборы пройдут под знаком жесткой критики экономической политики властей со стороны, в первую очередь, «независимых» кандидатов, которые в большинстве своем будут представлять  как раз прозападную оппозицию. В случае успеха на предстоящих выборах, оппозиция намерена превратить местные советы в опорные узлы борьбы против президента А.Г. Лукашенко. В повестке дня оппозиции стоит все тот же «югославский вариант», первый этап которого нацелен на взятие под контроль местной власти.

В последнее время в Белоруссии заметно активизировалась деятельность польских эмиссаров, которые в ходе консультации с лидерами оппозиции и представителями властей стремятся подвигнуть обе стороны к сближению на основе идей «незалежнасцi» от России. Вот, что заявил по этому поводу ведущий эксперт по Белоруссии варшавского Института поддержки демократии в Восточной Европе Павел Казанецкий: «Выбор за президентом Лукашенко. Настала пора решить, стоит ли и дальше быть только инструментом в руках России, или же пришло время реально стать руководителем суверенного государства и вместе с белорусскими элитами выработать концепцию национальных интересов и начать ее реализацию».

При этом, Казанецкий дал понять, что, в принципе, возможна легитимизация  власти Лукашенко со стороны Европы, в том числе, и признание его претензий на третий президентский срок, если белорусский президент  станет воспринимать оппозицию в качестве равноправного политического партнера и в дальнейшем предоставит ей возможность участвовать в управлении государством.  В этом случае, утверждает Казанецкий, Европа может отказаться от сохранения миссии ОБСЕ в Белоруссии, а «Польша станет страной, которая поддержит Беларусь в ее стремлении вернуться в семью демократических европейских государств. Однако, в начале Лукашенко должен совершить недвусмысленные шаги в направлении демократии».

Таким образом, в Белоруссии затевается очередная (в историческом смысле) «польская интрига», которая может повлечь за собой самые неприятные последствия как для российских интересов, так, в конце концов, и лично для Александра Лукашенко. Ему следует определенно дать понять, что единственным гарантом его политического будущего и человеческого благополучия может быть только единое государство Белой Руси и Великой России.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ