Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №62(01.11.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Судьба кабинета министров



Part.org.ua,
28 октября 2002

Комментарии киевских экспертов и политические портреты основных претендентов нам пост премьер-министра

Виктор Небоженко

Залогом успешного прохождения через Верховную Раду любого из кандидатов на премьерский пост станет политическая неамбициозность претендентов. То есть, это должен быть человек, который не перетянет на себя большинство политических и финансовых ресурсов. Поэтому, скорее всего, и оппозиция, и власть, и правые, и левые сойдутся на фигуре как бы второго Кинаха, то есть, «технического» министра. Но только с тем обстоятельством, чтобы он не смог претендовать на место президентской гонки, ибо практически все политические силы видят один вариант президентских выборов: выходит слабый Симоненко и ему противостоит сильный долгоиграющий реформатор. Скорее всего, вот в такой схеме и будут разворачиваться консультации и голосование по премьеру.

Конечно, такая схема не устраивает большую группу политиков, тех, которые называются «девяткой», поскольку тогда большинство окончательно выпадет из политической жизни и превратится либо в гонимых новой Прокуратурой и новыми судьями полуолигархов и бизнесменов-коррупционеров, либо войдет в какие-то новые политические силы. Но в любом случае и левые, и правые, и оппозиция, и власть не заинтересованы, чтобы премьером стал человек, который может самостоятельно выступить в президентской кампании.

Все предложенные на сегодняшний день кандидатуры имеют приблизительно равные обстоятельства. Несколько в лучшем положении Азаров. По многим причинам он устраивает больше политических сил, нежели другие кандидаты. Кроме способов морального воздействия на депутатский корпус, у него есть и другие. Мы можем вспомнить, как депутаты голосовали по кандидатуре прокурора. Ужас, который был в глазах депутатов, затмевал любые политические расчеты. Как видим, гражданские силовики – представители Прокуратуры и ГНАУ – как правило, обладают какой-то повышенной способностью влиять на психику депутатов, которые находятся в сложных отношениях с финансовыми органами.

У Януковича тоже неплохие шансы. Но я не вижу того, кто бы мог за него выполнить сложную коммуникационную работу по собиранию голосов? и с какой программой он может выступить. Дело в том, что от «донецких» ожидают представления только донецких интересов. И будет здорово, если Януковичу удастся при презентации себя вырасти политически, потому что сегодня есть полное несоответствие между его мощью в Донецкой области и его реальным политическим весом в Киеве. Если он сумеет выразить какую-то свою общенациональную программу, то тогда, может быть, к нему отнесутся серьезно. Но самое главное в общем-то – это даже не программа, а то, как, скажем, «донецкие», проведут консодлидированное голосование.

У Дубины та же проблема, что и у Януковича. Пик его дружбы с Президентом, видимо, прошел. Хоть он и показал себя в Кабмине как неплохой топ-менеджер, но при этом говорить о каких-то его политических свойствах, которые могли бы впечатлить парламент, трудно, по крайней мере, я таких не вижу. Поэтому с ним как бы сложней всего, и потребуется очень сложный политический механизм для того, чтобы он набрал весомое количество голосов.

Что касается Кинаха, то, конечно же, это человек, который честно придет на голосование и получит своих, ну, допустим, 20 % голосов. Могут ли его избрать? Если Кинах вторично приходит на премьерский пост, то это очень сильно осложняет ситуацию ведущих игроков в президентской гонке. Потому что, как показывает опыт, Кинах уверенно и спокойно набирает очки, не связывая себя прямо ни с какой из структур. И только политики, политологи и журналисты знают, в какой-то мере он обязан своим возвышением и политической жизнедеятельностью исключительно нескольким фракциям, которые находятся в очень сложных отношениях со всеми другими.

Относительно возможного выдвижения Тигипко в кандидаты, так Тигипко постоянно присутствует во всех возможных вакансиях. Я не удивлюсь, если Тигипко станет следующим главой АП. Для него это более реально, чем стать главой Кабмина. Также я не удивлюсь, если в новом Кабмине он возьмет на себя экономический сектор. Удастся ли ему пройти через сито голосования - сложный вопрос, потому что нужно не только активничать, но также предлагать какие-то сверхординарные инициативы и брать на себя ответственность. В этом смысле Тигипко старается не выделятся. Вполне возможно, что всплывут еще какие-то кандидатуры. Например, сейчас достаточно быстро набирает очки Олег Беспалов. Возможно, что какая-то группа выдвинет его. Надо ожидать, что перебор будет не только из тех, кто есть. Нам крайне не хватает не увеличения скамьи запасных, а количества сидящих на этой длинной скамье запасных. Вот такой приблизительно расклад. Все кандидаты прекрасно понимают ситуацию, и, скорее всего, повторюсь, победит тот, кто перед началом президентских выборов тихонько покинет этот пост, или, по крайней мере, не будет претендовать на серьезное место в президентской гонке. Если же на занятие этого поста будет претендовать один из основных кандидатов на выборах-2004, то можно не сомневаться, что ему абсолютно не удастся его пройти.




Part.org.ua,
28 октября 2002

При любом премьере, кроме Кинаха, источник власти перейдет от АП к ВР

Олеся Яхно

Кабмин всегда был заложником борьбы между Президентом и ВР. Сегодня мы наблюдаем ту же ситуацию. Правда, конфликт происходит не между Президентом и ВР, а между АП и ВР.

Большинство как инструмент для достижения компромисса между ведущими финансово-политическими группами, достижения договоренностей по ключевым вопросам внешней и внутренней политики, что сделало бы понятным сценарий развития событий в политической жизни страны до 2004 года, не оправдало надежд своих создателей.

Несмотря на неоднократные заявления о создании парламентского большинства, пропрезидентские фракции так и не смогли доказать его дееспособность на деле: пропрезидентские силы не распределили комитеты ВР, не сформировали коалиционное правительство и не взяли на себя ответственность за деятельность парламента. Никакие попытки оживить переговорный процесс по его формированию ни к чему не привели. Даже встреча 21 октября в формате премьер-президент–большинство в столь символическом для политиков здании, как Украинский Дом не дала ожидаемых результатов. И работа парламента на прошлой неделе как нельзя лучше об этом засвидетельствовала. В четверг 24 октября, день голосования, парламент очередной раз продемонстрировал отсутствие большинства, не дотянув до 226 голосов (проект большинства получил 220 голосов).

О чем это говорит? О том, что фактически ресурс договоренности между силами, представляющими разные интересы, исчерпан. Ключевые игроки исчерпали свои ресурсы и зашли в политический тупик. Произошло обездвиживание политической системы. Мы видим, что вот уже несколько месяцев парламент так и не может начать работать. В самом же большинстве возникли такие понятия, как «большинство большинства» и «меньшинство меньшинства». Поэтому представляется, что точкой, которая сдвинет с места переговорный процесс, станет должность премьера. Правда, это еще большой вопрос, хотели и хотят ли противоборствующие стороны достичь компромисса, поскольку вполне вероятно, что потери для ключевых игроков в случае его достижения могут быть значительно большими, чем в случае конфронтации между ними. Власть как исходный пункт и конечная цель политического действия, является сегодня определяющим фактором в активности политических сил.

Но вернемся к вопросу премьера. За всю историю независимости Украины Кабинет министров был заложником борьбы между Президентом и парламентом. Конституция Украины не смогла привести к консенсусу представителей исполнительной и законодательной власти, поскольку она всего лишь закрепила ситуацию, которая сложилась к 1996 году, когда отсутствие конституционного закрепления полномочий Президента и парламента привело к борьбе за доминирование в системе власти, а разменной монетой в конфликтах между ними выступало правительство. Поэтому-то и происходили такие частые смены глав правительств. Сегодня, в принципе, мы наблюдаем ту же самую ситуацию. Единственное различие это, что конфликт происходит не между Президентом и ВР, а между АП и ВР, поскольку все понимают, что реальная борьба идет между потенциальными кандидатами на президентство.

На сегодня фракциями большинства предложены четыре кандидатуры: первый вице-премьер Олег Дубина (предложен фракцией «Народный выбор»), премьер-министр Анатолий Кинах («Трудовая Украина» и ПППУ, СДПУ(о)), Николай Азаров («Европейский выбор»), Виктор Янукович («Регионы Украины»).

В данном материале мы не будем рассматривать шансы каждого из кандидатов, это предмет следующих текстов. Скорее, остановимся на том, какие факторы будут определяющими при избрании той или иной кандидатуры.Во-первых, список кандидатур не заканчивается на уже предложенных персоналиях. По словам Президента, он готов рассмотреть кандидатуры большинства, но также сохраняет за собой право сделать собственное предложение.

Во-вторых, как считают многие аналитики, важным фактором при избрании премьера является то, какая роль будет отведена новому премьеру: кандидата от власти на выборах-2004 или же просто переходного премьера. Ввиду нынешней политической конфронтации, вряд ли, можно ожидать, что какая-либо из сил допустит на премьерскую должность того, кто впоследствии может стать кандидатом на президентство (согласно Конституции, в случае досрочной отставки Президента, на период до избрания и вступления в должность нового главы государства обязанности и.о. президента возлагаются на главу Кабинета министров). Скорее всего, как раз политическая неперспективность должна стать одной из основных характеристик кандидата на премьерский пост.

В-третьих, две принципиально разные ситуации, когда главой правительства по-прежнему остается Кинах и когда придет новый премьер. Поскольку любой, кто будет избран, кроме ныне действующего премьера, изменит политическую конфигурацию. Источник власти резко перейдет от АП к Верховной Раде. И дело не в том, насколько новый премьер будет антимедведчуковским, а в том, что он будет избран большинством. Более того, количество голосов, полученных вследствие голосования по премьеру, и будет означать реальное большинство.




Part.org.ua,
28 октября 2002

Янукович вырос из «региональных штанишек»

Екатерина Маркечко

Янукович перерос рамки региональщика, поэтому премьерская должность может стать для него точкой отсчета на беговой дорожке, ведущей к президентству.

Не далее как 22 октября Президент устами своего постпреда в парламенте Александра Задорожного предложил Верховной Раде до 21 ноября провести внеочередное пленарное заседание, на котором будет вынесено решение о судьбе правительства. Таким образом, до установленной Леонидом Кучмой даты парламент должен «пересеять» действующий состав Кабмина на предмет ответственности за его деятельность, после будет вынесено решение отправить его в отставку - либо решением Верховной Рады, либо указом Президента. Поскольку времени в активе у ВР осталось меньше месяца, а проблема действительно стабильного и предсказуемого большинства в силу своей неразрешимости уже порядком надоела как его участникам, так наблюдателям и экспертам, депутатский корпус активно принялся за давно обещанную ему прерогативу формировать коалиционное правительство. И это несмотря на заранее анонсируемую краткосрочность работы новоизбранных членов правительства и его главы. Видимо, не зря говорится, что нет ничего более постоянного, чем что-либо временное. Вот и в случае с Кинахом-премьером подтверждается это правило: по неофициальным данным Кучма убедил киевского градоначальника Омельченко не ввязываться в гонку за пост главы правительства, поскольку это премьерство «на месяц». Знал бы Сан Саныч, да и Леонид Данилыч, да и сам Анатолий Кирилыч, что все так затянется…

Премьер или преемник?

Между тем, де-факто вакантный премьерский пост сегодня можно рассматривать в разных вариациях: во-первых, он может стать лишь временным удовлетворением амбиций одного из претендентов, во-вторых, он, как и полагается, вполне может стать трамплином в прыжке потенциального кандидата (в данном случае, преемника) на президентство. Выбор сценария, в первую очередь, зависит от целей высокого руководства, а также от фигуры, которая займет премьерское кресло. Так, если глава государства еще не определился с кандидатурой своего последователя, то предстоящая «премьериада» будет ситуативной и формальной, а сам премьер будет просто резервировать место для реального кандидата. В случае, если Президент уже выбрал себе преемника (что пока нельзя воспринимать как аксиому), он также может держать его «в тени» и не «светить» раньше времени, дабы весь накопленный негатив и агрессию представители власти выплеснули на специально предназначенного мальчика для битья. И только потом на политической арене появится истинный герой новых президентских выборов, чья репутация будет если не безупречной, то близкой к этому. Пока называть имя этого человека нецелесообразно по ряду причин, поэтому перейдем к вопросу о новом премьере.

Как известно, на пост главы правительства было выдвинуто четыре кандидата от разных политических сил: глава ГНАУ Николай Азаров («Европейский выбор»), первый вице-премьер Олег Дубина («Народовластие»), нынешний премьер Анатолий Кинах (ПППУ) и губернатор Донецкой области Виктор Янукович («Регионы Украины»). Кроме того, нельзя раньше времени списывать со счетов и кандидатуру Сергея Тигипко, который в очередной раз может решить побороться как за премьерство, так и за что-то большее.

Янукович-губернатор

Впрочем, в рамках проекта «премьериады» на Part.org.ua далее речь пойдет об одном из потенциальных кандидатов на данный пост – донецком областном главе Викторе Януковиче. Будучи назначенным на должность губернатора Донецкой области в 1997 году, Виктор Федорович несколько неуверенно приступил к своим новым обязанностям. Более того, поначалу в регионе его просто никто не воспринимал всерьез, но вскоре ситуация изменилась. Янукович стал принимать активное участие в процессах, протекающих на угольном и металлургическом рынках области, поменялась также его тактика общения с местными «королями» металлургии, которые стали ощущать стальную хватку нового главы облгосадминистрации. Во время президентских и недавних парламентских выборов Янукович заработал себе дополнительные очки, проведя работу с электоратом региона, который издавна считался «красным». В последнем случае именно Донецкая область принесла львиную долю голосов избирательному блоку «За единую Украину!», фактически обеспечив ему прохождение в парламент.

Янукович показал себя как прагматичный хозяйственник: были установлены высокие пошлины на коксующийся уголь, что сбалансировало цены на российский и отечественный уголь. Кроме того, губернатор заключил соглашение с Днепропетровской областью, что позволило создать мощный технологический комплекс, характеризующийся завершенностью промышленного цикла. Януковича также принято считать автором отечественного ноу-хау – создания в Донецкой области свободных экономических зон, предоставляющих значительные налоговые льготы для инвесторов. Облгосадминистрация занимается объединением всех энергетических предприятий региона, что укрепит и стабилизирует их работу, но, в то же время, породит на рынке монополиста. Хотя это может быть полезным в том случае, когда речь идет о сотрудничестве с соседними регионами, в частности, Луганской областью.

Во времена правления Януковича начинается «второе пришествие» «донецких» в столицу, где региональное лобби выражено фигурами ныне уже бывшего министра ТЭК Сергея Тулуба, его преемника – действующего министра ТЭК – Виталия Гайдука (некогда первого заместителя Януковича), Сергея Левочкина – референта Президента, и парламентариями: Андрея Клюева – главы Комитета ВР по вопросам ТЭК (в прошлом вице-губернатора области), Владимира Рыбака (Партия регионов), Рвиля Саффиулина (Партия регионов), Александра Колониари ("Азовсталь", нардеп), Татьяны Бахтеевой (нардеп), Александра Лещинского ("Укринтерпродукт", нардеп), Раисы Богатыревой (одонеченный народный депутат, один из самых крупных лоббистов региона). Кроме того, Виктор Федорович завязал тесные отношения с экс-губернатором Ефимом Звягильским, городским головой Донецка Владимиром Рыбаком, которому в который раз на мэрских выборах не оказалось альтернативы. В то же время, отношения Виктора Януковича и главы налоговой администрации Украины Николая Азарова заметно ухудшились. И вряд ли причины конфронтации скрыты в предполагаемом назначении Януковича на должность главы ГНАУ в конце 2001 года, когда Кравченко прочили место донецкого губернатора. Видимо, все дело в некоем скрытом конфликте интересов, причем, судя по всему, уходящему не столько в прошлое, сколько в перспективы будущего.

Каковы шансы Януковича на премьерство?

Однозначно ответить сложно, но очевидно, что они велики по ряду объективных факторов. Во-первых, Виктор Федорович пользуется поддержкой центра (в основном благодаря подготовке «правильного» электората). Во-вторых, в столице побаиваются главу Донецкого региона, который в случае чего может и «по понятиям» разобраться. Так сложилось, что Донецкий регион вышел из-под контроля центра и сегодня сдерживать натиск и амбиции «донецких» можно лишь, идя на определенные уступки и договоренности в обмен на известную степень подчинения. Именно таким соглашением в ближайшее время может стать «премьерский вопрос», который и обозначит отношения столицы и Донецка в ближайшее время. В-третьих, согласно теории управления, основным приоритетом в деятельности губернатора должна быть сфера экономики, но никак не политики. Надо отдать должное Януковичу, который успевает заниматься и тем, и другим. В-четвертых, об альянсе «донецких» с «Нашей Украиной» говорили давно и всерьез, и сегодня в поддержке «ющенковцами» кандидатуры донецкого губернатора сомневаться не приходится. И это несмотря на полный провал «НУ» в Донецком регионе. В-пятых, сам Виктор Федорович перерос рамки регионального лидера, поэтому видит себя, по меньшей мере, премьер-министром Украины. Никто не станет оспаривать, что Янукович – влиятельная фигура украинской политики, которая де-факто уже давно «перекочевала» из своего промышленного региона на просторы общегосударственных масштабов. В-шестых, Виктор Федорович станет своеобразной фигурой противодействия ныне действующему главе президентской администрации Виктору Медведчуку, ведь о противостоянии «донецких» и эсдеков уже давно известно. Посему в этом смысле назначение Януковича премьером станет неким балансирующим фактором, способным сдерживать перекос в ту или иную сторону.

Гипотетические сценарии премьерства Виктора Януковича

Вариант первый: «синдром Лазаренко». Украине уже известен опыт премьерства региональщика из Днепропетровска, который по многим личностным показателям был весьма схож с кандидатурой нынешнего донецкого губернатора. Будучи неплохим хозяйственником и политиком одновременно, Павел Иванович устремился в стольный град, который в результате оказался для него ловушкой.

Конечно, кто-то обязательно вспомнит, что есть иной, более удачный пример регионального лидера (причем, из того же Днепропетровска) – Леонида Кучмы. Но этот случай, откровенно говоря, отнюдь не такой уж удачный, да и является скорее исключением, чем правилом. Хотя, рано еще делать какие-то окончательные выводы.

Главный итог произошедшего с Лазаренко следующий: то, что хорошо для региона, не работает в центре. Поэтому Януковичу, прежде всего, надо пересмотреть модель своего политико-экономического менеджмента с учетом иных масштабов своей деятельности. Если вовремя не адаптироваться под новые правила и условия, можно так и остаться региональщиком с той лишь разницей, что основная сфера деятельности будет варьироваться в рамках построения из всей Украины большой Донецкой области, а это крайне нежелательно как для Киева, так и для всего государства. Между тем, имея контакты с отдельными представителями «донецких», могу вас заверить в том, что для них это идея фикс, от которой отказаться будет не так-то легко.

Вариант второй: «синдром сенатора». Сценарий, прямо сказать, не самый лучший и вероятный, но только поэтому его нельзя отметать, не рассматривая. Классическое понимание функций сенатора заключается в эффективном лоббировании интересов того территориального объекта, который сенатор представляет и за который несет ответственность. Собственно, подразумевается следующая (гипотетическая!) конструкция: Янукович, став премьер-министром всея Украины, окажется неготовым к такому размаху в силу того, что рамки его сознания – а, следовательно, и мышления – не способны расширяться до охвата общенационального уровня. Подобная ограниченность приведет к тому, что де-юре Янукович будет премьером, а де-факто – сенатором, радеющим исключительно за Донецкий регион, которому отдано столько сил и энергии, не говоря уже о потерях «бойцов», финансов и прочего.

Впрочем, думаю, что подобные «сенаторы» в кресле главы правительства практически невозможны, поскольку, размышляя столь узкими категориями, как одна область или край, не стоит лезть в премьеры. Такой человек становится главой правительства, скорее, волей случая и, как правило, является лишь промежуточным звеном на этом посту.

Поэтому главное, чего не должен делать региональный премьер, – это отдавать преференции своему региону, поскольку рамки его ответственности расширяются до 24 областей плюс Киев и Севастополь. Быть может, выступать лоббистом интересов своей области и патриотично, но это никак не функции премьера, но функции губернатора, а о них в данном случае следует напрочь забыть.

Вариант третий: «синдром президента». Этот сценарий радикально отличается ото всех предыдущих тем, что априори предполагает более высокий уровень как профессионализма, целей, тактики и стратегии, так и всего сюжета предстоящих президентских выборов-2004. Абсолютно неизвестно, кого предложит политико-финансовая элита Украины в качестве нового главы государства, и тем более неизвестно, что по этому поводу думает Леонид Кучма. Поговаривают, что, мол, во время встречи на юбилее Путина в Запорожье Леонид Данилович обмолвился, что преемником видит либо Сергея Тигипко, либо Владимира Литвина. Насчет второго, конечно, все зыбко и сомнительно, а вот Сергей Леонидович – кандидат реальный. Возможно, потому его сейчас и не бросают в «премьерский серпентариум», что берегут для лучшего случая. А что может быть лучше президентских выборов?

Но речь, в общем-то, не о Тигипко или Литвине, а о Януковиче. Может ли Виктор Федорович претендовать на первое кресло страны? Думаю, на этот вопрос более-менее объективно можно ответить, только оценив его премьерскую деятельность (если, опять-таки, представится возможность). Хотя, уже сейчас можно сказать, что определенную толику порядка в функционирование государства Янукович привнести способен. Главное не переборщить, чтобы Украина не начала жить «по понятиям», постепенно превращаясь в Сицилию. Но там хоть один доблестный комиссар Корадо Катани имелся, а у нас кроме Смирнова и положиться не на кого…




Part.org.ua,
28 октября 2002

Азаров как премьер борьбы с олигархами

Александр Михельсон

Если донецкий губернатор на посту премьера мог бы стать противовесом главе АП, то Николай Азаров готов успешно “сбалансировать” и того, и другого.

Несколько лет назад в отделе экономики одной весьма оппозиционной (тогда) газеты можно было увидеть портрет – вернее, не портрет, а просто лист с изображением председателя государственной налоговой администрации Украины Николая Азарова. Под изображением, выдержанным в государственных сине-желтых тонах, имелась надпись: «Николай Янович! Вы же умный человек! Вы же не можете не понимать, что…». Так автор этой статьи узнал, что, во-первых, руководитель ГНАУ имеет достаточно редкое отчество, а во-вторых, является, несмотря ни на что, уважаемым человеком. Конечно, трудно сказать, способен ли разделить это чувство корпеющий над ежеквартальным отчетом бухгалтер предприятия, а уж тем более – собственник этого предприятия, если он не является временно нашедшим общий язык с властью «олигархом». Однако в больших политических играх высокопоставленный чиновник Азаров участвует «не хуже многих и наравне со всеми» – что и дает ему если не право, то возможность называть себя политиком.

«Азаров из политики никуда не уходил»

В премьеры, либо вообще в правительство, Николая Яновича прочат уже давно. Можно даже сказать, что в последние два года такое мнение существует перманентно. Еще в самом начале 2000 года, после избрания премьером Виктора Ющенко, Президент Кучма в одном из интервью заявит, что и не думал рассматривать Азарова в качестве премьера (как и Леонида Деркача и Виктора Медведчука) – поскольку, мол, выбор был лишь между Ющенко и Пустовойтенко. Все, кто знал историю того, как Леонид Данилович руками парламента «кинул» Валерия Павловича, конечно, оценили это воздаяние «последнего долга» давнему соратнику и просто другу Президента… А уже летом того же года главного мытаря страны прочили – не поверите – в вице-премьеры правительства Ющенко. В частности, поговаривали о том, что он с успехом мог бы заменить опальную Юлию Тимошенко, став такой же «грозой олигархов», но, в отличие от Тимошенко, абсолютно управляемой Президентом. Вхожие куда надо люди в то время фиксируют активное нежелание Азарова работать с Ющенко (а тем более – «под» ним), что, надо полагать, объяснялось не в последнюю очередь политической дальновидностью Николая Яновича. И все же мысль об Азарове в правительстве (в самых разных ипостасях, вплоть до вице-премьера по… социальной политике), регулярно озвучивалась до весны 2001 года.

В мае 2001 года, после отставки правительства Ющенко, Николай Азаров снова называется в числе наиболее вероятных кандидатов в премьеры. Уже говорили, что абсолютно русскоязычный Азаров начал срочно учить украинский. Однако надеждам вновь не суждено было сбыться. Некоторые наблюдатели считают, что не последнюю роль в этом сыграли все те же пленки Мельниченко, а точнее – несколько весьма «вовремя» появившихся фрагментов, на которых голос, похожий на голос главы ГНАУ, докладывает похожему на Президента слушателю о результатах тотальной бизнес-слежки за многими сильными парламента. Безусловно, пройти горнило ВР кандидатуре Азарова после этого стало сложнее. С другой стороны, эта причина могла быть и не единственной.

Вскоре глава ГНАУ занялся политикой более активно – набрала обороты возглавляемая им Партия регионов, ставшая выражением возросшей мощи «донецкого клана». Историю партии, в рекордно короткое время рекрутировавшей в свои ряды сотни тысяч членов и добившейся, подобно лазаренковской «Громаде», почти абсолютной победы в отдельно взятом регионе, знают все. Известно также, что за триумфом своего детища председатель ГНАУ наблюдал со стороны – Президент, изначально с осторожностью отнесшийся к наполеоновским планам Донбасса, в конце концов реализовал принцип «инициатива наказуема» и в отношении Азарова. Правда, несильно. Поставленный, по слухам, перед выбором между выборами и указом о собственной отставке (с открытой датой), Азаров предпочел государеву службу. Однако сказанная им несколько ранее фраза «Азаров из политики никуда не уходил» осталась актуальной.

Вскоре Азарова начинают «сватать» в кресло главы администрации Президента, освобожденное после парламентских выборов Владимиром Литвином. В это время снова начинаются разговоры о необходимости начала образцово-показательной «борьбы с олигархами». Однако Президент Кучма, по всей видимости, не без сложных раздумий, решает довериться на этом участке как раз человеку, являющемуся эталоном понятия «украинский олигарх». Время Азарова снова отодвигается. При этом, впрочем, немалое значение имеет и явное нежелание Президента отпускать Азарова с поста главы ГНАУ в «более другие» области.

«Это не стиль моей работы»

Именно так Николай Янович в свое время ответил на вопрос о том, способен ли он позвонить кому-либо из подчиненных с целью отдать приказ о «наезде» на какую-либо фирму. как бы там ни было, самым примечательным является стиль работы господина Азарова (и его ведомства) с общественным мнением. Нет, речь не о вездесущих плакатах с цитатами из классиков о том, почему следует платить налоги. Речь, скорее, об имидже председателя ГНАУ – разумеется, тесно связанном с имиджем самой налоговой.

Азаров – один из немногих людей, сумевших за свое активное участие в политике фактически ни разу не стать ни «козлом отпущения», ни жертвой интриг. С одной стороны, Николай Янович всегда и во всем был предан Леониду Кучме (и это, очевидно, еще один фактор, отграничивающий его от «донецких» а-ля Янукович, для которых Кучма никогда не был воплощением Абсолюта). В то же время он сумел не «сгореть» от чрезмерного приближения к «светилу». Мало того, несмотря на всеобщую нелюбовь как народа к налоговой, так и политиков – к ее руководителю, Николай Азаров всегда старался дистанцироваться от «нездоровых» инициатив власти. Даже если они шли непосредственно через его ведомство.

Так, когда в 1999-2000 гг. налоговая арестовала имущество близкой к Соцпартии газеты «Сільські вісті», Азаров сделал все, чтобы его имя увязывалось не с этим действием, а с последовавшим 20 марта решением о приостановлении ареста – разумеется, после того, как Леонид Кучма публично дал понять, что положение нужно выравнивать. Вообще, председатель ГНАУ редко отдает приказы с «нехорошим» резонансом. Скажем, приказ о повторном задержании освобожденного было судом председателя банка «Славянский» Бориса Фельдмана исходил из недр налоговой милиции – но не ГНАУ в целом. Также арест в 2002 году имущества интернет-издания «Обком» (причины непонятны по сей день) связан в памяти народной не с именем Николая Яновича, но с нынешним Генеральным прокурором Святославом Пискуном, тоже выходцем из налоговой милиции. Зато все знают, что в то самое время, в преддверии парламентских выборов, именно Николай Азаров запретил налоговые проверки средств массовой информации, чем уберег ГНАУ от превращения в орудие политической борьбы…

Нельзя сказать, что Николаю Яновичу удается снискать этим любовь общественности. Но зато ему удается избежать перехода существующей нелюбви «в активную фазу» (способствует этому, конечно, и занимаемая должность). В результате Николай Азаров волшебным образом предстает каждый раз все в том же, но «новом» обличии. Кто в широких массах сейчас, скажем, помнит, что нынешнего главу ГНАУ рекомендовал на этот пост в далеком декабре 1996 года не кто иной, как Павел Лазаренко? С другой стороны, уход Азарова от открытого участия в политических баталиях переводит его в ранг «теневых политиков»: по данным самых разных опросов, не знают имени главы ГНАУ около 60 % украинцев, а поддержка его действий стабильно составляет от 1 до 5 %.

Азарова – в премьеры?

Сегодня Николая Яновича снова прочат в руководители исполнительной власти. Можно предполагать, что сам он от этого не отказался бы – как отмечалось выше, попытки выйти из “большого чиновничества” в “большую политику” за ним отмечаются как минимум с момента создания Партии регионов. Это могло бы быть выгодно и Леониду Кучме. Две ветви “донецких”, олицетворяемые Азаровым и Януковичем, конфликтуют регулярно и, как считается, не без влияния Банковой, верной принципу “разделяй и властвуй”. И если донецкий губернатор мог бы стать определенным противовесом нынешнему главе АП, то Николай Азаров мог бы успешно “сбалансировать” и того, и другого. И в основном от Президента зависит, насколько рьяно “донецкие” Регионы поддержат Азарова, или “донецко-луганский” “Евровыбор” – Януковича. Однако главное – решат ли в АП “сменить формат” в сторону борьбы с олигархами. В последнее время о такой “смене формата” заговорили снова. А фигура господина Азарова, как было показано выше, в таких случаях всплывает с завидным постоянством.

Тем более, что некоторые СМИ уже опубликовали версию, согласно коей г-н Азаров якобы достиг определенной договоренности с г-ном Медведчуком. И якобы социал-демократы не будут против премьерства Николая Яновича, ежели тот пообещает им оставить в наместниках на своем посту донецкого по происхождению, но социал-демократического по духу уроженца Харцызска Федора Ярошенко (ныне – первый замглавы ГНАУ).

В то же время, возможно, время для “борьбы с олигархами” еще не пришло – я имею в виду, в понимании Кучмы. Поскольку ему в нынешние нелегкие времена нужно максимальное единение всех, на кого можно хоть как-то надеяться. Кроме того, Николая Яновича просто некем заменить. За долгие годы глава ГНАУ создал в своем ведомстве “государство в государстве” – с не столь давних пор даже имеющее свой флаг. Но главное, что существующая система налоговой неподвластна и малопонятна кому-либо другому, кроме своего создателя. В этом смысле Николая Азарова вполне можно сравнить с Леонидом Кучмой. Возможно, именно отсюда берет начало их беспримерное, как по украинским меркам, взаимопонимание.

А бороться с “олигархами” посредством ГНАУ как-то легче. И уж точно привычнее.




Part.org.ua,
28 октября 2002

Дубина-премьер – слишком большая роскошь для Кучмы

Антон Степюк

Чем представительней орган, тем труднее держать его в руках. На место Кинаха сегодня претендует три кандидата. Среди них – вице-премьер Олег Дубина.

Азаров, Дубина, Кинах, Янукович – вот алфавитный порядок претендентов на кресло главы коалиционного правительства. Все они – политические долгожители, тяжеловесы. Если же рассматривать «четверку» под скипетром приближенности к главе государства (а именно Президент должен выбрать наиболее достойного претендента), вице-премьер Олег Дубина занимает лидирующую позицию. Кучма и Дубина понимают друг друга с полуслова, отношение у них доверительное, а в решении важных вопросов наблюдается полное согласие и взаимопонимание.

Об истории дружбы Кучмы и Дубины писалось многое. Именно поэтому примеры прошлого неоригинальны, тем более речь сегодня идет только о будущем. В связи с этим и события, способствующие выбору Кучмы в пользу вице-премьера, следует искать в недавнем времени. То, что премьер-министр Кинах не конкурент Дубине Президент четко продемонстрировал, когда пригласил вице-премьера в Москву на свой 64-й день рождения. Такой чести из украинцев, напомним, удостоилась только жена гаранта.

Дубина появился в Киеве 26 января 2001 года, когда был назначен новым вице-премьером по вопросам топливно-энергетического комплекса и промышленности. До этого он возглавлял мощное предприятие “Криворожсталь”. Дубина сменил на этом посту Юлию Тимошенко, которая была отстранена главой государства в связи с возбуждением против нее двух уголовных дел.

С того самого момента о новом министре стали говорить как о потенциальном кандидате в премьеры. По некоторым сведениям именно под Дубину снимался Ющенко в апреле, но Кучма, то ли от щедрости своей, то ли из соображений осторожности с презентацией Дубины-премьера повременил. Олег Викторович хоть и пошел на повышение, но удостоился только поста первого вице-премьера, сменив завсегдатая Кабмина Юрия Еханурова.

Об Олеге Дубине известно, что он внепартийный и не близкий ни к кому из олигархов человек. В одном из интервью Кучма сказал, что лично помогает директору "Криворожстали" решать производственные проблемы. Дубина мало общается с прессой.

Тем не менее, именно нынешний вице-премьер и теперь уже кандидат на премьерство от “Народного выбора”, был удостоен наибольшим вниманием среди «членствующих» в Кабинете Министров со стороны главы государства. Именно Дубина разрабатывает концепцию газового консорциума с Россией и выполняет это поручение так, что никто до сих пор не знает малейших подробностей договора с северным соседом.

Правда, само по себе, данное представление не имеет особого значения. Ведь, с другой стороны, вице-премьер, давно пользовавшийся у Кучмы особым доверием, всегда являлся кандидатом на получение того или иного статуса. Экс-спикер парламента Иван Плющ прочил Дубине премьерское место сразу после выборов в Верховную Раду. Сразу несколько депутатов нового парламента отмечали в свое время, что Президент хочет оставить его на хозяйстве после своего ухода в 2004 году. Власть действительно - самое сильное возбуждающее средство. Однако абсолютно ясно, что вице-премьер Дубина никогда президентские выборы не выиграет. Даже премьер-министру Дубине это будет не по силам. Трое его конкурентов в этом вопросе также не намного его опережают.

В конце концов, учитывая контингент претендентов, становится очевидным, что в том случае, если кто-то из названных персоналий займет место Кинаха, премьерское кресло точно не станет плацдармом для обретения страной нового главы государства. Никто из кандидатов, предложенных большинством, не обладает ресурсом доверия среди населения. Таким образом, разыгрываемое на лототроне кресло премьера сегодня представляет собой возможность в течение короткого периода времени (вряд ли это последний премьер при Кучме) реализовывать интересы определенных групп – обладатель трофея получит шанс увеличить сферы своего политического и бизнесового влияния. Учитывая тот факт, что Дубина не является представителем серьезных групп (ни политических, ни бизнесовых), его появление на должности премьер-министра ставится под сомнение. Дать просто так поуправлять Дубине от доброты душевной - слишком дорогое удовольствие, даже для Леонида Кучмы.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ