Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №62(01.11.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

14 октября - В Кишиневе состоялось заседание общего собрания Ассоциации торгово-промышленных палат Черноморского бассейна, в которой сейчас председательствует ТПП РМ. В форуме приняли участие представители торгово-промышленных палат государств-членов ассоциации – Румынии, Молдовы, России, Украины, Турции, Армении, Грузии, Болгарии и Греции. Заседание на тему «Международный маркетинг – принцип внешнеэкономического развития» организовано в рамках манифестаций, посвященных национальному Празднику вина, одним из организаторов которого является и кишиневская ТПП.

14 октября. Парламент большинством голосов принял Концепцию миграционной политики Республики Молдова. На обсуждение были предложены два практически идентичных проекта, один из которых подготовлен правительством, другой - группой депутатов мажоритарной фракции коммунистов. В конечном итоге депутаты приняли законопроект от ПКРМ. Оппозиция не поддержала проект и воздержалась от голосования. Согласно авторам Концепции, задачи миграционной политики заключаются в регулировании миграционного процесса и его отрицательных последствий, борьбе с незаконной миграцией и незаконной торговлей людьми, создании равных условий для осуществления прав и обеспечения социальной безопасности мигрантов.  Внедрение Концепции миграционной политики позволит регулировать миграционные процессы, повысить безопасность государственной границы, создать банк данных о всех категориях мигрантов, вести учет иностранных граждан и людей без гражданства на территории страны, прогнозировать миграционные потоки.

15 октября В Тирасполь с целью развития деловых  и культурных связей с Приднестровской Молдавской Республикой находилась делегация Республики Беларусь. Гости высоко оценили итоги деловых встреч с министрами промышленности, сельского хозяйства, директорами промышленных предприятий и деловых кругов Приднестровья.

По итогам переговоров были подписаны 6 документов в области взаимовыгодного сотрудничества, разработаны проекты развития и расширения внешнеторговой деятельности и инвестиций, для реализации которых есть «хорошие организационные и кадровые предпосылки».

В ноябре в столице Беларуси будет открыт фирменный магазин тираспольского винно-коньячного завода «Квинт», который будет торговать приднестровскими винами и коньяками, а также другими товарами приднестровских предприятий.

Первый секретарь посольства РБ в Молдове отметил, что товарооборот между двумя государствами может быть увеличен в 1,5 – 2 раза.

Белоруссия готова на основе инвестиционных проектов создать совместные белорусско-приднестровские предприятия, которые в обмен на сельскохозяйственную продукцию будут поставлять в Приднестровье трактора, комплектующие, энергоносители и другие необходимые материалы.

15 октября. Глава государства В.Воронин встретился с Генеральным секретарем Совета Европы В.Швиммером, который находится в Молдове с двухдневным официальным визитом. В.Воронин и В.Швиммер обсудили роль европейских структур как в разрешении приднестровского конфликта, так и в широком спектре задач по реинтеграции Молдовы. Глава государства подчеркнул роль ОБСЕ в этом процессе, отметив, что впервые в основу реинтеграции страны заложен проект, базирующийся на европейских правовых стандартах. «Мы провели интенсивные консультации по всему спектру тем, касающихся резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы и предстоящего председательствования Молдовы в СЕ», - сказал В.Швиммер.

16 октября – Преобразование ГК «Телерадио-Молдова» стало одной из главных тем, затрагивавшихся на встрече генерального секретаря Совета Европы В.Швиммера с представителями всех парламентских фракций. В ней приняли участие лидеры фракций ПКРМ и ХДНП, а также зампредседателя фракции Социал-демократического Альянса Молдовы. В ходе диалога они обсудили с генсеком СЕ ход выполнения молдавскими властями рекомендаций ПАСЕ. Представители оппозиционных фракций отметили, в частности, что принятый парламентом Закон о преобразовании «Телерадио-Молдова» не изменил существующего положения дел, и национальное телевидение, как и прежде, находится, в основном, под контролем правящей партии, а доступ к нему для парламентской и внепарламентской оппозиции ограничен. В свою очередь лидер фракции ПКРМ В.Степанюк заявил о том, что при рассмотрении и утверждении Закона об общественном телевидении и радио учитывалось законодательство других государств в этой области. В ходе диалога с генсеком представители оппозиции просили В.Швиммера содействовать тому, чтобы инициатива о проведении в стране референдума по вопросу изменения избирательной системы была поскорее рассмотрена в парламенте.

18 октября – В рамках помощи соотечественникам за рубежом от правительства России школам Приднестровья была передана в дар новая партия учебников и учебных пособий.

Как сказала министр образования ПМР Е.Бомешко, Россия не первый раз оказывает Приднестровью помощь в обеспечении учебной литературой. С тех пор, как началась программа «Учебник», школы получили около 400 тыс. экземпляров книг. Примерно 30% из них были переданы в качестве дара. В их числе и последняя партия – более 14 тыс. книг восьми наименований. Школы республики получили учебники по астрономии, русскому языку и зарубежной литературе, словари русского языка, новейшие атласы по истории и географии. Количество учебников по астрономии, как сказала Е.Бомешко, будет достаточным для того, чтобы обеспечить все школы Приднестровья.

Министерство просвещения ПМР и Русская община выразили глубокую благодарность Правительству Российской Федерации и посольству РФ в Республике Молдова за оказанную помощь.

18 октября. До конца года Государственная миграционная служба Молдавии заключит соглашение о трудоустройстве в России трех тысяч граждан республики, сообщил генеральный директор службы В.Мунтяну. Речь идет о гражданах Молдавии, которым будут предоставлены на законных основаниях рабочие места на предприятиях и в организациях Москвы. По его словам, в настоящее время в России легально работают около 10 тысяч граждан Молдавии, а нелегально - в десятки раз больше.

19 октября – Руководство ПМР согласилось направить своих представителей в Кишинев для участия в очередном раунде переговоров по урегулированию приднестровского кризиса, сообщил руководитель пресс- службы миссии ОБСЕ по связям с общественностью М.Сидорофф.

Таким образом, в работе Постоянного совещания, которое проходит в миссии ОБСЕ, участвуют представители всех пяти сторон, причастных к переговорному процессу.

По оценкам компетентных источников, переговоры по проекту федерализации Молдавии продвигаются туго. Застой объясняется настойчивыми попытками Тирасполя сместить акцент на экономические проблемы, в частности, на вопрос о таможенной блокаде Приднестровья со стороны Кишинева.

19 октября. На встрече в Бейруте с президентом Республики Молдова В.Ворониным президент Румынии И.Илиеску выразил недоумение в связи с антирумынскими высказываниями отдельных представителей официального Кишинева.

Как уточнила пресс-секретарь президента Румынии, И.Илиеску особо подчеркнул необходимость преодоления этой неестественной ситуации и установления нормального климата в отношениях между двумя странами.

Пресс-служба президента РМ сообщила, что главы двух государств пришли к единому мнению «о необходимости активизации усилий с обеих сторон, направленных на преодоление существующих проблем и ускорение диалога между двумя сопредельными странами».

20 октября - Указом Президента Республики Молдова В.Воронина глава Международной группы компаний "Итера" И.Макаров награжден орденом "Gloria Muncii". Этой награды он был удостоен за "значительный вклад в восстановление и техническое перевооружение важных промышленных объектов и заслуги в бесперебойном обеспечении Республики Молдова энергоресурсами". Возобновление работы АО "Молдкартон", крупнейшего в Молдове производителя картонной продукции, стало возможным благодаря инвестициям, привлеченным МГК "Итера". Холдинг "Итера" поставляет в Молдову природный газ с 1996 года, обеспечивая существенную часть потребностей страны в "голубом топливе".

20 октября. На повторных выборах главы гагаузской администрации (башкана) победу одержал представитель Компартии Молдовы Г.Табунщик.  Он  занял эту должность второй раз, первый раз он руководил Гагаузией с 1995 по 1999 год. Первый тур голосования, прошедший 6 октября, был признан несостоявшимся из-за недостаточной явки избирателей (менее 50%).

По данным Центральной избирательной комиссии автономии, за Г.Табунщика проголосовало около 51% (почти 22 тыс. чел.) от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании. На втором месте оказался примар г.Чадыр-Лунги М.Формузал, набравший 43,2% голосов. Далее идет примар г.Комрата К.Таушанжи с 5,78% голосов.

В выборах приняли участие почти 50% из 92 тыс. избирателей. Согласно местному законодательству, для признания повторных выборов башкана состоявшимися необходимо участие не менее трети населения Гагаузии с правом голоса.

21 октября - Ведущее место в экспортно-импортных операциях Молдавии заняли Россия, Украина и Белоруссия. Об этом сообщил первый заместитель премьер-министра Молдавии В.Йовв. По его словам, на долю этих трех государств приходится 96,9 % молдавского экспорта в страны Содружества. Первое место среди торговых партнеров Молдовы по объему внешнеторгового оборота занимает Россия, на долю которой приходится 39,5% молдавского экспорта и 16,5 % импорта. Основу молдавского эспорта в Россию составляют сельхозпродукты, алкогольные и безалкогольные напитки и табак. Импортирует Молдавия из стран СНГ энергоресурсы, машины и оборудование, а также химические удобрения.

Заместитель премьер-министра сообщил, что российские инвесторы "проявляют интерес" к приватизации ряда молдавских предприятий и к строительству новых объектов на территории республики. Причем это касается не только винодельческих заводов. Российские инвесторы заинтересованы, например, в развитии энергетического сотрудничества, в строительстве нефтяного терминала и порта в Джурджулешты. Он также полагает, что реанимирование заводов бывшего ВПК с помощь российского капитала "способствовало бы дальнейшему промышленному росту и  занятости населения".

Он сообщил, что есть "неплохие перспективы сотрудничества" в области сельского хозяйства. Уже есть договоренность с российской стороной "о кооперировании усилий" для восстановления предприятий по выращиванию свиней, а также птицеводческих фабрик. "Российская сторона могла бы поставлять нам, как это делалось прежде, фуражное зерно и комбикорма, мы же в счет этих поставок - мясо", - сказал В.Йовв.

Однако дальнейшее развитие торгово-экономических отношений с Россией требует принятия нового межправительственного соглашения о свободной торговле в соответствии с требованиями ВТО, членом которой Молдавия уже является.

21 октября. По завершении работы IX заседания глав государств и правительств стран-членов Международной организации франкофонии (МОФ) президент РМ В.Воронин оценил участие делегации Республики Молдова в этом форуме как очень полезное.

В ходе саммита В.Воронин провел ряд двусторонних встреч с руководителями стран-участниц этой структуры - президентами Франции, Румынии, Вьетнама, Швейцарии, с наследным принцем Монако, с премьер-министром Болгарии и др.

В.Воронин и президент Франции Ж.Ширак договорились активизировать двустороннее сотрудничество в культурной и торгово-экономической сферах. Комментируя интеграцию Молдовы в Евросоюз, Ж.Ширак заявил, что Франция окажет РМ всю необходимую поддержку, и подчеркнул, что разблокирование ее отношений с международными финансовыми организациями - хороший знак и с точки зрения интеграционного процесса.

В беседе с президентом Румынии И.Илиеску главы двух государств обсудили состояние двустороннего сотрудничества между странами, согласившись с необходимостью преодоления существующих в их отношениях проблем.

21-22 октября – В Молдавии с официальным визитом находилась делегация Госдумы России во главе со спикером нижней палаты парламента РФ Г.Селезневым.

Для развития двусторонних молдавско-российских связей создана серьезная законодательная база, включая политический Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Российской Федерацией. Об этом говорилось на встрече спикера молдавского парламента Е.Остапчук с председателем Государственной Думы РФ Г.Селезневым. Председатели молдавского и российского парламентов подчеркнули важность развития взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, установления прямых контактов между странами на уровне регионов и хозяйствующих субъектов. Спикер парламента РМ подчеркнула важную роль Российской Федерации как страны-гаранта и посредника в урегулировании приднестровского конфликта, окончательное решение которой поможет Молдове преодолеть сложности экономического и социального порядка. Е.Остапчук также отметила, что до тех пор, пока официальные молдавские власти не контролируют территорию Приднестровского региона, не может быть и речи об открытии в Тирасполе консульства Российской Федерации. Председатели парламентов согласились, что разработанный ОБСЕ проект соглашения является основой для продолжения переговорного процесса между Кишиневом и Тирасполем. По их мнению, к нему должны активно подключиться и парламентарии. Е.Остапчук поблагодарила Г.Селезнева за  организацию накануне его визита в Молдову трех благотворительных концертов в Кишиневе, Тирасполе и Комрате и важную помощь, оказанную медучреждениям и детским домам. Во встрече со спикером Госдумы РФ и членами делегации российских парламентариев приняли также участие вице-спикер М.Камерзан, министр иностранных дел Н.Дудэу, другие официальные лица.

22 октября - "Лидеры всех трех фракций молдавского парламента высказали свою заинтересованность в развитии сотруднических связей с Россией. И это главный вывод, который я сделал сегодня",- заявил спикер Госдумы РФ Г.Селезнев по завершении встречи с В.Степанюком (ПКРМ), Д.Брагишем (СДАМ) и Ю.Рошкой (ХДНП). По словам Селезнева, в ходе диалога они обсудили также вопросы, касающиеся развития торговли между двумя странами, а также проблему урегулирования приднестровского конфликта.

22 октября. Национальному банку Молдовы (НБМ) удалось пополнить валютные запасы на 17 млн. долл. США в результате приобретения валюты на межбанковском рынке. Резервные активы государства достигли на конец сентября 278,5 млн. долл. Нацбанк приобрел на межбанковском рынке 20 млн. долл., но пришлось погасить на 3 млн. долл. кредиты, ранее предоставленные Международным валютным фондом. С начала года НБМ приобрел на внутреннем рынке около 60 млн. долл. США.

Согласно договоренности с МВФ, валютные запасы должны составить на конец 2002 года 250 млн. долл. (на начало года было 227 млн.).

По оценкам экспертов Нацбанка, возможно дальнейшее увеличение валютных запасов при условии, что Центральный банк продолжит приобретать валюту на межбанковском рынке, а Республика Молдова получит очередные транши кредита МВФ в рамках Механизма по снижению уровня бедности и обеспечению экономического роста. До середины декабря Кишинев надеется получить по этой линии порядка 18,48 млн. Специальных прав заимствования (около 25 млн. долл. США).

23 октября. После того, как руководство Республики Молдова в очередной раз отрицательно отнеслось к российскому предложению об открытии Генерального консульства РФ в Приднестровье, председатель Союза русских общин ПМР отец Дионисий заявил, в частности, следующее: «Естественно, что мы к такой позиции относимся негативно. Мы еще раз убеждаемся в том, что желание России открыть здесь Генеральное консульство вновь натолкнулось на противодействие молдавских властей. Нас это очень удивляет, поскольку практика открытия генеральных консульств при посольстве той или иной страны достаточно широка и имеет совершенно неполитическую задачу. Мы знаем, что на Украине, например, генеральные консульства Российской Федерации функционируют в семи городах, в том числе и в Автономной Республике Крым. Но это никак не раздражает руководство Киева по поводу того, что в таком сложном для Украины регионе находится российский консул,  и там более строго очерчено российское присутствие».

Отец Дионисий считает, что позиция Молдовы является вопиющим нарушением прав российских граждан, компактно проживающих на левом берегу, то есть в ПМР. После прибалтийских республик, Приднестровье является вторым регионом, где компактно проживает большое число граждан России. По его мнению, Российская Федерация должна все равно настаивать на открытии здесь консульского учреждения.

24 октября. Президент республики Молдова В.Воронин решительно осудил захват заложников в Москве. Он заявил, что «эта акция, вне всякого сомнения, является бесчеловечной и доказывает, сколь дерзкий и жестокий характер по отношению к ни в чем не повинным людям обрели действия террористов в современном мире».

В телеграмме, отправленной В.Ворониным на имя Президента РФ В.Путина, отмечается, в частности, что народ Молдовы потрясен дерзкой и вероломной акцией сил террора и международного экстремизма и в эти тяжелые часы он искренне сопереживает Президенту РФ и всем россиянам.

«Надеемся не только на скорейшее освобождение заложников, но и на достойное возмездие власти тем силам, которые долгие годы попирают целостность и единство российской государственности», - говорится в телеграмме Президента РМ.

24 октября. «Складывающаяся в Москве чрезвычайная обстановка в связи с захватом террористами заложников подтверждает, что все разговоры о серьезной борьбе с терроризмом не принесли пока желаемых результатов». Об этом заявил лидер Социал-демократического Альянса Молдовы Д.Брагиш. Он выразил надежду на то, что в этой ситуации удастся обойтись без человеческих жертв, а спецслужбы извлекут урок из произошедших в Москве трагических событий и смогут в будущем предотвращать подобные действия террористов.

24 октября. По словам лидера Христианско-демократической народной партии Ю.Рошки, все были шокированы произошедшими в Москве трагическими событиями. Он надеется на то, что российским спецслужбам удастся без кровопролития освободить удерживаемых террористами заложников, а данный печальный инцидент станет импульсом для разрешения чеченской проблемы.

25 октября. Вывоз российского вооружения будет продолжен. Таков главный итог состоявшейся встречи представителей Минобороны РФ с руководством Приднестровья. Российскую делегацию возглавляли заместители министра обороны РФ генерал армии В.Исаков и Л.Куделина. Приднестровскую сторону возглавлял лидер тираспольской администрации И.Смирнов. Стороны обсудили дальнейшие совместные действия по утилизации и вывозу российского вооружения. Ранее эти вопросы были зафиксированы в российско-приднестровском Протоколе от 26 сентября с.г., согласно которому Россия обязалась компенсировать вывоз боеприпасов и вооружения списанием  "газового" долга ПМР на 100 млн. долл. США. Во время недавнего визита приднестровского руководства в Москву на прошлой неделе обсуждались вопросы механизма вывоза и денежных расчетов. На прошедшей в Тирасполе встрече Россия документально подтвердила намерение выполнять свои обязательства по компенсации. Следующая российско-приднестровская встреча, на которой будут подведены итоги выполнения сентябрьского Протокола, пройдет 3 декабря. По имеющейся информации, очередной эшелон с боеприпасами может быть отправлен до конца октября.

26 октября. Президент Молдовы В.Воронин направил президенту России В.Путину телеграмму, в которой говорится: "В Республике Молдова с большим волнением и тревогой следили за развитием трагических событий в Москве, связанных с захватом заложников бандой террористов. Сегодня мы с огромным облегчением восприняли весть о завершении операции, проведенной органами внутренних дел и Федеральной службой безопасности России, позволившей освободить заложников и обезвредить террористов.

Такая операция могла быть подготовлена и успешно проведена только благодаря выдержке, терпению и мудрости, проявленным руководством Российского государства. Эти трагические события еще раз подтверждают необходимость объединения всего мирового сообщества, всех разумных сил для борьбы с терроризмом во имя защиты жизни людей от преступных посягательств и сохранения мира на земле».

28 октября. В день траура в России президент Приднестровской Молдавской Республики И.Смирнов направил Президенту Российской Федерации В. Путину телеграмму следующего содержания: «С глубоким прискорбием народ Приднестровья узнал печальную весть о крупном террористическом акте в Театральном центре, повлекшем многочисленные человеческие жертвы.

Терроризм – это страшное зло XXI века, которое должно быть искоренено.

Мы поддерживаем те решительные меры, которые предприняты в Российской Федерации в отношении банды чеченских террористов.Народ Приднестровья, не понаслышке знающий о страданиях, которые несет терроризм, сам испытавший его в 1992 году, в этот траурный день скорби глубоко сопереживает страшному горю россиян, потерявших своих родных и близких. Мы разделяем утрату и глубокую скорбь великой России. Народ Приднестровья скорбит вместе с Вами».

29 октября. Заседание Постоянного совещания представителей Молдавии, Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ по приднестровскому урегулированию должно состояться 1 ноября в тираспольском представительстве ОБСЕ.

В заявлении для печати президент ПМР И.Смирнов сказал, что в настоящее время проходят не сами переговоры по приднестровскому урегулированию, а только консультации экспертов. Переговоры невозможны в условиях "экономической блокады", навязанной приднестровскому региону властями Республики Молдова, заявил он.

30 октября. Молдавия готова создать льготные условия для российских компаний, заинтересованных в инвестировании молдавской экономики, заявил премьер-министр Молдавии В.Тарлев по окончании своего рабочего визита в Москву.

По словам Тарлева, «в настоящее время российские компании активно участвуют в приватизации ряда крупнейших молдавских предприятий: московский межрегиональный винзавод претендует на контрольный пакет акций одного из крупнейших в Молдавии винно-коньячных комбинатов «Калараш-дивин», а ОАО МГТС участвует в процессе приватизации компании «Молдтелеком».

При этом, подчеркнул молдавский премьер, «все технические вопросы уже решены, остались лишь вопросы суммы выкупа и пакета инвестиций».

Тарлев также сообщил, что «Россия готова поддержать Молдавию в процессе реструктуризации внешнего долга республики в рамках Парижского клуба кредиторов и реструктурировать ее задолженность перед Россией в сумме 122,06 млн. долл. США.




Визит в Республику Молдова делегации Госдумы России в контексте российско-молдавских отношений

Геннадий Коненко

Посетившая Молдавию с 21 по 22 октября с.г. делегация Государственной думы Федерального собрания РФ во главе со спикером нижней палаты парламента Г.Н.Селезневым, внесла свой  вклад в развитие российско-молдавского сотрудничества, прежде всего, с точки зрения более обстоятельного понимания позиций двух стран по целому ряду международных, региональных  и двусторонних проблем и поисков путей их дальнейшего сближения.

В ходе визита российская делегация встретилась с председателем молдавского парламента Е.Остапчук и отдельно со всеми лидерами парламентских фракций – Партии коммунистов Республики Молдова, Социал-демократического альянса Молдовы  и Христианско-демократической народной партии.  Г.Селезнев выступил на специальном заседании парламента Молдовы, а также на пресс-конференции по итогам пребывания делегации Госдумы в Молдавии.

Российские депутаты были приняты премьер-министром РМ В.Тарлевым и президентом РМ В.Ворониным. Парламентарии России встретились также с представителями Координационного совета и руководством русских общин Молдавии, посетили Дом-музей А.С.Пушкина в Кишиневе.

Во время встреч делегации и ее главы – председателя Госдумы Г.Селезнева с руководством Республики Молдова состоялся обмен мнениями по широкому кругу вопросов российско-молдавских отношений как политического, так и экономического, социального и культурного характера.

Парламентарии обеих стран обсудили вопросы сотрудничества между законодательными органами РМ и РФ. Было решено создать парламентские рабочие группы России и Молдавии, деятельность которых должна способствовать обмену опытом в сфере законотворчества на регулярной основе, синхронизации и координации законодательных процедур по вопросам, касающимся двустороннего сотрудничества, а также решению схожих задач в области демократических преобразований и экономических реформ, осуществляемых в наших странах.

Среди обсуждавшихся политических и внешнеполитических аспектов взаимоотношений между РФ и РМ особое место заняли вопросы стратегического партнерства, интеграции в рамках СНГ, приднестровского урегулирования. Кишинев еще раз официально заявил о том, что Россия является для Республики Молдова стратегическим партнером. Без Российской Федерации будет невозможным решить проблему воссоединения страны и сохранения ее государственности. Россия занимает первое место в товарообороте РМ, на нее приходится почти 40% молдавского экспорта и более 16% импорта. Из России идут основные поставки энергоносителей, прежде всего, газа. В Молдавии проживает более 560 тыс. русских, что составляет 13% населения страны, а всего русскоязычных граждан насчитывается около 1,5 млн. человек, что не может не учитываться руководством республики. Об этом заявила, в частности, спикер парламента Молдовы Е.Остапчук на его специальном заседании с участием российской делегации Госдумы.

Стороны отметили тот факт, что ратификация базового  Договора о дружбе и сотрудничестве придала серьезный импульс процессу интеграции, развитию политических, экономических, социальных, культурных и других связей между Россией и Республикой Молдова.

После прихода в Молдавии к власти коммунистов, лидер которых В.Н.Воронин был избран президентом страны, Кишинев стал все чаще согласовывать свои внешнеполитические акции, прежде всего, с Россией, в т.ч. по таким острым мировым проблемам, как борьба с терроризмом, незаконный оборот оружия и наркотиков, трансграничная преступность и т.д.

Молдавская сторона проинформировала российских парламентариев о том, что в начале октября 2002 г. парламент РМ отменил оговорки относительно согласования своей внешней и миграционной политики в рамках СНГ, которые были сделаны при подписании Молдавией документов об образовании Содружества Независимых Государств 8 апреля 1994 года.

Что касается отношения России и Молдовы к своему участию в деятельности СНГ, то в ходе обмена мнениями по этому вопросу в позициях сторон по-прежнему можно было констатировать наличие известных расхождений. Для России содействие интеграционным процессам на пространстве СНГ является приоритетом ее внешней политики. В то время как Молдавия отдает предпочтение интеграции страны в европейские структуры, чему участие в Содружестве должно только способствовать.

Как и на саммите СНГ в Кишиневе (6-7 октября с.г.), результаты которого стороны, кстати, оценивают весьма позитивно, российская делегация вновь заявила об абсурдности противопоставления взаимодействия в рамках СНГ развитию сотрудничества его участников с другими европейскими государствами и организациями.

По приднестровской проблематике делегация Госдумы изложила известную позицию России – приднестровское урегулирование возможно при сохранении суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова и предоставлении Приднестровью надежно гарантированного особого статуса.

«Поскольку сегодня, - заявил спикер Госдумы Г.Селезнев, - угроза утраты Молдовой государственности, присоединения к Румынии прошла», приднестровский вопрос может быть решен путем создания федеративного  государства.

Как стало известно, молдавская сторона весьма настойчиво ставила вопрос об оказании Россией давления на приднестровское руководство с целью заставить его согласиться на предложенный посредниками (Россия, Украина и ОБСЕ) проект соглашения по урегулированию.  И это несмотря на то, что в окружении президента В.Воронина уже есть понимание юридического несовершенства представленного проекта. Многие специалисты считают, что одним из его главных недостатков является отсутствие четкого определения числа субъектов будущей федерации, места их в общей административно-политической структуре государства, а также наличие ряда статей, в которых явно просматривается тенденция к сохранению элементов унитарности в будущем государственном устройстве Молдавии.

Молдавское руководство вновь говорило о пассивности представителей России на переговорах по урегулированию приднестровской проблемы, имея в виду, по нашему мнению, тот факт, что российские дипломаты не всегда готовы безоговорочно поддержать позицию Кишинева на упомянутых переговорах. Однако доля истины в этих претензиях молдавской стороны все же имеется. Фактически Россия утратила инициативу в переговорном процессе. После 1997 года встречи участников переговоров на высшем уровне или полномочных представителей России, Украины, Молдавии, Приднестровья и ОБСЕ проходили, как правило, с подачи Украины. Полномасштабные переговоры велись в Киеве, Одессе, Кишиневе, Тирасполе, в ряде городов Восточной Европы, но только не в Москве.

Создание Государственной комиссии по оказанию содействия в приднестровском урегулировании, возглавляемой Е.М.Примаковым, не дало ожидаемых результатов, и вскоре она прекратила свое существование.

В этой связи спикер Госдумы Г.Селезнев был вынужден обещать молдаванам более активное участие российских представителей в процессе разрешения  приднестровского конфликта.

Давая оценку проекту соглашения по урегулированию, предложенному посредниками, российская делегация заявила, что рассматривает его как «серьезный документ, ориентированный на мирное решение конфликта исключительно политическим путем». По мнению парламентариев Госдумы, он может послужить «базой для сотрудничества сторон,  на его основе Кишиневу и Тирасполю будет легче договориться о разграничении полномочий между субъектами будущей федерации». Г.Селезнев подчеркивал, что для окончательного решения проблемы сторонам необходимо проявить политическую волю и решимость. Главной задачей урегулирования он считает «восстановление целостности страны – общей родины для всех ее граждан».

Российская делегация имела намерение обсудить вопрос урегулирования отношений между Кишиневом и Тирасполем с представителями Приднестровья. Однако по неизвестной пока причине председатель Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Г.Маракуца не ответил на приглашение Г.Селезнева и на встречу с ним в Кишинев не приехал. Местные наблюдатели предположили, что находившийся в это время в Москве президент ПМР И.Смирнов на эту встречу не дал своего разрешения.

Возможно, именно это заставило спикера Госдумы призвать руководителя Приднестровья И.Смирнова проявить больше инициативы в переговорном процессе для того, чтобы добиться скорейшего урегулирования приднестровской проблемы.

Во время пребывания госдумцев в Молдавии некоторыми их собеседниками затрагивался  вопрос вывода российских войск и вывоза из Приднестровья военного имущества, прежде всего, боевой техники, вооружений и боеприпасов. Известно, что на складах Оперативной группы российских войск (ОГРВ), дислоцирующейся в регионе, еще хранится более 42 тыс. тонн боеприпасов и другого имущества, подлежащих вывозу или утилизации/уничтожению на месте.

Г.Селезневым на пресс-конференции было заявлено, что РФ, возможно, не уложится в определенные на Стамбульской встрече в верхах ОБСЕ в 1999 году сроки (конец 2002 года), но, поскольку задержка обусловлена не злонамеренностью Москвы, ОБСЕ, как он полагает, может согласиться на их продление. Что это может иметь место, подтверждает заявление главы миссии ОБСЕ в Кишиневе Д.Суорца, который считает даже нужным сохранить в Приднестовье российских военных, пока из региона не будет вывезено все оружие. Молдавская сторона придерживается примерно такой же позиции. Публично она была озвучена, в частности, лидером фракции коммунистов в парламенте Молдовы В.Степанюком в конце сентября с.г.

В этих обстоятельствах, по крайней мере, странным выглядит заявление заместителя Главнокомандующего Сухопутными войсками России по вопросам миротворческих операций В.Евневича о том, что Москва твердо намерена вывести свои войска из Приднестровья до конца 2002 года. Не говоря о всех неблагоприятных последствиях вывода из ПМР российского военного контингента, достаточно сказать об одном из них: остающиеся в Приднестровье два неполных батальона российских миротворцев, лишившись опоры на инфраструктуры ОГРВ, вряд ли будут способны эффективно выполнять свою и без того нелегкую миссию по обеспечению мира и стабильности в регионе.

Молдавское руководство, учитывая подобные заявления высокопоставленных российских военных, не спешит с определением своей конкретной позиции относительно сохранения в регионе военного присутствия России, которое необходимо и как важнейший силовой элемент гарантий в постурегулировочный период после подписания документа об окончательной нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем. Кишинев, ограничиваясь словами о необходимости такого рода гарантий, все же полагает, что разработка их понадобится лишь на заключительной стадии переговоров по урегулированию.

Из экономического блока вопросов стороны рассматривали  состояние и возможности торгово-экономического сотрудничества между РФ и РМ в целом, а также перспективы вступления Молдавии в ЕврАзЭС.

По мнению российских парламентариев, Республика Молдова получит дополнительные преимущества от членства в этой организации, где создается зона свободной торговли, упраздняются таможенные пошлины и сборы, устанавливаются единые тарифы на транспортировку грузов и т.д.

Спикер Госдумы подчеркнул, что в Евросоюзе его члены ведут жесткую борьбу за квоты на сельхозпоставки, в то время как необъятный российский рынок открыт для молдавской продукции, которую готовы покупать все 89 субъектов РФ. Развитие связей на региональном уровне позволит стране решить проблему реализации своей сельхозпродукции.

Стороны договорились о том, что будут содействовать установлению прямых связей Молдавии с регионами России по этому вопросу.

Премьер-министр РМ В.Тарлев на встрече с российскими парламентариями подтвердил намерение Молдовы стать полноправным членом ЕврАзЭС в начале 2003 г. Правда, конкретных шагов в этом направлении правительство еще не предпринимало. Возможно, это отчасти связано с тем, что Кишинев не готов сегодня взять на себя дополнительные экономические обязательства, вытекающие из членства в ЕврАзЭС, и предпочитает пока лишь наблюдать за развитием ситуации в этой организации.

В то же время В.Тарлев поднял вопрос о предоставлении Молдавии льгот уже в настоящее время. Он высказал просьбу рассмотреть возможность исключения пени за 1994-2000 г.г. из общего долга РМ за поставки российского газа (это может составить более 470 млн. долл. США),  реструктуризации молдавского долга перед ОАО «Газпром» на срок до 15 лет и т.п.

Говоря о перспективах развития экономического сотрудничества, стороны высказали удовлетворение тем, что российские инвесторы проявляют все больший интерес к Молдавии, к приватизации ряда молдавских предприятий и созданию новых промышленных, энергетических и с/хозяйственных объектов, к строительству нефтяного терминала и порта на Дунае в г. Джурджулешты.

Поддерживая намерение Молдавии стать полноправным членом ЕврАзЭС,  что в конечном счете отвечает интересам России в плане усиления интеграционных процессов на постсоветском пространстве, тем не менее следует иметь в виду и возникающие при этом негативные для нас моменты. А именно: после вступления Молдовы в эту организацию Россия должна будет отменить пошлины на экспорт целого ряда товаров, что влечет за собой, по подсчетам специалистов, потерю для нас примерно 12 млн. долл. США в год. Переход на взимание косвенных налогов на нефть, газ по принципу страны назначения грозит федеральному бюджету России ежегодной потерей еще 30 млн. долл. Кроме того, Москва должна будет отменить изъятия из режима свободной торговли на молдавский сахар, спирт, ликеро-водочные изделия, сигареты и некоторые другие товары.

Из социально-культурного блока вопросов стороны весьма подробно рассмотрели ситуацию, связанную с проживанием в Молдавии и Приднестровье весьма значительного числа наших соотечественников (более 560 тыс.), включая 80 тыс. российских граждан.

Парламентарии Госдумы заявили, что принципиальная линия России в этом вопросе исходит из того, что соотечественники должны ощущать себя полноправными и равноправными гражданами тех стран, где они проживают, не противопоставляться титульной нации, а гармонично интегрироваться в экономическую и политическую жизнь.

Руководители Молдавии заявили о том, что в стране ныне проводится курс на укрепление межэтнического согласия, на построение гражданского общества, не разделенного национальными, религиозными и другими предрассудками. Русский язык, по их словам, наряду с государственным, является языком межнационального общения. Парламент и правительство будут предпринимать шаги с тем, чтобы повысить статус русского языка вплоть до официального. Спикер парламента Молдовы Е.Остапчук сообщила, что вскоре депутаты рассмотрят вопрос о возможности предоставления жителям республики двойного гражданства.

Госдумовцы  внесли в повестку дня своих встреч в Молдове вопрос об учреждении в Тирасполе Генерального консульства России, что позволило бы обеспечить консульские действия в отношении весьма большого числа российских граждан, проживающих в Приднестровье. К сожалению, это не нашло положительного отклика со стороны молдавских властей под тем предлогом, что Кишинев не контролирует ситуацию в Левобережье и не сможет из-за этого гарантировать безопасность сотрудников Генконсульства.

На самом деле, как представляется, молдаване опасаются (и не без оснований), что консульское учреждение станет выполнять функции посольства и обеспечивать постоянную связь между Москвой и Тирасполем, а во-вторых, консульство, занимаясь своими непосредственными задачами, будет способствовать резкому увеличению количества граждан России в ПМР, что усилит позиции Тирасполя на переговорах с Кишиневом по проблеме приднестровского урегулирования. И в третьих, можно предположить, что вопрос об открытии  консульства является еще одной картой, которую молдавская сторона хотела бы использовать с целью побудить Москву к более активным действиям в деле быстрейшего межмолдавского урегулирования, по возможности, на ее условиях.

Реакция приднестровцев на отказ Кишинева дать разрешение на  открытие российского консульства в Тирасполе уже известна. В ПМР считают, что Молдова тем самым нарушает права российских граждан, проживающих в Приднестровье, и ее действия противоречат установившейся в этой области международной консульской практике. Российская сторона также сочла аргументы Кишинева несостоятельными. В частности, председатель думского Комитета по делам СНГ Б.Н.Пастухов заявил, что Россия не снимает вопрос с повестки дня и будет вновь настаивать на положительном решении вопроса о Генконсульстве РФ в Тирасполе.

На молдавско-российских встречах в Кишиневе рассматривался также вопрос о миграции и обеспечении прав мигрантов. В связи с непрекращающимся потоком нелегальных мигрантов в Россию, в т.ч. из Молдавии, парламентарии обеих стран высказали мнение о необходимости  иного подхода к решению этой проблемы, начав с изучения потребностей России в рабочей силе и налаживания межрегионального сотрудничества на основе уже заключенных Молдовой  соглашений с субъектами РФ (их насчитывается сегодня 36).

Стало известно, что до конца года будет заключено соглашение о трудоустройстве 3 тыс. молдавских граждан на предприятиях  Москвы, которые будут пользоваться теми же правами, что и российские граждане.

В ноябре ожидается подписание между РФ и РМ двустороннего межправительственного документа, который призван регламентировать процесс миграции  и права мигрантов как в России, та и в Молдове. В настоящее время в России зарегистрировано 10 тыс. мигрантов из Молдавии, по неофициальным же данным, их насчитывается порядка 300 тысяч.

Подводя итоги визита российских парламентариев в Республику Молдова, можно сказать, что он подтвердил стремление Москвы и Кишинева и  дальше развивать многоплановое сотрудничество между двумя странами.

Визит подтвердил также проводимую российским руководством линию на оказание разносторонней помощи и поддержки нынешней власти в Молдавии, провозгласившей курс на сближение с Россией.

В то же время он подтвердил, что в Молдавии, как, впрочем, и в других странах СНГ,  по-прежнему рассчитывают на помощь «старшего брата», забывая при этом о необходимости учитывать и его интересы.

Представляется, что российские представители и на этот раз не сумели задействовать имеющиеся возможности для решения нужных нам вопросов, даже такого, например, как открытие консульского учреждения России в Приднестровье.




Ольвия-пресс,
24 октября 2002

Интервью Президента ПМР И.Смирнова

На прошлой неделе завершился рабочий визит в столицу России делегации Приднестровской Молдавской Республики во главе с Президентом И.Смирновым. По возвращении глава государства ответил на вопросы корреспондента Агентства «Ольвия-пресс».

- Если говорить об итогах ваших переговоров в Москве, есть ли какое-то продвижение, какие-то новые моменты?

- Да, продвижение есть. Вся наша поездка была посвящена отработке механизма по выполнению, с одной стороны, Россией взятых на себя обязательств по вывозу, переработке излишнего вооружения, с другой – получения Приднестровьем компенсации и согласование сроков дальнейшей работы. Поэтому за эти дни мы еще более досконально оговорили все моменты. Есть утвержденный график.

- Есть какие-то конкретные привязки по датам окончательного решения этой проблемы?

- По датам нет привязки, я думаю, что этого и нельзя сделать. Я только напомню, что Россия выполнила ранее взятые обязательства в Стамбуле полностью. Когда я говорю, что Россия выполнила, это значит, что и мы выполнили полностью. Все тяжелое вооружение, бронетехника вывезена и переработана, а что касается остального, то там дат конкретных нет, и поэтому это техническая работа и не более того.

- Обсуждались ли в Москве политические аспекты урегулирования отношений между Молдовой и Приднестровьем?

- Эти вопросы обсуждались в контексте заинтересованности России как страны-гаранта в скорейшем нахождении решения проблемы. Но с учетом мнения каждой из сторон.

- Имеется ли существенная разница между Россией и Украиной по этим вопросам?

- И Россия, и Украина выступают за продолжение пятистороннего формата переговорного процесса с учетом выполнения всех ранее достигнутых договоренностей. Поэтому отличий особых я не вижу.

- Ожидается ли ближайшая встреча на высшем уровне между Молдовой и Приднестровьем?

- Пока такой встречи не ожидается, ибо вы знаете, что переговорный процесс как таковой не идет, идет совещание экспертов в рамках переговорного процесса, которые нарабатывают определенные вопросы. Встреча на высшем уровне будет тогда, когда Молдова подтвердит законодательно, прежде всего ведь это парламентская республика, подписанные ранее документы, подписанные всеми президентами, начиная с первого президента и кончая третьим. Когда будет наработан документ, который потребует участия высших руководителей государства.

- А переговоры не идут сейчас по какой причине?

- Переговоры не идут потому, что продолжается экономическая блокада со стороны Молдовы, то есть нарушены ранее подписанные документы и взятые на себя обязательства не создавать никаких экономических препятствий для работы народного хозяйства как для Приднестровья, так и для Молдовы. Более того, Молдова, выставив в настоящее время таможенные посты уже внутри своего государства, работает с ПМР как с иностранным государством. Поэтому в таких условиях переговоры не могут быть продолжены.

- На недавнем Кишиневском саммите вопрос отношения Молдовы и Приднестровья не стоял в повестке дня. С чем это связано и не ожидается ли в ближайшее время какая-то международная конференция по этому поводу?

- Я могу только предполагать, ожидается или нет. Но не стоял этот вопрос на повестке дня потому, что и международное сообщество, и страны-гаранты убедились, что переговорный процесс прерван в одностороннем порядке Молдовой. Это, в первую очередь, блокадные действия в экономической, информационной, банковской и других сферах деятельности ПМР. О чем говорить? Я считаю, что признанные государства были в неудобном положении, то есть одна из членов СНГ– Молдова нарушила взятые на себя обязательства. А что касается дальнейшего, то я хочу отметить активность со стороны Украины и со стороны России, как стран-гарантов, и ОБСЕ в организации совещаний экспертов и рабочих групп в рамках переговорного процесса, потому что переговоры все равно нужно вести и подходить к четкому определению окончательного урегулирования, согласно концепции общего государства. Как дальше будут развиваться события? Мы всегда готовы работать и выполняем взятые на себя обязательства.

- Буквально вчера известный американский финансист Джордж Сорос очень критически отозвался о федерализации Молдовы, создания двух республик. Как вы считаете, это в каком-то плане соответствует позиции США в этом вопросе?

- Официальная позиция США, по крайней мере Госдепартамента, заключается в том, чтобы не создавалось трудностей и угроз на внешней границе. А каким образом будут урегулированы отношения Молдовы и ПМР, их совершенно не волнует. Что же касается г-на Сороса, то, по-моему, там, где звучит эта фамилия, благо для народа не происходит. Поэтому я оставлю это за кадром.




Независимая газета,
24 октября 2002

Игра стоит денег

Татьяна Ивженко, Наталья Приходко

Москва идет на тактические уступки Кишиневу

На днях из Молдавии вернулась делегация российской Госдумы во главе с Геннадием Селезневым, а уже сегодня начинается рабочий визит в Москву молдавского премьер-министра Василия Тарлева. В ноябре Кишинев снова будет встречать российских гостей - на середину месяца запланирован приезд в Молдавию председателя Совета Федерации РФ Сергея Миронова. Однако активизация дипломатических контактов вызвана не оживлением двухсторонних отношений, а скорее усложнением диалога между Москвой и Кишиневом. Власти обоих государств, похоже, решили не откладывать выяснение отношений на потом и стали встречаться чаще.

В последнее время краеугольным камнем в двусторонних отношениях стало принятое недавно российской Госдумой постановление об открытии генерального консульства РФ в Тирасполе. Кишинев этому решению воспротивился, и делегация Госдумы обсудила подоплеку возникшего противоречия с президентом Молдавии Владимиром Ворониным, председателем парламента Евгенией Остапчук, премьером Василием Тарлевым. Официальный Кишинев заявил, что не допускает открытия российского консульства в Тирасполе, потому что не в состоянии обеспечить безопасность дипломатов на неподконтрольной молдавскому руководству территории. Делегация Госдумы решила, видимо, не акцентировать внимания на том, что та же проблема не помешала Кишиневу открыть в Тирасполе представительство ОБСЕ. Геннадий Селезнев пошел на уступки: "Просто у каждой из сторон есть свое видение развития этих отношений в перспективе..."

Кишинев строит свою линию исходя из того, что приднестровская проблема должна быть урегулирована в рамках предложений ОБСЕ и с учетом мнения стран-гарантов. Однако на всех встречах особо подчеркивалась необходимость сохранения территориальной целостности Молдавии. Что касается вопроса об открытии генерального консульства, то представители молдавского парламента несколько раз повторили Геннадию Селезневу, что подобные вопросы не относятся к компетенции Госдумы. Российский спикер, по сути, промолчал. Поэтому все участники состоявшихся переговоров остались довольны друг другом.

Подробности и детали развития отношений на уровне политики и политиков скорее всего будут окончательно утверждены во время предстоящего визита в Кишинев делегации Совета Федерации РФ. До тех пор возникшая было напряженность снята, а отношения между Москвой и Кишиневом могут даже улучшиться. По крайней мере на официальном уровне заявлено, что правительства двух стран в ближайшем будущем попытаются создать все необходимые условия для реализации подписанного ранее Соглашения о зоне свободной торговли. Собственно об этом сегодня будет говорить в Кремле молдавский премьер.

Молдавию развитие торгово-экономических отношений с Россией не может не волновать хотя бы потому, что 70% объемов ее экспорта приходится на российский рынок. Кроме того, Россия на сегодня полностью обеспечивает Молдавию газом и электроэнергией. Но, с другой стороны, российская сторона заинтересована в приватизации ряда крупных молдавских предприятий, среди которых, например, завод "Топаз", ранее работавший в рамках советского ВПК. "Московские телефонные линии" намерены приватизировать "Молдтелеком". Если к этому прибавить перспективу успешного исхода переговоров по Джурджулештскому терминалу, позволяющему России получить "свой порт" на Дунае, то важность для Москвы дружественных отношений с Кишиневом очевидна. В угоду экономическим интересам российская сторона пока готова приносить такие "политические жертвы", как молчание в ответ на принятое молдавскими властями с подачи ПАСЕ решение о моратории на расширение правового поля функционирования русского языка. Похоже, Москва сознательно закрывает глаза также на регистрацию Кишиневом Бессарабской Метрополии, патронируемой Румынской Православной Церковью, что упрочило ее позиции и негативно отразилось на положении Метрополии Молдовы, находящейся под юрисдикцией Русской Православной Церкви. Существует еще много болезненных для обеих стран вопросов, которые пока не затрагиваются Москвой. Но как долго будет длиться идиллия в двусторонних отношениях - зависит все же от позиции Молдавии в интересующих Россию вопросах и от тонкого понимания молдавскими властями всей сложности положения, в котором оказалась страна.




Независимая Молдова,
9 октября 2002

Европейский вектор СНГ

Александр Исаев

О чем говорили президенты за закрытыми дверями?

Инициативы Молдовы по реформированию СНГ стали известны задолго до начала кишиневского саммита. Предложений по совершенствованию Содружества выдвигалось много и прежде, и теперь. Однако, по оценкам экспертов, инициативы нашей страны содержат положения, реализация которых может на деле привести к модернизации СНГ.

Президент Воронин предложил реорганизовать СНГ на принципах и нормах Европейского Союза. Предложение более чем неожиданное. Практическая реализация этих предложений способна изменить всю логику европейской политики. Интенсивный обмен мнениями по этой инициативе велся и до, и во время саммита СНГ.

Как и каждая рабочая встреча, саммит оставил за закрытыми дверями, где совещались главы государств, гораздо больше информации, чем было предложено широкой публике. Тема сближения стандартов Содружества со стандартами СНГ прослеживалась в пресс-конференциях и в заявлениях для прессы лишь мельком. Например, в итоговом заявлении по результатам заседания Совета глав государства СНГ президент России Владимир Путин подчеркнул: "Центральной темой саммита стали аспекты совершенствования структур и механизмов Содружества. Был рассмотрен пакет мер, предусматривающих более строгий контроль за ходом выполнения принятых решений". Контроль - это, кстати, тоже часть пакета предложений, внесенных Молдовой. Но тема сближения стандартов в открытой части саммита не звучала. Почему? Только потому, что в самое ближайшее время она найдет весьма неожиданное продолжение.

Два письма

После встречи с глазу на глаз Президент Российской Федерации и Президент Республики Молдова приняли решения представить для широкой публики собственные соображения по этой проблеме. Они содержатся в переписке двух президентов, состоявшейся накануне саммита. Такой способ доведения собственных позиций до широкой публики во многом объясним. У саммита СНГ своя повестка дня и прокрустово ложе протокола не всегда позволяет выразить все те новые акценты, которые неожиданно вторглись в организацию с десятилетним стажем.

30 августа Владимир Воронин отправляет своему российскому коллеге письмо, в котором пишет:

"О необходимости совершенствования механизмов взаимодействия в рамках СНГ, реформирования исполнительных структур Содружества, изменения его образа в мире не раз заявляли практически все главы государств СНГ. Некоторые аспекты названных проблем будут обсуждаться и на предстоящем октябрьском саммите в Кишиневе.

Вместе с тем считаю целесообразным еще до начала саммита попытаться придать определенную тональность предстоящим дискуссиям, касающимся реформирования исполнительных структур СНГ и изменения образа Содружества в мире.

Мне представляется, что сложившаяся ситуация, при которой интеграционные процессы в СНГ рассматриваются и у нас, и на Западе как альтернатива тому, что происходит в Европейском Союзе и на его ближайших перифериях, более не может быть приемлема. Потери для всех нас от такого положения вещей слишком велики.

По моему мнению, нужно четко заявить, что между процессами, происходящими в ЕС и СНГ, нет принципиальных противоречий. Эти интеграционные процессы стремятся к одним и тем же целям: безопасности и стабильности, процветанию народов объединенной Европы. Поэтому усилия, направленные обеими сторонами, придадут процессу объединения Европы необходимое ускорение".

Президент Молдовы выражает в этом письме уверенность, что именно сейчас создалась благоприятная атмосфера для того, чтобы придать Содружеству новый импульс, наполнить его новым смыслом. Здесь достаточно показателен пример лидера СНГ - России, которая уверенно идет по пути сближения с Западом: достаточно вспомнить о последних инициативах по расширению сотрудничества России с НАТО и Европейским Союзом.

"Эти усилия России встречают полное понимание и поддержку у Республики Молдова, определившей одним из своих главных приоритетов ускорение европейской интеграции, которую мы не представляем без участия Содружества, - пишет президент Воронин. - Сегодня нам представляется шанс изменить саму логику европейской политики, избавиться от взаимного недоверия и подозрительности, еще существующей между Западом и Востоком Европы".

В ответном письме председатель Совета глав государств СНГ, президент России Владимир Путин полностью поддержал инициативы президента Молдовы.

"Представляется очень верной Ваша мысль о принципиальной схожести целей и задач интеграционных процессов в различных регионах Европы, - пишет Владимир Путин. - Россия последовательно выступает за достойное совместное вхождение стран-участников СНГ в международное сообщество, в том числе и на европейском направлении. Видим в этом один из важных путей преодоления сохраняющегося на Западе неадекватного, предвзятого представления о СНГ, на которое Вы справедливо указываете.

Мы все считали, что суть интеграции на пространстве Содружества не в том, чтобы отгородиться от остального мира, а в том, чтобы помочь друг другу занять подобающее место в общей семье народов.

Сотрудничество в формате СНГ, у которого, конечно, есть своя специфическая "повестка дня", объективно нацелено на укрепление всеобъемлющей и неделимой безопасности, способствует формированию единого общеевропейского пространства без разделительных линий.

Убежден, что сегодня имеются широкие возможности для активного вовлечения нашего Содружества в строительство европейской архитектуры в конструктивном взаимодействии с Европейским Союзом. Уже сейчас многие государства - участники СНГ стремятся координировать свои внешнеполитические шаги в этом направлении.

Считаю, что в ходе предстоящего саммита будет полезно обменяться мнениями по актуальным, значимым для будущего СНГ идеям, в том числе сформулированным в Вашем послании".

И далее: "По итогам обсуждения в Кишиневе можно будет договориться поручить экспертам государств-участников совместно с исполнительным комитетом СНГ подготовить проект декларации".

После саммита

Уже известно, что эксперты государств-участников СНГ совместно с Исполнительным комитетом Содружества работают над проектами документов, которые должны стать базой для реализации новых инициатив.

Легко понять, что реализация идей, о которых говорят президенты Молдовы и России, действительно, способна кардинально изменить политику на европейском континенте. Стремление к интеграции между странами СНГ и ЕС так же объективно, как стремление к интеграции внутри СНГ. Однако до сих пор главным препятствием в этом движении остается "боязнь России", которая присутствует в Западной Европе - и которая чувствуется в отношении ко всем странам СНГ. Новые инициативы, которые обсуждаются в Содружестве, открывают "третий путь" - возможность быть вместе, не сливаясь, сохранить различия, но жить по единым для всех правилам. Это по-настоящему европейская политика.

Более того, реализация этих идей может определить будущее многих стран, которые сейчас чувствуют себя затерянными на "разделительной линии" между СНГ и Евросоюзом. "Куда идти - на Запад или на Восток?" - этот вопрос может и должен уйти в прошлое. У нас всегда много говорили о том, что надо ориентироваться "сразу на всех". Новые инициативы по реформированию Содружества ВПЕРВЫЕ могут наполнить эту фразу реальным смыслом.

Противостояние уже сейчас безнадежно устарело. И тот, кто призывает "двигаться в Европу, отряся со своих ног прах Востока" - на деле является разрушителем объединенной Европы, строителем тяжелых и мучительных препятствий на пути европейской интеграции.




Российско-Приднестровский Информационно-Аналитический Центр,
21 октября 2002

После саммита – перспективы приднестровского урегулирования

7 октября в Кишиневе завершился саммит стран СНГ. Более 20-ти вопросов, связанных с укреплением экономического взаимодействия, борьбой с преступностью и совершенствованием организационной структуры СНГ, были вынесены для обсуждения.

Несмотря на то, что урегулирование приднестровского конфликта не фигурировало отдельным пунктом в повестке дня встречи на высшем уровне, обойти приднестровскую тематику полностью не удалось.

Все началось с самым ожидаемым прибытием российского президента. Владимир Путин сделал в аэропорту короткое заявление для прессы. Говоря о Приднестровье, он отметил: "Территориальная целостность Молдовы должна быть обеспечена, в этом направлении мы эффективно работаем и с Президентом Молдовы Владимиром Ворониным и с Президентом Украины Леонидом Кучмой. Как раз сейчас, когда летели в самолете, обсуждали с Леонидом Кучмой этот вопрос". Молдавским журналистам, специализирующимся на антитеррористической тематике и проявившим живой интерес, когда же Владимир Владимирович покончит с "террористическим режимом" в Приднестровье, российский президент ответил: "Я не считаю, что в Приднестровье террористическим режим".

В последующем вопрос урегулирования отношений Молдовы и Приднестровья затрагивался в ходе двусторонних встреч президента Молдовы со своими коллегами.

Серия бесед "с глазу на глаз" В. Воронина завершилась диалогом с президентом России. Естественно речь шла и о Приднестровье. Президент Молдовы проинформировал Владимира Путина об усилиях, предпринимаемых молдавской стороной для скорейшего решения приднестровской проблемы на основе проекта, предложенного ОБСЕ и посредниками в переговорном процессе между Кишиневом и Тирасполем. Это, говоря языком дипломатов. На самом деле разговор получился довольно жестким. И прежде всего, потому, что время показало - однозначная ставка Кремля на коммуниста В. Воронина, не оправдала себя. Настоящий президент Молдовы просто не контролирует ситуацию в стране, высасывая из России очередные подачки своими заверениями в вечной дружбе и стратегическом партнерстве. Поддержка молдавского президента в ликвидации Приднестровской Молдавской Республики и превращении Приднестровья в один из уездов Молдовы взамен на воронинские обещания о возрождении официального статуса русского языка и присоединении к Союзу России и Беларуси ничем неоправданная и необоснованная жертва с российской стороны. Это стало видно уже и не вооруженным взглядом.

Анализируя комментарии средств массовой информации по саммиту, можно прийти к выводу, что заметных перемен в решении приднестровского вопроса, так же как и других вынесенных для обсуждения, встреча в верхах не принесла.

Накануне саммита в официальной молдавской прессе постоянно мелькали намеки на то, что участники встречи, и прежде всего Россия, окажут давление на Тирасполь и сделают его более сговорчивым. На это и настраивал себя президент Молдовы. Однако все попытки В. Воронина втянуть участников встречи в обсуждение приднестровской проблемы и заручиться поддержкой своего видения решения этого вопроса потерпели неудачу. Что является вполне закономерным итогом продолжающихся односторонних попыток молдавского президента войти в историю в качестве "папы-объединителя земель молдавских". 

Вместе с тем саммит способствовал напряжению во взаимоотношениях между Кишиневом и Тирасполем. В очередной раз убеждаешься, что объединение по-кишиневски и создание единого государства, каким его видят в Тирасполе, суть разные и несовместимые вещи.

Об этом красноречиво свидетельствует заявление министра иностранных дел Молдовы И. Дудэу накануне саммита. Перечеркивая Киевские договоренности о возобновлении переговорного процесса без каких-либо предварительных условий, главный молдавский дипломат так видит продолжение молдаво-приднестровских переговоров: "Мы вновь настаиваем на совместном с Украиной контроле приднестровского участка молдавско-украинской границы. Граница Молдовы должна быть закрыта по периметру. Никакого возврата к старому, когда Приднестровье, живя обособленно, пользовалось таможенными печатями Молдовы, не может быть. В этом нас поддерживают и Россия, и ЕС, и США".

В пику молдаванам председатель Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Григорий Маракуца заявил, что с представителями Тирасполя в преддверии встречи на высшем уровне Кишинев не счел необходимым и возможным хотя бы обговорить и согласовать повестку дня, чем в очередной раз нарушил Московский меморандум 1997 года, который предусматривает участие приднестровской стороны в обсуждении затрагивающих ее интересы внешнеполитических и внешнеэкономических вопросов. " В силу этого, - заявил Г.Маракуца, - Тирасполь будет выполнять лишь те решения и документы, в разработке и принятии которых он принимал участие".

То есть наметившийся диалог между Молдовой и Приднестровьем может быть отброшен к началу мая, когда возобновление переговорного процесса стороны обуславливали выполнением ряда условий, заведомо невыполнимых.

Продолжающиеся в Тираспольском офисе миссии ОБСЕ переговоры по урегулированию конфликта на Днестре все больше переходят в область переговоры ради самих переговоров.

 Безусловно, прервать переговоры ни Кишиневу ни Тирасполю уже не позволят "старшие товарищи". Тем более, что приглашенные Россией к совместному решению конфликтных ситуаций на территории бывшего Советского Союза Соединенные Штаты не любят затянувшихся противостояний и проявляют повышенный интерес к урегулированию конфликта. Но форсировать процесс тоже вряд ли получится. Дело здесь не только в том, что Кишинев видит Приднестровье только в качестве одного из своих уездов, а приднестровцы никогда не пойдут на ликвидацию своей государственности.

Предложенный ОБСЕ проект федерализации Молдавии расколол республику - от поддержки и одобрения, до полного непринятия. Для крайне шаткой внутриполитической ситуации в Молдове это еще один повод лишиться равновесия, за потерей которого стоит исчезновение Молдовы как государства.

В таких условиях предпринимать попытку пересмотра Основного Закона (Конституции) Молдовы в целях его приведения в соответствие к новым - федеративным нормам, смерти подобно. До консолидации молдавского общества или хотя бы достижения какого-либо согласия по вопросу будущего государственного устройства говорить о реальном продвижении вперед в приднестровском урегулировании едва ли стоит.

Поэтому, переговорный процесс, вероятнее всего, в ближайшее время будет продолжаться исключительно ради самих переговоров. Стороны будут искать любые причины для переноса заседаний, будут цепляться за каждое слово, запятую, не рассматривая по существу предложенный проект федерализации.

Значит жить придется с блуждающей Молдовой, не определившей для себя ни внешне-, ни внутриполитических ориентиров, руководство которой не способно контролировать ситуацию в республике, и с непризнанным Приднестровьем.

Так может стоит сменить батарейки?




Тирас-Медиа,
13 октября 2002

Дело Илашку

Комиссия Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) рассмотрит иск главаря террористической группы "Бужор" И.Илашку.

По этому делу Россия и Молдова обвиняются в нарушении прав человека. На слушания приглашены представители Республики Молдова и Российской Федерации.

11 сентября этого года ЕСПЧ принял решение о создании группы для расследования данного случая. В нее вошли судьи

Георг Ресс, Германия,

Николас Братза, Великобритания,

Джозеф Касадевалл, Андорра,

и Егил Левиц, Литва.

Диверсионная группа Молдовы "Бужор", командиром которой являлся И.Илашку действовала на территории Приднестровья в 1991 - 1992 годах и занималась похищением и расстрелом граждан ПМР.

Например, 23 апреля 1992 г. было совершено нападение на председателя Слободзейского районного Совета, депутата Верховного Совета ПМР и депутата Парламента Молдовы Н.И.Остапенко с целью его физической ликвидации. Его машина была буквально изрешечена автоматными очередями террористов во главе с Илашку. 30 апреля от полученных тяжелейших ранений (восемнадцать пулевых ран) он скончался.

Эта же группа 8 мая похитила, убила и сожгла А.Д. Гусара - заместителя председателя Слободзейского ОСТК.

Эта же группа планировала, но не успела осуществить взрыв на центральной улице Тирасполя, в густонаселенном районе города. Уже был загрузить тротилом и подогнав в оживленное место взорвать.

подготовлен автомобиль КАМАЗ который планировалось полностью Члены группы "Бужор" была задержаны приднестровской службой безопасности и в 1993 году осуждены военным трибуналом. Илашку был приговорен к высшей мере наказания. Но приговор не был приведен в исполнение. Более того, в мае 2001г. по личной просьбе президента Республика Молдова В.Воронина и в знак доброй воли, И.Илашку был передан властям Молдовы.

Теперь И.Илашку национальный герой, и пострадавшая сторона. Истцы обвиняют молдавские власти в том, что не были приняты необходимые меры для освобождения бойцов диверсионной группы "Бужор". Они утверждают, что Российская Федерация должна нести ответственность за то, что приднестровской службе безопасности было позволено задержать группу! А задержав, не наградить за профессионально организованные убийства, а осудить! А это уже преступление, так как Приднестровье никем не признано, а потому приднестровцев можно и нужно истреблять (ну сепаратисты они, что с них возьмешь). А в силу того, что Приднестровье постоянно находится под влиянием Москвы, то Москва и виновата. Вот такая незатейливая логика у господ защитников, граничащая с бредом шизофреника.

Оба государства обвиняются также в нарушении права на справедливый суд, и права на свободу и безопасность.

Странно, а почему Бин Ладен, национальный герой в исламском мире, еще не обратился в Европейский суд за защитой?



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ