Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №62(01.11.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Визит в Республику Молдова делегации Госдумы России в контексте российско-молдавских отношений

Геннадий Коненко

Посетившая Молдавию с 21 по 22 октября с.г. делегация Государственной думы Федерального собрания РФ во главе со спикером нижней палаты парламента Г.Н.Селезневым, внесла свой  вклад в развитие российско-молдавского сотрудничества, прежде всего, с точки зрения более обстоятельного понимания позиций двух стран по целому ряду международных, региональных  и двусторонних проблем и поисков путей их дальнейшего сближения.

В ходе визита российская делегация встретилась с председателем молдавского парламента Е.Остапчук и отдельно со всеми лидерами парламентских фракций – Партии коммунистов Республики Молдова, Социал-демократического альянса Молдовы  и Христианско-демократической народной партии.  Г.Селезнев выступил на специальном заседании парламента Молдовы, а также на пресс-конференции по итогам пребывания делегации Госдумы в Молдавии.

Российские депутаты были приняты премьер-министром РМ В.Тарлевым и президентом РМ В.Ворониным. Парламентарии России встретились также с представителями Координационного совета и руководством русских общин Молдавии, посетили Дом-музей А.С.Пушкина в Кишиневе.

Во время встреч делегации и ее главы – председателя Госдумы Г.Селезнева с руководством Республики Молдова состоялся обмен мнениями по широкому кругу вопросов российско-молдавских отношений как политического, так и экономического, социального и культурного характера.

Парламентарии обеих стран обсудили вопросы сотрудничества между законодательными органами РМ и РФ. Было решено создать парламентские рабочие группы России и Молдавии, деятельность которых должна способствовать обмену опытом в сфере законотворчества на регулярной основе, синхронизации и координации законодательных процедур по вопросам, касающимся двустороннего сотрудничества, а также решению схожих задач в области демократических преобразований и экономических реформ, осуществляемых в наших странах.

Среди обсуждавшихся политических и внешнеполитических аспектов взаимоотношений между РФ и РМ особое место заняли вопросы стратегического партнерства, интеграции в рамках СНГ, приднестровского урегулирования. Кишинев еще раз официально заявил о том, что Россия является для Республики Молдова стратегическим партнером. Без Российской Федерации будет невозможным решить проблему воссоединения страны и сохранения ее государственности. Россия занимает первое место в товарообороте РМ, на нее приходится почти 40% молдавского экспорта и более 16% импорта. Из России идут основные поставки энергоносителей, прежде всего, газа. В Молдавии проживает более 560 тыс. русских, что составляет 13% населения страны, а всего русскоязычных граждан насчитывается около 1,5 млн. человек, что не может не учитываться руководством республики. Об этом заявила, в частности, спикер парламента Молдовы Е.Остапчук на его специальном заседании с участием российской делегации Госдумы.

Стороны отметили тот факт, что ратификация базового  Договора о дружбе и сотрудничестве придала серьезный импульс процессу интеграции, развитию политических, экономических, социальных, культурных и других связей между Россией и Республикой Молдова.

После прихода в Молдавии к власти коммунистов, лидер которых В.Н.Воронин был избран президентом страны, Кишинев стал все чаще согласовывать свои внешнеполитические акции, прежде всего, с Россией, в т.ч. по таким острым мировым проблемам, как борьба с терроризмом, незаконный оборот оружия и наркотиков, трансграничная преступность и т.д.

Молдавская сторона проинформировала российских парламентариев о том, что в начале октября 2002 г. парламент РМ отменил оговорки относительно согласования своей внешней и миграционной политики в рамках СНГ, которые были сделаны при подписании Молдавией документов об образовании Содружества Независимых Государств 8 апреля 1994 года.

Что касается отношения России и Молдовы к своему участию в деятельности СНГ, то в ходе обмена мнениями по этому вопросу в позициях сторон по-прежнему можно было констатировать наличие известных расхождений. Для России содействие интеграционным процессам на пространстве СНГ является приоритетом ее внешней политики. В то время как Молдавия отдает предпочтение интеграции страны в европейские структуры, чему участие в Содружестве должно только способствовать.

Как и на саммите СНГ в Кишиневе (6-7 октября с.г.), результаты которого стороны, кстати, оценивают весьма позитивно, российская делегация вновь заявила об абсурдности противопоставления взаимодействия в рамках СНГ развитию сотрудничества его участников с другими европейскими государствами и организациями.

По приднестровской проблематике делегация Госдумы изложила известную позицию России – приднестровское урегулирование возможно при сохранении суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова и предоставлении Приднестровью надежно гарантированного особого статуса.

«Поскольку сегодня, - заявил спикер Госдумы Г.Селезнев, - угроза утраты Молдовой государственности, присоединения к Румынии прошла», приднестровский вопрос может быть решен путем создания федеративного  государства.

Как стало известно, молдавская сторона весьма настойчиво ставила вопрос об оказании Россией давления на приднестровское руководство с целью заставить его согласиться на предложенный посредниками (Россия, Украина и ОБСЕ) проект соглашения по урегулированию.  И это несмотря на то, что в окружении президента В.Воронина уже есть понимание юридического несовершенства представленного проекта. Многие специалисты считают, что одним из его главных недостатков является отсутствие четкого определения числа субъектов будущей федерации, места их в общей административно-политической структуре государства, а также наличие ряда статей, в которых явно просматривается тенденция к сохранению элементов унитарности в будущем государственном устройстве Молдавии.

Молдавское руководство вновь говорило о пассивности представителей России на переговорах по урегулированию приднестровской проблемы, имея в виду, по нашему мнению, тот факт, что российские дипломаты не всегда готовы безоговорочно поддержать позицию Кишинева на упомянутых переговорах. Однако доля истины в этих претензиях молдавской стороны все же имеется. Фактически Россия утратила инициативу в переговорном процессе. После 1997 года встречи участников переговоров на высшем уровне или полномочных представителей России, Украины, Молдавии, Приднестровья и ОБСЕ проходили, как правило, с подачи Украины. Полномасштабные переговоры велись в Киеве, Одессе, Кишиневе, Тирасполе, в ряде городов Восточной Европы, но только не в Москве.

Создание Государственной комиссии по оказанию содействия в приднестровском урегулировании, возглавляемой Е.М.Примаковым, не дало ожидаемых результатов, и вскоре она прекратила свое существование.

В этой связи спикер Госдумы Г.Селезнев был вынужден обещать молдаванам более активное участие российских представителей в процессе разрешения  приднестровского конфликта.

Давая оценку проекту соглашения по урегулированию, предложенному посредниками, российская делегация заявила, что рассматривает его как «серьезный документ, ориентированный на мирное решение конфликта исключительно политическим путем». По мнению парламентариев Госдумы, он может послужить «базой для сотрудничества сторон,  на его основе Кишиневу и Тирасполю будет легче договориться о разграничении полномочий между субъектами будущей федерации». Г.Селезнев подчеркивал, что для окончательного решения проблемы сторонам необходимо проявить политическую волю и решимость. Главной задачей урегулирования он считает «восстановление целостности страны – общей родины для всех ее граждан».

Российская делегация имела намерение обсудить вопрос урегулирования отношений между Кишиневом и Тирасполем с представителями Приднестровья. Однако по неизвестной пока причине председатель Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Г.Маракуца не ответил на приглашение Г.Селезнева и на встречу с ним в Кишинев не приехал. Местные наблюдатели предположили, что находившийся в это время в Москве президент ПМР И.Смирнов на эту встречу не дал своего разрешения.

Возможно, именно это заставило спикера Госдумы призвать руководителя Приднестровья И.Смирнова проявить больше инициативы в переговорном процессе для того, чтобы добиться скорейшего урегулирования приднестровской проблемы.

Во время пребывания госдумцев в Молдавии некоторыми их собеседниками затрагивался  вопрос вывода российских войск и вывоза из Приднестровья военного имущества, прежде всего, боевой техники, вооружений и боеприпасов. Известно, что на складах Оперативной группы российских войск (ОГРВ), дислоцирующейся в регионе, еще хранится более 42 тыс. тонн боеприпасов и другого имущества, подлежащих вывозу или утилизации/уничтожению на месте.

Г.Селезневым на пресс-конференции было заявлено, что РФ, возможно, не уложится в определенные на Стамбульской встрече в верхах ОБСЕ в 1999 году сроки (конец 2002 года), но, поскольку задержка обусловлена не злонамеренностью Москвы, ОБСЕ, как он полагает, может согласиться на их продление. Что это может иметь место, подтверждает заявление главы миссии ОБСЕ в Кишиневе Д.Суорца, который считает даже нужным сохранить в Приднестовье российских военных, пока из региона не будет вывезено все оружие. Молдавская сторона придерживается примерно такой же позиции. Публично она была озвучена, в частности, лидером фракции коммунистов в парламенте Молдовы В.Степанюком в конце сентября с.г.

В этих обстоятельствах, по крайней мере, странным выглядит заявление заместителя Главнокомандующего Сухопутными войсками России по вопросам миротворческих операций В.Евневича о том, что Москва твердо намерена вывести свои войска из Приднестровья до конца 2002 года. Не говоря о всех неблагоприятных последствиях вывода из ПМР российского военного контингента, достаточно сказать об одном из них: остающиеся в Приднестровье два неполных батальона российских миротворцев, лишившись опоры на инфраструктуры ОГРВ, вряд ли будут способны эффективно выполнять свою и без того нелегкую миссию по обеспечению мира и стабильности в регионе.

Молдавское руководство, учитывая подобные заявления высокопоставленных российских военных, не спешит с определением своей конкретной позиции относительно сохранения в регионе военного присутствия России, которое необходимо и как важнейший силовой элемент гарантий в постурегулировочный период после подписания документа об окончательной нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем. Кишинев, ограничиваясь словами о необходимости такого рода гарантий, все же полагает, что разработка их понадобится лишь на заключительной стадии переговоров по урегулированию.

Из экономического блока вопросов стороны рассматривали  состояние и возможности торгово-экономического сотрудничества между РФ и РМ в целом, а также перспективы вступления Молдавии в ЕврАзЭС.

По мнению российских парламентариев, Республика Молдова получит дополнительные преимущества от членства в этой организации, где создается зона свободной торговли, упраздняются таможенные пошлины и сборы, устанавливаются единые тарифы на транспортировку грузов и т.д.

Спикер Госдумы подчеркнул, что в Евросоюзе его члены ведут жесткую борьбу за квоты на сельхозпоставки, в то время как необъятный российский рынок открыт для молдавской продукции, которую готовы покупать все 89 субъектов РФ. Развитие связей на региональном уровне позволит стране решить проблему реализации своей сельхозпродукции.

Стороны договорились о том, что будут содействовать установлению прямых связей Молдавии с регионами России по этому вопросу.

Премьер-министр РМ В.Тарлев на встрече с российскими парламентариями подтвердил намерение Молдовы стать полноправным членом ЕврАзЭС в начале 2003 г. Правда, конкретных шагов в этом направлении правительство еще не предпринимало. Возможно, это отчасти связано с тем, что Кишинев не готов сегодня взять на себя дополнительные экономические обязательства, вытекающие из членства в ЕврАзЭС, и предпочитает пока лишь наблюдать за развитием ситуации в этой организации.

В то же время В.Тарлев поднял вопрос о предоставлении Молдавии льгот уже в настоящее время. Он высказал просьбу рассмотреть возможность исключения пени за 1994-2000 г.г. из общего долга РМ за поставки российского газа (это может составить более 470 млн. долл. США),  реструктуризации молдавского долга перед ОАО «Газпром» на срок до 15 лет и т.п.

Говоря о перспективах развития экономического сотрудничества, стороны высказали удовлетворение тем, что российские инвесторы проявляют все больший интерес к Молдавии, к приватизации ряда молдавских предприятий и созданию новых промышленных, энергетических и с/хозяйственных объектов, к строительству нефтяного терминала и порта на Дунае в г. Джурджулешты.

Поддерживая намерение Молдавии стать полноправным членом ЕврАзЭС,  что в конечном счете отвечает интересам России в плане усиления интеграционных процессов на постсоветском пространстве, тем не менее следует иметь в виду и возникающие при этом негативные для нас моменты. А именно: после вступления Молдовы в эту организацию Россия должна будет отменить пошлины на экспорт целого ряда товаров, что влечет за собой, по подсчетам специалистов, потерю для нас примерно 12 млн. долл. США в год. Переход на взимание косвенных налогов на нефть, газ по принципу страны назначения грозит федеральному бюджету России ежегодной потерей еще 30 млн. долл. Кроме того, Москва должна будет отменить изъятия из режима свободной торговли на молдавский сахар, спирт, ликеро-водочные изделия, сигареты и некоторые другие товары.

Из социально-культурного блока вопросов стороны весьма подробно рассмотрели ситуацию, связанную с проживанием в Молдавии и Приднестровье весьма значительного числа наших соотечественников (более 560 тыс.), включая 80 тыс. российских граждан.

Парламентарии Госдумы заявили, что принципиальная линия России в этом вопросе исходит из того, что соотечественники должны ощущать себя полноправными и равноправными гражданами тех стран, где они проживают, не противопоставляться титульной нации, а гармонично интегрироваться в экономическую и политическую жизнь.

Руководители Молдавии заявили о том, что в стране ныне проводится курс на укрепление межэтнического согласия, на построение гражданского общества, не разделенного национальными, религиозными и другими предрассудками. Русский язык, по их словам, наряду с государственным, является языком межнационального общения. Парламент и правительство будут предпринимать шаги с тем, чтобы повысить статус русского языка вплоть до официального. Спикер парламента Молдовы Е.Остапчук сообщила, что вскоре депутаты рассмотрят вопрос о возможности предоставления жителям республики двойного гражданства.

Госдумовцы  внесли в повестку дня своих встреч в Молдове вопрос об учреждении в Тирасполе Генерального консульства России, что позволило бы обеспечить консульские действия в отношении весьма большого числа российских граждан, проживающих в Приднестровье. К сожалению, это не нашло положительного отклика со стороны молдавских властей под тем предлогом, что Кишинев не контролирует ситуацию в Левобережье и не сможет из-за этого гарантировать безопасность сотрудников Генконсульства.

На самом деле, как представляется, молдаване опасаются (и не без оснований), что консульское учреждение станет выполнять функции посольства и обеспечивать постоянную связь между Москвой и Тирасполем, а во-вторых, консульство, занимаясь своими непосредственными задачами, будет способствовать резкому увеличению количества граждан России в ПМР, что усилит позиции Тирасполя на переговорах с Кишиневом по проблеме приднестровского урегулирования. И в третьих, можно предположить, что вопрос об открытии  консульства является еще одной картой, которую молдавская сторона хотела бы использовать с целью побудить Москву к более активным действиям в деле быстрейшего межмолдавского урегулирования, по возможности, на ее условиях.

Реакция приднестровцев на отказ Кишинева дать разрешение на  открытие российского консульства в Тирасполе уже известна. В ПМР считают, что Молдова тем самым нарушает права российских граждан, проживающих в Приднестровье, и ее действия противоречат установившейся в этой области международной консульской практике. Российская сторона также сочла аргументы Кишинева несостоятельными. В частности, председатель думского Комитета по делам СНГ Б.Н.Пастухов заявил, что Россия не снимает вопрос с повестки дня и будет вновь настаивать на положительном решении вопроса о Генконсульстве РФ в Тирасполе.

На молдавско-российских встречах в Кишиневе рассматривался также вопрос о миграции и обеспечении прав мигрантов. В связи с непрекращающимся потоком нелегальных мигрантов в Россию, в т.ч. из Молдавии, парламентарии обеих стран высказали мнение о необходимости  иного подхода к решению этой проблемы, начав с изучения потребностей России в рабочей силе и налаживания межрегионального сотрудничества на основе уже заключенных Молдовой  соглашений с субъектами РФ (их насчитывается сегодня 36).

Стало известно, что до конца года будет заключено соглашение о трудоустройстве 3 тыс. молдавских граждан на предприятиях  Москвы, которые будут пользоваться теми же правами, что и российские граждане.

В ноябре ожидается подписание между РФ и РМ двустороннего межправительственного документа, который призван регламентировать процесс миграции  и права мигрантов как в России, та и в Молдове. В настоящее время в России зарегистрировано 10 тыс. мигрантов из Молдавии, по неофициальным же данным, их насчитывается порядка 300 тысяч.

Подводя итоги визита российских парламентариев в Республику Молдова, можно сказать, что он подтвердил стремление Москвы и Кишинева и  дальше развивать многоплановое сотрудничество между двумя странами.

Визит подтвердил также проводимую российским руководством линию на оказание разносторонней помощи и поддержки нынешней власти в Молдавии, провозгласившей курс на сближение с Россией.

В то же время он подтвердил, что в Молдавии, как, впрочем, и в других странах СНГ,  по-прежнему рассчитывают на помощь «старшего брата», забывая при этом о необходимости учитывать и его интересы.

Представляется, что российские представители и на этот раз не сумели задействовать имеющиеся возможности для решения нужных нам вопросов, даже такого, например, как открытие консульского учреждения России в Приднестровье.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ