Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №65(15.12.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Рекомендации Международной научно-практической конференции “Русский язык как язык межнационального общения в странах Содружества”

6 декабря 2002 года в Санкт-Петербурге Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом провела международ­ную научно-практическую конференцию “Русский язык как язык межнацио­нального общения в странах Содружества”.

В конференции приняли участие парламентарии, руководители государ­ственных органов управления культурой, наукой и образованием, учебных и научно-исследовательских учреждений государств - участников СНГ, предста­вители международных парламентских и общественных организаций, уставных и отраслевых органов Содружества, видные ученые и специалисты.

Обсудив сложившуюся языковую ситуацию в государствах - участниках СНГ и роль русского языка в формировании общего образовательного про­странства Содружества, участники конференции отмечали, что проблема стату­са русского языка как языка межнационального общения является важным предметом исследования и рассмотрения как на академическом, так и на госу­дарственном уровнях.

В выступлениях на конференции подчеркивалось, что дальнейшее разви­тие интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ является мощным фактором мотивации обучения русскому языку, способствует возник­новению естественной потребности в общении на русском языке. С другой сто­роны, знание русского языка выступает как своего рода “производительная си­ла”, фактор социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса. Распространение русского языка в странах Содружества отвечает их национальным и государственным интересам, повышает эффективность эконо­мического, культурного, дипломатического сотрудничества, способствует под­держанию исторически сложившихся связей.

Признавая неотъемлемое право на использование региональных языков в частной жизни и публично, участники конференции обратили внимание на не­обходимость сбалансированного санкционирования языковой сферы на про­странстве СНГ. Реализация на практике национально-русского двуязычия игра­ет исключительно важную, объединяющую роль в межнациональных отноше­ниях.

Развитие социолингвистических процессов в указанном направлении, по мнению участников конференции, способствует переходу к межкультурной по­лиэтнической модели образования, отвечающей тенденции вхождения госу­дарств Содружества в мировой образовательный процесс. Согласованная поли­тика в использовании русского языка в качестве рабочего языка общего образо­вательного пространства СНГ обеспечит доступ всех граждан в любое образо­вательное учреждение, находящееся на территории Содружества.

Высокие темпы изменений, происходящих в Содружестве и в мире, на­растающая глобализация, стремительный технологический прогресс, в частно­сти информационная революция, требуют придания особого значения русскому языку как интегральной части средств международного общения, в том числе в отношениях стран СНГ с другими государствами и международными организа­циями, приобщения к мировой культуре и науке, получения широкой междуна­родной информации.

Вместе с тем участники конференции выразили озабоченность тем, что с распадом Союза ССР осложнилось положение миллионов граждан, признаю­щих русский язык языком общения, воспитания и обучения. В ряде стран СНГ имеет место негативная тенденция вытеснения русского языка из учебных пла­нов и образовательного процесса в целом, что ограничивает возможности куль­турной, экономической и образовательной интеграции государств - участников Содружества. Качество преподавания русского языка в странах Содружества не всегда отвечает современным требованиям. Существующие формы повышения квалификации не обеспечивают потребности в национальных кадрах препода­вателей русского языка.

Осознавая необходимость сохранения и развития интеллектуального по­тенциала наших стран, отмечая важную роль русского языка как языка межна­ционального общения в странах Содружества и исходя из общепризнанных международных принципов и норм языкового взаимодействия, участники кон­ференции рекомендуют:

1. Правительствам и парламентам стран Содружества:

- принять законодательные или иные необходимые меры в соответствии с конституционной практикой каждого государства, направленные на повышение уровня изучения и расширение возможностей использования русского языка наравне с другими мировыми языками в политической, внешнеэкономической, социально-культурной и образовательной сферах;

- предоставить возможность гражданам государств Содружества полу­чать интересующую их информацию на русском языке;

- поддерживать на государственном уровне проведение совместных кон­ференций, семинаров, посвященных преподаванию русского языка как ино­странного.

2. Министерствам образования государств - участников СНГ:

- разработать программы обучения русскому языку как иностранному на основе новейших информационных и компьютерных технологий, включая дис­танционное обучение;

- продолжить работу по созданию совместных с Россией университетов, институтов, факультетов и школ с обучением на русском языке, обеспечить их научной и учебно-методической литературой;

- разработать меры по совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации научных и педагогических кадров стран Содружест­ва, ведущих преподавание на русском языке;

- способствовать установлению прямых межрегиональных и пригранич­ных партнерских связей между образовательными учреждениями;

- осуществлять регулярный оомен учащимися, студентами, аспирантами и докторантами образовательных учреждений;

- практиковать проведение международных фестивалей и олимпиад для школьников по русскому языку.

3. Министерствам культуры государств - участников СНГ:

- принять необходимые меры по обеспечению национальных и иных библиотек художественной, учебной и публицистической литературой, изда­ваемой на русском языке, в том числе в рамках библиотечного обмена;

- разработать государственные целевые программы книгоиздания и рас­пространения социально значимых изданий на русском языке;

- развивать систему организации совместных мероприятий по празднова­нию историко-культурных дат, которые связывают страны Содружества;

- рассмотреть возможность организации ежегодных международных фес­тивалей, гастрольных поездок, книжных ярмарок и выставок;

- осуществлять поддержку профессиональных и самостоятельных твор­ческих коллективов;

- организовать проведение курсов повышения квалификации (мастер-классов) деятелей русской культуры стран Содружества.

4. Уставным и отраслевым органам СНГ:

- разработать меры по совершенствованию договорно-правовой базы, способствующей взаимоприемлемому информационному присутствию России в странах СНГ и государств - участников Содружества в Российской Федера­ции;

- осуществлять прогнозирование и моделирование интеграционных про­цессов в области образования на основе учета данных о реальных сферах функ­ционирования русского языка;

- рассмотреть возможность увеличения с учетом потенциала МГТРК “Мир” объема передач радио и телевидения для пропаганды культуры, художе­ственного творчества народов СНГ, создания циклов совместных телепередач, посвященных национальным, историческим, религиозным и культурным тра­дициям народов Содружества Независимых Государств.

5. Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ:

- продолжить работу по созданию нормативно-правовой базы в области формирования общего образовательного пространства, в том числе путем раз­работки модельных законов “О языках” и “О русском языке как языке межна­ционального общения в странах Содружества”;

- осуществлять поддержку театрального фестиваля русских театров стран СНГ и Балтии “Встречи в России”, проводимого в Санкт-Петербурге;

- рассмотреть возможность создания в Санкт-Петербурге на базе Секре­тариата Совета МПА СНГ и Санкт-Петербургского государственного универ­ситета Международного центра СНГ по изучению русского языка, призванного стать местом встреч и трибуной для преподавателей русского языка как ино­странного, авторов учебников и разработчиков учебных программ, методик оценки знаний и политики в области обучения русскому языку.

6. Участники конференции признали полезным:

- опубликовать материалы конференции и информацию о ее работе в специализированных журналах и периодической печати;

- направить настоящие рекомендации в Совет глав правительств СНГ, отраслевые органы Содружества для принятия мер по их реализации;

- рекомендовать Генеральному секретарю Совета МПА СНГ проинфор­мировать об итогах конференции Совет Межпарламентской Ассамблеи СНГ;

- одобрить деятельность Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы по распространению русского языка в мире.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ