Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №66(01.01.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


О некоторых особенностях белорусско-российской интеграции

Николай Сергеев (Минск)

Несмотря на то, что Государственный секретарь Союзного государства Белоруссии и России Павел Бородин регулярно сообщает белорусской и российской общественности о том, что Союз состоялся, а экономическая интеграция двух наших государств, стремительно приближается к уровню времен Советского Союза  действительность, к сожалению, выглядит несколько иначе и не может вызывать удовлетворения. Мы уже ни один год  топчемся  где-то в начале объединительного пути  и до сих пор не получили вразумительного ответа на вопрос –  куда мы, собственно, хотим придти и какая форма белорусско-российского объединения должна, в итоге, явиться миру?

В чем же причина подобной союзно-строительной волокиты и как этот процесс, в конце концов, довести до ума?

По всей видимости, дело в том, что та модель белорусско-российского объединения, которая уже более пяти лет реализуется на практике и нашла свое отражение, в том числе, и в действующем Договоре о создании Союзного государства РБ и РФ уже в значительной степени не соответствует существующим внутрироссийским и международным политическим реалиям.

Очевидно, что осуществляемая (еще ельцинская) модель интеграции содержит в себе глубокие внутренние противоречия, появление каковых было обусловлено в первую очередь характером прежнего кремлевского руководства, которое пыталось совмещать не совместимые вещи и в своей внутрироссийской политике, а именно:  единство  государства и раздачу суверенитетов республикам.  Достаточно вспомнить знаменитое предложение Бориса Ельцина республикам Российской Федерации брать суверенитета столько, сколько они пожелают, что едва не поставило нынешнюю Россию на грань опасной конфедерализации.

Вот эта сомнительная формула, - «вроде бы вместе, но каждый сам по себе», - и была заложена  в основу белорусско-российского объединительного процесса. Отсюда, кстати, вытекает и нынешняя внутренне противоречивая  позиция белорусских властей по вопросу союзного государственного строительства: «единое Союзное государство при сохранении полного суверенитета и независимости.»

Надо сказать, что в большинстве своем белорусскую политическую элиту ельцинский подход к Союзу вполне устраивал, т.к. обеспечивал  Белоруссии  в то время крайне выгодные  условия  отношений с Российской Федерацией, позволяя, помимо прочего, производить не только экономическую, но и политическую экспансию в российские регионы. Все это, в конце концов, давало возможность белорусскому руководству сохранить экономический потенциал республики, обеспечить белорусским гражданам сносный уровень жизни  и, в целом, создать Белоруссии облик «острова благоденствия» на фоне остальных бедствующих государств СНГ.

К тому же, «белорусский фактор» активно использовался  во  внутрироссийской политической игре  различными, в первую очередь, левыми силами в их борьбе с Кремлем и за Кремль.

В то же время, прежнее руководство России также вполне устраивали сложившиеся на тот период отношения с Белоруссией, т.к. на фоне катастрофических внешнеполитических неудач  (агрессия Запада против Югославии, продвижение НАТО на восток, дискриминация русских в странах СНГ и т.д.) Союз с Белоруссией выглядел хоть каким-то светлым пятном. Кроме этого, из-за серьезнейших внутрироссийских проблем  администрации Бориса Ельцина, по большому счету, было вообще не до сколько-либо серьезной белорусско-российской интеграции.

Руководство же Белоруссии  в те годы хорошо приспособилось к особенностям  постсоветской России  и извлекало из тогдашнего положения дел  существенные экономические и политические выгоды.

 Приход в Кремль нового руководства сделал неизбежным пересмотр характера белорусско-российских взаимоотношений в сторону их экономической прагматизации и политической конкретики.

Кроме этого, очевидно, что за последние годы официальная Москва из пассивного попираемого субъекта превратилась в активного игрока мировой политики, все более приобретая статус одного из ведущих на планете центров силы и вряд ли уже можно ожидать, что Россия вновь согласится, как в советское время, уйти с мировой арены, скрывшись за  конструкцией многоярусной союзной государственности. Правоту подобных утверждений в полной мере подтверждают и известные августовские 2002 года интеграционные предложения Владимира Путина.

К сожалению, произошедшие качественные изменения в политике Кремля и настроениях российской политической элиты так и не были должным образом осознаны официальным Минском, который, по всей видимости, надеялся и в дальнейшем проводить в отношениях с Российской Федерацией  прежнюю линию, которая была такой результативной в ельцинский период. В пользу этого говорит и то обстоятельство, что в течение последнего года (после сентябрьских 2001 года президентских выборов) в Белоруссии буквально насаждается культ абсолютного суверенитета. Все это вызывает, в лучшем случае, недоумение, т.к. эти действия идут  в разрез  не только  процессу белорусско-российского воссоединения, а, следовательно,  противоречат и интересам Белоруссии, но и просто вредят авторитету самой власти, которая, по распространенному среди населения мнению - «сама не знает, чего хочет».

Таким образом, одним из главенствующих факторов реально тормозящих  белорусско-российское объединение выступают существенные различия во взглядах белорусского руководства и российской политической элиты  на возможные формы будущей общей государственности.

Представляется, что  для придания объединительным процессам действительно поступательного характера белорусской политической элите необходимо, в первую очередь, преодолеть целый ряд доминирующих у нее мифологем (абсолютизация суверенитета, уход на Запад в случае провала на Востоке,  возможность  построения «ранее не виданного в истории» союзного государства и др.), которые препятствуют нахождению наиболее устойчивой формы новой  белорусско-российской государственности.

Как показывает, в том числе и наш собственный исторический опыт необходимой степенью прочности обладают только те союзные государственные образования, которые построены по принципу одноуровневой федерации, т.е. такие как США или Германия.

 СССР же был, по крайней мере, двухуровневой федерацией, государственная прочность которой жестко обеспечивалась тоталитарной скрепой КПСС. Когда же компартия Советского Союза отказалась от своей закрепленной в Конституции СССР  руководящей роли, то здание советской государственности незамедлительно обрушилось.

Во избежание подобной участи многоярусность новой  белорусско-российской государственности  должна быть исключена. Итогом становления союзной государственности должна стать именно одноуровневая федерация (например, Российский Союз) и это обстоятельство необходимо отразить (как в промежуточном документе) в разрабатываемом Конституционном акте Союзного государства.

Хотелось бы коснуться и некоторых сторон деятельности союзных исполнительных и представительных органов, которые призваны, в частности, всемерно содействовать росту воссоединительных настроений среди граждан России и Белоруссии. По видимому, именно для этих целей  предназначены различные и немалые премии Союзного государства в области литературы, искусства и журналистики.  С сожалением приходиться отмечать, что к этому серьезному вопросу и Исполнительный комитет Союзного государства, и Парламентское Собрание подходят, в лучшем случае, формально и, извините, безответственно.

Недавно премию Союзного государства (а это примерно 17 тысяч долларов) «за вклад в дело единения народов России и Белоруссии» с белорусской стороны получил человек, который принципиально, всегда и открыто выступал против объединения двух наших государств – это драматург Алексей Дударев. Не изменил он своих взглядов и сейчас, и не скрывает этого.

В то же время, те представители белорусского искусства, которые являются настоящими подвижниками белорусско-российского, а точнее общерусского  единства союзными органами не замечаются. Есть на Белой Руси настоящий рыцарь славянства талантливый теле- и кинорежиссер Юрий Азаренок. Он  вместе с Николаем Бурляевым стоял у истоков фестиваля «Золотой витязь» и  трижды становился его лауреатом, неоднократно бывал во время войн в Республике Сербскойй (Босния) и в Косово, где снимал картины о сражающемся сербском народе. Фильмы и программы Юрия Азаренка пробуждали у белорусов любовь к славянству и России и внесли огромный вклад в дело белорусско-российского единства. И то, что в Белоруссии два государственных языка, и то, что в республике высокие объединительные настроения – в этом не малая заслуга режиссера Юрия Азаренка. Очевидно, именно за эту принципиальную позицию прошедшим летом его лишили работы и под надуманным предлогом уволили из Белтелерадиокомпании. Сейчас он, имея двух малолетних детей, остался, практически,  без средств к существованию.

И еще  пример. Буквально месяц назад уже Парламентское Собрание Союза отметило премией (так же за вклад в дело белорусско-российского объединения) с белорусской стороны газету «Звязда», опять же не являющуюся сторонницей воссоединения Белоруссии и России. А ведь в республике есть издания (например, «Народная газета» и «Белорусская нива»), которые неизменно и последовательно поддерживают белорусско-российское единство. Но они по какой-то причине оказываются вне внимания союзных структур.

 Вот и хотелось бы спросить в связи с этим:  почему  органы Союзного государства поощряют противников белорусско-российского объединения и откуда такая безответственность?            

Чтобы единое государство белорусов и россиян не осталось лишь мечтой наших народов, помимо прочего, необходимо интенсифицировать усилия направленные на формирование общего гуманитарного (гражданского, информационного,  образовательного и др.) пространства, которое призвано восстановить у граждан Белоруссии и России чувство единого Отечества. И эта задача при ближайшем рассмотрении не требует каких-либо сложных решений. Так, права белорусских граждан в Российской Федерации  и, соответственно, российских в Белоруссии в течение переходного периода до создания единого государства могут быть обеспечены соответствующими  дополнениями  в белорусский и российский законы о гражданстве.

А единое белорусско-российское информационное пространство может, в частности, формироваться и путем восстановления некоторым бывшим центральным (в советское время) СМИ статуса общесоюзных. В любом случае, это значительно быстрее и дешевле, чем создавать нечто новое.

Что касается области образования, то здесь давно назрела  необходимость согласования, а лучше унификации программ и учебников, в первую очередь, по истории. В белорусских учебных заведениях до сих пор история, вопреки исторической правде, излагается, во многом, с антироссийских позиций. В итоге, мы получаем целые поколения молодых людей  с искаженным историческим сознанием, что не может не вызывать серьезной обеспокоенности. К этому вопросу необходимо подойти с полной серьезностью и ответственностью.

Белоруссия и Россия нуждаются в реальном объединении и политические элиты, если они таковыми действительно являются, должны осознать всю полноту ответственности и сделать, наконец, решительные шаги по пути нашего воссоединения.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ