Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №66(01.01.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Национальная Экономическая Газета №94 (614),
17 декабря 2002

Беларусь - Россия: сближаются ли наши экономики?

Анна Радюк

Соответствуют ли объемы и формы экономического сотрудничества Беларуси и России  возможностям и потребностям Союзного государства? На этот вопрос попытались  найти ответ депутаты Национального собрания и Госдумы, а также руководители  министерств, ведомств, отдельных предприятий в ходе парламентских слушаний,  прошедших в Минске.

Заместитель премьер-министра Беларуси Андрей Кобяков отметил, что выполнение  намеченных двусторонних мероприятий в основном осуществляется в установленные  сроки. Однако во взаимоотношениях двух стран есть ряд нерешенных проблем. Первой  среди них А.Кобяков назвал переход к взиманию косвенных налогов в торговле по  принципу страны назначения. На переговорах глав правительств 10 декабря  председатель правительства РФ Михаил Касьянов объявил о готовности российской  стороны урегулировать данный вопрос с даты перехода на единую денежную единицу  Союзного государства. Нашу страну такой подход не устраивает, так как при  существующем порядке белорусский бюджет теряет 130--150 млн.USD в год.

Кроме того, россияне зачастую вопреки подписанным соглашениям в одностороннем  порядке вносят изменения в свой таможенный тариф, что мотивируется  необходимостью пополнения бюджета или защиты и поддержки российских  товаропроизводителей. При этом интересы нашей страны учитываются не всегда.  Вице-премьер указал также на необходимость принимать решения в области  ценообразования. Соглашение о создании равных условий в области ценовой политики  от 12.04.2002г. было утверждено постановлением правительства Беларуси. Наш МИД  направил в Москву ноту о выполнении необходимых процедур для вступления данного  документа в силу. Однако со стороны России соответствующее уведомление до сих  пор не поступило.

Ведется работа по созданию унифицированного налогового законодательства и  формированию единой налоговой политики. Однако унификация налогового  законодательства, считает А.Кобяков, не может осуществляться путем полного  повторения норм законодательства одной страны в законодательстве другой. Здесь  необходимо учитывать состояние экономики и различия в структуре доходной части  бюджетов Беларуси и России.

Василий Хрол, руководитель депутатской группы "Содействие экономическому  развитию" ("СЭР") -- именно по ее инициативе проводились парламентские слушания  -- отметил, что, несмотря на определенные успехи в решении основной задачи  экономической интеграции -- создании общего экономического пространства,  наблюдается застой. Более того, сохраняющиеся и даже увеличивающиеся различия в  экономических системах наших стран, концептуально разные подходы к проведению  рыночных преобразований, сказал он, наталкивают на мысль о фактическом отказе  правительств от этой идеи.

Общее экономическое пространство -- это законодательно гарантированное  обеспечение возможности свободного перемещения между двумя странами не только  товаров и услуг, но также капитала и рабочей силы. Предприниматели должны  получить возможность свободно, легально и безопасно вкладывать средства в  привлекательный для них бизнес на территории любого из наших государств. Такой  подход крайне выгоден Беларуси, поскольку территориальная близость нашей  республики к экономически развитой Европе обеспечит концентрацию у нас не только  российского, но и западного капитала.

Кроме того, общее экономическое пространство характеризуется единством  законодательства в основных сферах, регулирующих хозяйственную деятельность.  Должны быть общие или хотя бы схожие системы ценообразования, налогообложения,  регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, лицензирования и  сертификации, защиты частной собственности, госконтроля за предпринимательской  деятельностью. В обоих государствах должны функционировать по схожим правилам  рынки недвижимости, ценных бумаг. К сожалению, налицо весьма существенные  отличия в каждой из указанных выше сфер законодательства.

Белорусское правительство должно начать полномасштабную приватизацию  государственного имущества, осуществить комплекс мероприятий, направленных на  полноценное вовлечение земли в гражданский оборот, приступить к реальной  унификации белорусского законодательства с российским в основных сферах,  регулирующих хозяйственную деятельность.

Депутатская группа "Содействие экономическому развитию", отметил В.Хрол,  поддерживает позицию Президента Республики Беларусь по обеспечению равноправия  обоих государств в составе Союзного государства. Именно этот принцип должен лечь  в основу разрабатываемого Конституционного акта Союзного государства. Однако его  подготовка ведется в обстановке недостаточной гласности. Депутаты предлагают  инициировать широкое публичное обсуждение существующих проектов Конституционного  акта Союзного государства с целью учета мнения большинства граждан обоих  государств.

Руководители белорусских министерств и ведомств в своих выступлениях говорили о  конкретных вопросах, которые необходимо решить для дальнейшего сближения и  эффективного сотрудничества предприятий и отраслей.

Первый заместитель председателя правления Национального банка РБ Павел Каллаур  подробно остановился на проблеме введения российского рубля в качестве союзной  валюты. По его словам, белорусская сторона считает необходимым создать единый  эмиссионный центр на базе равноправных центробанков двух стран, руководимый  валютным советом на паритетных началах. Нацбанк РБ должен иметь право эмиссии  российского рубля (в размере определенной квоты).

С таким подходом не согласился заместитель председателя комитета Госдумы по  кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев:

-- Получается, что предстоит создать единый эмиссионный центр, который будет  состоять из двух эмиссионных центров. Я не понимаю, как это можно сделать на  практике. Да и зачем?

Председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, заместитель  директора Института Европы РАН Сергей Караганов утверждал, что различия между  экономиками Беларуси и России растут. "Можно сколько угодно говорить об  интеграции, но социалистическую и капиталистическую экономики интегрировать  невозможно. Если руководство Беларуси не пойдет на рыночные реформы, то долго  оставаться островком социализма в море капитализма невозможно."

По словам С.Караганова, у Беларуси есть уникальный шанс провести рыночные  реформы "без нашего российского зверства, под экономическим и политическим  прикрытием России".

Россияне считают ошибочным торможение приватизационных процессов в Беларуси.  Заместитель спикера Госдумы Владимир Лукин назвал "совершенно неприличным" тот  факт, что Россия занимает восьмое место в инвестировании Беларуси. Ее опережают  не только богатые США, соседняя Польша, но даже, например, Австрия. По его  мнению, мешает интеграции и часто меняющееся белорусское законодательство.

Палата представителей Национального собрания по итогам парламентских слушаний  разработала проект рекомендаций. Совету Министров предложено подготовить и  внести в 2003 году в парламент пакет первоочередных законопроектов, направленных  на синхронизацию экономического развития Беларуси и России; привести нормативные  правовые акты правительства, министерств и ведомств, Нацбанка в соответствие с  аналогичными актами РФ; создать с участием парламентариев двух стран механизм  координации действий в международных экономических организациях в целях защиты  интересов Союзного государства.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ