Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №66(01.01.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом подвела итоги 2002 года и наметила планы на 2003

25 декабря состоялось последнее в уходящем году заседание Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом. В повестке дня стояло два вопроса:

·         О состоянии научных исследований по проблемам российской диаспоры и их использовании при разработке основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом.

·         Об итогах реализации мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом в 2002 году и задачах на 2003 год.

На Комиссии был представлен проект плана ее работы в следующем году, перечень тех вопросов, которые предлагается рассмотреть:

Вопросы для рассмотрения

Ожидаемые результаты

О совершенствовании законодательства Рос­сийской Федерации в отношении соотечест­венников, проживающих за рубежом

Подготовка предложений по вне­сению изменений и дополнений в ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отноше­нии соотечественников за рубе­жом» (№99-ФЗ от 24.05.1999 г.)

О привлечении организаций соотечествен­ников к проведению «Года России в Украи­не» и мерах по поддержке русского языка, культуры и образования в Украине

Содействие самоорганизации и повышению активности органи­заций российских соотечествен­ников. Укрепление позиций рус­ского языка в сферах образования и культуры в Украине на основе скоординированных действий федеральных органов исполни­тельной власти и Правительства Москвы

О мерах по поддержке русского языка, куль­туры и образования в странах Центрально-Азиатского региона.

Определение приоритетных на­правлений поддержки соотечест­венников, проживающих в Казах­стане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане и Туркмении в сфере удовлетворения их языко­вых, культурных и образователь­ных потребностей на основе ско­ординированных действий феде­ральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации

О работе филиалов российских университе­тов и вузов в странах СНГ

Вопрос выносится на рассмотре­ние по решению Комиссии от 16 октября 2001 года (протокол №3(19). Минобразование России докладывает об исполнении кон­кретных поручений Комиссии. МИД России информирует о со­стоянии деятельности филиалов российских вузов в странах СНГ (по информации посольств)

Об итогах реализации мероприятий по под­держке соотечественников в 2003 году и за­дачах на 2004 год

Рассмотрение итогов реализации мероприятий в 2003 году и опре­деление задач по поддержке со­отечественников на 2004 год. Формирование плана работы Ко­миссии на 2004 год

Информации:

 

- О вопросах, поднимаемых в письмах и об­ращениях соотечественников в адрес фе­деральных органов власти и загранпред-ставительств Российской Федерации в 2003 году

Рекомендации органам исполни­тельной власти всех уровней по учету общественного мнения со­отечественников в практической деятельности.

- Об итогах приема соотечественников в ву­зы Российской Федерации в 2003 году

Совершенствование механизма организации приема соотечест­венников в образовательные уч­реждения России.

- О ходе реализации Перечня направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников за рубежом, и соответствующих расходов в 2003 году

Контроль за ходом реализации мероприятий по поддержке со­отечественников за рубежом.

 Предложенный план  с учетом предложений, которые соберет секретариат Комиссии, будет приниматься на первом посленовогоднем заседании.

Ниже опубликована информация  о решениях Правительственной комиссии по двум первым вопросам повестки дня.

Основополагающим документом для организации поддержки соотечественников  на современном этапе являются Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002 – 2005 голы, утвержденные распоряжением Правительства России  № 1663-р от 28 ноября 2002года. Почти полтора года этот документ ходил по чиновничьим кабинетам. Еще в октябре 2001 года его обсуждали на Конгрессе соотечественников, но только к концу 2002 года он вступил в силу.  Публикуем этот документ.




Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002 – 2005 голы

 (Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 1663-р)

 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе представляют собой систему мер по созданию эффективных механизмов взаимодействия российского государства с российской диаспорой в интересах защиты прав и свобод соотечественников, проживающих за рубежом, по более адекватному обеспечению их законных интересов и сохранению этнокультурной самобытности, а также активизации их роли в расширении сотрудничества России с зарубежными государствами и дальнейшем развитии демократических преобразований в Российской Федерации.

Правовую основу действий Российской Федерации по поддержке соотечественников составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней и внутренней политики. Реализация мероприятий по поддержке соотечественников в конкретных зарубежных государствах осуществляется в рамках национального законодательства этих государств и с учетом общепринятой мировой практики.

Поддержка соотечественников за рубежом осуществляется на основе научных рекомендаций и предполагает использование всего имеющегося арсенала механизмов и методов политико-дипломатического, экономического, культурного, гуманитарного и информационного характера с целью обеспечения национальных интересов Российской Федерации.

Работа федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации с российской диаспорой проводится в интересах развития ее собственной активности и укрепления институтов российского гражданского общества.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ

Главными целями поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом являются:

всестороннее содействие полноценной реализации и эффективному обеспечению прав и свобод соотечественников, а также их законных интересов в странах проживания на основе соблюдения норм международного права;

налаживание и развитие всесторонних связей Российской Федерации с соотечественниками, а также их организациями;

активизация роли соотечественников и их организаций в расширении равноправных и взаимовыгодных отношений России с зарубежными государствами и дальнейшем развитии демократических преобразований в Российской Федерации.

Реализация этих целей является одним из важнейших факторов укрепления международной стабильности и безопасности, углубления взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами, обеспечения национальных интересов России. Эффективное решение наиболее острых и масштабных проблем соотечественников, проживающих, в частности, в ближнем зарубежье, составляет важное условие формирования вдоль российских рубежей надежного пояса добрососедства и сотрудничества.

Российская Федерация исходит из того, что основную ответственность за гарантированное осуществление индивидуальных и коллективных прав, за обеспечение достойных условий жизни на своих территориях несут соответствующие государства.

Россия твердо настаивает на предоставлении и обеспечении соотечественникам в государствах их проживания полного объема гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и иных прав и свобод в соответствии с общепризнанными международными нормами и стандартами, строит практические отношения с этими государствами в соответствии с их готовностью должным образом обеспечивать указанные права и свободы.

Российская политика в отношении соотечественников за рубежом направлена на их адаптацию в странах проживания при добровольном сохранении этнокультурной самобытности, а также на формирование механизмов их законной контролируемой миграции в Россию и достижение оптимального баланса между этими процессами. Россия в соответствии со своими международными обязательствами и национальным законодательством намерена принимать на своей территории соотечественников, переселяющихся на добровольной основе или вследствие возникновения чрезвычайных обстоятельств в странах их проживания.

Выступая в защиту принципа культурного многообразия. Российская Федерация придает важное значение развитию и распространению за рубежом русской культуры и русского языка, а также поддерживает меры по сохранению в среде соотечественников иных родных для них языков и культурных традиций.

Важной частью задачи содействия адаптации и интеграции соотечественников является поддержка их самоорганизации, что позволит существенно расширить возможности соотечественников законными средствами обеспечивать себе в стране проживания статус, равный статусу граждан других национальностей, адекватное политическое представительство и участие в принятии решений, доступ к материальным и иным ресурсам, что является необходимым условием для сохранения и развития собственной культуры соотечественников наряду с приобщением к культуре страны проживания.

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ

1. Использование действующих и создание новых международных механизмов и процедур обеспечения и защиты прав и основных свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам

В двусторонних отношениях с зарубежными государствами и при осуществлении международного сотрудничества в других формах Российская Федерация учитывает правовое и социально-экономическое положение соотечественников. Россия исходит из того, что плодотворное двустороннее и многостороннее сотрудничество, в том числе политическое, торгово-экономическое, научно-техническое и военное, возможно при соблюдении соответствующими государствами всего комплекса прав и свобод проживающих там российских соотечественников, включая право на получение гражданства страны проживания, сохранение культурной самобытности, свободное пользование родным языком.

С учетом особой значимости русского языка, являющегося одним из мировых языков, а также средством межнационального общения на постсоветском пространстве и рабочим языком СНГ, Российская Федерация в соответствии с нормами международного права и общепринятой практикой принимает все возможные меры для поддержания статуса и расширения сферы использования русского языка, в том числе в качестве официального.

Будучи приверженной соблюдению общепризнанных международных норм в области обеспечения прав и свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, Россия намерена прилагать энергичные усилия к приведению законодательства и правоприменительной практики всех государств в соответствие с международными нормами и их международными обязательствами.

Россия поддерживает принцип, согласно которому обеспечение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, не является исключительно внутренним делом государства. В этой связи Российская Федерация призывает к интенсификации сотрудничества в сфере прав человека в рамках ООН, ОБСЕ, Совета Европы, Совета государств Балтийского моря, других международных организаций.

Россия открыта для сотрудничества с международными и национальными неправительственными правозащитными и религиозными организациями, осуществляющими мониторинг соблюдения прав человека, ожидает от них реального вклада в улучшение положения соотечественников, в повсеместное укрепление верховенства права, в создание и упрочение демократических институтов.

Необходимым условием создания благоприятного политического климата и установления мер доверия между странами является принятие соответствующих обязательств государствами, пока не присоединившимися к основополагающим международно-правовым актам о правах и основных свободах человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Россия намерена в случае необходимости выносить вопросы обеспечения прав и свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, для рассмотрения на заседаниях высших органов СНГ, а также в рамках двусторонних контактов с руководством государств - участников СНГ и государств Балтии.

Россия выступает за интенсификацию переговоров с государствами -участниками СНГ и государствами Балтии по заключению двусторонних и многосторонних договоров о формах и способах урегулирования всего комплекса проблем, связанных с правовым и гражданским статусом соотечественников. Акцент при этом делается на выработку эффективных и надежных гарантий достойного и полного обеспечения их гражданских, политических, социальных, культурных, религиозных и иных прав и свобод, а также создание механизмов реализации достигнутых договоренностей. Особое внимание уделяется правам соотечественников -граждан Российской Федерации и лиц без гражданства, проживающих за пределами России, решению проблемы приобретения последними гражданства.

Исходя из того, что нарушения прав человека и дискриминация по этническому, языковому, религиозному и иным признакам препятствуют нормальной адаптации соотечественников в государствах проживания, служат одной из основных причин их вынужденных перемещений, Российская Федерация придает большое значение мониторингу соблюдения этих прав и считает своим долгом информировать отечественную и мировую общественность о положении российской диаспоры в зарубежных государствах, включая государства - участники СНГ и государства Балтии.

Меры по формированию условий для эффективной защиты прав и свобод соотечественников, в том числе с использованием международных механизмов и процедур, изложены в приложении № 1.

2. Финансовая и экономическая поддержка соотечественников в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии

Исходя из того, что значительная часть соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, относится к социально не защищенным слоям населения. Российская Федерация рассматривает оказание им помощи и поддержки как одну из важных составных частей государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Для этих целей используются средства федерального бюджета в пределах ассигнований соответствующего года. Прямая финансовая поддержка (в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств) будет оказываться в первую очередь социально не защищенным группам соотечественников, проживающих (пребывающих) в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии.

При этом поддерживаются инициативы неправительственных организаций, привлекающих средства из внебюджетных источников.

3. Развитие гуманитарных, культурных, образовательных, научных, информационных и деловых связей и контактов с соотечественниками

Российская Федерация поддерживает сотрудничество с соотечественниками в области образования, культуры и искусства, а также развитие научных, гуманитарных, информационных, деловых, профессиональных, спортивных, детских, молодежных, женских, ветеранских, парламентских, творческих, религиозных и других контактов и связей, в том числе на основе многосторонних и двусторонних договоров с зарубежными государствами, и способствует их последовательной реализации.

Позиция России строится на необходимости учитывать культурные, информационные, образовательные, религиозные и иные духовные потребности соотечественников, их готовность взаимодействовать с российскими государственными и неправительственными структурами в осуществлении проектов гуманитарного, культурного, научного и иного характера.

К основным направлениям деятельности по усилению культурного присутствия России в зарубежных государствах относятся: создание и развитие сети российских центров науки и культуры, прежде всего в соседних государствах, интенсификация культурных связей на основе имеющихся международных договоров и заключения новых, содействие всем видам обменов и контактов между Российской Федерацией и соотечественниками, популяризация культуры народов России за рубежом.

Россия намерена продолжать оказывать содействие соотечественникам в получении образования и повышении квалификации в учебных и научно-исследовательских учреждениях Российской Федерации, а также поддерживать в рамках межправительственных договоренностей и на базе договоренностей между соответствующими организациями деятельность средних, специальных, высших и иных образовательных учреждений с преподаванием на русском языке в зарубежных странах, способствовать налаживанию их сотрудничества с российскими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями.

Вместе с тем, признавая особую роль семьи и семейного воспитания в сохранении этнокультурной идентичности, осознании причастности к исторической судьбе России независимо от места конкретного проживания. Российская Федерация будет всячески способствовать процессам неформального сплочения своих соотечественников в каждом государстве, прежде всего по линии создания детских, юношеских и женских клубов, организации любых совместных видов семейного досуга, празднования общероссийских и национальных праздников.

Российская Федерация содействует реализации прав соотечественников на получение, использование и распространение информации на русском и других языках народов России, на сохранение и развитие информационных связей между российской диаспорой и Российской Федерацией, а также внутри российской диаспоры. В этих целях Россия принимает меры к заключению межгосударственных договоров по сотрудничеству в целях обеспечения этнокультурных, образовательных, информационных, языковых и иных потребностей соотечественников, а также реализации соответствующих программ сотрудничества.

Российская Федерация содействует и поощряет развитие всесторонних контактов и связей между общественными организациями и отдельными гражданами в России и в странах проживания соотечественников, а также развитие общественных инициатив, направленных на поддержку и взаимодействие с соотечественниками за рубежом, включая создание специализированных общественных организаций.

Российская Федерация приветствует и поощряет в рамках своего законодательства сотрудничество соотечественников и их организаций с российскими предпринимательскими структурами всех форм собственности.

Меры по оказанию финансовой и экономической поддержки, развитию гуманитарных, культурных, образовательных, научных, информационных и деловых связей с соотечественниками изложены в приложении № 2.

4. Поддержка общественных организаций (ассоциаций) и объединений соотечественников

Россия в рамках своего законодательства и в соответствии с нормами международного права оказывает поддержку общественным организациям соотечественников, деятельность которых осуществляется в соответствии с законодательством стран проживания и направлена на сохранение их этнической и культурной самобытности, защиту и обеспечение прав и свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, развитие и укрепление контактов с Россией.

Особое значение придается мерам поддержки молодежных организаций соотечественников, русскоговорящей молодежи, сохранению и развитию их связей с Россией.

Важным направлением является также взаимодействие с религиозными объединениями соотечественников, особенно в тех местах, где они являются весомым фактором сплочения соотечественников или нуждаются в помощи и защите от дискриминации и притеснений. Россия готова содействовать социально значимым инициативам Русской православной церкви и других традиционных конфессий по оказанию духовной и культурной помощи соотечественникам.

Россия намерена поощрять контакты российских государственных и общественных организаций с организациями соотечественников, а также содействовать объединению их усилий для конструктивной деятельности.

В интересах консолидации российской диаспоры Россия поддерживает инициативу соотечественников по созданию всемирной и региональных международных общественных организаций российской диаспоры, объединяющих юридических и физических лиц зарубежных стран и Российской Федерации.

Загранучреждения, российские центры науки и культуры за рубежом Министерства иностранных дел Российской Федерации, представительства других российских федеральных органов исполнительной власти и организаций осуществляют постоянные контакты с общественными организациями соотечественников, информируют их представителей о государственной политике Российской Федерации в этой области.

Меры по поддержке деятельности общественных организаций (ассоциаций) и объединений соотечественников изложены в приложении №3.

5. Поддержка социально не защищенных категорий соотечественников

Российская Федерация в соответствии со своим законодательством и на основе межгосударственных договоренностей оказывает поддержку социально не защищенным категориям соотечественников. Наиболее нуждающимся, а также оказавшимся в экстремальных ситуациях соотечественникам, проживающим (пребывающим) прежде всего в странах СНГ и Балтии, может предоставляться в установленном порядке на индивидуальной основе прямая финансовая и иная материальная помощь. Для этих целей используются средства федерального бюджета в пределах ассигнований соответствующего года.

Специальное внимание уделяется оказанию материальной поддержки соотечественникам - ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам, проживающим в тех государствах, законодательство которых не предусматривает предоставления им льгот, аналогичных по объему и содержанию льготам, установленным законодательством Российской Федерации.

Меры по поддержке социально не защищенных категорий соотечественников изложены в приложении № 4.

IV. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Реализация мер по поддержке соотечественников за рубежом осуществляется путем скоординированных и последовательных усилий федеральных органов власти и органов исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации с привлечением иных заинтересованных партнеров, в том числе общественных, религиозных и других организаций, хозяйствующих субъектов, средств массовой информации.

Координирующим органом Правительства Российской Федерации, обеспечивающим эту работу, является Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом (далее именуется Правительственная комиссия).

Финансирование соответствующих мероприятий, реализуемых в Российской Федерации и за рубежом, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых ежегодно на поддержку соотечественников за рубежом.

Правительственная комиссия по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации рассматривает и утверждает направления использования указанных средств федерального бюджета, вносит в них изменения и дополнения, контролирует использование средств в установленном порядке.

Правительственная комиссия принимает также меры по привлечению для поддержки соотечественников средств из внебюджетных источников и из бюджетов субъектов Российской Федерации. Использование этих средств осуществляется в установленном порядке.

Порядок использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом определяется Правительством Российской Федерации.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к Основным направлениям поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002 - 2005 годы

Меры по формированию условий для эффективной защиты прав и свобод соотечественников, в том числе с использованием международных механизмов и процедур
 

Исполнители

1. Взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в целях защиты прав и законных интересов соотечественников

МИД России с участием комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

2. Формирование дополнительных механизмов защиты прав соотечественников, в том числе создание при Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом рабочей группы по оказанию правовой помощи соотечественникам, разработка и осуществление комплекса мер по защите и оказанию правовой помощи

МИД России, Минюст России, МВД России, ФСБ России, Минобороны России при участии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (по согласованию)

3. Поддержка деятельности МИД России правозащитников и адвокатов,  отстаивающих права соотечественников в правоохранительных органах и судах в государствах проживания с использованием международных механизмов и процедур

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием правозащитных неправительственных организаций (по согласованию)

4. Разработка и продвижение инициатив по созданию дополнительных международно-правовых инструментов и процедур, а также по совершенствованию действующих инструментов и процедур, связанных с защитой и обеспечением прав человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам

МИД России

МВД России

ФСБ России

5. Подготовка предложений по приведению Федерального закона "0 государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" в соответствие с законодательством Российской Федерации

МИД России, федеральные органы исполнительной власти с участием комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

6. Анализ положения соотечественников за рубежом и подготовка на его основе ежегодно доклада о положении соотечественников за рубежом и реализации мер по их поддержке. Доведение основных положений доклада до сведения общественности, средств массовой информации, международных организаций и иностранных государств, общественных и религиозных организаций соотечественников

МИД России, Росзарубежцентр, МПТР России с участием комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

7. Информационная поддержка общественных организаций соотечественников в государствах -участниках СНГ и государствах Балтии по вопросам создания механизмов правовой помощи в целях защиты прав соотечественников в государствах проживания (пребывания)

МИД России, Минюст России с участием комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

8. Предоставление средствам массовой информации официальных материалов о положении соотечественников за рубежом. Использование возможностей сети Интернет для информирования общественности России и зарубежных стран по вопросам соблюдения прав соотечественников за рубежом и о принимаемых мерах по их защите

МИД России, МПТР России с участием комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к Основным направлениям поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002 - 2005 годы

Меры по оказанию финансовой и экономической поддержки, развитию гуманитарных, культурных, образовательных, научных, информационных и деловых связей с соотечественниками
 

Исполнители

1. Разработка правил составления заявок на финансирование мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом, а также критериев их оценки и отбора наиболее перспективных предложений

МИД России, Минфин России

2. Использование механизмов международного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в интересах налаживания экономических связей соотечественников за рубежом и их организаций с хозяйствующими субъектами Российской Федерации

МИД России,  ГТК России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

3. Оказание организациям соотечественников содействия в получении информации о ситуации на российских региональных рынках труда и о потребностях в рабочей силе, привлекаемой для постоянной, временной и сезонной работы, а также об условиях добровольного переселения в Россию

МИД России,МВД России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

4. Проведение двусторонних переговоров с государствами -участниками СНГ и государствами Балтии о мерах по реализации соглашений о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах -участниках СНГ и государствах Балтии

Минобразование России,  МИД России, Росзарубежцентр

5. Разработка и осуществление мер по оказанию организационной и методической помощи действующим российско-национальным (славянским) университетам, стационарным филиалам ведущих российских вузов в государствах -участниках СНГ, иным образовательным учреждениям такого рода за рубежом

Минобразование России

МИД России

Росзарубежцентр

6. Проработка и реализация проектов целевого расширения возможностей очных и заочных (дистанционных) форм обучения соотечественников в российских образовательных учреждениях

Минобразование России

Минфин России

МИД России

Росзарубежцентр

7. Внесение с учетом интересов соотечественников изменений в распределение квот государственных стипендий, выделяемых за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на обучение в вузах России иностранных студентов

Минобразование России, МИД России

8. Проработка предложений по восстановлению сети курсов по русскому языку в дальнем зарубежье

Росзарубежцентр МИД России Минобразование России

9. Проведение в Российской Федерации олимпиад по русской словесности и другим гуманитарным, МИД России естественно-научным и прикладным дисциплинам для учащихся иностранных государств из числа соотечественников

Минобразование России,

Росзарубежцентр,

Минфин России, органы исполнительной власти образовательных учреждений субъектов Российской Федерации

10. Организация повышения квалификации научно-педагогических кадров образовательных учреждений иностранных государств, в которых осуществляется обучение на русском языке. Содействие организации и проведению ежегодного конкурса "Лучший учитель русской словесности" среди педагогов школ государств - участников СНГ и государств Балтии, в которых осуществляется обучение на русском языке

Минобразование России, МИД России, Минфин России

11. Осуществление целевых поставок, в том числе на коммерческой основе, учебно- методической литературы для общеобразовательных, воскресных школ, иных учреждений иностранных государств, осуществляющих обучение на языках народов России

Минобразование России, Минфин России, ГТК России, МИД России, Росзарубежцентр, образовательных органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

12. Поддержка театров, профессиональных творческих коллективов и студий, действующих за рубежом и пропагандирующих российскую культуру.

Организация творческих семинаров, встреч и мастер-классов для творческих деятелей – соотечественников, проживающих в государствах – участниках СНГ и государствах Балтии.

Оказание содействия известным деятелям культуры и искусства, писателям, художникам, а также молодым дарованиям из среды соотечественников, в том числе содействие их участию в творческих международных конкурсах

Минкультуры России Росзарубежцентр, Минфин России, МИД России

13. Осуществление мер по выявлению и сохранению в государствах проживания соотечественников памятников, связанных с культурой и историей России

МИД России Росзарубежцентр Минкультуры России

14. Организация в государствах проживания соотечественников семейных конкурсов на знание истории и культуры России с приглашением победителей на отдых в Российскую Федерацию

Росзарубежцентр МИД России Минкультуры России

15. Подготовка и распространение среди соотечественников книг для семейного чтения по истории, географии, экономике, народонаселению, государственному устройству, политической и культурной жизни современной России

МИД России, Минобразование России, МПТР России

16. Подготовка и внесение в Правительство Российской Федерации предложений по созданию в государствах - участниках СНГ российских центров науки и культуры

МИД России, Росзарубежцентр,

Минфин России

17. Проведение в иностранных государствах дней культуры регионов России, тематических выставок, презентаций, конференций и иных мероприятий с привлечением федеральные органы соотечественников и их организаций исполнительной власти

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минкультуры России

18. Взаимодействие с русскоязычными средствами массовой информации за рубежом с целью обеспечения соотечественников объективной информацией о событиях в России

МИД России, МПТР России

19. Разработка и осуществление проектов, в том числе на коммерческой основе, связанных с расширением теле- и радиовещания из России на различные страны и регионы мира и подготовкой специализированных программ для соотечественников

МПТР России, МИД России

20. Распространение периодических и иных печатных изданий, кинопродукции,аудио-и видеоматериалов на родных языках соотечественников

МПТР России, Минфин России, МИД России

21. Организация подписки соотечественников и их общественных и религиозных организаций на периодические издания, выходящие в Российской Федерации

МИД России, Минфин России

22. Создание при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации консультативных органов по связям с соотечественниками за рубежом

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации комиссии и комитеты палат Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию) МИД России

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 к Основным направлениям поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002 - 2005 годы

Меры по поддержке деятельности общественных организаций (ассоциаций) и объединений соотечественников
 

Исполнители

1. Содействие процессу самоорганизации соотечественников, оказание помощи в проведении конференций, целевых семинаров и т.п. для активизации деятельности общественных структур соотечественников

МИД России, Росзарубежцентр, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2. Содействие реализации инициатив по созданию всемирной и региональных международных неправительственных организаций российских соотечественников. Содействие установлению информационных и деловых связей между активно действующими организациями соотечественников

МИД России, Росзарубежцентр, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

3. Налаживание и поддержание контактов с заинтересованными общественными и религиозными организациями соотечественников, физическими лицами, разработка проектов по поддержке соотечественников и взаимодействию с ними

МИД России, Росзарубежцентр

4. Привлечение общественных и религиозных организаций соотечественников к деятельности попечительских советов российско-национальных (славянских) университетов и филиалов образовательных учреждений России, создаваемых на территории государств - участников СНГ и государств Балтии

Минобразование России, Росзарубежцентр, МИД России

5. Содействие общественным и религиозным организациям  соотечественников за рубежом в  осуществлении ими культурной,

просветительской, информационной, гуманитарной  деятельности, издании газет,  бюллетеней, подготовке теле- и  радиопрограмм, создании и  поддержке веб-сайтов, а также в осуществлении иной законной деятельности.

Закупка издаваемой в России литературы и поставка библиотекам,

обслуживающим общественные и религиозные организации

российских соотечественников за рубежом

МИД России, Росзарубежцентр, Минфин России, Минкультуры России, Минобразование России, МПТР России, ГТК России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 к Основным направлениям поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002 - 2005 годы

Меры по поддержке социально не защищенных категорий соотечественников

 

Исполнители

1. Организация медицинской реабилитации соотечественников -

ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним

категорий ветеранов, проживающих в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии, в том числе в лечебных и санаторных учреждениях Российской Федерации и государств проживания

МИД России,

Минфин России,

органы исполнительной власти субъектов Российской

Федерации

2. Разработка и осуществление мер материальной помощи

соотечественникам – ветеранам Великой Отечественной войны,

проживающим в иностранных государствах, законодательство

которых не предусматривает предоставления им льгот, аналогичных

по объему и содержанию льготам, установленным  аконодательством

Российской Федерации

МИД России,

Минфин России

3. Организация в Российской Федерации оздоровительного отдыха детей-соотечественников из социально не защищенных семей

МИД России,

Минфин России,

органы исполнительной власти субъектов Российской

Федерации

4. Оказание прямой финансовой помощи социально не защищенным категориям соотечественников на индивидуальной основе

МИД России, Минфин России




Работу с соотечественниками  - на научную основу

А.Докучаева

Исследования проблем российской диаспоры ведутся в нескольких институтах Российской Академии Наук и в специализированных научных учреждениях. И хотя библиография работ, опубликованных по данной тематике, насчитывает несколько сотен наименований, результаты исследований, экспертно-аналитических проработок не находят должного практического применения. В то же время необходимость научного обеспечения и экспертизы при разработке и осуществлении государственной политики в любой сфере общественной жизни бесспорна. Понимание этого привело к постановке вопроса «О состоянии научных исследований по проблемам российской диаспоры и их использовании при разработке основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» в повестку дня последнего в 2002 году заседания Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.

Органы государственной власти и федеральные, и региональные с первых шагов становления политики в отношении зарубежных соотечественников привлекают научные учреждения, работающие по проблематике диаспоры. Последний пример подала Москва при разработке  Комплексной целевой среднесрочной программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003 – 2005 годы, когда был создан временный творческий коллектив  исследователей, создавший проект документа. Рабочая группа включала ученых Академии наук, Дипакадемии МИД России, Института стран СНГ. Программа получила высокую оценку не только федеральных чиновников, но и самих соотечественников.

При подготовке Основных направлений поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002 – 2005 годы (далее – Основные направления) также рассматривались предложения ученых и экспертов. К сожалению, далеко не все из них были учтены. Например, Институт стран СНГ передал в правительственную Комиссию свои предложения о необходимости включения научных разработок и исследований диаспоры как неотъемлемой части программы поддержки соотечественников.  В частности, были сделаны конкретные предложения ( см. также бюллетень №57 за 1 августа 2002г.):

  «Российская Федерация является государством, которое имеет одну из самых крупных диаспор в мире. Исследование диаспоральных проблем, современного состояния диаспоры, мониторинг протекающих в ней процессов должно быть одним из выделенных направлений деятельности государства по отношению к соотечественникам за рубежом. В перечень главных целей в разделе  3.1 Основных направлений предлагаем включить раздел о необходимости изучения проблем современных диаспор и опыта по их разрешению, об исследовании состояния российской диаспоры. Предлагаем раздел 3.1.дополнить  абзацем следующего содержания:

Для выработки эффективных механизмов работы с российской диаспорой необходимо изучение проблем современных мировых диаспор и опыта по их разрешению,  исследование современного состояния российской диаспоры.

В Приложении № 1 к Основным направлениям по этой теме предусмотреть следующие мероприятия:

Проведение научных и научно-практических конференции, семинаров по проблемам российской диаспоры, с изданием материалов (исполнители – МИД России, заинтересованные комитеты палат Федерального Собрания Российской Федерации, Российская Академия Наук, Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ),  заинтересованные  научно-исследовательские учреждения).

Проведение социологических, демографических исследований состояния  российской диаспоры (исполнители – МИД России, Российская Академия Наук, Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ),  заинтересованные  научно-исследовательские учреждения).

В развитие тезиса раздела  3.1 Основных направлений о том, что Российская Федерация будет информировать отечественную и мировую общественность о положении российской диаспоры  в зарубежных государствах предусмотреть в приложении №1 к Основным направлениям:

Издание «Белой книги» по фактам нарушения прав человека в странах проживания соотечественников за рубежом, (исполнители – МИД России, заинтересованные комитеты палат Федерального Собрания Российской Федерации, Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ),  заинтересованные  научно-исследовательские учреждения, неправительственные правозащитные организации).

В п.3. Приложения №3 о создании инфраструктуры информационных и деловых связей с соотечественниками, учитывая реальную работу в этом направлении, проводимую в субъектах Российской Федерации, необходимость подключения к этой деятельности исследовательских структур, общественных объединений самих соотечественников, расширить круг исполнителей, включив, кроме указанных Росзарубежцентра и МИДа России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации (по согласованию), Институт диаспоры и интеграции  (Института стран СНГ), заинтересованные научно-исследовательские учреждения, общественные объединения российских соотечественников.»

Но окончательный вариант Основных  направлений, утвержденный Правительством, не содержит даже упоминания о научных исследованиях. Это значит, что многочисленные обращения научных организаций о выделении средств по линии Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом на проведение исследований по проблемам российской диаспоры при действующем порядке планирования расходов федерального бюджета не могут быть удовлетворены.

Рассмотрение Правительственной комиссией вопроса о привлечении науки к выработке государственной политики в отношении соотечественников на регулярной основе, означает, что все-таки «лед тронулся». 

В Комиссию была представлена информация о деятельности   четырех академических институтов (Институт этнологии и антропологии РАН, Институт российской истории РАН, Институт социологии РАН, Институт востоковедения) и трех специализированных научных учреждений (Дипакадемии МИД России, Российского института стратегических исследований, Института стран СНГ (Института диаспоры и интеграции), наиболее известных своими работами по проблемам диаспоры.

В целях укрепления взаимодействия с научными учреждениями и в интересах повышения практической отдачи исследований по проблемам соотечественников за рубежом при Правительственной комиссии создана рабочая группа  по координации научных исследований по проблемам соотечественников  за рубежом.  Ее руководителем утвержден Е.М.Кожокин, директор Российского института стратегических исследований (РИСИ).  РИСИ не самое активное учреждение в данной проблематике, но, видимо, важным оказалось самое близкое отношение  этого института к Правительству РФ.

МИДу и Минфину России дано поручение до 1 февраля рассмотреть вопрос о возможности финансирования научных исследований по актуальным вопросам российской диаспоры за счет средств, выделяемых в федеральном бюджете на поддержку соотечественников за рубежом.

Директор Института стран СНГ К.Затулин представил на заседании Комиссии предложения по организации научных исследований для их использования в выработке политики по отношению к зарубежным соотечественников, направленные на создание целостной системы от  выстраивания приоритетов в тематике до механизмов финансирования  через гранты для ученых и научных коллективов, работающих по проблемам диаспоры. В ходе дискуссии многие члены правительственной комиссии поддержали проект Института стран СНГ, но секретариат ( в отсутствие Председателя Комиссии В.И.Матвиенко, которая не смогла присутсвовать на заседании) настоял на более консервативном варианте. Ниже публикуем предложения Института стран СНГ.

«О состоянии научных исследований по проблемам российской диаспоры и их использовании при разработке основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом»

(проект  протокольного решения, предложенный Институтом Диаспоры и  интеграции (Институтом стран СНГ на заседанииПравиетельственной комисии по делам соотечественников за рубежом 25 декабря 2002г)

1. Информацию институтов РАН и специализированных научных учреждений о проводимых исследованиях проблем российской диаспоры принять к сведению.

2. В целях укрепления взаимодействия с научными учреждениями и координации их деятельности создать при Комиссии рабочую группу по координации научных исследований по проблемам соотечественников за рубежом.

3. Исходя из имеющихся научных наработок и профиля научных учреждений, рабочей группе по координации научных исследований определить головные научные организации, на которые возложить обязанности проведения профильных конференций,  экспертных советов.

4. При реализации Основных направлений поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом  на 2003 –2005 годы включать, как обязательные меры – научные, экспертно-аналитические исследования с их соответствующим финансированием.

5. Поручить МИД России и Минфину России до 1 февраля 2002г. разработать механизмы финансирования научных исследований российской диаспоры через систему грантов научным коллективам и отдельным исследователям, учреждаемых на конкурсной основе, из средств выделяемых в федеральном бюджете на поддержку соотечественников за рубежом.

6. В качестве приложения к ежегодному докладу о положении соотечественников за рубежом за 2003 год подготовить экспериментальные научные прогнозы развития российской диаспоры: долгосрочный (на 15 лет), среднесрочный (5 лет)  и на 2004 год.

Предложения Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ)  по организации научных исследований по проблемам российской диаспоры

1. Для организации деятельности научного сообщества, исследователей, работающих по проблемам российской диаспоры  в целях научного и информационного обеспечения деятельности Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, федеральных и региональных органов власти Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом целесообразно учредить систему грантов, учреждаемых на конкурсной основе как для научных коллективов, так и для отдельных исследователей. Финансирование на эти цели должны выделятся из средств  федерального бюджета, предусмотренных на поддержку соотечественников за рубежом.

2. Исходя из имеющихся наработок и выявленных интересов научных учреждений, целесообразно определить головные научные, экспертные организации, на которые рабочая группа при Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом возложит обязанности проведения конференций, круглых столов, координационных совещаний по определенным направлениям исследований.

3. В целях упорядочения тематики исследований по проблемам соотечественников предлагаем выделить следующие направления:

теоретические исследования (разработка понятийно-концептуального аппарата);

история возникновения российской диаспоры в различных странах мира;

международное право, регулирующее отношения метрополии и стран пребывания с диаспорами, международный опыт жизни в диаспоре;

социологические и социо-психологические исследования, мониторинг положения соотечественников за рубежом;

региональные аспекты положения соотечественников в различных зарубежных странах;

вопросы развития русского языка, религии, науки и культуры, просвещения и образования в диаспорах;

взаимодействие российской диаспоры с Россией, миграционный потенциал российской диаспоры;

прогнозирование развития диаспоры по странам и социальным группам (долгосрочное - свыше 15 лет, среднесрочное – 3-5 лет, ежегодное).

4. В целях информирования отечественной и мировой общественности о положении российской диаспоры  в зарубежных государствах предусмотреть издание «Белой книги» по фактам нарушения прав человека в странах проживания соотечественников за рубежом.

5. При реализации  Основных направлений поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом, включить как обязательные меры – предварительные и итоговые научные, экспертно-аналитические, социологические и социо-психологические исследования (с соответствующим финансированием).  Исполнителями разделов, включающих научные исследования, могут быть как государственные, так и негосударственные учреждения и организации (Институты РАН, иные научно-исследовательские организации).

В прилагаемой таблице соотнесена предлагаемая тематика научных исследований с мерами по поддержке соотечественников за рубежом, предусмотренные в Основных направлениях на 2002-2005 годы.

 

Направление научных исследований

Раздел в приложениях к основным направлениям по мерам поддержки соотечественников

1.         

Теоретические исследования (разработка понятийно-концептуального аппарата)

Приложение №1, п.5

2.         

История возникновения российской диаспоры в различных странах мира

Приложение №1, п.1.

3.         

Международное право, регулирующее отношения метрополии и стран пребывания с диаспорами, международный опыт жизни в диаспоре

Приложение №1 п.п.1,2,4,5; 

приложение №2 п.2,

4.         

Социологические и социо-психологические исследования, мониторинг положения соотечественников за рубежом

Приложение №1, п.п.1,6,8.

5.         

Региональные аспекты положения соотечественников в различных зарубежных странах

Приложение №1, п.п.1,6;

приложение №6 п.3.

6.         

Вопросы развития русского языка, религии, науки и культуры, просвещения и образования в диаспорах

Приложение №1, п.6;

приложение №2 п.п.10, 13, 17;

приложение №3 п.5.

7.         

Взаимодействие российской диаспоры с Россией, миграционный потенциал российской диаспоры

Приложение №1, п.п.1, 6;

приложение  №3 п.3.

8.         

Прогнозирование развития диаспоры по странам и социальным группам (долгосрочное - свыше 15 лет, среднесрочное – 3-5 лет, ежегодное).

Приложение №1, п.1,

приложение №3 п.3.

6. При планировании деятельности Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, при формировании программ поддержки соотечественников в обязательном порядке включать научное обоснование и учитывать научный прогноз развития российской диаспоры.




Публикации по проблеме российской диаспоры

Екатерина Роберова

В российской научной литературе вопросам русского и русскоязычного населения в ближнем и дальнем зарубежье уделяется немалое внимание. Среди всего объема работ можно выделить три основных направления исследований.

1. Русская эмиграция. Работы этого направления в основном посвящены четырем волнам эмиграции (послереволюционная, послевоенная, 70-80-х гг. и после 1991 года). Многие работы касаются истории русской эмиграции, ее культуры.

2. Различные виды и аспекты миграций на постсоветском пространстве. Особое место занимают вопросы миграций русскоязычного населения из бывших Союзных республик, а также проблемы адаптации русских в России.

3. Формирование новой русской диаспоры в новых независимых государствах. В рамках этого направления представлены работы, посвященные проблемам становления и развития российской диаспоры в странах нового зарубежья, вопросам взаимодействия русской диаспоры с титульным населением, адаптации в новых социально-культурных условиях, а также разработке самого понятия «диаспора».

Кроме работ, касающихся стан СНГ и Прибалтики в целом, вышло достаточно много публикаций и по отдельным государствам региона. Наибольшее количество работ посвящено Средней Азии и Казахстану. Что можно объяснить тем, что именно из этого региона идет наибольший миграционный отток русскоязычного населения. Большое внимание исследователей привлекают также страны Балтии. Основной темой публикаций по этому региону является ущемление прав русскоязычного населения. В большинстве публикаций анализируется правовой статус русских в связи с проблемой гражданства, обсуждаются возможности интеграции русских, их миграционное поведение.

За период с 1991г. по 2002г. в Российской Федерации вышло в свет около 200 публикаций, посвященных российской диаспоре. Среди них  - монографии, сборники статей, брошюры, материалы конференций, семинаров, «круглых столов», и т.п.

Проблемы русского и русскоязычного населения в странах СНГ и Прибалтики освещены в изданиях Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ): Обман века (сборник материалов к проблеме ратификации «Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве» между Россией и Украиной), На пути к воссоединению России и Белоруссии, Испытание Украиной (сборник статей по проблемам российско-украинских отношений). К Конгрессу соотечественников, который состоялся в Москве в октябре 2001 года, был подготовлен и выпущен сборник От Съезда до Конгресса соотечественников.

В области изучения русской диаспоры работает Институт этнологии и антропологии РАН. Среди публикаций Института, рассматривающих положение русских в странах СНГ, Новые славянские диаспоры под редакцией М.Ю. Мартыновой (1996); монография Лебедевой Н.М. Новая русская диаспора: социально-психологический анализ (1997); Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах под редакцией В.А. Тишкова (1996), монография Савоскула С.С. Русские нового зарубежья: Выбор судьбы (2001).

Исследовательскую и издательскую деятельность в области русскоязычного населения также ведет Московский Центр Карнеги за международный мир. Среди изданий Центра: Проблемы становления институтов гражданства в постсоветских государствах (1998), Язык и этнический конфликт (2001) и др.

Вопросами русскоязычного населения за рубежом занимается Дипломатическая Академия МИД России. Руководитель сектора мировых диаспор Центра СНГ Т. Полоскова  является автором монографий Диаспоры в системе международных связей (1998) и Современные диаспоры: Внутриполитические и международные аспекты (1999).

Итогом деятельности Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации по проблемам соотечественников стала монография Государство и диаспоры: опыт взаимодействия (2001).

В различных научных и общественно-политических журналах, а также в электронных изданиях выходят статьи, посвященные российской диаспоре.

Регулярно, дважды в месяц, начиная с 1 марта 2000 г., выходит Информационно-аналитический бюллетень «Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье». Издание содержит наиболее значимые исследования сотрудников Института и материалы по проблемам развития новых независимых государств и межгосударственных отношений в Содружестве, мониторинг процессов на постсоветстком пространстве, прогноз развития политики и экономики бывших союзных республик. Отдельной темой сборника является положение российских соотечественников, русского языка и культуры в ближнем зарубежье. Материалы касаются как региональных аспектов (русские в Средней Азии и Казахстане, Белоруссии, Украине и т.д.), так и проблем русской диаспоры в целом, в том числе и в дальнем зарубежье.

С 1999 года издается тематический журнал Диаспоры. В нем публикуются материалы по теоретическим и практическим аспектам проблемы формирования и развития диаспор, их взаимоотношений с принимающим обществом. Рассматривается положение отдельных диаспор в регионах мира; обсуждаются термин и понятие «диаспоры», критерии отнесения этнической группы к определению «диаспора».

Подавляющая часть опубликованных в Российской Федерации работ по вопросам русскоязычного населения вышла в свет в Москве и Санкт-Петербурге.




Как Россия помогала соотечественникам в 2002 году

А.Докучаева

Правительственная Комиссия по делам соотечественников за рубежом на заседании 25 декабря подвела итоги уходящего 2002 года.

Весь 2002 год работа велась в большей мере через посольства Российской Федерации, куда перечислено 57.4% предусмотренных средств – 77.5 млн. рублей.

На оказание информационной, правовой, экстренной гуманитарной помощи загранучреждениям МИД России перечислено:

В Армению переведено 500 000,0 рублей

В Азербайджан - 1 800 000,0 рублей

В Белоруссию - 700 000,0, рублей

В Грузию - 1 300 000,0 рублей

В Казахстан - 2 100 000,0 рублей

В Киргизию - 1 700 000,0 рублей

В Латвию - 3 400 000,0 рублей

В Литву - 1 700 000,0 рублей

В Молдавию - 1 700 000,0 рублей

В Таджикистан -1 500 000,0 рублей

В Туркмению - 900 000,0 рублей

В Узбекистан - 2 000 000,0 рублей

В Украину - 2 500 000,0 рублей

В Эстонию - 3 200 000,0 рублей

Через загранучреждения МИД России финансировалисьзакупка и поставка в русские школы видеокасет и программ по обучению русскому языку, литературе, организация в странах проживания соотечественников олимпиад по русскому языку, литературе, естественным накуам, проведение там конкурса «Лучший учитель русской словестности», организация медицинской реабилитации ветеранов, оказывалась адресная помощь остронуждающимся соотечественникам, проведена подписка на периодику.

Кроме того, посольства и консульства отчитались о проведении в 2002 году мероприятий, посвященных юбилейным датам выдающихся деятелей российской культуры, памятным датам российской истории, тематических встреч по актуальным вопросам сотрудничества:

·         Международная конференция «Формирование открытого общества и проблемы образования национальных меньшинств в условиях вступления Литвы в Европейский Союз - Литва

·         Конференция, посвященная дню прав человека - Латвия Организация выставки в честь 150-летия со дня рождения Мамина Сибиряка — Латвия

·         Юбилейный концерт посвященный 130 годовщине со дня рождения Шаляпина - Латвия

·         Международная научно-практическая конференция «Зарождение, формирование и развитие русской культуры на территории Республики Молдова на примере старообрядцев, как составной части русского этноса» - Молдавия

·         Международная научно-практическая конференция «125-летию победы России в русско-турецкой воине 1877-1878 гг. Роль России на Балканах». – Молдавия

·         Концерт, посвященный 120-летию со дня рождения И.Ф. Стравинского - Украина

·         Научно-практическая конференция «Духовно-этническое единство народов России и Белоруссии - Белоруссия.

·         Научно-публицистические чтения «Русская научная мысль: традиция и современность» -  Белоруссия

·         Встреча выпускников российских вузов, проживающих в Киргизии — Киргизия

·         Круглый стол посвященный Сталинградской битве – Казахстан.

Загранучреждения в 2002 году также профинансировали мероприятия по поддержке русской культуры в зарубежных государствах (проведение курсов повышения квалификации (мастер - классов) актерских составов русских театров и творческих объединений соотечественников):

·         Подготовка к празднику славянской письменности и культуры - Литва

·         Постановка детской музыкальной студией «Дрюнгалис» спектакля по мотивам сказок К.Чуковского - Литва

·         Подготовка к очередному фестивалю «Балтийская муза 2003г. - Литва

·         Выступление самодеятельных художественных коллективов и детских театров г. Лиепаи в  Псковской области - Латвия

·         Благотворительный концерт русского концертно- театрального общества для ветеранов ВОВ и труда - Латвия

·         Творческий конкурс среди школьников «Русская классика XX века» - Латвия

·         Рождественский фестиваль певческих коллективов школ с русским языком обучения - Латвия

·         Поддержка детского фольклорного коллектива (пошив костюмов) - Латвия

·         Семинар по изучению русской культуры в центре русской культуры «Дом Калистратова» - Латвия

·         Мастер-класс для русских художественных коллективов - Латвия

·         Подготовка и проведение «Русского бала» - Эстония

·         Вручение премии «Игоря Северянина» - Эстония

·         Поддержка детского центра культуры им. Е. Рериха (пошив костюмов) - Молдавия

·         Фестиваль «Дни русской книги Украины». Киев и регионы» - Украина

·         Семинар и круглый стол «Состояние памятников русской культуры и искусства в Украине»

·         Семинар по российской драматургии для молодежного театра соотечественников - Украина

·         Мастер-классы по казачьим песенным стилям – Украина

·         Проведение семинара «Киевские традиции и особенности русской культуры» - Украина

·         Конференция «Славянскому движению ЛАД - 10 лет» - Казахстан

·         Рождественский концерт – Казахстан

·         Проведение рождественских и новогодних праздников для детей соотечественников - все республики.

Загранучреждения из средств 2002 года (6.5 миллиона рублей) также готовят в Таллине, Киеве, Тбилиси и Бишкеке проведение конференций «Объединения и клубы соотечественников в странах СНГ и Балтии и их взаимодействие с регионами России».

Остальные средства из 135 миллионов рублей – 57.199 израсходованы в России, 301 тысяча рублей – остались не израсходованы и вернутся в казну.

Самые большие статьи расходов, произведенных в России, – это:

1.        Закупка и поставка учебников, учебной, художественной, научной, справочной литературы на русском языке, общим тиражом около миллиона экземпляров. В общем расходы составили 37 миллионов рублей. Исполнителями выступили издательства «Дрофа» и «Просвещение».  Общий тираж книг достигает.

2.         Организация и проведение курсов повышения квалификации учителей русских школ – 16.745 миллионов рублей, которые были направлены в институты и университеты Ростова, Воронежа, Санкт-Петербурга, Москвы, Омска, участвовавшие в этих мероприятиях. На курсах в России побывало 886 учителей из всех бывших союзных республик, кроме Киргизии. 120 учителей этой республики повышали квалификацию на базе Российско-Киргизского Славянского университета в Бишкеке. (В среднем на каждого учителя пришлось по 16 646 рублей).

3.        Организация оздоровительного отдыха детей – 16.954 миллиона рублей реализовали принимавшие детей  АОО «Зарубежэнергострой» г.Москва, ГУП «Областной центр детского, семейного отдыха и оздоровления» Администрации Псковской области, фонд при Омском госуниверситете. Всего в России отдохнуло 1076 детей из всех постсоветских государств. (В среднем на каждого ребенка по 15 756 рублей).

4.        На исходе  года по статье «Организация и проведение в Московской области конференции ученых из числа соотечественников за рубежом по вопросам сотрудничества с научными центрами Российской Федерации» потрачено 2.5 миллиона рублей на проведение 24 – 27 декабря конференции «Интеллектуальный мост Россия-Запад. Проблемы и перспективы». (Прим. А.Док. – Тема - странная для соотечественников, разве что, как намек, на то, что с принятием драконовского закона о гражданстве Российской Федерации, Россия для  соотечественников становится на матерью, а, в лучшем случае, – мостом на запад.)

 Информируя об отчете Правительственной комиссии о работе в 2002 году, ждем от наших читателей - соотечественников отзывов о проведенных мероприятиях, с тем, чтобы передать их в Правительство. Надеемся, что это поможет не только контролировать исполнение, но и улучшать работу в будущем. 




Планы поддержки соотечественников на 2003 год

А.Докучаева

25 декабря Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом рассмотрела проект перечня направления использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов на 2003год.  Проект  будут дорабатываться и на первом после Нового года заседания вынесен для утверждения. 

Комиссии был представлен список поступивших в Комиссию предложений и заявок от самих соотечественников. Этот список будет учитываться при составлении конкретного плана расходования средств. В следующем бюллетене мы представим его читателям.

Общий объем средств, выделяемых из федерального бюджета на поддержку соотечественников за рубежом в 2003 году составляет 210 миллионов рублей. Из них 116 млн. рублей предлагается использовать на проведение мероприятий по поддержке культуры, оказание юридической, экстренной гуманитарной помощи, информационной поддержки, проведение мероприятий, посвященным знаменательным датам  России, олимпиад школьников и конкурса «Лучший учитель года» непосредственно в странах проживания соотечественников.

 С участием общественных организаций соотечественников предлагается провести в странах их проживания мероприятия, связанные с  300-летием Санкт-Петербурга, 200-летием со дня рождения Ф.И.Тютчева, празднованием Дня России (12 июня) и Дня славянской письменности  и культуры.

В связи с разворачиванием, начиная с 2003 года,  работы по подготовке к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне предлагается провести специальные мероприятия с участием ветеранов ВОВ - участников Сталинградской и Курской битв, снятия блокады Ленинграда.

На конкурсной основе предлагается разместить заказы в российских издательствах на поставку для нужд образовательных учреждений с русским языком обучения, библиотек и общественных организаций соотечественников в странах СНГ и Балтии учебной, справочной и иной литературы.

На базе Российско-национальных (Славянских) университетов в Бишкеке, Душанбе, Ереване, а также педагогических университетах и институтах в Российской Федерации предлагается организовать и провести курсы повышения квалификации для преподавателей образовательных учреждений с русским языком обучения стран СНГ и Балтии.

Мероприятия по оздоровлению детей-соотечественников предлагается организовать как в Российской Федерации, так и в станах их проживания. Медико-реабилитационные мероприятия для ветеранов ВОВ и труда целесообразно в основном провести на базе лечебных и санаторных учреждений стран проживания соотечественников. Для отдельных случаев предусмотрена возможность лечения ветеранов ВОВ в медицинских учреждениях Российской Федерации. Организация указанных мероприятий будет возложена на загранучреждения МИД России.

Аналогичным образом предлагается организовать мероприятия информационной, правовой и гуманитарной помощи соотечественникам.

Исполнители мероприятий Перечня, реализуемых на территории Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 305 от 8 апреля 1997 года и другими нормативными документами будут определены путем проведения конкурса.

В проекте перечня направлений использования бюджетных средств в 2003 году предусмотрено следующее:

 

Направление использования (назначения) платежа

Сумма (млн. руб.)

Всего

в РФ

за рубежом

Содействие в проведении мероприятий с участием общественных организаций соотечественников

1

Проведение в странах проживания соотечественников мероприятий, посвященных юбилейным датам выдающихся деятелей российской культуры, памятным датам российской истории встреч (организация и проведение мероприятий, посвященных 300-летию Санкт - Петербурга, 200-летию со дня рождения Ф.И.Тютчева, Дня России /12 июня/, дней славянской письменности и культуры /май/ и др.)

23.0

 

23.0

2

Проведение в странах проживания соотечественников мероприятий посвященных юбилейным датам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

9.0

 

9.0

Итого по направлению:

32.0

 

32.0

Приобретение и доставка учебной, методической, научной, литературы и пособий, и другой литературы для образовательных учреждений с преподаванием на русском языке, библиотек,  общественных организаций соотечественников

3

Закупка и поставка учебников и учебной литературы российских издательств для образовательных учреждений с обучением на русском языке

35.0

34.0

1.0

4

Закупка и поставка художественной, научной, справочной литературы для нужд библиотек, обслуживающих общественные организации и объединения соотечественников

25.0

25.0

 

Итого по направлению:

60.0

59.0

1.0

Проведение мероприятий для соотечественников в области образования и культуры, а также мероприятий лечебно-оздоровительного характера

5

Организация и проведение курсов повышения квалификации учителей и преподавателей образовательных учреждений с русским языком обучения зарубежных государств (на базе Славянских университетов в Бишкеке, Душанбе и Ереване, педагогических университетов и институтов Российской Федерации)

25.0

13.0

12.0

6

Поддержка русской культуры в зарубежных государствах (проведение курсов повышения квалификации (мастер-классов) актерских составов русских театров, творческих объединений соотечественников, а также мероприятий с участием творческих коллективов соотечественников)

8.0

 

8.0

7

Организация оздоровительного отдыха и лечения детей -соотечественников (на базе оздоровительных и лечебных учреждений Российской Федерации)

18.0

12.0

6.0

8

Организация и проведение учебно-образовательных экскурсионных маршрутов для учащихся школ с русским языком обучения по историческим местам России (краткосрочные поездки в Санкт-Петербург, Псков, города «Золотого кольца России»)

9.0

6.0

3.0

9

Организация медицинской реабилитации ветеранов ВОВ и труда в медицинских учреждениях лечебного и санаторного типа (в странах проживания/пребывания)

17.0

 

17.0

10

Организация в странах проживания соотечественников олимпиад школьников по русскому языку и литературе, естественным наукам, а также их заключительных этапов в России

7.0

4.0

3.0

11

Проведение в странах проживания соотечественников конкурса «Лучший учитель русской словесности»

4.0

 

4.0

Итого по направлению:

88.0

35.0

53.0

Оказание информационной, правовой, гуманитарной и другой необходимой помощи соотечественникам

12

Оказание информационной поддержки соотечественника (подписка организаций соотечественников на российские местные периодические издания)

10.0

 

10.0

13

Пополнение целевых средств для оказания гуманитарной помош соотечественникам в посольствах Российской Федерации государствах-участниках СНГ и государствах Балтии

17.0

 

17.0

14

Целевые средства на оказание правовой помощи соотечественникам в странах проживания (юридические консультации, оплата услуг адвокатов и нотариусов, содействие участию представителей общественных организаций соотечественников в международных правозащитных форумах)

3.0

 

3.0

Итого по направлению:

30.0

 

30.0

Всего по направлениям:

210.0

В т.ч.: для использования в Российской Федерации:

94.0 (44.76%)

для использования за границей:

116.0 (55.24%)


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ