Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №67(15.01.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Хроника

25 декабря.- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла решение о прекращении деятельности Комиссии по содействию урегулированию политической и экономической ситуации в Приднестровье.

Причина принятия такого решения, считает Российско-приднестровский информационно-аналитический центр, состоит в стремлении исполнительной власти РФ полностью взять в свои руки процесс урегулирования приднестровской проблемы, исключить возможность несанкционированного влияния на него со стороны органов законодательной власти. Это является частным проявлением более общего процесса концентрации властных полномочий в принятии решений на государственном уровне РФ.

Центр отмечает, что российская дипломатия, благодаря, в первую очередь, таким ответственным представителям, как  В.Трубников и А.Новожилов, действительно активизировала свои усилия на приднестровском направлении. Примером этого является участие России в создании Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, в выдвижении Декларации о намерениях сторон в вопросах политического решения проблемы и т.д.

Однако ситуация в Приднестровье, а это место проживания свыше 80 тысяч российских граждан, далека от нормализации. Решение Государственной Думы о прекращении деятельности Комиссии никоим образом не содействует разрешению приднестровской проблемы.

В то же время есть все основания предполагать, что политически ответственные депутаты Государственной Думы будут и в дальнейшем предпринимать необходимые усилия для поддержки своих соотечественников в Приднестровье.

27 декабря После завершения пленарного заседания парламента лидер фракции ПКРМ В.Степанюк и вице-спикер В.Мишин провели пресс-конференцию, на которой была обсуждена позиция, занятая коммунистами в отношении инициативы проведения референдума по поводу изменения избирательной системы. В.Мишин предостерег от толкования позиции ПКРМ как "игнорирования мнения избирателей". По его словам, есть неопровержимые факты, свидетельствующие о том, что в списках с подписями, собранными инициативной группой, присутствует множество нарушений. "Ни о каких 200 тысячах подписей и речи не идет. “Есть основания поставить под сомнение необходимость проведения референдума", - сказал вице-спикер. "Мы не проводили проверку всех подписей, специалисты экспертно- криминологического управления МВД провели выборочную проверку. Графологи четко и ясно заявили, что множество подписей сделано одной рукой", - сказал В.Мишин. По словам лидера парламентской фракции ПКРМ В.Степанюка, в одном из сел  Гагаузии "вообще сложилась парадоксальная ситуация: в списках  почти все население села, приезжаем туда - жители говорят, что очень хотели бы побеседовать с теми, кто выступил от их имени".

28 декабря. "На пресс-конференции, проведенной сегодня Председателем Верховного Совета ПМР Г.Маракуцей, особое внимание было уделено внешнеполитическим аспектам.

Спикер приднестровского парламента сообщил журналистам, что политика применения по отношению к Приднестровью удушающих мер, которой уже довольно долго придерживается руководство Молдовы, не дает положительного эффекта ни для Приднестровья, ни для Молдовы. Он выразил надежду, что в новом году переговорный процесс между Кишиневом и Тирасполем будет разморожен, и конфликтная ситуация, сложившаяся по вине официального Кишинева, будет исчерпана.

«Парламент Молдовы, ее президент, члены правительства должны осознать, что реальность диктует необходимость принятия компромиссных решений. Наша позиция состоит в том, чтобы строить общее с Молдовой государство по принципу равноправия сторон. К этому Молдову призывают и страны-гаранты, и посредники, и представители международного сообщества», - подчеркнул Г.Маракуца.

Спикер парламента ПМР напомнил, что Декларацию о намерениях, которая предусматривает строительство федерации на договорной основе, подписали все участники переговорного процесса, кроме Молдовы. В будущем году, по его словам, Кишиневу неизбежно придется идти по пути конструктивного диалога, и для этого есть все условия. «Мы всегда были открыты для сотрудничества», - сказал он в заключение.

29 декабря. Социальные проблемы Молдовы можно решить при условии ежегодного роста ВВП 15-20%, считает президент РМ В.Воронин. На последнем в 2002 г. заседании правительства  президент сказал, что в будущем году правительству нужно принимать решения, направленные на подъем экономики. Рост экономических показателей будет положительно сказываться на повышении жизненного уровня народа. Глава государства говорит, что Молдова нуждается в новых экономических программах, основанных на интенсивных факторах развития, улучшении организации труда, стимулировании инициативы людей. Он убежден в том, что Молдова полностью исчерпала экстенсивные факторы развития своей экономики.

В.Воронин обратил внимание правительства на необходимость решения целого ряда конкретных проблем. Среди них президент назвал "заботу о детях и стариках", "использование интеллектуального потенциала", "поиск действенных рычагов в преодолении миграции населения", "развитие АПК", а также "увеличение экспорта вообще и, в частности, в  страны Центральной и Западной Европы".

30 декабря. Как сообщило информационное агентство “Молдова Ази”,  Министерство иностранных дел Республики Молдова обратилось к дипломатическим миссиям зарубежных стран, аккредитованным в Кишиневе, с просьбой не выдавать визы членам администрации непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.

МИД убедительно просит власти этих государств не выдавать визы таким лицам, в том числе через свои дипломатические миссии, аккредитованные в других странах. Как отмечается в обращении, в частных случаях, в виде исключения, эти лица смогут получить визы после соответствующих консультаций с МИД Молдовы.

В ноте МИД РМ отмечается, что "чиновникам" приднестровской администрации не следует выдавать въездные визы в другие страны даже в том случае, если они предъявят паспорта граждан других государств. Дипломатическое ведомство Молдовы подчеркивает, что эта мера "вписывается в комплекс мероприятий, направленных на урегулирование приднестровского конфликта". Рассчитывая на адекватное понимание стремлений правительства Молдовы, а также на солидарность, МИД просит власти государств, с которыми Молдова не имеет визового режима, не допускать на свою территорию указанных в списке высокопоставленных лиц.

В конце прошлой недели правительство Молдовы обратилось с просьбой ко всем дипломатическим миссиям и представительствам международных организаций, аккредитованных в Кишиневе, а также зарубежным делегациям, находящимся в республике, временно отказаться от контактов с администрацией самопровозглашенной ПМР и от посещения этого региона. Согласно обращению, "все контакты с сепаратистскими властями должны предварительно согласовываться с внешнеполитическим ведомством, а все выезжающие в регион делегации будут сопровождать представители МИД".   Молдавские власти объясняют принятие такого решения стремлением вынудить тираспольских лидеров занять более конструктивную позицию в процессе решения приднестровской проблемы, учитывая, что приднестровские власти используют контакты с дипломатическими миссиями и иностранными делегациями в пропагандистских целях, представляя свои доказательства "прогресса" на пути утверждения "приднестровской государственности" и международного признания ПМР.

Нынешнее обращение МИД РМ -  не первое. Тем не менее, лидер Приднестровья И.Смирнов, министр иностранных дел ПМР В.Лицкай и другие тираспольские чиновники регулярно выезжают за рубеж, в том числе в страны Шенгенской зоны.

31 декабря. Лидеры парламентских фракций ПКРМ, СДАМ и ХДНП в интервью  агентству BАSА-PRESS подвели итоги 2002 года.

Руководитель фракции коммунистов В.Степанюк заявил:  "В 2002 году нам удалось принести стабильность в стране. Мы эффективно взаимодействовали с правительством и аппаратом президента. Не забыли мы и о своих избирателях, с которыми встречались практически еженедельно. В парламенте, несмотря на все проблемы, депутаты-коммунисты проявили большую активность как на пленарных заседаниях, так и в комиссиях. Путем диалога с гражданским обществом удалось успешно преодолеть так называемый политический кризис, наметившийся в начале года между правящей партией и христианско-демократической оппозицией. В то же время, нам удалось выйти из изоляции на международной арене, которую нам готовили определенные политические силы, и донести свои программные установки до европейских и международных организаций. Парламентскому большинству удалось также принять в рекордные сроки бюджет на 2003 год, который предусматривает рост доходов на 600 млн. лей (42,86 млн. USD). По моему мнению, большим успехом является и судебная реформа, которую нам удалось осуществить. Однако остаются и нерешенные проблемы - нищета, безработица, миграция, теневая экономика, приднестровский конфликт, энергетическая безопасность".

Лидер парламентской группы Социал-демократического альянса Д.Брагиш сказал следующее: "Думаю, власть обошла своим вниманием наиболее острые проблемы. В парламенте не обсуждался ни приднестровский вопрос, ни гагаузский. Не рассматривались и проблемы, касающиеся отношений с Румынией и Украиной, а также европейской интеграции. По сути, за все происходящее в парламенте, в стране в целом ответственность целиком и полностью лежит на правящей Партии коммунистов, которая не желает сотрудничать с оппозицией и делает все, чтобы привести государство, можно сказать, на порог диктатуры".

Глава фракции Христианско-демократической народной партии Ю.Рошка, в частности, сказал:  "Для меня 2002 политический год начался   9января и завершился 21 декабря. День 9 января положил начало принципиальной общественной позиции, показавшей, что Партии коммунистов, которая осуществляет правление, не удастся беспрепятственно ввести тоталитарный режим. Весь год прошел под знаком этой конфронтации между правящей партией, над которой довлеет навязчивая идея - укрепления диктатуры советского образца, и активной частью общества, которая всеми способами отстаивала демократические ценности и противодействовала злоупотреблениям власти.  Я сказал выше, что для меня год завершился 21 декабря, потому что именно в этот день образовалась инициативная группа по проведению национального консультативного референдума о присоединении страны к Евросоюзу и НАТО.

2 января. Руководство  радиостанции "Голос Америки" выразило  обеспокоенность по поводу закрытия в Молдавии Ниспоренского радиоканала "Vocea Basarabiei" ("Голос Бессарабии"), который ретранслировал на региональном уровне информационные программы радиостанций "Голос Америки", "Свободная Европа" и Би-би-си.

Директор радиостанции "Голос Америки" Д.Джексон выразил сожаление в связи с решением Координационного совета телевидения и радиовещания (КСТР) о приостановлении трансляции радиоканала "Vocea Basarabiei". Если это решение не будет пересмотрено, говорится в его письме, "Республика Молдова не только свернет с пути прогресса и продвижения к подлинно свободному и открытому обществу, но и лишит своих граждан альтернативных источников новостей, в частности информационных программ "Голоса Америки" и других радиостанций".

3 января. Интеграция в европейские структуры, обеспечение для  страны наиболее благоприятной инвестиционной среды, приднестровский конфликт, продвижение позитивного имиджа страны на международной арене - четыре группы приоритетных задач внешней политики Республики Молдова на 2002 год, заявил министр иностранных дел Н.Дудэу.

Он отметил, что одной из важных задач внешней политики будет также расширение торговых контактов и более настойчивое продвижение собственных экспортеров как на Запад, так и на Восток.

По сообщению Н.Дудэу, МИД РМ разработал и представил правительству план собственных мер с конкретными сроками реализации Программы деятельности правительства Республики Молдова на 2001-2005 годы в области внешней политики и осуществления внешнеэкономических связей. Продолжение сбалансированной линии во внешней политике, прагматичной и последовательной, будет способствовать, по мнению молдавского министра, выполнению внешнеполитических задач, намеченных в программе нынешнего руководства Республики.

4 января. После выполнения Россией обязательств по вывозу военного имущества из Приднестровья российское военное присутствие в регионе сохранится, заявили во Втором Департаменте стран СНГ МИД РФ.

После того, как будут расформированы военные склады c российским военным имуществом на территории Приднестровья, отпадет необходимость в охранных и обслуживающих мероприятиях, вместе с тем, что вполне очевидно, другая функция российского контингента - гарантирование мира и стабильности - не только не утратит свою актуальность, а наоборот, приобретет принципиально новое значение на заключительном этапе урегулирования приднестровской проблемы, т.е. после подписания соответствующего документа о нормализации отношений между Молдавией и Приднестровьем, отметили во 2 ДСНГ  МИД РФ.

Молдавские официальные лица не прокомментировали пока это заявление. Кишиневские же  эксперты считают, что Россия пытается найти возможность сохранить в Приднестровье весь свой нынешний контингент, численность которого составляет на данный момент около 2500 человек, и будет добиваться для своих войск  в Приднестровье статуса миротворческого контингента пусть даже под эгидой ОБСЕ.

6 января. Затягивание решения приднестровского вопроса, равно как и неправильное решение в урегулировании конфликта могут стать чрезвычайно негативными явлениями на международной арене, заявил в интервью агентству МОЛДПРЕС представитель президента Республики Молдова на переговорах по приднестровской проблеме В.Стурза. "Хочу отметить, что за переговорным процессом по приднестровскому вопросу очень внимательно наблюдают во всех конфликтных зонах Европы - Абхазии, Чечне, бывшей Югославии и др. Копии документов, принимаемых в ходе переговоров, немедленно отправляются в эти зоны", - сказал он. Представитель президента отмечает, что “ неразрешение” в оперативном порядке приднестровского вопроса является примером того, что сепаратистский режим может существовать, даже не будучи признанным. А с другой стороны, неправильное решение, которое бы  не учитывало реалии на обоих берегах Днестра, никогда не будет эффективным. Он подчеркнул, что приднестровский вопрос самый важный для Республики Молдова, но в то же время он чрезвычайно важен и для международного сообщества. Говоря об американском факторе в урегулировании конфликта, В.Стурза отметил, что таковой существует и что он будет решающим в разрешении приднестровского вопроса. “Американская дипломатия ясно дала понять, что в качестве члена ОБСЕ желает стабильности в этом регионе Европы”, отметил представитель президента.

8 января. После интеграции в НАТО и Евросоюз Румыния станет восточной границей этих организаций и в этом контексте укрепит свои восточные рубежи, заявил министр иностранных дел Румынии М. Джеоанэ.

По его словам, визовую систему, которую придется ввести на восточной границе, необходимо продумать с тем, чтобы не пострадали экономические и культурные связи с Республикой Молдова и даже так называемая малая приграничная торговля. Официальный Кишинев не прокомментировал пока намерение Бухареста ввести визовый режим для граждан Республики Молдова.

9 января. 2002 год для тружеников сельского хозяйства ПМР был довольно сложным, но задачу по обеспечению продовольственной безопасности  государства они выполнили, - отметил в интервью  информационному агентству «Ольвия-пресс» первый заместитель министра сельского хозяйства В.Кискин.

По его словам, в прошлом году под сельскохозяйственные угодья было задействовано 77,5% от общего земельного фонда республики, на которых было собрано 197 тыс. т зерновых культур (без кукурузы), что на 11,2 тыс. т больше показателей предыдущего года. На государственные хлебоприемные комбинаты и пункты поступило на 20 тыс. т зерновых больше, чем в 2001 году.

Комментируя положение дел в других отраслях, заместитель министра отметил, что в прошлом году в Приднестровье вдвое возрос объем производства табака. Более чем на 20% возросло производство комбикормов, что связано с увеличением поголовья свиней и крупного рогатого скота в общественном и частном секторе. Валовой надой молока составил около 20 тыс. т, что на 3,7% больше, чем в предыдущем году.  В 1,3 раза возросло поголовье птицы, на 93,5% увеличено производство яиц.

В то же время, в 2001 году был допущен существенный спад производства овощей и фруктов – на 55% и 50% соответственно. Основная причина – низкая окупаемость этих культур, из-за чего многие хозяйства отказываются их выращивать. 

Касаясь положения дел в винно-водочной отрасли, В.Кискин отметил, что Тираспольский винно-коньячный завод «КВИНТ» и Рыбницкий винокомбинат существенно увеличили количество выпускаемой продукции, которая успешно реализуется за пределами нашего государства. Иная ситуация на винном предприятии «Букет Молдавии», где на 25% допущен спад объемов производства.

10 января. Правительство РМ постановило на своем заседании продлить срок действия советских паспортов на 2 года - до 1 января 2005 года. Для пенсионеров срок действия этих документов не ограничен при условии, что они будут содержать специальную пометку о проверке и правильной транскрипции паспортных данных на латинице. На данный момент в Республике Молдова паспорта старого образца имеют еще около 500 тысяч человек.

10 января. Как сообщило информационное агентство «Ольвия-пресс»,  Министерство иностранных дел ПМР направило в Посольство Российской Федерации в Республике Молдова ноту относительно недавнего обращения официального Кишинева к иностранным государствам не выдавать въездные визы руководителям Приднестровья. В документе говорится:

 «Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики свидетельствует свое уважение Посольству Российской Федерации в Республике Молдова и имеет честь направить ноту следующего содержания.

23 декабря 2002 года Министерство иностранных дел Республики Молдова обратилось к дипломатическим миссиям и представительствам международных организаций с просьбой не выдавать визы руководителям органов законодательной, исполнительной и судебной власти Приднестровской Молдавской Республики. Более того, 24 декабря 2002 года молдавская сторона выступила с обращением, в котором рекомендует всем государствам воздержаться от прямых контактов с руководством Приднестровья.

Следует отметить, что таким образом Республика Молдова пытается регламентировать действия суверенных государств, в том числе Российской Федерации и Украины в отношении их граждан, что является грубым вмешательством во внутренние дела и явным нарушением международного гуманитарного права.

При этом молдавское руководство в августе 2001 года уже предпринимало аналогичные меры в отношении представителей легитимных властных структур Приднестровья, и только объективная позиция международного сообщества не позволила Молдове в совокупности с экономической установить и дипломатическую блокаду ПМР.

Между тем руководство Республики Молдова не скрывает, что данные действия предприняты «... в целях принуждения тираспольских лидеров к принятию более конструктивной позиции при окончательном решении приднестровской проблемы... », т.е. к отказу от позиции ПМР в переговорном процессе, что равносильно отказу от защиты законных интересов народа Приднестровья.

Особую обеспокоенность вызывает и тот факт, что данные обращения появились в тот момент, когда, несмотря на комплекс серьезных проблем, существующих в отношениях между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой, экспертам сторон и посредникам удалось согласовать общие подходы к урегулированию и сохранить динамику переговорного процесса.

Таким образом, действия молдавской стороны угрожают не только всем позитивным достижениям Московской конференции, но и свидетельствуют о ее нежелании достичь скорейшего разрешения приднестровской проблемы, реального прогресса в деле восстановления мира и стабильности в данном регионе Европы ...»

В ноте выражается  надежда на, то что  возникшая проблема будет в ближайшее время решена в духе конструктивного сотрудничества и взаимопонимания, с целью недопущения дестабилизации процесса переговоров и роста напряженности в отношениях сторон.

Согласно сообщению агентства, нота внешнеполитического ведомства Приднестровья направлена также в Посольство Украины в Молдове и Миссию ОБСЕ.

11 января. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) отказалась  зарегистрировать инициативную группу по проведению консультативного референдума о присоединении Республики Молдова к Евросоюзу (ЕС) и НАТО. Лидер Христианско-демократической народной партии (XДНП) Ю.Рошка, выступившей инициатором референдума, расценил решение ЦИК как политический заказ коммунистической власти с целью помешать народу высказать свое мнение по вопросу общенационального значения.

Председатель ЦИК Д.Ниделку обосновал принятое решение тем, что по вопросам, связанным с присоединением к ЕС и НАТО, "нельзя консультироваться", так как этот вопрос идет вразрез с принципом нейтралитета Республики Молдова, заложенным в Конституции. Он заявил, что вопросы, которые предлагается вынести на референдум, сформулированы нечетко. "Что ответит гражданин на вопрос о том, поддерживает ли он присоединение Республики Молдова к ЕС и НАТО? А если он выступает за присоединение только к одной из этих структур?" Д.Ниделку подчеркнул также, что решение об отказе в регистрации инициативной группы не было принято под давлением правящей партии коммунистов и что таково беспристрастное мнение ЦИК. Из восьми членов ЦИК только один – М. Бушуляк - выступил против отклонения инициативы. Он заявил, что ЦИК не имеет никаких юридических мотивов для отказа в регистрации, так как на данном этапе, согласно действующему законодательству, комиссия призвана лишь проверить предварительные документы, необходимые для начала сбора подписей. Представитель инициативной группы, бывший член Конституционного суда, юрист Г.Сусаренко подтвердил свои обвинения, согласно которым ЦИК превысил полномочия, пытаясь рассмотреть вопрос по существу, а не его технические аспекты, как того предусматривает Кодекс о выборах Он подчеркнул, что Основной закон запрещает лишь референдумы, касающиеся прав и свобод человека.

Лидер ХДНП Ю.Рошка заявил после заседания ЦИК, что "в Республике Молдова произошло крайне тревожное событие, положившее конец периоду демократического становления", и призвал "всех граждан страны, все парламентские и непарламентские партии, все неправительственные, религиозные, профсоюзные и иные организации" выступить в защиту демократии. "Заявляю официально, что с сегодняшнего дня ХДНП начинает готовиться к возобновлению акций протеста в режиме нон-стоп, которые прекратятся только после окончательной отставки коммунистического правления и восстановления демократии в Республике Молдова", сказал Рошка. Представители правящей партии категорически отвергли  какое-либо давление на ЦИК в этом вопросе, однако заявили, что не поддерживают идею референдума, так как авторы инициативы "валят в одну кучу" Евросоюз и НАТО, тогда как руководство страны выступает за присоединение к Евросоюзу без интеграции в Североатлантический союз.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ