Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №68(01.02.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ТЕЛЕЦИКЛ «МАТЕРИК»
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Ольвия – пресс,
20 января 2003

Молдавский тупик переговорного процесса

Игорь Петров

В последнее время усилиями гарантов и посредников переговорный процесс по молдо-приднестровскому урегулированию, сведенный на уровень экспертов и представителей сторон, с трудом, но движется. 17-18 декабря минувшего года в Москве прошли консультации между участниками переговорного процесса. Консультации продолжатся в январе 2003 г. в Кишиневе. Сегодня, когда международное сообщество заявило о необходимости скорейшего урегулирования отношений Приднестровья и Молдовы, представляется актуальным еще раз отметить главные барьеры на пути переговоров и ситуацию, в которой приходится их преодолевать.

Сложности в развитии переговорного процесса молдавская сторона традиционно связывает с неуступчивостью руководства Приднестровской Молдавской Республики. Но на современном этапе разрешение приднестровского вопроса менее всего зависит от властей ПМР. Сейчас позиция приднестровской стороны как никогда близка к позиции гарантов и посредников. Приднестровье согласно строить «общее государство» с Молдовой с учетом собственных национальных интересов и нашло в этом стремлении поддержку России, Украины и ОБСЕ.

Внутриполитическая нестабильность в Молдове, связанная с принципами унитаризма и монолингвизма, является одним из основных барьеров на пути урегулирования отношений между Молдовой и Приднестровьем. Нельзя забывать, что основы современной молдавской государственности  были заложены прорумынскими элементами по румынскому образцу и с перспективой присоединения к Румынии, и послужили главной причиной возникновения в начале 90-х гг. приднестровского конфликта. В таком многонациональном крае как Молдавия, веками ориентировавшемся на Россию, румынский монолингвизм в совокупности с унитаризмом являются абсурдом, самим своим существованием грубо нарушающим права человека. Порочные государственные основы, заложенные национал-радикалами в эпоху крушения Советского Союза, и сегодня продолжают дестабилизировать обстановку в РМ. Приднестровью приходится строить «общее государство» с весьма нестабильным образованием, не имеющим твердых перспектив своей государственности.

Политическая нестабильность в государстве, по форме не соответствующем содержанию, вполне закономерна. На протяжении всей своей новейшей истории Молдова сотрясаема перманентным политическим кризисом. Недолгая стабилизация в политической и экономической жизни в 1994-1998 гг., была связанна с приходом к власти левоцентристов. Однако парламентские выборы 1998 г. стали реваншем правых радикалов, левые были дезорганизованы и расколоты.

На парламентских выборах 2001 г. Воронин пожал плоды деструктивной политики правых. Народ проголосовал за «коммунистов», поскольку альтернативы слева им уже не было. Конгломерат мелких предвыборных формирований, претендующих на политическое наследство Аграрной партии и блока «Социалистическое Единство», по сути, отдал голоса избирателей сохранившей политическую устойчивость ПКРМ.

ПКРМ пришла к власти в Республике Молдова на фоне масштабного политического кризиса, обусловленного трехлетней деятельностью правого парламента. Но надежды избирателей на позитивные политические реформы и стабилизацию после прихода к власти ПКРМ оказались напрасными. Напротив, новая власть после недолгих заигрываний с Москвой продолжила движение в тупик. Выступления правых радикалов дали возможность молдавскому руководству отступить от выполнения своих предвыборных обещаний и спокойно заняться переделом собственности и укреплением своей власти на местах. Именно в этом контексте руководство Республики Молдова рассматривает и решение приднестровской проблемы. Вопрос собственности – главный фактор, обуславливающий позицию Кишинева по приднестровскому вопросу. Можно поспорить, что Кишинев согласится на любой вариант урегулирования, который позволит молдавским властям «наложить лапу» на приднестровскую собственность.

Приднестровская проблема – единственное предвыборное обещание, которое не дает покоя руководству РМ. Проект федерализации, предложенный посредниками еще в июле 2002 г., несмотря на бурное обсуждение в обществе, не нашел поддержки официального Кишинева. Посредникам приходится прибегать к всевозможным рычагам давления на молдавскую сторону для того, чтобы переговорный процесс не замирал на мертвой точке. Процесс стоит на месте постольку, поскольку он всегда зависел от готовности молдавской стороны к изменению собственной политической системы. Но в РМ никто не согласится реформировать структуру власти с учетом интересов Приднестровья.

Складывается ситуация, когда прогресс в переговорном процессе никак не может быть связан с сегодняшним политическим режимом в Кишиневе. Надежды нет и на то, что позитивные перемены  будут связаны с изменением политической ситуации. Правые радикалы уже показали свою позицию, которая не претерпела изменений с 1992 г. Левые, напуганные активностью правых радикалов, молчат. Центристы теряют свою социальную базу. Молдавские бизнесмены вполне удовлетворены социально-экономической программой ПКРМ и не видят необходимости ставить на другую «лошадку». Тем временем молдавские власти продолжают «закручивать гайки», в парламенте РМ обсуждается направленный против Приднестровья закон «О противодействии экстремистской деятельности». Молдова оказалась в политическом тупике. Парадоксально, но «коммунисты», не имеющие конкурентов слева,  действуют в соответствии с программой правых радикалов. Альтернатив нет.

Другим фактором, тормозящим переговорный процесс, является экономическая разруха соседнего государства. Не секрет, что Молдова одно из беднейших государств мира. Легко можно понять озабоченные интересами собственного народа приднестровские власти, которые стремятся к независимости. Небольшое государство, сохранившее свой богатый экономический потенциал, не намерено объединяться с насквозь коррумпированной, имеющей миллиардные задолженности «черной дырой».

Однако говорить, что сегодня нет шансов на прогресс в переговорном процессе, нельзя. Посредники и гаранты переговорного процесса начинают занимать все более активную и жесткую позицию по приднестровскому вопросу. Прежде всего, выделяется позиция украинской стороны, которая на последних совещаниях в Москве выдвинула сенсационную инициативу, согласно которой всем сторонам и участникам переговорного процесса предлагается признать Приднестровскую республику во всех ее проявлениях вплоть до окончательного урегулирования проблемы.

Более внятную позицию начинает занимать и Москва. Согласно последним заявлениям российского МИДа, военное присутствие России в Приднестровье сохранится как минимум до окончательного разрешения конфликта. Реализация этих намерений исключает силовой вариант развития событий, который, по-видимому, готовится Кишиневом.

Предстоящая встреча в Кишиневе может и не стать серьезным этапом в процессе урегулирования приднестровской проблемы, хотя сюрпризы и не исключены. Интрига сохраняется: продолжится ли эволюция позиции России, будут ли иметь продолжение последние украинские инициативы? Ясно, что только усилия гарантов и посредников смогут повлиять на развитие процесса. Независимо от содержания предстоящих переговоров сами консультации необходимы, ведь гаранты и посредники давно поняли что ключ к урегулированию – договорной характер будущих отношений. Возможно, переговорный процесс движется слишком медленно, но пока он движется, мир на Днестре сохраняется, а плохой мир лучше хорошей войны.

 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ