Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №68(01.02.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ТЕЛЕЦИКЛ «МАТЕРИК»
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Независимая газета,
27 января 2003

Между Кишиневом и Тирасполем

Наталья Приходко

Посол России в Молдавии к скорому решению проблемы урегулирования на Днестре относится с пессимизмом.

Приоритеты российской политики в отношении Молдавии были сформулированы Владимиром Путиным примерно год назад - это защита прав соотечественников и поддержка российского бизнеса. В международном аспекте в российско-молдавских отношениях ярче прочих выделяется проблема скорейшего урегулирования приднестровского конфликта. Россию в последнее время критикуют (и небезосновательно) за то, что она почти отстранилась от решения этого вопроса, отдав его на откуп США. Об этом и о других аспектах взаимоотношений Москвы и Кишинева - в интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Молдова Павла Петровского.

То, что Москва проигрывает в политическом влиянии в Молдавии даже не самой популярной здесь ПАСЕ, отмечают многие наблюдатели. Может быть, это затишье перед каким-то кардинальным политическим шагом Кремля?

Такие шаги уже сделаны: за последние два года мы приняли ряд основополагающих документов. Главная цель здешней нашей политики - иметь в лице Молдавии дружественное России государство. Что же касается "конкурирования" с ПАСЕ, то договорами это не предусматривается. Кстати сказать, Совету Европы и его Парламентской ассамблее самим еще предстоит определить свое место в новой европейской политической системе. В отличие от Евросоюза, объединяющего богатые страны континента, Совет Европы сегодня вынужден в основном играть на пространстве бедных бывших советских республик. А те, в свою очередь, пытаются через него интегрироваться в Европу. И Молдавия здесь не исключение. К тому же ожидается, что в мае-ноябре этого года Молдавия будет председательствовать в комитете министров иностранных дел Совета Европы. Очевидно, Кишинев хочет уладить все проблемы, в том числе и поднятые в известных рекомендациях ПАСЕ. Москва, конечно, с уважением относится к праву дружественного молдавского государства отстаивать собственные интересы, в том числе и в европейском направлении.

Кишинев уже заявил о том, что в проблеме приднестровского урегулирования решающим может стать американский фактор. Это, по мнению наблюдателей, стало возможным вследствие стратегии уступок Москвы и тактических ошибок вроде ставки на "большую Молдову" в ее противостоянии с "маленьким Приднестровьем". Что вы скажете на это?

Москва изначально сделала ставку на мирное урегулирование приднестровского конфликта в рамках территориально целостной Молдавии, поскольку на правом берегу Днестра проживают 400 тысяч наших соотечественников, а на левом - 200 тысяч. Это означает, что в рамках целостного молдавского государства Приднестровью следует предоставить необходимый и достаточный правовой статус. И в этом смысле предложенный посредниками так называемый киевский федеративный проект представляется вполне перспективным. По моему личному мнению, для здешних условий наиболее приемлем вариант асимметричной (разноуровневой) 3-4-субъектной федерации. Помимо Приднестровья, определенный самостоятельный статус возможно было бы предоставить самому Кишиневу (так же как в России такой статус имеет Москва) и, скажем, исторически сложившемуся северному региону страны.

Но любые варианты и проекты будут бессмысленны до той поры, пока стороны сами не захотят выработать взаимоприемлемую формулу. А сегодня подобной политической воли я не вижу ни в Тирасполе, ни в Кишиневе, где устремления высшего руководства по-прежнему не встречают понимания на среднем управленческом уровне. Похоже, и сейчас еще в сохранении непризнанного приднестровского образования и урезанной Республики Молдова многие заинтересованы на обоих берегах. И потому к вопросу о вероятности в ближайшем будущем подвижек в урегулировании я отношусь с пессимизмом.

Американцы же в соответствии с прошлогодней декларацией Путина-Буша выразили готовность сотрудничать с Москвой и в приднестровской проблематике. Но, как мне кажется, представители США, непосредственно пообщавшись со сторонами, тоже поняли, что не так все здесь просто. Ну не будут же они вводить сюда войска НАТО!

Кстати, после вступления в НАТО Румынии границы альянса продвинутся до Молдавии. Почему в этих условиях Россия добровольно отказывается от своего исторического военного присутствия в регионе, вновь обязавшись, теперь уже к 2004 году, вывести оставшиеся в Приднестровье подразделения своей Оперативной группы войск?

О каком военном присутствии России в Молдавии может идти речь?! Сейчас здесь осталось менее чем полторы тысячи военнослужащих ОГРВ, которые в основном несут караульную службу - охраняют склады с боеприпасами. Правовой статус Оперативной группы остается неопределенным. И по мере вывоза и утилизации вооружения, чему до сих пор активно препятствовал Тирасполь, ее функции будут завершены.

Еще здесь находятся российские миротворческие силы, участвующие в поддержании режима безопасности в соответствии с соглашением 1992 года. По достижении урегулирования (если, конечно, когда-нибудь это случится!) необходимо будет прописать новый юридический статус российских миротворцев. Вот и все. Реального военного российского присутствия здесь давно нет! Да и не оправданно оно в современных условиях. И удивительно, что некое общественное мнение в России всерьез считает его необходимым. Кроме того, наличие иностранной базы на территории Молдавии противоречит Конституции, провозгласившей нейтральный статус республики. Или, может, кто-то хочет, чтобы Москва, как в старые советские времена, заставила Кишинев Основной закон государства изменить?

Вопреки здешнему законодательству и пророссийским декларациям нынешнего руководства пространство для русского языка в Молдавии по-прежнему сужается. В Кишиневе сегодня на русском нельзя защитить диссертацию или оформить свидетельство о рождении ребенка, да и имя его запишут на румынский манер - без отчества. В этой связи резонно спросить: здешняя 30-процентная русская диаспора обретет ли когда-нибудь политическое влияние, равное хотя бы тому, каким обладают 7 процентов молдавских румын? И почему до сих пор этого не произошло?

Российские представители постоянно обращают внимание молдавских руководителей на подобные проблемы. Но лично я думаю, что они автоматически оказались бы сняты с повестки дня с урегулированием приднестровского конфликта, поскольку тогда русский должен был бы стать вторым государственным языком.

Кроме того, в последнее время российской стороной много делается для закрепления и расширения поля практического использования русского языка. В прошлом году Россия впервые отправила в Молдавию (включая Приднестровье) около 400 тысяч учебников, организовала переподготовку преподавателей-руссистов, конкурсы русской словесности и т.п. Мы планируем открыть в Кишиневе российский центр науки и культуры. Московское правительство намерено открыть здесь "Русский дом", и, возможно, это произойдет уже в текущем году.

Что же касается русской диаспоры в Молдавии, то она и правда не слишком влиятельна, как, впрочем, и в других государствах Содружества, - прежде всего по причине своей разобщенности. При содействии нашего посольства большую часть здешних русских общин удалось консолидировать в координационном совете. И сейчас ведутся переговоры по подготовке соглашения о сотрудничестве правобережного координационного совета с Союзом русских общин Приднестровья, сформированном также при участии посольства.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ