Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №70(01.03.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ФОРУМ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Акция GlobalRus: Всемирная Русь

Мы публикуем статью Александра Горянина с сайта Гражданского клуба «Globalrus» и благодарим его за упоминание нашей скромной деятельности по взаимодействию с соотечественниками за рубежом (впрочем, должен заметить, что тезис о том, что наш Институт «неофициально связан с властью» требует уточнения. Среди наших учредителей есть структуры Правительства Москвы, однако федеральные органы власти не оказывают на нашу деятельность ни формального, ни неформального влияния). Г-н Горянин сетует на то, что наша работа ограничена постсоветским пространством. Что ж, это справедливо, как справедливо и то, что именно здесь сегодня – средоточие проблем зарубежных русских. Объединение этнических россиян в Европе или Америке – дело, конечно, нужное, и если на этом поприще находят свое применение таланты Бориса Березовского, это можно приветствовать с гораздо большим энтузиазмом, чем его инициативы на внутриполитическом поле России. Однако судьба русского народа как самого большого разделенного народа на планете решается сегодня не в Лондоне, а в Киеве, Астане и Ашхабаде. В этом наше глубокое убеждение.

13.01.2003 GlobalRus

Александр Горянин

Александр Горянин считает, что пришло время собирать соотечественников

GlobalRus, на что никто до сих пор, кажется, не обратил внимания, буквально значит «Всемирная Русь». Обязывающее имя. И, мы уверены, своевременное, ибо точно называет возникающий у нас на глазах феномен. Феномен пока еще не осмыслен, но уже хотя бы назван. Благодаря паспортно-визовой революции последних 12 лет, мы сегодня жители не только России, не только Руси (РФ+Украина+Белоруссия), но и Всемирной России-Руси.

Возникает новая реальность, занимающая весь обитаемый глобус, одновременно виртуальная и физическая. Как ей организовать себя? Ваши предложения, господа!

Global Rus: взгляд с сайта GlobalRus

Тема зарубежных соотечественников обсуждается в России постоянно, в том числе как тема сообщества планетарного масштаба (к ней постоянно обращаются Петр Щедровицкий, Андрей Столяров и другие известные авторы), но, к сожалению, она так и не стала достоянием общественного сознания. Нашу диаспору слишком редко рассматривают как российский плацдарм за пределами России — плацдарм человеческий, культурный, языковой, информационный, коммуникационный, экономический, финансовый, организационный и политический. А ведь наши зарубежные соотечественники, сознают они это или нет, — агенты и посланцы России (не Кремля, разумеется, а именно России). Кое-кто шарахнется от такого утверждения, а вот Китай и Израиль смотрят на свои диаспоры именно подобным образом, ничуть этого не стесняясь. Аналогичная точка зрения у ирландцев, поляков, армян, литовцев, итальянцев, греков, индийцев.

Новый фактор всемирного значения

На пороге нового тысячелетия стал очевиден Божий промысел, для чего-то создавший Всемирную Россию. Ее границы расширились до пределов Ойкумены за счет сокращения физических границ Российской империи 1914 года. Еще никогда в истории столь большое число людей русской (или в значительной мере русской) культуры не жило за пределами России — в СНГ и по всему миру. На этих людей можно смотреть как на неупорядоченное «рассеяние», а можно и как на складывающуюся трансгосударственную корпорацию (ТГК) «Всемирная Россия».

Сегодняшнюю ее можно охарактеризовать как малоупорядоченную совокупность малых и даже атомарных сообществ людей, говорящих и думающих по-русски либо даже просто хорошо понимающих русский язык. Общее у них — более или менее совпадающий культурный ресурс (духовные ценности могут совпадать, а могут и нет). Упорядочить волю и энергию разрозненной русской диаспоры, ускорить становление ТГК — одна из самых продуктивных целей, какие только можно себе сегодня вообразить.

Идеи, даже самые очевидные, редко воспринимаются сходу. Идею ТГК необходимо упорно и методично доносить до тысяч и тысяч людей из числа зарубежных соотечественников прежде, чем она овладеет умами.

С одной стороны, в век Интернета, задача выглядит вполне посильной. Если китайцам удалось это сделать в до-интернетовское время, говорим мы себе, нам сегодня вроде бы грех жаловаться. Смотрите, всего 35-40 лет назад всемирная китайская диаспора («хуацяо») вела практически распыленное существование, а сейчас это мощная солидарная сила. Осознать свое единство и бороться за общие интересы китайцам диаспоры на этапе сближения и структурирования помогла пресса. Свободная гонконгская, полусвободная сингапурская, на четверть свободная тайваньская и, как ни странно, тоталитарная пресса коммунистического Китая, где отношение к зарубежным соотечественникам всегда сильно отличалось от советского отношения к «белоэмигрантам», «власовцам», «отщепенцам» и пр.

Все верно, но сегодня вал информации, обрушивающийся на каждого, кто не прячется от нее специально, возрос по сравнению с 1960-ми годами стократно. Слова, которые тогда были слышны, как слышен шепот в читальном зале, сегодня можно (развивая образ) выкрикивать в мегафон — и не быть услышанным. Тем не менее, шанс есть.

Гипотеза о названии

Пункт, который будет трудно оспорить: чем больше людей отнесет себя к числу наших соотечественников, тем лучше. А раз так, давайте, едва назвав явление, сразу его переименуем: будем говорить про ТГК «Всемирная Русь». Почему «Русь» а не «Россия»? Причин три:

— Название «Русь» приемлемо также и для нацiонально свiдомих украинцев, и для белорусов (не знаю, как будет нацiонально свiдомий по-белорусски, да и на русский затрудняюсь перевести: и «национально-сознательный», и «национально-ориентированный» — не вполне точно).

— Словосочетание «Всемирная Русь», таким образом, имеет шанс стать интегрирующим фактором. Как название оно обяжет нас к повышенной политкорректности — но ведь и без того уже давно пора. Ох, как пора!

— В случае создания какого-либо объединяющего органа или центра на территории РФ, слово «Россия» в его названии неизбежно породит трудности при регистрации, а «Русь» — нет.

«Непривычно? Только первые два часа» — сказал в 1923 году режиссер Протазанов при обсуждении названия киностудии «Межрабпом-Русь». Привыкли через час.

Кого считать соотечественниками?

Отнесение (или неотнесение) себя к числу наших зарубежных соотечественников — личное дело конкретного человека. Самоотождествление свободных людей не происходит лишь по формальным признакам. Ядро Всемирной Руси за пределами исторической родины/метрополии составляют люди, сопереживающие ей, гордящиеся своей прямой или косвенной принадлежностью к Руси-России-СССР-Российской Федерации, ее культуре, истории и языку. Такие люди могут иметь любую религиозную принадлежность и носить фамилии любого звучания. Это ядро имеет обширную оболочку с размытыми границами. Оболочку составляют люди, чьи чувства и привязанности менее определены.

Историческое наследие Руси принадлежит не только русским, украинцам и белорусам. В нее изначально входили народы финского происхождения: карелы, коми, мордва, удмурты, марийцы, входили тюрки-чуваши. Тмутараканское княжество населяли, помимо славян, ясы (осетины) и адыги.

В русские пределы добровольно переселялись целые народы, наиболее яркий пример — калмыки. В число коренных народов Руси входят и русские евреи. В Киевской Руси возникла отдельная этническая группа евреев — кенааниты, чей язык сложился на основе древнерусского языка. Кенааниты говорили на этом языке много веков, в районе Бреста он сохранялся вплоть до XVII века.

Одним из российских народов давно уже стали русские немцы. Даже переселяясь в Германию, многие из них настаивают на этом прилагательном. Не менее четверти русского дворянства имеет татарские корни. В нем также обильно представлены потомки немецких, польских, литовских, молдавских и кавказских родов. Немало кавказцев было и в составе русского офицерства.

Многие из присоединенных к России народов затем участвовали в войнах и завоевательных походах империи, войдя в число имперских народов метрополии, не зря у башкир есть такие народные песни как «Сырдарья», «Форт Перовский», «Любезнай» (о Кутузове). Татары приняли живейшее участие в колонизации Средней Азии, а в освоение Сибири и Дальнего Востока велик вклад поляков и латышей.

Но главное, конечно, — наследие советского времени. Опыт последних 10-12 лет показал, что к русским или «скорее к русским» относит себя великое множество выходцев из всех республик бывшего СССР независимо от былой записи в их советском паспорте. Еще более единодушно относит их к русским иноязычное окружение.

Старые фобии вымирают. Литовская община в Англии очень дружелюбна к русской, участвует в ее мероприятиях. В свою очередь, «новые русские», поселившиеся в Англии, охотно берут литовцев на работу.

Всемирная Русь не должна отталкивать никого. Впрочем, она никого не должна зазывать и заманивать.

Одно из направлений

Совершенство путей сообщения, легкость преодоления границ, сотовый телефон и Интернет стирают рубежи между метрополиями и диаспорами. Мировые диаспоры уже сегодня создают новые, не замечающие государственных границ институты, влияющие на мировое производство, глобальные товарные и финансовые потоки. Хозяйственные процессы едва замечают национальные государства и региональные блоки. Заведомое преимущество организованных по сетевому (не иерархическому) принципу сплоченных групп, для которых общий язык и совпадающий культурный багаж — решающие факторы объединения, будет становиться все более важным фактором в игре экономических сил. Таким группам проще улаживать сложности, решать вопросы интеллектуального труда и кадров, формировать управленческие команды, осуществлять инновационные проекты. В них все понимают друг друга без напряжения.

Приведу любопытную цитату: «Чтобы Россия успешно вписалась в мировую экономику, ключевую роль должны сыграть «транснациональные русские» — люди, временно покинувшие Россию и хорошо изучившие западный экономический механизм. Достигнув предпринимательского и профессионального успеха на Западе, они смогут использовать свои навыки для повышения конкурентоспособности исторической родины» (С.В. Кугушев, председатель совета директоров Межрегионального инвестиционного банка АКБ МИБ; подробнее).

Кугушев, деля время между Москвой и Нью-Йорком, не понаслышке знает, о чем говорит. «Много случаев, — объясняет он, — когда парень там, друзья у него здесь, и они делают единый проект. Скажем, в России расположено производство, деньги занимаются на нью-йоркской бирже, сами финансовые потоки выводятся в Люксембург, механизм обеспечения прав собственности выведен в Ирландию или Лихтенштейн. Вы нигде не нарушили законы — вместо бандитов вас вполне легально прикрывают профессиональные адвокаты, а бизнес-схема эффективно работает». Таких «транснациональных русских», продолжает он, «чаще всего можно встретить в постиндустриальных секторах, и для России это очень хорошо». Опираясь на известные ему факты, Кугушев ставит перед Россией задачу «превратить США в наш финансовый придаток, а остальной мир в наш технологический придаток».

Не слишком ли смело? Кугушев так не считает, ибо «норматив эффективности сегодняшнего русского венчура не два к восьми, как на Западе, а два к трем». Опыт его инвестиционного банка показывает, что «научно-технический потенциал, накопленный СССР к концу восьмидесятых, практически неисчерпаем». Более того, продолжает он, «есть вещи, которые гораздо круче, чем открытие, — они закрывают целые отрасли. К примеру, способ производства бензина и прочих нефтепродуктов не с помощью крекинга, а по технологии, базирующейся на катализе и частотных колебаниях, причем технология вполне промышленная, себестоимость производства бензина падает в разы... У нас [у АКБ МИБ] полтора десятка таких разработок».

Впрочем, процветают и более традиционные виды бизнеса, что видно на примере холдинга «Славянский базар». Сертифицировав свыше 1000 наименований пищевой продукции из России, Украины, Молдавии и Литвы, он успешно внедряет их на английский рынок, и не только на английский. Сегодня «Славянский базар» имеет два грузовых терминала, сеть магазинов, собственное производство и систему представительств по всей Европе. Но председателю совета директоров холдинга Владимиру Юрьевичу Бобкову, счастливому отцу четырех маленьких дочерей, этого мало. Его любимая идея — объединение «русской Европы».

Тяга к объединению

«Закрывающие технологии», превращение США в финансовый придаток России, приучение англичан к ржаному хлебу и квашеной капусте и другие увлекательные вещи не слишком трогают нашу многомиллионную диаспору. Заботы и проблемы большинства ее членов куда более приземленного свойства. Убеждение, что решать их проще сообща, порождает тягу к объединению, но дело это, как показывает опыт, непростое.

Все мы — что в России, что за рубежом — вопреки вздорному мифу о нашей «общинности» и «соборности» — крайние индивидуалисты, не умеем и не любим объединяться. Хотя разного рода диаспоральные структуры исчисляются сотнями (от франкфуртского НТС до парижского Клуба самодеятельной песни), почти нет организаций, умеющих реально защитить интересы земляков. Даже когда к этому толкает суровая реальность той или иной страны рассеяния. О надгосударственном же уровне и говорить нечего. И это несмотря на огромную численность русской диаспоры!

Самым большим потрясением для тех, кто недостаточно знаком с вопросом, становятся цифры. В одном лишь Лондоне число тех, кого мы зовем соотечественниками, уже достигло 250 тысяч душ, во всей же Англии оно составляет от 350 до 400 тысяч. Когда я засомневался, меня заверили, что эти цифры были получены в ходе вполне ответственного маркетингового исследования.

Не менее 5 миллионов человек, свыше половины всей русскоязычной европейской диаспоры, рассеяны по Германии: толщина многочисленных русских газет, выходящих в данной стране, говорит сама за себя. Близко к миллиону число русскоязычных в Греции — это греки-понтийцы, а также бывшие политические беженцы (включая македонцев), жившие в СССР между 1949 и началом 90-х. Традиционно много наших во Франции, десятки тысяч живут в Дании, Швеции, Испании — да, собственно, повсюду.

Формально свыше половины 8-миллионной (только в Западной Европе!) «четвертой волны» — эмигранты по этническому принципу (российские немцы, греки, евреи), но в гораздо большей степени все они эмигранты экономически, хотя и не любят в этом признаваться. Три четверти переселенцев последних 15 лет — люди с рабочими специальностями. Второе место принадлежит высокообразованным профессионалам, велика доля студентов и школьников, заметны семьи «новых русских», а вот творческой интеллигенции довольно мало. Большинство учащихся и многие специалисты вернутся на родину, основная же часть прочих, видимо, пустит корни там, где она сейчас. Но почти все хотят видеть себя свободными людьми, предпочитающими в данный момент находиться в данной стране.

Объединительная конференция в Лондоне

В конце ноября в лондонском конференц-центре Cavendish прошла конференция «Русскоязычная община в Европе — прошлое, настоящее, будущее», собравшая около 250 участников из 16 европейских стран. Конференцию можно было бы назвать объединительной. Британские устроители — «Русский Дом» («Russian House International», существующая уже 12 лет благотворительная организация), уже упомянутый холдинг «Славянский базар» и информационная компания «East European Media Group» — решили создать общеевропейскую массовую организацию с индивидуальным членством и членскими (небольшими) взносами. Вступить в нее сможет любой, кто так или иначе самоотождествляет себя со словами «русский» и «российский». Будущую организацию еще предстоит юридически оформить и назвать. Возможно, соображения политкорректности обусловят длинное наименование вроде «Ассоциации русскоязычных общин стран Западной Европы». Названия вроде «Pax Russica» или «Ruthenia» пройдут едва ли.

Цель ассоциации, как ее сформулировал глава «Русского Дома» Владимир Воронов, — помочь диаспоре обрести голос для диалога с властями (местными, центральными и Евросоюза) в отстаивании своих интересов. Сегодня повсюду наряду с правами личности утверждаются права сообществ. Предоставление льгот, ассигнований и грантов национальным общинам в Западной Европе — обычная практика. В Англии, например, этим давно уже пользуются индийская, китайская, польская и другие общины. Их опыт показывает, что можно получать помещения под школы, клубы и культурные центры для поддержания языковой среды, особенно необходимой для детей, иметь льготы и скидки — например, при покупке авиабилетов, и даже проводить своих людей в выборные органы.

Есть и более скромные цели: оказание материальной, юридической, информационной помощи новым мигрантам, создание сети касс взаимопомощи. В случае успеха финансовой деятельности ассоциации задумано кредитовать ее членов, желающих начать свое дело. Есть планы открыть в европейских столицах русские информационные центры — в Лондоне такой центр уже есть, любой может получить там консультацию, пообщаться, купить книги, взять напрокат видеокассету или диск.

Самая амбициозная из заявленных на конференции целей такова: создать в Европе единое русскоязычное информационное пространство, увенчанное общим для Евросоюза русским телеканалом. Впрочем, не менее важна и бумажная пресса. Сегодня в Старом Свете, за пределами бывшего СССР, выходит не менее сотни русских газет и журналов, но почти все они, исключая парижскую «Русскую мысль», ориентированы на локальную аудиторию. Смельчаков с региональным, а тем более мировым замахом не находилось. Но вот, с весны этого года в Лондоне начал выходить, пока раз в два месяца, общественно-литературный иллюстрированный журнал «Колокол», адресованный всей интеллигентной диаспоре да и метрополии тоже (подписаться и получать его можно и в России). Это совершенно новое явление: журнал не просто рафинированный, но и безупречный полиграфически. Если Бог дарует ему долголетие, у «Колокола» есть шанс стать интеллектуальной площадкой диаспоры.

Рано или поздно ей понадобится и общеевропейская ежедневная газета — у журнала и газеты все-таки разные функции.

Автор этих строк был одним из немногих гостей из России. Мой доклад назывался «Русская диаспора — взгляд из бывшего СССР». Не буду уверять, что озвученная мной идея ТГК «Всемирная Русь» сразу овладела умами. Такие вещи надо повторять и повторять, пока однажды не услышишь: «Не ломитесь в открытую дверь. Кто же этого не знает?»

Член британской королевской семьи, известный русофил принц Майкл Кентский — кстати, хорошо говорящий по-русски — прислал конференции очень умное и совсем не формальное приветствие. Он назвал диаспору «послами своей исторической Родины» и даже упомянул (совсем как банкир Кугушев) «транснациональных русских». Принц обратил внимание на важный факт: «Русская община отличается высоким уровнем образования и работоспособности» и подчеркнул свое убеждение, что она «станет неотъемлемой частью европейского сообщества».

Борис Немцов в своем послании посетовал на то, что в отличие от других стран Россия не придает должного значения своей зарубежной диаспоре, и пообещал исправить положение путем создания представительств СПС за рубежом.

Все ждали, что участник конференции Б.А.Березовский (Лондон) ошарашит аудиторию чем-то неслыханным. Но нет, в своей речи он доказывал необходимость мощного русского лобби на Западе, которое могло бы помочь России в ее интеграции в Европу. «Эмиграция — лучшая помощь в этом деле, — сказал Березовский, — это ведь и есть непосредственное вживание России в Европу».

Первый ряд в зале конференции украшал посол Белоруссии в Лондоне Алексей Мажухов, а в двух шагах от опального олигарха устроились три дипломата из российского посольства, в том числе первый секретарь, в президиуме же сидела представитель (согласно репортажу В. Кара-Мурзы в «Коммерсанте») британского МИДа Фелисити Кейв. Если в их МИДе работают люди с таким превосходным русским языком, как у Фелисити, я поздравляю это учреждение.

Председатель оргкомитета конференции Владимир Бобков («Славянский Базар») сказал, что одним из приоритетов создаваемой организации должно стать формирование положительного образа России на Западе, а почтенный Б.С.Гершунский из Нью-Йорка, наоборот, предостерег от «искусственного улучшения» имиджа страны, где устанавливается тоталитарная диктатура и не по дням, а по часам растет фашизм. «Это факт!», добавил он. Может, из Нью-Йорка виднее?

Увенчаются ли успехом планы устроителей? Это станет ясно уже скоро. Подобного рода инициативы удаются тогда, когда диаспоре плохо врозь и когда находятся люди с перспективным зрением, готовые финансировать объединительные усилия. Они могут формально и не принадлежать к диаспоре. Отважусь на гипотезу: такие люди, как Сергей Владиславович Кугушев (кстати, дворянская и даже княжеская, хоть и не слишком старая фамилия, восходящая к татарским мурзам), не откажутся принять участие в интеграции русского рассеяния.

Как это видится из метрополии

Удастся ли данная объединительная попытка (хотелось бы!) или нет, Всемирная Русь — объективная реальность, и ее время осознать и ощутить себя назрело. Главное сегодня — помочь формированию в добровольных пределах ее общего самосознания, выявлению совпадающих интересов и задач ее обособленных, а порой, и противостоящих сообществ.

С точки зрения метрополии, не менее важно просвещать элиты русской диаспоры, рассказывая им о России то, что они успели забыть или никогда не знали. Россия — не только географическая, политическая или культурная отдельность. Как любое другое человеческое сообщество, она представляет собой рефлексивную полисистему, в которой представления, используемые для осмысления прошлого и настоящего (и проектирования будущего), более реальны, чем сами реальности прошлого и настоящего. Вернее, представления — это и есть реальности, поскольку именно они определяют понимание человеческими сообществами своего места в мире. Закрепляясь в гласных и негласных идеологиях, эти представления становятся решающим фактором взлетов и падений стран и народов. Картина мира — всегда предмет договоренности, пусть даже неосознанной. Возобладавшие сегодня представления российского общества о себе — суть искусно сконструированные и злонамеренно навязанные негативные матрицы. Но для миллионов людей эти матрицы — и есть реальность, другой они не знают. Никакие усилия по освобождению российского сознания и подсознания внутри и вне страны от навязанных негативных матриц не будут чрезмерны.

Подобная работа возможна лишь на площадках, где данный круг вопросов может обсуждаться на полноценном уровне. Для диаспоры ими могли бы стать, в частности, журнал «Колокол» и специальный, умело сделанный и профессионально поддерживаемый информационый портал ассоциации. Такое обсуждение может сыграть свою роль в структурировании ТГК Всемирная Русь — при условии решительного отсечения «пикейных жилетов», катастрофистов, реставраторов СССР и демшизы.

Исключительно важен профессиональный мониторинг русского Интернета, обзоры жизни землячеств, консультации по вопросам отношений с государством проживания, обобщение опыта других этнических диаспор мира, следует постоянно обновлять Russian Expats Links. Бизнесу диаспоры должен быть облегчен доступ к идеям, проектам и инвестиционным предложениям из России.

Совершенно необходима антидиффамационная деятельность. Ее алгоритм: неотвратимое привлечение к суду тех на Западе, кто допускает антирусские выпады. Для ведения этой деятельности необходим денежный фонд: что неприятно, - но устраниться от нее нельзя. Еврейский пример показывает, что открытые недруги быстро прикусывают языки. Политкорректность на стороне диаспоры.

Официальные инициативы

В России о диаспоре все чаще вспоминают и на официальном уровне. Российский МИД завел особый отдел (департамент? управление? направление?) по связям с зарубежными соотечественниками. Правда, пока только по связям, а не по защите интересов, поскольку МИД смотрит на зарубежных сограждан, главным образом, как на электорат. ТВ сообщило 3 августа 2002 года, что «зарубежными русскими» займется вновь созданное подразделение в администрации президента. Проблемами зарубежных соотечественников специально занимается неофициально связанный с властью Институт стран СНГ, но его деятельность почти полностью ограничена постсоветским пространством.

Есть и другие инициативы. Русская Православная церковь только что организовала в Москве Всемирный Русский народный Собор (уже не первый) — внешне пафосное мероприятие, из тех, где настоящие решения, если принимаются, то в кулуарах. ИТАР-ТАСС провел в октябре в Берлине пятый по счету Конгресс зарубежной русской прессы. Гордума СПб финансирует конференции на тему культурного наследия русской эмиграции с оплатой дороги и размещения делегатов со всего мира, причем, очередная прошла в конце августа-начале сентября (главный организатор Михаил Никитич Толстой), а на осень 2003 в СПб назначен Третий конгресс зарубежных соотечественников (первые два прошли в 90-х годах). 11-12 октября 2001 года в Москве прошел «Конгресс соотечественников России, проживающих за рубежом», без номера, но с выступлением В.В.Путина и приветствием Алексия II. Интересно, что и МИД готовит свой конгресс — по слухам, вне связи с уже прошедшими, как Первый.

Ставить большие цели

Убежден, что будущая ассоциация не сможет быть полностью успешной без зеркального контрпартнера внутри самой России. Речь не о сотрудничестве с теми или иными российскими организациями, фирмами, лицами, фондами, государственными органами — таких партнеров может быть сколько угодно. И не о простом филиале (представительстве) в России. Речь о самостоятельной негосударственной внутрироссийской структуре, представляющей и отстаивающий интересы диаспоры.

Эти интересы охватывают такие вопросы, как: двойное гражданство или особый статус; постоянная виза; возможность реституции в особых случаях (заброшенные родовые имения, дурно управляемая собственность — особенно в сельской местности и малых городах); более благоприятные (по примеру китайцев) условия инвестирования; поиск родственников.

Известно, что те эмигранты во втором (и т.д.) поколении, кто уже решил свои материальные проблемы, обращаются к нематериальным и готовы платить за их решение. Так, их интересуют предки, генеалогия (на нее сейчас большой бум), они сплошь и рядом хотят оказаться потомками дворян, хотят увидеть места, откуда происходят их корни, отыскать могилы, заказать и поставить памятники, хотят получить копии старых документов, особенно подтверждающих права на землю и недвижимость. Им нужна подготовка поездок и сопровождение, специальные туры, переводчики, видеосъемка определенных местностей и улиц и пр. Это целое направление. При умелой постановке дела вполне реально даже создание собственной инфраструктуры — например, малых гостиниц для облегчения поездок зарубежных соотечественников на родину.

Но и возникающая сегодня организация русских общин Европы с самого начала должна, как обязательное условие, ставить перед собой не только злободневные задачи взаимопомощи, юридической защиты, детского образования и т.д., но и более масштабные цели. А именно — защищать российские интересы в мире; помогать формированию положительного (как ни жаль огорчать г-на Гершунского) образа России; напоминать о демократическом и либеральном характере преобразований в России и ее европейском цивилизационном выборе; помогать восстановлению исторического общерусского самосознания на постимперском пространстве, в первую очередь, в Украине и Белоруссии; содействовать инвестициям в Россию; продвигать российские товары и технологии; поощрять репатриацию; не поощрять утечку умов; бороться с русофобией.

Ровно то же самое делает (только замените «Россию» на «Китай») китайская диаспора — с пользой не только для исторической родины, но и для себя. Всего два примера.

Первый: «Лидеры китайской диаспоры, насчитывающей 35 миллионов человек, провели конференцию в Сингапуре, чтобы обсудить, как с помощью новейших технологий установить более прочные связи между китайскими общинами вне КНР. На встрече рассматривался и вопрос о положении китайцев в странах, где они подвергались гонениям» (Би-би-си).

Второй: «В Нанкине прошел всемирный конгресс предпринимателей китайского происхождения. Экономическое могущество китайцев вне Китая огромно: они контролируют 50% частного капитала на Филиппинах, 70% — в Индонезии, по 80% — в Таиланде и Малайзии» (Правда.Ру).

Где уж нам до китайских цифр, скажет кто-то — и поспешит с выводами. Мы уже видели, что количество людей русского культурного ресурса только в Европе равно населению немалой страны. Что же до соответствующей доли в экономике, пока что она велика только на постсоветском пространстве, но не забудем, что мы лишь в самом начале процесса. Выше всего эта доля в Латвии: до ? тамошнего бизнеса, почти как у китайцев в Индонезии. Латвия — маленькая модель «руссификации» бизнеса на уровне отдельного государства. Трансгосударственные модели пока предпочитают себя не рекламировать.

Еще древние говорили: неразумно не ставить большие задачи — ведь они требуют таких же усилий, что и малые. Приверженность решению больших задач сделает организацию русских общин Европы естественным центром ТГК Всемирная Русь/Global Rus.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ