Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №70(01.03.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ФОРУМ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


КУБ Кz,
16 февраля 2003

Политические итоги работы правительства Казахстана.

Андрей Чеботарев

28 января исполнился год действующему правительству Республики Казахстан, возглавляемому премьер-министром Имангали Тасмагамбетовым.

Как известно, 16 января этого года президент РК Нурсултан Назарбаев провел совещание с членами правительства, на котором были подведены предварительные итоги 2002 года, рассмотрены вопросы о выполнении поручений и заданий главы государства руководителями министерств и ведомств и об укреплении дисциплины и порядка в системе исполнительной власти.

Несмотря на свою "молодость", правительству пришлось выслушать серьезную критику со стороны президента по ряду упущений и недостатков в своей работе. Правда, эта критика касалась в основном деятельности правительства в экономической сфере. По понятным причинам политическая сторона работы правительства не затрагивалась. Хотя именно ей нужно было уделить особое внимание. Казалось бы, что с приходом к руководству правительством человека, который по своей прежней работе в госаппарате курировал внутреннюю политику, в этой сфере произойдут определенные улучшения. Однако случилось все наоборот.

Правительство оказалось неспособным пойти на мало-мальский диалог с обществом и его институтами, особенно с оппозицией. Оно также показало свою невосприимчивость не только к любой критике (за исключением, конечно, идущей от президента), но и поступающим в его адрес конструктивным предложениям по эффективному решению актуальных политических и социально-экономических проблем. Вместо этого оно фактически начало "крестовый поход" на всех инакомыслящих. Отсюда откровенно политические судебные процессы по явно надуманным уголовным основаниям над лидерами движения "Демократический выбор Казахстана" Мухтаром Аблязовым и Галымжаном Жакияновым, а также известным журналистом Сергеем Дувановым, осужденных к различным срокам лишения свободы.

Другим "достижением" правительства на поприще борьбы с инакомыслием стало оказание давление на ряд независимых СМИ, которое привело либо к их закрытию (газеты "Время По", "Республика-2000"), либо вынужденной смене владельцев и переходу на лояльные к властям позиции (телеканал "Тан"). Крепкими "орешками" в этих условиях остаются пока что газеты "Сол дат" и сменившая уже три названия "Ассанди таймс", прессинг в отношении которых не прекращается.

Самым же ощутимым ударом властей по оппозиции стало принятие в июле 2002 года нового закона «О политических партиях». Великий русский полководец Александр Суворов говорил, что воевать нужно не числом, а умением. Казахстанские же власти решили взять оппозицию именно числом. Речь идет об увеличении требуемого законом числа членов партий для их государственной регистрации с 3 до 50 тыс. человек и наличия у партий своих филиалов во всех областях республики. За неисполнение этих требований партии буквально приговариваются судом к ликвидации.

В итоге уже 4 партии (РНПК, Народный конгресс, "Азамат", "Казак ели") фактически сошли с политической арены, отказавшись исполнять данный закон, расценив его недемократическим и неконституционным. Правда, нужно заметить, что инициатором его принятия выступило не правительство, а поддерживающая его партия "Отан" через своих парламентариев. Однако у правительства имеется достаточно рычагов, чтобы заблокировать еще на стадии обсуждения в комитетах палат парламента любой неугодный им законопроект. Это, кстати, произошло с разработанным партией "Ак жол" проектом закона "О свободе слова, получения и распространения информации в РК". Так что правительство было явно не против принятия нового закона о политических партиях в таком "драконовском" содержании.

Последний случай, кстати, наглядно показывает, что правительство как-то дистанциировалось от процессов и событий во внутриполитической сфере. А потому оно отдало ее на "откуп" всем, кто пожелает туда влезть. Следствием такого подхода стало чрезмерное вмешательство в политику представителей правоохранительных органов, взявших на себя непомерные задачи играть роль политического сыска и даже "борца" за "чистоту" существующего политического порядка.

В итоге - уже отмеченные выше политические процессы, основанные на доказанных защитой обвиняемых фактах фальсификации доказательств и нарушениях уголовно-процессуального законодательства во время ведения следствия, а также сопровождаемые нарушениями элементарных человеческих прав этих лиц во время их содержания под стражей. Даже этот год силовики начали с возбуждения финансовой полицией уголовного дела в отношении председателя исполкома РНПК Амиржана Косанова, инкриминируя ему нарушения Налогового кодекса.

Причем подобные игры силовиков в "большую политику" уже обернулись трагедией - смертью при загадочных обстоятельствах в камере одного из райотделов полиции дочери известного общественно-политического деятеля и журналиста Лиры Байсеитовой Лейлы. МВД же по принципу "своих не сдавать" представило все так, что девушка сама свела счеты с жизнью. Так или иначе, но все эти дела вызвали широкий международный резонанс, способствующий ухудшению имиджа Казахстана за рубежом.

Кроме того, при попустительстве властей в политику вошла так называемая "третья сила", представители которой совершили разбойные нападения на редакции газет "Сол дат" и "Деловое обозрение "Республика". В первом случае были избиты сотрудники, во втором – сожжен офис редакции. Затем в подъезде своего дома "неизвестными" был избит Сергей Дуванов.

Примечательно, что по всем этим фактам была реакция со стороны главы государства, который осудил нападение на журналистов и потребовал от правоохранительных органов найти преступников. Но, как говорится в известной басне, "а воз и ныне там". Единственно, что удалось разыскать и привлечь к ответственности лиц, избивших ведущего Коммерческого телеканала Артура Платонова. Причем "злоумышленниками" оказались отставные сотрудники полиции.

В случае с Платоновым показательно выступление 19 августа прошлого года на пресс-конференции председателя исполкома Конгресса журналистов РК Дариги Назарбаевой. По ее словам, "складывается ощущение, что г-н Тасмагамбетов живет в другой стране и управляет правительством другой страны, что происходит в обществе их не касается, и всякий раз выставляется Президент, а всем очень уютно и удобно за его спиной сидеть". С учетом приведенного выше можно полностью согласиться с этими словами.

Деятельность этого правительства также характеризуется закрытостью, что особенно касается принимаемых им решений. Соответствующая информация, которая попадает в СМИ, видимо, через пресс-службу правительства, является, как правило, сжатой и неконкретизируемой, больше напоминая набор статданных. Все это создает впечатление, что правительству выгодно скрывать достоверную информацию о реальном положении дел в тех или иных сферах общества. Попросту говоря, ему нечем особо здесь похвастаться.

От общения с прессой закрыт и премьер-министр. Разве что можно вспомнить его апрельский дебют, когда он на заседании парламента дал ответ на запрос депутатов мажилиса Серикболсына Абдильдина и Бориса Сорокина относительно наличия у Казахстана секретных зарубежных счетов, открытых по распоряжению президента РК. Как известно, Тасмагмбетов тогда заявил, что подобных счетов у Казахстана нет, за исключением… секретного валютного фонда, созданного еще в 1996 году. Его основу составили средства в сумме 1 млрд. долларов США, вырученные от продажи 25 % акций нефтяного месторождения Тенгиз. По утверждению премьера, данный фонд был создан и действует исключительно в интересах страны и его средства были лишь дважды использованы в критические для республики дни. Первый раз в 1997 году, когда долг правительства перед пенсионерами составил примерно 36 млрд. тенге и мог вызвать социальный "взрыв". Второй раз - в 1998 году, когда произошел мировой финансовый кризис и обвал рубля в России и к осени дефицит бюджета составил около 400 млн. долларов США.

Однако это признание премьера нельзя назвать удачным. Во-первых, он не ответил по существу вопросов, заданных ему депутатами. Тем самым он дал им и всей политической оппозиции возможность вновь обратиться к теме тайных зарубежных счетов высокопоставленных чиновников РК, по фактам наличия которых уже не первый год ведется расследование в США и Швейцарии, и постоянно поднимать ее во время своих публичных выступлений и в СМИ.

Во-вторых, ряд депутатов парламента негативно отнеслись к данному заявлению главы правительства. Их очень сильно задело то, что наличие у страны секретного валютного фонда долгое время скрывали и от них. Примечательно, что такие настроения показали даже отдельные лояльные к властям депутаты. В частности, депутат от пропрезидентской партии "Отан" Татьяна Квятковская открыто заявила, что правительство в рассматриваемом случае обманывает "избранников народа".

В-третьих, по словам той же Квятковской с ссылкой на свидетельство неизвестных чиновников, долги по пенсиям были выплачены в 1997 году за счет кредитов Международного валютного фонда. В этом случае закономерно возникает вопрос: если названные долги погашались за счет секретного фонда, как утверждает премьер, то куда же делись деньги МВФ? А если все же это были деньги МВФ, то тогда куда "ушли" 36 млрд. тенге? Так что, хотели сделать как лучше, а вышло как всегда…

Одной из больших ошибок правительства можно назвать и нежелание поддерживать конструктивные отношения с партией "Ак жол" и ее лидерами, со многими из которых еще недавно сам премьер и другие чиновники работали чуть ли не бок о бок. Предложения партии по улучшению налоговой и социальной политики были названы лично премьером популистскими. Хотя, поведи себя правительство и его глава совсем по-другому, они могли бы получить в лице "Ак жола" реальную и сильную группу поддержки своей политики.

Можно по-разному относиться к данной партии и ее лидерам. Однако, видимо, не случайно, что спасать ситуацию, во всяком случае в экономике, руководство страны призвало именно их. Сперва во власть вернули Кайрата Келимбетова, ныне являющегося министром экономики и бюджетного планирования. А не так давно на должность помощника президента РК по экономическим вопросам был назначен сопредседатель "Ак жола" Ураз Джандосов. Выходит, что президент страны не разделяет политические оценки своих подчиненных из правительства. А это уже одна из существенных ступенек на пути к отставке. Не случайно, видимо, и то, что, не проработав еще и года, это правительство подверглось в 2002 году нескольким структурно-организационным и кадровым изменениям. Чего не наблюдалось за его предшественниками.

Работу правительства также сопровождала серия коррупционных скандалов, в результате которых лишились своих кресел министр транспорта и коммуникаций Аблай Мырзахметов, первый вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Булат Елеманов, вице-министр сельского хозяйства Толеухан Нуркиянов, вице-министр транспорта и коммуникаций Руслан Туякбаев, вице-министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Мажит Турмагамбетов. Такого, произошедшего за период менее года, в Казахстане прежде никогда не было.

В то же время начавшаяся в прошлом году очередная кампания по борьбе с коррупцией ощутимых результатов не дала. Как всегда борьба велась с отдельными лицами, а не с условиями и факторами, благоприятствующими коррупции. В итоге "флагман" этой кампании, созданная при президенте Комиссия по борьбе с коррупцией и соблюдению служебной этики госслужащими, куда входит немало членов правительства, после отставки ее председателя Сата Токпакбаева бесшумно замкнулась сама в себе.

В результате такой "борьбы" Казахстан по Индексу восприятия коррупции за 2002 год, представленный международной организацией "Транспаренси Интернешнл", опустился на 17 позиций по сравнению с 2001 годом, заняв 88-е место и получив 2,3 балла. Это является довольно низким показателем, свидетельствующим о том, что уровень коррупции в республике заметно вырос, а уровень борьбы с нею – снизился. К тому же из других стран СНГ ниже Казахстана по ИВК находятся только Молдова и Азербайджан.

Не все ладно в 2002 году было и в отношениях между правительством и бизнесом. Вместо реальной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, о чем заявляет в своих программах уже не первое правительство, власти допускают неправомерное вмешательство в сферу частного предпринимательства. Только за 9 месяцев 2002 года количество проверок субъектов бизнеса со стороны всевозможных органов, по данным министра индустрии и торговли Мажита Есенбаева, увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2001 года на 31%. Органами финансовой полиции в это же время было возбуждено 55 уголовных дел по фактам незаконного вмешательства госслужащих в предпринимательскую деятельность.

А ведь именно такие незаконные вмешательства и проверки, особенно со стороны фискальных органов, является одной из главных причин, заставляющих бизнесменов "сворачивать" свое дело или уводить капиталы за рубеж. И как всегда решать эту проблему пришлось не правительству, а президенту страны. На прошедшем в сентябре прошлого года очередного Форума предпринимателей Казахстана глава государства поручил правительству принять надлежащие меры для улучшения своих взаимоотношений с бизнесом. Правда, существенных результатов в выполнении правительством этого поручения пока не видно.

Вообще, практически весь год за правительство все решал президент. Именно он выдвинул идею создания постоянно действующего Совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества (ПДС) для обеспечения конструктивного взаимодействия между государством и такими институтами гражданского общества. Само правительство до этого не додумалось. Более того, бросившись выполнять задание главы государства по созданию ПДС, оно его чуть не "завалило".

По логике вещей, правительству следовало бы разработать и предложить на обсуждение участникам совещания уже на самом первом его заседании проект Положения о ПДС, в котором были бы четко расписаны функции, структура, регламент и другие вопросы организационного характера данного органа. Однако такой документ почему-то появился лишь на втором заседании ПДС. В итоге целых два заседания были посвящены решению вопросов организационно-правового характера. Причем правительство предпочло уступить здесь лидерам партии "Ак жол", которые представили свой альтернативный проект. Стало быть, аналогичный документ правительства сильно проигрывал "акжоловскому", раз оно решило так спокойно отказаться от его обсуждения.

Кроме того, правительство, стремясь собрать в ПДС в основном нужных и лояльных к себе персон, явно допустило перебор в этом деле. Вместе с тем тех, с кем действительно нужно вести диалог, оно как-то и не стремилось заинтересовать участием в совещании. Такое критическое положение вокруг ПДС начало выправляться лишь в этом году, когда на его последнем заседании появились лидер Компартии Казахстана Серикболсын Абдильдин и известный правозащитник Евгений Жовтис. С другой стороны, активно участвующие до этого в работе ПДС лидеры "Ак жола" решили приостановить это свое участие по причинам того, что здесь к их предложениям проправительственное большинство не спешит прислушиваться.

В конце 2002 года правительство "образцово" провело довыборы депутатов мажилиса вместо выбывших в трех избирательных округах, обеспечив всеми "правдами", а еще больше неправдами, избрание депутатами удобных им лиц. Причем лично сам премьер проявил тут инициативу, посетив свою родную Атыраускую область и побеседовав с одним из лидеров предвыборной гонки советником президента национальной компании "Казмунайгаз" Нурпеисом Махашевым, после чего тот неожиданно снял свою кандидатуру. В итоге на выборах в Курмангазинском избирательном округе "победил" аким Махамбетского района Узаккали Елеубаев, который, видимо, работал с Тасмагамбетовым еще во время его пребывания в должности акима Атырауской области.

Большие "пробелы" имеются и во внешнеполитической деятельности правительства. В частности, на фоне очевидной подготовки США к войне с Ираком МИД РК занял сдержанную позицию по этому вопросу, переадресовав его решение Совету безопасности ООН. Видимо, не желая обидеть Вашингтон, ставший за последние годы чуть ли не главным "интендантом" казахстанской армии и нефтяным инвестором. Хотя если эта война произойдет, то ее последствия очень сильно и негативно отразятся на экономике Казахстана, зависимой в основном от внешних вливаний и колебаний мировых цен на сырье. В связи с этим можно было бы обозначить свое отношение к ней более жестче, как это сделали, к примеру, Германия и Франция.

Более того, подписав в июле прошлого года с США меморандум о предоставлении их самолетам, в том числе боевым, возможности вынужденной посадки в аэропорту Алматы, МИД РК не подумал о том, к чему это может привести. Ведь вряд ли в случае войны с США Ирак будет особо разбираться, кто его действительный военный противник, а кто просто "младший помощник" этого противника. Ракетный удар от него в этом случае могут получить и те, и другие.

МИД не удосужился подготовить, несмотря на наличие у него своей Дипакадемии, и представить главе государства достойные представлять интересы Казахстана за рубежом кадры. В результате многие действующие послы вынуждены работать сразу по 3-4 странам. Политика неэффективной дипломатии остается в силе. Непонятно так же, зачем главе МИДа понадобилось при таком дефиците кадров увеличить штат своих заместителей до 5 человек? Тем более, что до сих пор кресла двоих из них пустуют.

Кстати, проблема кадров является общим для всего правительства. И решить ее оно намерено вполне характерным для его закрытости от общества способом – фактическим отказом от ротации госслужащих по конкурсной системе. Соответствующий законопроект с поправками к закону "О государственной службе" в скором времени должен быть принят. По мнению экспертов, его принятие, в частности, позволит вновь назначенным руководителям министерств и ведомств приводить с собой и без труда назначать на должности в вверенном ему органе людей со своей прежней работы. Так что уровень кумовства и сопутствующей ему коррупции в системе государственной службы обещает подрасти.

Наконец, сильно возмущают обещания правительства улучшить ситуацию в социальной сфере, поскольку все делается с точностью до наоборот. Показательна здесь, к примеру, попытка правительства провести через парламент закон, отменяющий льготы в виде бесплатного проезда на всех видах транспорта, бесплатного медобслуживания и приобретения лекарств, получения ссуды на жилье для жителей Приаралья, давно признанного зоной экологического бедствия. По мнению властей, этих людей лучше переселить в другие регионы страны, чем тратить деньги на спасение Приаралья и поддержку его жителей. Благо, что даже самые лояльные парламентарии не поддались таким "соблазнам" и решили до 2005 года этой темы не касаться. Но если вдруг завтра подобные социальные "эксперименты" действующего правительства все же будут продолжены, то рост социальной и, как следствие, политической напряженности в стране, несмотря на работу ПДС и иже с ним, станет неизбежным.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2018 Институт стран СНГ