Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №71(15.03.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ФОРУМ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Форум,
5 марта 2003

Сколько голов у оппозиции?

Андрей Колпаков, БФ «Содружество»

На минувшей неделе лидеры оппозиционных сил («Наша Украина», БЮТ, КПУ, СПУ) выступили с заявлениями и комментариями относительно будущего участия их представителей в выборах Президента Украины. Кроме вопроса участия кандидатур от оппозиции, политики акцентировали внимание на будущем самого института Президентства в рамках политической реформы, а также на взаимоотношениях политических сил в формате «четверки».

Участие в избирательной кампании 2004 года и вопрос выдвижения единого кандидата от оппозиции.

Так, находясь с визитом в Берлине Ю.Тимошенко, заявила, что не исключает своего участия в президентских выборах, однако готова пожертвовать своими интересами в пользу общих целей оппозиции, если удастся договориться о едином кандидате на пост Президента Украины. Лидер «Нашей Украины» Виктор Ющенко заявил о том, что надеется на самое тесное сотрудничество «Нашей Украины» и БЮТ на следующих президентских выборах.

В то же время представитель СПУ народный депутат Иосиф Винский заявил, что социалисты не отрицают, что Александр Мороз может снова баллотироваться на предстоящих выборах. При этом он отметил, что «мы (СПУ – авт.) готовы на широкие компромиссы. Не отрицаю, что этим компромиссом может быть и представитель нашей партии». Характеризуя подобный компромисс, в рамках соглашения Иосиф Винский заявил, что «должна быть определенная форма ответственности, и в рамках той системы власти, которая будет сформирована, мы должны договориться, что если «А» – Президент, «В» - становится премьером, «С» - председателем – Верховной Рады, «Е» - главой Нацбанка и т.д.».

Вопрос целесообразности выдвижения «единого» кандидата как от власти, так и от оппозиции, аналитики Фонда неоднократно обращали внимание. На сегодняшний день, по мнению ряда экспертов, ситуация коррелируется реальным рейтингом представителей оппозиционных сил, его динамикой, позицией окружения политических лидеров и их личными амбициями.

Так, потенциальные кандидаты от КПУ и «Нашей Украины», которые представляют более влиятельные силы и имеют высший рейтинг, по сути умалчивают о своем будущем участии в избирательной кампании. Однако, по мнению ряда экспертов, данное умалчивание обусловлено лишь тактической необходимостью, вызванной пониманием негативных последствий раннего «фальстарта». В то же время лидеры политических сил, которые имеют рейтинг ниже, чем у первой группы (БЮТ, СПУ), однако более прогрессирующую динамику, пытаются акцентировать на своем возможном участии в кампании и демонстрируют готовность к переговорам.

Сутью переговоров должно стать будущее неучастие упомянутых политических лидеров в кампании взамен на получение после избрания поддержанной кандидатуры кадровых, политических, экономических дивидендов. Так, если представитель социалистов прямо говорит о необходимости соглашения с дальнейшим перераспределением ключевых должностей, то БЮТ строит свою стратегию несколько иначе. Так, сама Ю.Тимошенко акцентирует внимание на своем возможном участии в предвыборной гонке, а политики, близкие к ней (народные депутаты Александр Турчинов, Андрей Шкиль), демонстрируют заинтересованность своего лидера в должности премьер-министра, при чем вторым субъектом возможных договоренностей называют Виктора Ющенко. Таким образом СПУ и БЮТ хотя и исходят из одинаковых интересов, рознятся в акцентировании на второй стороне будущих договоренностей.

Если для представителей СПУ это все оппозиционные силы в формате «четверки», то для БЮТ основным визави является «Наша Украина». Это обусловлено следующими причинами. Рейтинг у лидера СПУ Александра Мороза ниже, а электоральное поле потенциально уже, чем у лидера БЮТ Юлии Тимошенко. Более того, если фактически выдвижение представителя СПУ может повлиять на результаты как Петра Симоненко, так и Юлии Тимошенко, то для представителя БЮТ основным электоральным конкурентом является Виктор Ющенко. Кроме того, динамика рейтинга Юлии Тимошенко на сегодняшний день имеет тенденцию к увеличению, особенно в Центральной и Западной Украине, где традиционный электорат имеет и А.Мороз. Основным донором для увеличения популярности лидера БЮТ является «Наша Украина», а также «нерешительная» и «балансирующая» позиция ее лидера. Таким образом, в случае продуманной технологической политики и стечения обстоятельств со временем Юлия Тимошенко может создать достаточные политические риски для Виктора Ющенко.

Это позволит лидеру БЮТ выступить с позиций более сильного переговорщика. Также с такой позиции позволит выступить СПУ и БЮТ, вероятная регистрация кандидатур с дальнейшим их снятием. Однако, по мнению экспертов, практическая реализация вышеуказанных предполагаемых договоренностей имеет несколько проблем. Во-первых, предлагаемый состав высшего эшелона власти из представителей политических сил, которые стоят на кардинально различных позициях по основных вопросам на практике слабо осуществим. Во-вторых, для амбициозных лидеров оппозиционных сил предлагаемой должности может быть недостаточно. Так, пока трудно предположить, что лидер КПУ Петр Симоненко посчитает приемлемым для себя и для партии занять пост премьер-министра или главы Нацбанка.

С должностью председателя Верховной Рады также связаны определенные трудности. Так, парламент - орган законодательной власти, непонятно, как в предполагаемом соглашении будет описан процесс распределения должностей с учетом поста главы парламента или другой должности, для назначения на которую необходимо согласие ВРУ.

На сегодняшний день оппозиционные силы не имеют достаточно голосов для изменения руководства парламента. Конечно, ситуация после избрания «единого» кандидата от оппозиции на пост Президента может измениться, однако это не гарантирует избрание на данную должность оппозиционного лидера. Кроме того, с учетом возможной политической реформы пост главы парламента может стать значительно привлекательней, чем на сегодняшний день. В-третьих, каждый из оппозиционных лидеров, имеет достаточно большое количество амбициозных политиков в своем окружении, которые сами демонстрирую готовность кадрово реализоваться. В-четвертых, достижение подобной договоренности еще не означает ее практическое применение на практике и оппозиционные лидеры не могут не учитывать данный фактор. Более того, при помощи голосования в ВРУ (о назначении на должности, которые будут оговорены в соглашении) конкуренты могут специально организовать негативное голосование, вследствие чего имидж политика, который выиграет выборы Президента, пострадает.

Вопрос о выдвижении «единого» кандидата тесно связан с взаимоотношениями между политическими силами и их лидерами в формате «четверки». Данный аспект можно рассматривать не только в плане попыток договоренностей и создания имиджа, но и в тактическом, с учетом мартовских акций протеста, в которых планируют принять участие КПУ, СПУ, БЮТ и, вероятно, частично «Наша Украина». В данном аспекте необходимо отметить следующие события. Лидер КПУ Петр Симоненко на минувшей неделе заявил, что «как президентская команда, так и команда блока «Наша Украина» - это одни и те же команды, их программы предусматривают продолжение нынешнего курса грабительских реформ». Кроме того, он уточнил, что «только коммунисты являются последовательной оппозиционной силой». Подобное заявление в контексте вышеприведенных заявлений может негативно сказаться как на стратегической перспективе явных инициатив о выдвижении согласованного кандидата, так и на участии всей оппозиционной «четверки» в акциях протеста. Позиционирование КПУ как единственной последовательной оппозиционной силы свидетельствует об инициативах КПУ выдвинуть своего кандидата. Акцентирование внимания на команде «Нашей Украины» может свидетельствовать о получении лидером КПУ определенной информации. Так, некоторые наблюдатели отмечают, что существует вероятность неформальных договоренностей между Президентом Украины Леонидом Кучмой и США относительно гарантий главе государства в обмен на латентную поддержку властью Виктора Ющенко. В то же время отметим, что выдвижение лидеров КПУ и «Нашей Украины», а также в данном случае вероятный выход их во второй тур будет для Виктора Ющенко более приемлемым, нежели пара «Виктор Ющенко – кандидат от власти». Однако, в случае участия в первом туре кампании лидера БЮТ шансы на выход в следующий этап представителя «Нашей Украины» значительно уменьшаются. Однако, по мнению экспертов, Юлия Тимошенко может решиться на такой шаг лишь в случае активного роста ее рейтинга. Так, как одним из главных электоральных полей для этих политиков является регион Западной и Центральной Украины, выход листовок направленных против лидера БЮТ и подписанных лидером «Нашей Украины», как может иметь как одну из целей увеличения рейтинга Юлии Тимошенко, что подвигнет ее к вышеуказанным действиям. Другими версиями эксперты называют провоцирование третьей стороной (как оппозиционной, так и провластной) конфликта между «Нашей Украиной» и СДПУ(о), учитывая их взаимоотношения, инициативы самой Юлии Тимошенко, инициативы СДПУ(о). В то же время, команда Виктора Ющенко, как контр-ход, стремиться позиционировать отношения между двумя лидерами как нормальные и дружеские. В данном контексте можно рассматривать заявление Виктора Ющенко относительно личного поздравления Юлии Тимошенко с Днем Святого Валентина.

Будущее института Президентства.

Так, представитель СПУ Иосиф Винский заявил, что приоритетом для данной политической силы является переход Украины к парламентско-президентской форме правления. Кроме того, он подчеркнул, что «мы (СПУ – авт.) готовы поддержать всех, кому с нами по пути». В то же время, Виктор Ющенко заявил, что не поддержит сокращение полномочий Президента Украины. Эксперты полагают, что с позиций СПУ, может выступить КПУ, а точку зрения Виктора Ющенко традиционно поддерживает БЮТ. В то же время при стечении обстоятельств СПУ может принять существующую концепцию института Президента. Таким образом, для внесения новых причин для противостояния между оппозиционными силами, может быть использован законопроект относительно политической реформы в контексте уменьшения полномочий главы государства, который может быть инициирован Президентом.

Таким образом, на сегодняшний день в лагере оппозиционных сил отмечается тенденция к кристаллизации двух основных центров вокруг КПУ и «Нашей Украины». Данная ситуация в большей мере выгодна представителям «Нашей Украины», которая кроме умеренно оппозиционной позиции может использовать технологию противопоставления позиции КПУ своей позиции. В то же время, судя по тенденциям, конкурентами будут использоваться различные технологии для будущей Президентской кампании, а также попытки законодательно уменьшить влияние будущего главы государства.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ