Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №71(15.03.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ФОРУМ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Голос Армении,
14 марта 2003

Что сказал и о чем умолчал президент. Почему первый тур не оказался последним.

Марина Мкртчян

Выборы завершились - настал черед исполнения предвыборных обещаний. И хотя радикалы продолжают нагнетать поствыборные страсти для накопления личных дивидендов в преддверии майских выборов в НС, президент Роберт Кочарян считает, что оптимальным средством для преодоления поствыборного напряжения в обществе должна стать кропотливая и ежедневная работа. Об этом глава государства заявил в ходе созванной накануне пресс-конференции.

Президент подчеркнул недопустимость попыток экстраполяции личных и политических разногласий на все общество и расценил эти попытки как содержащие прямую угрозу для стабильности страны и каждого из ее граждан. Кочарян подчеркнул, что дел в стране невпроворот, в том числе по созданию 30-40 тыс. (ежегодно) новых рабочих мест, и хотелось бы, чтобы ему поменьше мешали работать.

Результаты выборов президент оценил как удовлетворительные, но добавил, что "в случае более хорошей работы можно было достичь более высоких показателей", после чего привел причины, обусловившие необходимость второго тура выборов. Таковых причин оказалось две. Первая сводилась к тому, что уверенность в том, что выборы ограничатся одним туром, была столь велика, что солидный пласт сторонников Кочаряна попросту воздержался от участия в первом туре.

Вторая причина упиралась, по словам президента, в недостаточно координированную работу политических сил на местах. "Многие предпочли больше думать о 25 мая, нежели о победе в первом туре", - заметил он.

Подлог про подлог

По оценке президента, поведение оппозиции было вполне предсказуемым как по акцентам предвыборной агитации, так и по ее действиям после первого тура, когда в ход была пущена машина по тиражированию заявлений с жалобами, направленная на дискредитацию выборов и преследующая цель поставить под сомнение результаты голосования.

Поствыборные страсти используются радикалами с целью извлечь побольше дивидендов накануне парламентских выборов. С тактической точки зрения подобный подход можно понять, но нельзя оправдать, ибо подобное поведение способно нанести вред стране. "Не думаю, что кто-либо имеет нравственное право для решения собственных тактических задач ставить под угрозу репутацию страны", - подчеркнул президент.

Что касается упомянутых жалоб, то таковые, напомнил президент, касались всего 123 участков, где требовалось вскрыть урны. Были вскрыты 45, остальные не вскрыли в основном из-за отказа доверенных лиц участвовать в процедуре или вследствие того, что, как выяснилось, авторов жалоб - доверенных лиц как таковых не оказалось в наличии. Словом, определенные лица были заняты тем, что сочиняли подлог про подлог или фальсификации про фальсификации. На стандартных бланках писались стандартные жалобы, и вся эта машина, тиражируя огромное количество лже-заявлений про лже-фальсификации, пыталась создать некое качество, своего рода иллюзию нарушений и бросить тем самым тень на выборы.

Есть правовой путь решения этих проблем, напомнил президент. По его словам, было бы уместнее решать эти вопросы в правовой плоскости, не перенося их в плоскость политическую. Я бы только приветствовал апелляцию оппозиции к Конституционному суду, подчеркнул президент.

О критериях

Президент высказал мнение, что нынешние выборы прошли более организованно, нежели в 1998г., при этом оценка наблюдателей выглядит приблизительно так же, хотя очевидно, что на этот раз наблюдательская миссия была куда более строгой, пристальнее следила за процессом выборов и связанными с ним заявлениями-жалобами.

Логику наблюдателей понять можно: с 1998 года прошло 5 лет, Армения стала членом Совета Европы, и это предполагало более строгий подход и оценку. "От нас ожидали большего, нежели мы предполагали, основываясь на предыдущей работе наблюдателей в ходе выборов 1998г. Если сравнить наши выборы с выборами в развитых странах Западной Европы, то наши не соответствуют международным стандартам. Если же учесть, что нашей независимости всего 12 лет и что мы постсоветское государство, то можно было бы вынести менее жесткую оценку с учетом этих обстоятельств. В 1998г. эти обстоятельства были учтены", - заявил президент.

"Я спросил наблюдателей: какими критериями они руководствуются? Учитывается ли то, что страна пребывает на этапе становления? Мне однозначно ответили, что они руководствуются теми критериями, которые приняты в развитых европейских странах", - сообщил президент. "Я далек от мысли, что наши выборы прошли идеально. Да, были нарушения, но эти выборы отражают существующее состояние общества и политического поля, и заключение европейских наблюдателей отражает это состояние как таковое", - добавил он.

Далее президент подчеркнул, что согласен далеко не со всеми заключениями наблюдателей. У последних запрошены конкретные материалы, в том числе для изучения ситуации на местах, дабы избежать нарушений впоследствии. К примеру, есть избирательные комиссии, которые утверждают, что не получали каких-либо замечаний по ходу своей деятельности и не допускали нарушений, тогда как эти участки фигурируют в материалах наблюдателей.

Самое время напомнить, что за подписью руководителя предвыборного штаба С. Демирчяна депутата НС Григора Арутюняна наблюдателям был предъявлен список из восьми лиц, якобы являющихся гражданскими служащими, которых, мол, освободили от работы по политическим мотивам. На поверку оказалось, что ни одно из перечисленных лиц на госслужбе не состоит, зато в списке числятся два сержанта полиции, два сотрудника ГАИ, один из коих к тому же является родственником Роланда Шарояна по материнской линии. Остальные комментарии президента по списку из восьми лиц мы опускаем, ибо и так понятно, что данный список есть всего лишь очередной наглядный образчик, отштампованный механизмом, пущенным в ход радикалами с целью опошлить выборы.

В повестке - реформа Конституции

Касаясь далее предстоящих парламентских выборов, которые, как заявил президент, должны быть организованы в соответствии с требованиями наблюдателей, глава государства напомнил о том, что в НС давно уже направлен пакет проекта конституционных поправок, который по принятии депкорпусом должен быть вынесен на референдум одновременно с парламентскими выборами.

Депутат не должен угрожать людям

Отвечая на вопрос, связанный с инцидентом в Арташате, в результате которого, напомню, было нанесено телесное повреждение доверенному лицу кандидата в президенты Арама Карапетяна депутату Айку Бабуханяну (вопрос сводился к тому, будет ли какое-либо должностное лицо привлечено вследствие инцидента к ответственности), президент отметил: "А какое отношение какое-либо должностное лицо имеет к инциденту в Арташате? В данном случае речь о самом депутате, который не должен ходить на подобные встречи при оружии и не должен угрожать людям". Меры в данном случае предприняты: возбуждено уголовное дело, есть задержанное лицо, вину которого определит суд. Словом, речь об ответственности какого-либо должностного лица в данном случае неуместна, подчеркнул президент.

Есть, что сказать, но...

Отвечая на вопрос телекомпании РТР, не продиктована ли разница в оценках наблюдателей ОБСЕ и СНГ геополитическими интересами различных стран в нашем регионе, президент заявил: "Я не хочу напрямую увязывать разницу в оценках с разницей геополитических интересов. Эта разница так или иначе отражается, как правило, во всех делах, но я бы не хотел выводить тематику в эту плоскость, хотя есть, что сказать, но есть вещи, которые касаются большой политики и о них лучше промолчать. Это полезнее для страны в целом...".



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ