Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №71(15.03.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ФОРУМ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


КазИнформ,
7 марта 2003

Казахстан, "новая геополитика США" и возможность стратегически определять климат безопасности на евразийском пространстве

Сара Мустафина (Академия КНБ РК)

 В первом десятилетии ХХI-го века произошло полное изменение мирового геополитического пространства. Идет усиление конкурентной борьбы за сферы влияния, и на глобальном, и на региональном пространстве, поэтому особый интерес вызывают вопросы обеспечения национальной безопасности на фоне складывающейся геополитической карты. Об этом корреспонденту Казахского информационного агентства сказала политолог, доцент Академии КНБ РК Жанна БАЙСАЛБАЕВА.

Резко изменились обязательные условия национальной безопасности: сейчас она исходит не только из военных соображений, но и социально-экономических. И хотя в законодательстве Республики Казахстан национальная безопасность определяется как безопасность личности, общества и государства, приоритет обеспечения государственной безопасности сегодня безусловен. Причина - становление Казахстана как суверенного государства, ибо только сильная страна может гарантировать безопасность личности и общества в целом. Но безопасность уже не является исключительно национальным делом, требуется энергичное международное сотрудничество, говорит политолог. Государство не может выжить, если оно придерживается узкого взгляда на национальный суверенитет, ограниченный процессами межнациональной интеграции. Оно попадает под влияние военных альянсов, международных организаций, экономического обмена и взаимозависимости. Это относится в первую очередь к странам "третьего мира" и с учетом чего мировые державы формируют стратегии национальной безопасности, считает Ж.Байсалбаева.

Проблеме обеспечения мира и безопасности противопоставляется более примитивная и менее разумная, но более легкая и скорее осуществимая альтернатива – установление контроля над определенным пространством силой. Такой способ облачается в соответствующие идеологические одежды, как в новой стратегии национальной безопасности США, утвержденной Дж.Бушем в сентябре 2002 года. Это - новый программный документ, которым будет руководствоваться американская администрация во внутренней и внешней политике. Его разработчики считают, что новая эпоха характеризуется большой степенью уязвимости американских принципов свободы, демократии и образа жизни. Новая стратегия основывается на исключительном американском интернационализме, неразрывности связи национальных ценностей с национальными интересами, что может означать, что США намерены отстаивать верховенство закона во всем мире, ограничивать абсолютную власть государства во всех странах без исключения. А также обеспечивать свободу вероисповедания, равноправие перед законом, религиозную, этническую и гендерную терпимость, неприкосновенность частной собственности. Все это станет нарушением одного из принципов международных отношений – принципа невмешательства во внутренние дела других государств.

Укрепление антитеррористических альянсов предполагает разрушение террористических организаций вплоть до ликвидации их лидеров, центров управления, источников материальной поддержки, а также взаимодействие с другими государствами по прекращению региональных конфликтов. К самым острым и требующим скорейшего урегулирования казахстанский политолог относит арабо-израильский, индо-пакистанский конфликты, ситуацию в Индонезии и укрепление государственности в Африке.

В недопущении шантажа США и их союзников террористами с помощью оружия массового уничтожения упор будет делаться на активизацию разведывательных мероприятий. Предполагается пересмотр тактики оказания экономической помощи – отныне она будет целевой и направлена не на кредиты, от которых растут долги бедных стран и бесконтрольный уход средств, а на обеспечение экономического роста государств. И последней, самой главной целью новой стратегии США является трансформация органов, обеспечивающих национальную безопасность в соответствии с новыми условиями. Принятая концепция не просто отражает новые подходы США, но и новую реальность, с которой придется считаться всем членам мирового сообщества, говорит Ж.Байсалбаева.

В своем телеобращении к нации Президент США Джордж Буш говорил, что "Америка возглавляет весь цивилизованный мир в титанической борьбе с террором". И для успеха этой борьбы необходима структура, постоянно обладающая полной картиной террористических угроз. Таким должно стать созданное в ноябре 2002 года министерство национальной безопасности США, которое объединит 22 существующие федеральные службы, в том числе секрет-сервис, охраняющую высших должностных лиц, таможню, береговую охрану, службу иммиграции и натурализации, а также важные коммуникационные структуры Пентагона и ФБР. ЦРУ обязано снабжать министерство нужной информацией. Штат новой структуры - около 170 тысяч человек, бюджет - 38 млрд. долларов. По оценкам экспертов, новое американское ведомство напоминает КГБ СССР, поскольку строгая централизация и тесное взаимодействие входивших в него ведомств позволяли эффективно противостоять различным угрозам.

В целом, по мнению Ж.Байсалбаевой, складывается геополитическая эпоха, определяющая основные принципы мировой политики и международных отношений - эпоха однополюсного мира, когда "центр" - США и их союзники будут пытаться установить на "периферии" однородный либерально-демократический порядок. Это созвучно рекомендациям, которые дает американской администрации директор института стратегических исследований США С.Хантингтон: обеспечить более тесное сотрудничество в рамках западной цивилизации; интегрировать в западную цивилизацию те общества в Восточной Европе и Латинской Америке, чьи культуры близки к западной; предотвратить перерастание локальных конфликтов в глобальные; обеспечить военное превосходство на Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии; ограничить военную экспансию конфуцианских и исламских государств; усилить международные институты, отражающие западные интересы и ценности и обеспечить вовлечение незападных государств в эти институты.

При этом под большое сомнение ставится неоспоримый прежде принцип невмешательства во внутренние дела отдельных государств, что подтверждает слова З.Бжезинского о том, что "дилеммы, стоящие перед американским руководством, осложняются изменениями в характере самой мировой ситуации: прямое применение силы становится теперь не таким легким делом, как в прошлом". И потому выбираются спекуляции на тему "добровольного единения против общего врага – международного терроризма", в борьбе с которым США будут вынуждать государства исполнять свои суверенные обязательства, не допускать поддержку ими террористов и в случае необходимости оставляют за собой право действовать самостоятельно в целях самообороны.

Первостепенное значение будет уделяться идеологическим вопросам. С одной стороны, считает Ж.Байсалбаева, это положение новой американской стратегии определяет приоритет информационного противодействия терроризму антитеррористической борьбы. С другой - подтверждает стремление США укрепить свои позиции в центрально-азиатском регионе, сформулированные еще в начале 90-х годов, в частности не допустить возникновения антиамериканских настроений и приобщить население к американским ценностям. А поскольку молодые независимые государства не могут трансформироваться в демократические в один миг, то США должны их "учить демократии", т.е. вести целенаправленную политику по подготовке будущей политической, экономической и технократической элиты этих стран.

Положения новой стратегии предполагают "равноправное партнерство с мировым сообществом и его членами", что может означать только одно: США будут вкладывать средства на укрепление отношений со странами, готовыми к сотрудничеству, и предупреждают о превентивных мерах против тех, кто не желает или не готов к такому сотрудничеству. Список "стран-изгоев", куда внесены пока Ирак и Северная Корея, наверняка будет продолжен. Из-за чего, считает Ж.Байсалбаева, будет резко ограничена геополитическая маневренность всех центрально-азиатских государств, в том числе и Казахстана, как результат столкновения геополитических интересов великих держав в регионе. Как же в этих условиях противостоять потенциальным угрозам безопасности личности, общества и государства?

Ответ достаточно прост, говорит политолог. В основе любых политических явлений лежат три вида ценностей: национальная безопасность и суверенитет, экономическое благосостояние и развитие, свобода и конституционный порядок. И если граждане страны будут иметь достойный уровень жизни и гарантированные права и свободы, то они будут стремиться защищать их на любом уровне, что и означает соблюдение конституционного порядка. И тогда Казахстан, считает Ж.Байсалбаева, действительно может стать в перспективе благородным "Барсом" и определять климат безопасности на евразийском пространстве.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ