Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №72(01.04.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Время новостей,
17 марта 2003

Устойчивый выбор Каримова

Аркадий Дубнов

Президент Узбекистана Ислам Каримов произвел серьезную кадровую рокировку во внешнеполитическом ведомстве. 14 марта он назначил нового министра иностранных дел - Садыка Сафаева, с 2001 года занимавшего пост первого заместителя главы узбекского МИДа. Бывший министр Абдулазиз Комилов назначен госсоветником президента Узбекистана по внешнеполитическим вопросам. Г-н Комилов, кадровый советский разведчик, арабист по образованию (в 80-х годах прошлого века он был резидентом КГБ в Ливане), возглавлял узбекский МИД с 1994 года и может считаться "дуайеном" корпуса министров иностранных дел стран СНГ. Перевод 56-летнего дипломата в президентский аппарат Каримова, по мнению осведомленных наблюдателей в Ташкенте, вряд ли может считаться карьерным понижением. На должности госсоветника считающийся близким соратником узбекского лидера Абдулазиз Комилов будет курировать весь комплекс отношений Ташкента с зарубежными странами, от политики до экономики.

Но гораздо больший интерес представляет выбор Исламом Каримовым нового шефа внешнеполитического ведомства. 49-летний Садык Сафаев однажды уже возглавлял узбекскую дипломатию - в 1993-1994 годах. До этого, в начале 90-х, он успел пройти стажировку в Гарварде и поработать заместителем министра внешнеэкономических связей Узбекистана, а затем послом в Германии. В 1996 году с должности госсоветника президента по внешней политике (той самой, которую занял теперь Комилов) г-н Сафаев переводится в Вашингтон, послом Узбекистана в США.

За пять лет пребывания в американской столице Сафаев прослыл одним из самых эффективных и компетентных дипломатов, представляющих постсоветские государства. Именно ему в заслугу ставится организация чуть более года назад успешного визита в США президента Каримова, и это несмотря, мягко говоря, на не самый лучший имидж авторитарного узбекского лидера на Западе. И если учесть, что в заместителях у Садыка Сафаева будет возвращающийся из Берлина посол Узбекистана в Германии Владимир Норов, то напрашивается очевидный вывод: внешнеполитическая ориентация Ташкента становится устойчиво прозападной.

После того как Узбекистан зарекомендовал себя самым надежным партнером США в ходе афганской военной операции, а сегодня последовательно поддерживает Вашингтон в иракских приготовлениях, такое усиление прозападного "крыла" в узбекском истеблишменте может служить основанием для надежного прогноза внешней политики Узбекистана и возрастания интереса к нему западных партнеров. Что же касается возможных рассуждений о том, что перестановки в узбекском МИДе - результат соперничества региональных узбекских кланов, то они кажутся малоубедительными: ни за Комиловым, ни Сафаевым, насколько известно, не стоит какая-либо определенная группировка. Таким образом, несмотря на слухи о тяжелой болезни Ислама Каримова, очевидно - он по-прежнему управляет страной, причем самостоятельно. 17 марта 2003




EurasiaNet,
21 марта 2003

Узбекистан отказывается от предлагаемых МВФ экономических реформ

Рустам Темиров

Узбекистан сопротивляется давлению, оказываемому на него Международным валютным фондом, и не желает проводить обещанные реформы несмотря на то, что основные экономические индикаторы свидетельствуют об ухудшении экономической ситуации в стране. Политические обозреватели заявляют, что упорное сопротивление реформам значительно повышает вероятность дестабилизация положения в Узбекистане.

В конце ноября завершила свою работу находившаяся в Узбекистане с двухнедельной миссией группа экспертов МВФ. Подводя итоги миссии, ее глава Эрик Де Врайер заявил, что узбекские власти решительно отклонили требование МВФ, касающиеся выполнения предыдущих обязательств, особенно в области валютно-денежной реформы. Недостижение договоренности означает, что в обозримом будущем МВФ вряд ли возобновит сотрудничество с Узбекистаном.

"Они [узбекские власти] не желают отказываться от своего контроля над экономикой и вводить подлинную экономическую свободу", – сказал Де Врайер. "Правительство не обладает достаточной информацией и не стоит на позициях реализма в оценке ситуации".

Осведомленный в вопросе о дискуссиях между МВФ и Узбекистаном экономист заявил, что представители фонда призвали правительство ввести свободно конвертируемую валюту и ликвидировать не приносящие доходов государственные предприятия. Однако, учитывая низкий уровень жизни людей, высокую безработицу и другие социальные проблемы, узбекские власти отказались от выполнения взятых ранее обязательств.

"Реформы явно потребуют значительных расходов, – сказал экономист. – Мы [Узбекистан], по-видимому, не готовы к таким расходам. Кроме того, сопротивление делу сотрудничества с МВФ, возможно, пользуется поддержкой коррумпированных группировок и отдельных лиц".

Еще один источник, осведомленный о позиции правительства, сказал, что власти обеспокоены возможными последствиями, к которым может привести конвертируемость национальной валюты – узбекского сума. Существует мнение, что такой шаг может вызвать экономические потрясения, при этом в пример приводят экономические кризисы в Турции, Мексике и Аргентине. Во всех трех случаях, по убеждению властей, экономический коллапс был вызван тем, что правительства этих стран стремились полностью выполнить жесткие требования МВФ.

"Рекомендации и схемы МВФ, [касающиеся] введения рыночных экономических принципов, не вполне применимы к местным условиям", – заявил источник.

Напряженность в отношениях между МВФ и Узбекистаном нарастала с середины 2002 г. В июне прошлого года представители фонда по завершении своего визита публично приветствовали усилия Узбекистана в деле проведения реформ, однако в частном порядке выразили озабоченность тем, что Ташкент не вводит конвертируемость валюты.

В последние месяцы Ташкент принялся возводить торговые барьеры, которые серьезно затруднили коммерческие связи между Узбекистаном и соседними государствами. Высокие тарифы на импорт привели к значительному спаду деловой активности внутри страны. Однако, согласно Де Врайеру, узбекские власти не желают менять свой курс.

Признаком разрыва отношений между Узбекистаном и МВФ стала внезапная отмена намеченной на 28 февраля пресс-конференции. Главной ее причиной, по мнению информированного источника, стало желание узбекского руководство избежать критики со стороны МВФ и распространения информации об этом через местные СМИ. В государственных средствах массовой информации широко освещалось прибытие миссии МВФ, однако газеты и телевидение не дали практически никакой информации о результатах визита.

Де Врайер признал, что в некоторых областях Узбекистану удалось продвинуться по пути реформ. Например, было уменьшено долговое бремя – с 4,9 млрд долларов в конце 2000 г. до 4,36 млрд в 2002 г. Тем не менее экономическая ситуация в целом остается сложной. ВВП упал с 400 долларов на душу населения в 1998 г. до 300 долларов в 2002 г. За тот же период на 50 процентов снизился уровень заработной платы, и сегодня среднемесячная зарплата составляет 29 долларов. Между тем темпы роста инфляции остаются на прежнем уровне и составили в 2002 г. примерно 30 процентов. Планируемый правительством рост инфляции составляет 22 процента.

Усиливая государственный контроль над экономикой, Каримов, по-видимому, делает ставку на силу как на лучший способ снижения недовольства населения экономической стагнацией и низким уровнем жизни. Однако многие иностранные аналитики считают, что экономическая политика правительства несостоятельна и приводит к усилению, а не снижению недовольства в обществе. Некоторые аналитики убеждены, что в результате событий последних месяцев, особенно значительного спада деловой активности, администрация Каримова превратилась в самый шаткий режим в Средней Азии.

"Еще не так давно большинство людей было убеждено, что [кыргызский президент Аскар] Акаев первым из среднеазиатских диктаторов оставит свой пост. Но должен сказать, что, как показывают события в Узбекистане, сегодня на первое место вышел Каримов", – заметил в частной беседе работающий в США политический комментатор.

Другие аналитики заявляют, что узбекские власти, возможно, рассчитывают на военно-стратегическое сотрудничество с Соединенными Штатами, которые, как они надеются, помогут Ташкенту решить экономические проблемы, не настаивая на проведении болезненных реформ. Каримов остается самым решительным сторонником позиции, занятой администрацией Буша по иракскому вопросу.

"Если в Ираке существуют программы по разработке химического, биологического и бактериологического оружия и если их не остановить вовремя, то завтра это оружие попадет в руки террористов и религиозных экстремистов", – сказал Каримов 6 марта на пресс-конференции. "И тогда, поверьте мне, за решение за этой проблемы примется весь мир, однако будет уже слишком поздно и ситуация выйдет из-под контроля".

Президент США Джордж У. Буш уже дал понять, что поддержка со стороны Каримов будет вознаграждена. По сообщению "Интерфакса" от 18 марта, Каримов получил от Буша письмо с выражением благодарности. "Буш выразил благодарность узбекскому президенту и правительству за поддержку в глобальной войне с терроризмом", – говорится в сообщении "Интерфакса". – "Президент США написал, что его страна не забудет тех, кто ее поддержал".




Немецкая волна,
20 марта 2003

Цензура на освещение иракского конфликта в Узбекистане

Александр Рустами

ТАШКЕНТ. В Узбекистане неофициально введена цензура на освещение в средствах массовой информации американо-иракского конфликта.

Заявление президента Ислама Каримова о том, что он поддерживает позицию США в отношении Ирака, отразилось на освещении событий мировой политики в узбекистанских СМИ. Из новостных программ полностью исключается какая-либо негативная по отношению к политике США информация. Если раньше в узбекистанских СМИ была представлена позиция Франции, Германии, России или Китая в отношении Ирака, то сегодня подобная информация практически полностью отсутствует. Источник, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что не так давно министр иностранных дел Узбекистана Садык Сафаев собрал в своем Министерстве главных редакторов ведущих СМИ и в дипломатичной форме выказал пожелание, чтобы впредь американо-иракский конфликт освещался не с пророссийской точки зрения, а исключительно с позиции США.

Как заявил в среду в интервью "Немецкой Волне" эксперт по средствам массовой информации Карим Бахриев, в печатных СМИ Узбекистана сегодня не представлены ни западноевропейская, ни российская позиция.




IWPR,
28 марта 2003

Освещение иракских событий российскими СМИ раздражает Каримова

Галима Бухарбаева (Ташкент)

Население Узбекистана пребывает в растерянности. Президент страны Ислам Каримов занял открытую проамериканскую позицию по Ираку. Узбекистан – единственная из бывших республик СССР, официально вошедшая в число стран антииракской коалиции. Официальный Ташкент даже подверг критике европейские государства, не поддержавшие США.

В то же время для многих граждан Узбекистана основным источником информации остается российское телевидение, где война в Ираке представляется в критическом свете. Каждый раз, включив телевизор, они слышат мнения, диаметрально противоположные позиции своего президента.

Каримов сделал выбор в пользу партнерства с США после событий 11 сентября 2001 года, но его проамериканская позиция, по мнению некоторых обозревателей, диктуется скорее экономическими, нежели геополитическими интересами. Предоставив в распоряжение коалиционных сил авиабазу в Ханабаде для ведения боевых действий на территории Афганистана, Узбекистан уже в 2002 году получил от США финансовую помощь в размере 193 млн. долларов.

В выступлениях Каримова его позиция по Ираку изложена бескомпромиссно. "Нам необходимо сделать правильные выводы уже сегодня. Необходимо определиться, на чьей мы стороне", - заявил он 21 марта в выступлении по случаю наступления Навруза – мусульманского Нового года. В тот же день в своем радиообращении президент подверг резкой критике противников войны в Ираке. "Ряд крупных европейских держав имеют свои интересы в Ираке, в том числе и нефтяные. Вместо того, чтобы открыто это признать, они заняли лицемерную пацифистскую позицию, спекулируя на естественном стремлении своих граждан к миру и их ужасе перед войной", - заявил президент.

Позиция Каримова прямо противоположна позиции российского президента Путина, назвавшего вторжение в Ирак "большой политической ошибкой" и призвавшего США немедленно прекратить агрессию. Узбекистанские СМИ отражают точку зрения руководителя государства, однако значительная часть населения смотрит российское телевидение, выражающее антивоенную направленность политики Москвы.

Согласно статистике, значительная часть двухмиллионного населения Ташкента имеет спутниковые тарелки или пользуется услугами кабельного телевидения, что позволяет жителям столицы принимать большинство российских телеканалов. Такая же ситуация сложилась и в большинстве крупных городов Узбекистана. И лишь в сельской местности, куда спутниковое и кабельное телевидение еще не проникло, подавляющая часть населения смотрит узбекские телепередачи.

За годы советской власти люди привыкли смотреть русскоязычное телевидение. Кроме того, многие находят, что узбекские новостные программы "чересчур радужно" освещают события внутри страны и слишком "по-узбекски" подходят к освещению международных событий.

Каримов, который сам смотрит российское телевидение, прекрасно знает, что смотрят граждане его страны. "Содержание российских телеканалов сеет панику. То они говорят, что началась третья мировая, то клянутся, что мир не простит Америке вторжения в Ирак", - сетует он.

Каримов уже не раз пытался ограничить вещание российского телевидения на территории Узбекистана. Осенью 2001 года российский телеканал ТВ-6 передал, что с территории Афганистана на южный узбекистанский город Термез упала бомба и разрушила дом. Информация не подтвердилась, и вещание этого канала на Узбекистан было прекращено почти на год. По устному указанию президента все частные кабельные каналы отказались от ретрансляции программ ТВ-6.

Один небольшой сюжет, переданный по каналу ТВЦ осенью 2002 года, стал роковым для руководства Самаркандской области Узбекистана. Телевизионщики, приехав в Самарканд, сняли детей, которых вместо школы насильно возят собирать хлопок. Глава администрации Самаркандского района потеряла должность, а другие областные руководители долго извинялись перед Ташкентом, что допустили в область российских журналистов.

В настоящее время в Самарканде действует негласный запрет на интервью иностранным журналистам. Беседовать можно лишь с журналистами местного телеканала СТВ.

Угроза прекращения вещания на Узбекистан нависла и над НТВ, когда 6 марта 2003 года этот телеканал по ошибке объявил о кончине президента Каримова. НТВ не выходило в эфир два дня, пока недоразумение не было улажено.

В последние несколько недель, видимо, воспользовавшись окрепшим партнерством с США, президент Узбекистана ведет новое наступление на независимую прессу. Редактор независимой газеты "Хуррийят", директор Национального пресс-центра Амиркул Каримов был неожиданно снят с должности без каких-либо серьезных на то оснований. Сотрудниками спецслужб в штатском были избиты двое журналистов, освещавших митинг протеста на ташкентском рынке "Чор-су" для радио "Свобода" и "Голос Америки".

Интересно, примет ли Каримов меры в отношении вещания на территории Узбекистана влиятельных российских телеканалов, ежедневно и ежечасно противоречащих его мнению по иракскому вопросу.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ