Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №73(15.04.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:
проблемы воды и стратегия сотрудничества
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Выступлление Жданок Т.А.

(лидер партии Раноправие, член совета соотечественников при Госдуме РФ)

Уважаемые делегаты и гости конференции!

Дорогие друзья!

Год назад в этом же зале Равноправие представило на оценку избирателей, на обсуждение партий-партнеров по коалиции ЗаПЧЕЛ проект общей предвыборной программы ЗаПЧЕЛ. Этот проект превратился в программу, практически не претерпев изменений,  и был поддержан каждым четвертым из тех, кто пришел к избирательным урнам 5 октября. А если учесть, что неграждане не могут не поддерживать принципиальный тезис о необходимости упразднить с помощью единовременного акта их унизительное положение, то легко подсчитать, что сторонники нашей программы составляют 44 процента населения страны.

Это громадная сила.

По моему глубокому убеждению, именно страх перед этой силой – первопричина полномасштабного наступления на наше политические объединение. Наступления, осуществленного методом активизации болезнетворных бактерий, до поры до времени дремавших в его организме.

Я не буду заниматься здесь описанием их передвижений внутри организма и вне его и даже вынесу за скобки предположения о том, кто и зачем мог стать возбудителем их активности. Все вы уже стали свидетелями того, как были отторгнуты зараженные фрагменты, и организм, хоть и изрядно похудевший и ослабленный, вернулся к осуществлению тех задач, ради которых он и появился на белый свет.

Наш разговор сейчас – об этих задачах.

Мы принимаем сегодня третью программу Равноправия. Первая была утверждена на первой конференции движения Равноправие, состоявшейся 24 июля 1993 года. Этому развернутому документу предшествовало краткое, но емкое программное заявление, которое  десять лет назад, в феврале 1993 года, подписали 23 человека, в основном депутаты фракции Равноправие Верховного Совета и депутаты Рижского горсовета. В заявлении говорилось: «интересы большой группы жителей Латвии в настоящее время не находят политического выражения в деятельности существующих партий и движений», и содержался призыв создать общественное движение, программа которого основывалась бы на ряде положений, одно из которых звучало следующим образом: «Мы считаем законодательным произволом разделение жителей Латвии на граждан и неграждан… Право на гражданство Латвийской Республики должны получить все постоянные жители Латвии на 4 мая 1990 года». Мы принесли сюда несколько экземпляров старой газеты «Оппонент» с полным текстом этого заявления, и вы сможете посмотреть ее в перерыве.

Создававшееся движение по своей сути было политическим, но, не желая делить его участников по признаку наличия гражданства (что требовал закон в случае создания партии), мы пошли по пути регистрации Равноправия как общественной организации, учредительная конференция которой и состоялась 27 февраля 1993 года. Так что сейчас, весной 2003 года, можно отмечать наш десятилетний юбилей. Но у нас есть все основания отсчитывать свой возраст и с более ранней даты - с апреля 1990 года, когда была создана фракция Равноправие Верховного Совета Латвии.

Тогда, 13 лет назад, большинство населения поверило в лозунги Народного фронта, один из которых обещал гражданство всем жителям Латвии. И многие недоумевали – почему оппозиционная НФЛ сила называет себя Равноправие. История показала: наше предвидение того, что формула восстановления довоенного государства, заложенная в Декларацию о независимости, повлечет поражение в правах прибывших в Латвию после 1940 года, сбылось. Поэтому хотя нас и радует то, что Равноправие празднует в этом месяце свое 13-летие (поскольку мы оказываемся старейшей среди не реконструированных из Первой Латвийской Республики политических сил), мы вынуждены с гневом и горечью констатировать, что законодательно закрепленные различия в правовом статусе жителей Латвии по признаку происхождения остаются до сих пор. И это, в частности, означает, что даже 13-летние подростки – ровесники Равноправия, здесь родившиеся, но являющиеся детьми неграждан, обозначены в нашем государстве словом «aliens» - чужие.

Мы не можем принять это. Да, мы поддерживаем любые промежуточные шаги в направлении ликвидации безгражданства: упразднение ограничений для натурализации и упрощение ее процедуры, уравнивание граждан и неграждан в социальных и экономических правах, предоставление негражданам избирательного права на муниципальном уровне, нулевой вариант для отдельных категорий неграждан, отмена для неграждан запретов на профессии. И это записано в проекте нашей новой программы. Однако эти требования могут выдвигаться и теми, кто считает естественным наличие в стране граждан и неграждан. Спокойное отношение к тому, что твой коллега, сосед, родственник бесправен только оттого, что он или его предки жили в другой стране в июне 1940-го, - это феномен из области морали, и для нас он неприемлем. Мы последовательно подчеркиваем это во всех наших программных документах, и в нашей новой программе четко сказано: «Единственным морально оправданным способом возвращения негражданам политических прав является признание их гражданами Латвии единовременным законодательным актом».

Как вы видите, программа 2003 года является в этом ключевом вопросе прямым преемником программы года 1993-го. И этим доказано, что наша партия не меняет свои принципиальные позиции по соображениям конъюнктуры. Но партия, не пересматривающая своих позиций тогда, когда коренным образом меняются объективные обстоятельства, заслуживает самых нелестных эпитетов.

Изменились коренным образом характеристики экономики Латвии за период после июня 1995 года, когда Латвия получила статус ассоциированного члена Европейского Союза.

Вы знаете, что в 1995 году  Равноправие  было против  вхождения Латвии в ЕС. Наша позиция была четко обоснована. Мы провели даже специальную теоретическую конференцию под названием «Латвия на пути в Европу», на которую пригласили местных экспертов, а также гостей из Финляндии и Эстонии. К конференции было подготовлено много аналитических материалов, был выпущен специальный номер газеты «Трибуна Оппонента». Он у меня в руках. К сожалению, он стал раритетом, и мы не можем раздать экземпляры участникам конференции, но для интересующихся готовы сделать копии. Номер начинается статьей с характерным заголовком «Ради Европы мы жертвуем всем» о возможных печальных последствиях интеграции в ЕС для экономики Латвии. В нем есть критика совместной декларации избранных в 6 Сейм партий, признающей вступление в ЕС «одной из самых важных и существенных задач внешней политики Латвии», а интеграцию в «структуры Европейской безопасности» – путем, которым может быть достигнуто «укрепление государственной независимости и обеспечение ее необратимости». Интересна также дискуссия по поводу редакционной статьи в «Монд», утверждавшей, что русские, живущие в балтийских странах, «могут создать многочисленные трудности на пути интеграции в Евросоюз той страны, которая их приютила». Полемизируя с этой статьей, я, в частности, заметила, что «русские в балтийских государствах скептически относятся к Евросоюзу не потому, что они русские, а в первую очередь потому, что они не обладают равными правами с представителями титульных наций».

Это скептическое отношение было подкреплено тем, что принятию нашей страны в ЕС на правах ассоциативного члена не помешало наличие в ней дискриминационных законов о гражданстве, языке и образовании. Однако  впоследствии представители проживающих  в Латвии меньшинств оценили тот факт, что если кто-то извне и может повлиять на нашу властную элиту в сторону либерализации этих законов, то этот кто-то – именно Евросоюз. Поэтому вполне осознанно входящие в ЗаПЧЕЛ партии включили в программу объединения к выборам 8-ого Сейма тезис о том, что «интеграция в Евросоюз содействует демократическому развитию Латвии».  

Участвуя все эти годы в международных конференциях, посвященных дискуссиям о будущем Европы, представители Равноправия отмечали противоречивость нашего отношения к интеграции Латвии в ЕС – этот процесс имеет позитивное влияние на ситуацию с соблюдением прав меньшинств, но, с другой стороны, оказывает разрушительное воздействие на экономику страны. 

К сожалению, это воздействие сделало процесс гибели производства (промышленного и сельскохозяйственного) необратимым, и мы констатируем этот факт в проекте новой программы: «партия считает, что за период ассоциированного членства Латвии в Европейском Союзе экономика страны оказалась разрушенной, потеряла способность к самостоятельному возрождению, и вопрос присоединения страны к более жизнеспособной экономической структуре стал условием выживания нации». И следом мы делаем принципиальный вывод: «поэтому Равноправие - за полноправное членство Латвии в ЕС».

Записывая в программу эти слова, мы отдаем себе отчет в том, сколь большую ответственность берем на себя. Потому что в значительной степени от того, как проголосуют сторонники ЗаПЧЕЛ 20 сентября, будет зависеть исход референдума о вступлении Латвии в ЕС. Нам известна позиция Социалистической партии, наших партнеров по блоку ЗаПЧЕЛ, и мы относимся к ней с уважением. Мы считаем вполне нормальным, что две партии, входя в одно политическое объединение, имеют разную позицию по тому или иному вопросу. Более того, и внутри одной политической партии вполне могут уживаться еврооптимисты и евроскептики. Мы видим подтверждение этому в функционировании ряда больших партий «старых» членов Евросоюза, например, на примере социал-демократов Дании. И дело тут в том, что как одна их часть, так и другая не относятся к ЕС как к чему-то застывшему и не поддающемуся трансформации. Только одни (еврооптимисты) считают, что предпочтительнее заниматься преобразованием ЕС в желаемом для себя направлении, находясь внутри структуры, а другие (евроскептики) предпочитают подождать снаружи, пока структура станет для них приемлемой.

Равноправие имеет четкое видение того, в каком направлении должен трансформироваться Евросоюз. Мы сформулировали это в проекте программы следующим образом: «Равноправие осознает противоречивость интеграционных процессов в Европе  и  будет добиваться трансформации ЕС в направлении от союза государств и политических элит – к союзу народов и культур».  Почему мы ставим вопрос именно так? Потому что речь идет о процессах евроинтеграции. А что такое интеграция? Это, говоря языком математики, предельный процесс суммирования отдельных частей в единое целое. То есть процесс, в ходе которого происходит более точный учет особенностей всех маленьких частиц суммируемых элементов, их сглаживание, выравнивание. Правительственные структуры национальных государств по своей природе не способны в полной мере отстаивать интересы сохранения меньшинственных языков и культур в европейском пространстве. А именно эти интересы совпадают с интересами наших избирателей. И мы наверняка найдем в Европе много сторонников такого подхода. Мы прямо указываем в программе, что партия будет добиваться этого в союзе с партиями национальных меньшинств, а также в сотрудничестве с либеральными, зелеными и левыми политическими силами Европы. Мы считаем, что в будущей объединенной Европе должны быть выработаны механизмы прямого представительства меньшинств и регионов в институциях власти ЕС. И развитие Евросоюза в этом наравлении уже происходит. Так, наряду с Европарламентом в ЕС есть еще одна представительная структура, имеющая консультативный статус, – Комитет регионов, члены которого – делегированные представители региональных органов власти стран-участниц.  По нашему мнению, в рамках ЕС следует создать аналогичный орган – Комитет, или Ассамблею меньшинств Европы. Русские и другие меньшинства Латвии получат тогда уникальную возможность быть напрямую представленными в Евросоюзе.

Но трансформация Евросоюза должна идти как по пути активизации всех малых частей его нынешней конфигурации и его территории после первого этапа расширения, но и по пути подключения новых участников, то есть как вглубь, так и вширь. Равноправие видит концепцию Единой Европы в стратегической интеграции Европейского Союза с Российской  Федераций и формировании в перспективе единого политико-экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Будущая единая Европа – это шанс для народов континента выиграть в глобальной конкуренции с быстрорастущими глобальными регионами – американским и восточно-азиатским. Это – единственно возможный стратегический ответ на вызов разрушительного глобального монополизма, демонстрируемый США.

Равноправие считает нынешний Европейский Союз необходимым переходным этапом к более тесному и справедливому сообществу народов Европы. В такой Европе не должна быть возможной ситуация, когда руководители государства поступают вопреки воле восьмидесяти процентов его жителей. А именно такое поведение отдельных лидеров мы наблюдаем по проблеме Ирака. Детальная оценка событий вокруг войны в Ираке выходит за рамки темы моего доклада. Поэтому ограничусь констатацией: агрессия коалиции в Ираке показала с неоспоримой убедительностью ничтожную роль НАТО как военно-политической структуры в ключевых европейских и мировых процессах. Поэтому как нельзя более актуальным является тезис, неизменно присутствующий во всех наших программных документах  и сформулированный в новой программе следующим образом: «Партия Равноправие считает, что Латвия должна оставаться нейтральным государством, не входящим в военные блоки и не участвующим в военных действиях на чужой территории. Резкое увеличение военных расходов, на которое идет страна в процессе интеграции в НАТО, является преступлением власти против своего народа».

«Цель партии Равноправие – эффективное развитие демократической и мультикультурной Латвийской Республики в составе единой Европы XXI века. Развитие Латвии должно быть направлено на обеспечение благосостояния а также гражданских, социальных и экономических прав каждого жителя государства» – этими словами начинается программа.

Мы напоминаем, что Равноправие трансформировалось в партию из правозащитного общественного движения. Права человека – это фундамент современной европейской цивилизации, и они не могут быть гарантированы без отказа государства от политики этнического доминирования. Общество Латвии должно избавиться от культивирования исторических обид, отказаться от подозрительности и нетерпимости по отношению к людям иного этнического происхождения или расовой принадлежности. Каждый человек должен получить общественное признание в зависимости от его пользы для общества, моральных качеств и способностей. Латвийское общество должно стать включающим – активно интегрирующим в себя всех его членов, уделяя особое внимание детям, пожилым людям, инвалидам, безработным и другим социально незащищенним категориям населения.

Приведенные только что фразы из вводной части программы – это обозначение цели, к которой, по нашему мнению, должно идти общество Латвии. Но успешно двигаться вперед можно только тогда, когда реально оценивается состояние стартовой площадки. Поэтому мы включили также в вводную часть программы тезис следующего содержания: « Равноправие – за политику, признающую реальность наличия в стране двух общин – латышской (латышскоязычной) и русской (русскоязычной). Двухобщинность латвийского государства не является ни положительным, ни отрицательным явлением, а объективной реальностью. Признание двухобщинности влечет необходимость гармонизации отношений между общинами и государством. Она должна основываться на отказе латышской общины от этнического доминирования, на освоении членами русскоязычной общины латышского языка и добровольном применении его при контактах с теми жителями страны, для которых этот язык является родным».

Равноправие открыто заявляет, что «в условиях, когда возможности латышской части общества в отстаивании основных прав человека значительно ослаблены, невосприимчивая к националистической пропаганде русскоязычная община (часть народа Латвии, для которой русский язык является родным или языком семейного общения) объективно является  базой сопротивления любой дискриминации. Именно поэтому партия Равноправие вынуждена опираться прежде всего на русскоязычную общину страны».

Мы готовы терпеливо и настойчиво разъяснять, что мы отнюдь не объявляем себя русской этнической партией. Нам чужд этнический национализм и для нас неприемлем лозунг типа «русские – голосуйте за русских», активно используемый Русской партией. В наших рядах - люди разной этнической принадлежности, в том числе и латыши. И они  объединены желанием бороться за равноправие всех жителей Латвии.

В то же время мы не согласны с утверждениями, особенно активно звучащими после прошедших недавно парламентских выборов в Эстонии, что не имеют перспективу партии, опирающиеся лишь на   русскоязычную общину. Мы уверены – причина провала таких партий в Эстонии  - это отсутствие в них лидеров, имеющих доверие у избирателей.

Вводная часть проекта нашей программы завершается утверждением, что партия Равноправие считает объединение «За права человека в единой Латвии» оптимальной формой  сотрудничества политических сил, выступающих против дискриминации по признаку языка или этнического происхождения. Все опросы общественного мнения показывают, что ЗаПЧЕЛ и политики, его олицетворяющие, имеют высокий рейтинг доверия. Партия Равноправие благодарна нашим партнерам по объединению – Социалистической партии Латвии, ее руководству, и в первую очередь председателю партии Альфреду Рубиксу за то, что в самые тяжелые дни испытаний они выстояли, что мы вместе выразили готовность продолжать бороться за реализацию тех обещаний, которые ЗаПЧЕЛ дал своим избирателям. У наших партий по ряду позиций не совпадают программные установки. Но, как я уже говорила, рассматривая проблему отношения  к ЕС,  это не препятствие для совместной борьбы за общие цели.

Говоря о различиях, следует упомянуть также, что по экономическим взглядам Соцпартия является левой, а Равноправие – центристской партией. Само слово «равноправие» есть понятие либеральное.  Мы подчеркиваем в программе, что право на собственность, на самостоятельную хозяйственную деятельность является одним из основных прав человека, и оно должно быть надежно защищено от произвола государства и диктатата транснациональных корпораций. Равноправие  выступает за минимальное вмешательство государства в предпринимательскую деятельность, за регулирование экономики преимущественно через налоговую политику. В то же время социальный раздел нашей программы является достаточно емким и показывает, что партия выступает за политику поддержки государством и самоуправлениями социально незащищенных, малообеспеченных слоев населения.

Раздел программы, озаглавленный «Права человека», претерпел наименьшие изменения по сравнению с действующей до сегодняшнего дня программой, принятой в 1996 году, когда Равноправие изменило свой статус общественной организации на статус политической партии. Я уже говорила о неизменности принципа нулевого варианта гражданства во всех трех программах. Отмечу лишь еще, что, выражая солидарность с принятыми на  съезде Социалистической партии резолюциями и подчеркивая недопустимость некорректных нападок на их содержание со стороны ряда политиков и масс-медиа, мы ввели в программу новое положение о том, что Равноправие поддерживает идею признания неконституционными решений о ликвидации внесудебным путем организаций политической оппозиции. 

Отведенный мне регламент не позволяет мне не то что подробно, но даже вкратце остановиться на содержании всех разделов проекта программы. Я видела свою задачу в привлечении вашего внимания к наиболее проблемным, вызвавшим наибольшие дискуссии его положениям. Отмечу сразу, что проект новой программы партии прошел безжалостную и суровую процедуру обсуждения. Основные ее этапы были следующими: разработка первого варианта программы рабочей группой; внесение поправок членами правления партии; обсуждение поправок на заседании правления и подготовка по его итогам текста для обсуждения в первичных организациях партии; внесение поправок членами партии; обсуждение поправок на заседании Республиканского центра и подготовка вынесенного на обсуждение конференции текста проекта программы. Вместе с этим текстом вы получили также сводную таблицу поправок, которая рассматривалась РЦ. Весь этот колоссальный труд был проделан под руководством Владимира Бузаева и при активнейшем участии Мирослава Митрофанова. Надеюсь, что у нас пройдет сегодня полезное и деловое обсуждение новой программы и  успешное ее принятие.

Равноправие всегда стремилось к ясному определению своих целей, к готовности четко ответить на сложнейшие актуальные вопросы политической жизни. Ответить пусть резко, но избегая двусмысленной или ничего не значащей фразеологии.  Этим мы зачастую вызываем на себя огонь, ожидаем его и сейчас. Но в то же время мы уверены, что  представленная сегодня на суд общественности программа найдет громадное количество сторонников. Ими будут люди из разных социальных слоев, с разной историей трансформации политических взглядов, с разным опытом общественной и политической работы. Мы традиционно находим поддержку среди тех, кого наиболее болезненно затронули реформы последних лет. Но мы видим, что наша партия все больше притягивает и людей, сумевших предолеть неимоверные преграды и состояться – на работе в государственных или самоуправленческих структурах, в медицине, в журналистике, в бизнесе. Мы очень ценим наших ветеранов – членов партии. К нам приходит и много совсем молодых людей. В последние два-три года мы не занимались активно тем, что называют «партийным строительством». Потому что честно верили в то, что сможем пойти по пути объединения трех партий ЗаПЧЕЛ в единую партию и будем принимать новых членов уже непосредственно в ЗаПЧЕЛ. Сейчас мы готовы взять третье дыхание (поскольку третья программа) и укрепить партию новыми членами и сторонниками, которые обязательно найдутся во многих уголках нашей страны.

Закончу одним из тех лозунгов, что взяты на вооружение Равноправием:

Мы – преодолеем!


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ