Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №73(15.04.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:
проблемы воды и стратегия сотрудничества
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

28 марта.Председатель Верховного Совета Приднестровья Г.Маракуца направил председателю парламента Республики Молдова Е.Остапчук письмо, в котором предложил провести встречу и обсудить  механизм разработки и утверждения Конституции будущего молдавского федеративного государства.

В письме, в частности,  говорится, что 25 марта 2003 года приднестровская делегация, участвующая в работе «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию», согласно договоренности, достигнутой на заседании Постоянного совещания 18 марта с.г., представила на рассмотрение Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики проект «Протокола о создании механизма разработки и утверждения Конституции Федеративного Государства», разработанный и согласованный политическими представителями от Приднестровья, Республики Молдова, Российской Федерации, Украины и ОБСЕ.

В соответствии с той же договоренностью, молдавская делегация обязалась направить данный проект на рассмотрение Парламенту Республики Молдова.

Далее Г.Маракуца в своем послании пишет, что приднестровская сторона готова в ближайшее время провести встречу руководителей законодательных органов Республики Молдова и Приднестровья для обмена мнениями по представленному проекту и определения процедуры и срока его утверждения.

28 марта. В Приднестровье заявила о себе инициативная группа по созыву съезда коммунистического движения региона. Она провела уже свое первое собрание и приняла программное заявление, в котором подчеркивается, что в условиях продолжающегося ухудшения уровня жизни большей части населения региона ответ на традиционный вопрос "Что делать?" может дать только съезд левых сил республики.

1 апреля.  Президент Молдовы В.Воронин принял министра иностранных дел Румынии М.Джоанэ. Развитие молдо-румынских отношений имеет хорошую перспективу, сказал во время встречи глава государства, выразив надежду на то, что в скором времени будут преодолены препятствия, связанные с использованием неадекватной терминологии, касающейся молдавского государства. Президент высказался за открытость торгово-экономических отношений между двумя странами-соседями.

М.Джоанэ передал президенту Воронину приветственное послание президента Румынии И.Илиеску. Глава румынской дипломатии сказал на встрече, что "политика Румынии за последние сильно изменилась и Бухарест готов прагматически подходить к отношениям с Республикой Молдова в контексте политики европейской интеграции". Стороны договорились о необходимости подписания Базового политического договора между двумя странами.

Оценивая визит румынского официального лица в РМ, президент Воронин сказал, что рассматривает его как "четкий сигнал об улучшении отношений между нашей страной и Румынией ". Он приветствовал принятое главами дипломатий Кишинева и Бухареста решение о возобновлении в апреле работы молдо-румынских межминистерских комитетов. Глава государства повторил приглашение, сделанное ранее президенту Румынии И.Илиеску совершить официальный визит в Республику Молдову.

2 апреля.В Тирасполе состоялась встреча руководства Приднестровской Молдавской Республики с делегацией ОБСЕ, возглавляемой действующим председателем этой организации, министром иностранных дел Нидерландов Я. де Хооп Схеффером. В ходе встречи обсуждались состояние переговорного процесса между РМ и ПМР, вывоз военного имущества Российской Федерации с территории Приднестровья, а также вопросы, касающиеся проведения военной миротворческой операции как гарантии безопасности в регионе.

По окончании дискуссии Я. де Хооп Схеффер и глава приднестровской делегации президент И.Смирнов провели короткий брифинг для прессы. Действующий председатель ОБСЕ отметил, что в процессе переговоров Молдове и Приднестровью предстоит определить тот тип федерации, который полностью устроит обе стороны. При этом ОБСЕ, по его словам, не занимая позиции ни одной из них, являясь исключительно посредником, готова оказывать всемерную помощь в поиске взаимоприемлемой модели построения общего государства.

Лидер Приднестровья И.Смирнов напомнил о письме председателя Верховного Совета ПМР Г.Маракуцы в адрес его молдавской коллеги Е.Остапчук, в котором выражается готовность приднестровской стороны на совместной встрече глав обоих парламентов обменяться мнениями о проекте «Протокола о создании механизма разработки и утверждения Конституции Федеративного Государства», который предполагает создание совместной комиссии по разработке Конституции федеративного государства. Отметив, что ОБСЕ предлагает несколько изменить этот подход, советуя сначала ратифицировать сам Протокол, а лишь затем проводить встречи по созданию Комиссии, на которой будут определены ее состав, порядок работы и т.д., президент заявил об отсутствии возражений у приднестровской стороны против такого принципа работы.

Касаясь вопроса о проведении военно-гарантийной операции, глава ОБСЕ подчеркнул, что ее проведение оправдано, и что ОБСЕ готово участвовать как в разработке ее механизма, так и в проведении самой операции.

2 апреля. Министр иностранных дел ПМР В.Лицкай на встрече с действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Нидерландов Я. де Хооп Схеффером так охарактеризовал ход переговорного процесса между Молдовой и Приднестровьем. Оценивая ситуацию, он отметил, что приднестровская сторона выступает за продолжение переговоров в пятистороннем формате, за построение договорной федерации с Республикой Молдова. Однако ПМР и Молдова выдвигают две совершенно разные концепции: если приднестровская сторона настаивает на создании равносубъектной федерации, то молдавская – на территориальной автономии в составе унитарного государства. Несовместимость этих позиций и привела к длительной конфронтации в экономике, политике, идеологии и дипломатии.

Несмотря на ряд негативных шагов со стороны Молдовы, отметил В.Лицкай, Приднестровье все же предлагает разработать совместную декларацию, определяющую основы нормализации отношений. Молдавские же предложения по ассиметричной федерации, где Молдова - и субъект, и центр одновременно, повторяют неудачный опыт Чехословакии. Приднестровье выступает за четкое разделение компетенций и разработку гарантий.

2 апреля. Председатель Верховного Совета ПМР Г.Маракуца  заявил, что парламент Приднестровья намерен в ближайшее время ратифицировать документ о создании Конституционной Комиссии, чтобы приступить в дальнейшем к разработке механизма ее деятельности.

2 апреля. Президент РМ В.Воронин принял действующего председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), главу внешнеполитического ведомства Нидерландов Я.де Хооп Схеффера.  Стороны обсудили возможность утверждения в скором будущем в парламенте Молдовы Протокола об окончательном урегулировании приднестровской проблемы, а затем и состав совместной комиссии по разработке будущей Конституции единого государства.

Президент выразил уверенность в том, что соответствующий протокол будет одобрен, а Я.де Хооп Шеффер отметил, что готовность его подписания существует и со стороны приднестровского Верховного Совета.

Обсуждая проблемы безопасности границ РМ на сопредельном участке Украины и приднестровского региона, председатель ОБСЕ заявил, что он готов обеспечить процесс мониторинга и инспекции соответствующего сегмента границы.

Стороны подтвердили свою приверженность урегулированию приднестровской проблемы путем мирных переговоров в духе конституционной инициативы президента Воронина и принципов ОБСЕ.

2 апреля. Действующий председатель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, глава внешнеполитического ведомства Нидерландов Я.де Хооп Схеффер считает, что миротворческие силы, призванные составить будущий механизм военно-гарантийного обеспечения процесса приднестровского урегулирования, необходимо наделить подлинно многонациональным статусом и не ограничиваться привлечением к их созданию только стран региона. Он заявил, что Республика Молдова может рассчитывать на поддержку международного сообщества в этом плане. Как подчеркнул Я. де Хооп Схеффер, ОБСЕ ожидает, что Россия впишется в отведенные сроки и до конца этого года вывезет из Приднестровья как свое военное имущество, так и личный состав. При этом председатель ОБСЕ уточнил, что Россию нельзя исключить из будущего механизма военного гарантийного обеспечения.

2 апреля. Председатель Конституционного суда РМ В.Пушкаш заявил, что сейчас не ясно, каким образом будет разработан новый Основной закон Республики Молдова, подчеркнув, что нынешняя Конституция не предполагает разработки другого фундаментального закона государства.

Председатель КС сказал, что метод создания Совместной конституционной комиссии, уполномоченной разработать текст Конституции, смог бы послужить темой обращения в Конституционный суд, имея, видимо, в виду легитимность участия в этой комиссии представителей тираспольской администрации. Вместе с тем, он отметил, что с правовой точки зрения никто не ограничен в правах на участие в конституционной комиссии. Председатель Конституционного суда подчеркнул также, что, прежде всего это политическая, а не юридическая проблема. Ранее депутаты от ХДНП объявили, что опротестуют конституционность идеи разработки нового Основного закона сразу же после создания совместной Конституционной комиссии.

3 апреля. Социал-демократическая партия (СДП) И Социал-либеральная партия (СЛП) официально объявили в среду о создании предвыборного блока для участия в местных выборах, намеченных на 25 мая 2003 года.

Лидеры этих формирований О.Нантой и, соответственно, О.Серебрян заявили, что СДП и СЛП ставят перед собой "долгосрочных задач", но и не исключено их совместное участие в парламентских выборах 2005 года.

3 апреля. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Приднестровья приняла на своем заседании   решение о создании 18 окружных избирательных советов второго уровня (муниципальных и районных), в том числе в Гагаузии. В свою очередь окружные избирательные советы должны создать городские и сельские избирательные округа. Всего Центризбиркому надлежит создать 37 окружных избирательных советов и утвердить их состав. На этом же заседании были утверждены в должности членов ЦИК с правом консультативного голоса представители от Партии коммунистов,  Христианско-демократической народной партии, Демократической партии, Социал-либерального альянса "Молдова ноастрэ", Социал-либеральной партии.

3 апреля. Миграционный отток из Приднестровья начался в 1994 году, пишет газета "Независимая Молдова". В прошлом году из региона выехало более 14-ти тысяч взрослых граждан, приехало 9,5 тыс. Причем отрицательные показатели характерны для всех городов и районов Приднестровья. Директор Центра занятости Приднестровья А.Попов говорит, что пока государство не будет в состоянии обеспечивать гражданам нормальную заработную плату, чтобы можно было жить и растить детей, люди будут уезжать.

4 апреля. Парламент РМ одобрил голосами коммунистического большинства и нескольких независимых депутатов решение "О некоторых аспектах механизма разработки проекта новой Конституции Республики Молдова". Мажоритарная фракция считает, что утверждение этого документа представляет шаг вперед в процессе воссоединения страны, а оппозиция же считает, что принятие данного документа может серьёзно повредить процессу урегулирования приднестровского процесса.

Лидер парламентской фракции Социал-демократического альянса Д.Брагиш требовал отложить голосование по этому проекту решения. Он напомнил, что на основе действующего законодательства, прежде всего, следует организовать референдум для того, чтобы узнать мнение населения по этому вопросу. Руководитель фракции СДА подчеркнул также, что результаты недавних опросов общественного мнения показывают, что население против федерализации.

На основании принятого решения Юридическая комиссия парламента по назначениям и депутатской неприкосновенности представит на его утверждение список лиц, которые будут работать в Комиссии по разработке новой Конституции Республики Молдова.

4 апреля. Депутат от оппозиционной Христианско-демократической народной партии В.Кубряков потребовал возбуждения уголовного дела против независимого депутата, председателя парламентской комиссии по правам человека и национальным меньшинствам М.Сидорова, который в 1992-94 гг. был министром юстиции "режима Игоря Смирнова".

Заявление Кубрякова вызвано тем, что Сидоров высказался в поддержку документа о механизме создания и разработки новой Конституции будущего федеративного молдавского государства, назвав его "конкретным шагом к урегулированию приднестровского конфликта".

Одновременно, он высказался за учреждение в Молдове военного трибунала по осуждению лиц, причастных к созданию сепаратистской Приднестровской республики - по примеру ПАСЕ, которая накануне учредила такой трибунал для осуждения тех, кто причастен к совершению преступлений в Чечне.

Оппозиция намерена добиваться привлечения М.Сидорова к ответственности  еще и потому, что в его бытность министром юстиции в Приднестровье состоялся суд над так называемой группой И.Илашку (совершила ряд террористических актов в Приднестровье во время вооруженного конфликта между Кишиневом и Тирасполем в 1992 году - прим. составителя хроники), трое членов которой до сих пор остаются в заключении.

4 апреля. Центральный комитет Партии коммунистов Республики Молдова призвал приднестровцев высказаться на референдуме 6 апреля против приватизации земли во избежание опыта "правобережной части страны", где этот вопрос был решен "непродуманно и поспешно".

В "Обращении к жителям Приднестровья" Центральный комитет ПКРМ осудил кампанию по приватизации земли, которую осуществили "так называемые демократы-западники, смотревшие в рот различным советчикам и ждавшие от них очередной похвалы и очередных тридцати сребренников" и "думали, что решили вопрос о земле".

ЦК КПРМ сетует по поводу того, что "разрушены севообороты, нельзя использовать современную производительную технику". "Товарность производства на земле падает, себестоимость растет, инфраструктура сбора, сохранения и сбыта не содействует реализации. Характер производства на земле все более напоминает натуральное хозяйство: с голоду не умрешь, но одеться, учиться, лечиться - проблематично", говорится в цитируемом обращении.

Тираспольская администрация не прокомментировала пока обращение ЦК Партии молдавских коммунистов, неофициально же прозвучало недовольство по поводу "очередной попытки вмешательства во внутренние дела Приднестровья".

5 апреля. Заместитель министра иностранных дел РМ И.Стэвилэ участвует в заседании Совета министров иностранных дел СНГ, которое начало свою работу в  г.Душанбе (Таджикистан). В рамках совещания должен состояться обмен мнениями о ситуации в Ираке, однако ответственные работники управления Восточной Европы и Центральной Азии МИД сообщили, что официальные лица СНГ в Душанбе не будут подписывать никаких заявлений по поводу войны в Ираке. На заседании Совета министров иностранных дел будет рассмотрено 18 документов, из которых только 10 Молдова подпишет. Представители РМ не подпишут документы, касающиеся военно-политического сотрудничества между государствами Содружества.

Молдова подпишет, в частности, Программу СНГ о борьбе с международным терроризмом и другими проявлениями экстремизма на 2003-2004 годы, Программу по организации подготовки и празднования 60-летия Победы во второй мировой войне, Соглашение о борьбе с угонами транспортных средств и др.

6 апреля. В Приднестровье прошел референдум по вопросу о частной собственности на землю.

7 апреля. В Тирасполе состоялось заседание Центральной избирательной комиссии ПМР, на котором были подведены предварительные итоги всенародного голосования 6 апреля по вопросу возможности введения в государстве права частной собственности на землю. Согласно опубликованным данным, в конституционном референдуме приняли участие 38,92% жителей Приднестровья от общего числа зарегистрированных избирателей. Таким образом, не достигнут необходимый 50-% минимум,  и, как сообщил журналистам председатель ЦИК П.Денисенко, референдум признан несостоявшимся.

Вместе с тем, как свидетельствуют цифры, из пришедших на избирательные участки приднестровцев за введение частной собственности высказались 52%  проголосовавших, против – 44%. Наибольшую избирательную активность показали жители сельской местности, в то время как в Тирасполе и Бендерах на участки пришла лишь четверть избирателей. Никаких нарушений в ходе голосования не зафиксировано.

В соответствии с действующим законодательством теперь повторное вынесение вопроса на  референдум по вопросу частной собственности на землю будет возможно не ранее чем через год.

8 апреля. Молдавские коммунисты приветствуют результаты референдума в Приднестровье по вопросу введения частной собственности на землю. В обнародованном заявлении руководство правящей в Молдове партии выражает удовлетворение тем, что приднестровцы "не оставили без внимания" обращение Центрального комитета ПКРМ, который накануне плебисцита призвал население региона выступить против передачи земли в собственность крестьянам во избежании опыта "правобережной части страны".

Сразу же после обнародования итогов референдума ЦК ПКРМ выступил с очередным заявлением, в котором отметил, что "жители Приднестровья категорически сказали "нет" как самому референдуму, так и его организаторам".

8 апреля. Пятнадцатый в этом году железнодорожный состав с военным имуществом  бывшей 14-ой российской армии отравился из Приднестровья в Россию. Этот эшелон состоит из 20 вагонов, загруженных артиллерийскими боеприпасами, которые весят около 700 тысяч тонн.

9 апреля. На своем очередном заседании Верховный Совет принял Постановление «О некоторых принципах механизма разработки и утверждения Проекта Конституции Федеративного государства, образуемого Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова на договорной основе».

Депутаты утвердили «Протокол о создании механизма разработки и утверждения Конституции Федеративного государства», согласованный 28 февраля 2003 года Постоянным совещанием по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию.

В преамбуле документа подтверждается приверженность Приднестровской Молдавской Республики принципам мирного и справедливого урегулирования отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, а также стремление придать необходимый импульс процессу совместного построения федеративного государства на договорной основе.

Согласно принятому Постановлению, Комиссия Верховного Совета по внешней политике и международным связям должна в течение двух недель представить на утверждение высшему законодательному органу республики предложения по количественному и персональному составу Совместной конституционной комиссии.

9 апреля. Иностранные инвестиции в уставной капитал совместных предприятий в Молдове составили в 2002 г. $36,8 млн. Наибольшие средства поступили из Нидерландов - $22,2 млн., Германии - $3,6 млн. и США - $3,5 млн.

В 2002 г. производственной деятельностью занималось 166 предприятий с иностранными инвестициями. Они произвели продукции на $217 млн., что в 1,3 раза больше, чем в 2001 г.  Продажи на внутреннем рынке составили $401 млн., на внешнем - $158 млн.

На 1 января 2003 г. в Молдове зарегистрировано 2670 предприятий с иностранным капиталом, общий объем их уставного капитала достиг $671,2 млн.,  численность персонала на СП достигла 39 тыс. человек, увеличившись за год в 1,1 раза. В 2002 г. на этих предприятиях создано более 6,6 тыс. новых рабочих мест.

9 апреля. Согласно официальным сообщениям, в Белграде президент Воронин провел встречи с президентами Болгарии, Македонии и Хорватии.

Болгарский президент Г.Пырванов на в беседе с президентом В.Ворониным подчеркнул, что многие из договоренностей, достигнутых в ходе его визита в Кишинев, "претворяются в жизнь", сославшись, в частности, на вопрос о транзите по территории Республики Молдова радиоактивных материалов Козлодуйской АЭС. В этой связи болгарский президент обязался выполнить свое обещание способствовать открытию в уезде Тараклия Университета болгарской общины.

В свою очередь, В.Воронин сказал, что решение болгарской стороной вопроса об отмене визового режима в отношении граждан Республики Молдова значительно активизирует поток молдавских туристов в Болгарию.

Македонский президент Б.Трайковски выразил заинтересованность в сотрудничестве с Молдавией в области металлообработки и химической промышленности, а хорватский президент С.Месич проявил интерес к возможным инвестициям в строительство Джурджулештского терминала на молдавском участке Дуная.

10 апреля. При поддержке Американского международного союза здравоохранения (АМСЗ) и медицинского университета Норфолка в Кишиневе открылась Университетская клиника первичной медицинской помощи. На церемонии ее открытия премьер-министр РМ В.Тарлев сказал, что данный проект является важным показателем плодотворности молдо-американского сотрудничества. "Клиника послужит образцом организации медицинского обслуживания населения семейными врачами в ходе реформы первичной медицинской помощи", - сказал он.

"Впервые в Восточноевропейском регионе при клинике создан Центр по подготовке и тестированию практических навыков семейных врачей. Клиника будет также обслуживать 12 тыс. кишиневцев", - сказал ректор медуниверситета им. Тестемицану И.Абабий.

АМСЗ выделил на реализацию проекта около $2 млн., из которых $800 тыс. использовано на техническое оснащение центра, а остальное на стажировку и обучение его сотрудников, в том числе в США.

10 апреля. Молдавию посетила официальная делегация правительства Германии во главе с представителем Федерального министерства по экономическому сотрудничеству и развитию А.Зайдель. (Annette Seidel). Результатом визита немецкой делегации стало открытие кредитной линии на 7,4 млн. евро. В состав делегации вошли представители банка "Kreditanstalt fur Wiederaufbau", явившегося кредитором данного проекта, все средства которого пойдут на оказание технической и финансовой помощи аграрному сектору республики.

Часть кредита в размере 2,3 млн. евро будет использована для кредитования предприятий малого и среднего бизнеса посредством "MEC-Moldova". Другая его часть 5,1 млн. евро пойдет на техническое обеспечение агротехнических станций, работающих при сахарных заводах АО "Sudzucker-Moldova", которое уже инвестировало из собственных средств уже свыше 1,5 млн. евро.

10 апреля. Президент РМ В.Воронин встретился с генеральным секретарем Совета Европы В.Швиммером, находящимся в Кишиневе с рабочим визитом.

Генеральный секретарь СЕ поздравил кишиневские власти с достигнутыми успехами молдавской дипломатии в Белграде в продвижении отношений РМ со странами Европы. Он приветствовал позицию Молдавии в вопросе европейской интеграции, подчеркнув, что предстоящее председательствование в Комитете министров СЕ важно не только с точки зрения продвижения имиджа и интересов РМ в рамках СЕ, но и с точки зрения ее перспективы вступления в Евросоюз.

В.Швиммер выделил инициативу президента В.Воронина о разработке и принятии новой Конституции реинтегрированного государства Республики Молдова, заявив о готовности СЕ оказать помощь в разработке нового Основного закона страны посредством Венецианской комиссии.

Во время встречи глава молдавского государства высоко оценил многостороннюю поддержку, оказываемую Европейским союзом Молдове. В частности, по его мнению, установление визовых ограничений в отношении тираспольских лидеров будет способствовать продвижению переговорного процесса с Тирасполем.

10 апреля. Североатлантический альянс готов оказать Республике Молдова поддержку в процессе решения приднестровской проблемы, заявил в Белграде на встрече с президентом В.Ворониным заместитель генерального секретаря НАТО по политическим вопросам Г.Альтенбург. "Мы заинтересованы в дальнейшем развитии Республики Молдова, тем более что уже в обозримом будущем НАТО дойдет до границ Молдовы", - заявил он.

В связи с тем, что в настоящее время ведутся консультации на уровне представителей НАТО, ЕС и руководства ОБСЕ по поиску реальных возможностей активизации процесса реинтеграции Молдовы и решения приднестровского кризиса, Г.Альтенберг отметил необходимость обеспечения безопасности границ Республики Молдова с Украиной, в частности на приднестровском участке, пресечения контрабанды и торговли оружием, наркотиками, людьми. Он также заявил о готовности НАТО и ЕС помочь Молдове в процессе обеспечения безопасности границ. "Это в наших интересах, так как мы не хотим, чтобы данный конфликт стал источником нестабильности на границах НАТО", - заявил представитель НАТО.

11 апреля. В рамках Национального дня озеленения сотрудники аппарата президента Республики Молдова во главе с В.Ворониным заложили основу парка-мемориала в поселке Шерпень Кишиневского уезда. Парк дополнит архитектурный комплекс, посвященный памяти героев, павших на Шерпенском плацдарме в боях против фашизма в ходе Ясско-Кишиневской операции во время второй мировой войны.

Президент РМ В.Воронин принял Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины в Кишиневе П.Чалого. Стороны обменялись мнениями о двусторонних молдавско-украинских отношений на современном этапе. В.Воронин подчеркнул, что в отношениях с Украиной Молдова руководствуется принципами добрососедства и взаимоуважения. Он приветствовал подписание президентом Украины Л.Кучмой указа, предусматривающего, в частности, продолжение переговоров по реализации совместного контроля на пунктах перехода молдавско-украинской границы, а также о разрешении ввоза на Украину товаров и въезда транспортных средств из приднестровского региона по предъявлении таможенных документов, выданных уполномоченными органами Республики Молдова.

П.Чалый, в свою очередь, приветствовал успехи, достигнутые в процессе диалога сторон по вопросу осуществления совместного таможенного контроля на приднестровском участке молдавско-украинской границы. Посол Украины высказался за усиление дружественных отношений между двумя государствами и отметил интерес его страны к опыту, накопленному Молдовой в процессе вступления во Всемирную торговую организацию.

12 апреля. 59 лет назад, в ходе успешно проведенной советскими войсками масштабной Уманско-Ботошанской операции, от немецких захватчиков и румынских оккупантов были освобождены юго-запад Украины и значительная часть Молдавии. 12 апреля 1944 г. войска 3-го Украинского фронта вступили в освобожденный город Тирасполь. С тех пор  день освобождения города Советской армией – один из самых почитаемых приднестровцами праздников.

В торжественном митинге в честь 59-ой годовщины освобождения Тирасполя, в честь светлой памяти погибших освободителей города приняли участие депутаты Верховного Совета ПМР, члены Кабинета министров, епископ Дубоссарский и Тираспольский Юстиниан, делегации Украины и Республики Беларусь, руководство города, представители промышленных предприятий, общественных организаций. В этот день почтить память солдат-освободителей собрались сотни горожан, ветераны, школьники, студенты.

Президент ПМР И.Смирнов в своем торжественном выступлении поздравил всех горожан с праздником. Он отметил, что «только сплоченность людей, вера в дружбу, сплоченность национальностей, и только могущество великого государства, которое было объединенным, позволило отстоять нашу с вами жизнь». «Приднестровцы не понаслышке знают, что такое национализм, что такое нацизм. В 1992 году была развязана кровавая бойня националистами Молдовы и… весь народ Приднестровья встал на защиту своей жизни, своей родной земли».

После торжественного митинга состоялась церемония возложения цветов к могилам павших бойцов.




О нынешнем этапе приднестровского урегулирования

Геннадий Коненко

18-19 марта с.г. в тираспольском офисе ОБСЕ прошло очередное заседание "Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию", на котором представители Республики Молдова подписали протокол предыдущей встречи экспертов России, Украины, Молдавии, Приднестровья и ОБСЕ. Таким образом, изложенный в этом протоколе план дальнейших действий по урегулированию приднестровской проблемы, основанный на последних предложениях молдавского президента В.Воронина, был одобрен уже всеми участниками переговоров.

Этот план, как известно и как это следует из названия протокола, предусматривает создание механизма разработки и утверждения Конституции федеративного государства.

Первоочередным шагом дальнейших действий должно было стать утверждение протокола встречи экспертов от 18 марта с.г. на заседаниях законодательных органов Молдавии и Приднестровья. Что, в общем, и произошло. 4 апреля 2003 года протокол был одобрен парламентом РМ и 9 апреля - Верховным советом ПМР.

В молдавском парламенте, как обычно, против принятия протокола выступила радикальная прорумынски настроенная оппозиция - члены фракции Христианско-демократической народной партии. Депутаты от Социал-демократического альянса, хотя его лидер, бывший премьер-министр страны Д.Брагиш и критиковал положения протокола и политику официальных властей в этом вопросе, в итоге все же при голосовании воздержались. В Верховном совете ПМР все прошло гораздо спокойнее.

Теперь на повестке дня стоит конкретный вопрос о создании совместной молдавско-приднестровской комиссии для подготовки новой Конституции, в которую войдут полномочные представители Кишинева и Тирасполя, а также эксперты России, Украины, ОБСЕ и Европейского союза в лице т.н. Венецианской комиссии в качестве наблюдателей. Состав комиссии по разработке Конституции должен быть определен в месячный срок после уже состоявшегося юридического утверждения протокола заседания "Постоянного совещания" политических экспертов. Упомянутая комиссия в шестимесячный срок после этого разрабатывает текст Конституции и предлагает его для обнародования. Затем предполагается провести не позднее 1 февраля 2004 года референдум по вопросу принятия Основного закона федеративного государства, а не позднее 25 февраля 2005 года - выборы органов власти всех уровней уже воссоединенного государства. До этого, как видно еще далеко, и совершенно не очевидно, что намеченные сроки будут обязательно соблюдены.

Здесь надо бы сделать одно отступление и пояснить, что первоначально согласно кишиневскому проекту Соглашения о мерах по окончательному урегулированию приднестровской проблемы от 14 февраля с.г., состав комиссии по разработке Конституции определялся в месячный срок после подписания сторонами именно этого предложенного Молдавией документа.

Как видим, в позиции Кишинева произошли некоторые изменения. И вообще, необходимо отметить, что молдавское руководство отреагировало на неофициальную критику, в т.ч. со стороны российских экспертов и некоторых представителей ОБСЕ, его проекта соглашения по урегулированию, попыток сохранить элементы унитарности в реинтегрированном государстве, а скорее по причине отсутствия в этом документе целого ряда весьма важных положений киевского проекта соглашения от 3 июля 2002 года, в первую очередь, положений о гарантиях в переходный период.

Кишинев вынужден был откорректировать свою позицию и дать к ней пояснения. Президент В.Воронин заявил, наконец, публично о том, что федеративное построение объединенного государства является наиболее приемлемой формой государственного образования в молдавских условиях, в котором Приднестровье получит статус субъекта федерации. Он согласился также с тем, что для обеспечения реализации достигнутых с Приднестровьем окончательных договоренностей по урегулированию и процесса реинтеграции страны в переходный период необходимо разработать соответствующую систему гарантий.

В принципе, ничего нового в этой позиции Республики Молдова нет, все эти моменты уже озвучивались молдавскими официальными представителями, в т.ч. и на переговорах по урегулированию приднестровской проблемы. Просто Кишинев, демонстрируя в последнее время этакую "забывчивость" в отношении уже имеющихся договоренностей по вопросам федерализма, рассчитывал добиться, по возможности, больших уступок со стороны своего несговорчивого партнера по переговорам с учетом усложнившегося экономического и внешнеполитического положения приднестровского региона.

Вместе с тем, нельзя не согласиться, что президент В.Воронин сделал новый и очень сильный ход, предложив Тирасполю принять участие в разработке новой Конституции общего или, как любят говорить в Кишиневе, интегрированного государства, где было бы совместно определено его устройство на принципах федерации и оговорен особый статус Приднестровья.

В других условиях эта инициатива молдаван, возможно, не получила бы согласия на ее обсуждение со стороны приднестровских властей. Но сегодня, анализируя сложившуюся вокруг ПМР обстановку, приднестровцы были вынуждены принять воронинскую инициативу, отказаться (может быть, только на время) от своих надежд на создание общего государства с Молдавией по типу Сербия - Черногория и пойти на обсуждение кишиневского варианта федеративного государства, однако пока не наполненного конкретным содержанием относительно прав Приднестровья как его будущего субъекта.

Надо признать, что у Тирасполя были на это как объективные причины, так и тактические соображения.

Во-первых, таможенная блокада и другие санкции Кишинева, поддержанные США и рядом стран Евросоюза, уже привели к нарастанию  кризисных явлений в приднестровской экономике, серьезным сбоям в промышленном производстве.

По подсчетам специалистов, спад в черной металлургии в 2002 году достиг 52%, электротехнической промышленности - 35%, в машиностроении - 28% и т.д. В основном это коснулось отраслей, работающих на экспорт.

Внешнеторговый оборот сократился на 33%, причем экспорт в 2 раза. Объем поставок в США, а это практически 70% всей продукции Молдавского металлургического завода в Рыбнице, снизился на 98%. Значительно сократился объем экспортных операций в таких важных для ПМР отраслях, как электротехническая, машиностроительная, текстильная, обувная и др.

Сократился экспорт, сократились валютные поступления, позволявшие руководству региона худо-бедно, но решать многие социальные проблемы. Сегодня задолженность по зарплате, пенсиям, другим социальным выплатам составила 8,5 млн. долл. США. Выросла безработица на этот раз за счет отправленного в бессрочные отпуска персонала простаивающих экспортно-ориентированных предприятий.

Второе. На очереди у американцев и их союзников в Европе запланированы и другие меры воздействия на Приднестровье, в случае его отказа от продуктивного участия в переговорах по урегулированию и вывозу российских вооружений из региона в Россию. Пример с введением, хотя логически и труднообъяснимого, запрета на въезд в США и страны Евросоюза  политическому руководству ПМР яркое тому  доказательство. А после нападения США на Ирак, когда попраны все нормы международного права, от Вашингтона с его ковбойским менталитетом вообще можно ожидать всего, что угодно.

Третье. Приднестровские лидеры ясно представляют себе, что их согласие участвовать в выработке новой Конституции будущего федеративного государства еще не означает быстрого, а тем более окончательного решения проблемы урегулирования. Да и американцам сейчас не до Приднестровья - Ирак еще долго будет не давать им возможности более активно действовать на приднестровском "фронте".

Четвертое. Сам факт согласия на совместную работу с Кишиневом над текстом новой Конституции РМ играет Тирасполю на руку, лишая противников возможности использовать обычную обвинительную в адрес Приднестровья и его руководства риторику в информационной войне.

Создание конституционной комиссии, определение ее состава, как мы видим, вопрос практически решенный, однако, носит он, скорее, технический характер. Если же говорить о сути проблемы, то здесь не все так просто, как хотелось бы молдавской стороне. Несмотря на начавшуюся стадию постатейного обсуждения проекта итогового документа "Об основах взаимоотношений между Республикой Молдова и Приднестровьем", в принципе отработанное общее положение о федеративной форме государства, также как и положение о сохранении территориальной целостности Молдавии и наделении Приднестровья статусом субъекта федерации, позиции сторон относительно конкретного его наполнения значительно отличаются.

Глава внешнеполитического ведомства ПМР В.Лицкай на пресс-конференции 2 апреля с.г. заявил, что у Молдавии и Приднестровья две совершенно разные концепции будущего федеративного государства  - Тирасполь выступает за создание равносубъектной федерации, а Кишинев настаивает на "ассиметричной", где Молдова одновременно является и субъектом, и Центром, а Приднестровью отводится роль территориальной автономии.

В настоящее время приднестровская сторона предлагает разработать и подписать совместную декларацию, в которой были бы определены главные принципы нормализации отношений и которая послужила бы основой для последующих переговоров и работы над новой Конституцией. Молдаване пока не готовы к этому и пытаются избежать заключения какого-либо двустороннего политического документа на этот счет, опасаясь, что он может быть расценен как документ о договорной федерации, подписанты которого Молдавия и Приднестровье могут рассматриваться равноправными договаривающимися сторонами.

Посредники - Россия, Украина, ОБСЕ склоняются к тому, чтобы такое предварительное соглашение было подписано.

На сегодня также ясно, что среди общественного мнения в Молдавии и Приднестровье нет единого восприятия идеи построения федеративного государства на территории Республики Молдова в границах января 1990 года.

В Молдове, например, категорически не приемлет объединения с Приднестровьем на основе федерализма ни в какой форме махровые националисты  во главе с христианскими демократами. Впрочем, это неудивительно, ибо после объединения их планам на присоединение к Румынии будет положен конец.

Представители парламентской оппозиции от Социал-демократического альянса и его сторонники в стране, несмотря на критическое отношение к предложениям правящей партии коммунистов и нынешнего руководства РМ, в конце концов, видимо, согласятся на превращение Молдовы в федеративное государство. Лидер СДА Д.Брагиш считает, что объединение с Приднестровьем поможет в преодолении кризисного состояния молдавской экономики, в котором она находится.

Из внепарламентских политических сил Молдавии власти могут рассчитывать на поддержку Демократической партии бывшего спикера парламента Д.Дьякова, Социалистической партии В.Морева, Аграрно-демократической партии, Партии социалистов, Республиканской партии и др. партий и объединений левоцентристского толка.

Главной причиной здесь является именно то, что большинство левоцентристских и даже центристских партий стремятся к сохранению Молдавии как независимого государства. Их не устраивают планы как "ухода" Молдовы в Румынию, так и "ухода" Приднестровья на Украину.

На левом берегу большая часть общественно-политических партий и организаций сегодня пришла к выводу о том, что создание общего федеративного государства является наиболее оптимальным вариантом решения проблемы Приднестровья и нормализации отношений с Молдавией.

Это подтвердил прошедший в Тирасполе 21 марта с.г. "круглый стол", в котором приняли участие ученые-политологи, историки, юристы, депутаты Верховного совета и члены правительства ПМР, представители миссии ОБСЕ в Кишиневе и др.

Создание молдавско-приднестровской федерации, по мнению многих участников "круглого стола", - это веление времени, вопрос состоит только в том, удастся ли сторонам договориться о принципах ее построения. В представленных Кишиневом документах по урегулированию, как полагали некоторые выступавшие, под названием федерации просматривается унитарное государство, где Приднестровью отводится роль автономного образования.

Депутат приднестровского парламента прежнего созыва, член оппозиционного движения "Народовластие" А.Попов считает, что предлагаемое Кишиневом федеративное государство таковым не является, т.к. в нем, кроме Приднестровья, не присутствуют другие субъекты федерации. Он полагает также, что, учитывая частые проявления в Молдавии прорумынских националистических "всплесков", в двустороннем договоре между РМ и ПМР должны быть определены порядок и условия возможного выхода Приднестровья из федерации. По мнению А.Попова, Приднестровье может войти в федерацию только как равноправный субъект, имеющий свою территорию, Конституцию, главу республики, парламент, государственные языки (русский, украинский, молдавский), местное самоуправление, правоохранительные органы и т.д.

Директор Центра социально- политических исследований "Перспектива" И.Галинский, со своей стороны, считает, что применительно к молдавским условиям образование метрополии и подчиненного субъекта недопустимо. Следовательно, в документе по урегулированию должна быть предусмотрена система противовесов и гарантий, а именно: двойное гражданство, двухпалатный парламент и др.

Отдельные участники "круглого стола" высказали мнение о том, что полная независимость и признание ПМР было бы идеальным решением приднестровской проблемы, но это сегодня маловероятно.

В последнее время как между официальными участниками переговорного процесса по урегулированию приднестровской проблемы, так и среди общественности все чаще обсуждается вопрос, имеющий, по мнению российской стороны, исключительно важное значение для успешного продвижения переговоров, в т.ч. и по разработке новой Конституции будущего общего государства. Это - вопрос о системе гарантий в переходный период после подписания итоговых документов по нормализации отношений между РМ и ПМР.

Пассивное отношение Кишинева к этой проблеме, вывоз российских вооружений из Приднестровья и запланированный вывод Оперативной группы российских войск к концу 2003 года, когда в регионе в результате этого меняется соотношение сил, не снимают озабоченности приднестровского руководства в отношении безопасности Приднестровья. Во время своей рабочей поездки в Москву в первой декаде марта с.г. лидер ПМР И.Смирнов высказал в Министерстве обороны России предложение о необходимости продолжения выполнения российскими миротворцами своих обязанностей гарантов по обеспечению в регионе мира и стабильности до завершения переговорного процесса. Он просил также учесть мнение Приднестровья относительно состава военных контингентов при осуществлении новой военно-гарантийной операции (ВГО) после подписания итогового соглашения по урегулированию. Президент И.Смирнов считает, что Россия и ее военные должны быть основным и ведущим компонентом в системе военных гарантий в переходный период, поскольку население Приднестровья всегда с уважением относилось и относится к российской армии.

На пресс-конференции после возвращения из Москвы И.Смирнов говорил о желательности уже сейчас вплотную заняться разработкой гарантий нормализации молдавско-приднестровских отношений, без чего весьма трудно будет вести диалог о создании федерации.

Обсуждение вопросов, связанных с новой военно-гарантийной операцией в Приднестровье, на встрече И.Смирнова с первым заместителем министра иностранных дел РФ В.Трубниковым  20 марта с.г. в Тирасполе показало, что позиции России и Приднестровья здесь во многом совпадают.

Молдавская сторона, хотя и соглашается с постановкой вопроса о разработке системы гарантий и, в частности, механизма военно-гарантийной операции, все же пока уклоняется от его конкретного обсуждения, ожидая, видимо, "отмашки" от ОБСЕ и США, которые мыслят проведение упомянутой операции только под эгидой ОБСЕ и без ведущей в ней роли России.

На наш взгляд, существующая неопределенность относительно механизма и состава миротворцев будущей ВГО может серьезно замедлить решение вопросов общего урегулирования.  Представляется, что  настало время, чтобы переговорщики, наряду с обсуждением вопросов по реализации договоренностей в связи с разработкой новой Конституции РМ, параллельно занялись бы и проблемой новой миротворческой операции.

Как будут развиваться дальнейшие события, сейчас сказать трудно. Возможно, предстоящая встреча политических экспертов в рамках Постоянного совещания по приднестровскому урегулированию в конце апреля с.г. даст ответы на некоторые вопросы, поднятые в этой статье.




Ольвия-пресс,
2 апреля 2003

Политический аспект референдума

И.Петров

Сегодня Приднестровье находится на пороге конституционного референдума по вопросу о частной собственности на землю. Без решения вопроса о земле приватизация, начавшаяся в ПМР в 2001 г., останется незавершенной. Долгое время в Приднестровье сдерживали процесс приватизации. Во многом это связано с тем, что в других постсоветских государствах этот вопрос, решаясь якобы на демократических принципах, нередко оборачивался очередным ограблением населения, увеличением разрыва между богатыми и бедными. Опыт новейшей истории показывает, что структурные реформы можно проводить лишь при наличии четкой схемы, богатого опыта, а также в условиях политической стабильности. Однако уровень молдо-приднестровских отношений всегда оставлял желать лучшего, условия непризнанности являлись тем фактором, который ограничивал возможность проведения коренных преобразований. Но дальше ждать некуда, условия экономической блокады Приднестровья со стороны Кишинева вынуждают искать скрытые резервы.

Согласно официальным данным, аграрный сектор экономики Приднестровья приносит менее 1,5% доходов бюджета, при этом сельское хозяйство ради своего сохранения не может обойтись без постоянных дотаций и кредитов. В целом аграрный сектор сегодня нуждается в крупных инвестициях и капиталовложениях, обеспечить которые само государство не в силах. Задача государства – создать все условия для притока инвестиций в аграрный сектор для того, чтобы вывести его из кризиса и найти еще один серьезный источник пополнения бюджета. Хотя в республике существует успешный опыт развития частных хозяйств, масштаб этих положительных тенденций не впечатляет. Следует признать, что главным препятствием для инвестиций в аграрный сектор является отсутствие частной формы собственности на землю.

Экономическая целесообразность такой формы не вызывает сомнений - положительный опыт имеется и на Украине, и в некоторых регионах России. Но у предстоящего референдума есть и политическая составляющая, связанная с молдо-приднестровским урегулированием. По обоснованному мнению главы Миссии ОБСЕ Уильяма Хилла, в настоящее время ключевым вопросом урегулирования становится вопрос об «обеспечении гарантий различного рода». Речь идет о гарантиях политических, экономических, социальных, военных. В этом ряду, несомненно, находятся и обеспечение гарантий собственности, которые необходимы сторонам для окончательного урегулирования проблемы.

Как известно, гаранты и посредники в последнее время заняли весьма жесткую позицию в отношении развития процесса урегулирования. Посредством ОБСЕ в развитии переговорного процесса участвуют и Соединенные Штаты Америки. Перед договаривающимися сторонами ставят вполне определенные сроки окончательного урегулирования, к началу 2005 г. Молдова и ПМР должны сформировать полноценную федерацию. Но молдавская сторона, хотя и декларировала федеративные принципы, на самом деле подменяет понятия и готовит для Приднестровья участь Гагаузии. Любые оговорки, призванные направить ход дальнейших переговоров в русло реальной федерализации, встречают абсолютно неконструктивную позицию Кишинева. Притом, что Тирасполь согласился гарантировать вывод российских войск из региона, инициатива приднестровской стороны об обеспечении постконфликтной военно-гарантийной операции России, даже при поддержке Москвы, осталась без ответа официального Кишинева.

Собственность – краеугольный камень большинства противоречий, не является исключением и вопрос молдо-приднестровских отношений. Для большинства молдавских политиков Приднестровье представляет интерес только с экономической точки зрения. Сегодня Республика Молдова представляет собой лишь «черную дыру», рынок сбыта и рынок дешевой рабочей силы, «выжать» из нее уже практически нечего, а Приднестровье - «лакомый кусок». Можно предположить, что в ходе дальнейшего урегулирования вопрос собственности может стать не менее актуальными, чем вопрос о военных гарантиях. Так же как и вопрос о военно-гарантийной операции должен быть разрешен до вывоза российских вооружений, так и вопрос о гарантиях собственности должен решаться своевременно.

Время для маневров, как Кишинева, так и Тирасполя, ограничено. Земля – стратегический ресурс, а частная собственность – неотъемлемое право личности. Поэтому введение частной собственности на землю можно рассматривать и как желание приднестровских властей сохранить за народом Приднестровья землю при любом развитии событий.




Днестровский курьер №55,
1 апреля 2003

К вопросу о мудрости

И.Сергеев

В "Независимой Молдове", под скромненьким таким, совсем даже неброским, заголовком "Мудрая политика Кишинева сохраняет шансы на урегулирование приднестровского конфликта" опубликован комментарий посла РФ в РМ Павла Петровского по результатам его встречи с Владимиром Ворониным.

Собственно, оно бы и ничего. Во-первых, послу и положено выражаться цветисто. Он должен, по возможности, находить положительные стороны даже в самых отвратительных действиях руководства страны пребывания - коль скоро на то имеются дипломатические соображения. Во-вторых, авторство заголовка, судя по характерному лаконичному стилю, принадлежит все же не послу и не пресс-секретарю посольства РФ в Кишиневе, а редакции "НМ". Однако некоторые заявления российского дипломата вызывают недоумение. В частности, если только верить "Независимой Молдове", посол России заявил буквально следующее - цитируем по публикации в "НМ": Коснувшись решения тираспольской администрации запретить въезд в регион 14 представителей молдавского руководства, Павел Петровский сказал, что "подобное невозможно объяснить ни с точки зрения международного права, ни с точки зрения логики. Такие действия Тирасполя могут свести на нет те положительные сдвиги, которые были достигнуты на переговорах по приднестровскому урегулированию".

"Хочу отметить мудрое решение молдавского руководства, президента Владимира Воронина отказаться от неадекватных мер и сохранить все шансы на урегулирование приднестровской проблемы, как было обговорено на последнем раунде переговоров", - сказал посол Павел Петровский.

Если П. Петровский все это действительно говорил, а не стал в очередной раз жертвой недобросовестных журналистов, исказивших его слова, как это с ним, судя по заявлениям все той же пресс-службы посольства РФ в Молдове, уже бывало (ох уж эти журналисты!), то возникают, по меньшей мере, два вопроса: Первое. О каких именно "положительных сдвигах на переговорах по приднестровскому урегулированию" вообще идет речь? Если разговор о согласии Молдовы сформировать совместную конституционную комиссию, то едва ли это может быть поставлено Кишиневу в заслугу. Хотя воронинская команда под сильным давлением посредников и пошла на этот шаг, саму идею федерализации Молдова по-прежнему не приемлет. Кишинев всячески старается протащить выхолощенные варианты, вроде пресловутой "асимметричной федерации". Так что комиссия скорее всего окажется очередным переговорным тупиком и радоваться тут особо нечему.

Второе. О каком отказе от "неадекватных мер" говорит г-н Петровский? Таможенная блокада Приднестровья продолжается. Запрет на выезд 17 приднестровских руководителей в страны ЕС и в США остается в силе. Ни для кого не секрет, что запрет этот был введен по настоятельной просьбе Молдовы и что после его введения Кишинев выступил с рядом подстрекательских заявлений, пытаясь побудить ЕС и США усилить давление на ПМР. Известно и то, что пресловутый "запрет 14" был введен МИД ПМР именно как ответная мера. Введен после того, как посредники по поводу действий ЕС и США предпочли либо отмолчаться, либо отделаться обтекаемыми и ни к чему не обязывающими заявлениями.

Между тем, подобная обстановка едва ли обеспечивает нормальный ход переговоров. А нормальный ход переговоров - и с точки зрения международного права, и с точки зрения логики - это именно то, что посредники и гаранты должны обеспечить в самую первую очередь. И сохранение запрета закономерно ставит еще два вопроса, правда, уже не П.Петровскому, а скорее к МИД ПМР:

- Насколько посредники вообще, и Россия, в частности, способны не на словах, а на деле справляться со своей посреднической миссией?

- Следует ли Приднестровью продолжать переговоры в течение всего срока действия санкций?

Но вернемся к интервью российского посла. Возможно, по мнению г-на Петровского, все эти меры "адекватны"? Включая, надо полагать, и последнюю провокацию Кишинева, со вбросом пресловутого "Постановления Совета обороны ПМР", то ли сочиненного, то ли действительно выкраденного молдавскими спецслужбами и распространенного ими через посредство подконтрольной "НМ"? Но тогда о каких гипотетических "неадекватных" мерах идет речь? Может быть, Воронин собирался применить по непокорной ПМР ОМП, но под благотворным влиянием П.Петровского раздумал - а мы-то и не знаем?




Время новостей,
3 апреля 2003

Молдавия не исключает присоединения к Союзу России и Белоруссии

С.Гамова

В Молдавии сегодня нет более важной задачи, чем объединение страны. Инициатива молдавского президента Владимира Воронина о создании федеративного государства, субъектом которого стало бы Приднестровье, вступила в стадию активной реализации. Тирасполь с этим предложением согласился, после годовой паузы стороны возобновили переговоры. Важную роль в переговорном процессе имеют законодательные органы Молдавии и Приднестровья. Высшим органом власти в Кишиневе является парламент - он избирает президента, формирует правительство, определяет внешнеполитический курс.

Спикер молдавского парламента Е.Остапчук рассказала о своем видении перспектив объединения страны. - - Президент Владимир Воронин заявил, что в целях воссоединения страны готов пойти на изменения в конституции и досрочные парламентские выборы. Если таковые состоятся, кто на них выиграет?

- Я надеюсь, опять победит компартия. У нас сейчас самый высокий рейтинг. С другой стороны, новую инициативу президента мы связываем не столько с победой на очередных выборах, сколько с возможностью разрешить приднестровскую проблему и добиться восстановления территориальной целостности Республики Молдова. Воссоединение государства важнее любых узких политических интересов.

- Реально ли объединение страны в ближайшие год-два?

- Говорить о конкретных сроках рано. Конечно, хотелось решить этот вопрос скорее. Обнадеживает, что руководитель миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл, передавший приднестровской администрации проект соглашения по окончательному урегулированию проблемы, отметил положительную реакцию тираспольских лидеров на инициативу молдавского президента. На успех можно рассчитывать только при активном участии в приднестровском урегулировании России и Украины в качестве государств-гарантов, а также ОБСЕ, других международных организаций и влиятельных стран.

- После того как объединение страны состоится, останутся ли на Днестре миротворческие силы?

- Если воссоединение страны состоится, то нужда в присутствии миротворческих сил отпадет сама по себе.

- Одним из предвыборных обещаний коммунистов было присоединение Молдавии к Союзу России и Белоруссии. Теперь вы от него отказались?

- Мы не отказываемся ни от одного своего обещания, в том числе и от этого. Мы внимательно следим за каждым шагом сближения России и Белоруссии, за нелегким процессом создания союзного государства, унификации экономического пространства, денежной системы. Когда этот союз станет реальностью, мы поставим вопрос о присоединении к нему Молдовы - естественно, предварительно посоветовавшись с народом путем референдума.

- Российский бизнес заметно активизировался на молдавском рынке. Чем это объясняется и почему, на ваш взгляд, сюда не спешат инвесторы из других стран?

- Да, Россия занимает первое место среди наших торгово-экономических партнеров. На ее долю приходится примерно 40% нашего экспорта и почти одна пятая часть нашего импорта. Российские бизнесмены стали проявлять все больший интерес к возможностям инвестирования в молдавскую экономику, к приобретению контрольных пакетов акций предприятий винно-коньячной промышленности, к строительству и будущей эксплуатации таких объектов, как Джурджулештский нефтяной терминал на Дунае. Взаимный интерес представляет дальнейшее сотрудничество в газовой отрасли, создание совместных энергетических и других предприятий, реализация режима свободной торговли.

Эта активность объясняется и стабилизацией обстановки, и тем, что за последние два года парламент принял ряд законодательных актов, создающих благоприятные условия для иностранных инвесторов. Нельзя пренебрежительно относиться к экономическим связям, которые сложились между Молдовой и Россией. Нельзя пренебрегать огромными возможностями, которые предоставляет российский рынок нашему производителю. Нельзя забывать, что Молдова большую часть своих энергетических потребностей удовлетворяет именно за счет экспорта из России. Пожалуй, такие тесные связи у нас еще только с Украиной, в объеме внешнеторгового товарооборота нашей страны она занимает второе место. Украина и Россия являются государствами - гарантами приднестровского урегулирования.

-А возможно ли присоединение Молдавии к новой межрегиональной структуре, называемой "союзом четырех", куда входят Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан?

- Хотя мы твердо заявили о своей ориентации на вступление в Европейский Союз, мы относимся к "союзу четырех" как к новой попытке добиться всемерного сближения этих стран, создания единого экономического пространства. Мы за такое сближение, за создание зон свободной торговли в рамках границ СНГ. Создание "союза четырех" вписывается в этот процесс.




Независимая газета,
8 апреля 2003

Военно-гарантийная операция в Молдавии

Н.Приходко

В Молдавии приступают к формированию совместной молдавско-приднестровской конституционной комиссии, которой предстоит разработать основы Конституции федеративного государства - "объединенной" Молдавии. Спустя полгода она должна представить проект Основного закона страны. Следом запланирован референдум о принятии новой Конституции (не позднее 1 февраля 2004 года) и выборы федеральных органов власти (до 25 февраля 2005 года). Параллельно представителям сторон предстоит определить и механизм гарантий безопасности будущих договоренностей. В связи с этим взамен нынешней миротворческой предполагается осуществить "военно-гарантийную операцию". Такая формулировка впервые была обнародована первым замминистра иностранных дел России Вячеславом Трубниковым во время недавнего приезда в Молдавию. И наблюдатели теперь гадают: что бы она значила? И "примеряют" ее к известным вариантам. Предполагают, например, что в дальнейшем речь пойдет о переводе здешней миротворческой операции под эгиду международной организации вроде ОБСЕ. Или, напротив, утверждают, что этим термином камуфлируется намерение Москвы восстановить - в связи с последними событиями в мире - свое военное присутствие в регионе и создать здесь собственную военную базу.

Что касается последнего, то представитель РФ в Объединенной контрольной комиссии Олег Астахов назвал эти разговоры досужими: Россия намерена выполнить свои известные стамбульские обязательства. Что же касается возможности перевода миротворцев под эгиду ОБСЕ, то, по его мнению, эта возможность выглядит проблематичной, так как ОБСЕ не обладает необходимым механизмом военного обеспечения подобных акций.

В свою очередь, представитель Приднестровья в Объединенной контрольной комиссии трехсторонних миротворческих сил Владимир Боднар пояснил "НГ", что против создания здесь российской военной базы непременно выступит Запад. И к его голосу Кишинев, конечно, прислушается. Для Тирасполя же важно избежать осложнений, которые могут возникнуть, если идея о российской базе не понравится соседней Украине. Кроме того, заметил Боднар, международный статус миротворческих сил не служит абсолютной гарантией: скажем, присутствие в буферной зоне контингента ООН не помешало США и коалиции развернуть боевые действия против Ирака.

В то же время побывавший здесь на прошлой неделе действующий председатель ОБСЕ и министр иностранных дел Голландии Яаап де Хооп Скеффер заявил, что миротворческая операция должна быть, как можно более широкой: при желании в ней могут принять участие все страны - члены ОБСЕ, а не только Россия с Украиной. Таким образом, Запад стремится до донышка выдавить "тюбик" российского военного присутствия. И не намерен позволить России использовать новый формат для долговременного закрепления здесь воинского контингента и сохранения своей ведущей роли в миротворчестве.




Российско-приднестровский информационно-аналитический центр,
4 апреля 2003

Кому нужны военные гарантии?

 Война в Ираке из достаточно отдалённого и экзотического политического шоу реально превращается в важнейший фактор мировой политики, затрагивающий все без исключения аспекты международных отношений. Ещё совсем недавно казалось, и не без оснований, что политическими процессами можно управлять, влиять на них, строить долгосрочные прогнозы. Для этого разрабатывались соответствующие стратегии, тактики, концепции и методики. Переговорный механизм, опирающийся на нормы международного права и инструменты дипломатии, являлся определённой основой стабильности и был эффективным средством урегулирования внутриполитических и международных конфликтов. Случайность, субъективность, человеческий фактор, естественно, влияли на социальные и политические изменения, но при этом оставался лишь узкий люфт для колебаний политических процессов от более или менее ясной генеральной линии развития событий.

Иное дело, когда оказался развязан крупномасштабный геополитический конфликт в нарушении всех действующих международных норм. В результате, фактически исчезли правовые, ценностные и внешнеполитические ориентиры, определяющие политику, проводимую государством. Это относится абсолютно к любой стране, так как любое правительство, по старинке считающее себя суверенным и независимым, может подвергнуться силовому нажиму, а то и открытому военному удару со стороны США.

Это имеет самое прямое отношение к урегулированию приднестровского вопроса и к внешней политики России вообще. Данный сюжет не такой уж и неожиданный. Как только стало ясно, что к власти в Белом доме приходят республиканцы, прогнозировалось, что они будут проводить жёсткую внешнеполитическую экспансию. Предполагалось, что пока они будут решать свои вопросы где-то, Россия, став американским партнёром, получит возможность самоутвердиться на субрегиональном уровне. Не учли американский размах и ковбойский менталитет новой администрации. Американский шериф вначале бьёт наповал всё, что ему кажется не внушающим полного доверия, а потом уже улаживает формальности. Вот и подписывай с ним соглашения о стратегическом партнёрстве…Нутром учуяв появление нового "мирового пахана", бывшие советские "шестёрки" гуськом потянулись в НАТО, кому-то нужен "план индивидуального партнёрства", кому-то "особые отношения" и т.п.

В этих условиях необходимо определиться, насколько последовательно Россия готова отстаивать свой государственный суверенитет, укреплять национальную безопасность, проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Когда некоторые эксперты пытаются обсуждать внешнюю политику России как в отношении войны в Ираке, так и в других областях, то предлагают применить стратегию уступок американцам в надежде, что те в знак благодарности помогут решить российские проблемы в Чечне, в ближнем зарубежье, пригласят к обустройству нового Ирака, отведут достойное место в системе нового мирового порядка и т.д.

Однако, практика отношений, в том числе коренных жителей североамериканского континента с "американским бледнолицым братом", показывает, что стратегия страуса успеха не приносит. "Успех" в Техасе означает съесть глупую птицу, а не сотрудничать с ней в сфере природоохранных мероприятий.

Реальным российским ответом на американское давление может быть только последовательная комплексная политика, включающая в себя активные дипломатические усилия на всех направлениях и усиление военного потенциала страны.

В Приднестровье задача урегулирования решается последнее время более-менее успешно. При этом удаётся постепенно синхронизировать несколько важных взаимосвязанных процессов, которые ранее протекали параллельно. Имеется ввиду работа постоянной комиссии ОБСЕ по развитию киевского проекта ОБСЕ и поддержка кишинёвской инициативы по созданию молдо-приднестровской конституционной комиссии. Продолжается вывоз боеприпасов бывшей 14 армии, что позволяет активнее работать на других направлениях, например, по подготовке военно-гарантийной операции в Приднестровье.

Говоря о последней, следует отметить её центральное значение для судьбы Приднестровья и обеспечения стабильности в этом потенциально конфликтом регионе. Противоречия, лежащие в основе приднестровского конфликта, окончательно не могут быть исчерпаны хотя бы по тому, что сохраняется и будет сохраняться в Кишинёве определённый прорумынский, прозападный, пронатовский политический вектор. Это наглядно показывают результаты социологических исследований. За более тесные отношения Молдавии с Россией высказалось 72,2 % участников опроса, проведенного по заказу молдавского института развития и социальных инициатив. За Россией в рейтинге предпочтений следуют Румыния 47,2 %, Украина 45,5 % и США 35,8 %. За одновременную интеграцию Молдавии в Европейский Союз и СНГ высказались 40,7% участников опроса. Для приднестровцев же характерна ориентация на Россию, при полной неприемлемости румынизации.

В этих условиях единственно возможным вариантом долговременной стабилизации может быть только присутствие в Приднестровье российского воинского контингента. Именно он позволит эффективно защитить интересы российских граждан в Приднестровье, обеспечить в конечном итоге, суверенитет нового федеративного государства, его статус как нейтрального.

В таком развитии событий объективно заинтересовано не только Приднестровье, но и нынешнее молдавское руководство, в том числе В. Воронин. Молдавская оппозиция, опираясь на политическую и финансовую западную поддержку очень быстро оттеснит ПКРМ от власти, как только ослабнет в регионе влияние России. Уход российского контингента из Приднестровья это и уход России из Бессарабии и не столько в юридическом, сколько в политическом смысле. Нынешнее влияние коммунистов в Молдове основано на определённом балансе сил, обусловленным наличием фактически независимого Приднестровья и с русским населением в Бессарабии. ПКРМ заняло, в определённом смысле, центристскую позицию между участниками конфликта: приднестровцами и бывшим, но не куда не исчезнувшим, националистическим народным фронтом. Если предположить, что в силу определённых политических обстоятельств, например, после ухода России, Приднестровье как политический фактор утратит своё влияние на политическую жизнь Молдовы, то, как следствие, нарушится динамическое равновесие политической системы и ПКРМ потеряет свою нишу, а соответственно и власть. Здравый смысл призывает нынешнее молдавское руководство искать такую форму интегрирования Приднестровья в политическое поле Молдовы, которое позволило бы приднестровцам сохранить свою субъектность. Но этот смысл порой приносится в жертву личным амбициям руководства, в результате противостояние приобретает литературные гоголевские черты футбольных и туристических недоразумений между соседями.

Опаснее, однако, когда ответственными лицами делаются безответственные комментарии самой сущности урегулирования приднестровского конфликта. То, что Россия предпринимает энергичные усилия по поиску компромиссных путей урегулирования приднестровского вопроса с влиятельными международными организациями, это понятно. С этим было связано и выступление в Брюсселе на встрече с 15 послами стран Европейского Союза (ЕС) российского посла по особым поручениям МИД РФ Александра Новожилова. Он заявил, что "мы сдержанно относимся и к введенному недавно ЕС запрету на выдачу виз лидерам Приднестровья, и к ответному запрету Тирасполя на въезд в ПМР руководителей Молдовы", и выразил надежду, что в 2003 г. будет достигнут "заметный прогресс в политическом урегулировании, а в 2005 г. есть перспектива решения всей проблемы".

А вот комментарии заявлениям российского посла со стороны советника Президента Молдовы Марка Ткачука представляются, мягко говоря, неадекватными. Во-первых, не понятно, почему молдавский чиновник, то есть работник аппарата, состоящий на государственной службе, считает возможным комментировать позицию личного представителя Президента России, коим является российский посол, заявленную на влиятельном международном форуме? Чьё мнение Ткачук выражает, своё собственное как эксперта и гражданина или официальную позицию молдавского государства и его Президента В.Воронина? Если это позиция молдавского президента, то почему она не выражена в официальном заявлении по этому поводу, если же это экспертная оценка, то, почему бы её автору не заняться политической публицистикой, уйдя, как это обычно делается в таких случаях, с государственной службы?

Теперь по сути комментария…. То, что для М. Ткачука "открытые военные приготовления в Тирасполе, истерическая реакция приднестровских властей на возможный приезд Президента РМ в Тирасполь, тщательно спланированный срыв встречи Владимира Воронина с Игорем Смирновым не оставляют места для оптимистических оценок", является его личной проблемой. Может климат в Молдове так влияет…  В конце концов, футбол можно посмотреть по телевизору, слухи же, что приднестровцы готовят блицкриг на Кишинёв и оккупацию Бессарабии, представляются сильно преувеличенными.

Но ушлого молдаванина не проведёшь: "Для нас все более очевидным становится тот факт, что и в Приднестровье, и за его пределами существуют силы, заинтересованные в беспредметном, бесцельном и бесконечном переговорном процессе".

Далее Марк Ткачук назвал, по меньшей мере, странным тезис Александра Новожилова о том, что Россия не собирается бросать своих соотечественников на берегах Днестра. "Во-первых, власти в Молдове также не собираются бросать на произвол судьбы граждан России, проживающих в Приднестровье, а потому озабоченность господина Новожилова выглядит несколько искусственной", - сказал советник Президента РМ. "Во-вторых, - продолжил он, - великодержавная риторика недопустима в отношении приднестровского урегулирования".

Понял ли советник молдавского президента сам то, что сказал? Российская зарубежная диаспора составляет пятую по численности в мире, в российском обществе сегодня существует полный консенсус по поводу того, что государство должно поддерживать своих соотечественников, права которых нарушаются сплошь и рядом. Защита интересов соотечественников, а тем более граждан России, в Приднестровье и Молдове, естественно, не может представлять собой исключение из общего правила, а напротив, должна находиться под особым вниманием, поскольку здесь конфликтная зона. Эта позиция озвучивается российскими представителями от президента до вице-премьера, от министра до депутата постоянно. Естественно, что и полномочный представитель России на встрече в Брюсселе не мог не затронуть этот вопрос. При чём здесь великодержавная риторика?

В итоге, что получается? Российский МИД в сложной международной обстановке пытается отстоять свои национальные интересы и интересы своего стратегического партнёра в влиятельной европейской структуре. В это время "стратегический партнёр", которому Россия оказывает существенную экономическую и политическую помощь, устами советника обвиняет Россию в великодержавной политике. Сомнительный фон для развития политических контактов и приднестровского урегулирования!

Самое важное, чтобы аффектное поведение, всегда свойственное политическим субъектам внутреннего конфликта, не заслонило объективное понимание того, что именно сочетание договорной федерации, достигнутой под эгидой ОБСЕ, в сочетании с выполнением решений стамбульского саммита и проведением военно-гарантийной операции с участием российских миротворцев позволит создать устойчивую сбалансированную конфигурацию объединённой Молдовы. Это даёт реальный шанс за 2-3 года построить новую интегрированную политическую систему с участием нынешних политических фигур, но уже в новом качестве. К сожалению, именно в современных геополитических условиях возрастает вероятность многовариантного, трудно предсказуемого развития событий, что особенно опасно для региона с высоким потенциалом конфликта. Это, кстати, объясняет заботу Приднестровья о своей безопасности. Сегодня уже не кажется таким невозможным внешнее военное вмешательство под любым предлогом и с непредсказуемыми последствиями не только для Молдовы, но и для всей Европы. В связи с этим, резко возрастает персональная политическая ответственность всех игроков процесса политического урегулирования, необходима определённая корректировка сложившихся ролей, большая гибкость и конструктивность.

То, что Тирасполь предлагает в ближайшее время провести встречу руководителей законодательных органов Молдавии и Приднестровья по проекту "Протокола о создании механизма разработки и утверждения Конституции Федеративного Государства", представляется важной, качественно новой инициативой. Можно сказать, что это "по-европейски".

В своё время, парламентская комиссия Государственной Думы ФС РФ по содействию в урегулировании приднестровского конфликта в течение нескольких лет работала над усилением роли парламентов в переговорах, оказывая соответствующее влияние и на Кишинёв и на Тирасполь, на позицию органов исполнительной власти РФ, формирующих внешнюю политику. Теперь это начинает приносить некоторые положительные результаты.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ