Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №73(15.04.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:
проблемы воды и стратегия сотрудничества
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



IWPR,
8 апреля 2003

Очередная аграрная реформа в Узбекистане встречена с недоверием

Ольга Борисова, Малик Мансур (Ташкент)

Президент Узбекистана намерен отказаться от командно-административных методов в сельскохозяйственном производстве. Отныне крестьяне сами будут решать, что выращивать и как распоряжаться урожаем.

Большинство фермеров отнеслось к новому указу крайне настороженно. Уже больше года продолжаются репрессии в отношении крестьянских хозяйств, осмелившихся выращивать не те культуры, которые требует государство.

После роспуска СССР в 1991 году большинство фермерских хозяйств Узбекистана формально сделались частными, однако их деятельность осталась под контролем государства.

Подобная система хозяйствования не принесла успеха, и правительство, наконец, осознало необходимость реформ.

На долю сельского хозяйства в Узбекистане приходится основная часть валютных поступлений. Порядка 60 % населения страны занято в аграрном секторе.

По словам самого президента, изданный в конце марта указ "О важнейших направлениях углубления реформ в сельском хозяйстве" "позволит самым действенным образом защитить интересы главной фигуры на селе – производителя продукции, фермера".

Как заявил представитель Министерства сельского и водного хозяйства Узбекистана Сохибжон Акромов, "для фермера теперь не будет госзаказа. Он становится полноправным хозяином своей земли".

Возможно, Каримов решил взяться за аграрный сектор, так как ведущая отрасль узбекистанской экономики явно "забуксовала". В прошлом году намеченный урожай хлопка не был собран, а ведь хлопок приносит в госказну более половины всех валютных доходов. Неважно обстоят дела и в других отраслях сельского хозяйства.

Реформирование аграрного сектора также является одним из обязательств правительства Узбекистана перед Международным валютным фондом, соглашение с которым было подписано в январе 2002 года.

Спустя полгода – в августе – правительство разрешило фермерам распоряжаться половиной урожая по своему усмотрению. При этом 25% необходимо было продать государству по низким закупочным ценам, а оставшиеся 25% можно было продать по рыночным.

Но реально эти условия не выполнялись. Государство, как и раньше, определяло для всех областей план заготовки хлопка и других сельхозкультур, и хозяйства были обязаны продавать государству урожай по крайне низкой цене, установленной самим же государством, что вызывало возмущение фермеров, для усмирения которых всегда находились испытанные приемы.

В прошлом году в Джизакской области 662 гектара земли, на которых фермеры вместо "положенного" хлопка посадили другие культуры, были перепаханы по приказу областного хокимията, а Хозяйственный суд области был завален исками руководителей районов по поводу прекращения деятельности фермерских хозяйств. В итоге решением суда более 350 фермерских хозяйств Джизакской области были закрыты.

На этом ущемление прав фермеров не закончилось. Наиболее "непокорным" из них были выделены засушливые, засоленные земли, и урезан лимит воды.

Но теперь, как утверждают власти, подобным беспорядкам пришел конец, так как командно-административные методы работы себя исчерпали.

Одновременно при Министерстве сельского и водного хозяйства создается новая структура, призванная "разрабатывать методические рекомендации для фермеров, как лучше развивать производство". "Раньше права фермеров не были защищены", – признает Акромов.

Но сами фермеры в благие намерения государства не верят, считая, что раз им не помогли все предыдущие указы, то и новый мало что изменит.

По мнению самаркандского правозащитника Камильжона Ашурова, неверие дехкан в поддержку государства нетрудно понять. До их пор всякое "прогрессивное" нововведение правительства оборачивалось для фермеров лишь новыми неприятностями.

Независимый экономист Мирзо Голиб считает, что государство так просто не откажется от контроля за сельскохозяйственной отраслью, что бы там ни говорилось в новом указе.

Как отметил Голиб в беседе с IWPR, государственные структуры по-прежнему жестко контролируют все торговые операции, связанные с хлопком, и не допускают к участию в них юридических лиц.

По словам руководителей фермерских хозяйств, большинство из них изначально были созданы с тем условием, что будут выращивать зерно или хлопок, т.е. культуры, приносящие твердую валюту.

Мирзо Голиб считает, что фермеры смогут получить реальную свободу только в том случае, если будут сообща бороться за свои права, но пока на это рассчитывать не приходится.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ