Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №74(01.05.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:
проблемы воды и стратегия сотрудничества
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

11 апреля. В Женеве завершился очередной раунд двусторонних переговоров Республики Беларусь с рядом стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО), включая США и Европейский Союз, по вопросам доступа иностранных производителей на рынки товаров и услуг Беларуси. Был обсужден широкий спектр вопросов, связанных с вступлением Республики Беларусь в ВТО, и была достигнута договоренность продолжить интенсивные переговоры по этой проблеме.

12 апреля. Газета «Советская Белоруссия» сообщила, что в министерстве информации республики рассматривается вопрос «о достойном присутствии в эфире произведений белорусских композиторов и исполнителей». Речь, прежде всего, идет о работе FM радиостанций. Заместитель министра Сергей Булацкий сообщил, что один из вариантов предусматривает 25% наполнение радиоэфира белорусской музыкой.

14 апреля. Посольство РБ в России распространило информацию, согласно которой курс национальной валюты на 01.04.2003 составил 1997 белорусских рублей за 1 доллар США(при прогнозе 1995-2005 руб./долл.), а темпы девальвации национальной валюты замедлились до 1,3 процента за месяц в январе-марте 2003 года по сравнению с прошлым годом. За январь-март иностранные инвесторы, по утверждению диппредставительства, вложили в белорусские банки 35,5 миллиона долларов, что в 2 раза больше, чем за весь 2002 год. Об обслуживании и размерах государственного долга в информсообщении ничего не говорится. По данным министерства статистики и анализа РБ, потребительские цены в Беларуси по итогам первого квартала увеличились на 8,1%, в том числе в марте - на 1,8%. Правительство и Национальный банк Беларуси прогнозируют увеличение цен в этом году на 18-24%.

14 апреля. Министр внутренних дел Беларуси Владимир Наумов сообщил, что планируется создать следственно-оперативную бригаду, в которую войдут вместе с белорусскими специалистами представители России, Польши, Украины и Чехии, для расследования преступлений, совершенных группой, организованной Николаем Марковским. Марковский - лидер международной организованной преступной группы, подозреваемой в совершении 11 убийств на территории разных стран,  который был арестован в конце марта в Москве в результате операции, проведенной сотрудниками российских и белорусских подразделений МВД по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

14 апреля. Евросоюз по итогам заседания министров иностранных дел в Люксембурге отменил запрет на въезд восьми высших белорусских чиновников, включая президента А.Лукашенко, в страны ЕС. Ограничение на въезд в страны ЕС восьми белорусских чиновников было введено в ноябре 2002 года после отказа белорусской стороны продлить визы членам консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ в Минске.

15 апреля. Начался визит в Белоруссию делегации войск ПВО Национальной армии Республики Молдова во главе с командующим полковником Сергеем Мачко. По официальной версии делегация прибыла для обмена опытом и проведения консультаций с командующим ВВС-ПВО ВС Республики Беларусь «по взаимно интересующим вопросам».

16 апреля. Александр Лукашенко выступил с ежегодным посланием к депутатам Национального собрания. В нем глава белорусского государства поставил перед исполнительной и законодательной властью ряд задач по экономическому и социальному развитию республики. В 2003 г., в частности, должен быть обеспечен рост ВВП на 8%, а уровень инфляции не должен превысить 1,5-1,8% в месяц.

16 апреля. Заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Стивен Пайфер в ходе телемоста, организованным посольством США в Минске, заявил, что отношения между его страной и Беларусью продолжают ухудшаться. Он отметил нежелание белорусских властей придерживаться курса демократических преобразований. Озабоченность правительства США вызвали и отношения Минска с режимом Саддама Хусейна. Пайфер не исключил того, что Беларусь могла продавать вооружение в страны, в отношении которых действуют международные санкции и ограничения.

16 апреля. Провалом завершился очередной раунд переговоров в Минске  белорусских и польских консульских служб, в ходе которых обсуждался вопрос о стоимости и количестве виз для поездок граждан Республики Беларусь в РП. Польша вводит обязательный визовый режим для граждан России, Белоруссии и Украины с 1 июля с.г.

17 апреля. В Женеве на сессии Комиссии ООН по правам человека по инициативе американской делегации была принята резолюция о нарушении прав человека в Беларуси. Комиссия ООН также выразила озабоченность исчезновением в Беларуси ряда известных политиков и общественных деятелей. На сессию Комиссии ООН были приглашены жены некоторых пропавших граждан РБ – Ирина Красовская и Светлана Завадская. Постоянный представитель Белоруссии при Отделении ООН в Женеве Сергей Алейник назвал эту резолюцию "антибелорусской", а навязывание Комиссии подобного документа - попыткой наказать республику за ее независимую внешнюю политику и затормозить процесс нормализации отношений Белоруссии с европейскими структурами.

18 апреля. Президент А. Лукашенко подписал указ о порядке реализации акций первой эмиссии нового ОАО "Белтрансгаз"(создаваемого вместо бывшего республиканского унитарного предприятия). Документ предусматривает продажу данных акций исключительно на денежной основе.

21 апреля. Опрос белорусских граждан, проведенный Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), показал, что рейтинг президента РБ Александра Лукашенко упал в марте-апреле до рекордно низкой отметки - 26,2 процента. До этого самый низкий рейтинг у президента был зафиксирован в сентябре 2002 года - 27%.

Голосовать за Лукашенко, если бы выборы президента проводились в настоящий момент, готовы лишь 23,2% респондентов, а 64,1% опрошенных считают, что это пост должен занять "кто-то другой". (12,7% затруднились ответить на этот вопрос). Всего 17,1% опрошенных готовы на возможном референдуме поддержать поправки в конституцию республики, которые позволили бы А.Лукашенко избираться на пост президента в третий раз.

21 апреля. Совет Палаты представителей Национального собрания поддержал предложение постоянной парламентской комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации об отклонении проекта закона "О национализации". Председатель жилищной комиссии Василий Хрол подчеркнул, в частности, что авторы проекта четко не представляют, что такое "объекты национализации" и "мотивы общественной необходимости для целей национализации", а без этого принятие закона теряет смысл, - национализация может осуществляться только на основании отдельного законопроекта, принимаемого в каждом конкретном случае. Кроме того, по мнению Хрола, в ближайшие несколько десятилетий национализации в Беларуси не предвидится, поэтому нет необходимости сейчас создавать некий закон.

22 апреля. Ратификация договора о государственной границе между Республикой Беларусь и Украиной возможна только  после урегулирования вопроса долга Украины перед Беларусью в рамках пакетного соглашения, заключенного ранее главами двух государств. Это было подчеркнуто на встрече президента РБ Александра Лукашенко с председателем Верховной Рады Украины Владимиром Литвиным.

23 апреля. Президент РБ А.Лукашенко подписал указ о государственном регулировании импорта, переработки, реализации океанической рыбы и морепродуктов. Этот документ позволит усилить государственный контроль за предпринимателями, занимающимися импортом и другими операциями с рыбой и морепродуктами на территории республики.

25 апреля. В Минске в помещении Национального художественного музея открылась выставка «Шедевры Третьяковской галереи». Из Москвы в столицу Белоруссии привезены 60 произведений выдающихся русских художников 18 – начала 20 в. Подобной выставки белорусы не видели в гостях у себя уже тридцать лет.




Решение судьбы Белоруссии в руках Варшавы?

Александр Фадеев

К середине апреля стали появляться все новые сведения о перемещении военных баз США на территорию Польши. В интервью газете "Московские новости" о наличии таких планов, в частности, проговорился представитель Госдепартамента США. Впрочем, возможно, что это была намеренная утечка информации с целью проанализировать возможную реакцию российской стороны. Кремль и Смоленская площадь, как известно, отмолчались… О том, что Вашингтон рассматривает возможность передислокации своих войск, находящихся в Германии было известно и ранее, но до апреля с.г. оставалось неясным куда конкретно будут выводиться военные базы США. Теперь речь зашла о планах США перевести свои военные базы из Германии на польскую территорию, поближе к базам и пунктам базирования Балтийского флота в Калининградской области и к границе Республики Беларусь.

 К решению проблемы передислокации баз и частей США, большинство из которых попали на германские земли еще во время Второй мировой войны, участвуя в операциях группы армий под командованием ген. Омара Брэдли, Вашингтон настойчиво подталкивает Германия. Совет безопасности при федеральном канцлере твердо придерживается политики выталкивания американских баз со своей территории. При этом учитывается ряд факторов, прежде всего, успехи в развитии Германией собственного военно-промышленного комплекса, создание 60-ти тысячного корпуса ЕС, а также достигнутый на сегодняшний день высокий потенциал вооруженных сил – вклад ФРГ, например, в силы НАТО в Европе огромен, она на втором после США месте: 46% дивизий, 30% самолетов, 75% кораблей в акватории Балтики, 30% средств доставки ядерного оружия. 

Политическое руководство Германии стремится также избавиться от чрезмерных расходов из федерального бюджета на содержание баз США, минимизировать опасность, связанную с тем, что американские части дислоцированы в относительной близости от немецких атомных электростанций, которых в ФРГ два десятка, и при возможных превентивных действиях верховного военного командования  США, попытающегося в очередной раз перекроить политическую карту Европы, ответный, парализующий удар потенциального противника будет нанесен именно по АЭС. Такой же сценарий вполне может быть осуществлен в случае развязывания террористических акций против самих военных баз США их непримиримыми противниками из стран третьего мира.

Многие российские и белорусские политологи с удивлением восприняли расхождения между Берлином, Парижем и Вашингтоном, связывая их с нынешним обострением ситуации вокруг Ирака и военной операцией там коалиционных сил США и Соединенного Королевства. Для этих политологов знание истории – это mauvais ton, а между тем недовольство правительственных кругов Германии, Франции и некоторых других европейских стран политикой США накапливалось все последние двадцать лет. Начало этому процессу было положено в далеком 1983 г., два десятилетия назад, тогда передовые страны Европы были возмущены утверждением нового механизма навязывания американской администрацией своим западноевропейским партнерам своей воли, чуждой их национальным интересам, по проблеме поставок оборудования для российского газопровода и по вопросу «довооружения» НАТО с развертыванием дополнительных американских ракет на западноевропейской территории. Решение президента США Рейгана о наложении эмбарго на поставки филиалами американских компаний в странах Европы на поставки такого оборудования, напомним, было расценено в Западной Европе как грубое и бесцеремонное вмешательство во внутренние дела суверенных государств, противоречащее международному праву.

Уже тогда министр внешних сношений Франции Шейсон подчеркнул, что американцы относятся совершенно безразлично к европейским проблемам, между ними и европейцами усиливается разрыв, они стали говорить на разных языках, а отношения политических руководителей западноевропейских стран и США были определены как «прогрессирующий развод». Заместитель госсекретаря США Болл тоже с тревогой подметил, что европейцы больше не доверяют суждениям американцев, и они встревожены потоком жестких заявлений в приказном тоне, с которыми выступает американская администрация. Вообще, осложнения американо-европейских отношений носят более глубокий и серьезный характер, поскольку США и Западная Европа после распада СССР и ОВД, с укреплением и расширением Евросоюза уже выступают не столько в качестве союзников, сколько как главные конкуренты. Попытки Соединенных Штатов диктовать свою волю объединенной Европе дают обратный результат – вызывают отпор, а не уступчивость, негодование, а не дружбу.

Стремление Германии «выпихнуть» американские военные базы со своей земли ставит под сомнение осуществление в перспективе североатлантической стратегии «передовых рубежей», поскольку численность войск США на территории ФРГ превышает 200 тыс., и они остаются главной ударной силой Альянса в Европе. Именно поэтому план передислокации военных баз США, в случае его успешной реализации, позволит Польше, выразившей, как надо понимать, свое согласие на такой разворот событий, стать основным военно-стратегическим партнером Вашингтона в Европе, откроет республике простор для достижения самых амбициозных целей, включая доминирование и политическое лидерство в регионе Центральной и Восточной Европы. Сбудется, таким образом, вековая мечта польской католической шляхты о Польше «от можа до можа», «от восхода до захода», нашедшая в 18 в. выражение в идеологии Барской конфедерации и «Ордена кавалеров святого креста», закрепленная в Краковском манифесте 1794 г., требовавшим возврата  Польше белорусских и украинских земель.

Насколько осуществима с технической стороны такая передислокация американских баз на Восток, каковы будут темпы этого процесса, а главное – какие части могут оказаться в самой непосредственной близости от границ России и Белоруссии? Все эти вопросы еще требуют ответа, но уже сейчас ясно, что в первую очередь будут обосновываться в Польше сухопутные части из состава Центральной группы армий:  5-й и 7-ой армейские корпуса армии США, а также 17-я воздушная армия ВВС США из состава 4-го объединенного тактического авиационного командования.

Именно перебазирование 17-ой воздушной армии ВВС США должно вызывать особую тревогу в Москве и Минске. Ведь в состав этого авиационного соединения (штаб в г.Зембах, Германия) входит около 300 боевых самолетов с экипажами, обученными вести воздушный бой и разведку днем и ночью, в любых погодных условиях, привыкшими нести круглосуточное боевое дежурство, находясь в 15-минутной готовности к вылету. Боевая учеба экипажей включает подготовку их к прорыву ПВО потенциального противника, выход на цели, опознавание их с помощью передовых авианаводчиков и отработку взаимодействия с сухопутными силами и их огневыми средствами. При этом 17-я армия является, пожалуй, единственным в Европе военно-воздушным соединением, в котором сочетание централизованного и децентрализованного методов управления активными средствами доведено до совершенства. Именно в этой армии впервые успешно была отработана тактика уничтожения самолетами-штурмовиками (А-10) подвижных бронированных целей на поле боя совместно с вертолетами огневой поддержки.

Помимо тактических истребительных крыльев (36,50,52 и 86-го) и 26-го тактического разведывательного авиационного крыла, в воздушной армии имеется несколько отдельных эскадрилий, включая эскадрилью радиоэлектронной борьбы, транспортные, а также 601 крыло управления. Структура вспомогательных подразделений обеспечения позволяет принимать в угрожаемый период дополнительные эскадрильи тактической авиации двойного базирования, перебрасываемые по воздуху из США (норматив – 6 эскадрилий/сутки). Сегодня местом дислокации частей и подразделений 17-ой воздушной армии являются авиабазы, расположенные на территории Германии, - Битбург, Зембах, Рамштейн, Хан, Цвайбрюккен и Шпангдалем.  Наиболее длинной асфальтобетонной ВПП из них обладает передовая авиабаза тактической авиации Шпангдалем (25 км севернее г.Трир) – 3050 м х 45 м, имеющая развитую инфраструктуру, железобетонные групповые и индивидуальные  укрытия для боевых самолетов. Остальные имеют ВПП в пределах 2400 – 2440 м, ж/б укрытия для летательных аппаратов и радионавигационное и светотехническое оборудование, позволяющее обеспечивать полеты самолетов в сложных метеоусловиях, днем и ночью.

В Польше стандартам НАТО пока не отвечает ни один из аэродромов, за исключением, в какой-то степени, бывшего главного аэродрома Северной группы войск – Кшива. Кроме того, почти все американские авиабазы в ФРГ подключены к единой системе трубопроводов НАТО. Поэтому трубопроводную сеть НАТО на территории Польши придется строить ударными темпами, забыв про экологические нормы. Для этого необходимо отвести огромные земельные участки, выведя их из хозяйственного оборота. Вот почему, возможно, польские власти так упорно, и на первый взгляд без всякой причины, все последнее время отказывали России в ее просьбах о прокладке дополнительных экспортных магистралей по территории РП.

Вместе с тем, передислокация в Польшу имеет и свои явные плюсы: эта страна рядом с Германией, прямо в центре Европы, со спокойным, бесконфликтным, в отличие от бурлящих Балкан, политическим климатом. Кроме того, здесь раздолье для механизированных соединений армии США (Польша по площади занимает в Европе 9-е место – 312 тыс.658 кв.км.), а, главное, для американской авиации, которой немцы из-за высокой насыщенности воздушного пространства Германии, ограничений, строгих правил и экологических норм буквально не давали отрабатывать крупномасштабные воздушные операции. Самолетам США, базирующимся в Германии, приходилось для подобной боевой учебы перелетать через океан в штат Невада, где вблизи авиабазы Неллис был создан специальный полигон с макетами и мишенями на фоне искусственного ландшафта, иммитирующего… польско-белорусский рельеф и местные условия. По крайней мере, Поморье, Великопольская низменность и Мазурские болота вполне узнаваемы.

Отношения между Польшей и Белоруссией все последние годы были крайне напряженными и неуклонно обострялись. В феврале 1996 г., например, они накалились до такой степени, что Минск решил отозвать своего посла из Варшавы, а в 1998 г. Бронислав Геремек(тогда председатель ОБСЕ) предпринял ответный демарш уже в Минске, демонстративно отказавшись встретиться с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Польша, практически, закрывает свои границы для белорусов. Главу белорусского государства в соседнюю Польшу не приглашали уже много лет, а президент РП А.Квасневский заявил недавно, что польская сторона и в будущем не планирует встреч с Лукашенко.

Варшава продолжает настойчиво выражать обеспокоенность развитием внутриполитических событий в Белоруссии, польские средства массовой информации акцентируют внимание читателей и телезрителей на проблеме отсутствия там основ гражданского общества, демократических и правовых свобод, доступа населения к объективным источникам информации. Польская сторона крайне раздраженно реагирует на попытки сближения Белоруссии с Россией, рассматривая этот процесс как угрозу национальной безопасности Польши. Одновременно через эфир и прессу ведется определенная идеологическая кампания с целью убедить «простых белорусов» в принадлежности их к западной, а не восточной ветви славянства, привлечь их взоры и симпатии к Польше, как не только стране на западных границах Белоруссии, но и неотъемлемой части западного демократического общества. Делается, наконец, все, чтобы белорусское общество осознало все преимущества прозападной ориентации.

Республика Польша явно стремится в своих национальных интересах использовать затянувшийся период «больших исторических каникул», когда Россия (и в какой-то степени Германия) поглощены своими острыми внутренними проблемами: финансовыми, экономическими, политическими, электоральными, социальными и этническими. В этом теперь она может рассчитывать на заокеанских союзников, которые начнут более активно и жестко поддерживать внешнеполититическую линию польского руководства. Насколько далеко готовы США в обмен на размещение баз в Польше идти в этом направлении – покажет время. Но нельзя исключать и выдвижение по отношению к Белоруссии территориальных претензий, известных требований по возврату «исторических польских земель на Востоке». Это тем вероятнее, чем меньше остается надежд на скорое построение Союзного государства. Ряд польских политических деятелей, кстати, считают создание такого российско-белорусского государства всего лишь, по выражению представителя польского МИД Добровольского, теоретическим проектом, далеким от реальности.

Что касается самой России, то ее ответственные за внешнюю политику и безопасность страны высшие руководители находятся сейчас, как представляется, в плену определенных иллюзий, связанных с надеждами заключить с польской стороной договор о предотвращении опасной военной деятельности. По крайней мере, это вытекает из заявления министра обороны РФ Сергея Иванова, сделанного 22 апреля во время подписания межправительственного соглашения о поставках в Польшу вооружений и военной техники, их обслуживанием. Варшава, возможно, и приступит к обсуждению параметров такого потенциального договора с граничащей с ней Россией, но не раньше, чем на ее территории разместятся военные базы США, т.е. поляки начнут вести переговоры уже с позиции силы, находясь в более выгодных, чем сегодня условиях.




2003.14-20.04. Белорусский рынок. №14

Времени осталось немного

Анатолий Тарахович

Введение в Беларуси российского рубля в качестве единой валюты Союзного государства, запланированное на 1 января 2005 г., может быть перенесено на более поздний срок. Как заявил 10 апреля на пресс-конференции председатель правления Нацбанка Петр Прокопович, это может произойти, если не будут своевременно созданы экономические условия, предшествующие введению единой валюты.

Под экономическими условиями глава Нацбанка подразумевает необходимость введения параллельного хождения в Беларуси российского рубля в безналичных операциях, переход на расчеты в национальных валютах между предприятиями Беларуси и России и жесткую привязку белорусского рубля к российскому, намеченную на 1 января 2004 г.

Если до середины следующего года эти интеграционные меры не будут осуществлены, то конечные сроки введения единой валюты могут быть перенесены. "Перепрыгивать через этапы интеграции мы не можем, иначе это нанесет огромный ущерб экономике", - подчеркнул П. Прокопович.

Нацбанком уже подготовлен проект межгосударственного соглашения о расчетах между предприятиями Беларуси и России только в нацио-нальных валютах. "Как только будет решен вопрос о сроках использования национальных валют в расчетах по внешне- экономическим сделкам между предприятиями России и Беларуси, мы сразу же определимся с решением вопросов по срокам жесткой привязки белорусского рубля к российскому и по параллельному хождению российского рубля на территории Республики Беларусь", - сообщил П. Прокопович.

По итогам 2002 г. доля национальных валют в расчетах между предприятиями Беларуси и России составила 62%, из которых 54% приходится на российские рубли и 8% - на белорусские. Доллары США в расчетах занимают 38%.

Глава Нацбанка подчеркнул, что в рамках задач, поставленных перед центробанками двух стран, нерешенным остается лишь один вопрос - об едином эмиссионном центре. В то же время на уровне правительств двух государств необходимо решить целый ряд задач, таких, как определение механизма взимания косвенных налогов, унификация налоговой политики, законодательств в сфере приватизации, таможенного регулирования и т. п. По мнению белорусской стороны, все это должно предшествовать введению единой валюты, в то время как в России считают, что переход на единую валюту должен стать локомотивом для объединительных процессов.

По оценке П. Прокоповича, проблема единого эмиссионного центра Союзного государства должна быть решена в ближайшие пять-шесть месяцев - до октября 2003 г. "При создании единого эмиссионного центра мы исходим из того, что на период использования российского рубля в качестве единой денежной единицы, в течение 2005-2007 годов, структура и механизм функционирования единого эмиссионного центра должны быть максимально приближены к той модели, которая предусматривается при введении союзной денежной единицы", - сказал П. Прокопович. И такую модель, по его словам, предлагает белорусская сторона. А механизм работы эмиссионного центра детально прописан в Концепции перехода на единую валюту, разработанной специалистами Нацбанка.

На пресс-конференции П. Прокопович также сообщил об итогах функционирования финансовой системы страны в I квартале. По состоянию на 1 апреля 2003 г. чистые иностранные активы (ЧИА) органов денежно-кредитного регулирования составили 423,7 млн. USD. Это несколько меньше по сравнению с началом года, но вместе с тем превышает прогнозные показатели, согласно которым на начало апреля размер ЧИА должен был составить 400-410 млн. USD. Золотой запас Беларуси, по данным главы Нацбанка, на сегодня превышает 12 тонн.

В январе - феврале этого года размер валютной выручки составил более 1.357 млн. USD и по сравнению с таким же периодом прошлого года вырос более чем в 1,6 раза. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года среднемесячный темп девальвации в Беларуси снизился в 2,1 раза. Размер отрицательного сальдо в торговле валютой между банками и населением снизился со 135 млн. USD в январе - марте 2002 г. до 9 млн. USD по итогам I квартала этого года.

На БВФБ курс доллара за неделю вырос на 7 пунктов - до 2.009 BYR/USD. Котировка российского рубля увеличилась на 0,19 пункта и достигла отметки 64,22 BYR/RUB. Стоимость евро за пять сессий выросла на 16 пунктов и достигла отметки 2.166 BYR/EUR. Курс украинской гривны упал с 369 до 367 BYR/UAH. На нерезидентском и межбанковском рынках котировка доллара выросла на 4-5 пунктов, в торговых фирмах - на 10. На наличном рынке стоимость доллара увеличилась на 10 пунктов (2.000-2.010 BYR/USD).




Газета ru,
13 апреля 2003

Белоруссия выставила новый счет за союз

Евгений Калюков

У России появилась возможность решить главную проблему на пути создания российско-белорусского денежного союза. Если Россия хочет печатать общие деньги в одиночку, то это право, оказывается, ей могут просто продать.

До сих пор союзники никак не могли договориться, кто, где и на каких условиях будет печатать дензнаки и вообще управлять денежной массой объединенного государства. Российские власти настаивали, что раз общей валютой становится российский рубль, то и все связанные с ним вопросы должен решать российский ЦБ. В Белоруссии же упирали на то, что раз российский рубль становится валютой двух стран, то и решать все вопросы российский ЦБ и белорусский нацбанк должны сообща.

Максимум, от чего соглашались отказаться белорусы, – от самостоятельной эмиссии наличности. Да и то наполовину: единый эмиссионный центр предлагалось создать в виде структуры, включающей в себя российский Центробанк, нацбанк Белоруссии и Межбанковский валютный совет. Выработка единой денежно-кредитной политики для подобного эмиссионного центра, по словам главы белорусского нацбанка Петра Прокоповича, могла бы производиться при участии правительств и президентов двух стран. Права же на проведение безналичных эмиссий, самостоятельное предоставление кредитов, а также операций по купле-продаже валюты и государственных ценных бумаг белорусские власти рассчитывали оставить за нацбанком.

Сегодня стало известно, что белорусы готовы пойти на уступки, но если им за них хорошо заплатят. По словам Петра Прокоповича, Россия «должна компенсировать Белоруссии ожидаемые потери, если отказывает ей в праве на эмиссию общей валюты».

О каких именно потерях Белоруссии идет речь, Прокопович не разъяснил, зато довольно точно назвал сумму компенсаций.

По его словам, речь идет о предоставлении нацбанку «технического кредита» общим объемом в $135-150 млн. Напомним, по условиям ранее заключенных соглашений российский Центробанк уже обязался предоставить нацбанку для стабилизации курса белорусского рубля два кредита – в $200 млн и 4,5 млрд руб. (то есть еще $150 млн). Причем о сроках и условиях возврата этих кредитов ничего не говорилось.

О каких потерях Белоруссии из-за введения единой валюты идет речь, не совсем понятно. Оставив все права эмиссионного центра российскому Центробанку, Белоруссия, напротив, может немало сэкономить на печати банкнот. Гознаку, по неофициальной информации, изготовление одного банкнота обходится в 2-3 рубля. После объединения валют Гознаку и ЦБ придется обеспечить наличными деньгами 10 млн белорусов. Казалось бы, нацбанк экономит десятки миллионов долларов.

Тем не менее Петр Прокопович намекнул, что если Россия не согласится заплатить, то намеченное на 1 января 2005 года введение единой валюты может и не состояться.

По сути, России предлагают заплатить за очередной шаг по пути объединения, тогда как больше всего выгод от введения единой валюты, по мнению российских экспертов, получит именно Белоруссия. По словам министра финансов Алексея Кудрина, после введения единой валюты «большая нагрузка ляжет на российскую сторону, так как показатели экономического развития России в несколько раз превышают белорусские». Объединенный рубль будет поддерживаться исключительно золотовалютными резервами России, в 104 раза превышающими белорусские, а Белоруссия со своей стороны «поддержит» его лишь своей 30-процентной инфляцией.




Вечерний Минск №83,
14 апреля 2003

Белорусская демократия по-американски

Ольга Языкович

Америка готовится выделить белорусской оппозиции 40 миллионов долларов и хочет надавить на официальный Минск с требованием срочного строительства демократии в нашей стране. И это не только слухи. Подобные требования действительно прописаны в законопроекте, который проходит согласование в конгрессе США, и, если все пройдет гладко, он будет в ближайшие месяцы подписан президентом Бушем. Угрожает ли готовящийся документ Беларуси? Как к нему относиться? Чем все это может обернуться? За последнее время история обросла невероятным количеством домыслов, и народ всерьез принялся спорить о том, поддержит нас Россия в случае нападения Америки или нет...

Конечно, относиться к этому следует со здоровой долей скептицизма. У США еще столько претендентов на роль врага — Северная Корея, Иран, Сирия, Палестина... Мы в этом списке находимся в самом низу. Однако и недооценивать значимость готовящегося к принятию в Америке документа не стоит. О нем уже написали несколько российских изданий, “Белорусская газета” и “БДГ”, а восьмого апреля его подробнейшим образом проанализировали в программе “Постскриптум” на Белорусском телевидении.

Законопроект называется “Акт о демократии в Беларуси” и предусматривает не только выделение денег местной оппозиции. Пять миллионов долларов в 2004—2005 годах пойдет на расширение вещания радиостанций “Голос Америки” и “Свобода”. Согласно документу, должны быть преданы гласности сведения о личных сбережениях белорусского Президента и обнародованы факты о якобы существующих незаконных поставках оружия в страны, поддерживающие терроризм. Российская “Независимая газета” упомянула в этой связи о так называемом фонде Александра Лукашенко, подробности пополнения которого однажды официально пытались выяснить депутаты белорусского парламента, правда, безуспешно.

Вообще-то Америка уже не раз выделяла средства нашим партиям и неправительственным организациям (можно вспомнить хотя бы скандал после президентских выборов, когда одна часть оппозиции предложила другой провести расследование: на что ушли полученные под избирательную кампанию деньги). И все-таки непонятно, почему американские конгрессмены именно сейчас, когда идет война в Ираке, заинтересовались демократизацией белорусского общества?

Возможно, дело в том, что один из составителей акта — конгрессмен Кристофер Смит — является руководителем американской делегации в Парламентской ассамблее ОБСЕ. В феврале белорусский парламент наконец-то занял свое место в этой организации, однако американская делегация была категорически против. Вернувшись к себе домой, Смит высказался в том духе, что белорусский вопрос так оставлять нельзя. Вот он теперь его и не оставляет, а заодно пытается показать Европе, что она совершила большую ошибку, не послушавшись США. Белорусская служба радио “Свобода” практически подтвердила эту мысль, прямо заявив в прошлое воскресенье, что “Соединенные Штаты захотели получить роль лидера среди стран Западной и Восточной Европы”.

В случае невыполнения требований, изложенных в акте, Америка угрожает применением санкций к Беларуси. Например, высшему руководству будет закрыт въезд в эту страну, запрещены стратегический экспорт и государственные инвестиции... В принципе, со въездом у некоторых чиновников уже и так есть проблемы, что касается экспорта и инвестиций... Частным компаниям, которые хотели бы наладить отношения с Беларусью, никакие запреты конгресса США не помешают. Бизнес есть бизнес и деньги не признают границ. Доказательством этому может служить хотя бы тот факт, что неделю назад в Минске побывала делегация американских предпринимателей, которые изучали перспективы расширения торгово-экономических контактов с нашей страной. В общем, реально Америка пока что вряд ли может взяться за Беларусь. Тем более, если с нами уже начала разговаривать Европа.

Открытым остается и вопрос, каким образом наши демократические силы получат вожделенные миллионы долларов и поделят их. Дело в том, что с 2001 года действует подписанный Президентом Декрет N 8, согласно которому вся поступающая в страну “безвозмездная помощь” четко фиксируется в специальном государственном департаменте. Если получать деньги на законном основании, придется платить налоги, которые, естественно, пойдут в копилку государства. Как выяснилось из беседы с одним сведущим чиновником (он, естественно, пожелал остаться неназванным), есть обходные пути. Однако по дороге в Беларусь деньги, что называется, испаряются: какую-то часть забирают себе все те же конгрессмены США, определенный процент уходит подставным фирмам, чьи счета используются для перевода наличности. В итоге оппозиция получает лишь половину обещанного. По словам того же чиновника, основными претендентами на “американские инвестиции” являются “Хартия’97”, Объединенная гражданская партия и Белорусский народный фронт. Любопытно, что в лагере оппозиции мнения по поводу обещанной материальной поддержки диаметральным образом разделились, о чем с нескрываемым сарказмом поведали ведущие программы “Постскриптум”. Самое впечатляющее из прозвучавших предложений сводилось к тому, что хорошо было бы открыть белорусский независимый спутниковый телеканал.

В общем, мы можем обнадежить сомневающихся. Слоган “Вы еще не знаете, что такое демократия? Тогда мы летим к вам!” к нам пока не относится.





СБ.№70,
15 апреля 2003

Меньше знаешь - крепче спишь

Михаил Терентьев

Жители "чернобыльских" территорий Беларуси менее всего доверяют информации, поступающей от местных органов власти. Такое заявление сделал председатель Комчернобыля Владимир Цалко на гомельском семинаре, посвященном проблемам взаимодействия органов власти и СМИ в сфере реализации программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС.

Как показало социсследование, проведенное на Гомельщине, только 8,2 процента опрошенных жителей области знают об уровне загрязнения в местах своего проживания. "За 17 лет после катастрофы выросло новое поколение, которое не ощущает остроты проблемы. Кроме того, сведения о радиации не всегда доступны и открыты для людей", - считает Владимир Цалко.

Увы, знать о последствиях и влиянии радиации на здоровье по-прежнему нужно. Около 20 процентов населения Беларуси живет на территориях радиоактивного загрязнения, а это свыше 2.800 населенных пунктов, 1,5 миллиона человек. Медики констатируют: вдвое больше детей теперь состоит на медицинском учете в связи с различными заболеваниями, в три раза уменьшилось число здоровых детей. По словам В.Цалко, во многих "чернобыльских" районах, преимущественно в частном секторе, по-прежнему выращивают "грязную" продукцию. "В Брагинском, Наровлянском, Хойникском, Мозырском, Ветковском и Ельском районах доля производимой говядины с содержанием цезия-137 выше российского норматива и составляет от 12 до 60 процентов в общем объеме, а загрязненное молоко сегодня получают в 300 населенных пунктах страны", - сообщил глава Комчернобыля.

При этом руководство комитета крайне удивлено тем, что только в трех райисполкомах Гомельщины сохранились должности радиологов. "В Брагинском и Добрушском эти должности вообще сокращены, в Хойникском районе вопросами радиационного контроля занимается библиотекарь, в Наровлянском - медсестра. Если уж там, где наибольшее загрязнение, такое отношение, то печальный вывод напрашивается сам собой", - заключил Владимир Цалко.

Вот и получается, что спустя 17 лет после катастрофы на ЧАЭС мы, по сути, знаем о радиации очень мало. Не парадокс ли? Понимая это, власти на местах должны серьезно заняться своеобразным античернобыльским "пиаром", который помогал бы людям получать больше объективной информации и жить полноценной жизнью даже на загрязненных территориях.




21-27.04.2003. Белорусский рынок. №15

Обо всем, кроме реформирования

Ирина Крылович

Ежегодное выступление президента перед Национальным собранием 16 апреля в очередной раз показало, что Лукашенко готов заплатить за свою власть любую цену, кроме одной - реформирования экономики.

Несмотря на то, что президент, по сути, не сказал ничего нового, общий тон выступления и логика изложения позволяют судить о некоторых ключевых моментах политики, которую он будет проводить в ближайшие годы до выборов.

Прежде всего, в экономическом плане очевидно, что широкой приватизации не будет. Что же касается более конкретных проектов, то без особого риска ошибиться можно предположить, что предприятия нефтехимического комплекса до начала следующей предвыборной кампании или кампании по назначению референдума также проданы не будут, так как они в очередной раз должны стать разменной монетой в переговорах о поддержке новых президентских сроков. Раз получилось в прошлый раз, есть надежда, что получится и в следующий.

Так или иначе, но российские олигархи, похоже, президента пока не пугают, как и высшие политики братского государства. Не заводами, так военными объектами президент надеется поддержать свою цену на внутреннем союзном рынке.

Зато страх перед возможным недовольством масс ухудшением уровня жизни вылился в весьма нервозные заявления по вопросам социальной сферы.

За время первого удлиненного президентского срока Лукашенко не предпринимал, по сути, никаких действий в социальной сфере, вероятно, считая, что таким образом сохранит ее социалистическую сущность. Однако он не учел, что сама система пришла в упадок еще до распада Советского Союза. Поэтому запоздалые попытки спасти ее введением повышения тарифов на жилье и платного медицинского обслуживания без выработки компенсационных механизмов сразу же привели к тому, что социальная сфера просто перестала выполнять свою функцию по защите населения.

Сегодня, если хочешь почувствовать себя униженным, достаточно попытаться записаться на прием к врачу, сходить на родительское собрание в школу или обратиться с просьбой в ЖЭС. Можно не сомневаться, что Администрация президента и обе палаты парламента просто завалены жалобами граждан на ухудшение ситуации в социальной сфере. И это все в такой сложной политической ситуации, когда, уж точно, без поддержки хотя бы незначительной части населения власть после 2006 г. не сохранить.

Однако, зная свой электорат (пенсионеры и сельское население), Лукашенко, похоже, нащупал выход. Все силы будут брошены на создание некоего бесплатного минимума для жителей села и слабозащищенных слоев населения за счет всех остальных.

Для этих остальных будут задействованы другие механизмы. Идеология - вот та соломинка, за которую решил схватиться президент, чтобы законсервировать страну до следующих выборов. Если не можешь дать человеку нормальную жизнь, просто внуши ему, что остальные живут еще хуже, и тогда ты, возможно, останешься у власти - этот прием всегда успешно использовали авторитарные режимы, когда экономический ресурс страны оказывался исчерпанным. Контроль за СМИ, "забота о молодежи" в виде массовых политических организаций, политинформации об ужасах американского империализма - хорошо известные и отработанные методы.

...Вот такая программа на этот год, да и на ближайшие тоже. Стало совсем уж очевидно, что образ социалистической страны - это единственный образ государственного устройства, доступный пониманию президента. Причина устойчивости такого мировоззрения, возможно, в том, что СССР на определенном историческом этапе доказал: человек в такой системе может оставаться у власти сколь угодно долго.




Вечерний Минск,
23 апреля 2003

В ООН думают о Беларуси?

Ольга Языкович

Комиссия по правам человека ООН впервые приняла весьма неприятную резолюцию по Беларуси. В ней говорится, что в нашей стране ведется преследование политических оппонентов действующей власти, пропадают известные политики, затруднена деятельность неправительственных организаций и политических партий, проблемы испытывают независимые СМИ... Подобные резолюции касаются также Туркменистана, Кубы и Северной Кореи.

Инициаторами документа выступили США. За его принятие проголосовали 23 члена комиссии, 14 высказались против и 16 воздержались.

Белорусский МИД отреагировал крайне жестко. Пресс-секретарь Андрей Савиных назвал резолюцию “антибелорусской” и заявил, что на членов комиссии было оказано беспрецедентное давление со стороны Соединенных Штатов. Он считает, что “Беларусь пытаются наказать за независимую внешнюю политику, а правозащитная тематика используется США для давления на страны, где американской администрации не удается реализовать свои экономические и политические интересы”.

Что значит для Беларуси неодобрение ООН? Какие реальные последствия может иметь для республики принятие резолюции? С этими вопросами мы обратились к экспертам.

Сергей Гайдукевич, лидер Либерально-демократической партии Беларуси:

— Для страны это плохой международный резонанс, вы же знаете, подобные пресс-релизы озвучиваются во всей Европе. А о нас никогда еще не говорили плохо в ООН. Но в панику бросаться тоже не стоит. Тут как раз нашему руководству нужно занять взвешенную позицию и показывать мировому сообществу: в Беларуси пошел процесс демократизации. Ведь есть же сдвиги: группа ОБСЕ к нам вернулась, Европа и США отменили запрет на въезд белорусского руководства. Тем более, новый министр иностранных дел Сергей Мартынов уже заявлял, что необходимо приветствовать контакты разных политических идеологий. Похоже, и Александр Лукашенко готов выслушивать мнение оппозиции.

Надежда Цыркун, депутат парламента, член постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации:

— Все это очень плохо. Нам опять угрожают, и уже из ООН. Хотя надо учитывать, что резолюция была принята под нажимом американской делегации. Я бы здесь провела аналогию с аспирантом и членами аттестационной комиссии. Если у аспиранта даже очень хорошая диссертация, но кто-то из комиссии настроен против него да еще других подговорит дать отрицательную оценку, соискатель свой научный труд никогда не защитит. В данном случае Беларусь и есть тот самый неугодный аспирант для Америки.

Валентина Полевикова, лидер незарегистрированной Объединенной социал-демократической партии:

Ничего нового в этой резолюции не сказано — нельзя утверждать, что в Беларуси нет проблем с демократией. Кто может реально пострадать от принятия документа? Да уже и так давно страдаем: и вы, журналисты, и мы, политики, и студенты, и пенсионеры... Все мы против того, чтобы кто-то посторонний начал диктовать нам свою волю, а посему надо действовать внутри страны. Я не призываю выходить на улицы. Нужно участвовать в выборах и избирать в парламент достойных людей, добиваться демократизации существующего законодательства. Главное, не быть безразличными к тому, что происходит.

Николай Статкевич, лидер Белорусской социал-демократической партии:

— Среди европейских стран у нас одно из последних мест по внешним инвестициям. А резолюция ООН еще больше усугубит такое положение. К нам не захотят ехать и вкладывать сюда деньги. Мы вообще можем оказаться исключенными из глобальных евразийских процессов, все пойдет в обход нас: транспорт, нефтепроводы...

Станислав Шушкевич, экс-председатель Верховного Совета Беларуси:

— Пока оснований для принятия жестких мер в отношении нашей страны нет. Резолюция — это призыв к благоразумию для белорусского руководства. Но я практически уверен, что оно к этому призыву не прислушается. А если так — пройдет определенный срок и тогда возможными станут более жесткое давление и определенные санкции.

Как видим, эксперты считают, что принятая комиссией ООН резолюция — это плохо, но не смертельно. Никаких санкций она за собой не влечет. Вообще правом применять санкции к отдельным странам обладает только Совет Безопасности ООН. Теоретически любая страна—участница Организации Объединенных Наций имеет право обратиться в совет с проектом документа, требующего вмешательства в чьи-либо внутренние дела. Добиться его утверждения весьма сложно. Однако такого рода резолюция по правам человека может служить веским основанием для подобного обращения.




Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ