Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №74(01.05.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:
проблемы воды и стратегия сотрудничества
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Решение судьбы Белоруссии в руках Варшавы?

Александр Фадеев

К середине апреля стали появляться все новые сведения о перемещении военных баз США на территорию Польши. В интервью газете "Московские новости" о наличии таких планов, в частности, проговорился представитель Госдепартамента США. Впрочем, возможно, что это была намеренная утечка информации с целью проанализировать возможную реакцию российской стороны. Кремль и Смоленская площадь, как известно, отмолчались… О том, что Вашингтон рассматривает возможность передислокации своих войск, находящихся в Германии было известно и ранее, но до апреля с.г. оставалось неясным куда конкретно будут выводиться военные базы США. Теперь речь зашла о планах США перевести свои военные базы из Германии на польскую территорию, поближе к базам и пунктам базирования Балтийского флота в Калининградской области и к границе Республики Беларусь.

 К решению проблемы передислокации баз и частей США, большинство из которых попали на германские земли еще во время Второй мировой войны, участвуя в операциях группы армий под командованием ген. Омара Брэдли, Вашингтон настойчиво подталкивает Германия. Совет безопасности при федеральном канцлере твердо придерживается политики выталкивания американских баз со своей территории. При этом учитывается ряд факторов, прежде всего, успехи в развитии Германией собственного военно-промышленного комплекса, создание 60-ти тысячного корпуса ЕС, а также достигнутый на сегодняшний день высокий потенциал вооруженных сил – вклад ФРГ, например, в силы НАТО в Европе огромен, она на втором после США месте: 46% дивизий, 30% самолетов, 75% кораблей в акватории Балтики, 30% средств доставки ядерного оружия. 

Политическое руководство Германии стремится также избавиться от чрезмерных расходов из федерального бюджета на содержание баз США, минимизировать опасность, связанную с тем, что американские части дислоцированы в относительной близости от немецких атомных электростанций, которых в ФРГ два десятка, и при возможных превентивных действиях верховного военного командования  США, попытающегося в очередной раз перекроить политическую карту Европы, ответный, парализующий удар потенциального противника будет нанесен именно по АЭС. Такой же сценарий вполне может быть осуществлен в случае развязывания террористических акций против самих военных баз США их непримиримыми противниками из стран третьего мира.

Многие российские и белорусские политологи с удивлением восприняли расхождения между Берлином, Парижем и Вашингтоном, связывая их с нынешним обострением ситуации вокруг Ирака и военной операцией там коалиционных сил США и Соединенного Королевства. Для этих политологов знание истории – это mauvais ton, а между тем недовольство правительственных кругов Германии, Франции и некоторых других европейских стран политикой США накапливалось все последние двадцать лет. Начало этому процессу было положено в далеком 1983 г., два десятилетия назад, тогда передовые страны Европы были возмущены утверждением нового механизма навязывания американской администрацией своим западноевропейским партнерам своей воли, чуждой их национальным интересам, по проблеме поставок оборудования для российского газопровода и по вопросу «довооружения» НАТО с развертыванием дополнительных американских ракет на западноевропейской территории. Решение президента США Рейгана о наложении эмбарго на поставки филиалами американских компаний в странах Европы на поставки такого оборудования, напомним, было расценено в Западной Европе как грубое и бесцеремонное вмешательство во внутренние дела суверенных государств, противоречащее международному праву.

Уже тогда министр внешних сношений Франции Шейсон подчеркнул, что американцы относятся совершенно безразлично к европейским проблемам, между ними и европейцами усиливается разрыв, они стали говорить на разных языках, а отношения политических руководителей западноевропейских стран и США были определены как «прогрессирующий развод». Заместитель госсекретаря США Болл тоже с тревогой подметил, что европейцы больше не доверяют суждениям американцев, и они встревожены потоком жестких заявлений в приказном тоне, с которыми выступает американская администрация. Вообще, осложнения американо-европейских отношений носят более глубокий и серьезный характер, поскольку США и Западная Европа после распада СССР и ОВД, с укреплением и расширением Евросоюза уже выступают не столько в качестве союзников, сколько как главные конкуренты. Попытки Соединенных Штатов диктовать свою волю объединенной Европе дают обратный результат – вызывают отпор, а не уступчивость, негодование, а не дружбу.

Стремление Германии «выпихнуть» американские военные базы со своей земли ставит под сомнение осуществление в перспективе североатлантической стратегии «передовых рубежей», поскольку численность войск США на территории ФРГ превышает 200 тыс., и они остаются главной ударной силой Альянса в Европе. Именно поэтому план передислокации военных баз США, в случае его успешной реализации, позволит Польше, выразившей, как надо понимать, свое согласие на такой разворот событий, стать основным военно-стратегическим партнером Вашингтона в Европе, откроет республике простор для достижения самых амбициозных целей, включая доминирование и политическое лидерство в регионе Центральной и Восточной Европы. Сбудется, таким образом, вековая мечта польской католической шляхты о Польше «от можа до можа», «от восхода до захода», нашедшая в 18 в. выражение в идеологии Барской конфедерации и «Ордена кавалеров святого креста», закрепленная в Краковском манифесте 1794 г., требовавшим возврата  Польше белорусских и украинских земель.

Насколько осуществима с технической стороны такая передислокация американских баз на Восток, каковы будут темпы этого процесса, а главное – какие части могут оказаться в самой непосредственной близости от границ России и Белоруссии? Все эти вопросы еще требуют ответа, но уже сейчас ясно, что в первую очередь будут обосновываться в Польше сухопутные части из состава Центральной группы армий:  5-й и 7-ой армейские корпуса армии США, а также 17-я воздушная армия ВВС США из состава 4-го объединенного тактического авиационного командования.

Именно перебазирование 17-ой воздушной армии ВВС США должно вызывать особую тревогу в Москве и Минске. Ведь в состав этого авиационного соединения (штаб в г.Зембах, Германия) входит около 300 боевых самолетов с экипажами, обученными вести воздушный бой и разведку днем и ночью, в любых погодных условиях, привыкшими нести круглосуточное боевое дежурство, находясь в 15-минутной готовности к вылету. Боевая учеба экипажей включает подготовку их к прорыву ПВО потенциального противника, выход на цели, опознавание их с помощью передовых авианаводчиков и отработку взаимодействия с сухопутными силами и их огневыми средствами. При этом 17-я армия является, пожалуй, единственным в Европе военно-воздушным соединением, в котором сочетание централизованного и децентрализованного методов управления активными средствами доведено до совершенства. Именно в этой армии впервые успешно была отработана тактика уничтожения самолетами-штурмовиками (А-10) подвижных бронированных целей на поле боя совместно с вертолетами огневой поддержки.

Помимо тактических истребительных крыльев (36,50,52 и 86-го) и 26-го тактического разведывательного авиационного крыла, в воздушной армии имеется несколько отдельных эскадрилий, включая эскадрилью радиоэлектронной борьбы, транспортные, а также 601 крыло управления. Структура вспомогательных подразделений обеспечения позволяет принимать в угрожаемый период дополнительные эскадрильи тактической авиации двойного базирования, перебрасываемые по воздуху из США (норматив – 6 эскадрилий/сутки). Сегодня местом дислокации частей и подразделений 17-ой воздушной армии являются авиабазы, расположенные на территории Германии, - Битбург, Зембах, Рамштейн, Хан, Цвайбрюккен и Шпангдалем.  Наиболее длинной асфальтобетонной ВПП из них обладает передовая авиабаза тактической авиации Шпангдалем (25 км севернее г.Трир) – 3050 м х 45 м, имеющая развитую инфраструктуру, железобетонные групповые и индивидуальные  укрытия для боевых самолетов. Остальные имеют ВПП в пределах 2400 – 2440 м, ж/б укрытия для летательных аппаратов и радионавигационное и светотехническое оборудование, позволяющее обеспечивать полеты самолетов в сложных метеоусловиях, днем и ночью.

В Польше стандартам НАТО пока не отвечает ни один из аэродромов, за исключением, в какой-то степени, бывшего главного аэродрома Северной группы войск – Кшива. Кроме того, почти все американские авиабазы в ФРГ подключены к единой системе трубопроводов НАТО. Поэтому трубопроводную сеть НАТО на территории Польши придется строить ударными темпами, забыв про экологические нормы. Для этого необходимо отвести огромные земельные участки, выведя их из хозяйственного оборота. Вот почему, возможно, польские власти так упорно, и на первый взгляд без всякой причины, все последнее время отказывали России в ее просьбах о прокладке дополнительных экспортных магистралей по территории РП.

Вместе с тем, передислокация в Польшу имеет и свои явные плюсы: эта страна рядом с Германией, прямо в центре Европы, со спокойным, бесконфликтным, в отличие от бурлящих Балкан, политическим климатом. Кроме того, здесь раздолье для механизированных соединений армии США (Польша по площади занимает в Европе 9-е место – 312 тыс.658 кв.км.), а, главное, для американской авиации, которой немцы из-за высокой насыщенности воздушного пространства Германии, ограничений, строгих правил и экологических норм буквально не давали отрабатывать крупномасштабные воздушные операции. Самолетам США, базирующимся в Германии, приходилось для подобной боевой учебы перелетать через океан в штат Невада, где вблизи авиабазы Неллис был создан специальный полигон с макетами и мишенями на фоне искусственного ландшафта, иммитирующего… польско-белорусский рельеф и местные условия. По крайней мере, Поморье, Великопольская низменность и Мазурские болота вполне узнаваемы.

Отношения между Польшей и Белоруссией все последние годы были крайне напряженными и неуклонно обострялись. В феврале 1996 г., например, они накалились до такой степени, что Минск решил отозвать своего посла из Варшавы, а в 1998 г. Бронислав Геремек(тогда председатель ОБСЕ) предпринял ответный демарш уже в Минске, демонстративно отказавшись встретиться с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Польша, практически, закрывает свои границы для белорусов. Главу белорусского государства в соседнюю Польшу не приглашали уже много лет, а президент РП А.Квасневский заявил недавно, что польская сторона и в будущем не планирует встреч с Лукашенко.

Варшава продолжает настойчиво выражать обеспокоенность развитием внутриполитических событий в Белоруссии, польские средства массовой информации акцентируют внимание читателей и телезрителей на проблеме отсутствия там основ гражданского общества, демократических и правовых свобод, доступа населения к объективным источникам информации. Польская сторона крайне раздраженно реагирует на попытки сближения Белоруссии с Россией, рассматривая этот процесс как угрозу национальной безопасности Польши. Одновременно через эфир и прессу ведется определенная идеологическая кампания с целью убедить «простых белорусов» в принадлежности их к западной, а не восточной ветви славянства, привлечь их взоры и симпатии к Польше, как не только стране на западных границах Белоруссии, но и неотъемлемой части западного демократического общества. Делается, наконец, все, чтобы белорусское общество осознало все преимущества прозападной ориентации.

Республика Польша явно стремится в своих национальных интересах использовать затянувшийся период «больших исторических каникул», когда Россия (и в какой-то степени Германия) поглощены своими острыми внутренними проблемами: финансовыми, экономическими, политическими, электоральными, социальными и этническими. В этом теперь она может рассчитывать на заокеанских союзников, которые начнут более активно и жестко поддерживать внешнеполититическую линию польского руководства. Насколько далеко готовы США в обмен на размещение баз в Польше идти в этом направлении – покажет время. Но нельзя исключать и выдвижение по отношению к Белоруссии территориальных претензий, известных требований по возврату «исторических польских земель на Востоке». Это тем вероятнее, чем меньше остается надежд на скорое построение Союзного государства. Ряд польских политических деятелей, кстати, считают создание такого российско-белорусского государства всего лишь, по выражению представителя польского МИД Добровольского, теоретическим проектом, далеким от реальности.

Что касается самой России, то ее ответственные за внешнюю политику и безопасность страны высшие руководители находятся сейчас, как представляется, в плену определенных иллюзий, связанных с надеждами заключить с польской стороной договор о предотвращении опасной военной деятельности. По крайней мере, это вытекает из заявления министра обороны РФ Сергея Иванова, сделанного 22 апреля во время подписания межправительственного соглашения о поставках в Польшу вооружений и военной техники, их обслуживанием. Варшава, возможно, и приступит к обсуждению параметров такого потенциального договора с граничащей с ней Россией, но не раньше, чем на ее территории разместятся военные базы США, т.е. поляки начнут вести переговоры уже с позиции силы, находясь в более выгодных, чем сегодня условиях.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ