Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №74(01.05.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:
проблемы воды и стратегия сотрудничества
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Ежегодное послание Президента Украины к Верховной Раде Украины "О внутреннем и внешнем положении Украины в 2002 году".

Уважаемый председатель Верховной Рады Украины!

Уважаемые народные депутаты!

Уважаемые члены правительства Украины!

Уважаемые зарубежные гости и представители средств массовой информации!

Дорогие соотечественники!

Согласно статье 106 Конституции Украины, мною представлен в Верховную Раду текст ежегодного послания президента Украины. Этот документ содержит два раздела: "Общественно-политическое развитие страны. Стратегия политической реформы" и "Итоги социально-экономического развития Украины в 2002 году и задачи на 2003 год". Послание состоит из шести тематических докладов по самым актуальным вопросам государственной политики. А именно: "Приоритеты технологического развития Украины"; "Формирование и реализация технической политики в аграрном секторе экономики"; "Демографическая ситуация в Украине"; "Украина - ВТО: механизмы и социально-экономические последствия сотрудничества"; "Евроатлантическая интеграция Украины"; "Адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского Союза".

Как всегда, в Послании содержится подготовленная Госкомстатом Украины уникальная статистика, которая отражает социально-экономические процессы в государстве с 1990 по 2002 год. Хочу отметить, что Послание не только предоставляет информационно-аналитические материалы, которые характеризуют современное внутреннее и внешнее положение страны, но и определяет конкретные задачи, механизмы и инструменты, которые должны найти соответствующую реализацию, прежде всего, в Программе деятельности правительства, стать основой деятельности центральных и местных органов исполнительной власти.

В своем выступлении остановлюсь на некоторых наиболее принципиальных вопросах, которые касаются текущих и стратегических задач нашего общественно-политического и социально-экономического развития.

Начну с того, что в этом году Послание Президента звучит перед качественно новым парламентом. Именно нынешний состав Верховной Рады впервые, хотя, к сожалению, при отсутствии соответствующих конституционных основ, осуществил попытку отойти от контрпродуктивного неполитического принципа формирования кабинета министров и создал коалиционное правительство, взяв на себя ответственность за его деятельность, и таким образом - ответственность за состояние дел в государстве.

Поэтому 2002 год стал практически началом реформы политической системы. Реформы, которая должна не только преодолеть разбалансированность власти, придать новые, ощутимые импульсы демократизации общества, но и, что очень важно, завершить трансформационный период, окончательно вывести государство из постсоветской системы управления.

Нам нужно сделать все, чтобы ускорить этот процесс, создать необходимое правовое поле.

К соответствующим шагам побуждает и нынешняя экономическая ситуация. Преодолев глубокий кризис, выйдя на траекторию постоянного возрастания, мы столкнулись с острой необходимостью осуществления серьезных качественных изменений в системе экономических отношений.

Речь идет, прежде всего, о реализации главного принципа рыночной экономики - размежевании власти и собственности, ее глубокой демократизации, преодолении тенезации экономики, других деформаций, которых мы не смогли избежать не только из-за субъективных причин в предшествующий период.

Это же касается и всего комплекса наиболее актуальных вопросов социальной политики, повышения жизненного уровня наших граждан.

Все эти вопросы органически связаны с политической реформой, детерминируются ее проведением.

Я руководствовался именно этими соображениями, когда в августе минувшего года провозгласил необходимость конституционной реформы, а месяц назад - внес конкретные предложения относительно ее содержания. Скажу откровенно, что совершая этот шаг, я рассчитывал на вашу поддержку.

Исхожу из того, что не только в обществе, но и в парламенте существует конструктивная атмосфера, глубокие убеждения относительно объективной необходимости осуществления принципиальных системных преобразований, целью которых является укрепление действенности власти, а, следовательно, и нашего государства, развитие демократии и парламентаризма.

Уверен, что не ошибся. Обсуждение на минувшей неделе в этом зале вопроса политической реформы удостоверило наличие близких позиций из ключевых вопросов предложенного проекта. Речь идет: об утверждении основных основ парламентско-президентской республики; предоставлении парламенту конституционного права формировать коалиционное правительство и обязательное наличие парламентского большинства, которое должно взять полную ответственность за действия правительства; предоставлении права президенту при четко определенных условиях распускать парламент, если механизмы взаимной ответственности будут нарушаться; проведении парламентских выборов на пропорциональной основе.

Я знал, что наибольшие дискуссии вызовет предложение относительно двухпалатности парламента. Это не новая проблема. Она активно обсуждалась при подготовке действующей Конституции. Возвращаясь к этой проблеме, я исходил из трех позиций.

Во-первых, перехода к пропорциональной системе выборов и недостаточной зрелости политических партий, которым будет передана функция формировать не только законодательную, но и исполнительную власть. Существуют объективные предпосылки, которые сдерживают процесс саморазвития политических партий, укрепление их позиций. Это, прежде всего, недостаточная структурированность общества, которая искусственно форсироваться не может.

Во-вторых. При внедрении пропорциональной системы не менее острой может стать и проблема принципиального веса - региональное представительство в парламенте.

В-третьих. Существуют острые проблемы и относительно качества законодательного процесса. Они хорошо известные. Двухпалатный парламент - это балансирующий механизм и в этом направлении.

Полностью соглашаюсь с необходимостью взвешенного подхода при определении механизмов взаимодействия двух палат, обеспечении приоритетности нижней палаты, выборности верхней палаты в полном соответствии с существующей мировой практикой, принципами демократии.

Не исключаю возможности перехода к двухпалатной системе после проведения в 2006 - 2010 годах административно-территориальной реформы, что можно было бы предусмотреть Переходными положениями Конституции.

Необходимо более четко отработать механизмы прямого действия всенародного референдума относительно изменений в Конституцию, учитывая при этом мировой опыт и демократические стандарты. Они, безусловно, требуют современного и эффективного законодательного обеспечения, но согласитесь, что плебисциты с результатами прямого действия - высочайшая форма народовластия. Такой шаг способный - что для меня есть главной - существенно повысить доверие населения к Основному Закону нашего государства.

Считаю необходимый поиск компромиссов по этим и другим вопросам, но хочу еще раз подчеркнуть: соответствующие изменения и дополнение необходимо внести до конца 2004 года, реализовав формулу: новоизбранный Президент - новая политическая система. Понимаю всю сложность такой задачи. Обращаюсь ко всем политическим силам, в том числе и к парламентской оппозиции: необходимо активизировать политический диалог по этим вопросам. Кроме того, не разделяю скептицизм отдельных политиков относительно возможности наших граждан квалифицированно и взвешенно вникнуть в суть актуальных проблем государственного строительства.

Такой вывод я еще раз сделал для себя во время недавней встречи с молодежью в Харькове. Юные граждане на высочайшем интеллектуальном и профессиональном уровне вели разговор о том, как нам оптимально обустроить наш суверенный дом. Поэтому с верой в мудрость собственного народа сначала прислушаемся к его голосу, а потом уже в собственных стенах продолжим работу, на которую он нас благословит.

Убежден, что диалог по вопросам реформы будет оказывать содействие не только политической стабилизации, но и формированию новой более широкой коалиции политических сил. Общество имеет право рассчитывать именно на такой ход событий.

С удовольствие ознакомился с текстом Меморандума, который был подписан вчера лидерами КПУ, СПУ, Блоком Юлии Тимошенко и "Нашей Украины".

Оставляя некоторые оценки на совести авторов, хочу отметить две, на мой взгляд, важнейшие вещи: вопреки всем противоречиям приятно поразила конструктивность подхода к предложенным изменениям, ведь в Меморандуме в подавляющем большинстве поддержаны предложения президента. Второе - считаю такой конструктивный подход одним из результатов широкого обсуждения, которое происходит сегодня в Украине.

В связи с этим хочу внести предложение относительно проведения "круглого стола" по вопросам политической реформы с участием парламентских партий, правительства и президента. Необходимо в полной мере использовать абсолютно все возможные инструменты политических решений, которые могут обеспечить достижение поставленной цели. Это наша общая обязанность перед обществом.

Авторитетность проекта реформ значительно усилилась бы, если бы после тщательной доработки соответствующий законопроект прошел экспертизу во влиятельных международных организациях. Это прежде всего Венецианская комиссия ПАСЕ, соответствующие механизмы межпарламентского сотрудничества Украины и стран Европы, прежде всего Германии, Франции и Польши. Такие шаги нужно осуществить в наикратчайшие сроки.

Теперь разрешите коротко остановиться на наиболее актуальных, с моей точки зрения, вопросах экономической политики.

Три года подряд мы имеем стабильные и высокие темпы экономического роста. В течение 2000-2002 годов валовой внутренний продукт возрос на 20,9%. В среднегодовом измерении - это почти 7%. Это, по сути, самые высокие темпы роста на европейском континенте. Три месяца текущего года подтверждают достаточную основательность соответствующих процессов.

Важно отметить и то, что лидирующими областями роста являются области, которые вырабатывают продукцию конечного потребления, и, прежде всего - машиностроение - сердцевина нашей экономики. Наблюдаются ощутимая активизация инвестиционного процесса. Прирост инвестиций в основной капитал составил почти 40%. За последние три года на 39,7% увеличилась реальная заработная плата.

Несмотря на сложную внешнеэкономическую конъюнктуру, сохраняется тенденция к увеличению украинского экспорта. За последние три года его объемы выросли на 42%. За это время существенно пополнились золотовалютные резервы. Уменьшились объемы государственного долга Украины.

Особую роль в этих процессах сыграет надежная стабильность национальной денежной единицы.

Вместе с тем, мы допустили бы ошибку, если бы ослабили внимание к имеющимся недостаткам. Украине нужно еще очень много сделать, чтобы окончательно преодолеть последствия экономического кризиса, особенно в вопросах, которые касаются социальной сферы, жизненного уровня населения.

Нельзя закрывать глаза на то, что экономический рост 2000-2002 годов осуществлялся в основном на экстенсивной основе - на технологической базе, сформированной главным образом в предшествующие годы.

Тот факт, что в годы экономического роста количество предприятий, которые осуществляют инновации, не только не выросло, а наоборот - уменьшилось, подтверждает этот вывод.

Акцентирую внимание на этих вопросах именно потому, чтобы еще обратить внимание на объективную необходимость принципиальной коррекции экономической политики. Она должна быть сконцентрирована на главном - применении механизмов структурно-инновационного обновления экономики. К сожалению, такие механизмы у нас практически отсутствуют.

Позитивная динамика в экономике будет сохранена, если правительство оперативно внесет коррективы в основы экономической политики, прежде всего - в инновационной и инвестиционной сферах.

Надо понимать, что инструментарий этой политики, который сработал в кризисных условиях, уже непригоден для обеспечения инновационного развития.

Осталась рецидивом старой системы и социальная сфера. В стране практически только сейчас закладываются законодательные основы отечественной социальной политики. О пенсионной, медицинской, образовательной реформы мы, практически только говорим и мало делаем для обновления сфер, которые имеют прямой выход на людей.

Не могу обойти и тему тенизации, которая уже стала "притчей во языцах".

И здесь речь идет не только о борьбе с легализацией и отмыванием грязных денег, хотя в этом контексте я неоднократно подчеркивал, что мы должны поблагодарить международное сообщество, и прежде всего FATF, за жесткую позицию по отношению к Украине.

Благодаря этому, хотя, к сожалению, и с опозданием, правительству и Верховной Раде удалось существенно улучшить законодательную базу и предотвратить введение разрушительных для экономики санкций.

Говоря про тенизации, перевел бы разговор в более широкую плоскость - тенизация как образ жизни. Эта тотальная "болезнь" охватила уже и неэкономичные органы нашего общества: теневой политический и социальный рынок, теневой лоббизм. Не все благополучно и в науке, образовании, медицине.

Причина известна - кроме наследства двойной морали старой системы, псевдорынковий налоговый пресс практически вытисняет предпринимателя в тень. Сколько еще раз в ежегодном президентском Послании надо повторять мольбы к парламенту и правительству вывести государство из состояния налогового абсурда?

Теперь о некоторых вопросах внешней политики. Соответственно с задачами, определенными Посланием "Европейский выбор" минувшего года, существенно активизировалась евроинтеграционная политика Украины.

Но мы должны осознавать, что Украина будет осуществлять вхождение в Евросоюз по мере того, как Европа будет входить в Украину - европейские стандарты политической культуры, общественных и трудовых отношений, самого способа мышления и жизни.

Мы будем в Европе, если философский евростандарт станет убеждением и повседневной практикой наших граждан, которые хотят приобщиться к прогрессивной и процветающей цивилизации.

2002 год войдет в историю как год провозглашения намерения Украины вступить в НАТО. Хочу подчеркнуть: это намерение будет подкреплено усилением целенаправленной организационной и политической активности в этом направлении.

Сегодня у нас есть все основания поставить цель вступление Украины во Всемирную Организацию Торговли не позже, чем в 2004 году. Рассматриваю этот шаг как одну из решающих предпосылок создания в перспективе зоны свободной торговли между нашей страной и Европейским Союзом.

Вместе с тем хочу предостеречь членов правительства не допустить ущемления наших интересов при согласовании условий вступления в эту организацию.

В целом деятельность на евроинтеграционном направлении должна быть направлена на то, чтобы между Единой Европой и ее "соседями" не появилась еще одна Берлинская стена, которая превратит наше государство в зону между интегрированной Европой и интегрированным евразийским миром.

С другой стороны, председательство в СНГ создает возможности для усиления влияния Украины на формирование на принципах ВТО зоны свободной торговли на постсоветском пространстве, что будет способствовать интенсификации хозяйственных взаимоотношений, обмена капиталом, товарами, услугами, рабочей силой.

Делаю акцент на необходимости уделить особое внимание отношениям с Российской Федерацией. Нас не может не беспокоить снижение в минувшем году уровня торговых отношений с Российской Федерацией. Не лучше ситуация и с другими странами СНГ. Этот недостаток нужно устранить.

Подписание Заявления Президентов Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины по поводу усиления интеграционных процессов и формировании Единого экономического просторную не только не противоречит, а наоборот - дополняет наше стремление относительно естественного сближения с Европой.

Особо значимым для нас является развитие конструктивного диалога с Соединенными Штатами Америки, направленного на утверждение принципов стратегического партнерства, устранение барьеров на пути двустороннего сотрудничества.

Ведь только общность подходов относительно борьбы с угрозой мирового терроризма и распространения оружия массового поражения делает нас надежными партнерами и продолжительными союзниками.

Глубоко убежден и в том, что украинская дипломатия должна на порядок активней работать по вопросам, которые касаются дальнейшего углубления наших отношений с Польшей, странами Балтии, Центральной и Восточной Европы, с Китаем, Канадой, Турцией и другими странами Ближнего Востока и Латинской Америки. У нас много общих интересов, а это - объективная основа для экономического взаимодействия и взаимопонимания.

И о самом больном. Все мы хорошо осознаем, что мир после событий 11 сентября кардинально изменился. Изменились акценты и подходы к вопросам международной безопасности.

В целом Украина всегда выступала и выступает за мирное решение любых споров. Иракский кризис не может оставить нас равнодушными. Мы хотим как можно быстрого урегулирования военного конфликта на основе интересов международной безопасности.

Считаю, что Украина нашла достойный ответ этому непростому вызову. Выполняя свою обязанность, украинские военные в числе первых были готовы прийти на помощь мирному населению в случае применения оружия массового уничтожения.

Это было нашим общим решением. В этом - признак нашей цивилизованности, преданности общемировым ценностям, хотя это был очень и очень нелегкий шаг для каждого из нас.

Суть не только в том, что тяжело быть на обочине международной политики, находясь в одном из ее эпицентров. Перефразируя известного политика, надо понимать, что жить в глобализованном мире и быть свободной от него - невозможно.

Со своей стороны Украина готовая принять самое активное участие и в послевоенном развитии Ирака.

И напоследок. Последние парламентские выборы еще раз обратили внимание общественности на проблему единства нашего государства. Это обусловлено известными отличиями электоральных ориентаций в регионах.

Подобные отличия у нас появляются не впервые. Они имеют хотя и объективно-исторические, но, главное - временные предпосылки. И эти предпосылки нужно преодолевать.

Именно жизнь, практика общественно-политических преобразований указывают на необходимость более решительного, а главное - осмысленного продвижения вперед на магистральном направлении государственного строительства - формировании современной украинской политической нации.

Солидарность, консолидация и единство Украины - в этом состоит сконцентрированное воплощение наиболее актуальной исторической задачи, которая стоит перед Украиной во втором десятилетии ее суверенного существования.

Внимание политической элиты, властных структур должно в больше степени концентрироваться на этой проблеме.

Мы не избавимся от комплекса неполноценности, если общественная энергия все время будет истощаться в перманентном раздоре и тотальном мошенничестве. Политики, которые "специализируются" лишь на таком направлении общественной деятельности, должны это понимать.

Демократический плюрализм, которого мы последовательно придерживаемся, может дать положительные плоды лишь в том случае, если поднимется на высоту общенационального консенсуса.

Мы можем непрерывно ходить по миру с бесконечными жалобами один на другого, но мы никогда не получим того, на что надеемся, поскольку в мире принято уважать лишь те народы, которые самые себя уважают.

Хочу в это непростое для нашего государства время призывать все политические силы неустанно руководствоваться этим принципом.

Уважаемые народные депутаты!

Менее чем через два года в Украине состоятся очередные президентские выборы. Со своей стороны буду делать все, чтобы выборы нового главы государства состоялись цивилизованно, на демократической основе, в полном соответствии с действующим законодательством.

Однако беспокоит, чтобы этот период не прошел в новых жестких политических баталиях. Мы не должны останавливаться в своем развитии, в политике реформ, в осуществлении глубоких социальных преобразований.

Надеюсь и верю, что все мы найдем в себе силы и волю, чтобы обеспечить реальную консолидацию всех ветвей власти и на этой основе сделать новые ощутимые шаги на пути утверждения Украины как современного высокоразвитого социального и демократического государства.

Пройдя чрезвычайно сложный путь экономических, социальных и политических преобразований, мы обогатились опытом, который должен стать основанием для дальнейшего развития. Мы должны все сделать, чтобы это развитие стало ощутимым. Благодарю за внимание.




Комментарий

Кирилл Фролов

Речь Леонида Кучмы стала «наживкой», спущенной  для оппозиции с одной единственной целью  -добиться парламентской поддержки годовой программы Правительства. Ради этого Президент и оппозицию похвалил, и обещал оттянуть нелюбимую ей идею двухпалатного парламента. И доился своего. Программа утверждена.  Но помимо этих тактических нюансов, некоторые положения речи вызывают тревогу и недоумение. Это и вновь задекларированная цель- скорейшее вступление в НАТО, и утверждения, что все региональные противоречия на Украине носят временный характер и должны быть преодолены. Как это понимать? Как преодолеть объективные цивилизационно - культурные противоречия между Крымом и Галицией? Превратить Галицию в Крым? Или наоборот? Если Президент признал неоднородность Украины ценностью, было бы логично и это соответствовало бы действительности. Но эта констатация потребовала бы и своего политического отражения- федерализации.  Очевидно,  Киев боится ее. Но от жизни не уйдешь.. 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ