Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №74(01.05.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:
проблемы воды и стратегия сотрудничества
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Слухи о смерти русского фактора на Украине представляются сильно преувеличенными

Кирилл Фролов

В последний месяц появилась целая серия публикаций о «смерти» русского движения на постсоветском пространстве, ненужности и маргинальности проблемы соотечественников. Цель этих публикаций ясна- подготовить общественное  мнение к очередному этапу геополитических уступок. Тем более важно ответить на эти вызовы. Возьмем, к примеру, Украину.

На прошедших в 2002 году парламентских выборах на Украине  «Русский блок», объединившийся  активную часть русского населения Украины, занял на парламентских выборах менее 1 %. Это обстоятельство дало повод сторонником украинского националистического проекта, которые так или иначе контролируют идеологическую, образовательную и информационную политику на Украине, заявить о политической смерти русского фактора на Украине, об отсутствии самой проблемы прав и свобод многомиллионного   русского населения Украины. Итоги переписи населения, опубликованные в прошлом году, согласно которым количество русских  сократилось по сравнению с предыдущей переписью на 4 миллиона (теперь у властей есть повод утверждать, что русских на Украине менее 9% а не 12, как ранее. В действительности, русских намного больше - еще в 1920-годы русское большинство населения Донбасса и Новороссии (Днепропетровская, Херсонская и Николаевская области) насильно было записано в украинское)  также стали поводом для инсинуации об отсутствии русской проблемы на Украине.

В действительности, ситуация совершено иная. Основная причина указанных выше показателей- целенаправленная и бескомпромиссная политика украинского государства по уничтожению русской культуры и выкорчевыванию русского самосознания. Именно поэтому миллионы русских были вынуждены записываться на переписи украинцами- они опасались последствий для своего социального статуса. И есть чего опасаться- русских школ, например, не осталось не только в Галиции,  но и на Чернинговщине- древнерусской области, которая вернулась в состав Руси при первой возможности, задолго до Малороссии, в 1503 году! Собственно, все четыре кампании по насильственной украинизации двадцатого века проводились путем тотального насилия. Так, первые 20 лет "Радянськой Влады" являются поистине золотым веком украинского национализма.. Тотальная украинизация, проводившаяся на фоне геноцида русского народа, разгрома русской культуры, Церкви, уничтожения интеллигенции, была важной составной частью ленинской национальной политики. На службу большевикам перешли многие члены ТУП (Товарищества украинских постепенцев - главной сепаратистской организации того времени), такие "столпы", как Грушевский и Винниченко. В 1923 году было выпущено знаменитое постановление ЦК ВКП(б) об обязательной украинизации. Согласно этому постановлению, условием трудоустройства, независимо от образования, научной степени и т.д., стала справка об окончании курсов "украинознавства". Тотальная насильственная "украинизация" охватила в эти годы пространство от Восточной Волыни до Кубани и Ставрополья. "Несдавшихся врагов", как известно, уничтожали.

В связи с этим стоит отметить, что человек, с именем которого неразрывно связан страшный голод 30-х годов, председатель СНК УССР с 1923 года Чубарь (именно он подписал печально знаменитое Постановление СНК УССР "О борьбе с саботажем в хлебозаготовках" от 6 декабря 1932 г.), одновременно являлся ярым большевистским "украинизатором». Однако, вернемся к современности.  

На последних выборах вопрос о государственном статусе русского языка  и пророссийской геополитической ориентации поднимался коммунистической партией Украины, которая заняла третье место именно благодаря поддержке русского вопроса - не за Маркса же с Лениным голосовали люди! Часть партии власти, а именно «Партия Регионов», политическая составляющая «донецкого клана», также ставила вопрос о равноправном статусе русского языка.  «Русский блок»-это молодая политическая сила, созданная за год до выборов, и не могла сразу должным образом «раскрутиться». Не могла еще и потому что украинское государство обрушило на нее всю мощь своей  репрессивной  и пропагандистской машины. Уже после выборов против лидера «Русского блока» львовского бизнесмена  Александра Свистунова было сфабриковано несколько уголовных дел, его травля продолжается и по сей день. Очевидно, что попытка уничтожить «Русский блок» «в зародыше» объясняется именно страхом перед реальностью роста этого «политического вундеркинда». И действительно, там где у русских есть пассионарные лидеры, ситуация  меняется. Уникальный пример, на Подкарпатской Руси, нынешней Закарпатской области, которую обыватель по ошибке путается с соседней «униатско-бандеровской» Галичиной, в городе Берегово, благодаря энергии и таланту местного лидера РБ, историка и политолога Валерия Разгулова, в городской совет прошло 7 депутатов «Русского блока»! Напомню, что большинство населения Закарпатья-русины, вероисповедно принадлежащие Русской Православной Церкви (у нее 600 приходов  и 30 монастырей в этом регионе), не приемлющие галицийского национализма, не признаются Украиной как нация, несмотря на то, что они признаны в Словакии, Чехии, США и т.д. Подкарпатские русины не отделяют себя от русского мира и поэтому поддержали «Русский блок».

В Запорожье при поддержке директора концерна «Мотор - Сичь» В. Богуслаева, не скрывающего своих русских национальных взглядов, местный горсовет  принял постановлении о придании русскому языку официального статуса в области. Так что, потенциал огромен.  И вторая причина  слабости русского движения на Украине- отсутствие осознанной государственной политики России в этой области. За «Русский блок» никто так и не вступился. Перед парламентскими выборами глава Администрации Президента России А.Волошин сделал заявление, что Россия может сотрудничать с тремя политическими силами на Украине-«Единой Украиной», СДПУ(о ) и Компартией. Что мешало назвать «Русский блок»? И сейчас роль, будь у Москвы ответственная диаспоральная политика, можно отмобилизовать русские и пророссийсские силы, добиться их консолидации, пресечь междоусобные столкновения.

Есть и внутренняя, и пожалуй, не менее важная, причина слабости и раздробленности русского фактора на Украине. Духовно-мировоззренческая. И я намеренно педалирую ее, ибо остальные авторы ошибочно считают ее периферийной. Имеет место не только недооценка, но и пренебрежение православным фактором у некоммунистических патриотов Однако мобилизация потенциала Украинской Православной Церкви  Московского Патриархата, единственной мощной пророссийской силы на Украине,  православного общественного движения, этакого “антиРУХа” является реальной и насущной задачей. Только будучи укорененным в православной традиции, русское движение будет харизматичным, идеологически эффективным, т.к. православная историческая школа имеет огромный опыт полемики с “мазепинством” и способным в итоге сломить антирусские тенденции. Необходимо учесть колоссальный опыт наших противников - укоренные в униатской традиции, находящиеся под окормлением УГКЦ галичане являют собой пример консолидации и жертвенности. Уровень жизни галичанина - не выше, чем в Крыму, безработица - практически поголовная, промышленность стоит (Из 10 крупнейших промышленных предприятий, в том числе таких, как ЛАЗ, “Электрон”, во Львове функционирует только кондитерская фабрика). Несмотря на это, именно благодаря крепкой религиозной основе их позиция не поддается эрозии. Роль костела в деятельности польской “Солидарности” , литовского “Саюдиса”, галицийского “РУХа” и др. восточно-европейских национально-демократических движений огромна. Соответственно, участие Русской Православной Церкви в аналогичном движении русского народа является одним из определяющих факторов его победы.

Как уже отмечено выше, УПЦ Московского Патриархата- последняя  структура, связывающая Украину с Россией. Ее влиятельные иерархи, такие как Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, не стесняют поддерживать русские движения. В Одессе редакция известного и, пожалуй, самого информационно насыщенного сайта «Русского блока» «Единое Отечество» (www. otechestvo.org) располагается в здании епархии. Духовный лидер закарпатских русинов ужгородский священник Димитрий Сидор пошел на беспрецедентный шаг - он обратился к Генпрокрору Украины с открытым письмом, в котором обвинил Совет Национальной Безопасности и Обороны Украины во главе с Е. Марчуком во вмешательстве в дела Церкви, подавлении русинского и русского движений. Между тем, российские читатель, как правило, ничего не знает борьбе православных на Украине с национализмом и русофобией.  Первые попытки самоорганизации мирян были предприняты архиепископами Онуфрием и Ионафаном - в 1991-1993 гг. были созданы “Комитеты защиты Православия”, координировавшие акции протеста. В 1993 г.  в Луганске было создано объединение Православных братств Украины. В 1994 г. ОПБУ переименовано в Союз Православных братств. Он является структурным подразделением СПБ Русской Православной Церкви.

В настоящее время Союз насчитывает более 40 братств. Православные братства теснейшим образом связаны с русскими и пророссийскими организациями. Так, в Луганске, Виннице и Одессе - это вообще одни и те же структуры, в остальных регионах - в самой теснейшей, взаимоусиливающей связи.

Создан Союз Православных граждан Украины, также напрямую подчиняющийся Москве. СПГ является конфедерацией, в которую входят многие общественно-политические организации и русские общины. Именно СПГ удалось объединить православную русофильскую интеллигенцию. Налажен выпуск  двух периодических изданий - газеты “Православный вестник” и журнала “Православие и современность”, ставшего трибуной “нового москвофильства”. Научный потенциал этой группы вполне достаточен для создания интеллектуального противовеса “самостийщине”. Новый центр развития Союза Православных Граждан возник в Одессе, где его возглавляет Валерий Кауров, гл. редактор газеты «Новороссия» и сайта «Единое Отечество» (www.otechestvo.org)В 1999 году создано всеукраинское движение «Путь Православных» во главе с архиепископом Августином  и политологом Ю. Болдыревым, политически ориентирующееся на «донецкий клан»В 2001 году была создана пресс-служба УПЦ Московского Патриархата во главе с известным церковным журналистом Василием Анисимовым, проведшим журналистские расследования о связях «Киевского патриархата» с международным терроризмом, о массовых вербовках через структуры раскольнической группы «Киевский Патриархат» украинских боевиков в террористические группы Басаева. Пресс-служба УПЦ МП стала важнейшим аналитическим центром. Ей издается «Вестник пресс-службы УПЦ»  и сайт Православие в Украине» (www.orthodox.org.ua)

Если о русском вопросе на Украине в России хоть что-то знают, то о неотделимом от него православном вопросе- ничего. И это тоже фактор нашего ослабления.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ