Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №74(01.05.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:
проблемы воды и стратегия сотрудничества
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

14 апреля. Президент Республики Молдова В.Воронин принял посла Соединенных Штатов Америки в ОБСЕ С.Миникеса. Стороны обменялись мнениями по вопросам, касающимся урегулирования приднестровского конфликта. Выразив признательность США за внимание к этой проблеме, В.Воронин отметил благотворное влияние предпринятых США совместно с Европейским союзом мер по ускорению процесса приднестровского урегулирования. Со своей стороны, С. Миникес заявил, что США, наряду со всем сообществом ОБСЕ, выступают за быстрейшее урегулирование приднестровского вопроса и будут уделять переговорному процессу повышенное внимание. Посол уточнил, что "нет никаких разногласий между позицией США, Европейского Союза и ОБСЕ относительно урегулирования приднестровского конфликта".

14 апреля. На встрече министра иностранных дел РМ Н.Дудэу с послом США в ОБСЕ С.Миникесом стороны пришли к выводу, что наиболее адекватной формулой совершенствования охраны на приднестровском сегменте восточной границы Республики Молдова является "обеспечение совместного погранично-таможенного контроля на украинской территории, которая позволит осуществить реинтеграцию единого таможенного пространства страны". Американский дипломат высказался также в поддержку многонационального формата сил по поддержанию мира в приднестровском регионе с тем, чтобы миротворческая операция "соответствовала критериям ООН и получила мандат ОБСЕ".

14 апреля. С начала 2003 года на приднестровских промышленных предприятиях постепенно увеличиваются объемы производства и реализации. В течение первого квартала текущего года в целом по республике было произведено продукции на сумму около 75 млн. долл. США.  Как отметил первый заместитель министра промышленности ПМР Ю.Ганин, "судя по результатам первого квартала, в сфере промышленного производства наблюдается стабилизация".

Однако, по словам Ю.Ганина, по отраслям ситуация складывается неравномерно. Так, предприятия химической, легкой, консервной и металлургической промышленности наращивают объемы выпуска продукции. В то время как в машиностроении, мебельной и электротехнической отраслях наблюдается спад. Из 66-ти приднестровских предприятий 29 уверенно наращивают объемы выпуска продукции. Это «Электроаппаратный», «Молдавизолит», «Тиротекс», «Одема» и другие. Сильный спад зафиксирован только на 4-х предприятиях. Это «Литмаш», «Электромаш», «Электроаппаратура» и «Тигина».

15 апреля. Приднестровье с рабочим визитом посетила делегация Министерства обороны России во главе с заместителем министра В.Исаковым, которая была принята президентом ПМР И.Смирновым.

На состоявшихся переговорах стороны обсудили ход выполнения двусторонних (Россия-Приднестровье) и трехсторонних (РФ, ПМР и ОБСЕ) протоколов, предусматривающих совместную работу по утилизации боеприпасов бывшей 14-й армии, а также порядок вывоза военного имущества и вооружений, находящихся в распоряжении ОГРВ.

15 апреля. Председатель Комитета по делам СНГ Совета Федерации Федерального Собрания России В.Густов встретился в Кишиневе с представителями молдавского руководства, с которыми он, в частности,  обсудил вопросы экономического характера, в том числе проблему задолженности Республики Молдова за природный газ, поставляемый российской компанией "Газпром".       Президент РМ В.Воронин подчеркнул в беседе с В.Густовым заинтересованность молдавской стороны в  решении проблемы задолженности за природный газ, поставляемый "Газпромом". Глава государства подчеркнул также "целесообразность пересмотра ценовой политики в отношении природного газа, который Молдова импортирует из России".

16 апреля. Председатель парламента РМ Е.Остапчук встретилась с делегацией Совета Федерации Федерального Собрания России, возглавляемой председателем комитета по делам СНГ СФ В.Густовым. На встрече обсуждались различные аспекты укрепления двусторонних экономических отношений. Стороны отметили, что за последние два года в этой сфере  наблюдается определенное оживление, например, в 2002 году объем торгового обмена с Россией возрос на 30% по сравнению с 2001 годом.

По предложению российской стороны в Кишиневе пройдет экономический форум с участием представителей всех регионов РФ, который, по словам В.Густова, будет содействовать привлечению в  республику новых инвестиций. В целях активизации взаимодействия между парламентом РМ и Советом Федерации России в решении экономических вопросах намечается подписание соответствующего соглашения и создание межпарламентской молдавско-российской комиссии. В состав комиссии войдут около 30 депутатов парламента Молдовы, Государственной Думы и Совета Федерации России. Предлагается также включить депутатов в состав смешанной межправительственной молдавско-российской комиссии.

16 апреля. Премьер-министр РМ В.Тарлев встретился с главой Миссии ОБСЕ в Молдове У.Хиллом. На встрече обсуждались вопросы приднестровского урегулирования, проблемы, связанные с незаконной перевозкой и продажей людей.

У.Хилл положительно оценил действия молдавского руководства по решению приднестровской проблемы, особенно инициативу президента В.Воронина по окончательному урегулированию конфликта в Левобережье. Он сообщил, что ОБСЕ отбирает группу экспертов в области государственного права из Европейского союза, Венецианской комиссии, США, которые выступят в роли консультантов в работе по разработке новой Конституции страны. Представитель ОБСЕ приветствовал создание Национального комитета РМ по борьбе с продажей и незаконными перевозками людей и разработку национального плана мер в этой области.

У.Хилл заявил, что ОБСЕ готова активно взаимодействовать с Национальным комитетом и увеличить размеры финансовой помощи для борьбы с торговлей "живым товаров" и создания условий для реабилитации и социальной реинтеграции жертв этого явления.

16 апреля. На Европейской конференции в Афинах глава молдавского государства В.Воронин встретился с президентом Украины Л.Кучмой и президентом Румынии И.Илиеску.

На встрече с президентом Украины были затронуты вопросы необходимости выхода на качественно новый уровень политического диалога между Украиной и Молдовой, а также сотрудничества в плане европейской интеграции. Л. Кучма отметил наметившиеся положительные тенденции в урегулировании приднестровского вопроса. Президенты обсудили и вопрос о создании смешанных таможенных постов на приднестровском участке молдавско-украинской границы.

17 апреля. Парламент Республики Молдова назначил молдавских полномочных  представителей - юристов в Комиссию по разработке совместно с представителями Приднестровья текста новой Конституции будущего федеративного государства.

Представители оппозиции выразили недоумение в связи с тем, что в состав комиссии не делегируются парламентарии. Депутат М.Петраке сказал, что парламент совершает ошибку, самоустраняясь от разработки текста новой Конституции. "Разработка Конституции - исключительная прерогатива парламента", - заявил он.

17 апреля. В рамках Европейской конференции в Афинах президент РМ В.Воронин встретился с верховным представителем Европейского союза по внешней политике и безопасности Х.Соланой. На встрече рассматривались некоторые аспекты внутренней ситуации в Республике Молдова, а также вопрос, связанный с приднестровским урегулированием. Х.Солана подтвердил готовность ЕС делегировать своего эксперта для консультирования в процессе разработки новой Конституции Республики Молдова совместно с экспертами Венецианской комиссии.  Он подчеркнул также важность обеспечения безопасности молдо-украинской границы на приднестровском участке путем создания смешанных таможенных постов с участием наблюдателей от европейских организаций.

Коснувшись необходимости активизации переговорного процесса, Солана заявил, что в условиях расширения Европейского союза  и НАТО  Евросоюз будет еще активнее участвовать в процессе окончательного урегулирования приднестровского конфликта дипломатическим и политическим путем. Если приднестровские лидеры будут препятствовать переговорному процессу, ЕС, по словам его Верховного представителя, готов рассмотреть возможность принятия других ограничительных мер, в том числе финансово-экономического порядка.

18 апреля. Между министерствами образования Республики Молдова и Российской Федерации подписано Соглашение о взаимном признании дипломов. Документ гарантирует прием в любое учебное заведение граждан другого  государства и признание дипломов при зачислении на работу.

18 апреля. Глава (башкан) администрации автономной Гагаузии Г.Табунщик выступает за создание сельскохозяйственных кооперативов с сохранением права частной собственности на землю, что даст возможность, по его мнению, объединить раздробленные участки и вести землепользование на уровне современных технологий. Башкан отмечает, что крестьянам, которые не захотят войти в кооперативы, будут "нарезаться наделы на отдельном поле", при соблюдении принципа эквивалентности.

19-20 апреля. В Приднестровском университете проходила  международная научная конференция «Приднестровская государственность в контексте современного международного опыта федерализма». В работе конференции приняли участие эксперты, исследователи, ученые - историки, политологи, социологи, политики и юристы из России, Украины, Молдовы и Приднестровья. Выступления и доклады приднестровских и зарубежных аналитиков были посвящены проблемам переговорного и миротворческого процессов, возможностям и принципам будущей федерации.

Работа конференции показала, что федерализация является одним из наиболее оптимальных средств разрешения локальных политических конфликтов. Участники конференции привели немало примеров урегулирования отношений различных стран с помощью создания федерации, рассказали о множестве моделей построения федеративного государства. Заместитель министра иностранных дел ПМР В.Янковский назвал федерализм приемлемой европейской формулой, которая может быть с успехом применена для решения конфликтов в Косово, на Кипре и  в Приднестровье.

Большинство докладчиков и выступавших на конференции считают, что ПМР и Молдова могут построить настоящую федерацию только на договорной основе и только в атмосфере взаимного доверия, уважения.

20 апреля. Участники международной научной конференции «Приднестровская государственность в контексте международного опыта федерализма» выработали рекомендации относительно основных принципов молдавско-приднестровского урегулирования и адресовали их всем сторонам, участвующим в переговорном процессе.

В этих рекомендациях говорится следующее. "Участники Конференции - представители Приднестровья, Молдовы, России, Украины, Гагаузии констатируют: - Республика Молдова и Приднестровская Молдавская Республика подошли к важнейшему судьбоносному рубежу их дальнейшего жизнеустройства - федеративной форме строительства будущего совместного государства;

- в изменяющихся условиях современного мира федерализм, как принцип и форма государственного устройства, выступает как объективный процесс, способствующий наиболее гармоничному и стабильному развитию государства, максимально эффективному распределению в нем властных полномочий внутри федерации.

Поддерживая идею федеративного обустройства будущего общего государства, состоящего из Молдовы и Приднестровья, участники Конференции заявляют:

1. Будущее государство станет подлинной федерацией лишь в том случае, если будет строиться на договорной основе.

2. Стержневым принципом совместного федеративного государства должен стать принцип субсидиарности - как реальное воплощение прав и полномочий его субъектов. В этом новом государстве полномочия и компетенция должны передаваться от органов местного самоуправления к региональным институтам государственного управления, от последних к созданным общим совместным органам федеральной политической власти.

3. Разработка Конституции будущего федеративного государства должна осуществляться на основе современных демократических, либеральных ценностей, в строгом соответствии с мировым опытом конституционализма и максимальным учетом общественного мнения всех субъектов будущей федерации на основе имеющегося позитивного международного опыта решения аналогичных проблем.

4. Сторонам переговорного процесса в свои взаимоотношения необходимо вносить дух доверия, атмосферу искренности, уважения и политкорректности, без следования которым будущее государственное образование будет нелегитимным и нежизнеспособным. Конференция предлагает Сторонам строго соблюдать взятые на себя обязательства и отказаться от всех форм давления друг на друга.

5. Все будущие, совместно принятые, основополагающие документы переговорного процесса, включая и федеральную Конституцию, должны быть подтверждены политическими, военными, экономическими гарантиями на самом высоком международном уровне, включая страны-посредники - Россию и Украину.

6Конференция обращается к правительствам государств Евросоюза и США скорректировать свою позицию по вопросу визовых ограничений для высшего политического руководства Приднестровской Молдавской Республики, как не отвечающую нынешним политическим реалиям переговорного процесса.

7. Признавая исключительную актуальность, конструктивность и востребованность предлагаемых сегодня шагов по компромиссному созданию будущего совместного федеративного государства, участники Конференции считают обоснованным предостеречь как переговорные стороны, так и страны-посредники и ОБСЕ от излишней поспешности, легковесности в анализе, неоправданной эйфории.

Процесс построения, по сути, нового общего федеративного государства - Молдовы и Приднестровья, должен стать процессом исключительно глубоко продуманным, постепенным, доброжелательным и конструктивно-сопричастным для всех его сторон.

Принято 20 апреля 2003 г. в Тирасполе".

21 апреля. В Кишиневе  состоялось заседание Высшего совета безопасности под председательством главы государства В.Воронина, на котором обсуждалось предложение правительства США относительно участия контингента Национальной армии в международных гуманитарных операциях в Ираке. Высший совет безопасности принял американское предложение. По плану в данных операциях примет участие группа саперов и военных врачей, которые будут привлечены к работам по разминированию и оказанию медицинской помощи.

22 апреля. Президент РМ В.Воронин принял участие в митинге по случаю 133-летия со дня рождения вождя большевистской революции в России 1917 года В. И.Ленина. В.Воронин подчеркнул в своем выступлении, что в настоящий момент главная задача Партии коммунистов состоит в укреплении своих рядов и удержании власти. В этой связи глава государства подчеркнул, что ПК должна сделать все возможное для того, чтобы победить на предстоящих 25 мая местных выборах. На митинге десять молодых людей были приняты в Партию коммунистов, а 50 учащихся вступили в пионеры.

Мероприятия по случаю дня рождения Ленина состоялись и на местах, в частности, в Гагаузской автономии, жители которой на последних парламентских выборах активно высказались в поддержку коммунистов. В Приднестровье день рождения вождя большевиков отмечен в Бендерах (Тигине), тогда как в столице  приднестровской республики власти проигнорировали годовщину, несмотря на то, что памятник Ленину установлен буквально перед зданием Верховного совета в Тирасполе.

В день 133-летия со дня рождения В.И.Ленина пятьдесят кишиневских школьников вступили в ряды Пионерской организации Молдавии. Церемония приема проходила на территории Международного выставочного центра "Молдэкспо" у памятника Ленину, перенесенному сюда в начале 90-х годов с центральной площади столицы. Галстуки юным ленинцам повязывали президент страны В.Воронин, депутаты парламента от ПКРМ и руководящие работники партийного аппарата.

22 апреля. Россия заинтересована в увеличении импортной квоты молдавского сахара, изготовленного из сахарной свеклы, до 60 тыс. тонн, заявил заместитель министра сельского хозяйства РФ Г.Сажинов на встрече официальной российской делегации с вице-премьером, министром сельского хозяйства и пищевой промышленности Молдавии Д.Тодорогло. По словам Сажинова, стороны смогут достичь компромисса в случае, если из Молдовы будет экпортироваться местный сахар, а не импортированный или тростниковый.  Министерство экономики РМ разработало проект протокола, который предусматривает квоту на импорт молдавского сахара в Россию в объеме 50 тыс. тонн сахара из сахарной свеклы в 2003 году и 70 тыс. тонн в 2004 году.

23 апреля. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Молдавии приняла  пакет мер, призванных обеспечить успешное проведение общих местных выборов, намеченных на 25 мая. Центризбирком призвал Министерство внутренних дел и Службу информации и безопасности обеспечить личную безопасность каждого кандидата и общественный порядок во время их встреч с избирателями, а также разработать меры по недопущению доступа посторонних лиц к информационным сетям избирательных советов.

23 апреля. На заседании сессии Верховного Совета ПМР был окончательно утвержден количественный и персональный состав представителей Приднестровья в  Совместную конституционную комиссию, которым вместе с молдавскими коллегами предстоит разрабатывать Конституцию будущего федеративного государства. В Совместную конституционную комиссию от ПМР войдут 7 представителей - министр иностранных дел В.Лицкай, министр юстиции В.Балала, Председатель Верховного суда О.Иванова, депутаты Верховного Совета Е.Шевчук и С.Чебан, декан исторического факультета ПГУ И.Галинский и декан юридического факультета М.Кушаков.

23 апреля. Президент РМ В.Воронин принял Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Молдове П.Петровского. Во время встречи стороны  обсудили аспекты двусторонних политических и экономических отношений, вопросы подготовки официального визита президента Российской Федерации в Молдову, который состоится осенью нынешнего года, а также проблемы приднестровского урегулирования. Была подчеркнута целесообразность продолжения переговоров в пятистороннем формате, необходимость разработки взвешенного механизма гарантий для воссоединения страны. Глава государства отметил важность завершения в установленные сроки вывоза российского имущества и военной техники из Приднестровья.

23 апреля. Премьер-министр РМ В.Тарлев встретился с послом Румынии в Кишиневе  Ф.Теодореску. Глава правительства выразил удовлетворение итогами визита в Молдавию министра иностранных дел Румынии М.Джоанэ. Он вновь подтвердил намерение молдавского руководства расширять и углублять сотрудничество с Румынией в различных областях на основе принципов добрососедства и взаимоуважения. В.Тарлев подчеркнул, что молдавско-румынские двусторонние отношения должны носить прагматичный характер. Стороны с удовлетворением констатировали, что период разногласий 2001-2002 г.г. успешно преодолен. В настоящее время между Молдовой и Румынией не существует проблем, которые нельзя решить, поскольку имеются и возможности для их разрешения, и необходимая политическая воля обеих сторон. На встрече отмечалась целесообразность активизации экономического сотрудничества, которое является основой для налаживания действенного и конструктивного диалога. Глава кабинета министров высказался за привлечение румынских инвесторов на молдавский рынок, взаимное продвижение товаров на внешние рынки.

24 апреля. Члены комиссии по разработке новой Конституции, назначенные законодательными органами РМ и Тирасполя, провели в Кишиневе первое заседание. Ранее между специалистами в области конституционного права была достигнута договоренность о том, что на первом этапе подготовки Основного закона государства должны работать по три эксперта от Кишинева и Тирасполя. Однако приднестровская администрация делегировала в комиссию семь человек. Глава миссии ОБСЕ У.Хилл подчеркнул, что в соответствии с подписанным на предыдущем раунде переговоров протоколом, стороны имеют право делегировать до семи членов комиссии, и парламент Молдовы также может увеличить в любое время количество своих представителей в комиссии. Председатель парламентской Комиссии по вопросам права, назначениям и иммунитету М.Постойко заявила, что законодательный орган намерен пересмотреть состав комиссии от РМ с тем, чтобы он также состоял из семи человек.                

24 апреля. Молдавский парламент приступил к ликвидации трибуналов на основании поправки к Конституции, принятой осенью 2002 года. На пленарном заседании депутаты приняли в первом чтении ряд законопроектов, устанавливающих порядок ликвидации этой ступени судебной системы, а также условия перевода судей.

Как отметила председатель парламентской комиссии по юридическим вопросам, назначениям и иммунитету М.Постойко, нынешние трибуналы надлежит преобразовать в окружные апелляционные палаты, а существовавшая до настоящего момента Апелляционная палата будет упразднена. Округа апелляционных палат будут определены после местных выборов, когда вступит в силу новая административно-территориальная структура. М.Постойко заявила журналистам, что реформирование судебной системы в плане ликвидации одной из ее ступеней - трибуналов - встретило поддержку со стороны европейских экспертов, которые входят в Венецианскую комиссию.

По решению парламента, реорганизованная судейская система должна заработать с 12 июня 2003 года.

25 апреля. Президент РМ В.Воронин поздравил сотрудников Миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе с 10-летием ее деятельности в Молдавии. В послании президента главе миссии ОБСЕ У.Хиллу, в частности, говорится: "Юбилей Миссии ОБСЕ в Молдове - важное событие для нашей страны. Это десятилетие мира и стабильности, период ощутимой и напряженной работы Миссии по укреплению демократии и безопасности в Молдове.

Мы искренне благодарны сотрудникам Миссии и, прежде всего, лично Вам, господин Уильям Хилл, за неоценимый вклад в дело приднестровского урегулирования.

Сегодня, когда момент объединения нашей Родины стал как никогда близок, мы не можем не отметить ключевую роль в этом процессе Миссии ОБСЕ , которая предложила принципиально новый проект решения приднестровского вопроса. Важно, что именно этот проект, основанный на новых принципах реинтеграции Республики Молдова, получил самые высокие оценки международного сообщества, стран-гарантов - Российской Федерации и Украины, а также Европейского союза и США. Мы видим, что этот путь становится все более конкретным и необратимым. Создание совместной Конституционной комиссии, состоящей из представителей Кишинева и Тирасполя, является, безусловно, одним из зримых результатов кропотливой работы Миссии".

25 апреля. Премьер-министр В.Тарлев, принимающий участие в заседании Совета глав правительств стран-членов СНГ, возглавил торжественную церемонию открытия Информационно-аналитического центра и Постоянной выставки молдавских товаров, при Посольстве Республики Молдова в России. На мероприятии присутствовали также заместитель председателя правительства Российской Федерации А.Гордеев, другие члены правительства РФ, представители Экономического совета СНГ, депутаты Госдумы и Совета Федерации Федерального собрания России, представители регионов, экономические агенты, зарубежные дипломаты, аккредитованные в Москве.

27 апреля. По случаю православной Пасхи президент РМ В.Воронин направил Митрополиту Кишиневскому и Всея Молдовы Владимиру поздравительное послание следующего содержания: «Примите самые искренние и горячие поздравления по случаю великого праздника всех православных христиан - Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Мы знаем и ценим каждодневный неоценимый вклад служителей Православной церкви Республики Молдова во главе с Вашим Высокопреосвященством в духовное возрождение нашего народа, беззаветное служение делу укрепления веры, любви к ближнему, мира и терпимости в сердцах наших.

От всей души желаю Вам, Ваше Высокопреосвященство, счастливой Пасхи и новых достижений в служении Церкви наших предков».




О некоторой специфике отношений между Республикой Молдова и Европейским Союзом

Геннадий Коненко

В апреле 2002 года Министерство иностранных дел Молдавии разработало документ под названием "Концепции внешней политики Республики Молдова", в котором Европейский союз рассматривался как один из "системных центров силы", существующих в современном мире. Вследствие этого, по мнению МИД РМ, всестороннее развитие отношений с Евросоюзом должно стать важной приоритетной задачей внешней политики страны. В документе говорилось далее, что, поскольку ЕС является двигателем европейской политической и экономической интеграции, присоединение к этой организации будет способствовать укреплению государственности, национальной безопасности и  территориальной целостности страны, а также преодолению внутриполитического противостояния и обеспечению устойчивого социально- экономического развития Молдавии.

В ходе работы четвертого заседания Совета по сотрудничеству Республика Молдова - Европейский Союз молдавская сторона достаточно четко очертила план своих дальнейших тактических шагов в направлении Евросоюза: на первом этапе Кишинев намерен инициировать переговоры о заключении Соглашения о свободной торговле, затем о включении РМ в процесс "стабилизации и ассоциации", на следующем этапе Молдавия будет добиваться получения статуса ассоциированного члена ЕС, после чего и полноправного члена организации. На этом же форуме молдаване твердо заявили о готовности выполнять "еэсовские" рекомендации, касающиеся соблюдения демократических принципов и верховенства закона, проведения рыночных реформ и т.д.

Такая позиция Кишинева сказалась и на его политике по отношению к СНГ. В своих предложениях по совершенствованию деятельности Содружества, подготовленных к очередной встрече в верхах в рамках СНГ, молдавское руководство указывало на необходимость внедрения в организации единых правовых, социальных и экономических стандартов, совместимых со стандартами ЕС.

В июле 2002 года молдавский президент В.Воронин, стремясь заручиться поддержкой в проведении своей европейской интеграционной политики, в обращении к населению заявил, что интеграцию стран СНГ нужно использовать для совместного движения в сторону Европы. Он  подчеркнул при этом, что страны СНГ и, прежде всего, Россия, также стремятся к расширению сотрудничества с Евросоюзом и другими европейскими организациями.

В том же месяце на встрече глав государств-членов ГУУАМ В.Воронин был более откровенен - по его словам, интеграционный потенциал СНГ важен как средство "для внедрения в европейское сообщество" и распространения "ценностей и механизмов" ЕС за пределы географической Европы.

С учетом официально заявленного Кишиневом курса на европейскую интеграцию Евросоюз, несмотря на то, что в стране еще не выполнены все его требования по улучшению инвестиционного климата в стране, ужесточению борьбы с коррупцией и теневой экономикой, нормализации сотрудничества с бреттон-вудскими институтами, идет на оказание Молдавии существенной экономической и финансовой помощи. В ЕС исходят из того, что, поскольку в скором времени Республика Молдова будет непосредственно граничить с расширенным Евросоюзом, предоставляемая помощь необходима ей для стабилизации политической и социально-экономической обстановки.

Правовой базой отношений между РМ и ЕС является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное 28  ноября 1994 года и вступившее в силу 1 июля 1998 года. Кроме того, в конце 2001 года Европейская комиссия ободрила т.н. "Стратегию сотрудничества с Республикой Молдова на 2002-2006г.г.", а также программу технического содействия на 2002-2003г.г.

Помощь ЕС, оказываемая Кишиневу довольно значительна.

Во-первых, упомянутое выше соглашение предоставляет РМ режим наибольшего благоприятствования в торговле. Страны-члены Евросоюза уже сегодня занимают второе после государств СНГ место во внешнеторговом обороте РМ.

Во-вторых, на РМ распространяется система общих тарифных преференций, а в декабре 2001 года Постановлением ЕС для Молдовы введена в действие новая схема преференций на 2002- 2004 г.г., согласно которой экспортируемые в ЕС товары делятся только на две категории - чувствительные и нечувствительные товары. В результате, скидки на адвалорные пошлины для чувствительных видов молдавской продукции составляют не 3,5, а 8%, для другого вида продукции - 40% вместо 20. Наличие режима "специальных" преференций придает дополнительную привлекательность проектам создания в Молдавии совместных предприятий, ориентированных на экспорт.

Удельный вес стран ЕС в молдавском импорте составил более 27%, а экспорте - 22%. Взаимный товарооборот достиг почти 400 млн. долл. США. Молдавские экспортные поставки осуществляются в Италию (37% от общего объема экспорта в ЕС), в Германию - 33%, а также Францию, Австрию, Великобританию и др.

Эти же страны возглавляют список иностранных импортеров: ФРГ занимает первое место (34% всего импорта из ЕС), затем идут Италия - 26%, Франция около 11% и Англия - примерно 5%.

В-третьих, общая сумма полученных Молдавией еэсовских кредитов в 1994-2000г.г. на поддержание платежного баланса и обслуживания внешнего долга равняется 60 млн. евро. РМ получила также 10 млн. евро из 15, предоставленных ЕС по кредитной линии в 1998 году. По линии ТАСИС с 1991 года Кишиневу было выделено 95 млн. евро. В настоящее время страны ЕС покрывают 86% всех финансовых инвестиций, включая субсидии в местную экономику.

В 2002 году Молдавия была  единственной страной  СНГ, которой ЕС увеличил техническую помощь с 18,5 млн. евро до 21 млн. В рамках программы продовольственной безопасности ЕС молдаване получили в 2001 году грант в размере 5 млн. евро. Возможно, в этом году им будет предоставлен еще один грант на аналогичную сумму.

Традиционно Молдавии оказывается и донорская помощь со стороны Германии, Нидерландов, Дании, Англии и Франции. Голландия, например, в 2001 году выделила Кишиневу 10 млн. долл. США на поддержание макроэкономической стабильности.

Как представляется, всю эту финансовую помощь и техническое содействие Евросоюз оказывает не только с целью укрепления социально-политической и экономической ситуации в Республике Молдова, исходя из соображений будущего "соседства" с ней, но и, прежде всего, по причине того, что с приходом в Молдавии к власти коммунистов наметились серьезные подвижки в развитии дружественных отношений с Россией, которая в известной степени усилила свои позиции в регионе.

Эта линия на расширение взаимовыгодного сотрудничества в различных областях продолжается и сегодня. Вступил в силу Договор о дружбе и сотрудничестве между нашими странами. В прошлом году президент РМ В.Воронин неоднократно посещал Москву. На конец текущего года запланирован визит в Молдавию российского президента. Все эти обстоятельства не могут не беспокоить и ЕС, и США с НАТО. Не случайно объем помощи Республике Молдова и внимание к ней со стороны западников существенно возросли именно с 2001 года.

Есть еще одна, на наш взгляд, причина, побуждающая западников идти на предоставление разноплановой помощи Молдавии, которая откровенно используется ими как средство косвенного влияния на политику Кишинева.  США и ЕС давно уже тяготятся российским военным присутствием в регионе и хотели бы покончить с ним, развязав себе, таким образом, руки для дальнейших действий по ликвидации пророссийски настроенного Приднестровья и решения приднестровской проблемы по своему сценарию.

И здесь цели молдавского руководства и Запада, как ни странно, совпадают. Недаром официальный Кишинев постоянно подталкивает Москву к быстрейшему завершению вывоза вооружений и боеприпасов и вывода остатков своих войск из Приднестровья и соблюдению сроков, намеченных для этого на последнем заседании СМИД ОБСЕ в Португалии. Недаром до сих пор Кишинев не дает ответа на российские предложения по механизму будущей военно-гарантийной операции, призванной обеспечить надежное выполнение сторонами (Молдавией и Приднестровьем) достигнутых договоренностей по окончательному урегулированию и нормализации отношений между ними.

Сотрудничество между РМ и ЕС и другими западными структурами получило дополнительный импульс в конце 2002 года, когда в декабре президент В.Воронин направил председателю ЕС, главам государств-членов ЕС официальное обращение с просьбой оказать Молдове соответствующее содействие в ее интеграции в ЕС. Он заявил, что "европейская интеграция является одним из главных приоритетов внешней и внутренней политики Молдовы", что этот выбор поддерживают все политические партии и большая часть общества (опять не обошлось без ссылок на сближение России и других стран СНГ с ЕС и США, что соответствует, мол, национальным интересам Республики Молдова). В этом же обращении президент РМ вновь обвинил Приднестровье в том, что его сепаратистская политика "снижает эффективность проводимых реформ, дестабилизирует социально-экономическую обстановку в стране" и является главным препятствием на пути Молдавии в ЕС.

Явно стремясь к дальнейшей интернационализации приднестровской проблемы, В.Воронин предложил провести по этой проблеме политические консультации по линии Молдова-ЕС, а также ЕС-Россия, ЕС-Украина и ЕС-ОБСЕ. Такие консультации уже ведутся на уровне представителей НАТО, ЕС и ОБСЕ, как сообщил об этом заместитель Генерального секретаря НАТО Г.Альтенберг на его недавней встрече с президентом В.Ворониным в Белграде.

Следует подчеркнуть, что политика Кишинева на присоединение к евро структурам нашла полную поддержку со стороны США. Президент Дж.Буш  во время официального визита В.Воронина в Вашингтон (17-20 декабря 2002 года) приветствовал предпринятые молдавским руководством в этом направлении шаги - создание Национальной комиссии по европейской интеграции, обращение президента РМ к председателю ЕС, начало разработки концепции этой интеграции и др.

Молдавия вскоре делает новый шаг по подключению ЕС к решению приднестровского конфликта. Президент В.Воронин, предложив Приднестровью начать совместную разработку новой Конституции будущего объединенного молдавского государства, приглашает принять участие в этом в качестве наблюдателей- консультантов и представителей ЕС, а не только участников переговорного процесса - Россию, Украину и ОБСЕ.

Но США настойчиво продолжают внушать молдаванам мысль о необходимости тесной координации действий с ЕС и др. европейскими организациями. Сами американцы вместе с еэсовцами принимают решение о введении визовых санкций по отношению к лидерам Приднестровья - им запрещен въезд на территорию стран ЕС и США, на что тут же последовали слова благодарности со стороны Кишинева. Правда, при этом возникает вопрос, а каким образом чеченские террористы попадают в Европу и посещают европейские столицы. Хотя удивляться, наверное, не стоит - "двойные" стандарты у американцев и некоторых их союзников весьма в ходу.

Дальнейшее развитие отношений между РМ и ЕС показывает, что западники оказывают все большее влияние на ход переговорного процесса по урегулированию проблемы Приднестровья. В марте с.г. на пятом заседании Совета по сотрудничеству между Республикой Молдова и Европейским Союзом было отмечено, что в последнее время связи между РМ и ЕС развиваются в нарастающем ритме, и что, благодаря взятой Молдовой линии на европейскую интеграцию, Евросоюз станет в ближайшем будущем ее стратегическим партнером. ЕС подтвердил свое намерение содействовать вместе с ОБСЕ и международными посредниками (интересно, кто конкретно здесь имеется в виду?) поиску эффективного политического решения приднестровского вопроса при соблюдении принципа неделимости Республики Молдова. Представители ЕС выразили готовность участвовать в качестве посредника в разработке новой Конституции страны. Позднее глава миссии ОБСЕ в Кишиневе У.Хилл сообщил, что в штаб-квартире организации приступили к отбору экспертов в области государственного права для работы в Совместной молдавско-приднестровской комиссии по разработке новой Конституции РМ.

Американцы тем временем продолжают "дирижировать оркестром".

В сообщении пресс-службы МИД РМ по итогам визита в Кишинев посла США при ОБСЕ С.Микинеса отмечалось, что"в условиях расширения европейских и евроатлантических институтов до границы Республики Молдова, а также учитывая  курс страны на европейскую интеграцию в ЕС", есть необходимость "более активного подключения европейских институтов к урегулированию приднестровского конфликта". Сам же С.Микинес заявил, что Соединенные Штаты будут уделять переговорному процессу повышенное внимание, подчеркнув отсутствие каких-либо разногласий между США. ЕС и ОБСЕ относительно урегулирования приднестровской проблемы.

Вообще, последние контакты президента В.Воронина с высокопоставленными лицами из ЕС и НАТО по вопросам, связанным с приднестровскими делами, не могут не настораживать. Некоторые наблюдатели, считают, что речь может идти о подключении к. приднестровскому урегулированию в той или иной форме Североатлантического альянса. Во всяком случае, эта идея была озвучена тем же Г.Альтенбергом. Но натовцы, естественно, хотят только помочь ускорить переговорный процесс по реинтеграции Молдавии, ибо нынешние его участники, как об этом неоднократно заявляли молдаване, не справляются со взятой ими на себя миссией.

И вот уже Х.Солана, бывший социалист, бывший Генсек НАТО, а ныне Верховный представитель ЕС по внешней политике и обороне, в беседе с В.Ворониным  в Афинах очень обеспокоился медленными темпами в деле приднестровского урегулирования и заявил, что Евросоюз будет еще активнее участвовать в этом процессе дипломатическими и политическими средствами, а если приднестровские лидеры будут препятствовать переговорам, ЕС готов рассмотреть возможность принятия других ограничительных мер, в том числе финансово-экономического порядка. Кстати, в настоящее время у посредников на переговорах - представителей России, Украины и ОБСЕ нет претензий к приднестровцам по поводу их "поведения". И Альтенберг, и Солана обещали Кишиневу также свою помощь в обеспечении безопасности границ Молдавии.

Что дальше? К сожалению, приходится констатировать, что после некоторой активности российских представителей на переговорах в конце прошлого года и в начале текущего Россия, похоже, опять склоняется к позиции стороннего наблюдателя

В отличие от западников, которые изыскивают любую возможность для доведения до высшего руководства РМ своего видения решения приднестровского узла проблем (и делают это на достаточно высоком уровне), Россия разъясняет свою позицию президенту В.Воронину, в лучшем случае, на уровне заместителей министра.

Конечно, многие сегодня себе ясно представляют, что нынешний экономический и военный потенциал России, несравнимый с потенциалом Советского Союза, не позволяет адекватно реагировать на проникновение третьих стран в традиционную зону российского влияния, в том числе и в Молдавию. Но ведь твердо заявить о том, что мы не забыли о наших здесь интересах, Москва не только может, но просто обязана, раз уж американцы и другие, не смущаясь, заговорили о своих "национальных" интересах на постсоветском пространстве. Впрочем, когда они стеснялись поживиться за чужой счет.

Что касается молдавского руководства, которое сумело к 2003 году стабилизировать социально-политическую обстановку в стране, прежде всего, с помощью России, то, как кажется, у Москвы есть достаточно рычагов, чтобы воздействовать на Кишинев в нужном нам ключе. Причем, от этого, в конечном счете, по нашему глубокому убеждению, выиграет народ, проживающий и на правом, и левом берегах Днестра.   Осталось за малым - иметь желание эти рычаги задействовать.




Ольвия-пресс,
21 апреля 2003

Елена Черненко: «И Кишинев, и Тирасполь в будущем общем государстве должны вести самостоятельную экономическую политику»

Практически во всех дискуссиях о будущей федерации, которые сегодня активно развернулись в Молдове и ПМР, главный акцент – политический. Однако до сих пор никто так и не провел серьезного анализа и не дал ответа на вопрос: а возможно ли вообще вот так взять и механически объединить экономические системы двух государств? Не станет ли народу от такого объединения только хуже? Чтобы приоткрыть завесу в этом вопросе, информационное агентство «Ольвия-пресс» обратилось к человеку номер один в экономике Приднестровья. И вот что считает министр экономики ПМР Елена Черненко:

«Мы за последние 10 лет пошли абсолютно разными путями – и в налоговом законодательстве, и в бюджетном законодательстве, и в трудовом законодательстве. Абсолютно разными. Поэтому просто объединить две экономические системы – это не только невозможно, но это и неразумно. Даже если и будет создано общее государство, в области экономической политики и Кишинев, и Тирасполь должны пойти каждый своим путем».

По мнению министра, один из серьезных аргументов в пользу неразумности объединения двух экономик – это принципиально разные налоговые системы Молдовы и Приднестровья. Кишинев, который давно уже загубил свою промышленность, живет в основном, за счет таможенных сборов. В то время как Тирасполь наполняет бюджет, прежде всего, за счет своего производства. И, по мнению экономистов, если соединить эти «две большие разницы», экономический крах в одном из государств неизбежен.

Как сообщила в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» Елена Черненко, «вопрос об объединении финансовых систем РМ и ПМР вообще не стоит - это просто невозможно, поскольку они строятся на разных базисах. Их объединение будет вредно и для Молдовы, и для Приднестровья. Бюджет РМ строится где-то на 75-80% за счет налогов от внешнеэкономической деятельности, мы же строим свою политику за счет налогов на 60% внутри ПМР и только где-то 30% мы набираем на налогах от внешнеэкономической деятельности. Таким образом, у нас совершенно разные базисы и каждый развивается своим путем. И если мы сегодня объединим две налоговые системы, например, примем налоговую систему Молдовы, для нас это приведет к мгновенной остановке всего производства. В случае такого объединения все наши предприятия должны будут платить налоги на ввоз до начала производства, налоговая нагрузка сразу возрастет на 30% для некоторых предприятий. Это ввозной НДС – 20%, и - для некоторых предприятий - это импортные пошлины плюс акцизы. Естественно, такими объемами нормативов оборотных средств мы не располагаем».

Еще один весомый фактор, который, по мнению специалистов, говорит о невозможности объединения двух экономик, - это различная тарифная политика Кишинева и Тирасполя. Известно, что в Приднестровье главную тарифную нагрузку несут предприятия, и за их счет существенно занижены тарифы для населения. В Молдове совершенно иная ситуация.

Как отметила в интервью «Ольвии-пресс» министр экономики ПМР, «у нас не просто разные тарифы, у нас разная тарифная политика. Молдова, например, избрала тарифную политику Европы – это уравнивание тарифов между производителями и населением. Однако совершенно не учтен тот фактор, что уровень доходов людей в Европе и в Молдове просто не сравним. Как сегодня может прожить молдавский пенсионер на 167 леев, заплатив в среднем 80 леев за электроэнергию, трудно даже предположить. Мы, напротив, когда разрабатываем тарифную политику, учитываем этот слой населения, у которого сегодня после оплаты коммунальных услуг еще должны остаться средства и на потребление. Поэтому в ближайшие 5 лет, даже если мы и будем поэтапно регулировать тарифную политику, но основной социальный ориентир, то есть когда тарифы для населения будут всегда отставать от тарифов для производителей, пока мы менять не собираемся. Получается, и в этой области мы с Молдовой абсолютно на разных полюсах».

Таким образом, по мнению министра, в области внутренней экономической политики пути Кишинева и Тирасполя несовместимы. В то же время общие интересы можно и нужно искать во внешнеэкономической деятельности. Именно здесь переговоры Молдовы и Приднестровья могут стать действительно результативными. Если, конечно, Кишинев искренне желает улучшить жизнь и своих граждан, и приднестровцев.

По мнению Елены Черненко, «в чем действительно можно и нужно находить точки соприкосновения и единый подход, так это во внешнеэкономических отношениях, в инвестиционной политике. Мы считаем, что сегодня внешнеэкономические инвестиционные договора, которые заключены с Молдовой, должны распространяться и на наши предприятия. Сегодня Молдова имеет преференции и по странам Европы, и по другим государствам, однако мы даже не знаем, по каким. Вместе с тем, мы в протокольном решении двух президентов в 2001 году договорились, что Кишинев предоставит нам все внешнеэкономические договора, а именно в договорах и предполагается ряд преференций при внешнеэкономической торговле с другим государством. Этим правом мы и хотели бы сегодня пользоваться. Однако Молдова не выполняет ею же подписанное соглашение. То есть, если мы говорим о людях, которые должны жить достойно на обоих берегах, мы, прежде всего, должны строить свою внешнеэкономическую политику так, чтобы она не влияла отрицательно на людей, независимо от того, где они работают - на «Тиротексе» или на Кагульской швейной фабрике».

И, пожалуй, ключевой вопрос экономического сотрудничества в рамках будущего молдо-приднестровского союза – это вопрос об общей валюте. Понятно, что ни одна из сторон не захочет заменить свои деньги на деньги соседей. В министерстве экономики Приднестровья предлагают довольно неожиданный компромисс для этой ситуации.

Как заявила министр экономики ПМР, «мы бы очень хотели, чтобы при разработке общей Конституции Молдова и ПМР выбрали евро (в качестве общей  денежной единицы). Это тоже единая валюта, почему молдавские леи или приднестровский рубль? Мы одновременно можем Молдове предложить рубль - мы по монетарной инфляции сегодня практически на одном уровне, точно также они могут сегодня нам предложить молдавский лей. Поэтому мы говорим о том, что давайте выберем компромисс и выберем евро и для Молдовы, и для Приднестровья. Я считаю, что это вполне реально. Мы ведь выпускаем бумажки – молдавские леи или приднестровские рубли – под какую-то определенную величину в национальном богатстве. Рубли и леи просто выполняют функцию обмена. Поэтому, почему бы не пойти на компромисс и не сделать единой валютой евро?» Однако независимые эксперты относятся к такой идее весьма осторожно. Причем их сомнения связаны не столько с тем, что евро нам просто могут не дать, сколько с политической стороной этого вопроса. В принципе, считают эксперты, вхождение в еврозону возможно. Но такой шаг может привести к тому, что Приднестровье попадет в зависимость от позиции Запада и его настроений и потеряет те гарантии нашей безопасности, которые готово предоставить государство-гарант Россия. Как отметил советник Председателя Приднестровского республиканского банка, академик Николай Попов, «евро просто так не дается. К евро присоединяются и к евро присоединяют. И присоединяются только те страны, уровень жизни которых сравним с нынешней еврозоной. Поэтому если говорить о том, в каком состоянии находится экономика Молдовы (по международным оценкам, на одном из последних мест в мире), то говорить о том, что РМ быстро поднимется до необходимого уровня и ее пригласят в зону евро, ожидать не приходится. Разве что только если, допустим, в Европе будет под давлением США выработана позиция, что давайте мы будущую эту федерацию приберем к рукам и оторвем ее окончательно от России и для этого давайте мы введем евро в будущей федерации, то в этом случае такой вариант возможен. Но с этим не согласится Приднестровье».

Альтернативу евро в качестве общей с Молдовой валюты, по мнению академика Попова, мог бы составить российский рубль. Вхождение Приднестровья в рублевую зону как раз и отвечает нашей провосточной ориентации. Однако серьезным препятствием на пути к российскому рублю может стать позиция официального Кишинева. Предвыборные обещания Воронина о вхождении Молдовы в союз России и Беларуси давно забыты. О какой-то пророссийской ориентации Кишинева тоже наивно говорить. Поэтому вопрос об общей валюте будущего федеративного государства, как, собственно, и о возможности сближения экономических систем, ожидает еще немало острых дискуссий.




Российско-Приднестровский информационно-аналитический центр,
14 апреля 2003

НАТО и юго-восточноевропейский синдром Кишинева

Несомненно, вопрос идентичности для любого государства является ключевым, поскольку даже при наличии устойчивых универсальных ценностей, таких, например, как международное право, политическое поведение государства, его цели и задачи, во многом определяются партикулярными установками. В этом смысле поиск своего лица для новообразованных государств является всегда актуальным. Но, с другой стороны, он не должен основываться на сиюминутных интересах узкой группы людей. Такая комедия может закончиться весьма грустно.

Чем юго-восточноевропейская порода парламента отличается от восточно-европейской? Ну, конечно, регламентом. Так, во всяком случае, полагают европейский генеральный секретарь Швиммер и юго-восточноевропейский президент Воронин. Первый глубокомысленно заметил, что "единственным местом для принятия законов является парламент, где оппозиция может отстаивать свою точку зрения, но в рамках действующего Регламента" и пообещал прислать бельгийского эксперта по регламенту для завязки молдавской юго-восточноевропейской демократии, второй - " что нет надобности доказывать очевидное. Молдова является юго-восточным государством, которое разделяет те же устремления, что и другие партнеры из региона".

Что есть такого общего у Молдовы, например, с Югославией и Болгарией, и нет такого же общего с Вьетнамом, Таиландом и другими государствами Юго-Восточной Азии? Лучше всего спросить об этом у молдавского президента, который, как известно, активно перенимает китайский опыт создания свободных экономических зон, изучает китайскую мудрость управления "Поднебесной" и поддерживает решение вопроса по поводу Тайваня. Возможно, молдавский президент рассказал бы о том, как, в соответствии с конфуцианской традицией, должна осуществляться стабильность и преемственность государственного партийного руководства, когда вместо ста цветов на политической клумбе страны должен расцветать только один красный цветок и на смену одному "великому кормчему" государства должен прийти другой "великий кормчий", тоже партийный бонза. Но может быть, он поведал бы о проводимой Вашингтоном политике "двух Китаев", что позволило тайваньцам стать творцами экономического чуда, да мало ли о чём он мог бы рассказать…

В конце концов, если хочет хитро сделанный кишинёвский олень быть европейцем, то пусть будет европейцем.

И сердце вдруг вздымает бурно,

Как от тайфуна иль грозы,

Одной лишь мысли всплеск лазурный

Из мудрых песен Лао-Цзы!

Что касается надежды Генсека ЕС на то, что "один из самых замороженных в Европе конфликтов будет разрешен", то это хорошая надежда, особенно в свете решения Евросоюза о запрещении въезда представителей приднестровского руководства на территорию стран-членов ЕС.

Однако, "размораживание" конфликта связано не только с тем, что широкие права и возможности, согласно демократическим стандартам, будут предоставлены жителям обеих берегов Днестра, как полагает Швиммер. Дело даже не в совместных молдо-украинских совместных постах на приднестровской границе. Как показывает европейский опыт (басков в Испании, ирландцев в Великобритании и др.), наличие общего гражданства и общего государства отнюдь не решает социально-политические конфликты, особенно если они представляют собой социокультурный конфликт ценностей.

Как заявил молдавский президент в Белграде, для него, само собой, разумеется, что Молдова является государством юго-восточноевропейским, как Румыния, а не восточноевропейским, как Беларусь и Россия. Если говорится о географическом положении, то это оправдано, поскольку географию в отличие от идеологии и истории по политическим мотивам ещё никто не пересматривал. Но если речь идёт о социокультурной парадигме развития, то следовало бы спросить не только бессарабскую интеллигенцию, но и тех же приднестровцев, кем они себя считают, "юго-восточноевропейцами", то есть румынами, болгарами, венграми и т.д., или же восточноевропейцами, то есть идентифицируют себя, прежде всего, с народами России, Беларуси и Украины?

В настоящее время молдавское руководство при выборе внешнеполитических приоритетов считает себя абсолютно свободным от мнения приднестровской стороны. Это противоречит положению московского Меморандума 1997 года, в соответствии с которым внешнеполитическая деятельность Молдовы по вопросам, затрагивающим интересы Приднестровья должна с ним согласовываться. Проблема состоит не только в нарушении буквы Меморандума. Сама стратегия интеграции Молдовы на основе федерализма предполагает учёт обоснованных интересов приднестровцев. По крайней мере, с позиции здравого смысла стороны не должны предпринимать действий, которые усугубляют противоречия, лежащие в основе конфликта. В основе же конфликта между Кишинёвом и Тирасполем лежит политика "румынизации" Молдовы. Но что такое юго-восточноевропейский вектор Молдовы, как не та же румынизация, только с другим названием? В конце концов, не Белград и не София являются соседями Кишинёва, а Бухарест. Поднимая тему ориентации на европейский Юго-восток, кишинёвское руководство провоцирует актуализацию темы "двух румынских государств", и, как следствие, отход от нейтрального статуса страны. Что же дальше? Российские войска до конца года покинут Приднестровье, их место, при содействии Кишинёва, Совета Европы и ОБСЕ займут войска НАТО под предлогом наведения порядка и обеспечения стабильности. Своего рода интервенция демократии по аналогии с Югославией и Ираком. В этих условиях объединение Бессарабии и Румынии станет практически неизбежным, а приднестровцев ждёт судьба сербов в Косово. Перспективы ПКРМ представляются туманными и печальными, также как и всего нынешнего политического руководства Молдовы.

Когда официальный Кишинев заявляет, что саммит глав государств-членов Юго-Восточноевропейского сотрудничества (ЮВЕС) позволяет активизировать региональные отношения и выработать единую стратегию интегрирования в европейские структуры, то о какой стратегии идёт речь? О стратегии НАТО в Югославии, о стратегии натовских миротворцев в Косово, о стратегии албанцев в Македонии, о стратегии нынешних массовых политических репрессий, развёрнутых в Сербии, о стратегии вступления в НАТО государств ЮВЕС€

Исходя из встречи в Белграде В. Воронина с представителем НАТО Гюнтером Альтенбургом, можно предположить именно такие сценарии развития событий, так как, по словам последнего: "Мы, (т.е. НАТО) заинтересованы в дальнейшем развитии Республики Молдова, тем более, что уже в обозримом будущем НАТО дойдет до границ Молдовы". В этой связи представитель НАТО отметил необходимость обеспечения безопасности границ Республики Молдова с Украиной, в частности, на приднестровском участке и  готовность НАТО и ЕС помочь Молдове в процессе обеспечения безопасности границ.

Всё это подтверждает высказывавшиеся ранее предположения, что нынешнее руководство Молдовы избрало путь выдавливания России из региона, для чего делаются попытки расширить формат урегулирования конфликта. При этом на смену переговорному процессу с целью нахождения компромисса всё больше приходит стратегия политического давления не только на Приднестровье, но и на Россию, Украину и ОБСЕ при помощи США, ЕС, Совета Европы и, как показали последние события, НАТО. Похоже, что главный удар направляется против идеи проведения в Приднестровье военно-гарантийной операции под эгидой России и Украины. Этим следует объяснить заявление действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Голландии Яаап де Хооп Схеффера на пресс-конференции по итогам краткосрочного визита в Молдову, что после политического решения приднестровской проблемы "в миротворческой операции должны иметь возможность участвовать не только страны из этого региона". "Российская Федерация, безусловно, должна и может участвовать в этой операции. Но такую возможность должны иметь и другие страны, а не только Россия или Украина", - сказал Схеффер. По его словам, "ОБСЕ готова подключиться к миротворческой операции, которая должна быть как можно более широкой".

С юридической и практической точки зрения позиция председателя ОБСЕ представляется безосновательной. Российские и украинские миротворцы успешно справляются с задачей разъединения сторон и поддержания мира, создан работоспособный механизм в виде Объединённой контрольной комиссии (ОКК), который решает все возникающие вопросы. С какой целью к этому процессу необходимо подключать войска НАТО, тем самым, интернационализируя приднестровский вопрос? Кому и зачем это выгодно?

Не надо быть особенно проницательным, чтобы увидеть здесь проявление стратегии США на всё более активное проникновение в зону традиционного влияния России. И это проникновение инспирируется, а где-то и откровенно поддерживается руководством некоторых государств СНГ. Показательна в этом отношении позиция, обозначенная на последнем заседании постоянного совета ОБСЕ в Вене, где была рассмотрена ситуация, создавшаяся в процессе переговоров по урегулированию приднестровского вопроса. США призвали все страны ОБСЕ приложить максимум усилий, чтобы не допустить лидеров Тирасполя по территории стран ОБСЕ, а также предпринять другие меры, тем самым - ясно продемонстрировать приднестровскому режиму, что международное сообщество не будет больше терпеть торможения политического урегулирования данной проблемы. Азербайджан осудил действия лидеров Приднестровья, подчеркнув, что шаги, предпринятые Тирасполем, не будут способствовать решению конфликта. Грузия также подтвердила присоединение к режиму санкций, введенному для властей Приднестровья…

Как в шекспировском "Гамлете":

Что он Гекубе? Что ему Гекуба?

А он рыдает…

В то же время Россия продолжает являться крупнейшим экономическом партнёром Молдовы, особенно в области энергетики и торговли. В Приднестровье проживают сотни тысяч наших соотечественников и граждан при отсутствии, из-за позиции Кишинёва, российского консульства. После вывода российских войск и появления там натовцев, кто и как будет защищать интересы наших приднестровских соотечественников, политические и экономические интересы России в Молдове? В Договоре о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова речь идёт о том, что Россия выступает в качестве сопосредника и гаранта процесса урегулирования приднестровской проблемы. Что мешает Москве и Кишинёву решить вопрос о функциях российских миротворцах на основе имеющегося Договора? При чём здесь вообще ОБСЕ, а тем более другие учреждения?

Представляется, что в Москве, Кишинёве и других странах многие политики находятся под впечатлением военно-политической победы США в Ираке, которая, некоторым образом, гипнотизирует и лишает политической воли. А между тем американская победа - абсолютно ложный миф, и американский успех в Ираке состоит лишь в том, что США в последней момент удалось избежать катастрофического поражения с непредсказуемыми последствиями для себя и для всего мира. Почему в решающей ситуации государственная машина и система обороны Ирака вдруг перестали функционировать, на каких условиях договорились заинтересованные стороны останется, скорее всего, вечной загадкой.

Можно только высказать предположение, почему Багдад не стал иракским Сталинградом, как обещал Хусейн. Когда политический лидер, неважно как его называют "кровавым диктатором" или "отцом демократии", имеет счета в зарубежных банках, он становится не государственным деятелем, а бизнесменом или просто наёмным управленцем, менеджером, как сейчас говорят. В связи с этим вопрос власти, а соответственно судьбы страны, превращается в предмет финансовой сделки, а не национального интереса. Отсюда все последствия…

Но, если вернуться к процессу приднестровского урегулирования, то надо отметить, что России следует более акцентировано отстаивать свои национальные интересы и требовать соблюдения этих интересов от своего "юго-восточноевропейского стратегического партнёра". Как показывает иракский опыт, безопасность интересов российских экономических субъектов можно обеспечить только национальными военно-политическими средствами. Пора ставить вопрос напрямую, почему молдавский президент делает всё возможное, для того чтобы НАТО пришло в Молдову. Если Россия собирается позиционировать себя на мировой арене в качестве государства, проводящего независимую внешнюю политику, то необходимо добиться от Кишинёва согласия на проведение военно-гарантийной операции именно российскими миротворцами, тем более что экономических и иных ресурсов влияния у России здесь достаточно.




О.Нантой, Институт социально-политических исследований,
14 апреля 2003

Стратегическая партнерша и федеративное дитя

Только что исполнилось девять месяцев после того, как 3-го апреля 2002 года (здесь, видимо, опечатка, т.к. упоминаемый ниже документ был представлен на рассмотрение участников переговоров по приднестровскому урегулированию  3 июля того же года) в Киеве был запущен проект Соглашения, предусматривавший федерализацию Республики Молдова под благим предлогом разрешения приднестровского конфликта. Его появление спровоцировало истерическую кампанию в подконтрольных кишиневской власти масс-медиа. Суть ее сводилась к тому, что любой аргумент против федерализации Молдовы (в ее киевском варианте) расценивался как враждебный акт по отношению к молдавскому государству. В ситуации, когда федеративное дите не подает признаков жизни и после девяти месяцев от момента запуска гениальной идеи федерализации Молдовы, рискну предложить некоторые свои выводы. Как это ни странно на первый взгляд, но верхушка тираспольского режима обрадовалась, когда США начали военную операцию в Ираке. Не без оснований они предположили, что очевидное охлаждение взаимоотношений между Россией и США повысит значимость Приднестровья в глазах кремлевских "ястребов" и что Россия не покинет их наедине с ЕС, НАТО, США и "националистом" Ворониным.

События последних двух месяцев снова продемонстрировали, на что способен каждый актер, ангажированный в этом спектакле. Владимир Воронин зачем-то снова адресовал 15 марта жителям Приднестровья свое очередное Обращение. Совершенно очевидно, что подобные Обращения просто-напросто не доходят до большинства населения левобережья Днестра и поэтому никак не влияют на настроения в Приднестровье. Однако Тирасполь очень оперативно реагирует на каждое, произнесенное в Кишиневе слово. К примеру, Владимир Воронин в своем последнем Обращении зачем-то занялся самооправданием, заявляя: "Было бы безумием пытаться, с одной стороны, объединить Молдову и в то же время замышлять коварные планы по переделу собственности в Приднестровье". Реакция Тирасполя была мгновенной - уже 18-го марта на стол переговоров был положен проект Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности. Этим самым Тирасполь потребовал от Владимира Воронина, который тремя днями ранее заявил, что он не вынашивает "коварных планов по переделу собственности в Приднестровье", чтобы он сделал следующий логический шаг - признал все возможные и невозможные права на собственность, землю и природные ресурсы, расположенные на территории Приднестровья, равно как и права "граждан" (!) и "юридических лиц" каждой из Сторон по отношению к движимой собственности, независимо от места ее фактического нахождения.

Пока что Кишинев не подмахнул этот документ. А это означает, что Тирасполь, даже если предположить, что не его агенты включили пассаж с "коварными планами" в Обращение Владимира Воронина, получил в подарок еще один аргумент в информационной войне против Кишинева.

Ограничения на перемещение 17-ти членов тираспольской верхушки, введенные ЕС и США, не мешают оным совершать "официальные визиты" в первопрестольную. В тот же день 18-го марта, после нескольких дней пребывания в Москве, Игорь Смирнов заявил собственной пресс-службе, что именно он и никто другой заявил Москве о необходимости военно - гарантийной операции под эгидой России. Вячеслав Трубников, замминистра иностранных дел России, по прибытии в Кишинев заявил точно то же самое. Здесь следует обратить внимание еще на один немаловажный момент - Россия действительно прилагает усилия к тому, чтобы вывезти до конца года боеприпасы и вооружения со складов в Колбасне. Однако она же старательно избегает напоминания о том, что решения Саммита ОБСЕ, прошедшего в ноябре 1999 года в Стамбуле, предусматривают полную ликвидацию ее незаконного военного присутствия на территории Республики Молдова, в том числе и вывод всех войск. Следовательно, Российская Федерация стремится навязать Молдове свое постоянное военное присутствие, используя в качестве предлога мнимую необходимость военных гарантий "окончательного разрешения" приднестровского конфликта. Конечно, начитанная публика могла бы ответить на российскую настойчивость тем, что Молдова является нейтральным государством и прочее…. В связи с этим пришел момент вернуться к "смелой инициативе" Владимира Воронина с принятием новой Конституции. Оказывается и здесь, если немного поразмыслить, нас ожидают сюрпризы, - опять заблуждается, а, может, обманывает своих же граждан, Кишинев, когда пытается настоять на том, что речь идет о "новой Конституции" для федеративной Молдовы. Если бы парламент, в котором коммунисты располагают конституционным большинством, инициировал бы изменения в Конституции Молдовы, предусматривающие ее федерализацию и отказ от статуса постоянного нейтралитета, если бы эти проекты изменения нынешней Конституции прошли бы апробацию в Конституционном Суде Республики Молдова (как это попытался сделать Лучинский), а после этого были бы одобрены через референдум, проведенный в соответствии с законами Республики Молдова, тогда Кишинев имел бы предлог настаивать на формулировке "новая Конституция Республики Молдова". В этом случае федерализация Молдовы была бы "порождением" ее же конституционных структур. В ситуации же, когда Кишинев сам предлагает аннулирование нынешней и принятие новой Конституции, разработанной в равноправном партнерстве с другим "учредителем", - Приднестровьем, проигнорировав Парламент, который "является высшим представительным органом народа Республики Молдова и единственной законодательной властью государства" (Ст. 60 из вышедшей из моды нынешней Конституции), проигнорировав Конституционный Суд, все-таки следует признать, что "смелая инициатива" Владимира Воронина предполагает ликвидацию нынешнего Государства Республика Молдова и создание другого, нового государства. Два равноправных органа, Парламент Молдовы и "Верховный совет ПМР", представляющих два народа, молдавский и "приднестровский", формируют на паритетных началах Комиссию, которой делегируют полномочия разработать Конституцию нового государства.

Парламент Республики Молдова в мгновенье ока одобрил 4-го апреля Протокол о создании механизма разработки и утверждения Конституции Федеративного Государства, ст. 6-я которого гласит: "Руководство Республики Молдова и Приднестровья берут на себя обязательства гарантировать создание всех условий, необходимых для проведения данного референдума в соответствии со стандартами ОБСЕ и Совета Европы", - законодательство Республики Молдова даже не упоминается. Не уверен, что в парламентской коммунистической голосовательной машине хоть кто-то понял, что своим голосованием они ставят крест на государстве Республика Молдова.

Остается только добавить, что, если никто из парламентской оппозиции не попытается остановить процесс ликвидации государства через Конституционный Суд, это будет означать, что все они являются "подельниками" Воронина и Смирнова.

Ответный шаг тираспольского "верховного совета" не заставил себя ждать, - 9-го апреля было принято "симметричное" Постановление, - образчик пренебрежения и издевательства в адрес Кишинева, в котором жестко и без виляний настаивается на "договорной федерации".

Конечно, Владимир Воронин не хочет признавать, что суть его "смелой инициативы", скорее всего, написанной в Москве и только озвученной им, содержится не в магическом словосочетании "асимметричная федерация", а в отказе от нынешней Конституции и в механизме разработки и принятия Конституции нового государства. Этот механизм, уже одобренный на обоих берегах Днестра, исходя из своей сути и внутренней структуры, может породить только новое государство - "договорную федерацию". Не нужно даже рядиться в тогу местечкового пророка, чтобы представить себе, что за уродливый гибрид получится в результате совместных усилий Владимира Воронина и Игоря Смирнова. Скорее всего, этот гибрид явится промежуточной ступенью к окончательному развалу того, что когда-то было Республикой Молдова.

Окружение Владимира Воронина, очевидно, пораженное микробом футбольного фанатизма, вдруг позволило себе нервозную реакцию в адрес России, - советник Президента Молдовы 28-го марта обвинил Александра Новожилова, посла по особым поручениям российского МИДа, в "великодержавной риторике" и попытался настоять на том, что Молдова является "стратегическим партнером, а не стратегической партнершей Российской Федерации".

Приняв за должное слог и уровень советника, вынужден признать, что все же Тирасполь остается "стратегическим партнером" Российской Федерации. Ну, а Молдова, ведомая компартией во главе с Владимиром Ворониным, естественнее смотрится в позе "партнерши".




Ольвия-пресс,
21 апреля 2003

Молдово-приднестровский политический конфликт и пути его цивилизованного разрешения

М.Кушаков, декан юридического факультета Приднестровского университета

Приднестровский политический конфликт является одним из неурегулированных в СНГ. Его возникновение во многом обязано не естественному, а искусственно деформируемому ходу истории. По своим отличительным признакам и развитию событий он идентифицируется как культурно-языковый, возникший на основе требований одной стороны содействовать усилиям по сохранению в общественной жизни левобережной Молдавии русского языка и культуры, а также оправданного опасения жителей региона оказаться вместе с остальной частью Молдовы в Румынии, в составе которой он находился лишь во время немецко-румынской оккупации в 1941-1944гг.

В настоящее время конфликт находится в фазе мирного противостояния. При посредничестве России, Украины, ОБСЕ между сторонами конфликта ведется переговорный процесс. Приднестровье стремится упрочить свой статус государственного образования и право на самоопределение, вплоть до отделения. Республика Молдова - сохранить территориальную целостность, унитарную форму государства. На уровне международного права имеет право на жизнь и то другое. Вместе с тем, Республика Молдова признанное мировым сообществом государство, Приднестровье же - признается лишь в качестве части Молдовы, поэтому разрешение приднестровского конфликта должно происходить путем обязательного закрепления достигнутых договоренностей Конституцией и Законами Республики Молдова.

Молдо-приднестровскому урегулированию препятствуют ряд законодательных актов Молдовы, которые явились правовой основой для эскалации политического конфликта и закрепили унитарный характер государства. Эти акты принимались под влиянием политической конъюнктуры политическими силами трех сменивших друг друга общественных группировок диаметральной ориентации. Сформулированное их общими усилиями правовое поле оказалось весьма своеобразным и во многом сковывающим принятие адекватных решений. Без его пересмотра, как мы увидим, любые варианты приднестровского урегулирования, в том числе и так называемый проект федерализации республики с юридической точки зрения не имеют перспективы.

Напомним, что на законотворческую деятельность центральных властей Молдовы конца 80-х, начала 90-х годов сильное давлением оказывало набиравшее силу национальное движение. Принятые в угоду ему конституционные акты и законы республики закрепили наметившийся тогда раскол в молдавском обществе. Они противоречили интересам более половины населения страны - русских, украинцев, гагаузов, болгар, евреев и значительной части молдаван, не желающих себя идентифицировать румынами. Так, 1 сентября 1989г. Верховным Советом МССР был принят Закон о государственном языке. Согласно статье 70 Конституции МССР, молдавский язык на базе латинской графики стал государственным. После прихода к власти в Республике Молдова прорумынских сил из числа представителей Народного Фронта процесс размежевания и поляризации сил в регионе приобрел лавинообразный характер. Был узаконен выход Молдовы из состава СССР, приняты 23 июня 1990г. Декларация о государственном суверенитете, закон о государственной принадлежности, новое название государства - Республика Молдова. Признанием новым Верховным Советом во главе с президентом М. Снегуром нелегитимным «Пакта Риббентропа - Молотова», который фактически утратил свое значение уже с 22 июня 1941г., руководство Республики Молдова устранило не только возможность легитимного вхождения в состав государства левобережных районов (нынешняя территория Приднестровья), но и легитимность существования самого молдавского государства. Созданы правовые основы для возвращения Status quo - включения территории современной Молдовы между Прутом и Днестром в состав сопредельной Румынии.

В качестве ответных мер уже 19 августа 1990 года гагаузы - небольшой тюркоязычный христианский народ на юге Молдовы, провозгласил республику Гагауз Ери, независимую от Кишинева. 2 сентября 1990г. была провозглашена и ПМР (Приднестровская Молдавская Республика).

После того, как в 1992г. политические пути «унитаризации» страны оказались несостоятельными, прорумынской верхушкой Молдовы в качестве аргумента была использована сила. Противостояние перешло в известный вооруженный конфликт с многочисленными человеческими жертвами. Его удалось приостановить, в том числе и благодаря посреднической миссии и миротворческой операции России.

Сегодня, в рамках продолжающегося более 10 лет переговорного процесса, странами - посредниками Россией, Украиной и ОБСЕ в г. Киеве (июле 2002 года) среди других предложен проект федеративного устройства молдавского государства. Президент В. Воронин в начале февраля, после своего визита в Москву и переговоров с Президентом России В. Путиным озвучил молдавский проект федеративного обустройства страны, предложил создать совместную комиссию для разработки новой Конституции. Эта идея в целом получила поддержку как в Республике Молдова, так и в Приднестровье. Однако ее реализации препятствует не только позиция отдельных лиц, партий, движений, но и действующая Конституция Республики Молдова.

С юридической точки зрения, по действующим законам Республики Молдова, план В. Воронина неосуществим, так как конституцией не предусмотрена процедура разработки или принятия нового Основного закона. Есть только механизм изменения этого закона - Статья 142 (1) «Положение о суверенном, независимом и унитарном характере государства, а также его постоянном нейтралитете могут быть пересмотрены только при их одобрении путем референдума большинством граждан, включенных в избирательные списки». Поэтому теоретически невозможно разработать новую Конституцию Республики Молдова без изменения государственного строя. По мнению правой оппозиции действия В. Воронина направлены на совершение госпереворота, что несомненно «взорвет» и без того сложную внутриполитическую обстановку на правом берегу, поставит Молдову на грань гражданской войны.

Правовое решение предложения молдавского президента по федерализации страны возможно только путем изменения Статьи 1 Конституции Молдовы «об унитарном характере государства». И сделать это можно через конституционный референдум, что создаст правовую базу для обустройства предлагаемого, возможного федеративного или иной формы не унитарного государства. В то же время, условия для проведения референдума о внесении изменений в Конституцию в настоящее время в стране отсутствуют. В первую очередь речь идет о технической возможности, поскольку до миллиона избирателей постоянно находятся на заработках в других государствах. Последние выборы в парламент Молдовы выявили крайне низкую активность избирателей, а по социологическим опросам Ассоциации социологов в Республике Молдова проблемой Приднестровского конфликта интересуются порядка одного процента жителей Молдова. Кроме того, один из лидеров правых сил Влад Кубряков предостерег нынешнюю власть решить проблему взаимоотношений Молдовы и Приднестровья в обход Главного закона страны. И его угрозы отнюдь не безосновательны. Нынешнее руководство Молдовы уже неоднократно терпело поражение от крайне правых сил, в борьбе по приданию русскому языку статуса второго государственного, являющегося одним из непременных условий приднестровского урегулирования. Прорумынская оппозиция во главе с Юрием Рошкой нанесла серьезный удар по становлению молдавской государственности, заставила узаконить на территории страны деятельность Румынской патриархии - идеологической структуры соседнего румынского государства. Отстояли правые силы Молдовы и изучение в школах страны, вместо истории Молдовы, «истории Румын».

Едины нынешнее руководство Молдовы и прорумынские силы в требовании вывода российских войск, обеспечивающих на протяжении 10 лет мир в регионе. Вместе дружно ссылаются на статью 11 Конституции, где закреплен нейтральный статус Республики Молдова и не допущения на ее территории вооруженных сил другого государства. Разработан и принят Парламентом Республики Молдова закон, согласно которому уголовному преследованию могут быть подвергнуты почти половина граждан Приднестровья, игнорируется выполнение ранее достигнутых с приднестровской стороной договоренностей, скрепленных подписями стран гарантов урегулирования конфликта - Россией, Украиной и ОБСЕ.

В отличие от молдавской, Конституция Приднестровской Молдавской Республики, принятая на всенародном референдуме 24 декабря 1995г. позволяет обсуждать и договариваться о различных путях решения молдо-приднестровских взаимоотношений - будь то создание ассоциации государств, конфедерации и так далее.

В главном законе Приднестровья, в Статье 12 статус государственного языка на равных началах придается молдавскому, русскому и украинскому языку, тем самым реально отражаются интересы основных государствообразующих национальностей. Это один из способов защиты гражданских прав, исключает сегрегацию по национальному признаку, обеспечивает политическую комфортность для всех граждан региона. Аналогичная Статья 12 есть и в Уложении Гагауз Ери, закрепляющая главенство трех языков - молдавского, гагаузского и русского.

Необходимо отметить, что нынешнему руководству Республики Молдова мешают конструктивно вести переговорный процесс не только «рамки» действующей Конституции. Внутриполитические проблемы, доставшиеся по наследству весьма многогранны. Наличие в стране, кроме приднестровского, других не менее серьезных политических конфликтов этнического и религиозного плана.

Прежде всего, весьма серьезную опасность представляет конфликт, который по всем признакам можно классифицировать как сепаратистско-ирредентистский. Он развивается на основе требований небольшой части населения, идентифицирующейся с румынским этносом, объединиться с родственным с культурно-исторической точки зрения государством. Компромиссное решение, в принципе невозможно: конфликт может быть разрешен либо силой, либо в итоге он приведет к разрушению исходного полиэтнического общества и, как следствие, разрушению молдавской! государственности.

Этот конфликт создало в начале 90-х годов часть руководства «Народного фронта Молдавии», которое вместе со своими сторонниками идентифицировали себя гражданами сопредельного государства, то есть, в условиях Молдавии, национальным меньшинством, организовали ряд партий, ставших движущей силой конфликта. Цель их деятельности целиком направлена на упразднение молдавского государства и присоединения его к соседней державе.

Опасность этого конфликта заключается в том, что за десятилетие своего развития он глубоко укоренился в молдавском обществе, прогрессирует, тормозит становление государственности, приобрел способность генерировать новые этнические конфликты на территории Молдовы, искусственно обострил ход течения приднестровского политического конфликта, тормозит процесс его разрешения, создал предпосылки для возгорания в стране конфессионального конфликта, путем легализации деятельности церкви, так называемой румынской Бессарабской метрополии, в противовес Русской Православной Церкви. Движущие силы конфликта постоянно рекрутируют в свои ряды новых сторонников, в большинстве это перспективная молодежь, имеют сильную внешнюю, в том числе и финансовую поддержку. Последняя их инициатива это объединение восьми правых партий в единый блок для усиления борьбы с нынешней властью Республики Молдова, в том числе и для противодействия процессу урегулирования взаимоотношений между Молдовой и Приднестровьем. Представляется очевидным, что пока руководство Молдовы, несмотря на развернутую оптимистичную кампанию в средствах массовой информации, не обладает достаточными правовыми степенями свободы, да и политической силой в реализации какого-либо компромиссного международного соглашения по Приднестровью, в том числе и путем построения федеративного государства. Это обстоятельство может превратить переговорный процесс в некую формальную процедуру не имеющей прямого отношения к возможности изменения реальной ситуации в регионе. Участникам международного переговорного процесса, как нам представляется, следует учитывать данную ситуацию. Переговоры должны вестись ради нахождения компромиссного решения, и его последующего исполнения. В нынешней ситуации они будут бессмысленны, если молдавская сторона не в состоянии будет обеспечить выполнение взятых на себя обязательств.

В таких условиях нынешнее руководство Молдовы вероятнее всего, постарается, апеллируя к иностранным державам, перевести переговоры к обсуждению условий капитуляции Приднестровья и возможных путей включения его в свое «унитарное» государство, находящееся в состоянии крайней неустойчивости - политической и экономической, духовной, правовой и этнической идентификационной неопределенности.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ