Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №75(15.05.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

25 апреля. Руководство компании "Дружба" довело до сведения своего трудового коллектива, что объемы перекачки нефти через систему этого белорусского нефтепровода в перспективе сократятся на 17% по сравнению с 2002 г. У "Дружбы" в 2003 г. появился конкурент - Балтийская трубопроводная система, которая летом должна выйти на проектную мощность и превзойти "Дружбу" по всем показателям. Коммуникации нефтепровода «Дружба» за 35 лет эксплуатации почти полностью износились, кроме того, БТС делает короче  путь нефти от мест добычи до морского терминала

24 апреля. Президент РБ Александр Лукашенко подписал указ «О некоторых вопросах Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь». Согласно указу, Национальная государственная телерадиокомпания является центральным госучреждением, которое подчиняется президенту и выполняет в пределах полномочий, установленных законодательными актами и уставом, отдельные управленческие функции. Функция государственного регулирования в области передачи и распространения информации теперь исключается.

24 апреля. Закончились тактические учения 62 зенитной ракетной бригады Западного оперативного командования РБ с боевой стрельбой на полигоне в Доманово. Были применены зенитно-ракетные комплексы "Оса", "Стрела-10", "Тунгуска" и ПЗРК "Игла". Выполнено 11 пусков зенитных управляемых ракет, из них 6 - на "отлично".

24 апреля. 59-ая сессия Комиссии ООН по правам человека приняла резолюцию «Укрепление мира в качестве крайне важного требования для полного осуществления прав человека», подготовленную и представленную Беларусью и Кубой.

Резолюция направлена на повышение роли ООН в укреплении международного мира и безопасности, развитие дружественных отношений и сотрудничества между государствами.

Против резолюции проголосовали США, Канада, Австралия, Австрия, Бельгия, Хорватия, Франция, Германия, Ирландия, Польша, Швеция, Украина, Великобритания, Республика Корея, Парагвай, Япония.

25 апреля. Глава белорусского государства А.Лукашенко совершил традиционную поездку по регионам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС.

Отвечая на вопросы журналистов Луакашенко заявил, что строительство  атомной электростанции в Белоруссии не планируется, поскольку республике пока хватает имеющихся энергетических мощностей.

26 апреля. В Минске в день очередной годовщины аварии на ЧАЭС около трех тысяч участников прошли традиционным «Чернобыльским шляхом». В этом году акцию готовил коалиционный оргкомитет, в который вошли Партия БНФ, Объединенная гражданская партия, Белорусская социал-демократическая партия «Народная грамада», Объединенная социал-демократическая партия.

27 апреля. В ходе заседания Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, состоявшемся в Душанбе, Александр Лукашенко заявил, что отдельные страны-участницы ЕвразЭС "затягивают" исполнение отдельных решений. В ответ на изложенную Россией позицию о необходимости постепенного принятия защитных механизмов внутренних рынков участников ЕвразЭС в условиях неприменения антидемпинговых компенсационных мер во взаимной торговле Александр Лукашенко высказался за скорейшее продвижение в решении данных вопросов.

Глава белорусского государства подверг критике ход работы над формированием организации региональной интеграции, создаваемой по инициативе президентов Беларуси, Казахстана, России и Украины, при этом было. подчеркнуто, что для создания новой организации руководством четырех стран приняты определенные договоренности, однако имеющиеся соглашения не реализуются. Если так и дальше будет продолжаться, заявил президент РБ, то белорусская сторона не будет участвовать в этой организации, поскольку «это лишняя трата времени».

28 апреля. Министерство статистики и анализа РБ информировало о том, что с начала 2003 г. цены в республике выросли на 10,2 процента.

28 апреля. Министерство образования Белоруссии внесло изменения в правила приема в высшие учебные заведения страны: в 2003 г. количество вузов, в которые абитуриент теперь может подать свои документы, сокращается до двух.

28 – 29 апреля.. В ФРГ прошли Дни Республики Беларусь в земле Баден-Вюртемберг. В запланированных мероприятиях приняли участие официальная делегация Беларуси, а также делегация белорусских деловых кругов.

29 апреля. Казахстан и Белоруссия были подключены к соглашению о международном транспортном коридоре "Север-Юг"(в соглашение входят Россия, Иран и Индия).

30 апреля. Комитет по ценным бумагам при совете министров РБ зарегистрировал ОАО «Белтрансгаз», завершив таким образом процесс акционирования этого госпредприятия. Уставный фонд ОАО «Белтрансгаз» зарегистрирован в размере 1,15 триллиона белорусских рублей. Он поделен на 229903606 простых именных акций номиналом 5 тысяч рублей. 100% акций ОАО «Белтрансгаз» находится в распоряжении правительства Белоруссии, которое до 1 июля 2003 г. намерено реализовать часть этих акций, сохранив за собой контрольный пакет. При этом потенциальный инвестор должен будет обеспечить гарантированный объем поставок в страну природного газа и инвестиции в газотранспортную систему Беларуси на уровне 200 миллионов долларов в течение 1-2 лет.

1 мая. Завершился Белорусско-российский фестиваль «Студенческая весна-2003» в Витебске. Форум содействовал развитию студенческого творчества, укреплению дружеских связей между молодежью вузов Беларуси и России.

2 мая. Польская «Газета выборча», ссылаясь на высокопоставленных сотрудников министерства обороны США, "которые непосредственно участвовали в дебатах на эту тему в Пентагоне", поместила информацию о том, что 15 американских истребителей с 2006 г. будут дислоцированы на базе в Кшесинах (Познань).

2 мая. Президент РБ провел рабочее совещание, на котором были рассмотрены вопросы обеспечения Вооруженных Сил страны современными образцами боевой техники и вооружения, модернизации имеющейся боевой техники, а также военно-технического сотрудничества.

2 мая. Газета «Вечерний Минск» напомнила белорусам и иностранцам, к которым отнесены и россияне, что решение о регистрации иностранцев в белорусской столице будет неуклонно исполняться. Все приезжающие в Минск из-за рубежа, включая граждан России, должны заявить о своем приезде в отдел паспортно-визовой службы в течение трех дней с момента пересечения границы. На оплату государственной пошлины, за компьютерные услуги россиянину, например, придется уплатить сразу 7315 бел. руб. и 2660 руб. за каждые сутки пребывания на столичной земле. За нарушение закона об регистрации гражданину из союзной России грозит серьезный штраф или даже лишение свободы до одного года.

4-5 мая. Белорусская делегация приняла участие в 12-м заседании Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), которое прошло в Ташкенте.

5 мая. Исполнительный совет директоров Международного валютного фонда (МВФ) заявил, что нынешняя экономическая политика Беларуси не соответствует планам жесткой фиксации белорусского рубля к российскому рублю. Руководство МВФ, в частности, отметило, что макроэкономическая политика Беларуси должна соответствовать режиму обменного курса и что обменный курс должен быть достаточно конкурентоспособным на момент его фиксации к российскому рублю.

5 мая. Развертывание на территории Польши авиабазы ВВС США "можно расценивать как создание авиационной группировки, направленной против России и Беларуси", заявил представитель Главного штаба ВВС. Он также подчеркнул, что размещение на аэродроме Кшесины американских боевых самолетов позволит сократить время подлета к Белоруссии до 15–20 минут, до Калининградской и Смоленской областей России - от 15 до 30 минут. США, по его мнению, активно ведут освоение театра военных действий в Восточной Европе и осуществляют целевую плановую программу размещения боевых самолетов в этом регионе.

12 мая. Россия и Беларусь в ходе переговоров в Минске главы Счетной палаты России Сергея Степашина и председателя Комитета государственного контроля Беларуси Анатолия Тозика договорились разработать план контрольных мероприятий, в том числе в сфере контроля за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов одной стороны на территории другой.

12-13 мая. В Варшаве прошел раунд консультаций на уровне руководителей консульских служб МИДов Беларуси и Польши по тексту соглашения о взаимных поездках граждан, необходимость заключения которого вызвана введением с 1 июля 2003 г. по инициативе Польши визовых отношений с Беларусью.

12 мая. Министерстве экономики РБ сообщило, что в Минске 4 июня состоится открытый конкурс по продаже пакетов акций двух нефтехимических предприятий Беларуси "Нафтан" и "Полимир". На продажу выставляются 43,27% акций "Нафтана" и 43,19% акций "Полимира". Передача акций победителю конкурса, который должен на безвозмездной основе инвестировать не менее 246 млн. долларов США в развитие "Нафтана" (или 61 млн. долл. в "Полимир"), будет завершена до 2005 г.

12-13 мая. Прошел двухдневный официальный визит в Белоруссию председателя Режима контроля над ракетными технологиями /РКРТ/ Марьюша Хандзлика. В ходе визита были обсуждены вопросы, связанные с участием белорусской стороны в режимах нераспространения и контроля за технологиями двойного назначения, обеспечением транспарентности в военной сфере и экспортного контроля. Рассматривалась и возможность оказания помощи белорусской стороне в реализации задач по контролю над вооружениями.

14 мая. Состоялся рабочий визит в Минск мэра Москвы Юрия Лужкова, возглавлявшего делегацию правительства российской столицы. Ю.Лужков принял участие в заседании президиума Совета министров Беларуси, на котором обсуждались основные направления развития сотрудничества Беларуси и Москвы на период до 2006 г. Был рассмотрен также план двустороннего сотрудничества на 2003 г., в котором предусматривается расширение кооперации белорусских и московских субъектов хозяйствования, привлечение финансовых ресурсов Москвы для развития товаропроводящей сети Беларуси. Мэр Москвы Юрий Лужков провел переговоры с высшими руководителями республики. Москва остается главным торговым партнером Беларуси. Ее удельный вес в общем объеме экспорта в Россию, по сведениям белорусской стороны, составил в прошедшем году 41,7 процента, в общем объеме импорта – 29,3 процента. В 2002 г. товарооборот Беларуси с Москвой увеличился на 11,8% и достиг 3,6 млрд. долларов США, в том числе экспорт - 1,7 млрд. долларов (рост на 1,1%), импорт - 1,9 млрд. долларов (рост на 23,2%).




Перспективы парламентаризма в Белоруссии и Россия

Владислав Лосев (Минск), Александр Фадеев (Москва)

Прошлые парламентские выборы в Белоруссии не прибавили динамизма процессу дифференциации политических сил и групп республики. Часть оппозиционных структур продолжает стоять на платформе сильно выраженного национализма, другая – больше склоняется к социальному прагматизму, социал-демократическим идеологическим конструкциям западноевропейского типа, одновременно отстаивая национальный суверенитет. В целом радикальная оппозиция демонстрирует приверженность  ценностям, близким по духу западной политической демократии.

Очевидно, что оппозиционные партии и группы Белоруссии широко прибегали к использованию привлеченных средств и продолжают пользоваться скрытыми источниками финансирования. В противном случае следовало бы поверить в то, что все эти годы оппозиция существовала и проводила столь масштабные и дорогостоящие акции исключительно на членские взносы и за счет финансовых ресурсов ассоциированных организаций. Основные фонды политических партий, входящих в оппозицию, формировались путем реализации теневых схем, далеких от закона, подпитывались с помощью зарубежных центров, заинтересованных в существовании в республике партий определенной направленности. Тем не менее, финансово-материальное положение оппозиционных партий и групп республики в настоящий момент никак нельзя назвать блестящим. Следует при этом отметить, что оппозиционные периодические интернет-издания, газеты и информационно-аналитические журналы, а до недавнего времени радио- и телепередачи, вполне успешно конкурируют с официозными, государственными, поскольку делаются талантливыми аналитиками и журналистами.

Оппозиционные политические партии отражают фрагментарность белорусского общества, лишь отдельные, частичные интересы социума, прежде всего части интеллигенции. Кроме того, низкая популярность оппозиционных групп объясняется тем, что декларируемые ими пути модернизации экономики и программы социально-политических преобразований неизбежно приведут к демонтажу государства социальной защиты, что большинству белорусов сегодня не нравится. Современная оппозиция показала неспособность органично участвовать в разработке и осуществлении правительственных программ, а также не смогла за все годы существования объединиться с тем, чтобы хоть как-то влиять на реформирование центральных политических институтов Белоруссии.

Достаточная размытость позиций и политических задач партий и общественных движений в Белоруссии косвенно влияет и на расстановку сил в нижней палате Национального собрания. Деление депутатов на левых, правых, центристов и пр., которое можно встретить в материалах оппозиционных средств массовой информации, выглядит надуманным и достаточно условным. Отдельные, склонные к либерализму депутаты Палаты представителей то организуются в парламентские группы под влиянием социально-политического прагматизма, то с такой же легкостью самораспускаются. Впрочем, деятельность этих групп заметного влияния на политическую жизнь республики, да и на решения парламента не оказывает. К тому же Национальное собрание пока остается определенным придатком партии управленцев, противоречий в идейной сфере у подавляющей массы парламентариев и правительственных кругов не наблюдается, депутатский корпус по сути основательно сросся с административно-управленческим аппаратом и разделяет его идею о сильном государстве. В последнее время на парламентском  уровне не отмечено и внешних проявлений борьбы кланов. В этом, очевидно, сказались усилия президентской администрации, направленные на упорядочение политической жизни Белоруссии в целях поддержания однополярной политической структуры.

Парламентской оппозиции, как таковой, в республике нет. Внепарламентская политическая оппозиция слаба и разобщена, что, к слову, с успехом использует для укрепления своих позиций на выборах группа проправительственных коммунистов. У оппозиции не наблюдается тенденции к интеграции, что выражается, например, в отсутствии поиска компромисса партийных программ. Прозападная оппозиция настолько слаба, что, даже в случае своего объединения (что, откровенно говоря, трудно представить), не способна выиграть грядущие в следующем году парламентские выборы, не говоря уже о выдвижении и победе собственного кандидата в президенты. Ранее внепарламентская оппозиция надеялась на поддержку при определенных обстоятельствах профсоюзного движения, но с установлением жесткого контроля за профсоюзами со стороны президентской администрации в 2002 г. эта надежда растаяла. Поиски союзников за пределами Белоруссии привели функционеров Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько к реализации политических контактов и обмену мнениями с российскими правыми(СПС), однако этому серьезно мешает принцип ОГП – «сначала Беларусь».

Авторитетной силой в Белоруссии остается Русская православная церковь, но белорусские церковные иерархи проявляют сдержанность и проводят политику невмешательства.

16 апреля 2003 года президент Белоруссии Александр Лукашенко обратился к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь с традиционным ежегодным посланием. В своем выступлении Лукашенко очертил те принципы, на основании которых, по его мнению, будет строиться в дальнейшем внешняя и внутренняя политика Белоруссии, а также развиваться экономика республики.

Глава республики коснулся международного положения Белоруссии и вопросов международной и национальной безопасности. Он вполне справедливо заявил, что недавняя война в Персидском заливе была направлена не столько на захват иракских месторождений нефти (хотя и это немаловажно), но в первую очередь на формирование нового порядка в мире с особыми правами единственной сверхдержавы по произвольному использованию военной силы, в том числе и для свержения неугодных американской администрации правительств суверенных государств. Александр Лукашенко подчеркнул, что, несмотря на желание белорусских властей «налаживать с Америкой нормальные отношения», Соединенные Штаты намерены усилить поддержку оппозиционных сил в республике, принять осенью этого года в конгрессе т.н. «акт о демократии в Белоруссии», предусматривающий, в частности, выделение  «на насильственную демократизацию»  около пятидесяти миллионов долларов.

Истинной целью атак на Белоруссию является, по мнению Лукашенко, белорусско-российская интеграция. В сложившихся условиях стратегический интерес Беларуси состоит в дальнейшем развитии союза Беларуси и России, придании союзным отношениям новой динамики. В то же время президент Белоруссии дал понять, что руководство республики намерено и в дальнейшем  в вопросе белорусско-российского сближения придерживаться принципа незыблемости суверенитета Беларуси и высказался за такую модель интеграции, при которой одновременно будут иметь место сильные межгосударственные структуры и суверенные государства-участники.

Александр Лукашенко  упрекнул руководство Российской Федерации в том, что оно на сегодняшний день не может по многим причинам, прежде всего внутренним, изменить свою Конституцию.  При этом президент Белоруссии выразил заинтересованность в скорейшем принятии Конституционного акта Союзного государства, который должен быть законом прямого действия, реально уравнивающим права граждан, субъектов хозяйствования двух государств. Будущему парламенту союзного государства руководство Белоруссии отвело «важную» роль в формировании правовой основы при создании единого экономического пространства при реализации принципа «одна страна – две системы».

Партия власти сегодня имеет достаточно сильную фракцию в Национальном собрании и в собственных целях задействует не только государственную информационную сеть, бюрократические структуры, но и, как представляется, бюджетные средства и специальные, неподконтрольные фонды президентской администрации. Эта партия чиновников несмотря на ряд негативных факторов, связанных с общим тяжелым финансово-экономическим положением Белоруссии, продолжает удерживать свои достаточно прочные позиции, о чем, в частности, свидетельствуют мартовские выборы депутатов в местные советы. Именно она определяет политическую и во многом социальную жизнь в республике и, не являясь в сущности народной партией, продолжает сохранять доверие большей части избирателей, традиционно голосовавших за кандидатов правительственного лагеря.

Вместе с тем, ее функционеров тревожит тенденция заметного роста доли голосов на местных выборах, полученных кандидатами политических групп оппозиции (которые считались ранее малочисленными и слабыми), а также беспартийными соискателями мандатов. Итоги выборов в местные советы говорят о появлении у электората определенных настроений, косвенно свидетельствующих об увеличении доли избирателей, не согласных с правительственным политическим курсом. Однако осознание этого факта, по крайней мере пока, не привело властную элиту к пониманию необходимости реформирования, модернизации собственных политической структуры и программ. В условиях отсутствия в Белоруссии сформированного и устойчивого политического класса доминирующее положение на выборах и в парламенте представителей партии власти будет сохраняться, однако устойчивость, укорененность ее в социум, учитывая кризис в экономике, скорее всего, будут снижаться, что может привести к дестабилизации политического режима и подрыву господствующего положения президентской администрации. Процесс автоматического воспроизводства единой политической структуры привилегированных государственных управленцев в этих условиях станет невозможным.

Нельзя исключать и того, что определенную роль в снижении влияния партии власти сыграет ширящаяся маргинализация белорусского общества. С одной стороны, маргинальные слои достаточно апатичны, не способны четко выражать политические предпочтения и требования, инициировать протестную организованную деятельность. Но с другой – маргинальные слои представляют собой питательную среду для прорастания радикальных персонифицированных элементов, появление которых на политическом небосклоне республики из-за известной изолированности маргиналов от социума может оказаться неприятной неожиданностью для президентских политтехнологов в канун выборов в Национальное собрание. Кроме того, белорусская молодежь в основном  не приемлет существующие правила и оргструктуры политической деятельности, но явно тяготеет к быстрому решению ряда задач, которые считает важными, что может вызвать при известном стечении обстоятельств активизацию ее интереса к политическим событиям и партиям. В этом случае дистанция между молодежью и группами политических реформ может стремительно сократиться, тогда как изоляция консервативной партии власти от общества будет только нарастать. 

Партия власти в Белоруссии занимает не только центральное, но и, фактически, монопольное место в политической системе, является остовом существующего режима и идентифицирует себя с государством. Такого рода всевластные политические организации способны одерживать убедительные победы на выборах представительных органов всех уровней, безраздельно диктовать обществу политический порядок, являясь как бы конституционным государственным институтом.  Вместе с тем, такое положение заставляет предъявлять повышенные требования к такому порождению слившихся политической и административной систем, ждать от партии власти не только высокого уровня управления республикой, но и способности к модернизации государства. Любой же кризис экономики, финансовой сферы неизбежно приведет к упадку властной компетенции и распаду политической организации правящего класса. Исторический пример соседней Польши свидетельствует, что в свое время  Л.Валенсе не удалось уйти от политической ответственности за экономические просчеты и тяготы жизни поляков, несмотря на то, что он активнейшим образом использовал свои президентские полномочия и на всех уровнях властной вертикали расставил «своих людей».

В целом же в Белоруссии на лицо довольно парадоксальное положение. Белорусские официальные и оппозиционные средства массовой информации в последние месяцы совместно ведут (складывается такое впечатление, что их деятельность координируется из одного центра) пропаганду против союза с Россией, всячески очерняя положение дел в Российской Федерации. Лейтмотив центрального рупора правительственных кругов таков - «Россия больна и в настоящее время, без преувеличения, умирает» («Советская Белоруссия», 09.04.2003). Тем не менее, количество сторонников воссоединения с Россией в Белоруссии не только не уменьшается, но  постоянно увеличивается. При этом рейтинг А.Лукашенко последовательно понижается, зато степень популярности В.Путина у белорусских граждан неуклонно возрастает.

Так, в ходе исследований (март-апрель 2003 года)  белорусского Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) белорусским гражданам задавались вопросы на тему белорусско-российского объединения, ответы на которые распределились следующим образом (%):

«Как Вы будете голосовать в случае проведения референдума о принятии Конституции Союзного государства Беларуси и России?»

декабрь 2002 г. / март-апрель 2003 г.

За 46,1 / 50,3

Против 20,4 / 16,2

Не буду голосовать 13,7 / 16,6

«Какие положительные изменения может принести вхождение в состав России?»

Улучшится положение дел в экономике – 34,8;

Повысится уровень жизни населения – 20,7;

Улучшится положение с демократией – 8,8;

Иное – 1,0.

При этом  в марте-апреле 2003 года были готовы вновь голосовать на президентских выборах за А.Лукашенко 26,2% избирателей (в декабре 2002 года – 30,5%, в сентябре 2002 года – 46%). В случае же объединения в единое государство  42,2% белорусских граждан  проголосовали бы в марте-апреле за Владимира Путина(!). Как показывают исследования НИСЭПИ значительная часть белорусского общества видит в воссоединении с Российской Федерацией реальный выход из создавшегося в республике кризисного социально-экономического положения, которое с течением времени продолжает усугубляться.

По данным министерства статистики и анализа РБ за период с начала текущего года  до конца апреля потребительские цены в Белоруссии уже выросли на 10,2% при прогнозе правительства и Национального банка в 18-24% за год. Особенно острое положение сложилось в области цен на жилищно-коммунальные услуги цены,  которые с января 2002 года по февраль 2003 года возросли в три с половиной раза. И это при росте реальной зарплаты за этот период всего на 9%. Как заявил по этому поводу в своем выступлении Александр Лукашенко: «Положение огромного количества семей, особенно с детьми и пенсионеров, стало почти отчаянным. Было нарушено соотношение между доходами населения и ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги». Тем не менее, министерство экономики РБ считает, что в настоящее время уровень возмещения населением затрат на жилищно-коммунальные услуги составляет около 63%. Поэтому, по всей видимости, рост цен в сфере жилищно-коммунального хозяйства будет продолжаться. А если прибавить к этому фактическое введение платной медицины, многочисленные задержки с выплатой зарплаты, пенсий(чего раньше в Белоруссии не случалось) и ничтожные заработки в сельском хозяйстве, то становится очевидной вся сложность нынешней социально-экономической обстановки в республике.

Вполне очевидно, что белорусско-российские отношения подошли к тому рубежу, когда абсолютно нетерпимой становится любая  двусмысленность. Надо, наконец, определяться, в каком направлении двигаться. Ведь и  так уже потеряно слишком много  времени.  Почти два года прошедшие после президентских выборов в Белоруссии оказались периодом не ускорения, а торможения объединительных процессов, в том числе и вследствие не конструктивности  белорусской стороны, позиция которой, к сожалению, не отличается ни гибкостью, ни должным пониманием характера изменений происходящих в международных отношениях.

Правящая элита Белоруссии никак не хочет смириться с тем, что «ельцинская» модель интеграции, когда Российская Федерация выступала в качестве сырьевого и финансового спонсора белорусского «экономического чуда», уже не может быть реализова на практике. Россия изменилась, ее политика стала более прагматичной, а главное – началось осознание того, что ее историческая миссия выше, чем просто роль страны «второго ранга». С этим необходимо  считаться  и понимать, что никакие «эмоции» и уж тем более политические истерики  ничего изменить не в состоянии.

Перед руководством  Белоруссии, с нашей точки зрения, лежат только два возможных пути. Это или решительное, без проволочек объединение с Россией, в первую очередь, в военно-политической сфере, с отказом от  бессмысленной и, по большому счету, провокационной «незалежнiческай» риторики. Или же Белоруссии придется в полной мере  ощутить на себе печальную судьбу слабосильной, третьесортной и попираемой сильными мира сего «почти банановой» республики. Право же, западнорусский народ – белорусы – достоин иной, более справедливой  участи.

Во внешней политике руководство республики после событий в Ираке, очевидно, испытывает определенные колебания. Сейчас в правящем классе Белоруссии, как представляется, сложился некий взгляд на внешнеполитические предпочтения республики, который выражается в том, что «необходимо дружить с сильнейшим» –  с США. Некогда суть таких политических приспособленцев метко и образно раскрыл Ш.Сачваи в памфлете «Зеркало патриотов»: «многие спешат приспособиться, суетливо перенимают внешний облик; те, кто вчера были настоящими немцами, сегодня уже настоящие венгры, а завтра будут такими, какой подует ветер». По этому поводу стоит заметить, что если действительно представители нынешней белорусской государственной элиты рассчитывают за отказ от воссоединения  с Россией получить благорасположение  Вашингтона, то они серьезно заблуждаются. США (надо отдать им должное) напористы и последовательны в достижении своих целей на мировой арене. Опыт показывает, что если  правительство какой-либо страны  определяется Вашингтоном как «диктаторский режим», то  любое «заигрывание» с его стороны с Соединенными Штатами воспринимаются последними как слабость этого  режима  и  канун его краха. В связи с этим подрывная работа против неугодного правительства будет только усиливаться. Поэтому любые расчеты на американский «золотой дождь» в обмен за отказ от своих национальных интересов и единства с Россией  просто  несостоятельны.

Белоруссия может стать высокоразвитым и процветающим краем только в рамках общего государства с Россией, которое и необходимо созидать.




Белорусские новости,
4 мая 2003

Грядет еще одна газовая атака?

Юлия Шарова

Успеет ли Беларусь отдать России долги за газ? С каждым днем этот вопрос делается все более актуальным. Именно от того, удастся ли расплатиться за поставки энергоносителей в ближайшее время, будет зависеть судьба лакомого куска белорусской собственности — ОАО "Белтрансгаз". По последним данным, полностью ликвидировать задолженность, которая полгода назад, когда россияне провели знаменитую "газовую атаку", достигала почти 300 миллионов долларов, так и не удалось. Таким образом, у правительства остается всего месяц, дабы уладить эту проблему.

О своем живом интересе к белорусской государственной собственности в начале недели напомнили представители "Газпрома". Как заявил заместитель руководителя компании Александр Рязанов, решение о доле "Газпрома" в белорусском "Белтрансгазе" будет принято к 1 июня. При этом россияне намерены получить не менее 50 процентов акций компании. Рязанов отметил, что уставной капитал "Белтрансгаза" составляет 600 миллионов долларов. Он также сообщил, что ныне Беларусь на 100 процентов оплачивает текущие поставки газа. Вместе с тем, по данным Рязанова, на сегодняшний день остались старые долги Беларуси в размере 50-60 миллионов долларов. Он не исключил, что эта сумма может быть учтена как вклад "Газпрома" при оплате доли в уставном капитале "Белтрансгаза".

Идея эта отнюдь не нова: предложение отдать часть акций компании в счет долга россиянам поступило еще в ноябре прошлого года, когда "Газпром" отказался осуществлять поставки энергоносителей сверх определенной квоты. Тогда, в разгар "газовой атаки", и всплыла информация о долгах в размере 280 миллионов долларов. Впрочем, "предложение" — это весьма мягко сказано. В ту пору вопрос ставился ребром: или незамедлительное погашение долгов — или "Газпром" возьмет за долги часть акций "Белтрансгаза" и таким образом сумеет установить контроль над системой магистральных трубопроводов.

Но для белорусов это было неприемлемо. Руководитель страны заявил тогда, что "Белтрансгаз" принадлежит белорусскому народу, потому отдавать его никто не будет. Только если инвестиции придут и т.д. Правда, закон о выведении "Белтрансгаза" из числа субъектов хозяйствования, не подлежащих акционированию, был принят молниеносно, хотя до того с ним тянули долгие месяцы. Возможно, все-таки имели под собой почву обвинения со стороны "Газпрома" в несанкционированном отборе газа — по белорусским ведь трубам на Запад идет. Наверняка подействовали и другие угрозы: если Беларусь не хочет отдавать долги и при этом рассчитывает сохранить за собой полное право на "Белтрансгаз", то Россия поищет другие пути транспортировки энергоносителей в Европу. Например, через Прибалтику или Украину.

Короче, у правительства ничего другого не оставалось, кроме как выбираться из долгов. Надо отметить, оно в этом начинании преуспело. Как заявил в середине апреля министр энергетики Владимир Семашко, если в 2001 году долги Беларуси за российский газ приросли на 83 миллиона долларов, то в прошлом году они, напротив, уменьшились более чем на 90 миллионов. При этом задолженность перед "Итерой" ликвидирована полностью, а перед "Газпромом" — снизилась со 202,7 миллиона долларов до 129,4 миллиона. И хотя проблемы тут еще отнюдь не полностью решены, что отмечалось и на последнем заседании президиума Совмина, тем не менее, впервые за многие годы Беларусь платит за текущее потребление, так сказать, в режиме реального времени.

Но чего это стоит? Как писал в начале апреля еженедельник "Белорусский рынок", чтобы до конца года страна смогла рассчитаться по внешним долгам, в первую очередь перед "Газпромом", ежемесячный уровень внутренней оплаты (то есть среди белорусских потребителей) должен составлять 112-115 процентов. Только в этом случае при создании СП на базе "Белтрансгаза" Беларусь сможет разговаривать с Россией на равных. Иначе жди еще одной газовой атаки россиян — теперь уже на белорусскую собственность.




Белорусские новости,
2 мая 2003

Белорусскую армию пытаются втянуть в политические маневры

Вячеслав Будкевич

Сегодня президент Беларуси Александр Лукашенко посещает Военную академию, где принимает участие в торжествах по случаю 50-летия этого учебного заведения. Интерес первого лица государства к Военной академии объясняется не столько юбилеем, сколько взглядами президента на место Беларуси в современном мире. Хотя бы силовой козырь, по мнению Лукашенко, должен заставить наконец уважать страну. А если не уважать, то, по крайней мере, задумываться над шагами по отношению к молодому независимому государству и его нетипичному для Европы лидеру.

Над необходимостью модернизировать Вооруженные силы президент, наверное, впервые задумался в 1999 году — до, во время или после войны в Югославии, которую недостаточно оснащенная армия Милошевича так или иначе была обречена проиграть. Однако осмыслить в белорусских войсках опыт балканского конфликта, новые теории военного искусства при застойном генерале Александре Чумакове было просто невозможно. Поэтому-то с 2000 года и начался поиск новых военачальников, новых теорий, призванных обеспечить качественно новое состояние армии.

Все это или почти все удалось сделать новой команде военных чиновников во главе с вызванным из московской ссылки генералом Мальцевым. (До назначения министром обороны в 2001 году Леонид Мальцев уже возглавлял белорусское военное ведомство в 1995 — 1996 годах, но затем был снят президентом — якобы за появление на трибуне в нетрезвом состоянии — и получил синекуру в военной структуре СНГ в Москве. — Прим. ред.) Каких бы эпитетов он ни удостаивался в связи с повторным вхождением в одну и ту же воду, следует отдать министру должное. Проведенную им реформу по размаху вряд ли можно с чем-нибудь сравнить в современной истории Беларуси. При этом не стоит забывать, что преобразования в Вооруженных силах, реализованные в таком масштабе, были бы невозможны без участия государства, и в первую очередь финансового.

Правильность кадрового выбора, сделанного президентом, подтвердили крупномасштабные учения, проводившиеся в стране в 2001 и 2002 годах. Именно они окончательно закрепили новую организационно-штатную структуру армии, позволили на практике проверить последние разработки белорусских ученых в области теории военного искусства, основываясь, естественно, в первую очередь, на югославском опыте. Безусловно, масштабные маневры "Неман-2001" и "Березина-2002" можно было бы назвать пиром во время чумы. Однако учеба армии заключается не только в повседневных занятиях, но и проведении комплексных, а иногда и экспериментальных учений, как было в этом случае. Так учится армия любой страны — богатой или бедной, и ни у кого не вызывает сомнения правильность подхода. В ходе таких учений Вооруженные силы в определенной степени отчитываются перед руководством страны за то, чему они научились в какой-то период, за использованные на учебу средства. И ничего в этом нет необычного и неприемлемого, если не считать диковинной формы главнокомандующего. Но это уже чисто белорусская специфика.

В Беларуси перестройкой армии довольны все: от военных чиновников до президента. Вот только удовлетворение это разное. Люди в погонах довольны дополнительным финансированием, позволившим предметнее вести подготовку войск, президент — козырем в игре на международной арене. Нынешнее состояние Вооруженных сил страны позволяет ему уже несколько лет подряд твердить о том, что белорусская армия является самой боеспособной в Европе. При этом он ссылается на неких зарубежных экспертов, о которых никто не слышал. Оценки местных экспертов скромнее, хотя достоинств белорусской армии они не умаляют.

Объективно считается, что белорусские Вооруженные силы со своими 1 800 танками, 120 самолетами, 80 вертолетами, системами ПВО по уровню оснащенности входят в первую десятку европейских армий, опережая другие страны СНГ (кроме России, конечно) и бывшего Варшавского договора. Правда, арсенал этот достался от СССР, но у соседей и того нет. Подобное состояние, если ничего не предпринимать, сохранится еще лет 5-10. После этого все оружие окончательно устареет и морально, и физически. Что-то предпринимать — значит закупать новые виды техники и вооружения, модернизировать то, что есть в наличии.

В какой-то степени Беларусь это делала и делает. Совсем недавно были обнародованы сведения, согласно которым новые системы вооружений действительно закупались, причем даже в самый расцвет застоя белорусской армии. Так, в 1997 году авиационный парк пополнился самолетом МиГ-29 УБ и вертолетом Ми-172, в 1998-м — вертолетом Ми-8 и двумя Су-25 УБК.

Однако в первую очередь поддержание высокой эффективности вооружения достигалось модернизацией военной техники. К разработкам такого рода с полным правом можно отнести танки Т-72М1, которые по своим характеристикам приближены к Т-90, системы залпового огня "БелГрад", истребители МиГ-29БМ и т.д. Особое внимание в Беларуси уделялось и уделяется созданию и внедрению в войсках автоматизированных систем управления (АСУ). Причем речь идет об АСУ не только какой-либо одной системой вооружения, а об автоматизированных системах управления подразделениями, соединениями, видами Вооруженных сил.

Что касается боеспособности белорусской армии, то оценить по этому критерию невоевавшие войска весьма проблематично. Поэтому вести речь можно только о теоретической боеспособности, которая складывается из оснащенности, укомплектованности, мобилизационной готовности, профессионализма, морально-психологического состояния личного состава и многих других параметров. Все это у белорусской армии на достаточно высоком уровне.

Составить хотя бы приблизительное впечатление о практической боеспособности войск позволяют масштабные учения, на которых в первую очередь оценивается грамотность военного руководства, оперативность и эффективность управления войсками, а уж потом (хотя и не в меньшей степени) — точность стрельбы, скорость бега и т.д.

Очередные подобные маневры пройдут на территории республики в октябре 2003 года. Замысел учений "Чистое небо" президент одобрил в начале апреля. Коротко сценарий маневров Лукашенко охарактеризовал так: "чтобы было, как в Ираке". Но в смысле "неба" в Ираке ничего нового по сравнению с Югославией не было. Тактика войск коалиции не претерпела существенных изменений. Другое дело, что была впечатляющей и сухопутная фаза операции. Поэтому можно с большой долей уверенности предположить, что при акценте на противовоздушную оборону большое внимание на учениях будет уделено и действиям сухопутных войск.

И все же "Чистое небо" — это прежде всего первые в истории суверенной Беларуси масштабные учения всей системы противовоздушной обороны страны с ее самолетами, зенитными ракетными комплексами, системами управления, радиоэлектронной борьбы и т.д. По заявлению президента, в маневрах будут задействованы около 80 самолетов и вертолетов. Вот здесь возникает опасение, что на поверку в белорусских Вооруженных силах может не оказаться такого количества полноценно подготовленных экипажей. А искусственное натаскивание их перед учениями может дорого стоить. Хотя для летчиков, как известно, лишний час в небе — счастье, будь это обычные тренировочные полеты или показательные учения. Но в любом случае при ежегодном налете в 20-25 часов (и это только у летчиков, которые несут боевое дежурство) застраховаться от чрезвычайных происшествий проблематично.

По мнению некоторых аналитиков, время проведения учений — демонстрации, так сказать, железного кулака — президентом выбрано не случайно. Проводя аналогию с 2001 годом, эксперты предполагают, что маневры приурочены к какому-то значимому политическому событию в жизни страны, например референдуму о продлении полномочий. Действительно, учения "Неман-2001" проходили накануне президентских выборов. Но "Березина-2002" не предваряла собой абсолютно никакой политической акции. В принципе, возможно, что в 2000 году, когда планировался "Неман", президент и имел в виду канун выборов, дата проведения которых была известна. Но тогда следует предположить, что в 2002 году, когда замышлялись учения "Чистое небо", глава государства уже знал, когда проведет референдум. Однако вопрос о продлении своих полномочий Лукашенко, скорее всего, будет выносить на плебисцит вместе с проектом Конституционного акта, а дата референдума по этому документу в 2002 году наверняка не была известной. Так что, вероятнее всего, в политическом плане белорусский лидер просто предусмотрел очередную демонстрацию силы.




Союз-инфо,
23 апреля 2003

Оборотная сторона медали

Марина Ермоленко

Вокруг двух с половиной миллиардов рублей союзного бюджета кипят нешуточные страсти. Причем стоит найти решение для одних проблем, как их сменяют другие, не менее сложные. Как лакмусовая бумажка, состояние союзного бюджета высвечивает общее состояние дел в Союзном государстве. Можно сколько угодно говорить о продвижении по пути союзного строительства, но хроническое недофинансирование союзных программ, долги по кредитам и недопонимание между российским и белорусским Минфинами все равно перевернут медаль оборотной стороной.

Поэтому неудивительно, что заседания комиссии по бюджету и финансам Парламентского Собрания Союза Беларуси и России давно перестали быть простой формальностью. Что было главным во время обсуждения на последнем из них, проходившем в Москве 21 апреля? Во-первых, исполнение бюджета в первом квартале этого года. Вопрос, пожалуй, самый больной. Достаточно вспомнить, какой резонанс вызвало заявление председателя комиссии, российского депутата Владимира Никитина об образовании “дыры в союзном бюджете”, прозвучавшее в начале марта. Тогда Никитин выступил с резкой критикой в адрес российского Минфина, который, по его словам, решил в одностороннем порядке “изменить механизм финансирования и перейти на новый порядок исполнения бюджета”, тем самым подвергая ревизии достигнутые на самом высоком уровне договоренности.

Как изменилась ситуация к сегодняшнему дню? Члены комиссии считают, что - к лучшему. Более того, эти сдвиги дали председателю комиссии основание выразить надежду, что за первое полугодие и в целом за год бюджет будет исполнен в полном объеме.

Но, увы, успех зависит не только от 100%-го выполнения своих финансовых обязательств участницами Союзного государства. Есть еще и конечные получатели бюджетных средств - конкретные предприятия. По словам Игоря Селиванова, заместителя Госсекретаря Союзного государства, именно “недисциплинированность исполнителей”, не предоставленная ими вовремя отчетность становятся причиной неравномерности бюджетных расходов.

Как выяснилось, в недисциплинированности можно обвинить также бухгалтерии Парламентского Собрания и Постоянного Комитета. Из-за того, что они до сих пор не представили в Минфины правильно оформленные документы, Парламентское Собрание, например, поставлено в “ужасные условия”, заявил управделами ПС Евгений Линьков. Фактически финансирование Парламентского Собрания заблокировано, деньги выделяются исключительно на зарплаты сотрудникам. Но ведь на законных основаниях к таким мерам можно прибегнуть только в отношении тех организаций или предприятий, которые были замечены в нецелевом использовании бюджетных средств. “Тут недалеко и до перерастания чисто финансовой проблемы в политическую”, - предупредил Е. Линьков.

Впрочем, как выяснилось, вопрос этот решится в ближайшие недели, ни о какой политической “блокировке” речи не идет. Но сам инцидент наглядно продемонстрировал, насколько сложным, забюрократизированным остается процесс оформления всей необходимой документации для получения средств из союзного бюджета. “Или бухгалтеры у нас плохие, или отчетность слишком сложная, или наши организации чересчур большие”, - предположил один из участников заседания. Одно из трех.

Еще одна важная тема для обсуждения: что делать с остатками бюджетных средств, коих на счетах накопилось порядка 600 млн. рублей. Замечание о том, что необходимо разработать какие-то меры ответственности для тех, кто вовремя не использует все выделенные из бюджета средства, вновь отбросило комиссию к первому пункту повестки - наказывать придется всех без исключения.

Останутся ли и в этом году неосвоенные средства? Судите сами. На сегодняшний день освоено около 37% бюджетных назначений, из 14 разделов расходной части финансируется только 6. Если так пойдет и дальше, то Минфины России и Беларуси могут с чистой совестью вдвое сокращать союзный бюджет: все равно деньги лежат на счетах мертвым грузом. Неужели российским и белорусским предприятиям не нужны эти средства, чтобы подняться на ноги? Еще как нужны, но именно тем, кто не в силах подняться самостоятельно.

И здесь мы переходим к следующему больному вопросу союзного бюджета - проекту порядка возмещения части кредитной ставки. Как мы помним, в этом году решено запустить иной механизм использования бюджетных средств для реализации союзных программ. Он заключается в следующем: участник союзной программы идет в банк и выбивает там кредит под определенный процент - в среднем он составляет 25% годовых. Половину кредитной ставки обязуется выплачивать Союзное государство.

Предполагалось, что новый порядок повысит инициативность и активизирует работу. Но, по мнению российского Минфина, этого не случилось. Более того, Минфин предложил вернуться к субсидированию. Теперь внимание: в проекте есть такая строчка: “Субсидии представляются при условии отсутствия у заемщика просроченной задолженности по налоговым или иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды”.

“К нам в программы приходят от безнадеги, а, значит, в долгах”, - констатировал один из участников заседания, начальник департамента финансов Постоянного Комитета Альберт Степанов. Может быть, участие в союзных программах на условиях возмещения из бюджета 12,5% годовых за кредит и стало бы панацеей. Но предприятие, пройдя долгий путь согласования всех необходимых документов, влившись, наконец, в союзную программу, неизбежно столкнется с отказом банков выдать такой кредит. Готово ли поручиться за каждого из участников Союзное государство и сочтут ли надежным такого поручителя начисто лишенные иллюзий банкиры?

Так почему не привлекать в программы сильных участников, крепко стоящие на ногах производства - предложили участники заседания. Им в ответ был задан контрвопрос: зачем таким предприятиям союзные программы? Выслушав и тех и других, Владимир Никитин назвал разработанный порядок “деревянным велосипедом, приколоченным гвоздями к полу” и предложил рассмотреть его с учетом всех поправок на следующем заседании комиссии 20 мая. Тогда и узнаем, поедет ли велосипед и во сколько это обойдется тем, кто решится его опробовать.

 




Сайт ОГП,
25 апреля 2003

Набат Чернобыля

Иван Никитченко (Национальная Академия наук Беларуси)

Вот уже 17 лет минуло с момента страшной катастрофы, произошедшей на Чернобыльской АЭС. Основной удар ее пришелся на многострадальную Беларусь.

Загрязнению только радиоцезием подверглось 23 процента территории Беларуси, в том числе около 1,8 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий. Практически каждый пятый гектар. Почти полмиллиона гектаров загрязнено радиоактивным стронцием. На этой территории осталось проживать около 1,8 млн. человек, из них почти полмиллиона детей.

Некогда цветущая республика бывшего СССР превратилась в страну экологического бедствия. Губительные последствия катастрофы начинают набирать темпы.

Начну с демографической ситуации. Как известно, нас уже стало менее 10 млн. человек. Ежегодное уменьшение в последние годы составляет по данным НИИ медико-социальной экспертизы и реабилитации порядка 50 тысяч человек. Это почти сельский район. Причины -- высокая смертность и низкая рождаемость. В 2001 году умерло 14,2 человека на тысячу жителей, а родилось только 9,2.

Посмотрим на причины смертности. Они такие: заболевание органов кровообращения -- 54,9 процента, новообразования (попросту рак) -- 14, отравления -- 12, болезни органов дыхания и пищеварения -- 6,9 процента, по старости -- только 8 процентов.

По рождаемости детей на 1 женщину детородного возраста республика перешагнула уже рубеж, за которым начинается вымирание нации. Для нормального воспроизводства нужно каждой женщине иметь в среднем 2,15 ребенка, порог вырождения составляет 1,6 ребенка, а рождается у нас -- 1,3 ребенка.

Теперь посмотрим на состояние населения. На начало 2002 года в республике было 406 тыс. инвалидов и ежегодный прирост их в последние 3 года составляет 50--58 тыс. человек. Следует отметить, что 72 процента из них получили инвалидность не по возрасту, а по болезням системы кровообращения (43%), новообразованиям (19,5%), болезням нервной системы. И самое страшное то, что в этой группе населения более 29 тысяч, или 7,2 процента, детей до 18-летнего возраста.

По моему убеждению, это главный критерий оценки последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и ответ на вопрос о том, исчезли ли проблемы, связанные с ней. Главной причиной такой ситуации является глубоко ошибочная государственная политика в отношении людей, пострадавших от чернобыльской катастрофы. Отсюда постоянное сокращение бюджетного финансирования на мероприятия по ослаблению ее последствий, фактическая отмена почти всех льгот пострадавшим от нее, лишение большей части детей возможности пройти хотя бы месячную реабилитацию в здравницах Беларуси.

Произошел развал системы радиационного контроля. Если в 1990 году в системе Госагропрома было 725 лабораторий, контролирующих все производство продуктов питания по технологической цепи от сырья до готового продукта, все колхозные рынки, то сейчас осталось менее одной трети. Из 370 независимых лабораторий института "Белрад" осталось 83. Практически ликвидирован Белорусский научно-исследовательский институт эндокринологии и радиационной медицины, со сложившейся материальной базой и коллективом высокопрофессиональных специалистов.

По мнению ученых физиков, сегодня доля внешнего облучения составляет не более 20% общей дозы, а 80 процентов привносят загрязненные продукты питания. По данным ученых физиков и радиобиологов, удельная радиоактивность тела -- более 50 беккерелей на килограмм веса взрослых людей является критической. За этим порогом начинаются все неприятности в виде болезней, перечисленных выше.

В загрязненной зоне люди питаются тем, что вырастили сами, не считаясь со степенью загрязнения. Другого выхода у них нет. Иных продуктов они кушать из-за хронической нищеты не могут. Собственная продукция является источником постоянного внутреннего облучения и производится она в достаточно большом количестве. Так, по данным местных центров радиационного контроля, каждый шестой литр молока значительно превышает допустимые уровни загрязнения. Это в среднем по зоне. В отдельных населенных пунктах и даже районах превышение достигает 14--26 раз.

Естественно, это губительно отражается на здоровье людей. Недаром при медицинском обследовании пяти загрязненных районов Гомельской области в конце 90-х годов из 10 человек только один оказался здоровым. У 6--7 человек имелся целый букет заболеваний, 2--3 страдали острыми заболеваниями. Не лучше и ситуация с детьми. В официальных докладах медиков на парламентских слушаниях Национального собрания Беларуси 15 апреля 2000 года и на научной сессии общего собрания Национальной Академии наук Беларуси 7 декабря 2000 года отмечалось, что число здоровых детей за период, прошедший после катастрофы уменьшилось в четыре с лишним раза: с 85% в 1985 г. до 20% -- в 2000 г. Даже в Минске, по результатам измерения цезия-137 в организме детей, проведенного независимыми центрами в 20 школах, только у 10 процентов его содержание было меньше 5 бк/кг, а максимальные величины составляли 700--900 бк/кг.

Аналогичные данные, но меньшие по величине, приводились и пятью годами раньше. Однако руководство республики проигнорировало эти тревожные сигналы и никаких мер по защите от радиации людей, проживающих в загрязненной зоне, не приняло.

Наука к 1990 году имела необходимые разработки. Их результатом явились технологии ведения сельского хозяйства в зависимости от уровней загрязнения почв, позволяющие многократно снизить радиоактивность продуктов питания. Чуть позже появились материалы по использованию пектинов, ускоряющих выведение радиоцезия из организма человека, полученные институтом "Белрад". Но и в этом случае власть имущие оказались глухими и слепыми. Научные рекомендации остались пылиться на полках, а энтузиаст своего дела член-корреспондент Национальной Академии наук Беларуси В.Б.Нестеренко стал завозить пектиновые препараты из Украины, где в отличие от Беларуси было налажено их производство. Но сколько он смог завести, не имея средств?

Поэтому руководству республики следовало бы серьезно повернуться к проблеме защиты людей от радиации и принять необходимые меры. В первую очередь нужно помочь людям вырастить более чистую продукцию растениеводства и животноводства там, где они проживают.

(статья дана с сокращениями)



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ