Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №75(15.05.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

29 апреля. Президент РМ В.Воронин встретился с заместителем помощника государственного секретаря США С.Пайфером, находящимся в Кишиневе с рабочим визитом. На встрече стороны выразили удовлетворение позитивным развитием отношений между Республикой Молдова и Соединенными Штатами. Отмечалось, что РМ и США заинтересованы в расширении и углублении молдавско-американского диалога в различных областях.

С.Пайфер передал главе молдавского государства послание от президента США, в котором еще раз подтверждается готовность американской администрации поддерживать усилия Молдовы в продвижении демократических реформ, европейской интеграции и восстановлении территориальной целостности страны. В.Воронин и С.Пайфер обсудили, кроме того, вопрос создания совместных комиссий по разработке новой Конституции Республики Молдова. В этой связи подчеркивалась важность вывода российского военного имущества из восточных районов республики и установления контроля на приднестровском участке границы Молдовы с Украиной. Американский дипломат выразил готовность США предоставить нашей стране гуманитарную помощь, необходимую для обеспечения стабильности в приднестровском регионе. В ходе беседы затрагивались также вопросы, связанные с нынешней стадией отношений между Молдовой и международными финансовыми организациями и подготовкой к местным выборам в РМ, которые состоятся 25 мая 2003 г. Президент РМ В.Воронин внес в парламент законодательную инициативу, согласно которой молдавские граждане получат право на приобретение гражданства других стран, сохраняя при этом молдавское гражданство. Согласно сообщению пресс-службы главы государства, проект закона призван закрепить и упорядочить на законодательном уровне конституционное право граждан Республики Молдова на двойное гражданство, исходя из положений Конституции, не предусматривающей ограничений относительно права граждан Республики Молдова на приобретение гражданства других стран.

30 апреля. Заместитель помощника Госсекретаря США посол С.Пайфер встретился с лидерами оппозиционных парламентских групп Д.Брагишем (Социал-демократический альянс) и Ю.Рошку (Христианско-демократическая народная партия).

Лидер ХДНП сообщил для прессы, что он обсудил с американским дипломатом два основных вопроса: условия, в которых проходит предвыборная кампания, и приднестровский конфликт. По его словам, он проинформировал С.Пайфера о том, что "в Республике Молдова местное самоуправление подорвано и восстановлена советская система устройства, в результате чего местная администрация была подчинена центру".

Ю.Рошка приветствовал "энергичное подключение США к приднестровскому урегулированию. "Надеюсь, что Америка, сказал он, поможет убедить Российскую Федерацию свернуть свое военное присутствие в восточном регионе Республики Молдова до конца текущего года, как того предусматривают решения саммитов ОБСЕ в Стамбуле и Порту". По его словам, "неправильно настаивать на плане федерализации" до тех пор, пока в Приднестровье не устранен российский военный фактор. Как подчеркнул Ю.Рошка, он выразил надежду на то, что "США не допустят, чтобы в результате федерализации Республика Молдова стала российским протекторатом".

Д.Брагиш сообщил, что на его встрече с американским послом обсуждались "вопросы, связанные с преодолением приднестровского кризиса, инвестиционным климатом в Республике Молдова, отношениями с международными финансовыми организациями, предвыборной кампанией".

30 апреля. Доходы обеспеченного населения в Молдавии 10,4 раза превышают доходы малообеспеченных людей, заявил заместитель директора департамента статистики и социологии В.Пынзару. "В 2001 году превышение составляло 11,4 раза. Тем не менее, социальное расслоение по-прежнему очень высоко. Следует отметить, что процесс поляризации городского населения гораздо выше поляризации на селе. Доходы обеспеченных горожан в 11,2 раза превышают доходы малообеспеченных, а сельской местности в 9,8 раза", - уточнил В.Пынзару.

1 мая. Несколько тысяч человек участвовали в митинге, посвященном Международному дню солидарности трудящихся, который провели в Кишиневе Партия коммунистов и другие политические формирования Левоцентристского союза и Конфедерация свободных профсоюзов Республики Молдова. На митинге присутствовали президент РМ В.Воронин, председатель парламента Е.Остапчук, премьер-министр В.Тарлев, члены Кабинета министров, депутаты.

С обращением к собравшимся выступил В.Воронин. Он, в частности, сказал: «…Раньше в такой праздник со всех трибун было принято перечислять трудовые успехи коллективов, определять новые рубежи социальных и культурных достижений. Это и понятно - Первомай был еще и праздником труда, а в нашем обществе тогда главной социальной добродетелью являлся именно труд. Конечно, сегодня мы еще не готовы следовать этой давней традиции Первомая. Но верю, что она обязательно возродится, если мы действительно намерены построить современное общество, в котором труд будет служить нравственным мерилом смысла жизни человека. И я надеюсь, что такое время придет. В силу оказанного мне доверия быть главой государства, я стремлюсь делать все, чтобы ускорить приход этого времени».

1 мая. В столице Приднестровья Тирасполе состоялся митинг, посвященный Дню международной солидарности трудящихся. На центральной площади города собрались представители трудовых коллективов предприятий и учреждений. Среди официальных лиц, присутствовавших на митинге, были глава столичной госадминистрации В.Костырко, председатель горсовета народных депутатов В.Иванченков, председатель Комитета Верховного Совета ПМР по обороне и безопасности В.Боднар, председатель Федерации профсоюзов Приднестровья В.Сохин.

Выступившие на митинге представители профсоюзов говорили о сложной социально-экономической ситуации в Приднестровье, снижении уровня жизни, нередких случаях ущемления прав тружеников, низкой заработной плате в отраслях бюджетной сферы, задолженностях по ее выплате.

Полуторачасовой митинг завершился принятием резолюции, в которой изложены требования и предложения трудовых коллективов к республиканским органам власти. В резолюции содержатся требование к президенту Молдовы В.Воронину отказаться от всяческого давления на Приднестровье, а также призыв к России как можно дольше оставалась гарантом молдавско-приднестровского урегулирования.

2 мая. Премьер-министр РМ В.Тарлев, участвовавший в Москве в саммите глав правительств СНГ, встретился с премьер-министром Украины В.Януковичем. Премьеры проанализировали социально-политическую ситуацию на Украине и в Республике Молдова. В.Тарлев выразил уверенность в сохранении последовательности в молдавско-украинских отношениях. Он поблагодарил Украину за ее позицию как государства-гаранта в процессе урегулирования приднестровского конфликта. В этой связи молдавский премьер отметил необходимость размещения совместных молдавско-украинских таможенных постов на участке границы, контролируемом в настоящее время тираспольскими властями. Безопасность границы, по его мнению, значительно снизит поток контрабанды, которая проникает через приднестровскую территорию на Украину и в Молдову. В.Тарлев ходатайствовал о вмешательстве нового украинского правительства в решение вопроса о транзите молдавской скоропортящейся продукции через территорию Украины, а также об установлении квоты на экспорт свекловичного сахара из РМ. В ходе встречи также шел разговор о подписании нового договора о свободном товарообмене между Республикой Молдова и Украиной.

4 мая - На встрече с президентом РМ В.Ворониным жители села Сэнэтэука и других населенных пунктов Сорокского уезда сектора Каменка обратились к нему с просьбой поддержать их в решении проблем социального порядка, газификации, восстановления объектов социального и культурного назначения, в частности местной больницы. Кроме того, сельчане просили оказать содействие в решении проблемы трансляции передач национального телеканала в этом селе.

Глава государства подчеркнул, что нынешнее руководство страны и в дальнейшем будет делать все возможное для восстановления социально-экономической ситуации в стране и улучшения жизни граждан Молдовы. При этом он подчеркнул, что решение о восстановлении районов продиктовано, именно, стремлением приблизить органы местной власти к гражданам и облегчить оперативное решение проблем, с которыми сталкивается население.

5 мая. Министр иностранных дел России И.Иванов заявил в Бухаресте, где он находился с официальным визитом, что Российская Федерация строит свои отношения с Республикой Молдова исходя из принципа суверенитета и независимости.  "С Республикой Молдова, так же как и с Румынией, нас связывают исторические отношения, но каждую из этих стран мы рассматриваем в качестве независимых субъектов международного сообщества", подчеркнул глава российского МИД.

И.Иванов отметил также заинтересованность Москвы в урегулировании приднестровского конфликта исключительно политическим путем. Он заявил, что этот вопрос должны решать граждане Республики Молдова в ходе переговоров между Кишиневом и Тирасполем. Россия, в свою очередь, совместно с Европейским союзом будет оказывать необходимую поддержку в создании нормальных условий жизнедеятельности граждан всех национальностей в рамках единого государства, заверил министр иностранных дел РФ.

5 мая. По данным Департамента статистики и социологии РМ, по состоянию на 1 января 2003 года численность населения Республики Молдова без учета Левобережья и муниципия города Бендеры (находится на левом берегу Днестра) составляла 3 млн. 617,7 тыс. чел.. Из общего количества населения почти 1 млн. 499 тыс. человек - горожане, 2 млн. 118,6 тыс. - сельские жители.

5 мая. Пенсионеры Молдовы останутся единственной в стране категорией граждан, которой после 1 января 2005 года будет официально разрешено пользоваться старыми советскими паспортами.

Как сообщила руководитель пресс-центра Департамента информационных технологий Е.Хороших, паспорта для внутреннего пользования бывшего СССР образца 1974 года будут признаваться действительными и бессрочными на территории РМ только для пенсионеров. Иностранным подданным, проживающим в Молдове и имеющим советские паспорта, следует в срочном порядке обратиться в дипломатические представительства своих государств для получения национальных документов, удостоверяющих личность, которые будут  основанием для получения вида на жительство в РМ.

5 мая. Из Приднестровья в Россию с начала 2003 года отправился 11-й железнодорожный состав с боеприпасами бывшей 14-й российской армии. С 2001 года из приднестровского региона, как полагают военные эксперты ОБСЕ, вывезено более 10 тыс. тонн боеприпасов из почти 42 тыс. тонн, хранящихся в поселке Колбасна. Всего с начала этого года из Приднестровья отбыло 35 железнодорожных составов, 24 из них - с российской военной техникой и другим военным имуществом.

6 мая. Глава (башкан) Автономно-территориального образования Гагаузия Г.Табунщик отбыл с официальным визитом в Турцию. Главная цель визита - получение второго транша кредита в размере 20 млн. долл. США, необходимого для обеспечения населенных пунктов региона высококачественной питьевой водой. В ходе встреч с руководством и представителями деловых кругов Турции глава автономии планирует обсудить условия производственного инвестирования, создания совместных предприятий с привлечением отечественного и зарубежного капитала, а также вопросы двустороннего сотрудничества в области образования.

7 мая. Россия – правопреемница СССР - не забывает о ветеранах Великой Отечественной войны, проживающих в Приднестровье, и по мере возможности, ежегодно оказывает им посильную моральную и материальную помощь, сообщает приднестровское агентство "Ольвия-пресс". В канун 58-й годовщины Дня Победы советского народа над фашистской Германией, посольство Российской Федерации в РМ совместно с Советом ветеранов ПМР организовало для них праздничный концерт, который состоялся в большом зале гарнизонного Дома офицеров. Художественные коллективы из городов Приднестровья подарили ветеранам целый букет прекрасных песен советского времени. В этот же день ветеранам войны, участникам боевых действий, имеющим российское гражданство, от имени правительства РФ была оказана материальная помощь.

7 мая. Посол Соединенных Штатов в Кишиневе П.Смит призвала граждан Республики Молдова участвовать в местных выборах, предстоящих в конце этого месяца. "25 мая у вас будет возможность выбрать свое будущее", отметила глава американской дипломатической миссии, выступая перед преподавателями и студентами Технического университета Молдовы.

США приветствуют развитие в Республике Молдова практики демократических выборов. Голосуя, каждый гражданин вносит свой вклад в утверждение этой практики, отметила П.Смит. Отвечая на вопросы присутствующих, посол отметила, что все мировое сообщество будет внимательно следить - посредством группы наблюдателей, уполномоченных ОБСЕ, за ходом всей избирательной кампании, а не только за самим голосованием, которое состоится 25 мая, поскольку очень важно, чтобы всем кандидатам было обеспечено справедливое отношение со стороны власти.

8 мая. Газета "Независимая Молдова" опубликовала заявление президиума Совета ветеранов Республики Молдова, Совета ветеранов муниципия Кишинева, в котором говорится: "Уважаемые сограждане, дорогие ветераны Великой Отечественной войны! 9 мая наша республика, весь народ Молдовы отмечает День Великой Победы. Для всего человечества, так же как и для всех жителей нашей страны, это день избавления от угрозы фашистского рабства, день памяти жертв фашистского террора, день великого подвига, совершенного народами земли во имя свободы и независимости. Проходят десятилетия, но праздник Победы остается непреходящей ценностью для всех поколений. Он навсегда вписан в историю каждой семьи, каждого человека. На земле Молдовы всякий раз праздник 9 Мая становился днем солидарности и единения людей различных национальностей, возрастов и политических взглядов.

Но в этом году, именно на этот весенний день, власти города, используя предлог празднования Дня Европы, санкционировали проведение уличных акций ХДНП (крайне правая националистическая партия христианских демократов в Молдавии - прим. составителя хроники). Понимая и разделяя с европейским сообществом значение объединения свободных наций, ставшее возможным, в том числе и в результате победы народов Европы над фашизмом, ветераны Республики Молдова рассматривают саму акцию ХДНП, равно как и санкционирование на ее проведение, как кощунство над памятью павших в годы войны. ХДНП - пожалуй, единственная политическая организация Республики Молдова, которая последовательно, из года в год, подвергала сомнению значение и смысл подвига советских солдат, именовала ветеранов Великой Отечественной войны оккупантами, не признавала их заслуг ни перед Молдовой, ни перед объединенной и свободной Европой. Именно ХДНП и ее лидеры, находясь у власти, лишили город Кишинев памятных досок и наименований улиц в честь героев Великой Отечественной войны, именно ХДНП отстаивала идею сооружения в столице Молдовы памятника фашисту и палачу - маршалу Антонеску.

Президиум Совета ветеранов Республики Молдова, Совет ветеранов муниципия Кишинева выражают протест организаторам данной акции, и, в первую очередь, генеральному примару муниципия С.Урекяну, санкционировавшему этот шабаш. Ветераны столицы и всей Молдовы возмущены циничным демаршем городских властей и выражают уверенность, что с нашим протестом солидарны все, для кого дороги и священны идеалы борьбы с фашизмом".

8 мая. Парламент Республики Молдова принял в окончательном варианте Закон о ветеранах. По инициативе президента В.Воронина в закон внесена новая, четвертая глава, предусматривающая учреждение с 1 мая 2003 года ежемесячной государственной субсидии лицам, имеющим особые заслуги перед государством. Финасирование мер по защите ветеранов будет обеспечено из госбюджета, бюджета государственного социального страхования, а также бюджетов административно-территориальных единиц.

8 мая. Министр по реинтеграции Республики Молдова В.Шова выступил с заявлением, в котором говорится: "В последнее время в адрес правительства в массовом порядке обращаются граждане Республики Молдова по вопросам необоснованного взимания денежных сборов при въезде в приднестровский регион страны, обязательной регистрации и получения так называемой "миграционной карты".

Особенно остро стоит эта проблема для жителей населенных пунктов, находящихся близ городов Бендеры, Дубоссары, Рыбница и др. Многие из них по роду своей деятельности вынуждены пересекать ежедневно установленные в одностороннем порядке приднестровские контрольно-пропускные пункты. Вызывает недоумение принятое также администрацией Тирасполя решение о введении с 15 мая с.г. транспортного сбора в размере 10 % от стоимости перевозки грузов для всех перевозчиков, не зарегистрированных в приднестровском регионе Республики Молдова.

Принятые тираспольской стороной односторонние меры являются грубым нарушением установленного режима, действующего в зоне безопасности, а также ущемлением прав и свобод человека, что вызывает справедливое возмущение граждан. Несмотря на неоднократные обращения к тираспольской администрации и в Объединенную контрольную комиссию , конкретные действия по отмене этих мер до сих пор не предприняты.

Введение указанных мер входит в явное противоречие с теми позитивными тенденциями, которые наблюдаются в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию. Подобные действия тираспольской администрации могут привести к дестабилизации ситуации в зоне безопасности и сказаться самым негативным образом на состоянии приднестровского урегулирования.

Выражаем надежду на содействие в разрешении возникших проблем и со стороны посредников, стран-гарантов в приднестровском урегулировании - Миссии ОБСЕ в Молдове, Российской Федерации и Украины.

В связи с вышеизложенным, мы призываем тираспольскую администрацию принять срочные меры по отмене принятых решений и созданию благоприятных условий для свободного перемещения людей, товаров и услуг в приднестровский регион Республики Молдова".

9 мая. В Приднестровской Молдавской Республике был всенародно отмечен День Победы. Утром в столице Приднестровья Тирасполе прошел традиционный праздничный митинг с участием главы государства, членов Кабинета министров, депутатов Верховного Совета, столичных органов власти. Президент ПМР И.Смирнов, обращаясь к ветеранам с торжественной речью, отметил, что государству дороги их заветы и идеалы и что республика, которая стремится к признанию и независимости, в ходе трудного переговорного процесса намерена завоевать право наравне с Молдовой быть субъектом будущей договорной федерации.

9 мая. С церемонии возложения цветов к памятнику молдавскому господарю (15 век) Штефану чел Маре в центре Кишинева в память героев, павших во Второй мировой войне, началось празднование Дня Победы в Молдавии. В мероприятиях по случаю годовщины великой победы приняли участие президент РМ В.Воронин, председатель парламента Е.Остапчук, премьер-министр В.Тарлев.

Руководители страны посетили Мемориальный комплекс, где присутствовали на митинге, посвященном памяти героев, павших в годы Второй мировой войны. Участники митинга почтили минутой молчания павших на полях сражений и возложили венки и цветы к двум историческим памятникам Мемориального комплекса и к 155 плитам с именами погибших героев.

10 мая. В Приднестровье опубликован проект приватизации дубоссарского винзавода «Букет Молдавии». По мнению министра экономики ПМР Е.Черненко, несмотря на то, что предприятие является рентабельным и не имеет задолженности, приватизировать его необходимо, ибо это позволит найти деньги для наращивания объемов производства. Сегодня мощности завода загружены только на 20%. Для того, чтобы увеличить выпуск продукции, необходимо обновить оборудование, расширить рынки сбыта. Самостоятельно решить эту проблему завод не может. Поэтому дальнейшее развитие дубоссарского винзавода в правительстве связывают с приходом инвестора.

Новый собственник «Букета Молдавии» будет выбран на конкурсной основе и ему придется выполнить ряд требований. На заводе необходимо провести реконструкцию, сохранить трудовой коллектив, к 2005 году увеличить загруженность мощностей производства с 20% до 50%.

По словам Е.Черненко, цена, по которой предполагается выставить «Букет Молдавии» на аукцион, составляет 3,6 млн. долл. США. До 2005 года в модернизацию предприятия потребуется вложить около 10 млн. долл. Основной претендент на покупку дубоссарского винзавода - Московский торговый дом «Арома», который уже 7 лет занимается продвижением торговой марки «Букет Молдавии» на рынке России и других государств.

12-13 мая. В Кишиневе под эгидой Парламентской Ассамблеи ОБСЕ (ПАСЕ) прошел международный семинар по проблемам федерализма. В ходе семинара депутаты парламента, политические лидеры, другие официальные лица из стран ОБСЕ обсудили различные модели федерализма сквозь призму возможного применения одной из них в условиях Молдовы. В работе форума приняли участие более 60 парламентариев, политических лидеров и других официальных лиц из 15 стран ОБСЕ. Они работали два дня (по одному в Кишиневе и Тирасполе) в трех рабочих секциях: "Европейские модели федерализма", "Молдова как партнер в европейском сотрудничестве", "В поисках решения".

Председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Б.Джордж, принимавший участие в работе международного семинара, заявил журналистам, что в рамках этого форума его устроители стремятся показать Кишиневу и Тирасполю различные федеральные модели, которые могли бы послужить обеим сторонам источником вдохновения в поисках оптимального варианта, взаимоприемлемого на этом политическом и географическом пространстве.

Открывший семинар вице-председатель парламента РМ В.Мишин отметил, что за десять лет процесс урегулирования приднестровского кризиса пока конкретными результатами не увенчался.

Заместитель председателя Верховного совета Приднестровья Е.Шевчук, отметил в своей речи, что за последние годы переговорный процесс по приднестровскому урегулированию проходил под знаком беспрецедентного напряжения, о чем свидетельствует, по его мнению, и отсутствие встреч между Республикой Молдова и Приднестровьем на высшем уровне, равно как и "холодная война" на экономическом уровне и в средствах массовой информации, которую, по его мнению, Кишинев развязал против Тирасполя.

Шевчук подтвердил приверженность тираспольской администрации строительству отношений с Кишиневом на договорной основе в рамках будущей федерации




Приднестровская Молдавская Республика

Геннадий Коненко

После того, как участникам переговорного процесса - Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина и ОБСЕ - были предложены на рассмотрение новые проекты документов по окончательному урегулированию приднестровской проблемы (июль 2002 г. и февраль 2003 г.), предусматривающие федеративное устройство будущего молдавского государства, и появилась надежда на разрешение застаревшего конфликта между Кишиневом и Тирасполем, средства массовой информации и читатели стали проявлять больше интереса к Молдавии и Приднестровью и региону в целом.

Публикуемый ниже материал, как кажется, может дать определенную картину того, что сегодня представляет собой Приднестровская Молдавская Республика.

В одном из следующих номеров информационно-аналитического бюллетеня Института стран СНГ будет помещена статья также и по Республике Молдова.

В административном отношении Приднестровский регион состоит из Каменского, Рыбницкого, Слободзейского, Дубоссарского и Григориопольского административных районов и включает также как отдельные административные единицы города республиканского подчинения Тирасполь и Бендеры. Тирасполь является столицей Приднестровской Молдавской Республики (ПМР).

Население. По подсчетам статистиков, на начало 2002 год в Приднестровье проживало около 650 тысяч человек (17% населения Молдавии). Из них: примерно 225 тысяч молдаван (более 34% населения ПМР), более 190 тысяч украинцев, около 190 тысяч русских, 14 тысяч болгар, более 12 тысяч евреев, почти 5 тысяч гагаузов и около 20 тысяч человек - представителей других народностей. Последняя перепись населения в Приднестровье проводилась в 1989 году.

Официальными языками ПМР являются русский, украинский и молдавский (на кириллице) языки.

Историческая справка. В средние века Приднестровье являлось зоной смешанного расселения славян, молдаван и кочевых народов Северного Причерноморья. В Х1У-ХУ1 вв. территория находилась под контролем крымских татар, в XVII в. на нее распространилось господство Османской империи.

Договор 1711 года между Петром 1 и молдавским господарем Д.Кантемиром предусматривал, что, в случае успеха в войне против турок, граница России с Молдавией пройдет по Днестру.

В результате русско-турецкой войны 1787-92 гг. Приднестровье входит в состав России.

В 1812 г. в Российскую империю было включено междуречье Прута и Днестра, где создается Бессарабская губерния.

В 1918 г. после оккупации Бессарабии румынскими войсками провозглашается ее воссоединение с "исторической родиной". Левобережье Днестра остается за Россией. 12 октября 1924 года на этой территории создается Молдавская АССР в составе Украинской ССР.

26 и 27 июня 1940 года советское правительство выдвигает Румынии два ультиматума с требованием безоговорочной передачи СССР Бессарабии и Северной Буковины. 28 июня 1940 г. войска Красной Армии вступают на эти территории. В соответствии с принятым в августе того же года решением Верховного Совета СССР была образована Молдавская Советская Социалистическая Республика. В ее границы были включены и районы Приднестровья.

Приднестровский конфликт. Сложные социально-политические проблемы в Молдавии накануне распада СССР, приход к власти крайне правых националистических сил, проводивших политику ущемления прав некоренного, в первую очередь, русскоязычного населения, привели к обострению обстановки в Приднестровье, а затем в марте 1992 г. и к вооруженному противостоянию между Кишиневом и Тирасполем. Прекращение огня было достигнуто благодаря вмешательству России, в результате чего 21 июля 1992 г. было подписано российско-молдавское Соглашение о принципах мирного урегулирования конфликта.

В настоящее время в зоне конфликта расположены миротворческие силы России, Молдавии и Приднестровья, действуют Объединенная контрольная комиссия и Объединенное военное командование. В зоне конфликта присутствуют также военные наблюдатели от Украины.

При посредничестве России, Украины и ОБСЕ между Кишиневом и Тирасполем ведутся переговоры об окончательном урегулировании приднестровского конфликта и особом правовом статусе Приднестровья. В апреле 2003 г. по обоюдному согласию сторон была сформирована и приступила к работе совместная молдавско-приднестровская комиссия по выработке новой Конституции страны, которая при участии наблюдателей от России, Украины, ОБСЕ и Евросоюза должна будет определить основные принципы федеративного устройства будущего общего молдавского государства. Приднестровье выступает за создание федерации, в которой ее субъекты обладали бы равными правами. Молдова же выдвигает идею построения т.н. "ассиметричной" федерации, где приднестровский регион имел бы особый статус, но занимал бы подчиненное по отношению к Центру положение.

Политическая система. В соответствии с Конституцией, принятой на референдуме 24 декабря 1995 г., и изменениями, внесенными в нее на основании Конституционного закона от 30 июня 2000 г., статус Приднестровья определен как "суверенное, независимое, демократическое и правовое государство". Главой провозглашенной 2 сентября 1990 года "Приднестровской Республики" (полное название "Приднестровская Молдавская Республика" было введено 5 ноября 1991 г.) является президент. 9 декабря 2001 г. на эту должность был вновь избран И.Н.Смирнов, который одновременно является главой исполнительной власти - председателем правительства.

Еще до президентских выборов 2001 г. по инициативе И.Н.Смирнова в законодательный орган страны Верховный Совет был внесен проект упомянутого выше Конституционного закона, который предусматривал дальнейшее усиление власти президента. ПМР из парламентско-президентской республики, по сути, становится президентской.

Верховный Совет ПМР является однопалатным парламентом, состоящим из 43 депутатов. На прошедших 10 декабря 2000 г. выборах победу одержала коалиция, в которой главную роль играло движение "Обновление", созданное при непосредственном участии И.Н.Смирнова и его ближайшего окружения. В итоге сторонники приднестровского лидера имеют в законодательном органе более 50% депутатских мандатов. Движение "Единство Приднестровья", созданное представителями российского среднего бизнеса, не рискнув стать официальным участником избирательной кампании, выступило вместе с "Союзом промышленников, аграриев и предпринимателей Приднестровья" (СПАП). Обе организации получили в парламенте 13 мест. Кроме представителей "Обновления", "Единства" и СПАП, в ВС ПМР были избраны 5 "независимых" и 2 кандидата от левой оппозиции. Председателем Верховного Совета вновь стал Г.С.Маракуца.

Политический спектр в регионе неоднороден. На левом фланге приднестровского политического спектра заметны Партия народовластия, Совет ветеранов войны, труда и вооруженных сил, Союз женщин, Союз защитников Приднестровья. Сюда можно было бы отнести также Коммунистическую партию трудящихся Приднестровья, организацию "Честь и Родина", Коммунистическую партию Приднестровья - КПСС, но в силу своей малочисленности самостоятельной роли в политической жизни региона они практически не играют.

В центре находятся общественно-политическое движение "Единство Приднестровья", Союз промышленников, аграриев и предпринимателей, а также образованное в срочном порядке к парламентским выборам 2000 года пропрезидентское движение "Обновление", о котором речь шла выше.

Правое крыло представляет, и то с известной натяжкой, движение "За развитие Приднестровья", которое выступает за рыночный путь развития и активизацию диалога с Кишиневом, хотя подобных лозунгов придерживаются также и некоторые "левые", не говоря о "центристах".

Отдельно следует сказать о такой организации, как Объединенный совет трудовых коллективов Приднестровья, который сыграл решающую роль в мобилизации населения на отпор националистическим поползновениям Кишинева в конце 80-х - начале 90-х г.г. и в первые годы после провозглашения Приднестровской Молдавской Республики. Как известно, в ОСТК начинали свою политическую карьеру многие известные сегодня политические деятели ПМР.   

Сейчас, когда основная масса средних и мелких предприятий, фабрик, заводов простаивает, роль ОСТК существенно упала, но структура, как таковая, осталась, и руководство ПМР часто использует организацию в пропагандистских целях

Кроме законодательной и исполнительной власти, в Приднестровье имеется, как и в других государствах, судебная власть.

Имеются собственные вооруженные силы, состоящие из сухопутных частей и авиационных (вертолетных) подразделений. Их численность составляет примерно 5 тыс. человек, а при полном развертывании может достигать (по оценкам приднестровцев) 18 тысяч человек. Кроме Министерства обороны, в Приднестровье функционируют и другие силовые ведомства: Министерство государственной безопасности, Министерство внутренних дел и подчиненные им структуры.

Экономика. В Приднестровье, занимающем 12% территории РМ, сосредоточено около 30% промышленного производства Молдавии. На долю Левобережья приходится 90% вырабатываемой в РМ электроэнергии. Через регион проходят все важнейшие транспортные и энергетические коммуникации, связывающие Молдавию с другими странами СНГ.

Политическая неурегулированность приднестровского вопроса и политика таможенной и экономической блокады Приднестровья со стороны Молдавии продолжают оказывать негативное воздействие на экономику региона.

Объем промышленного производства сократился в 2002 г. до 284 млн. долл. США (в 2001 г. он равнялся 381 млн. долл.). Наиболее сильно пострадали от репрессивных мер Кишинева, поддержанных Западом, бюджетообразующие отрасли - металлургия, электротехническая промышленность и др. В черной металлургии спад достиг 52%, в электротехническом производстве-35%, машиностроении-28%, производстве стройматериалов-22%.

Остановить падение производства руководство ПМР надеется с помощью создания совместных предприятий и приватизации. Президент подписал на этот счет соответствующий закон. Однако результаты приватизации весьма неутешительны. Перешли в частную собственность буквально единицы промышленных объектов.

В Приднестровье на сегодня зарегистрировано примерно 250 совместных предприятий, 70% из них связаны с оффшорными зонами. За большинством СП стоят российские партнеры, а также инвесторы из Германии, Италии, Франции и др. стран.

Тяжелым оставалось положение в агропромышленном комплексе. Снижение объема произведенной сельхозпродукции в прошлом году по сравнению с 2001 г. вновь составило порядка 10%. Сократилось производство зерна, овощей, молока, яиц. По-прежнему не обрабатывается треть пахотных земель. Урожайность зерна за последние 10 лет упала с 35-40 ц/га до 13,5 ц/га, овощей - с 200-250 ц/га до 56 ц/га.

И здесь, как выход из сложившейся ситуации, руководство попыталось найти на пути приватизации земли. 6 апреля в Приднестровье был проведен референдум по вопросу частной собственности на землю, который, однако, был признан несостоявшимся по причине массовой неявки населения к урнам для голосования. Впервые жители Приднестровья не поддержали инициативу властей.

Иностранный инвестор пока неохотно идет в Приднестровье, надо полагать, по причине той же нерешенности приднестровской проблемы в целом и отсутствия ясности относительно прав региона в вопросах собственности и, прежде всего, на расположенные на его территории экономические объекты.

Внешнеторговый оборот Приднестровья в 2002 г. уменьшился на 33% и составил 467 млн. долл. США вместо примерно 600 млн. долл. в 2001 г.. Экспорт равнялся цифре в 154,5 млн. долл. - уменьшение в 2 раза по сравнению с 2001 г. Импорт также сократился и составил 312,5 млн. долл. Отрицательное сальдо, таким образом, достигло достаточно внушительной по приднестровским масштабам суммы - 158 млн. долл. США.

Приднестровская продукция идет сегодня, главным образом, в Россию, Италию, Германию, Грецию, Китай и др. Экспортные поставки в США сократились на 98% за счет отказа американцев покупать сталь и прокат Молдавского металлургического завода, расположенного в ПМР. Импорт осуществляется из России, Украины, Германии, Польши.

Бюджетная ситуация Приднестровья в 2002 г. также оставалась сложной с учетом тяжести обслуживания внешнего долга (988,5 млн. долл. США). Из них 803,7 млн. долл. (включая пени 350,6 млн. долл.) составляет задолженность за поставки российского природного газа.

 По данным статистического управления Приднестровья, среднемесячная номинальная зарплата в 2002 г. составила 43 долл., в то время как минимальная потребительская корзина, согласно Федерации профсоюзов Приднестровья, составляет более 50 долл.

В целом социально-экономическая ситуация в Приднестровье характеризуется дальнейшим нарастанием кризисных явлений, коррупцией, криминализацией бизнеса, падением жизненного уровня населения, ростом безработицы.

По мнению целого ряда политических и экономических экспертов, главная причина имеющихся многочисленных проблем в Приднестровье, так же, как и в Республике Молдова, заключается в разделенности страны, и чем быстрее будут окончательно нормализованы отношения между Кишиневом и Тирасполем, тем быстрее и эффективнее эти проблемы можно будет решать общими силами на благо всего населения, проживающего на обоих берегах Днестра.




Коммерсант Plus,
25 апреля 2003

На местных выборах может проиграть... власть

 Остался всего лишь месяц до проведения выборов в местные органы власти - 25 мая избирателям предстоит определить судьбу кандидатов. Бесспорно, основная борьба развернется в Кишиневе - мэр столицы всегда был одной из ведущих фигур в молдавской политике. На сегодняшний день Центризбирком зарегистрировал 7 кандидатов на пост генерального примара Кишинева: Серафим Урекян, Василий Згардан, Влад Кубряков, Валерий Клименко, Михаил Петраке, Михаил Северован и Виорел Цопа. Также о своем желании участвовать в борьбе за пост мэра столицы заявил лидер республиканской партии Валерий Ефремов. Возможно, список будет дополнен еще одной-двумя кандидатурами. Тем не менее, предварительный прогноз можно сделать уже сегодня. Безусловно, в столице фаворитами предвыборной гонки являются действующий примар Серафим Урекян и выдвиженец правящей партии - Василий Згардан. Причем позиции первого за месяц до выборов выглядят намного выигрышнее.

Серафим Урекян. Анализ сложившейся ситуации свидетельствует о том, что электоральный ресурс ныне действующего мэра на сегодняшний день более значителен: он продолжает занимать в рейтинге позиций основных претендентов устойчиво лидирующее положение. При грамотной избирательной кампании Урекяну под силу набрать 35-40% голосов. По обобщенным данным, отрыв действующего мэра от его основного оппонента В.Згардана сегодня оценивается в 13-17%.

Это обусловлено целым рядом факторов, наиболее важными из которых являются: значительный уровень публичности; стабильное, несмотря на ряд издержек, присущих любому хозяйственному организму, положение в сфере жилищно-коммунального обеспечения горожан; относительный уют и благоустроенность жилых массивов города в сравнении с другими населенными пунктами республики; развитая инфраструктура сферы обслуживания населения; отлаженная система городского транспорта; удачное развитие альтернативных средств пассажирских перевозок. Именно поэтому Урекян, начиная с середины 90-х, ежегодно уверенно входит в первую тройку самых влиятельных людей столицы. Помимо деловых качеств, избирателям всегда импонировал психологический портрет мэра (за глаза уважительно называемого Серафимычем), обладающего несомненной харизмой "своего парня", который формулирует мысли на понятном народу языке, увлекается шахматами, доступен в общении с людьми. Везде его принимают хорошо: строители, артисты, байкеры. Прибавим сюда скромный, непритязательный стиль в одежде, добродушную и обаятельную улыбку, способность мягко, но последовательно влиять на людей, не навязывая свою "начальственную" точку зрения. Сильной, с точки зрения электоральных пристрастий кишиневцев, отнюдь неизбалованных достатком, является и его биография, выгодно отличающаяся от биографий других функционеров местного политбомонда. Немаловажным представляется и то, что Урекян в "смутные годы всеобщего перераспределения материальных благ постсоветской эпохи" оказался вне экономических конфликтов. Его оппоненты никогда не находили достаточных для публичного освещения сведений, свидетельствующих о какой-либо моральной или финансовой нечистоплотности мэра, фактов его причастности к каким-либо теневым аферам, которые в достатке выплескиваются СМИ за последние годы. Вместе с тем ныне действующий мэр так и не смог сформировать в своем ближайшем окружении команду трезвомыслящих профессионалов, что, естественно, накладывает свой отпечаток на стиль управления городом.

Несмотря на высокие рейтинги, Серафим Урекян отказался от карьеры в большой политике. Неоднократно его фигура рассматривалась в качестве премьер-министра Молдовы. Более того, многие политологи прочат ему должность президента. Обрисовывая политический портрет кандидата, можно утверждать, что за него сегодня готовы проголосовать средний класс, молодежь, предприниматели, интеллигенция и большая часть пенсионеров.

В политическом плане Серафима Александровича поддержал избирательный блок "Наша Молдова", в состав которого вошли: Либеральная партия (Вячеслав Унтилэ), Социал-демократический альянс Молдовы (Дмитрий Брагиш), Социально-политическая организация "Альянс независимых Республики Молдова" (Серафим Урекян), Партия реформы, Народно-демократическая партия Молдовы, Экологическая партия Молдовы "Alianta Verde". Успех Урекяна на предстоящих выборах во многом зависит от агитационной работы. Его главные оппоненты - правящая партия, которая агитацию начала задолго до официального старта предвыборной кампании, поэтому результаты будут во многом определяться проделанной работой.

Василий Згардан. Позиции основного оппонента действующего мэра - В.Згардана, нынешнего министра транспорта и связи - на сегодняшний день много скромнее. Василий Згардан и министром стал не так уж давно, поэтому не успел зарекомендовать себя даже на этой должности. В молдавском обществе людей второго плана (Згардан был заместителем министра транспорта и связи) рядовые избиратели практически не знают и, тем более, не в курсе дела его трудовых успехов. Однако згардановский козырь - то, что он является выдвиженцем ПКРМ, членом которой, кстати, не является. С одной стороны, это плюс, с другой - минус. Безусловно, часть сомневающегося электората "клюнет" на его беспартийность. В то же время коммунисты по этой же причине рискуют потерять определенный процент своих сторонников. Перевес, скорее всего, будет не в сторону Згардана. Более того, беспартийный коммунист Згардан в начале 90-х был замечен среди лиц, приближенных к первому президенту Мирче Снегуру. Этот "правый уклон" в карьере будущего министра транспорта и связи, безусловно, всплывет в ходе проведения предвыборной кампании.

Трудно говорить о каких-либо личных качествах Василия Згардана, поскольку они мало кому известны. Поддержка ПКРМ и, соответственно, административного ресурса позволяет Василию Згардану входить в число основных претендентов на кресло мэра Кишинева. Одним из значительных факторов, объективно повышающих рейтинг Згардана, является его непосредственная приближенность к властям и работа в системе коммунального хозяйства (7 лет возглавлял ЖЭК). Однако успех от этих факторов зависит опять же от стратегии избирательной кампании. Начатая коммунистами травля Серафима Урекяна может привести к противоположному результату. Электорат Згардана составляют преданные партии коммунисты, отличающиеся высоким уровнем дисциплины, и очень недовольные Серафимом Урекяном избиратели. Хотя, нельзя забывать, что недовольные, возможно, отдадут свои голоса другим претендентам на кресло генерального примара.

Влад Кубряков. В политическом спектре предстоящих выборов в Кишиневе центр представляет Серафим Урекян, левое крыло - Василий Згардан. Правые в лице ХДНП выдвинули Влада Кубрякова. Выбор на Кубрякова пал неслучайно. Во-первых, на сегодняшний день это одна из самых раскрученных кандидатур от Христианско-демократической народной партии. Его странное исчезновение годовой давности и такое же странное появление позволили раскрутить имя Кубрякова. Во-вторых, он не был замешан в каких-либо финансовых делах, которые попали на страницы печати. Имя Кубрякова также связано со скандалом вокруг регистрации Митрополии Бессарабии. Активно участвовал он в различных массовых акциях протеста, организованных ХДНП. Влад Кубряков "берет" избирателя религиозностью и русофобией - козырем всех предвыборных кампаний ХДНП. Электорат тот же: националистически настроенная интеллигенция и пенсионеры, выпускники румынских вузов, молодежь. Так называемый "сомневающийся" электорат Кубрякову свои голоса не отдаст.

Виорел Цопа. Кандидатура четвертого кандидата на пост мэра в лице бывшего банкира Виорела Цопы не представляется загадочной, как некоторые склонны полагать. В серьезность его намерений победить на мэрских выборах сегодня не верит никто. Кандидатуру Цопы выдвинули объединившиеся Социал-демократическая партия Оазу Нантоя и Социально-либеральная партия Олега Серебряна. С одной стороны, оба политических формирования не представляют серьезной угрозы никаким политическим силам республики, с другой - они выдвигают неизвестного избирателям бывшего банкира. Виорел Цопа пытается играть на своей молодости и профессионализме, однако этот козырь в Молдове не проходит, и последние парламентские выборы - еще одно тому доказательство. Выдвигая Цопу, О.Нантой и О.Серебрян преследуют одну лишь цель - проверить свой электорат накануне парламентских выборов, к которому могут присоединиться недовольные политикой действующего мэра и правящей партии избиратели.

В то же время отталкивающим фактором для избирателя является "крыша" Нантоя и Серебряна - фигур, не пользующихся доверием и симпатией избирателей. Нантой никогда не отличался оригинальностью в проведении PR-акций, и на этих выборах социал-демократо-либералы наступают на те же грабли: простые листовки, незамысловатые лозунги, не оправдавшая себя нантоевская социал-демократическая доктрина

Михай Петраке. Независимый депутат Петраке, прошедший в парламент по спискам "Альянса Брагиша", на предстоящих выборах намерен раскручивать собственную кандидатуру. Шансы на победу - нулевые. Возглавляемое им политформирование - Центристский союз - занимает последние места в рейтинге политических партий. Массового собственного электората Михаил Петраке также не имеет, поскольку конкурирует на политической арене с более сильными и влиятельными партиями и движениями центристского толка. Рассчитывать на поддержку "сомневающегося" электората Петраке также нет смысла, поскольку Петраке - фигура в политике, несмотря на занимаемые им ранее должности в аппарате президента Лучинского, не раскрученная.

Многие аналитики расценивают его кандидатуру на выборах в местные органы власти как противовес к блоку "Наша Молдова". На Петраке возложена задача - отобрать голоса у Серафима Урекяна. Задача для него явно непосильная. В то же время участие позволяет вновь заявить о существовании в политике как самого Михаила Петраке, так и его Центристского союза.

Валерий Клименко. Аналогичную задачу выполняет в избирательной кампании Валерий Клименко - лидер общественно-политического движения "Равноправие". В отличие от Михаила Петраке, Клименко имеет опыт предвыборной борьбы за должность примара - баллотировался в 1999 году на местных выборах на пост примара и в муниципальный совет Кишинева. А голоса должен отбирать у Василия Згардана.

Рейтинг ОПД "Равноправие" и его лидера очень низок, поэтому всерьез кандидатуру Клименко мало кто воспринимает. Для местных выборов козырь "Равноправия" - поддержка русскоязычного населения - не подходит. Валерий Клименко отверг предположения, что его участие в предвыборной борьбе обусловлено договоренностями, согласно которым он должен в первом туре "оттянуть" часть столичного избирателя на себя с последующей "передачей голосов" в пользу кандидата от ПКРМ Василия Згардана. Он заявил: во-первых, о способностях возглавляемого им Движения самостоятельно и без скрытых интриг участвовать в политической деятельности, и уже тем более в выборной кампании; во-вторых, перед "Равноправием" поставлена задача "пощипать голоса" как избирателей Урекяна, так и избирателей Згардана, получив в результате поддержку не менее десяти процентов жителей Кишинева. "А как распорядятся своими настроениями и симпатиями кишиневцы во втором туре, будет зависеть только от них, а не от деятелей, намеревающихся каким-то образом торговать голосами", - сказал Клименко.

Председатель ОПД также обратил внимание на гнетущую обстановку, складывающуюся вокруг выборов столичного мэра, что, скорее всего, повлияет на высокую активность избирательных штабов, которые будут стремиться к окончательным результатам выборов уже в первом туре. В этом, сказал Клименко, заинтересованы два основных кандидата на должность. За все время существования ОПД "Равноправие" лидеры Партии коммунистов неоднократно пытались наладить с Движением сотрудничество, однако все консультации на эту тему заканчивались безрезультатно. Сам Клименко придерживается мнения, что особенно после прихода к власти ПКРМ в 2001 году, когда граждане Молдовы, что называется, на зуб попробовали и националистов, и демократов, и вновь коммунистов, избиратель будет отдавать свои голоса без учета партийной принадлежности и идеологических установок того или иного кандидата.

Михаил Северован. Еще один кандидат на пост генерального примара столицы. Его имя менее всего известно рядовому избирателю их остальных участников избирательной гонки. Козырь Северована - жилищно-коммунальный вопрос. Тем более что он является председателем Ассоциации патроната жилищно-коммунального хозяйства, а в 90-х возглавлял министерство коммунальных служб и эксплуатации жилищного фонда, позже реорганизованное в министерство экологии, строительства и развития территорий.

От политической поддержки Северован самолично отрекся. В марте 2002 на учредительном съезде избран заместителем председателя национального комитета Либеральной партии, однако после выдвижения собственной персоны в качестве кандидата на пост мэра столицы вышел из состава Либеральной партии. Расчет Северована на нейтральный электорат не принесет ему ожидаемых результатов, поскольку "нейтральных" в Молдове практически нет (есть безразличные избиратели). В Молдове, особенно в столице, голосуют либо за личность, либо за партию.

Валерий Ефремов. Председатель Республиканской партии РМ Валерий Ефремов объясняет свое решение о намерениях участвовать в борьбе за пост столичного градоначальника исключительно настроениями, возникшими у него после общения с лидерами и функционерами Партии коммунистов после вхождения РП в состав Левоцентристского блока, в котором состоит и ПКРМ. “Все договоренности, которые были достигнуты в рамках ЛЦС, а также некоторые формы сотрудничества левоцентристов в рамках предвыборной кампании коммунисты беззастенчиво нарушают, давая тем самым понять, что именно они являются главной и авторитетной силой в союзе”, - сказал Ефремов. Выразилось это, прежде всего, в том, что ПКРМ стала диктовать условия большинству партий, составляющих союз, их участие в выборах. Это выглядело вероломным и грубым попранием как политических интересов союзников, так и их человеческих достоинств, считает председатель; они же фактически ведут к ликвидации партий-союзниц по ЛЦС. Лидер "республиканцев" отдает себе отчет, что результаты его участия в борьбе за пост кишиневского мэра окажутся очень скромными, но он не видит другого способа продемонстрировать ПКРМ и другим ее союзникам нежелание действовать по недостойным условиям, навязанным партией власти. Ефремов не исключил, что к осени, когда планируется провести республиканский форум ЛЦС, состав союза сильно сократится и мероприятие пройдет с участием только одной ПКРМ. "Проблемы, возникшие в отношениях между партиями, образовавшими в марте текущего года Левоцентристский союз Молдовы в связи с выборами в местные органы власти, уже сегодня можно назвать началом скандала, грозящего перейти в длительный внутренний конфликт", - считает председатель Республиканской партии РМ Валерий Ефремов, вошедшей в ЛЦС. По его мнению, лидеры ПКРМ, имеющей в союзе столько же прав, сколько у любой другой партии, ведут себя как политические эгоисты и не хотят соблюдать договоренностей, достигнутых во время создания союза. "Это, - сказал Ефремов, - прежде всего, выражается в действиях по формированию избирательных списков, а также в явных пока попытках руководства ПКРМ принизить роль своих союзников".

По мнению Ефремова, такое положение дел демонстрирует отсутствие взаимопонимания среди высшего руководства правящей партии, а то и вовсе о внутреннем саботаже. Только так, считает председатель РПМ, можно расценивать действия лидера парламентской фракции ПКРМ, идущие вразрез с высказываниями президента Воронина относительно целей и задач Левоцентристского союза. И если, считает он, такая практика ПКРМ в рамках ЛЦС будет продолжена, то намечаемый на осень форум Левоцентристов либо просто будет сорван, либо пройдет в крайне узком составе. Такое поведение партии власти не новость для большинства молдавских политиков, а вот для европейского сообщества это должно стать первым предупреждением и демонстрацией того, что для ПКРМ и официального Кишинева создание Левоцентристского союза явилось политическим "фокусом", призванным в ходе борьбы за пост председателя в Комитете Совета Европы показать политическую сплоченность всех сил вокруг правящей партии. Наблюдатели агентства полагают, что следующий конфликт, правда, более затяжного и тяжелого характера, уже в ближайшее время возникнет у ПКРМ в рамках нового состава Постоянно действующего круглого стола.

Поговаривают, что список претендентов на кресло мэра намерена пополнить Вероника Абрамчук - лидер Партии социалистов Молдовы. Всерьез ее кандидатуру мало кто воспринимает. Ее стабильный электорат малочислен, тем более что Партия социалистов находится на этом же фланге политического спектра. Нынешняя избирательная кампания мало чем отличается от предыдущих. Главный метод, применяемый в ходе PR-кампаний - утопить в "грязи" конкурентов. Особенную страсть к этому питают коммунисты, которые, используя административный ресурс, обрабатывают кандидатуру Серафима Урекяна со всех сторон.




Независимая Молдова,
7 мая 2003

"Вихри враждебные"

Чуть более года тому назад на страницах газеты был помещён подробный рассказ о проблемах и достижениях Молдавского металлургического завода. С тех пор немало воды утекло и стали выплавлено. Чем живёт он сейчас, что нового? Для тех, кто случайно совсем не "в теме", напомним, как говорится, предысторию вопроса - "этапы большого пути". В 1981 году было принято решение о строительстве трёх новых металлургических заводов в СССР - в Жлобине (Белоруссия), на Дальнем Востоке и ... в Молдавии! Рыбницкое предприятие первую плавку дало осенью 1984-го, полностью вступило в строй в 1985-м, но на проектную мощность (680 тысяч тонн стали в год) удалось выйти лишь два года спустя. В 1991-м коллективу ММЗ была присуждена Госпремия СССР. На этом все успехи завода могли закончиться, потому что начался развал Союза.

Распад больно и неожиданно ударил почти по всем и по всему. По крупным промышленным предприятиям, связанным с отдалёнными смежниками, - в особенности. Ну а уж металлургическому предприятию, волею Госплана занесённому в Молдавию, где залежи железной руды так и не обнаружены, новые времена грозили просто гибелью. Кому-то со стороны легко назвать такую мрачную перспективу вполне естественной: у нас, мол, не Урал, нечего было тут строить такое производство. Да, какой-то резон в таких соображениях сейчас уже есть.

Если бы ММЗ находился в России, то он ежегодно экономил бы 32 миллиона долларов только за счёт разницы цен на газ, электроэнергию, металлолом, транспортные расходы. Даже если бы он размещался на территории Украины, то такая экономия составила бы $15 млн. Но кто ж знал, что в одночасье всё рухнет? Не нужно обладать богатым воображением, чтобы представить себе унылый остов безхозной громады, где печи погасли, труба не дымит и откуда уже растащили всё, что возможно. Некоторые бывшие флагманы индустрии постигла именно такая незавидная участь. И не только у нас. Кстати, вполне успешный в советскую эпоху ровесник ММЗ Дальневосточный металлургический, находившийся в куда более благоприятных условиях, и поныне влачит жалкое существование.

Но руководство и коллектив ММЗ не хотели сдаваться без боя и терять родное предприятие. Им пришлось выживать в смутное время воцарившегося хаоса, когда сырьё поступало с перебоями, и завод не всегда мог своевременно за него расплатиться, потому что с ним за его продукцию тоже ещё не рассчитались. Прежняя система госплановской разнарядки всё чаще давала сбои. В 1992-м произошёл самый крупный облом - завод вообще ничего не получил за партию отгруженного металла. Стало ясно, что так дальше жить нельзя. Объёмы производства продолжали снижаться, хотя и не так резко, как на однопрофильных предприятиях России и Украины. Даже там выработка упала вдвое! У нас, в 1993-м году, - на 14% от прежнего максимума. Это был тревожный спад, но не гибель, не катастрофа.

Эти разные показатели снижения объёмов производства у молдавских металлургов, их российских и украинских коллег свидетельствуют: дело не только в том, где находится завод, а, прежде всего, в том, как и кем он управляется. Нет нужды объяснять, насколько важной становится роль лидера в кризисные периоды. Молдавскому металлургическому повезло, что на посту гендиректора оказался А.К.Белитченко, чья профессиональная репутация давно стала и "Знаком качества", и залогом успеха.

С "ИТЕРОЙ" все проблемы решены

Грамотный менеджмент, постоянная модернизация производства, внедрение собственных оригинальных разработок и усовершенствований, даже в неустойчивой стихии дикого рынка вскоре дали свои плоды. В 1997-м завод перекрыл плановую мощность и выплавил 810 тысяч тонн стали. В следующем году предприятие было преобразовано в совместное акционерное общество закрытого типа (СЗАО "ММЗ"), основную массу акций которого приобрела международная группа компаний "ИТЕРА". Те наши читатели, которые хотя бы по диагонали проглядывают материалы на экономические темы, помнят, что именно между "ИТЕРОЙ" и ММЗ в недалёком прошлом обострились отношения, нашедшие отражение и в средствах массовой информации.

В этой затянувшейся истории ещё в прошлом году поставлена благополучная точка. Да, 2002-й был не самым удачным для завода, зато руководству ММЗ удалось найти общий язык со своим главным акционером, с которым у него продолжались утомительные имущественные распри. Путём деловых переговоров урегулированы все спорные вопросы. Как сейчас модно говорить, пришли к консенсусу. В результате нового соглашения, подписанного с "ИТЕРОЙ", за ней (как главным акционером) закреплён контрольный пакет - 75% акций. А "ИТЕРА" со своей стороны обязалась инвестировать в ММЗ $15 млн. в течение двух лет. В прошлом году эти инвестиции уже составили $8,6 млн., а $6,4 млн. перешли на этот год.

Гуд бай, Америка?

Раз уж зашла речь о конфликтных ситуациях, которые стали достоянием общественности, то надо ещё раз внести ясность в историю с "американским следом". Антидемпинговый процесс, инициированный в США два года назад, коснулся не только нашего металлургического. В печати тогда замелькали очень лестные для ММЗ "сенсации": молдавский металл чуть ли не подрывает экономику США! Если всерьёз, то американцам нелегко было пойти на такие ограничения: металлургия у них по сегодняшним меркам отсталая и не обеспечивает страну нужным (например, для автомобилестроительной промышленности) количеством металла. Это мнение Брюссельского института железа и стали, а не обиженных партнёров из Рыбницы.

С другой стороны заокеанское законодательство предписывает защиту отечественного производителя. Понятно, что введение 136% пошлины закрывало для Молдовы (и ещё для 37 стран) этот хоть и далёкий, но удобный ненасытный рынок. Но на ММЗ были готовы к подобным заградительным мерам. Поэтому сейчас экспортируют свой металл в основном в Европу, а также - в Юго-Восточную Азию и Африку, в два десятка стран, предпочитающих именно молдавскую сталелитейную продукцию. А если американцы снова дозреют, то "JSCC Moldova steel works" (из далёком скромной Рыбницы на берегу Днестра) всегда готов выручить заокеанскую сверхдержаву.

Газовая блокада и её последствия

И раз уж мы пошли по "жареным" фактам из новейшей истории ММЗ, то вернёмся в начало прошлого года. 31 января заводу за неуплату отключили газ. 8 февраля ММЗ полностью рассчитался со всеми долгами перед "Газпромом", но голубое топливо предприятию так и не дали. Почему? Поставщики "вдруг" вспомнили, что не только у ММЗ, но и у всего Приднестровья очень большие долги за газ, и стали требовать погашения и этих долгов.

Объект для давления был выбран удачно: металлургический завод даёт до 32% бюджета Приднестровья и более 50% бюджета Рыбницы. Жизнь примерно каждого четвёртого жителя Рыбницы так или иначе связана с заводом... Тогда ММЗ для поддержания жизнедеятельности предприятия был вынужден потихоньку пользоваться помощью "Молдова-газ", но вскоре молдавские газовщики получили грозное предупреждение: прекратить, а то и вас отключим от трубы. Очевидно, что за этой акцией стояли не только экономические интересы... Но на ММЗ любят и умеют заниматься своим делом, а не разгадывать шарады с политической подоплекой. Совместными усилиями "ИТЕРЫ", руководства Кишинёва и Тирасполя газовая блокада была свёрнута - и 5 мая 2002 года газ, наконец, дали.

- Однако, - рассказывает директор по экономике А.С.Костин, - наверстать упущенное было уже невозможно. Тремя персональными окладами мы попытались компенсировать вынужденное прошлогоднее снижение зарплаты. Понятно, что после таких газовых неприятностей в коллективе в прошлом году пошли беспочвенные слухи о возможной остановке производства. Но мы уже прошли вместе самые тяжёлые времена и хотя нынешние не легче, нет никаких оснований для панических настроений. Мы уже доказали, что можем преодолевать неожиданные препятствия, закаляясь в борьбе.

"И всё же минувший год, несмотря на неожиданную подножку в его начале, ознаменовался для нас не только огорчениями, - считает Анатолий Сергеевич. - Нам удалось сохранить добрые отношения со всеми своими деловыми партнёрами, которые в нас верят. Осенью мы решили вопрос по кредитным линиям с банками, и вот сейчас, в апреле, надеемся закрыть все финансовые вопросы. Рынок металла в нынешнем году уже не такой, как в прошлом. Металлолом, конечно, не стал дешевле, зато и тонна стали подрожала более чем на 50 долларов. Появился стабильный рынок с хорошими ценами, что позволит нам при нормальной качественной работе улучшить своё экономическое положение.

С помощью руководства Молдовы в основном удалось решить как старую, так и новую проблемы с обеспечением завода металлоломом. Мы уже не заинтересованы в контрабандном ломе с правого берега, получаем и будем получать его вполне легально. Украина с 1 января ввела таможенный сбор в 30 евро за экспорт тонны металлолома. Мы рады, что Кишинёв и Киев по нашей просьбе договорились не исключать пока этот лом из зоны свободной торговли. Продолжаем в контакте с правительством Молдовы осуществлять поставки нашей продукции в Россию, согласно Ашхабадскому соглашению от 1993 года. Оно предусматривает беспошлинный ввоз продукции и лома".

Гендиректор не сомневается...

... в том, что его "завод может и должен давать порядка миллиона тонн в год. "К этому рубежу,- говорит Анатолий Константинович Белитченко, - мы уже очень близки. 860 тысяч тонн стали планируем дать в этом году на одной электропечи - это на 200 тыс. больше проектной мощности 2-х электропечей. Эту печь мы ещё несколько лет назад заставили работать в режиме "скороварки": почти вчетверо сократили плановое время одной плавки, доведя его до 58 минут; в 2,5 раза быстрее стали разливать металл (теперь - за 52 минуты). Средний вес одной плавки увеличили в полтора раза (и ныне он составляет 124 тонны).

Там, где у нас была вторая печь, уже стоит совсем другой агрегат - для вакуумирования - который позволит выплавлять качественные и более дорогие марки стали. Они пока составляют 10-15% всей нашей продукции. Проведен капитальный ремонт электропечей, в сортопрокатном цеху отремонтированы и линия сорта и линия катанки, полностью заменена футеровка нагревательной печи. Словом, выполнены очень большие объёмы работ - $3,5 млн. затрачены на эти ремонты с попутной реконструкцией.

Охотно делимся опытом с российскими и украинскими коллегами. В декабре прошлого года была закончена реконструкция Енакиевского металлургического завода, построен конверторный цех, где установлена машина непрерывного литья. В течение двух недель она вышла на проектную мощность. Это сделано по разработкам консорциума, куда входят Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ), Всероссийский НИИ металлургического машиностроения и наш ММЗ. Основная цель консорциума - перевооружение металлургических предприятий. Например, чуть раньше на НКМЗ совместными усилиями мы построили и установили уникальную, единственную в мире ковш-печь. Её затратная часть чуть меньше, чем у нашего агрегата, хотя на ММЗ стоит печь производства именитой немецкой фирма "Фукс Системтехник". Наше ноу-хау выгодно отличается от любой известной нам зарубежной продукции. При реконструкции, которая у нас никогда не заканчивается, планируем в будущем и себе такую установку поставить.

Снизили затраты на производство одной тонны стали на 67 долларов (т.е. на 45%). В странах СНГ сейчас вообще нет заводов, работающих на уровне заложенных в них объёмов производства. А мы превышаем проектную мощность по выплавке стали в три раза, выпуску проката - в 2,5 раза. Поэтому наш ММЗ - один из перспективнейших, входит в десятку лучших заводов мира. У нас высочайший уровень культуры автоматизированного и компьютеризированного производства. Сегодня уже ясно, что, вложив за последние 10 лет $175 млн. в реконструкцию, мы поступили правильно и находимся на верном пути. ММЗ - завод будущего. Недавно украинские коллеги на международной конференции в Эль-Пасо, в которой принимали участие практически все страны мира, заявили, что готовы продавать свою продукцию на 25-30 долларов ниже, чем мы, признавая, что качество нашей продукции выше.

Рыбницкий металлургический задумывался для производства рядовых марок стали. Теперь, когда вы смотрите телепередачи российских телеканалов, можете иногда вспоминать: для замены сгоревших стальных канатов Останкинской телебашни использовалась продукция, произведенная на ММЗ. Но он же производит и катанку для изготовления корда (корд - это проволока толщиной почти в человеческий волос для армирования автомобильных шин). 90% его готовой продукции - катанка (проволока), уголок и другие фасонные профили, гладкие прутки и арматура".

Добавим, хотя мы об этом уже писали, но хорошие новости и повторить не грех: при заводе давно созданы дочерние предприятия, выпускающие оборудование для теплиц разных размеров, видеомагнитофоны и стиральные машины, модельную обувь (с итальянцами).

И сауна - тоже!

Социальной инфрастуктуре ММЗ давно завидуют на других предприятиях. Мы уже рассказывали и о жилищной программе, своих детских садах и теплицах, о доплате, которую получают ветераны-заводчане, ушедшие на пенсию. А сейчас закончен ремонт в санатории-профилактории "Металлург", где (ко всему прочему) есть и отличная сауна. Но металлурги не привыкли останавливаться на достигнутом. Уже в этом году приобретен новейший немецкий экспресс-анализатор крови. Вот такой штуки, в отличие от баньки, во всех ближних и дальних окрестностях нет пока ни у кого. Будьте здоровы, дорогие наши металлурги, и всяческих вам удач!

ММЗ превышает проектную мощность по выплавке стали в три раза, выпуску проката - в 2,5 раза. В нынешнем году запланировано произвести 860 тысяч тонн стали и 760 тысяч тонн проката. ММЗ - один из перспективнейших, он входит в десятку лучших заводов мира. Здесь высочайший уровень культуры автоматизированного и компьютеризированного производства. Сегодня уже ясно, что, вложив за последние 10 лет $175 млн. в реконструкцию, на ММЗ поступили правильно: сегодня это - завод будущего.

В результате нового соглашения, подписанного с "ИТЕРОЙ", ей (как главному акционеру) возвращён контрольный пакет - 75% акций. А "ИТЕРА", со своей стороны, обязалась инвестировать в ММЗ $15 млн. в течение двух лет. В прошлом году эти инвестиции уже составили $8,6 млн., а $6,4 млн. перешли на этот год.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ