Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №75(15.05.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Коммерсант,
6 мая 2003

Ислам Каримов награжден за иракскую войну

Вахтанг Джанашия

 Вчера в Ташкенте завершило свою работу XII ежегодное собрание совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Наряду с многомиллионными кредитами выбор столицы Узбекистана местом проведения банковского форума стал своеобразной платой за "твердую и принципиальную позицию по поддержке политики США". Успехи Ташкента подталкивают его соседей в Средней Азии к борьбе за благосклонность США и НАТО.

Решение провести собрание совета ЕБРР в Ташкенте вызвало многочисленные международные протесты. Банк создавался для оказания помощи постсоциалистическим государствам, осуществляющим переход к рыночной экономике. При этом в уставе специально оговорено, что предоставление займов напрямую обусловлено проведением демократических реформ. Именно поэтому, по признанию президента ЕБРР Жана Лемьера, "страны Центральной Азии относятся к числу государств, где операции ЕБРР наименее продвинуты". Но даже 6,5 тыс. политзаключенных, восемь из которых скончались от пыток только в прошлом году, не помешали Ташкенту получить от ЕБРР $1,4 млрд. А в ближайших планах еще восемь проектов, под которые будет предоставлено кредитов почти на $320 млн.

"Двинется Узбекистан в верном направлении или нет - решать его правительству и его народу",- дистанцировался от узбекских реалий и устава ЕБРР Жан Лемьер накануне встречи в Ташкенте. Такая позиция вряд ли случайна, если вспомнить, что после семи лет бойкота Узбекистана МВФ объявил о намерении возобновить сотрудничество с Ташкентом в обмен на обещание "ускорить рыночные реформы".

Едва ли причиной перемены отношения к режиму Ислама Каримова, названного ВВС "узбекским Саддамом", стали обещания "обеспечить экономический рост не менее 6-7% за счет проведения макроэкономической политики, основными приоритетами которой останутся укрепление рыночных отношений, создание конкурентной среды, расширение и укрепление частного сектора в экономике". Раскрыл секрет сам Ислам Каримов в своей речи на открытии банковского совета: "Узбекистан с самого начала занял ясную, твердую и принципиальную позицию по поддержке политики США".

Демонстрируя эту позицию, Ташкент буквально накануне собрания ЕБРР провел в Ферганской долине, самом сердце Центральной Азии, маневры сил НАТО в рамках программы "Партнерство ради мира". После учений Исламу Каримову удалось добиться договоренности о предоставлении его стране статуса основной базы НАТО в регионе. Узбекистан предоставил США базу в Ханабаде, а ФРГ - в Термезе. НАТО также может использовать инфраструктуру узбекской армии.

Успехи Ислама Каримова в завоевании расположения Запада не дают покоя его соседям. Так, перехватить инициативу у Ташкента пытается президент Таджикистана Эмомали Рахмонов. Он готов предоставить Вашингтону и НАТО пять военных баз на таджикской территории. Старается не отставать от таджикского коллеги и Аскар Акаев: вместо временной базы на территории бишкекского аэропорта Манас военные США получат в свое распоряжение село Мраморное. Причем киргизское правительство готовится выделить в Сокулусском районе Чуйской области территорию под строительство административных помещений и казарм для солдат и офицеров базы.

Следствием подобной "ясной, твердой и принципиальной позиции" стала практически предрешенная поддержка ЕБРР совместно с Азиатским банком развития, Всемирным и Исламским банками создания, как говорится в принятом в Ташкенте заявлении совета ЕБРР, новых "многовариантных коммуникационных и транспортных коридоров, в том числе автомобильных и железнодорожных, которые должны трансформироваться в единую взаимоувязанную систему транспортных коммуникаций, обеспечивающих надежный выход к важнейшим портам".

Естественно, в обход России. Для которой, по словам замминистра финансов РФ Сергея Колотухина, основным препятствием для развития торгово-экономических и хозяйственных отношений с Узбекистаном стал долг Ташкента, который сегодня составляет свыше $600 млн.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ