Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №76(01.06.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ и ГРУЗИЯ: диалог или конфронтация
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Форум,
20 мая 2003

Президент реанимирует бюджетный скандал

Евгений Перегуда

Президент Украины Леонид Кучма поручил Генеральной прокуратуре пересмотреть ситуацию вокруг проблемы фальсификации закона о государственном бюджете на 2003 г. Данное поручение сделано на основании обращения к главе государства депутата Верховной Рады Украины, члена фракции Коммунистической партии Александра Голуба.

Скандал вокруг подозрений в фальсификации госбюджета-2003 уже достаточно освещался СМИ. Поэтому нет особой необходимости в повторной его детализации. Напомним лишь, что одним из его основных инициаторов стал лидер фракции КПУ Петр Симоненко и один из спикеров фракции СДПУ(о) Нестор Шуфрич, обвинившие рабочие органы парламента в фальсификации данного документа на 47 млн. грн. Кроме того, стоит напомнить, что Комитет Верховной Рады по вопросам Регламента и депутатской этики, рассмотрев данную ситуацию, отказался квалифицировать расхождения в вариантах госбюджета, принятом парламентом и подписанном главой украинского государства, как фальсификацию, что дало основания председателю Комитета ВР по вопросам Бюджета Петру Порошенко и спикеру Владимиру Литвину квалифицировать данный скандал как исчерпанный.

Ранее Президент Украины после поступления информации об упомянутых расхождениях, заявив, что он шокирован подобной информацией, что это наносит удар по становлению украинского парламентаризма, одновременно отметил, что парламент должен самостоятельно разобраться в данном скандале и вынести из него непосредственные выводы. Казалось бы, что решение Комитета ВР по вопросам Регламента фактически оправдывало надежды главы государства и одновременно давало основания для соответствующих выводов, в том числе законодательных, в частности внесения изменения в Бюджетный кодекс Украины и процедуру принятия главного финансового документа страны. Однако после обнародования реакции Леонида Кучмы на обращение Александра Голуба выяснилось, что Президент, по сути, занял активную позицию в бюджетном скандале. Это соответствует сделанным ранее прогнозам аналитиков Фонда относительно того, что данный скандал может быть повторно использован отдельными силами в целях борьбы против политических оппонентов.

Попробуем рассмотреть версии, которые бы позволяли дать ответ на данный вопрос.

В предыдущие месяцы основной версией бюджетного скандала была версия относительно попытки объединенных социал-демократов сместить нынешнее руководство бюджетного комитета и тем самым получить определенные дивиденды, в том числе и политические, учитывая то, что комитет возглавляет представитель фракции «Наша Украина», лидер которой будет одним из основных оппонентов на будущих президентских выборах.

Данная версия не потеряла своей актуальности и в настоящее время. Однако перемещение центра инициирования бюджетного скандала от объединенных социал-демократов к коммунистам и от депутата Верховной Рады к Президенту Украины свидетельствует о том, что, возможно, инициаторы скандала нашли более высокопоставленных объектов политической атаки, предпринимаемой одновременно с развязыванием скандала.

В данном случае целесообразно вспомнить о том, что глава Комитета ВР по вопросам бюджета Петр Порошенко является фигурой, в депутатских кругах тесно связываемой с бывшим главой администрации Президента Украины, а ныне Председателем Верховной Рады Владимиром Литвином. В связи с этим в некоторых кулуарных беседах ряд информированных депутатов высказали версию, что на нынешнем этапе бюджетный скандал символизирует противостояние администрации Президента Украины с руководством Верховной Рады, а если персонализировать данное противостояние, то главы администрации Виктора Медведчука с Владимиром Литвином.

В связи с этим наблюдатели отметили наступление дальнейшего этапа радикализации взглядов спикера по отношению к инициированным главой государства планам конституционной реформы. Напомним, что Владимир Литвин и ранее относился достаточно негативно к отдельным положениям президентского законопроекта, в первую очередь относительно введения двухпалатного парламента, хотя и тогда настаивал на необходимости внесения изменений в Основной Закон. Впоследствии позиция спикера радикализировалась, и он в апреле уже выступал против одного из наиболее принципиальных положения президентского проекта (и главное, разделявшегося достаточно значительным количеством граждан страны) о назначении главой государства руководителей силовых министерств и ведомств.

На прошедшей неделе, пребывая с рабочей поездкой в Запорожье, г-н Литвин высказался гораздо радикальнее. Кроме недовольства упомянутыми статьями проекта, в том числе о двухпалатности парламента, которое, по его мнению, будет тормозить политические решения, он заявил о неприемлемости идеи референдума, что расходится с последними инициативами Леонида Кучмы о том, что, дескать, референдум должен состояться после того, как парламент внесет необходимые изменения в Основной Закон.

Еще одним акцентом в позиции спикера было то, что он впервые заявил о том, что администрация должна выполнять отведенные ей функции, а не дублировать деятельность правительства. Тем самым Владимир Литвин отразил узкополитический, кулуарный аспект нынешних дискуссий. В частности, он заявил, что руководители правительства «не должны плакаться», что ими руководит администрация Президента. Отметив, что «власть не дают, а берут сильнейшие», он призвал Кабинет Министров на 100% использовать свои полномочия. Можно предположить, что данный призыв относился и к депутатам Верховной Рады, которой руководит Владимир Литвин. А именно, если парламент не сможет внести в Конституцию те изменения, в которых он заинтересован, то это дело возглавят оппоненты депутатов.

Кроме того, отметим, что Владимир Литвин высказался и по другому, чрезвычайно интересующему некоторые силы в окружении Президента вопросу, а именно о создании единого экономического пространства с Россией и другими странами так называемой «четверки». В принципе, на встрече с руководителем Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергеем Мироновым, Председатель Верховной Рады высказался за скорейшее заключение соглашения о свободной торговле. Однако данная формулировка, более напоминающая предыдущие позиции украинской власти, отличается от нынешней эволюции последней. Более того, Владимир Литвин выразил озабоченность тем, что упомянутое соглашение станет очередной невыполненной (из-за позиции российских властей) «бумажкой».

Таким образом, нынешняя дискуссия вокруг бюджета представляется одним из механизмов борьбы вокруг конституционной реформы. А если учитывать субъективные аспекты ее проведения, то нынешнее представление главы государства Генпрокуратуре может фактически расширять объект политического противостояния за счет связывания очерченной оппозиции («Нашей Украины») и некоторых потенциальных кандидатов от партии власти, которые, даже при условии небаллотирования, могут стать влиятельным фактором в будущей президентской кампании.

В данном случае речь идет скорее о спикере Владимире Литвине, однако параллельно достигается цель борьбы против Премьер-министра Виктора Януковича, о чем косвенно свидетельствуют заявления г-на Литвина относительно взаимоотношений администрации Президента и Кабинета Министров.

Кроме того, привлекает внимание и роль коммунистов в данном процессе. Хотя упомянутое представление Президенту подавал вовсе не инициатор бюджетного скандала Петр Симоненко, а один из других лидеров партии, отчетливо представляется, что последний – Александр Голуб – является одним из лидеров радикального крыла в партии, не заинтересованного в сближении с другими оппозиционными силами. Не исключено, что такая позиция радикального крыла заставит интенсифицироваться и других руководителей партии, занимающих более умеренную позицию.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ