Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №76(01.06.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ и ГРУЗИЯ: диалог или конфронтация
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Gazeta SNG.ru,
13 мая 2003

Кишинев и Тирасполь прониклись идеей федерализма

И.Ротару

Вялотекущий процесс приднестровского урегулирования, если и не сдвинулся с мертвой точки, то, по крайней мере, приобрел конкретные очертания. С начала года Кишинев выступал за интенсификацию переговорного процесса по созданию федеративного государства. На днях в Молдавии под эгидой Парламентской Ассамблеи (ПА) ОБСЕ прошел очередной международный форум по проблемам федерализма. В нем приняли участие парламентарии, политические лидеры конфликтующих сторон и представители 15 стран ОБСЕ. Председатель ПА ОБСЕ Брюс Джордж, выступая на заседании, заявил о поддержке идеи федерализации и готовности ОБСЕ всячески содействовать процессам мирного решения приднестровской проблемы. Более того, Джордж предложил сторонам опираться в процессе переговоров на накопленный в Европе опыт создания федеративного государства. Председатель ПА ОБСЕ добавил, что, создав государство по такой модели, Молдавия присоединится "к огромной семье федеративных государств Европы".

Напомним, что в начале 2003 г. президент Молдавии Владимир Воронин выдвинул новый план урегулирования приднестровского конфликта, который предусматривает выработку совместно с властями Тирасполя новой Конституции объединенного молдавского государства. При активном содействии России, Украины и миссии ОБСЕ, выступающих в роли посредников, молдавскому руководству удалось предложить Тирасполю приемлемую редакцию проекта соглашения, в которой указывается, что "Молдавия и Приднестровье составляют территориально целостное, демократическое, правовое государство". На тот момент Тирасполь согласился с подобной формулировкой. Представители Приднестровья, однако, вскоре заявили, что в разграничении полномочий власти и других не менее важных вопросах Тирасполь будет исходить только из того, что Молдавия и Приднестровье - это договорная федерация, два равноправных субъекта. Такая формулировка, естественно, не могла устраивать молдавскую сторону.

В ходе длительных обсуждений Кишиневу и Тирасполю так и не удалось прийти к конкретным соглашениям, что неудивительно в решении столь трудной и перманентной проблемы. Однако все же на переговорах в пятистороннем формате с участием Молдавии, Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ в марте был подписан протокол "О создании механизма разработки и утверждения конституции федеративного государства". Таким образом, топчущемуся на месте процессу был придан новый импульс.

Как показывает практика приднестровского урегулирования, не следует ожидать, что стороны в ближайшее время придут к консенсусу. Тем более что создание федеративного государства, как известно, процесс длительный и полный непредсказуемых поворотов. Однако ж молдавский президент оптимистично заявил, что к концу 2003 г. планируется завершить выработку документа, определяющего статус Приднестровья


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ