Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №76(01.06.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ и ГРУЗИЯ: диалог или конфронтация
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Центр "Азия-Монитор",
15 мая 2003

Узбекская статистика знает все… или кое-что…

Алишер Таксанов (Ташкент)

Говорят, что статистика знает все. Просто мы не все знаем и не все можем охватить. Но порой что узнаем, не спешим рассказать. Итак, экономическая статистика Узбекистана свидетельствует о развитии многих отраслей...

АГРАРИИ ВСЕХ РАЙОНОВ, ТРУДИТЕСЬ!

На 3,25 трлн. сумов было произведено продукции и услуг в аграрной отрасли Узбекистана в 2002 году. Согласно статистики, это на 6,1% больше уровня предыдущего периода. Такой динамики удалось добиться благодаря проведению экономических реформ, внедрения новых технологий и изменения форм хозяйствования на селе.

В общем объеме сельскохозяйственного производства продукция отрасли растениеводства достигла 1,65 трлн. сумов, что составило 110,1% к уровню 2001 года, животноводства - 1,60 трлн. сумов, или 102,0%. При этом следует отметить, что доля негосударственного сектора составила 99,1%. Если в 2001 году удельный вес дехканских хозяйств в производстве валовой продукции сельского хозяйства равнялся 65,4%, то в 2002 году - 65,5%, сельхозпредприятий, соответственно, 27,3% и 24,6%, фермерских хозяйств - 7,3% и 9,9%. По утверждению аналитиков, правительство взяло курс на расширение возможностей частника в аграрной сфере и укрепление в ней прогрессивных форм хозяйствования, в частности, фермерских и дехканских хозяйств.

Говоря о развитии растениеводства, то статистика показывает: в 2002 году общая посевная площадь составила 3536,9 тыс. га, что на 92,4 тыс. га больше, чем в предыдущий период. Из них зерновые культуры занимали 43,3% всех посевных площадей (в 2001 году - 40,5%), хлопчатник - 40,2% (42,2%, соответственно), картофель - 1,4% (1,5%), овощи - 3,6% (3,8%), продовольственные бахчи - 1,0% (1,0%), кормовые - 9,3% (9,6%). В результате структурных преобразований увеличились посевные под зерновые культуры на138,9 тыс. га и сократились под хлопчатник на 31,4 тыс. га. В результате в прошлом году на государственный хирман было сдано 3,2 млн. тонн хлопка сырца. Если в 2001 году валовой сбор зерновых достиг 4072,4 тыс. тонн, а урожайность - 30,0 ц/га, то в 2002 году - соответственно - 5539 тыс. тонн и 36,3 ц/га; картофеля - 744,4 тыс. тонн, 131,9 ц/га и 772,9 тыс. тонн, 142,5 ц/га; овощей - 2,77 млн. тонн, 185,7 ц/га и 2,93 млн. тонн, 194,3 ц/га; бахчи продовольственных - 466,1 тыс. тонн, 135,6 ц/га и 475,8 тыс. тонн, 127,3 ц/га; плодов - 801,3 тыс. тонн, 56 ц/га и 823,3 тыс. тонн, 57,8 ц/га; винограда - 573,1 тыс. тонн, 57,6 ц/га и 503,8 тыс. тонн, 51 ц/га.

Задание по закупкам зерноколосовым выполнено на 102,3%, а всего государству сдано 2,45 млн. тонн зерноколосовых, в том числе 2,35 млн. тонн - пшеницы. Кроме того, заготовлено 329 тыс. тонн семенного зерна под посев урожая 2003 года, что составило 119,8% к уровню предыдущего года. В структуре зерновых культур увеличились также валовые сборы пшеницы на 34,3%, риса - в 2,1 раза, кукурузы - на 3,3%.

Доля сельхозпредприятий в производстве зерна составила 57,6% против 62,3% в 2001 году, хлопка-сырца соответственно 70,4% и 78,3%. В тоже время увеличилась доля фермерских хозяйств в производстве зерна с 18,3% до 26,7%, хлопка-сырца - с 21,7% до 29%.

Рост производства продукции животноводства произошел в основном за счет дехканских хозяйств: доля их в общем объеме производства мяса составила 93,2%, молока - 95, 2%, яиц - 55,8%, шерсти - 75,6%, каракуля - 36%. Одновременно производство мяса в сельхозпредприятиях сократилось по сравнению с 2001 годом на 29,2%, молока - на 26,8%. Как отметили специалисты, данная тенденция проявилась в виду сокращения поголовья крупного рогатого скота и коров.

ФЕРМЕРЫ ТРУДЯТЬСЯ, ПОКА СОЛНЦЕ ЕЩЕ НА ВОСХОДЕ

Необходимо сказать, что аграрный сектор является базовым в национальной экономике - об этом свидетельствуют такие данные: в 2001 году доля сельского хозяйства в производстве Валового внутреннего продукта составляла 30,0%, а в 2002 году - 30,6% (при этом темп прироста - 6,1%, что было обусловлено значительным производством зерновых и плодоовощных культур). Здесь на 1 января 2003 года насчитывалось 106,8 тыс. зарегистрированных предприятий и организаций, что составляет 41,0% от общего числа. Причем 99,1% валовой продукции сельского хозяйства пришлось на негосударственный сектор. Как видно из этого, Узбекистан является страной с аграрно-индустриальной направленностью экономики. Стоит также вспомнить, что на селе проживает более 60% населения республики. В связи с этим этой отрасли всегда уделялось и будет в дальнейшем уделяться немало внимания.

Согласно официальной статистики, на начало 2003 года в аграрной сфере экономики действовало 10,0% предприятий с государственной формой собственности (в 2002 году - 11,7%), 32,5% - частных предприятий и фирм (35,2%), 37,0% - дехканских и фермерских хозяйств (30,6%), 2,9% - акционерных обществ (3,5%), 1,2% - предприятий с иностранными инвестициями (1,3%), 16,4% - прочие предприятия (17,7%). Доля малого и среднего предпринимательства в объемах производства продукции (работ и услуг) увеличилась с 74,5% в 2002 году до 76,4% в 2003 году. Структурные сдвиги ясно демонстрируют, что аграрный сектор неуклонно движется к дехканскому и фермерскому производству, как наиболее эффективному и мобильному. Об этом, кстати, говорил Ислам Каримов в феврале, когда на заседании правительства рассматривались итоги социально-экономического развития страны в 2002 году. Теперь, начиная с 2004 года, согласно президентскому указу, все сельскохозяйственные кооперативы (ширкаты) и фермерские хозяйства будут переведены на арендную форму использования сельскохозяйственных угодий, и это должно в значительной мере стимулировать крестьянское движение в Узбекистане.

Между тем, в условиях орошаемого земледелия и ограниченности поливной пашни динамичное развитие должны получить арендные формы собственности и системы хозяйствования, базирующиеся на договорных отношениях. Как известно, за 2001-02 годы посевная площадь возросла с 3,44 млн. га до 3,53 млн. В настоящее время только за узбекскими фермерами закреплено 1591,7 тыс. га земельных угодий (или 22 га на одно хозяйство). Немаловажным является и то, что государство обязано создать приемлемые для сельскохозяйственного товаропроизводителя экономические и правовые условия, а фермерские хозяйства объявлены в качестве основного производителя сельскохозяйственной продукции. Вновь вернемся к статистике: в 2002 году насчитывалось 72,4 тыс. таких хозяйств, и только за один год их количество возросло на 30,6%. В фермерских хозяйствах работало 448 тыс. человек, из них 37 тыс. являлись наемными работниками (что составляло 7,5%). Внушает и объем поголовья скота, находящегося в собственности фермерских хозяйств: 272,4 тыс. единиц крупного рогатого скота, в том числе 84,7 тыс. - коров, 265,6 тыс. - овец и коз, 588,6 тыс. - птиц, 9 тыс. - лошадей.

Документом установлен порядок, при котором прогнозные объемы производства хлопка-сырца и зерна будут составляться в соответствии с предложениями Совета Министров Каракалпакстана и хокимиятов областей на основе договоров контрактации, заключенных между сельскохозяйственными производителями и заготовительными организациями. Считается, что это позволит развить рыночные принципы взаимоотношений между субъектами хозяйствования, в том числе и с государственными организациями. Безусловно, данный пункт является весьма важным, поскольку фермерские хозяйства произвели в 2001 году 709,3 тыс. тонн хлопка (что составило 21,7% от общего объема), 744,7 тыс. тонн зерновых (18,3%), а в 2002 году уже 918,2 тыс. тонн (29,0%) и 1477,2 тыс. тонн (26,7%) соответственно. При таких объемах невозможно работать по старым принципам, в которых выгоду может получить только одна сторона.

Отныне сельхозпроизводители будут самостоятельно осуществлять размещение культур на основе заключенных договоров контрактации и по своему усмотрению распоряжаться своей продукцией, включая произведенную продукцию, имуществом, финансовыми и материальными ресурсами. Несомненно и другое: отношения между фермерами и наемными работниками, включая членов семьи, основываются на трудовых договорах в соответствии с действующим законодательством. Это должно стать подтверждением того, что на селе появляется реальный собственник - хозяин, а в стране активно используются рыночные принципы. Видимо, ломка старого мышления и развитие частной инициативы, а также экономическая и техническая поддержка государства и международных организаций позволило в за 2002 год сельчанам произвести объем валового продукта сельского хозяйства на 3,25 трлн. сумов. Всего в аграрном секторе в прошлом году было произведено мяса в живом весе - 864,7 тыс. тонн, в том числе фермерскими хозяйствами - 16,9 тыс., дехканскими - 805,6 тыс. и сельхозпредприятиями - 42,2 тыс. тонн; молока, соответственно, 3719,4 тыс. тонн, 81,6 тыс., 3542,1 тыс. и 95,7 тыс. тонн; яиц - 1367,1 млн. шт., 46,1 млн., 762,7 млн. и 558,3 млн. шт.; шерсти - 16,5 тыс. тонн, 0,26 тыс., 12,4 тыс. и 3,7 тыс.; каракуля - 685 тыс. шт., 14 тыс., 246,9 тыс. и 424,1 тыс. шт.

В этом контексте следует обратить на то, что президент поручил правительству разработать Концепцию развития фермерских хозяйств на ближайшие годы и Программу комплексного развития современной рыночной инфраструктуры на селе на 2003-2005 годы. По мнению экспертов, это должно определить стратегию государства в аграрном секторе на период глубоких трансформаций. Здесь следует заметить, что система управления сельскохозяйственным производством будет пересмотрена коренным образом, включая освобождение Министерства сельского и водного хозяйства от распределительных функций и отказ от административно-командных методов руководства отраслями сельского хозяйства. Чего греха таить, такие формы "регулирования" сохранились с советских времен и несли в большей степени негативный заряд, зачастую тормозя все процессы реформирования аграрного сектора. По мнению самого президента, необходимо исключить административное вмешательство в текущую деятельность товаропроизводителей, расширить демократические формы решения кадровых вопросов в ширкатных хозяйствах, а также конкретно разграничить функции и обязанности каждого субъекта управления и хозяйствования. Кроме того, вскоре будут разработаны новые примерные уставы фермерского хозяйства и сельскохозяйственного кооператива.

В структуре центрального аппарата управления Минсельводхоза Узбекистан будут созданы Советы по решению проблем развития хлопководства, зерноводства, животноводства, овощебахчевых культур, плодов и винограда, ирригации и повышения плодородия земель, рационального использования земельно-водных ресурсов, механизации и химизации сельского хозяйства. Возможно, это позволит сконцентрировать ресурсы на выполнение оперативных и долгосрочных задач, ввести координацию в управлении сельскохозяйственной деятельностью.

Трансформация аграрного сектора продолжается: только в 2003 году планируется реорганизовать 177 малорентабельных сельхозпредприятий в фермерские хозяйства, и для этого до конца года в Узбекистане будут созданы 112 мини-банков, 127 складов минеральных удобрений, 137 филиалов по снабжению горюче-смазочных материалов, 159 альтернативных машинно-тракторных парков и 143 ассоциаций водопользователей. Согласно президентскому указу, земельные участки будут предоставляться фермерам на конкурсной основе в долгосрочное (до 50 лет) арендное пользование с правом наследования в течение срока аренды. Одновременно, эти земли выводятся из баланса ширкатных хозяйств.

В то же время государство, проводя соответствующие реформы, надеется получить конкретный результат: прогнозируемый урожай пшеницы в Узбекистане - 4,632 млн. тонн. Следует добавить, что под урожай зерноколосовых культур 2003 года в Узбекистане отведено и засеяно 1,386 млн. га поливных и богарных земель.

Для справки: под дехканским хозяйством понимается семейное мелкотоварное предприятие, осуществляющее производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе личного труда членов семьи на приусадебном земельном участке, предоставленном главе семьи в пожизненное наследуемое владение. Деятельность в данной сфере относится к предпринимательской деятельности и может осуществляться по желанию членов дехканского хозяйства, как с образованием, так и без образования юридического лица.

Фермерское хозяйство - самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, основанный на совместной деятельности членов фермерского хозяйства, ведущих товарное сельскохозяйственное производство с использованием земельных участков, предоставленных ему в долгосрочную аренду.

КУПЦЫ УСТАЛИ, КАРАВАН ОСТАНОВИЛСЯ

Внешнеторговый оборот Узбекистана со странами СНГ в 2002 году сократился на 19,3% по сравнению с 2001 годом. В абсолютном значении эта сумма составила 1,823 млрд. долл. В частности, объем экспорта Узбекистана в страны Содружества в прошлом году снизился до 24,5% (823,5 млн. долл.), а объем импорта - на 14,4% (до 1,001 млрд. долл.).

Между тем, тенденция сокращения наблюдалась как в торговле Узбекистана со странами ближнего зарубежья, так и дальнего. Согласно официальным данным, узбекский внешнеторговый оборот упал на 9,6% и составил 5,7 млрд. долл., в том числе объем экспорта - на 5,7% (до 2,988 млрд. долл.), а и импорта - на 13,5% (до 2,712 млрд. долл.).

Если говорить о странах дальнего зарубежья, то торговый оборот Узбекистана снизился до 3,876 млрд. долл. или на 4,2%, причем объем экспорта в эти страны вырос до 2,165 млрд. долл. или на 4,1%, а импорт наоборот сократился до 1,711 млрд. долл. или на 13,1%. Это является одной из тенденций внешнеэкономической деятельности Узбекистана, которая в большей степени зависит от конъектуры мировых сырьевых рынков, а значит, подвержена сиюминутным изменениям спроса. Нужно заметить, что за десятилетие самостоятельного "плавания" республики в океане мирового рынка произошли некоторые изменения в структуре торговли, однако сама товарная номенклатура сохраняется. Судите сами.

Главными экспортным статьями Узбекистана в страны СНГ в прошлом году являлись услуги - 29,5% (или 240,5 млн. долл.) от общего объема экспорта, энергоносители - 26,5% (218,2 млн. долл.), машины и оборудование - 10,8% (88,6 млн. долл.), хлопок-волокно - 10,4% (85,9 млн. долл.), продовольственные товары - 8,6% (70,6 млн. долл.). В тоже время в товарной структуре узбекского экспорта в страны дальнего зарубежья доминировали хлопок-волокно - 29,9% (583,4 млн. долл.), услуги - 10,8% (234,4 млн. долл.), черные и цветные металлы - 7,8% (169,8 млн. долл.). Как видно из этого, технологии, оборудование и машины занимали не столь весомую долю в вывозе из Узбекистана.

Что касается импорта, то его главными статьями Узбекистана из стран СНГ оставались машины и оборудование - 26,7% (267,1 млн. долл.), химическая продукция и пластмассы - 16,9% (168,7 млн. долл.), черные и цветные металлы - 15,9% (159,4 млн. долл.). В общей товарной структуре импорта Узбекистана из стран дальнего зарубежья преобладали машины и оборудование - 50,1% (855,8 млн. долл.), химическая продукция и пластмассы - 14,1% (241,7 млн. долл.), а также продовольственные товары - 12,4% (212,8 млн. долл.).

Еще одна тенденция - это увеличение числа внешнеторговых партнеров. Так, по данным официальной статистики, внешняя торговля Узбекистана осуществлялась более чем со 130 странами мира. При этом на долю внешнеторговых операций с экономически развитыми странами пришлось 34,6% всего оборота, странами СНГ - 32%, развивающимися странами - 32,2%.

Основными партнерами Узбекистана в СНГ остается Россия - 16,0% (16,5% в 2001 году) в совокупном внешнеторговом обороте, Украина - 5,0% (4,8%), Казахстан - 4,6% (4,6%). Среди стран дальнего зарубежья: США - 7,1% (6,8%), Южная Корея - 5,7% (7,7%), Великобритания - 5,3% (5,2%), Германия - 4,4% (4,1%), Швейцария - 3,7% (4,2%).

По мнению экспертов, ситуация в торговле оказала сдерживающее влияние на прирост ВВП в прошлом году до 4,2% против запланированного роста в 5,3%. По данным Госкомстата, общее снижение торговой отрасли Узбекистана в 2002 году по сравнению с 2001 годом составило 0,5%. По оценке Международного валютного фонда (МВФ), темпы роста ВВП в Узбекистане в среднесрочной перспективе могут снизиться до 2,5% в результате существующих валютных и торговых ограничений. В результате ужесточения торговой политики, главным образом в отношении физических лиц -"челноков", реальный рост ВВП в Узбекистане по оценке МВФ составил в 2002 году менее 3,0%.

ПОТРЕБЛЯЙ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ

3772,3 млрд. сумов - таков объем розничного товарооборота в Узбекистане в 2002 году. Это на 1,7% выше уровня 2001 года.

Согласно статистике, негосударственный сектор формировал 97,6% розничного товарооборота, тогда как в 2001 году этот показатель составлял 97,1%. Частная форма собственности создала 81,0% общего объема товарооборота Узбекистана или на 3053,8 млрд. сумов.

29,7% узбекистанского товарооборота приходилось на торговые предприятия (в 2001 году - 35,2%), 70,3% - на вещевые, смешанные и продовольственные рынки (соответственно 64,8%). В то же время наиболее высокими темпами развивалась торговля на дехканских рынках, где темп роста товарооборота достиг 123,8% при абсолютном объеме 1515,9 млрд. сумов. Товарооборот торговых предприятий сократился на 14,1% и составил 1120,4 млрд. сумов. Как заявляют специалисты, определенное влияние на снижение темпов продаж в официальной торговле оказало сокращение реализации автомобилей производства СП "УзДЭУавто" на 10,9 тыс. штук или 40,8%.

Всего в 2002 году населению реализовано 15,8 тыс. автомобилей узбекско-южнокорейского производства на сумму 123,4 млрд. сумов, в том числе марки "Дамас" - 5,5 тыс. шт. на 35,6 млрд. сумов, "Нексия" - 5 тыс. шт. на 52,2 млрд. сумов, "Тико" - 3,4 тыс. шт. на 21,5 млрд. сумов и "Матиз" - 1,9 тыс. шт. на 14, 1 млрд. сумов. Следует заметить, что в 2001 году было продано 26,7 тыс. шт. на 126,3 млрд. сумов. За счет реализации этих автомобилей было обеспечено 11% оборота официальной торговли и 3,3% всего товарооборота республики (в 2001 году соответственно 13,3% и 4,7%). Остатки автомобилей в розничных торговых предприятиях на 1 января 2003 года составили 0, 8 тыс. шт. на 4,2 млрд. сумов, по сравнению с 1 января 2001 года запасы уменьшились на 1,0 тыс. шт. или на 6, 2 млрд. сумов.

Доля малого и среднего предпринимательства в общем объеме товарооборота снизилась с 46, 1% в 2001 году до 43,8% в 2002 году. Специалисты считают, что причиной этого стали закрытия оптовых рынков и увеличения таможенных пошлин на челночный бизнес.

В структуре розничного товарооборота доля продовольственных товаров в фактических ценах увеличилась с 60,8% в 2001 году до 61,2% в 2002 году. Объем реализации продовольственных товаров составил 2308,3 млрд. сумов, непродовольственных 1464,0 млрд. сумов. Как отмечают специалисты, продажа непродовольственных товаров в сопоставимых ценах сократилась на 1,7%, а непродовольственных увеличилась на 6,4%.

Товарооборот на душу населения в среднем по Узбекистану за год увеличился с 107,7 тыс. до 148,7 тыс. сумов. Наиболее низкие показатели отмечались в Джизакской, Сырдарьинской областях и Республике Каракалпакстан, а наиболее высокий - в г. Ташкенте - 361,1 тыс. сумов.

На 1 января 2003 года в розничных торговых предприятиях республики имелось товарных запасов на 40 дней торговли или на 64,9 млрд. сумов, в том числе консигнационных товаров - на 2 дня и 3,3 млрд. сумов. По сравнению с 1 января 2002 года объем товарных запасов сократился в сопоставимых ценах на 26,9%. В тоже время обеспеченность торговли товарными запасами в целом по Узбекистану по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 14 дней, в том числе в Сырдарьинской области - на 27 дней, в г. Ташкенте - на 21 день.

Товарооборот общественного питания составил 118,6 млрд. сумов. Как отмечают эксперты, более интенсивно развивался оборот индивидуальных предпринимателей (107,7%), доля которых в товарообороте общественного питания возросла с 43,0% до 46,3%.

ЛОКАЛИЗУЙСЯ, ЕСЛИ ПОЛУЧИТЬСЯ

В Узбекистане с начала 90-х годов прошлого столетия реализуется государственная программа импортозамещения, к которой активно подключен и частный сектор. Основная ее цель - это производство продукции и товаров, необходимых республике и ранее импортировавшихся из других стран, за счет местного сырья, рабочей силы и на отечественных мощностях. В течение короткого периода удалось создать такие технологические линии, локализовать производства.

В 2002 году были проведены обследования предприятий по выполнению ими постановления правительства "Об уточнении перечня проектов, включенных в программу локализации производства изделий и материалов на базе местного сырья на период до 2005 года". В результате удалось установить, что из намеченных на прошлый год к реализации 26 проектов по выпуску продукции на основе создания новых производств по 21 начато производство, причем три проекта, планировавшихся на 2003-2004 годы, введены досрочно.

Из 51 намеченного проекта, касающегося производства продукции по локальной схеме на действующих предприятиях, в 50 начато производство. Следует сказать, что в рамках Программы локализации в республике было произведено продукции на 117,7 млрд. сумов, что на 10,8% больше программных параметров, а реализовано - на 106,2 млрд. сумов. Дополнительно создано 994 новых рабочих места.

ДЕБЕТ, КРЕДИТ И ДОЛГИ

384,3 млрд. сумов составила дебиторская задолженность на 1 января 2003 года в целом по Узбекистану, причем просроченная из нее - 5,2 млрд. сумов. В свою очередь кредиторская задолженность достигла 652,3 млрд. сумов, из нее просроченная - 22 млрд. сумов.

Между тем, общая дебиторская задолженность в декабре 2002 года возросла до 23,8 млрд. сумов или на 6,6%, просроченная - до 1,7 млрд. сумов или на 48,3%. Общая кредиторская задолженность за тот же период увеличилась до 45,8 млрд. сумов или на 7,6%, просроченная - до 3,4 млрд. сумов или на 18,1%. Согласно официальной статистики, по состоянию на 1 января 2003 года доля просроченной дебиторской задолженности в общей сумме составила 1,4%, а просроченной кредиторской - 3,4%.

Правительство в течение прошлого года принимало ряд мер, направленных на оздоровление финансовой системы и эффективное регулирование кредитно-денежных отношений между отраслями и предприятиями. В частности, усилиями государства удалось добиться ликвидации просроченной дебиторской задолженности министерств и ведомств, по которым велся мониторинг за состоянием взаимных расчетов.

В то же время у предприятий и организаций, входящих в состав этих министерств и ведомств, сохранилась в значительной мере просроченная кредиторская задолженность. Ее сумма - 8,8 млрд. сумов или 40,2% от общей просроченной кредиторской задолженности. Эта задолженность только у ассоциации "Узмашсаноат" (машиностроение) в декабре 2002 года уменьшилась в 4,1 раз и составила 35,3 млн. сумов, Алмалыкского горно-металлургического комбината - на 11% или 310,2 млн. сумов. Ликвидирована такая задолженность и на предприятиях, входящих в компанию "Узмевасабзавотузумсаноат-холдинг" (плодоовощное и винное производство).

В свою очередь в рамках государственной акционерной компании "Узбекэнерго" просроченная кредиторская задолженность возросла до 1,15 млрд. сумов, республиканского объединения "Спецсплав" - до 251,9 млн. сумов, ГАК "Узкимесаноат" (химическая промышленность) - 0,8 млн. сумов, ГАО "ТАПОиЧ" (авиация) - до 23,8 млн.сумов.

ПРИБЫЛЬ - ПЛЮС, УБЫТОК – МИНУС

В 2002 году в отраслях экономики Узбекистана сальдированный финансовый результат сложился в размере 773,4 млрд. сумов. В то же время номинальный прирост прибыли по сравнению с 2001 годом составил 340,8 млрд. сумов или 78,8%.

Как утверждает национальная статистика, больше всего получено прибыли предприятиями промышленности - 335,9 млрд. сумов (это 43,4% всей прибыли), в том числе на долю добывающих отраслей пришлось 100,9 млрд. (30%), обрабатывающих - 235 млрд. сумов (70%). Между тем, в общем объеме прибыли на долю предприятий и организаций транспорта пришлось 19,7%, торговли и общественного питания - 6,8%, материально-технического снабжения и сбыта - 5,6%, строительства - 3,6%, связи - 3,2%. Лидерами в "добывании" прибыли стали такие регионы, как Навоийская, Ташкентская и Бухарская области, а также город Ташкент. В 11 регионах республики отмечено увеличение объема прибыли по сравнению с 2001 годом, однако в Джизакской области был отрицательный прирост на 44,5% (это 1,1 млрд. сумов), Самаркандской - на 15,1% (1,6млрд. сумов), Республике Каракалпакстан - на 18,5% (1,2 млрд. сумов).

Из общего объема прибыли на комплекс индустриального развития пришлось 20,2%, внешнеэкономической деятельности - 6,5%, общеэкономический - 4,5%, агропромышленный - 3,6%, производства товаров народного потребления - 4,8%, топлива и энергетики - 28,1%, строительства, индустрии стройматериалов, транспорта и связи - 19,9%, приватизации и поддержки предпринимательства - 0,4%, развития дорожно-транспортных коммуникаций - 0,9%, социальный - 0,9%, административных органов - 1,3%, мобилизационных и государственных резервов - 0,1%, министерств и ведомств, не входящих в комплексы, - 8,7%.

Снижение объем прибыли наблюдались в ассоциациях "Узбек ипаги" (шелковая индустрия) на 73,1% (494,3 млн. сумов), "Узгуштсутсаноати" (мясомолочная промышленность) - на 49,6% (396,2 млн. сумов), "Узбеккогозсаноат" (бумажная отрасль) - на 18,6% (219,1 млн. сумов), "Узбектранскурилиш" (трансстрой) - на 27,2% (444,9 млн. сумов), корпорации "Уздонмахсулот" (хлебная промышленность) - на 19,9% (2,6 млрд. сумов). Если в 2001 году предприятия ГАК "Узкимесаноат" (химия), ГАО "ТАПОиЧ" (авиастроение), агентства "Узкоммунхизмат" (коммунальное хозяйство) были убыточными, то в 2002 году они сумели добиться прибыли.

Между тем, в 2002 году 160 предприятий республики работали с убытками. Размер допущенных убытков достиг 7,74 млрд. сумов, что на 7% выше предыдущего периода. Из общего количества убыточных предприятий 45,6% являлись промышленными, 12,5% - торговли и общественного питания, 11,3% - строительные, 3,1% - транспортными, 1,9% - коммунального хозяйства, 8,1% - социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение).

ИНФЛЯЦИОННАЯ КРИВАЯ ИДЕТ ПО СПИРАЛИ?

В 2002 году на потребительском рынке Узбекистана инфляция составила 21,6%, тогда как в 2001 году она достигала 26,6%. Между тем, инфляционные ожидания по бюджетным параметрам не должны были превысить 14,4%, однако уже к лету пришлось произвести корректировку показателя до 18-20%. Причинами такой ситуации является, по мнению независимых экспертов, падение объема внешней торговли, сужение внутреннего рынка за счет уменьшения импорта, наличие проблем в производстве товаров народного потребления и налоговых поступлениях. В то же время среднемесячный уровень инфляции в прошлом году составил 1,6% против 2,0% в 2001 году. В 2002 году Узбекистану удалось снизить объем среднегодовой денежной массы до 800 млрд. сумов или 12,5% к ВВП с 13,9% к ВВП в 2001 году. При этом скорость обращения денег в экономике увеличилась до 8,0 раза с 7,2 раза.

Официальная статистика показывает, что в результате предпринятых правительством мер происходило замедление роста потребительских цен во втором полугодии. В первом квартале среднемесячное изменение цен и тарифов на потребительские товары и услуги составило 2,7%, во втором - 1,9%, в третьем - 0,9% и в четвертом квартале - 1,2%.

Цены на продовольственные товары выросли в 2002 году на 19,9% против 27,1% в 2001 году. Непродовольственные товары подорожали в 2002 году на 18,6% (в 2001 году показатель составлял 19,8%). Стоимость платных услуг в 2002 году выросла на 36,6% (37,8% в 2001 году).

Начиная с апреля 2002 года рост цен и тарифов на платные услуги населению опережал удорожание потребительских товаров. Если в первом квартале среднемесячное повышение стоимости платных услуг составляло 1,3%, то во втором- 3,9%, третьем - 3,3%, четвертом квартале - 2,1%. Более всего выросла стоимость жилищно-коммунальных услуг - на 61%, услуг связи - на 59%, образования - 40%, здравоохранения - на 31,5%, транспорта - на 19,8%.

Согласно параметрам бюджета на 2003 год, инфляция в Узбекистане на потребительском рынке в 2003 году прогнозируется не более чем 12,0%.




Панорама (Казахстан) №20 за май 2003

Узбекистан предоставил "Лукойлу" и "ИТЕРЕ" дополнительные гарантии для реализации проекта по освоению Кандымских газовых месторождений

Тимофей Жуков (Ташкент)

В июле 2001 года "Лукойл" и международная группа компаний "ИТЕРА" подписали предварительное соглашение с национальной холдинговой компанией "Узбекнефтегаз" об основных принципах разработки месторождений Бухаро-Хивинского и Гиссарского регионов. Планируется, что главным оператором проекта станет акционерная компания, в которой доля российских компаний составит по 45%, а НХК "Узбекнефтегаз" - 10%.

Между тем разночтения и недочеты в узбекском законодательстве чуть не сорвали этот крупнейший инвестпроект. В соответствии с действующим Законом "О соглашении о разделе продукции", запрещается перенос затрат инвестора на следующие календарные периоды, что не позволяло компенсировать большую часть затрат до получения продукции. Компромиссом в решении данной проблемы стал специальный указ Ислама Каримова "О мерах по привлечению прямых иностранных инвестиций в освоение месторождений Кандымской группы", подписанный им на днях. Документом определено, что допустимые затраты инвесторов при освоении и разработке разведанных месторождений Кандымской группы, предоставленных на условиях соглашения о разделе продукции, "будут возмещаться за счет компенсационной продукции начиная с календарного года, на который приходится день начала коммерческой добычи". Минюсту и другим ведомствам поручено в течение одного месяца внести в Кабмин предложения об изменениях в законодательстве по СРП, без которых компании пока не могут начать работу по освоению месторождений.

По информации НХК "Узбекнефтегаз", запасы месторождений, вовлеченных в проект, составляют около 230 млрд кубометров природного газа и около 10 млн тонн жидких углеводородов. Самым крупным является месторождение Кандым в Бухарской области, открытое еще в 1966 году, с промышленным запасами в обьеме 180 млрд кубометров.

Прямые инвестиции в проект общей стоимостью $930 млн составят около $760 млн. Годовая добыча на первом этапе прогнозируется в обьеме 4-5 млрд кубометров. С выходом на проектную мощность максимальный обьем добычи газа может составить порядка 9 млрд кубометров. В рамках данного проекта запланировано строительство газохимического комплекса общей стоимостью $250 млн, магистрального газопровода и двух компрессорных станций. Газ планируется экспортировать в Россию и далее в Европу по действующим магистральным газопроводам Бухара-Урал и Средняя Азия-Центр.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ