Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №77(15.06.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

30 мая. Молдавский парламент утвердил поправки в Закон о гражданстве Республики Молдова, предусматривающие снятие ограничений на получение двойного гражданства. Высший законодательный орган уже внес ранее в Конституцию страны изменения, допускающие получение множественного гражданства. Новые поправки, утвержденные депутатами парламента, предусматривают, что приобретение гражданами РМ гражданства других государств не влечет за собой утраты гражданства Молдовы. Кроме того, документ предполагает восстановление гражданства Молдовы для тех граждан, кто утратил его после получения гражданства другой страны.

30 мая. Центральный комитет Партии коммунистов Республики Молдова обратился к жителям Кишинева с посланием, в котором, в частности, говорится следующее: Выборы 25 мая показали, что политика Партии коммунистов по социальному преобразованию и улучшению жизни народа получила большую поддержку избирателей. Результаты прошедших выборов впервые создали в нашей стране условия для проведения согласованной политики центральной и местной властей.

Но выборы еще не завершены. Почти в 400 примэриях будет проведен второй тур голосования, который должен определить наиболее достойных представителей народа в структурах местного управления. Особое значение имеет для всей страны исход выборов в Кишиневе. Именно здесь сформировался очаг финансового и криминального сепаратизма, именно в Кишиневе сосредоточились силы, готовые в любой момент опрокинуть власть в стране… Решается судьба не только нашей столицы. Решается судьба всего государства….

Голосуя за Василия Згардана, говорится далее в обращении, вы отдаете голос не в пользу очередного городского чиновника, а в пользу исключительно ваших интересов. Центральный комитет ПКРМ призывает вас выйти на выборы 8 июня и сказать свое "да" тем кандидатам, той программе действий, и той власти, которые последовательно и принципиально отстаивали и отстаивают ваши интересы. Голосуйте за "Серп и Молот!"

2 июня. Президент РМ В.Воронин принял участие в неформальном саммите глав государств СНГ в Санкт-Петербурге. Он выразил удовлетворение работой неформальной встречи президентов, состоявшейся в рамках торжеств, приуроченных к 300-летию города на Неве. Глава молдавского государства заявил, что участники саммита сумели достичь консенсуса по целому ряду затронутых на встрече вопросов (ситуация в мире в контексте событий в Ираке, повышение роли ООН в постконфликтный период и др.

2 июня. Руководители ряда организаций национальных меньшинств, проживающих в Молдавии, выступили с обращением к жителям Кишинева в связи с предстоящим вторым туром голосования по выборам примара (мэра) столицы республики. В обращении, в частности, говорится, что если у власти останется действующий генеральный примар, то это неминуемо приведет к резкому обострению ситуации в Кишиневе, а в конечном итоге - к дестабилизации социально-политической обстановки в стране.

Основанием для такого тревожного прогноза, по мнению представителей нацменьшинств, служит открыто рекламируемый в последнее время союз Серафима Урекяна с праворадикальными националистическими политическими силами, прежде всего, с Христианско-демократической народной партией.

Далее в обращении содержится призыв голосовать за кандидата в генеральные примары от ПКРМ В.Згардана, программа действий которого направлена на достижение реальных изменений в жизни города и страны и соответствует политике, проводимой парламентом, президентом и правительством.

2 июня. Центральная избирательная комиссия опубликовала постановление о проведении второго тура голосования по выборам примаров (мэров) в отдельных муниципальных, городских, сельских (коммунальных) избирательных округах в связи с тем, что на местных выборах 25 мая 2003 года в 395 избирательных округах ни один из кандидатов в примары не набрал более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Второй тур голосования назначен на 8 июня 2003 года.

2 июня. Советник т.н. Бессарабской митрополии, депутат от ХДНП В.Кубряков заявил, что митрополия готова подать новый иск против правительства, если власти будут намеренно затягивать ее признание правопреемницей Бессарабской митрополии, существовавшей до 1940 г. Согласно появившейся в печати информации, правительство уже назначило в качестве правопреемницы действовавшей до 1940 г. на территории Молдавии прорумынской церкви Митрополию Молдовы, канонически входящую в состав Русской православной церкви.

2 июня. Президент РМ В.Воронин принял главу миссии ОБСЕ в Республике Молдова У.Хилла. Они обсудили вопросы, связанные с деятельностью Совместной конституционной комиссии по разработке новой Конституции Молдовы и последними мерами кишиневских властей по обеспечению безопасности приднестровского участка молдавско-украинской границы.

Стороны обменялись также мнениями о приоритетных направлениях деятельности конституционной комиссии. Большое внимание было уделено условиям перевозки молдавских грузов через таможенные пункты, расположенные на приднестровском участке границы Республики Молдова с Украиной. На встрече отмечалась положительная тенденция к усилению таможенного и пограничного контроля, наметившаяся после недавнего подписания таможенными ведомствами Республики Молдова и Украины протоколов о взаимном признании коммерческих, таможенных, грузовых документов, а также о сотрудничестве в области борьбы с контрабандой.

В.Воронин и У.Хилл положительно оценили процесс эвакуации российских боеприпасов и оружия из Приднестровья, отметив, что установившиеся в последнее время темпы вывоза удовлетворяют как молдавскую сторону, так и ОБСЕ.

3 июня. Российская Федерация удовлетворена результатами всеобщих местных выборов в Республике Молдова, прошедших 25 мая с.г., заявил в Москве официальный представитель МИД России А.Яковенко. В сообщении Департамента информации и печати МИД РФ говорится, что убедительная победа правящей партии на выборах 25 мая свидетельствует о поддержке подавляющим большинством молдавского электората линии руководства Молдовы во главе с президентом Владимиром Ворониным на формирование гармоничного полиэтнического общества. По словам А.Яковенко, это создает благоприятные предпосылки для решения стоящих перед страной проблем, а также для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества между нашими странами на основе стратегического партнерства в соответствии с базовым политическим Договором о дружбе и сотрудничестве.

3 июня. Президент Национального Банка Молдовы Л.Талмач считает, что деньги, заработанные гражданами республики за рубежом, благотворно влияют на развитие экономики страны. Отвечая на вопрос о примерной сумме переводимых молдавскими гастарбайтерами в республику средств, глава Нацбанка сказал, что в прошлом году $270 млн. были перечислены через банковскую систему, а еще не менее $150 млн. поступило через частных посредников или по другим каналам.

"Эти деньги не поступают в бюджет, и мы не можем утверждать, что они напрямую работают на национальную экономику. Тем не менее, в 2002 г. их получатели поместили в банки $50 млн., которые былди использованы в качестве инвестиций в различные отрасли национальной экономики. Кроме того, деньги просто помогают многим семьям выжить", - сказал Талмач.

3 июня. Президент РМ В.Воронин принял регионального директора Всемирного банка Л.Барбоне, который представил нового директора данной организации по Молдове Э.Брауна. Глава молдавского государства заявил, что сотрудничество с ВБ и МВФ поможет заложить основу современной рыночной экономики со всеми ее основными элементами, предусматривающими эффективные механизмы социальной защиты.

4 июня. В миссии ОБСЕ в Кишиневе прошла встреча посредников в переговорах по урегулированию приднестровского конфликта – ОБСЕ, Российской Федерации и Украины, хотя предполагалось, что во второй половине дня в дискуссиях примут участие представители Кишинева и Тирасполя.

4 июня. Бухарест возобновил процедуру предоставления румынского гражданства лицам, утратившим его до 22 декабря 1989 года или лишенным гражданства по независящим от них причинам. В консульском управлении МИД Румынии сообщили, что молдавские граждане, желающие обрести румынское гражданство, смогут подать документы непосредственно в консульский отдел посольства Румынии в Кишиневе.

По некоторым данным, румынское гражданство получили от ста до трехсот тысяч молдавских граждан. Проверить эти цифры Кишинев практически не в состоянии, так как Бухарест не предоставляет ему точной статистики по этой проблеме.

4 июня. Президент РМ В.Воронин принял первого заместителя министра иностранных дел России В.Трубникова, находящегося в Молдове с рабочим визитом. Стороны обменялись мнениями относительно деятельности Совместной конституционной комиссии по разработке нового Основного закона РМ, хода кишиневско-тираспольскх переговоров, процесса вывоза российских вооружений и имущества из Приднестровья.

В.Трубников поздравил президента В.Воронина с убедительной победой правящей партии на местных выборах, состоявшихся в стране 25 мая с.г. Представитель российского МИД заявил, что данные результаты убедительно показали стремление большей части молдавского электората к стабильности и гражданскому согласию в обществе, что соответствует основной линии, проводимой нынешним молдавским руководством. Кроме того, первый заместитель российского министра иностранных дел выразил уверенность, что результаты выборов будут способствовать дальнейшему развитию стратегического партнерства между Российской Федерацией и Республикой Молдова в строгом соответствии с положениями Базового политического договора между двумя странами.

4 июня. Приднестровье посетила делегация Российской Федерации во главе с первым заместителем министра иностранных дел РФ В.Трубниковым. В составе делегации директор Второго департамента стран СНГ МИД РФ В.Тюрденев, посол России в Молдове П.Петровский и посол по особым поручениям А.Новожилов.

В Тирасполе состоялась встреча российских дипломатов с президентом ПМР И.Смирновым. В переговорах также приняли участие министр иностранных дел Приднестровья В.Лицкай, полномочный представитель президента ПМР в Украине Б.Акулов и начальник республиканского промышленного комплекса В.Сапронов. Главным содержанием беседы стали ситуация, сложившаяся в приднестровском урегулировании, а также двусторонние отношения между Приднестровьем и Россией.

В ходе российско-приднестровских переговоров обсуждался также вопрос вывоза военного имущества бывшей 14-й армии, а также механизм будущей военно-гарантийной операции(ВГО). Руководитель российской делегации В.Трубников заявил, что «Россия предпочла бы играть ведущую роль в ВГО, и, безусловно, будет отстаивать свою позицию».

Он высказал отношение России к недавно опубликованным предложениям по приднестровскому урегулированию, разработанным институтом Евросоюза в области безопасности, который предусматривает включение в процесс урегулирования самого Евросоюза и Румынии, а также перевод миротворческой операции в Приднестровье под мандат ОБСЕ. В.Трубников, в частности, заявил, что Москва не рассматривает эти предложения, поскольку они не получили одобрения Тирасполя и Кишинева.

4 июня. В Кишиневе объявлено о создании новой политической организации, проповедующей идеи объединения с Румынией. В распространенном заявлении ее лидер О.Брег и другие лица, подписавшие этот документ, решительно выступают за включение Республики Молдова в состав Румынии.

5 июня. Депутаты парламента РМ увеличили до 200 леев сумму ежемесячного государственного пособия вольнонаемным работникам Вооруженных сил и органов МВД и КГБ СССР, а также тем, кто в 1941-1945 гг. состояли в частях и подразделениях армии и флота в качестве сыновей полка или юнг. Парламент внес также изменения в Закон о дополнительной социальной защите инвалидов войны, участников Второй мировой войны и их семей в соответствии с Соглашением стран СНГ о взаимном признании льгот и гарантий, оказанных участникам и инвалидам Второй мировой войны.

5 июня. Находящийся в Анкаре с официальным визитом премьер-министр РМ В.Тарлев был принят президентом Турции А.Сезером. Стороны высказались за поддержание политического диалога и прямые контакты между двумя странами. Президент А.Сезер заявил, что Турция полностью поддерживает Молдову в разрешении приднестровского конфликта. Он также дал высокую оценку мерам, предпринятым молдавским руководством, по созданию конституционной базы для административной автономии Гагаузии.

В.Тарлев, в свою очередь, заявил, что правительство придает особое значение созданию условий, необходимых для обеспечения прав национальных меньшинств Молдавии, включая гагаузское. Коснувшись экономического аспекта сотрудничества с Турцией, премьер отметил, что этот фактор чрезвычайно важен для укрепления дружественных отношений между двумя странами. По объему торговых обменов в 2002 году Турция находится на 8 месте среди партнеров, с которыми Молдова поддерживает торговые отношения, сказал он. "Мы заинтересованы в придании дополнительного импульса двустороннему торговому сотрудничеству во всех сферах экономики, привлечении инвестиций в национальную экономику и продвижении экспорта". Премьер также выразил удовлетворение в связи с подписанием в Анкаре шести двусторонних соглашений, которые дополнят юридическую базу сотрудничества между РМ иТР.

5 июня. С 1 января 2004 года заработная плата работникам бюджетной сферы в ПМР должна увеличиться в 2,5 раза, - сообщил вице-спикер приднестровского парламента Е.Шевчук при . обсуждении законопроекта «Об оплате труда сотрудников органов государственной власти, государственного контроля, прокуратуры и оперативных сотрудников правоохранительных органов» (в настоящее время средняя заработная плата одного бюджетника равняется - 40 долл. США, работника народного хозяйства – 55 долл.).

5 июня. Член Совместной комиссии по разработке новой Конституции Молдавии, министр юстиции ПМР В.Балала, разъясняя основные положения проекта приднестровцев, заявил, что количество представителей Молдовы и Приднестровья в комиссии не должно превышать трех человек с каждой стороны, при этом решения должны приниматься двумя третями голосов. Он выразил несогласие с предложением Кишинева о том, что плоды работы комиссии должны проходить утверждение только в одном законодательном органе - парламенте Молдовы. В целом, если исходить из молдавских предложений, то создается мнение, сказал В.Балала, что работа должна вестись не над конституцией нового федеративного государства, а над новым вариантом конституции Республики Молдова. При этом приднестровским экспертам в комиссии отведена роль технических статистов.

Суть же предложений Приднестровья – создать равные условия работы для представителей обеих сторон в совместной комиссии.

6 июня - По давно установившейся традиции, в Молдове был отмечен Пушкинский праздник поэзии, посвященный 204-ой годовщине со дня рождения великого русского поэта.

Многочисленные почитатели поэта возложили цветы к его памятнику в главном парке молдавской столицы, долгие годы именовавшимся Пушкинским; в Свято-Георгиевской церкви была отслужена панихида "по убиенном болярине Александре", поклонники пушкинской музы в очередной раз совершили паломничество в село Долна, пребывание в котором и встречи с цыганским табором вдохновили поэта на создание поэмы "Цыгане" и ряда шедевров его лирики.

6 июня. В Приднестровье прошли многочисленные мероприятия, посвященные 204 –летию со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.

У центральной столичной библиотеки, которая носит имя великого поэта, прошел импровизированный митинг и возложение цветов к подножию памятника Пушкину

6 июня. В РМ продолжаются мероприятия, посвященные исторической дате объединения Молдавской православной церкви и утверждения высшей молдавской церковно-организационной структуры - митрополии. С высокого благословения митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира и при активном участии молдавского отделения Фонда единства православных народов в Кагуле состоялась культурно-духовная акция, посвященная 330-летию выхода псалтыря в стихах молдавского митрополита Дософтея. В Бельцах прошла конференция, посвященная 630-летию освящения первого в истории представителя Молдавской православной церкви - епископа Иосифа. Епископ, а затем Митрополит всея Молдовы, Иосиф был создателем первой высшей церковно-организационной структуры на молдавской земле - митрополии молдавской православной церкви еще в XIV веке

6 июня. Руководитель Миссии ОБСЕ в Молдове У.Хилл заявил, что организация, которую он представляет, готова координировать с Европейским Союзом свои действия по урегулированию приднестровского конфликта. По его словам, "такая работа уже ведется".

Отвечая на вопросы журналистов о новой инициативе ЕС, У.Хилл сказал, что она сейчас изучается. При этом он уточнил, что в данном случае речь идет не об изменении формата переговоров, а о координации действий на благо общего дела - решения приднестровской проблемы".

Говоря об итогах завершившегося в этот день очередного раунда переговоров по урегулированию, глава миссии ОБСЕ в Кишиневе сказал, что "обсуждался широкий круг вопросов" - как по сути переговорного процесса, так и по началу работы совместной комиссии по разработке Конституции федеративного государства, которая, однако, пока не начала работу.

В то же время он отказался от комментариев относительно разногласий между представителями Кишинева и Тирасполя в конституционной комиссии и затруднился ответить, успеет ли комиссия разработать проект Конституции в отведенный шестимесячный срок.

Он выразил несогласие с точкой зрения первого заместителя министра иностранных дел РФ В.Трубникова, который накануне высказался за то, чтобы ведущая роль в проведении "военно-гарантированной операции приднестровского урегулирования" была отведена России. "Такая операция должна проходить под мандатом ОБСЕ. Ее состав должен быть по-настоящему межнациональным, а по численности - небольшим. Ведь в данном случае речь идет не об установлении мира и разделении войск, а о сохранении стабильной ситуации, сближении сторон, которые должны создать единую армию", - подчеркнул представитель ОБСЕ.

7 июня. Правительство внесло изменения в соответствующее постановление, изъяв из режима свободной торговли с Украиной свекловичный и тростниковый сахар. Вице-премьер, министр экономики Ш.Одажиу отметил, что это сделано для того, чтобы воспрепятствовать нелояльной конкуренции на молдавском рынке сахара, а также в целях защиты отечественного производителя. В последнее время резко увеличился ввоз сахара и его производных из Украины, заявил он,что создало определенные проблемы отечественным предприятиям-производителям сахара и привело к сбоям на местном рынке. Правительство Украины изъяло молдавский сахар из режима свободной торговли еще в марте 2002 г., под предлогом того, что Молдова ввозит тростниковый сахар под видом свекловичного.

8 июня. По предварительным данным, действующий примар (мэр) Кишинева С.Урекян выиграл второй тур выборов и вновь стал градоначальником столицы. За него проголосовали 53,9% жителей муниципия Кишинев с правом голоса, представитель Компартии В.Згардан получил 46,1% голосов.

Победу С.Урекяна, кандидата трех правоцентристских формирований - Социал-демократического альянса, "Альянса независимых" и Либеральной партии, объединившихся в предвыборный блок "Наша Молдова", многие аналитики расценивают как поражение правящей партии, поскольку "для коммунистов, как и для их оппонентов, столица представляет собой "ставку с дальним прицелом", когда контроль над столицей станет "плацдармом борьбы на парламентских выборах 2005 года".

По словам Урекяна, он попытается наладить конструктивные отношения с коммунистическими властями на благо жителей столицы. Накануне в репортаже национального телевидения цитировалось заявление президента Воронина о том, что независимо от того, кто выиграет второй тур голосования в столице, он будет выступать за взаимодействие с администрацией Кишинева.

9 июня. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания России С.Миронов прибыл Кишинев с официальным визитом. Он возглавит также делегацию России на десятом заседании Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества., которая начнет свою работу в столице Молдовы 10 июня.

В заявлении для прессы С.Миронов отметил, что он прибыл в Республику Молдова по приглашению спикера парламента РМ Е.Остапчук, с которой намерен обсудить двусторонние межпарламентские связи, а также вопросы, связанные с участием в юбилейном форуме ПАЧЭС. Он заявил также, что очень высоко оценивает состояние российско-молдавских отношений, в которых в настоящее время отмечается позитивная динамика. Наши страны, подчеркнул Миронов, имеют прекрасный опыт взаимодействия в различных международных организациях, в том числе парламентских.

На встрече с С.Мироновым спикер молдавского парламента Е.Остапчук выразила благодарность Российской Федерации за оказываемую поддержку в качестве государства-гаранта в процессе урегулирования приднестровского конфликта. Председатель верхней палаты Федерального собрания России подчеркнул, что позиция его страны в этом вопросе является принципиальной и ясной: Россия поддерживает территориальную целостность и суверенитет Республики Молдова.

Отмечалась важность взаимного сотрудничества в рамках Межпарламентской ассамблеи СНГ и других международных организаций. С.Миронов пригласил Е.Остапчук посетить Москву с официальным визитом. Во встрече также приняли участие председатель парламентской Комиссии по внешней политике А.Негуца и депутаты трех парламентских фракций.

9 июня. Президент РМ В.Воронин встретился с членами делегации Совета Федерации Федерального собрания России во главе с председателем верхней палаты российского парламента С.Мироновым Президент высоко оценил нынешний этап молдавско-российских отношений, отметив постоянное развитие двустороннего диалога, особенно после подписания Базового политического договора между нашими странами.

Стороны выразили уверенность в том, что проведение в Кишиневе экономического форума с участием руководителей регионов Российской Федерации будет способствовать реализации проектов взаимовыгодного экономического сотрудничества. С.Миронов заявил о готовности депутатов парламента России поддержать этот процесс путем создания адекватных законодательных рамок.

Коснувшись процесса реинтеграции Молдовы, С.Миронов приветствовал инициативу главы государства по разработке новой Конституции страны, заявив о готовности российской стороны и в дальнейшем оказывать поддержку процессу приднестровского урегулирования в соответствии с нормами международного права о соблюдении принципов суверенитета и территориальной целостности государств.

9 июня. По обнародованным Центральной избирательной комиссией РМ предварительным данным, после второго тура выборов Партия коммунистов получила 366 мандатов примара или 41% всех глав местной администрации, Демократическая партия - 73 мандата или 8,2%, избирательный блок Социал-либеральный альянс "Наша Молдова" - 191 или 21,4%, Аграрно-демократическая партия и Центристский союз - по 18 мандатов или 2%, Христианско-демократическая народная партия - 20 или 2,2%, избирательный блок СДП-СЛП - 43 или 4,8%, все остальные партии - 10 мандатов, или 1%, независимые кандидаты получили 154 мандата примара, или 17,2%.

Председатель ЦИК Д.Ниделку уточнил, что в пяти населенных пунктах результаты выборов были опротестованы в суде, отметив, что в них возможно проведение повторных выборов. В муниципии Кишинев, по данным Центризбиркома, на выборах победил С.Урекян, набравший 53,9% голосов. Контркандидат действующего примара В.Згардан набрал 46,1% голосов. Согласно данным, во втором туре выборов участвовали 59,78% избирателей

9 июня. Переговоры по приднестровскому урегулированию "вступают в качественно новый этап, и имеется перспектива выхода на принципиальные договоренности между заинтересованными сторонами". Об этом сообщили корреспонденту агентства МОЛДПРЕСС в МИД РФ по итогам визита первого заместителя министра иностранных дел Российской Федерации В.Трубникова в Республику Молдова. На переговорах с главой молдавского государства В.Ворониным, министром реинтеграции В.Шовой и первым заместителем министра иностранных дел И.Кэпэцинэ были затронуты также вопросы "вывоза и утилизации российского военного имущества из Приднестровья". Стороны рассмотрели "возможные меры по обеспечению стабильности и поддержанию мира в регионе, в том числе по итогам урегулирования". Во время визита Трубникова "был продолжен диалог по вопросам укрепления российско-молдавского сотрудничества, характеризующегося динамичным развитием в рамках стратегического партнерства", подчеркнули в российском внешнеполитическом ведомстве. Как заявил официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко, "Россия выступает за сохранение суверенитета и территориальной целостности Молдавии и обеспечение согласованного и надежно гарантированного статуса Приднестровья".

10 июня. Предложения Исследовательского института в области безопасности Евросоюза о непосредственном подключении ЕС к урегулированию приднестровского конфликта в рамках Республики Молдова предполагают маргинализацию и даже отстранение США и НАТО от участия в решении региональных конфликтов на постсоветском пространстве, - считает американский эксперт румынского происхождения В.Сокор. По его мнению, исключение США из механизма приднестровского урегулирования является "главным недостатком проекта".

Несмотря на это, полагает аналитик, "при сложившейся ситуации в Республике Молдова это предложение представляется довольно резонным" и к нему следует прислушаться, так как "именно в Приднестровье взаимодействие Евросоюз-Россия в области европейской безопасности может привести к первому успеху".

10 июня. Правительство США подарило Минобороны РМ 57 грузовых автомобилей "Шевроле" с прицепами. Посол США в Кишиневе П.Смит отметила на церемонии передачи грузовиков, что техника предоставлена в рамках программы "Излишки военной техники", предусматривающей безвозмездную поставку военного оборудования странам, с которыми США объединяют интересы общей безопасности.

Согласно данным американской стороны, стоимость переданных автомашин составляет $321 тыс.

11 июня. Гагаузская община Приднестровья направила президенту РМ В.Воронину и главе миссии ОБСЕ в Кишиневе У.Хиллу письма, в которых они протестуют против вынесения молдавским судом приговора политическому деятелю Гагаузии, борцу за гагаузскую автономию И.Бургуджи, осужденному на 5 лет строгого режима по обвинению "в превышении служебных полномочий, повлекших за собой ущерб публичной власти Республики Молдова во время проведения на территории Гагаузской автономии референдума" по отставке главы администрации (башкана) Гагауз Ери Д.Кройтора. В обращениях Гагаузской общины содержится требование об освобождении И.Бургуджи, осуждение которого рассматривается как политический акт.

11 июня. Газета «Независимая Молдова» публикует Обращение президента РМ В.Воронина к народу Молдавии, в котором, в частности, говорится, что "впервые в истории нашей страны происходит объединение всех структур власти в целях проведения единой и согласованной политики". По мнению президента, выборы в Кишиневе стали своеобразной кульминацией той борьбы за избирателей, которая шла по всей стране. В.Воронин напомнил, что как Президент он высказывался против кандидатуры С.Урекяна, но кишиневцы решили иначе, и он не может не уважать выбор избирателей Кишинева. Президент призывает С.Урекяна следовать в своей деятельности демократическим принципам и букве закона и принять во внимание мнение почти половины горожан, проголосовавших против него».

11 июня. Согласно объединенным данным Центризбиркома относительно выборов примаров и членов районных, муниципальных, городских и сельских советов, коммунисты получили больше всех мандатов примаров - 366 из 893 (41%). В 13 районах из 33 более 60% примаров - коммунисты. Больше всех мест советников в районных и муниципальных советах также заняли коммунисты - 615 из 1126 (54,6%). В городских и сельских советах большинство тоже у ПКРМ - 5392 из 10803 мандатов (49,9%).

Победу ПКРМ одержала и на выборах в муниципальный совет Кишинэу. По сообщению источников в муниципальном совете, коммунистам теперь будет принадлежать 25 мандатов советников из 51 (49%). Блоку "Moldova Noastra" - 14, ХДНП - 8, Демократической партии - 1, Блоку СДП-СЛП - 1, Движению "Равноправие" - 1, независимый кандидат - 1 (Михай Северован). Фактически, компартия теперь обладает "блокирующим пакетом" при решении бюджетных вопросов в муниципии. А при условии, что советники ПКРМ заручатся поддержкой еще одного члена муниципального совета, на их стороне будет и простое большинство голосов.

12 июня. Министр иностранных дел РМ Н.Дудэу подтвердил на Совещании министров иностранных дел стран процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе, проходящем в Сараево, что юго-восточное европейское посредничество является для Молдовы наиболее реальным путем европейской интеграции. Н.Дудэу вновь предложил включить Молдавию в Процесс стабилизации и объединения в качестве полноправного члена.

12 июня. Группа офицеров Главного штаба Сил Обороны и ВВС Эстонии проводит инспекторскую проверку вооруженных сил Молдавии, которая проводится в рамках Венского документа ОБСЕ от 1999 года по контролю над вооружениями в центральной части РМ. Главной целью инспекции является проверка данных о тяжелом вооружении и соответствии координат дислокации воинских частей и оценка военно-политическое положение республики.




О визите в Молдавию Председателя Совета Федерального Собрания России С.Миронова

Геннадий Коненко

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания России С.Миронов во главе делегации верхней палаты российского парламента находился в Республике Молдова с официальным визитом с 9 по 10 июня с.г.

В повестку дня переговоров с молдавской стороной были включены вопросы состояния и развития отношений между Российской Федерацией и Республикой Молдова, проблема приднестровского урегулирования, положение в Молдавии наших соотечественников, что стало уже традиционным. Стороны рассмотрели также ситуацию, складывающуюся в стране после прошедших выборов в местные органы власти и самоуправления, и, естественно, вопросы межпарламентских связей и сотрудничества в международных парламентских организациях.

В своем заявлении для прессы по прибытии в аэропорт Кишинева С.Миронов сразу же охарактеризовал российско-молдавские отношения как дружественные и взаимовыгодные, подчеркнув при этом, что в настоящее время  в их развитии наблюдается весьма позитивная динамика.

В ходе встреч делегации с президентом РМ В.Ворониным, спикером молдавского парламента Е.Остапчук и премьер-министром В.Тарлевым стороны одинаково высоко оценивали нынешнее состояние сотрудничества между нашими странами и говорили об имеющихся резервах для его дальнейшего расширения.

Особо было отмечено, что мощный импульс оно получило после вступления в силу Договора о дружбе и сотрудничестве между РФ и РМ.

Председатель Совета Федерации С.Миронов подчеркнул, что одобрение договора подавляющим большинством депутатов обеих палат Федерального Собрания России служит ярким доказательством поддержки курса на укрепление стратегического партнерства с Молдавией практически всеми политическими силами нашей страны.

В беседе со спикером парламента Молдовы Е.Остапчук, на которой присутствовали председатель парламентской Комиссии по внешней политике А.Негуца и депутаты всех трех парламентских фракций - Компартии, партии христианских демократов и Социал-демократического альянса, обсуждались, прежде всего, вопросы создания рабочих групп в рамках обоих парламентов и формирования Межпарламентской комиссии. Было принято решение о том, что в ее состав войдут по 14 депутатов с каждой стороны. Эти группы и комиссия должны будут заниматься подготовкой вопросов, связанных с ратификацией российско-молдавских соглашений и других документов, вопросами взаимодействия в международных парламентских организациях, включая ПАСЕ, а также с гармонизацией внутреннего законодательства в плане устранения правовых и иных препятствий для развития сотрудничества на пространстве СНГ и ЕвАзЭс.

Обсуждая с президентом В.Ворониным ситуацию в Молдавии, делегация Совета Федерации приветствовала предпринимаемые молдавским руководством меры по стабилизации обстановки в стране. Российская сторона поздравила президента с победой возглавляемой им партии на местных выборах, отметив при этом, что они прошли в соответствии с общеевропейскими стандартами в области прав человека и гражданских свобод.

Хотелось бы сказать в этой связи, что с таким утверждением вряд ли согласилась бы оппозиция, которая усматривает в ходе подготовки и проведения выборов много нарушений со стороны официальных властей, особенно в плане использования средств массовой информации для оказания давления и шельмования кандидатов от оппозиции и пропаганды в пользу представителей правящей партии, что, кстати, было зафиксировано в ряде случаев международными наблюдателями.

Ради справедливости заметим, что в проведении грязных пиаровских акций отличилась и сама оппозиция, которая к тому же, как это ни странно, получала информационную поддержку такого рода из-за левого берега Днестра.

Относительно положения соотечественников в Молдавии делегация высказала в целом свое удовлетворение состоянием дел в этой сфере и теми шагами, которые предпринимает молдавское руководство с целью достижения межэтнического согласия в республике. С.Миронов еще раз поднял вопрос об открытии Генерального консульства России в Тирасполе, поскольку в Приднестровье проживает большое количество российских граждан - около 100 тысяч человек.

Ответ молдован стал уже стереотипным - вопрос будет решен в рамках приднестровского урегулирования.

По этой проблеме разговор в Кишиневе был фактически односторонним. В очередной раз российская сторона заявила о поддержке инициативы президента В.Воронина по разработке новой Конституции молдавского государства. основанного на принципах федерализма, хотя здесь не все так однозначно, и наблюдаются попытки Кишинева свести статус Приднестровья как субъекта будущей федерации к обычной автономии. С.Миронов заявил также, что Россия совместно с Украиной и ОБСЕ будет активно содействовать процессу урегулирования приднестровского конфликта в соответствии с нормами международного права о соблюдении принципов суверенитета и территориальной целостности государств. Но, несмотря на то, что переговоры по сути дела вновь приостановились, в чем есть немалая доля вины молдавской стороны, каких-либо новых идей в плане поисков возможных компромиссов с приднестровцами, чтобы сдвинуть с места застопорившиеся переговоры, российские парламентарии от молдаван не услышали. Правда, и обвинений в адрес приднестровского руководства на этот раз было немного.

Что касается вопроса о военном присутствии России в регионе, которое должно способствовать претворению в жизнь будущих окончательных договоренностей по нормализации отношений между Кишиневом и Тирасполем и обеспечению военных гарантий этого процесса в постурегулировочный период, делегация Совета Федерации не получила внятных ответов. Впрочем, как нам стало известно, сам вопрос ставился в довольно общей форме. Возможно, это связано с известным казусом, случившимся с С.Мироновым при экскурсе в ближневосточную проблематику.

На наш взгляд, на всех переговорах с молдавскими руководителями по данному вопросу российским представителям такого ранга, как С .Миронов, да и другим высокопоставленным российским чиновникам, надо твердо и настойчиво озвучивать нашу позицию, добиваясь не только ее понимания, но и четкого ответа, намерена ли Молдавия содействовать сохранению военного присутствия России в регионе. Следует принять во внимание, что, во-первых, наши предложения по проведению военно-гарантийной операции после подписания окончательных документов по приднестровскому урегулированию пока встречаются Кишиневом весьма прохладно и фактически отвергаются ОБСЕ (заявление главы миссии ОБСЕ в РМ У.Хилла 5 июня с.г.) и США. Во вторых, последние наработки на этот счет Евросоюэа и США, нацеленные на ликвидацию нашего военного присутствия в Молдавии уже не оставляют России времени на раздумье. И пусть нас не убаюкивает то , что американцы якобы согласны на равноправное с другими членами ОБСЕ участие России в упомянутой выше операции.

К концу текущего года техника, вооружения и боеприпасы, хранящиеся на складах Оперативной группы российских войск в Приднестровье, видимо, все же будут вывезены в Россию. Охранять уже будет нечего, и наши военные в этом случае, по мысли западников, будут не нужны. А присутствие российского воинского контингента миротворцев уже ставится под вопрос, хотя до приднестровского урегулирования еще совсем не близко.

Несмотря на явный перекос наших отношений в регионе в пользу Молдавии, сохранение ныне действующей миротворческой операции в большой степени будет зависеть от Приднестровья, если, конечно, операция по поддержанию мира не перерастет с согласия России в операцию по принуждению к миру.

Если говорить о значении визита делегации Совета Федерации во главе с его председателем для российско-молдавских отношений, то, на первый взгляд, ничего сколько-нибудь значительного не произошло. Да, в плане достижения конкретных результатов это действительно так. Но, с нашей точки зрения, визит следует рассматривать и как продолжение курса на оказание всесторонней поддержки нынешнего руководства Республики Молдова, которое использует ее для укрепления позиций в борьбе со своими политическими противниками и своего имиджа среди населения. Однако, получая от России весьма существенную политическую и экономическую помощь, оно почему-то не спешит при этом учитывать российские интересы в регионе в полной мере.

А ведь наша поддержка, если говорить напрямую, помогла В.Воронину и правящей партии коммунистов одержать победу на недавних местных выборах.

Достаточно назвать только несколько примеров нашей помощи Молдавии - с апреля 2002 года в РМ поставляется электроэнергия по ценам, которые позволили снизить ее стоимость в стране на 13%, была произведена реструктуризация "газового" долга Молдавии перед Россией, а это вместе с долгом Приднестровья более одного млрд. долларов США. Москва поддержала Кишинев при рассмотрении вопроса о молдавских долгах в Парижском клубе и т.д.

Вопросы торгово-экономического характера рассматривались с молдавским руководством и в ходе визита делегации Совета Федерации, рассматривались в плане поиска новых возможностей для реализации проектов двустороннего экономического сотрудничества. Речь идет о проведении экономического форума с участием глав регионов России с целью расширения контактов и связей с Молдавией в сфере торговли и экономики.

Как представляется, во время посещений Республики Молдова высокопоставленными российскими представителями никто еще не сказал прямо молдавским руководителям о значении оказываемой им Россией политического и экономического содействия, как и о том, что пора бы Молдавии отвечать России взаимностью.




Независимая Молдова,
11 июня 2003

Обращение Президента Республики Молдова Владимира Воронина к гражданам страны

Уважаемые сограждане!

Завершены выборы в местные органы власти. Ваша активность и ответственность в период всей выборной кампании позволила сформировать условия для взаимодействия властей всех уровней. Это большая победа для всех нас. Можно с полным правом заявить, что впервые в истории нашей страны происходит объединение всех структур власти в целях проведения единой и согласованной политики. Убежден, что перед лицом многочисленных проблем и задач, стоящих перед каждым селом, городом и страной в целом, представители вновь избранной местной власти в независимости от своей партийной принадлежности и убеждений, сумеют создать обстановку конструктивного сотрудничества. Именно этого, а не продолжения предвыборных баталий, ждут от них избиратели, именно на это они рассчитывали, когда опускали бюллетени в урну. Выборы всегда являются испытанием и для политического класса, и для демократических институтов, и всех избирателей. Избиратели высказали свое мнение, определив тех, кто будет непосредственно отвечать за возрождение жизни в их селах и городах. Уверен, что в большинстве населенных пунктов доверие было оказано честным, хозяйственным и предприимчивым людям, способным не на словах, а на деле заняться проблемами людей. Уменьшение количества жалоб и обращений граждан в центральные органы власти, не находивших в прошлом понимания со стороны местных властей, станет реальной оценкой деятельности избранных на прошедших выборах руководителей. Особенно актуально это для избранного руководства муниципия Кишинэу. Именно эти выборы стали своеобразной кульминацией той борьбы за избирателей, которая шла по всей стране. Жесткость и непримиримость высказываемых позиций явились свидетельством остроты назревших проблем, необходимостью их срочного разрешения. Как Президент, я однозначно высказался против кандидатуры Серафима Урекяна, обратив внимание горожан на то, что девятилетний период в истории столицы связан с деградацией городского хозяйства, упадком всей социальной, экономической и культурной жизни. Но кишиневцы решили иначе. Они предоставили Серафиму Урекяну еще один шанс доказать делом свою способность претворять в жизнь намерения и обещания. Не могу не уважать выбор избирателей Кишинева и призываю Серафима Урекяна оценить масштаб доверия, которым наделили его жители города. Призываю его следовать в своей деятельности демократическим принципам и букве закона. Незначительный разрыв голосов между двумя претендентами на пост примара, как в первом, так и во втором туре, обязывает Серафима Урекяна принять во внимание сказанное его оппонентами, а мнение почти половины горожан, проголосовавших против него, должно быть воспринято в качестве сурового урока. Убежден, что для всех ответственных политических партий и движений Молдовы, которые добились избрания своих представителей в местные органы власти занятые должности не являются самоцелью. Надеюсь, что они поддерживают курс на объединение страны, европейскую интеграцию, экономическое развитие и социальную стабильность, и потому найдут в себе силы для того, чтобы консолидировать наше общество. Это главная миссия всех тех, кто облачен властью и доверием избирателей.




Молдова Ази,
2 июня 2003

Местные выборы - первые выводы

И.Боцан

Кампания по всеобщим местным выборам, завершившаяся 25 мая с.г., похоже, кардинальным образом отличается от всех предыдущих предвыборных кампаний, прошедших с 1991 г., с момента объявления независимости РМ.

Прежде всего, следует упомянуть тот факт, что это первая кампания, состоявшаяся под коммунистическим правлением. Во-вторых, эта кампания была расценена экспертами и наблюдателями как "самая мутная". В-третьих, впервые за партию (коалицию), находящуюся у власти, проголосовало меньше избирателей, чем на предшествовавших местным выборам парламентских выборах.

Опыт многих государств показывает, что чем мутнее и репрессивнее кампания, тем ниже явка избирателей. Поэтому неудивительно, что к урнам для голосования пришло только 57,8% граждан, имеющих право голоса - меньше, чем на местных выборах 1998 г. Это отрицательный сигнал для нынешнего правления. Участие населения в прошедших 25 мая местных выборах должно было быть гораздо выше, с учетом того, что, как заверяли правители, пересмотр системы местной публичной администрации якобы пользуется широкой поддержкой граждан.

Поэтому низкая явка населения к урнам для голосования может рассматриваться как протест против порочных методов государственных СМИ, применяемых для дискредитации конкурентов на выборах, а также как свидетельство безразличного отношения к прожекту руководства о построении "вертикали власти", который скорее нужно считать дорогостоящим и бесполезным. Для сравнения напомним, что в местных выборах 1995 и 1998 гг. уровень участия составил около 60%.

Чтобы оценить значение результатов недавних местных выборов по сравнению с предыдущими, необходимо взять в расчет тот факт, что после объявления независимости РМ прошло всего три избирательных цикла. Итак, мы не можем говорить о существовании развитой статистической базы. Все же стоит взглянуть на цифры, зарегистрированные в предыдущих кампаниях. Также необходимо учитывать возможность ошибочных выводов при сравнивании результатов парламентских выборов с результатами местных выборов на уровне уезда или района.

Итак, в 1985 году правящая Аграрно-демократическая партия (АДП) набрала на уровне района приблизительно на 7% голосов больше (50,1%), чем на парламентских выборах 1994 г. (43,2%). В этом же контексте отметим, что составляющие правящего Альянса за демократию и реформы (АДР) на местных выборах 1999 г. в сумме набрали приблизительно на 2% больше(48,7%), чем вместе на парламентских выборах 1998 г. (46,4%). То есть, в целом можно заметить, что на местных выборах правящая партия или коалиция набирала чуть более высокий процент голосов, чем на парламентских выборах. Наиболее правдоподобным объяснением этому может служить тот факт, что спустя год после смены власти в политической жизни общества продолжают преобладать и задавать тон ожидания граждан, сформированные в ходе предшествовавших парламентских выборов. Что касается оппозиционных партий, следует отметить, что на местных выборах наиболее весомые, с точки зрения набранных голосов, партии практически повторяли результаты, полученные в рамках предшествовавших парламентских выборах.

Без сомнения, этот факт был подмечен как представителями нынешней правящей партии, так и оппозиционных формирований. В этой связи не случайно, Партия коммунистов (ПК) пыталась провести досрочные местные выборы в 2002 г., то есть, ровно через год после парламентских выборов 2001 г. Не случайно и то, что оппозиция противилась данным попыткам правящей партии, настаивая на том, чтобы местные выборы проходили в соответствии с законодательством - в 2003 г., после истечения четырехлетнего мандата местных избранников.

Если сравнить предварительные результаты недавних местных выборов, состоявшихся спустя 2 года после парламентских, можно констатировать, что после предварительного подсчета результатов голосования ПК регистрирует незначительное снижение результатов на уровне района - на почти 2%. Этот незначительный откат не нужно переоценивать, хотя он очень ясно указывает на то, что ПК может вступить в период стагнации, за которым может последовать рецессия.

На выборах примаров ПК добилась наилучшего счета в первом туре. Более 25% примэрий Республики Молдова были завоеваны ПК. Все же второй тур голосования может принести ПК проблемы с продвижением кандидатов на должность примаров. Причиной тому является самоуверенное поведение ПК в прошедшей избирательной кампании, оттолкнувшее потенциальных политических партнеров из так называемого Левоцентристского союза, созданного в феврале 2003 г. Так, во втором туре голосования ПК оказалась практически без политических союзников, которые могли бы призвать избирателей проголосовать за кандидатов ПК на должности примаров

Однако не исключено, что ПК предпримет шаги по реанимации Лево-центристского союза. Как минимум одна составляющая этого союза - Демократическая партия (ДП) зарегистрировала весьма внушительный результат - 8%. Не стоит недооценивать и те 2%, набранных АДП, особенно с учетом того, что в некоторых районах ДП и АДП получили неожиданно высокую поддержку.

По всей вероятности, ДП не будет делать публичных призывов в пользу ПК, чтобы не ограничивать поле для дальнейших маневров. Что касается АДП, можно сказать, что ПК и не нуждается в каком-либо публичном заявлении ее лидеров, так как политическое восприятие электората АДП весьма близко к восприятию электората ПК. Какие-либо публичные заявления лидеров АДП в пользу ПК скорее способны навредить ПК. Это стало очевидно еще в 1999 г., когда ПК и АДП сформировали партнерство и даже общий избирательный блок. Впоследствии выяснилось, что эта коалиция вредит ПК, так как именно во время правления АДП сформировалось более 60% внешнего долга РМ, а пропаганда ПК по-прежнему в значительной степени основывается на обвинениях в адрес "так называемых демократических правительств", поставивших страну на колени перед иностранными кредиторами. Поэтому может оказаться, что в итоге количество избранных примаров от ПК в процентном выражении будет отражать процент советников ПК в местных советах (48%), но для ПК важно перешагнуть символический порог в 50% от избранных примаров.

Что касается электоральной борьбы в муниципии Кишинев, можно отметить, что сокращение поддержки ПК со стороны избирателей здесь более выражено, чем в целом по республике. Тот факт, что Василий Згардан, кандидат ПК, пользующийся личной поддержкой председателем ПК и президентом РМ Владимиром Ворониным, /???/, интерпретировался журналистами как личное поражение последнего. Тем более что практически все государственные СМИ, как электронные, так и печатные, были вовлечены в яростную кампанию по опорочиванию его соперников, особенно нынешнего примара Кишинева Серафима Урекяну. Это нашло отражение в предварительном докладе наблюдателей со стороны ОБСЕ и Совета Европы.

Хотя независимый кандидат Серафим Урекян (44%) после первого тура голосования опередил кандидата коммунистов Василия Згардана (41%), пока сложно делать хоть сколько-нибудь надежные прогнозы относительно возможного исхода второго тура.

Есть ряд факторов, благоприятствующих победе Серафима Урекяна. Прежде всего можно заметить, что электорат муниципия Кишинев сравнительно образован и что избиратели кандидатов от демократических партий, Влада Кубрякова и Виорела Цопа, набравших в сумме более 10 процентов голосов, скорее проголосуют за Серафима Урекяна.

Во-вторых, можно ожидать, что пропагандистский прессинг со стороны государственный печатных и электронных СМИ существенно спадет после того, как наблюдатели от ОБСЕ и Совета Европы выразили свою обеспокоенность в связи с ухудшением электорального климата в РМ. Миссия наблюдателей будет вести мониторинг и второго тура выборов.

В-третьих, возможно, что Серафим Урекян будет настаивать на проведении публичных дебатов с участием своего контркандидата Василия Згардана, чтобы подчеркнуть, что он лучше знает проблемы муниципия. Конечно, Урекян докажет свое преимущество только в случае равноудаленной позиции ведущего. Возможный отказ Василия Згардана принять участие в дебатах будет не в его пользу, так как будеть свидетельствовать о его боязни вступить в диалог с конкурентом в прямом эфире.

Предполагаемые преимущества Василия Згардана можно свести к тому, что у ПК весьма дисциплинированный электорат, в отличие от электората демократических формирований, который может попросту проигнорировать второй тур выборов.

Интересно то, что ПК неудовлетворена результатами выборов по муниципию Кишинев, что выразилось в решении одного из судов столицы о проведении ручного пересчета всех избирательных бюллетеней. Если соответствующая процедура подтвердит уже объявленные результаты, это будет хорошим знаком для Серафима Урекяна и весьма неприятным для Василия Згардана. Если же будут выявлены существенные различия, то в выигрыше будет Василий Згардан.




Ольвия-пресс,
11 июня 2003

В Кишиневе появилась «третья сила»

Е.Савельев

Итак, позади выборы в местные органы власти в Молдове, уже известен главный результат – в Кишиневе победил Серафим Урекян с перевесом почти в 8% голосов. Беспрецедентная по объему выброшенного компромата, истинного и ложного, эта предвыборная кампания запомнится надолго. Серьезные нарушения, допущенные в ходе выборов, еще в первом туре обратили на себя внимание наблюдателей ОБСЕ и Совета Европы. Известна установка, которую открыто дал Президент Владимир Воронин всем государственным структурам и СМИ: «завалить Урекяна любой ценой». Тем не менее, Урекян победил. Уже это обстоятельство говорит о том, что Президент не контролирует ситуацию даже в своем окружении.

«Возможно, столичная власть и, в частности, примар Кишинева будут избраны уже сегодня», заявлял Владимир Воронин утром 25 мая. По-видимому, в этот момент президент не сомневался, что его ставленник победит еще в первом туре голосования. Эта уверенность исходила в первую очередь из тех докладов, аналитических записок и сообщений, которые клали на стол Президента его ближайшие помощники. И действительно, все избирательные участки в Кишиневе контролировались представителями власти. Коммунисты как никто лучше знают и умеют «правильно считать» голоса избирателей.

Как стало известно информационному агентству "Ольвия-пресс" из достоверных источников С. Урекян победил еще в первом туре. На окраинах Кишинева, где контроль был менее жестким, за него отдали голоса 90% избирателей, за Згардана – 8%. Нет сомнения, что такая же картина была и в центре. Но усилиями коммунистов результаты Урекяна были сведены к 44%. В итоге понадобился второй тур.

Во втором туре борьба шла не на жизнь, а на смерть. Из тех же источников известно, что до 25 – 30% голосов, поданных за Урекяна, были записаны в пользу кандидата от ПКРМ, реально за нынешнего мэра было подано порядка 80% голосов. Если традиционно поддерживающие коммунистов пенсионеры, самая дисциплинированная часть электората, русскоязычные, составляющие половину населения молдавской столицы, голосуют за Урекяна, а точнее против кандидатуры Партии коммунистов, пришедшей к власти под пророссийскими лозунгами, значит, Воронин и его карманная партия полностью потеряли доверие населения. Это главный итог прошедших выборов.

Но почему Урекяну оставили 5 – 6% голосов, необходимых для победы? Если украли 30% голосов, то могли украсть и 35%. Факт массовых фальсификаций не вызывает сомнений, но необходимые голоса Урекяну оставили целенаправленно. Ясно, что случилось это отнюдь не по воле молдавского президента, исключена и возможность вмешательства команды Урекяна. Такое могло произойти только по воле доверенных лиц президента Воронина. Факт срыва масштабной фальсификации означает, что в ближайшем окружении молдавского президента появилась скрытая оппозиция, так называемая «третья сила». Политические амбиции Владимира Воронина, его личные качества в купе с состоянием его здоровья, видимо дают основания некоторым влиятельным лицам из его окружения быть уверенными в недолговечности существующего режима. Таким образом, сегодня можно со всей ответственностью утверждать, что в ближайшем окружении президента Молдовы появилась влиятельная оппозиция, которая манипулирует ситуацией в стране и это другой важнейший результат выборов.

После провала партии Воронина на выборах в Кишиневе Молдова вступает в очередной политический кризис. До сих пор создавалась иллюзия, что президент контролирует власть в стране. Прошедшие выборы, массовые подтасовки и при всем при этом победа Урекяна показали, что Воронин не только растерял доверие населения, но и лишился поддержки своего собственного ближайшего окружения. Причем это ближайшее окружение способно серьезно повлиять на расклад политических сил в стране. Теперь Воронин мало что решает, ПКРМ – живой труп. Коммунисты продержаться у власти в лучшем случае до следующих парламентских выборов. В худшем случае – раскол в Партии коммунистов, который может повлечь за собой парламентский кризис и досрочные выборы в высший законодательный орган страны, а за этим, соответственно, и выборы нового Президента. Для такой страны как Молдова такой вариант развития событий вполне ожидаем, напомним, что ПКРМ пришла к власти именно в результате парламентского кризиса.

Политический кризис, который переживает сегодня Молдова, обусловлен отнюдь не наличием приднестровского вопроса, как пытается убедить молдавская сторона все мировое сообщество на протяжении многих лет. Приднестровский вопрос – это следствие, которое будет оставаться неразрешенным до тех пор, пока в Кишиневе не установится адекватный существующим реалиям политический режим. А реалии таковы: более половины городского населения Молдовы не принадлежит к «титульной нации»; количество русскоязычных гораздо больше, чем принято считать, значительная часть молдаван, особенно среди городского населения, тоже предпочитает общаться на русском; молдаване не являются румынами по определению, у них есть своя самобытная культура, свой язык и своя история. К этим объективным факторам добавился еще один – на левом берегу Днестра де-факто существует стабильное русскоязычное государство, ориентированное на Россию, и с этим обстоятельством теперь тоже придется считаться. Прорумынские элементы, которые с конца 80-х гг. прошлого века играют решающую роль в политике Молдовы, неизбежно сталкиваются с этими обстоятельствами, и эти обстоятельства всегда были и будут сильнее их. Пока в государстве власть находится в руках элементов чуждых основной массе населения, это государство обречено на перманентную политическую и, как следствие последней, экономическую нестабильность.

Сегодня представители Приднестровья вынуждены под давлением посредников вести переговоры с постоянно сотрясаемым политическими кризисами Кишиневом. Причем переговоры эти приходится вести в условиях ожесточающегося экономического давления. Кишиневу удалось заставить приднестровских экономических агентов проходить таможенную регистрацию в Молдове. Сотни тысяч долларов, которые должны были идти в приднестровский бюджет, будут поступать в бюджет Молдовы, из которого Приднестровье никогда не получит ни копейки. Но Кишиневу этого мало, молдавские власти уже ставят условие регистрации приднестровских предприятий в Кишиневе, то есть требуют от Приднестровья отдать свою налогооблагаемую базу. Это давление только усугубляет противоречия и отодвигает разрешение вопроса.

В свете прошедших выборов возникает закономерный вопрос, с кем сегодня в Молдове можно вести переговоры приднестровской стороне, кто представляет реальную силу и что-то решает? С националистами разговаривать бесполезно, многолетняя политическая нестабильность, в том числе и пресловутый приднестровский вопрос – их рук дело, ПКРМ, как становится теперь очевидно, – политическая однодневка. Значит, приднестровскому МИДу и Госбезопасности следует выяснить, кто сегодня реально манипулирует политическими процессами в Молдове и уже с этими силами вести переговоры об урегулировании приднестровского вопроса. Не исключено, что эти приднестровские структуры уже знают с кем надо договариваться, но мы – журналисты, не знаем, пока…

Позиция стран-гарантов и посредников приднестровского урегулирования тоже должна измениться. Абсолютное игнорирование демократических принципов не осталось незамеченным ОБСЕ и другими европейскими наблюдателями, которые пекутся о безопасности расширяющегося Евросоюза. Надо полагать, результаты выборов в Кишиневе откроют глаза Кремлю на положение дел в Молдове. Есть надежда, что Российская Федерация перестанет смотреть на Молдову только через очки Петровского, ведь главный аргумент о том, что «народ любит Воронина», теперь разбит. Кремлю надо смотреть глубже и делать ставку на более влиятельные силы, искать в регионе предсказуемых, вменяемых, надежных партнеров.




Ольвия-пресс,
3 июня 2003

Россию пытаются вытеснить на задворки в приднестровском урегулировании

И.Галинский

Исследовательский институт в области безопасности Евросоюза обнародовал на днях отчет, в котором предлагается модель подключения ЕС к молдо-приднестровскому урегулированию. Проект рекомендует создать региональную рабочую группу из представителей ОБСЕ, России, Украины, Румынии, Молдовы, Приднестровья и международных финансовых институтов. Возглавить рабочую группу должны в ранге сопредседателей ЕС и Россия.

План, предложенный институтом Евросоюза в области безопасности, предусматривает отказ от присутствия миротворцев в Приднестровье. Вместе них предлагается создать миссию военных наблюдателей, которая будет подчиняться региональной рабочей группе. Среди задач миссии названы, в частности, финансирование вывоза боеприпасов бывшей 14-й армии, а также ликвидация вооруженных формирований Приднестровья.

Европейские предложения в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» прокомментировал директор тираспольского центра социально-политических исследований «Перспектива» Илья Галинский.

- Илья Николаевич, сегодня в молдо-приднестровском урегулировании сложился вполне устойчивый пятисторонний формат переговоров – Молдова, Приднестровье, Россия, Украина и ОБСЕ. Европейский проект фактически предлагает его изменить. С чем связана, на Ваш взгляд, такая инициатива?

- Действительно, непонятно и даже загадочно, почему именно сегодня появляется некий новый план молдо-приднестровского урегулирования, - сегодня, когда обе стороны - Молдова и Приднестровье - согласились с концепцией федеративного устройства будущего государства и когда даже создана совместная конституционная комиссия. Мне кажется, что ничего, кроме мешанины и путаницы в переговорный процесс, этот план не принесет. Кроме того, такие вещи экспромтом, самостоятельно не делаются. Институт по исследованию проблем безопасности Евросоюза самостоятельно на такую инициативу, как мне кажется, пойти не мог. Здесь был определенный политический заказ. В появлении этой новой модели молдо-приднестровского урегулирования, я считаю, большую роль сыграла Республика Молдова, ее политическое руководство, которое давно добивается изменения существующего пятистороннего формата. Хотя разработчики этого документа в преамбуле говорят о том, что он предполагает оказать некое давление на Молдову и Приднестровье для их серьезного восприятия проекта ОБСЕ по федерализации, из содержания проекта видно, что на самом деле этот документ разработан для того, чтобы оказывать давление исключительно на приднестровскую сторону.

- Какие опасные моменты, на ваш взгляд, для Приднестровья содержатся в этом проекте?

- Во-первых, обращает на себя внимание то, что в состав рабочей группы, которая будет заниматься молдо-приднестровским урегулированием, впервые включена Румыния. Румыния, как вы понимаете, никогда, ни при каком раскладе, ни при какой ситуации, не займет объективную позицию, она всегда субъективно будет поддерживать Молдову. Во-вторых, обратите внимание на состав этой рабочей группы. Она включает в себя Румынию, РМ, ОБСЕ, Украину и Россию, а также некие финансовые организации. Простой арифметический подсчет показывает, что в случае возникновения какого-то спорного вопроса три представителя этой группы, то есть Молдова, Румыния и ОБСЕ, могут выступать консолидировано. В таком случае Украина и Россия остаются в меньшинстве, то есть ни о каком компромиссе, ни о каком согласованном конечном результате не может быть и речи. Здесь любое решение будет продавливаться большинством. А о Приднестровье здесь говорится, что наши представители будет принимать участие в этой рабочей группе, но - в составе Республики Молдова. То есть можно предположить, что Приднестровье не будет пользоваться правом голоса. В-третьих, настораживает также то, что предлагается ликвидировать все миротворческие воинские контингенты в ПМР, а создать некую военную миссию под эгидой ОБСЕ, которая фактически будет определять всю политику на территории Приднестровья. Эта миссия, в частности, будет заниматься разоружением приднестровских военизированных формирований, то есть получается - приднестровской армии, правоохранительных органов, представителей МГБ, казачества и так далее. Создается впечатление, что эта военная миссия будет неким центром силы на территории Приднестровья и реально будет выполнять роль военной администрации, как сегодня, скажем, американская администрация выполняет свои функции на территории Ирака.

- На Ваш взгляд, какова сверхзадача этого проекта?

- Я полагаю, что Евросоюз намерен полностью взять переговорный процесс между Молдовой и Приднестровьем под свой контроль и решил оттеснить Россию на задворки нынешних политических реальностей. Кроме этого, ЕС, видимо, все-таки намерен начать то, что некоторые политологи называют принуждением к миру. Видимо, приднестровской стороне пытаются навязать некие новые «дейтонские соглашения».

- Насколько велика вероятность, на Ваш взгляд, хотя бы частичного воплощения в жизнь этого проекта?

- Все будет зависеть от того, насколько далеко готов идти Евросоюз в давлении на власти Приднестровья и Молдовы в том, чтобы заставить их окончательно решить молдо-приднестровскую проблему путем федерализации. И здесь очень многое будет зависеть от принципиальной и сильной позиции, которую займут Россия и Украина. Если Россия и Украина воспротивятся реализации этого плана, то никакой план реализован не будет.




Российско-приднестровский информационно-аналитический центр,
6 июня 2003

Политическая мода и политические интересы

В.Журавлев

Тема приднестровского урегулирования становится модной. Ещё недавно ей занимался достаточно узкий круг специалистов в рамках пятистороннего формата (Россия, Украина, ОБСЕ, Молдова, Приднестровье) и занимался, в общем, достаточно успешно. После окончания фазы открытого вооружённого противостояния 1992 года, конец которому положило решительное вмешательство 14 российской армии, начался длительный переговорный процесс. В течение всего этого переговорного процесса, а это свыше десяти лет, жизнь на левом и правом берегах Днестра протекала своим чередом: работали предприятия, происходили различные политические события, росли новые поколения, шла нормальная социальная жизнь. Если бы Приднестровье получило за это время официальное признание со стороны, например, России, Украины, Беларуси то это было бы оптимальным решением, отвечающим национальным интересам и этих государств, и народа Приднестровья, и, по большому счёту, населения правого берега Днестра. Последнее можно утверждать хотя бы потому, что на социальном положении жителей Молдовы статус Приднестровья никаким образом не сказывался и не сказывается. Можно даже предположить, что столь милое сердцу кишинёвской интеллигенции объединение с Румынией или столь желанная для нынешних коммунистов интеграция в Европу в условиях международного признания приднестровской государственности было бы делом более реальным. Но в Кишинёве предпочитали и предпочитают видеть в приднестровцах образ врага, а российские политики были слишком заняты приватизацией в интересах нового класса олигархов, чтобы всерьёз заниматься внешнеполитическими вопросами.

Речь идёт не только о Приднестровье. Потеря Крыма, приём стран Балтии в НАТО, американские базы в Центральной Азии, американское присутствие в Грузии и Азербайджане и т.п. – всё это не славные этапы пути российской внешней политики вследствие общей неустроенности дел в российском государстве и, прежде всего, отсутствия национально ответственных политических элит.

Можно констатировать, что Россия за десять с лишним лет, несмотря на наличие ряда предпосылок, так и не смогла утвердить своё влияние в Приднестровье. Не только не решён вопрос о государственном статусе Приднестровья, но даже задачи создания военной базы, открытия российского консульства в Тирасполе, развития полноценного экономического сотрудничества и те оказались не по силам российским государственным мужам.

Можно сделать один, на наш взгляд, обоснованный прогноз – Молдова скоро вступит в НАТО. И если вступление в НАТО стран Балтии носило в известной мере объективный характер, т.е. имело свои исторические, экономические, культурные и иные предпосылки, то в данном случае это явится, прежде всего, следствием субъективных политических просчётов.

Вступление Молдовы в НАТО станет для её руководства средством институционализации страны. Слишком разнородные части федерации и слишком глубоки причины конфликта, чтобы предположить в молдавском государстве «Единство в разнообразии». Подобный принцип возможен в условиях сложной социальной системы, при условии, что она представляет собой систему с дифференцированными функциями элементов. Однако такие образования складываются в течение многих лет и то далеко не всегда бывают устойчивыми. Ясно, что будущая молдавская федерация, независимо от того, договорная она или асимметричная, может быть устойчивой только за счёт действенных внешних гарантий. Кстати, похожее происходит и в Грузии, где для Э. Шеварнадзе НАТО есть инструмент обеспечения единства страны. Можно возразить, что В. Воронин не Э. Шеварднадзе, но политическая сущность обоих руководителей государств СНГ представляется очень схожей.

В свете вышесказанного показательна инициатива Исследовательского института в области безопасности Евросоюза, обнародовавшего на днях отчет, в котором предлагается создать региональную рабочую группу с включением в нее представителей ОБСЕ, России, Украины, Республики Молдова Румынии, а также представителей международных финансовых институтов. План, предложенный институтом Евросоюза в области безопасности, предусматривает отказ от идеи присутствия сил по поддержанию мира в Приднестровье. России надлежит значительно сократить свое военное присутствие в регионе с созданием на базе оставшихся частей, совместно с Евросоюзом, миссии военных наблюдателей. На миссию, в частности, возлагается финансирование процесса вывода и утилизации хранящихся в регионе российских боеприпасов, демобилизация приднестровских военизированных формирований, а также поддержка в создании совместных молдавско-приднестровских пограничных частей, дислоцированных на границе с Украиной. Политически миссия будет подчиняться региональной рабочей группе при совместном руководстве России и ЕС. Кроме того, на этот механизм предлагается возложить функции наблюдательной миссии ОБСЕ в зоне безопасности вдоль Днестра, с мандатом, расширенным по сравнению с мандатом ОБСЕ, а также функции Объединенной контрольной комиссии.

План интересный и неожиданный. Неожиданный, потому что для урегулирования приднестровского вопроса он не нужен. В самом деле, есть пятисторонний формат урегулирования конфликта, действует Миссия ОБСЕ, создан механизм разработки конституционного акта молдавской федерации, миротворческие силы и Объединённая контрольная комиссия (ОКК) успешно справляются со своими функциями, в соответствии с установленным графиком происходит вывоз российских боеприпасов и вооружений из Колбасны. Что ещё нужно? Если бы в таком режиме происходило урегулирование во всех бывших «горячих точках», то можно было бы подумать, что мир наконец-то стал меняться к лучшему.

Тем не менее, план появился. На первый взгляд, зная чиновничий и прочий политически охочий люд, можно было бы предположить желание инициативных посредников поучаствовать за счёт хорошо финансируемых западных программ в урегулировании уже, в общем, урегулированного конфликта и тем снискать себе славу и уважение коллег по цеху. Однако, при ближайшем рассмотрении, нельзя не отметить в этом, бессмысленном с точки зрения самого процесса урегулирования, плане достаточно серьёзные геополитические составляющие.

Во-первых, в нём речь идёт об отказе от проведения в Приднестровье военно-гарантийной операции. Необходимость этой операции признавалась всеми участниками переговорного процесса. Но Приднестровье предлагало проводить операцию под эгидой России, а глава миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл, считал, «что в будущей операции, если она пройдет под эгидой ОБСЕ, в принципе смогут принять участие все страны - члены данной организации. В том числе и Россия». В предложениях разработчика нового проекта Дав Линч российского военного присутствия не будет ни в какой форме. Во-вторых, по новому плану, в урегулировании приднестровского вопроса ничего почти не остаётся от роли ОБСЕ, которая в течение десяти лет было здесь головной международной организацией. Место миссии ОБСЕ занимает рабочая группа под сопредседательством ЕС и России. Что это такое, как это всё может выглядеть на практике, сказать трудно. Но два момента можно отметить. Прежде всего, создание новой структуры и её адаптация займут достаточно много времени, что только затормозит переговорный процесс. Кроме того, правовые основания, в силу которых Европейский союз будет решать дела государств, не являющихся членами этой организации найти сложно. С геополитической точки зрения план ЕС направлен на вытеснение России из региона и замещение её влияния своим влиянием.

Это эпизод является очередной красноречивой иллюстрацией понимания западными союзниками своего «стратегического партнёрства» с Россией. Когда Россия поступается своими национальными интересами в пользу интересов западных государств, говорят, что она совершает шаги в правильном направлении, но пока ещё недостаточно последовательно. Когда Россия действует в соответствии со своими национальными интересами, её обвиняют в имперской политике.

США и европейские государства полностью проигнорировали позицию России по поводу расширения НАТО, однако НАТО продолжает увязывать присоединение новых членов Североатлантического альянса к адаптированному Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) с выполнением Россией обязательств по выводу военнослужащих из Грузии и Приднестровья, взятых на саммите ОБСЕ в Стамбуле. При этом, как заявил специальный советник генсека НАТО Крис Доннелли, вопрос о присоединении той или иной страны к адаптированному ДОВСЕ «касается национальных интересов самих этих стран, НАТО не контролирует, каким образом они решат этот вопрос, а может только влиять». Почему России при таком раскладе не увязать вывод войск из Приднестровья с официальным присоединением Словении, Латвии, Литвы и Эстонии к ДОВСЕ?

Конечно, радует, что Россия не является для НАТО источником угрозы третьей мировой войны, по словам того же Крис Доннелли, так как «в своей деятельности и реформировании организации НАТО исходит из тех угроз, которые находятся внутри стран-участниц блока». Однако для какой цели активно обсуждаются в администрации Буша, по сообщениям СМИ, планы расширения военного присутствия США в восточной Европе, в частности Польше, Румынии, Болгарии? Для борьбы с коррупцией местных чиновников и построения там гражданского общества? Или для использования территорий данных государств, в качестве военных плацдармов, при нанесении превентивных ударов? На таком фоне Молдова продолжает активно сотрудничать с Североатлантическим альянсом, что показало и совещание Совета евроатлантического партнёрства в Мадриде.

Таким образом, отчётливо видно, что руководство США и Молдовы взаимно заинтересованы в присоединении Кишинёва к НАТО в процессе третьей киевской волны расширения альянса. Американцы стремятся к реализации геополитической стратегии господства над Евразией; для молдавских политиков это является средством получить влиятельного патрона и механизм внешней стабилизации ситуации в стране. Единственным препятствием реализации данных планов является позиция Приднестровья, которое заинтересовано в сохранении российского присутствия в регионе во всех его формах. ОБСЕ, кстати, тоже не слишком устраивает американских геополитиков. Данное обстоятельство объясняется тем, что позиция ОБСЕ направлена, в первую очередь, на правовое урегулирование приднестровского конфликта, а не на реализацию военно-политической стратегии США и их сателлитов.

Следует отметить, что именно американцы являются инициаторами политического и экономического давления на Приднестровье, например, запрета ЕС на посещение приднестровским руководством других государств, и перемещение товара между таможенными территориями Республики Молдова и Украины, которое с 25 мая стало осуществляться на основании молдавских, а не приднестровских документов. Кстати, поскольку таможенные сборы направляются на обеспечение функционирования государственных институтов, к которым приднестровские предприятия не имеют никакого отношения, то почему не поставить вопрос о возврате Кишинёвом приднестровских денег их законному владельцу, за исключением стоимости собственно таможенного обеспечения?

Нелогичной представляется позиция некоторых высокопоставленных европейских чиновников, высказанная по приднестровскому вопросу в последнее время. Вот, например, председатель Европейской комиссии Романо Проди в канун саммита в Питере заявил в интервью ИА «ИТАР-ТАСС», что «ЕС высказывается за срочное устранения статуса-кво Приднестровья, создавшего благоприятный климат для нелегальной деятельности, представляющий огромную угрозу стабильности и безопасности в регионе». По всей видимости, высокопоставленные европейские чиновники, также как и некоторые их российские коллеги, достаточно далеки от глубокого изучения региональных проблем в их истинном аспекте и предпочитают использовать услужливо и тенденциозно подготовленные формулы. Можно было бы попросить г-на Проди привести конкретные факты нелегальной деятельности приднестровцев, создавшие угрозу европейской стабильности и безопасности. Возможно, итальянец просто перепутал Приднестровье с Сицилией.

Ещё один пикантный момент связан с председательством Молдовы в Комитете министров СЕ. Данный комитет, состоящий из министров иностранных дел государств-членов, является высшим органом СЕ. Он принимает бюджет организации и основные решения, опираясь, в том числе, на рекомендации ПАСЕ. Но в условиях, когда страна, чей представитель председательствует в Комитете министров СЕ, находится под мониторингом ПАСЕ, чья роль выходит на первый план? Когда в Кишиневе 27 мая проходило заседание Постоянной комиссии и Бюро Парламентской Ассамблеи Совета Европы, на нём присутствовали президент Молдовы Владимир Воронин и министр иностранных дел Молдовы, действующий председатель Комитета Министров СЕ Николае Дудэу. На заседании обсуждались вопросы приоритетов полугодового председательства Молдовы и функционирование демократических институтов в стране, включая послание председателя ПАСЕ Петера Шидера о достигнутом прогрессе в деле выполнения Молдавией резолюций ПАСЕ. Зависимость руководства Молдовы от ПАСЕ в контексте решения внутриполитических проблем страны и её европейской интеграции была продемонстрирована очень ясно.

Так кто будет оказывать решающее влияние на г-на Н. Дудэу с учётом разнообразных противоречий по многим вопросам между Комитетом министров СЕ и ПАСЕ? Как это отразится на политическом раскладе внутри ЕС и функционировании органов данной организации вопрос конечно интересный, но является уже сугубо европейской проблемой. Появление новых игроков-инициативщиков в процессе приднестровского урегулирования свидетельствует о том, что сезона традиционных летних отпусков в политической жизни региона, похоже, не будет. Активизация дипломатических и иных усилий России на приднестровском направлении становится всё более актуальной.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ