Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №77(15.06.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Ольвия-пресс,
3 июня 2003

Россию пытаются вытеснить на задворки в приднестровском урегулировании

И.Галинский

Исследовательский институт в области безопасности Евросоюза обнародовал на днях отчет, в котором предлагается модель подключения ЕС к молдо-приднестровскому урегулированию. Проект рекомендует создать региональную рабочую группу из представителей ОБСЕ, России, Украины, Румынии, Молдовы, Приднестровья и международных финансовых институтов. Возглавить рабочую группу должны в ранге сопредседателей ЕС и Россия.

План, предложенный институтом Евросоюза в области безопасности, предусматривает отказ от присутствия миротворцев в Приднестровье. Вместе них предлагается создать миссию военных наблюдателей, которая будет подчиняться региональной рабочей группе. Среди задач миссии названы, в частности, финансирование вывоза боеприпасов бывшей 14-й армии, а также ликвидация вооруженных формирований Приднестровья.

Европейские предложения в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» прокомментировал директор тираспольского центра социально-политических исследований «Перспектива» Илья Галинский.

- Илья Николаевич, сегодня в молдо-приднестровском урегулировании сложился вполне устойчивый пятисторонний формат переговоров – Молдова, Приднестровье, Россия, Украина и ОБСЕ. Европейский проект фактически предлагает его изменить. С чем связана, на Ваш взгляд, такая инициатива?

- Действительно, непонятно и даже загадочно, почему именно сегодня появляется некий новый план молдо-приднестровского урегулирования, - сегодня, когда обе стороны - Молдова и Приднестровье - согласились с концепцией федеративного устройства будущего государства и когда даже создана совместная конституционная комиссия. Мне кажется, что ничего, кроме мешанины и путаницы в переговорный процесс, этот план не принесет. Кроме того, такие вещи экспромтом, самостоятельно не делаются. Институт по исследованию проблем безопасности Евросоюза самостоятельно на такую инициативу, как мне кажется, пойти не мог. Здесь был определенный политический заказ. В появлении этой новой модели молдо-приднестровского урегулирования, я считаю, большую роль сыграла Республика Молдова, ее политическое руководство, которое давно добивается изменения существующего пятистороннего формата. Хотя разработчики этого документа в преамбуле говорят о том, что он предполагает оказать некое давление на Молдову и Приднестровье для их серьезного восприятия проекта ОБСЕ по федерализации, из содержания проекта видно, что на самом деле этот документ разработан для того, чтобы оказывать давление исключительно на приднестровскую сторону.

- Какие опасные моменты, на ваш взгляд, для Приднестровья содержатся в этом проекте?

- Во-первых, обращает на себя внимание то, что в состав рабочей группы, которая будет заниматься молдо-приднестровским урегулированием, впервые включена Румыния. Румыния, как вы понимаете, никогда, ни при каком раскладе, ни при какой ситуации, не займет объективную позицию, она всегда субъективно будет поддерживать Молдову. Во-вторых, обратите внимание на состав этой рабочей группы. Она включает в себя Румынию, РМ, ОБСЕ, Украину и Россию, а также некие финансовые организации. Простой арифметический подсчет показывает, что в случае возникновения какого-то спорного вопроса три представителя этой группы, то есть Молдова, Румыния и ОБСЕ, могут выступать консолидировано. В таком случае Украина и Россия остаются в меньшинстве, то есть ни о каком компромиссе, ни о каком согласованном конечном результате не может быть и речи. Здесь любое решение будет продавливаться большинством. А о Приднестровье здесь говорится, что наши представители будет принимать участие в этой рабочей группе, но - в составе Республики Молдова. То есть можно предположить, что Приднестровье не будет пользоваться правом голоса. В-третьих, настораживает также то, что предлагается ликвидировать все миротворческие воинские контингенты в ПМР, а создать некую военную миссию под эгидой ОБСЕ, которая фактически будет определять всю политику на территории Приднестровья. Эта миссия, в частности, будет заниматься разоружением приднестровских военизированных формирований, то есть получается - приднестровской армии, правоохранительных органов, представителей МГБ, казачества и так далее. Создается впечатление, что эта военная миссия будет неким центром силы на территории Приднестровья и реально будет выполнять роль военной администрации, как сегодня, скажем, американская администрация выполняет свои функции на территории Ирака.

- На Ваш взгляд, какова сверхзадача этого проекта?

- Я полагаю, что Евросоюз намерен полностью взять переговорный процесс между Молдовой и Приднестровьем под свой контроль и решил оттеснить Россию на задворки нынешних политических реальностей. Кроме этого, ЕС, видимо, все-таки намерен начать то, что некоторые политологи называют принуждением к миру. Видимо, приднестровской стороне пытаются навязать некие новые «дейтонские соглашения».

- Насколько велика вероятность, на Ваш взгляд, хотя бы частичного воплощения в жизнь этого проекта?

- Все будет зависеть от того, насколько далеко готов идти Евросоюз в давлении на власти Приднестровья и Молдовы в том, чтобы заставить их окончательно решить молдо-приднестровскую проблему путем федерализации. И здесь очень многое будет зависеть от принципиальной и сильной позиции, которую займут Россия и Украина. Если Россия и Украина воспротивятся реализации этого плана, то никакой план реализован не будет.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ