Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №78(01.07.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ДИСКУССИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


www.regnum.ru,
19 июня 2003

Меморандум Штаба защиты русских школ: о позиции Европейского союза в отношении планов ликвидации в Латвии системы образования на языках меньшинств

Уже третий месяц продолжается кампания сопротивления русской языковой общины Латвии намерению властей ликвидировать веками существующую систему образования на языках меньшинств. Влиятельнейшие организации русской, белорусской и украинской общины страны, ряд правозащитных организаций и родительских коллективов школ создали штаб для координации действий в борьбе против навязываемой меньшинствам реформы образования. Неприятие реформы поддержано резолюциями десятков собраний родительских коллективов в ряде городов и населенных пунктов страны. Под требованием отменить латышизацию школ меньшинств собрано более 75000 подписей. Несмотря на прямое запугивание властей и проволочки с санкционированием, 23 мая состоялся крупнейший за последние 12 лет в Латвии митинг протеста в центре Риги, собравший до 15 тысяч участников.

Такие основополагающие документы Совета Европы и ОБСЕ, как Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1994) и Гаагские рекомендации в отношении прав на образование для национальных меньшинств (1996), предусматривают право меньшинств получать образование на родном языке, если для этого у государства есть материальные возможности и сами меньшинства выражают такое желание. О наличии возможностей говорит сам факт существования системы образования меньшинств, главным образом, на русском языке, по качеству образования не уступающей системе образования на государственном языке. Желание меньшинств сохранить эту систему также продемонстрировано в полной мере.

В статье 15 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств говорится: "Стороны обязуются создавать необходимые условия для эффективного участия лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в культурной, общественной и экономической жизни, а также в ведении государственных дел, особенно тех, которые их затрагивают".

Тем не менее, как и прежде, Сейм Латвии в очередной раз отказался даже обсуждать предложения по изменению Закона "Об образовании", а призывы представительных структур меньшинств к диалогу с правительством остаются без ответа. Отсутствие диалога с меньшинствами по этому чрезвычайно затрагивающему их интересы вопросу является также очевидным неисполнением одного из главных политических требований ЕС к странам – кандидатам: "уважать и защищать этнические меньшинства". Руководство Латвии демонстративно игнорирует и ту часть резолюции Европарламента 2002 года, посвященную прогрессу Латвии на пути в ЕС, в которой властям предлагается изучить возможность сохранения среднего образования на языках меньшинств.

К сожалению, предельно ясно выраженное несогласие меньшинств с намеченной ликвидацией системы среднего образования на языках меньшинств, не вызвала никакой официальной реакции как структур Европейского Союза, так и стран – участниц ЕС.

Латышская часть населения, которую не затрагивает образовательная реформа, нейтрально относится к ней. В то же время можно уверенно утверждать, что почти половина жителей Латвии весьма негативно воспримет молчаливую готовность ЕС принести в жертву их интересы. Это самым негативным образом повлияет на итоги референдума по вступлению Латвии в ЕС 20 сентября. Тем более, что основные акции ненасильственного сопротивления "школьной реформе" пройдут накануне референдума.

Итоги социологических опросов показывают, что именно выбор граждан–нелатышей - а это около 25% избирателей - окажется решающим на референдуме. Поэтому лишь незамедлительная и решительная реакция структур ЕС и стран-членов этой организации на противоречащие европейской практике и международным обязательствам Латвии попытки насильственной ликвидации системы образования на языках меньшинств может обеспечить как вступление Латвии в ЕС, так и интеграцию общества и стабильность внутри Латвии.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ