Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №79(15.07.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

1 июля. "На ближайшие годы Белоруссия не видит даже намека на угрозу своему суверенитету", - заявил председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Николай Чергинец. При этом он подчеркнул, что  «Военная доктрина Республики Беларусь не видит ни в какой из стран, будь то на западе или на востоке, возможного агрессора и поэтому  белорусское государство проводит многовекторную политику».

По словам парламентария, Национальное собрание Белоруссии уделяет пристальное внимание правовому обеспечению армейской реформы. Только в 2003 году в интересах армии было принято более 10 законов. А в последний день своей сессии (30 июня) Совет Республики одобрил три закона, направленных на совершенствование деятельности армии. Так, в закон о всеобщей воинской обязанности и воинской службе введено понятие службы в резерве, а в настоящее время ведется работа по подготовке проекта закона об альтернативной воинской службе.

1 июля. Решением Министерства информации всем белорусским радиостанциям не зависимо от форм собственности, предписано, не менее пятидесяти процентов музыкальных программ строить на основе белорусского материала. В результате значительно снижается доля российской музыки в белорусском музыкальном эфире. 

2 июля. Министр транспорта Белоруссии Михаил Боровой заявил, что республика может и должна стать морской державой.  Министерством транспорта подготовлен проект Декрета президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по развитию морского торгового флота Беларуси». Документ предполагает организацию Белорусской оффшорной зоны морского транспорта. Предполагается, что создание льготных налоговых условий подвигнет  зарубежных судовладельцев регистрировать свои суда на территории Белоруссии. По мнению министерства транспорта, это позволит белорусским морякам на арендованных судах осуществлять морские перевозки грузов в интересах Белоруссии.

3 июля. В Белоруссии отмечали государственный праздник День независимости (День республики). В Минске состоялся военный парад и спортивно-театрализованное шествие.   В своем обращении к согражданам Александр Лукашенко, в частности, заявил, что «Республика Беларусь состоялась как самостоятельное государство с прочными правовыми основами для своего дальнейшего процветания. Во имя достижения подлинной независимости  необходимо развивать собственную экономику, повышать надежность Вооруженных сил, обеспечивать национальную безопасность».

3 июля. 36 млрд. и  6,5 млрд. российских рублей соответственно  будет инвестировано в программы Союзного государства  «Развитие дизельного автомобилестроения до 2008 года» и «Карьерный транспорт». В данных программах широко представлено участие белорусских предприятий, входящих в  финансово-промышленную группу «БелРусАвто». Об этом заявили на интернет-пресс-конференции организованной РИА «РосБизнесКонсалтинг» директор ЗАО «Центральная компания Межгосударственной финансово-промышленной группы «БелРусАвто» Олег Данилов и  председатель совета директоров ЗАО «Волжский дизель имени Маниных» Анатолий Лейрих.

Справка: Межгосударственная финансово-промышленная группа «БелРусАвто»  была создана 13 мая 1997 года в соответствии с решением исполнительного комитета Сообщества Белоруссии и России. В качестве учредителей Центральной компании выступили  белорусские и российские предприятия – Минский автомобильный завод (МАЗ), Белорусский автомобильный завод (БелАЗ), Минский завод колесных тягачей (МЗТК), Могилевский автомобильный завод (МоАЗ), АО «Автодизель», Тутаевский моторный завод, Ярославский завод топливной аппаратуры и Ярославский завод дизельной аппаратуры.

4 июля. Председатель Совета Республики Национального Собрания РБ Александр Войтович заявил, что главным условием любых интеграционных процессов является сохранение суверенитета Белоруссии как государства. В то же время он отрицает наличие угроз независимости РБ со стороны кого бы, то ни было. «Я не верю, что сегодня кто-то представляет реальную угрозу суверенитету Республики Беларусь. Я не вижу никого в мире, кто бы проводил такую политику, которая представляет реальную угрозу независимости Беларуси»,-считает глава верхней палаты белорусского парламента.

7 июля. Президент Белоруссии Александр Лукашенко направил глубокие соболезнования Президенту Российской Федерации Владимиру Путину в связи  с трагедией на московском аэродроме «Тушино».

7 июля. Белорусская православная церковь не стремится стать государственной конфессией, заявил Митрополит  Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии. Он подчеркнул, что подписание в июне текущего года «Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью» не преследовало подобных целей.  Соглашение – это руководство к построению нормальных отношений между церковью и государством с учетом международных норм, заметил владыка.

7 июля. Ответственный секретарь Парламентского собрания Союза Белоруссии и России Владимир Аксенов вручил группе представителей белорусских СМИ премии Парламентского собрания Союза РБ и РФ «За лучшую журналистскую работу» по итогам первого и второго кварталов 2003 года.  Лауреатами премии стали Сергей Королевич, заведующий отделом политики газеты «Звязда»; Тамара Крюченко, редактор отдела газеты «Гомельская правда»; Александр Барановский, заместитель главного редактора газеты  «Витебский рабочий» и главный редактор журнала «Дело» Виктор Жук.

Решение о присуждении премий принимают депутаты комиссии Парламентского собрания по информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями.

8 июля. Состоялась встреча президента Белоруссии Александра Лукашенко с генеральным секретарем Совета коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности Николаем Бордюжей. В ходе встречи глава белорусского государства отметил, что Договор о коллективной безопасности является одной из немногих постсоветских оборонных организаций, которую Белоруссия безоговорочно поддерживает. А.Г. Лукашенко подтвердил, что Белоруссия и в дальнейшем намерена активно работать в рамках этой организации, а также будет приветствовать, если к ней присоединяться и другие государства.

8 июля. Президент Белоруссии Александр Лукашенко подверг разгромной  критике работу  белорусского правительства  и глав областей республики в связи с большими задолженностями в расчетах с населением и сельскохозяйственными предприятиями за принятую продукцию. А.Г. Лукашенко отдал распоряжение подготовить проект указа об освобождении от занимаемых должностей лиц,  несущих ответственность за задержки выплат крестьянам.

9 июля. Официально вступило в силу постановление Совета министров Белоруссии о прекращении деятельности  корпункта телекомпании НТВ в Минске. Продюсера корпункта НТВ Павла Антонова пригласили в МИД РБ и вручили соответствующее постановление.

9 июля. Министерство образования Белоруссии запретило в новом учебном году использовать в школах республики дневники  российского производства, которые, по мнению чиновников «оказывают на учащихся отрицательное педагогическое воздействие  и не способствуют формированию белорусского патриотизма».

10 июля. Александр Лукашенко отстранил от должности премьер-министра Геннадия Новицкого и возложил исполнение обязанностей главы белорусского правительства на вице-премьера Сергея Сидорского. С должностей были также сняты отвечавший за сельское хозяйство вице-премьер Александр Попков и министр сельского хозяйства Михаил Русый. На место Попкова назначен помощник президента-главный инспектор по Минской области Роман Внучко, а на должность министра сельского хозяйства – помощник президента-главный инспектор по Гомельской области Зенон Ломать. А.Г. Лукашенко распорядился перевести на другую работу президента Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром» Анатолия Кузьму. Концерн возглавит председатель Горецкого райисполкома Могилевской области Владимир Долженков. Производя кадровые перестановки Александр Лукашенко заметил, что он более не намерен терпеть «издевательств над народом» и что «такая власть народу не нужна».

12-17 июля. Состоялся XII Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске». По предложению государственного секретаря Союзного государства Павла Бородина в день торжественного открытия форума будет проведен День Союзного государства.




Все больше людей нашу тайну хранят…

29.06.03. www.nmm.by

А. Суздальцев

«Подарите ему весь мир, и он потребует еще оберточную бумагу»

Жюльен де Фалкенаре

У Белоруссии  появился новый «враг» - собкор. НТВ Павел Селин. С 26 июня стараниями белорусских властей он превращен в «клеветника».

Выяснение отношений между руководством Белоруссии  и  НТВ идет на фоне развернувшейся в республике информационной войны против России.  Антироссийская тема на страницах и экранах белорусских государственных СМИ вышла на первый план.   Сценарий пропагандистского спектакля прошлого лета  повторяется даже в деталях. Кампания, проводится естественно, «в ответ» на  «клевету» в российских СМИ, которыми «дирижирует  Кремль».

Информвойна против России является  не просто реакцией официального Минска на  демонстративное игнорирование Москвой  западного «союзника». Выплеснувшаяся   русофобия в стиле Туркменбаши, является ни чем иным, как  «артподготовкой» перед возможным российским «наступлением». Инстинктивно ощущая неминуемое возмездие, белорусские власти лихорадочно «окапываются».

 В «окапывании» участвуют все основные группировки, существующие в Администрации президента РБ. Но действуют они крайне  не согласовано, зачастую воюя друг против друга. Основная, доминирующая  группа,  которая контролирует важнейшие «болевые точки» Администрации, славится своей мгновенной реакцией на любое сопротивление президентскому курсу. Они, как «пожарники»  сразу бросаются в бой. Им противостоит более хладнокровная часть  президентского окружения, которые, как «партизаны» тихо и спокойно заняты проталкиванием своих сценариев. Обе группировки объединяет лютый антипутинизм.

 «В раю, конечно, климат получше, зато в аду гораздо более приятное общество»

Тристан Бернар

«Пожарники»  ориентируют или вернее, буквально натравливают А. Лукашенко на любой, пусть даже малозначительный, внутренний или внешний раздражитель. Реакция главы государства  зачастую бывает совершенно неадекватна угрозе и часто, к сожалению, выходит за самые широкие рамки приличий. Кто-то из «пожарников», мастерски, в духе Григория Распутина, использует инстинкты и предрассудки А. Лукашенко, опираясь на его страхи, первый из которых страх потерять власть.  Отсюда и какая-то неадекватная  реакция на любой негатив, а порой и позитив. Зачастую эти люди выступают в роли президентских  вдохновителей,  при каждом удобном случае твердят ему о его несгибаемой воле и проницательности. Он нуждается в такой психологической настройке.

Слабая сторона группировки – интеллектуальная бедность. Живут по шаблону прежних успехов. Десять лет назад «выехали» на борьбе с коррупцией, вот и снова  пытаются оживить старую тему. Шаблон и по другим проблемам. Все это уже наскучило.

Внимательные аналитики скажут, что в поведении Александра Григорьевича и раньше наблюдались «срывы». Верно, но сейчас в политическую истерику оказалась вплетена вполне продуманная  тактика ответа главы государства на судьбоносные для республики вопросы – введение в денежный оборот российского рубля, создание СП на базе «Белтрансгаза», иные, более «мелкие» проблемы. Истерия зачастую служит лишь фоном. За эти, важнейшие как для Беларуси, так и для России вопросы «отвечают» иные, скрытые для нас персонажи, но все скрыть невозможно. Безусловно, к примеру, что к сценарию «загрузки» соглашения по российскому рублю причастен Б. Березовский. На его руку указывает  традиционная  для  опального олигарха тактика создания политического «капкана», куда противника предварительно заманивают. В Москве знают о консультациях официального Минска с Борисом Абрамовичем. Знают его тактику. Отсюда и крайняя осторожность Кремля на рапорт министра финансов  господина Кудрина. Тут бы А. Лукашенко тоже выждать, но неожиданно в игру вступили «партизаны», которые принялись откровенно провоцировать главу государства, создавая иллюзию некой московской игры.

Эта группа действует гораздо продуманнее, чем альянс «пожарников» и Б. Березовского. Именно с их рук покатился «Белорусский колобок» (Известия, 24 июня 2003 года)- статья,  безусловно, сыгравшая огромную роль в начале всей летней антироссийской кампании. 

«Партизаны» прекрасно знают бешеный темперамент «пожарников», потому и подбрасывают им «поводы» для телеспектаклей, но фактически они воюют с  Б.Березовским через  провоцирование А. Лукашенко.  Только Александр Григорьевич получает в руки некий «свежеиспеченный» аргумент, как его тут же буквально выманивают на информационный «подиум».

Если с интересами «пожарников» все более-менее понятно – они плоть от плоти А. Лукашенко и их заинтересованность в политическом, а может и физическом, выживании  выглядит как рефлекс, то определить интересы «партизан» сложнее. Это те самые «умные», которые до недавнего  времени  пытались придать всем появлениям президента на людях хоть какой-нибудь европейский лоск. Именно они стремились продемонстрировать пусть «виртуальную», но  интеллектуальную работу в стенах Администрации президента. Они исподволь, осознавая всю опасность и «местечковость» такой тактики,  пытались противостоять самоизоляции президентской власти от общественных процессов. Тем не менее,  вместе с оживлением «скандалистов» перешли в атаку и они. Это важный признак, который говорит, что главная подковерная схватка близка.

 «Партизаны» исключительно осторожны. Они в постоянной засаде. Что ими движет? Западный вектор не просматривается. Российский, тем более, не ощущается, так как сам вызов, брошенный со страниц «Известий» идет в диссонанс с тактикой выжидания, избранной Кремлем. Это говорит о том, что здесь играют иные, не российские государственные, а, по-видимому, российские  корпоративные интересы, так как западных корпоративных интересов в Беларуси пока не ощущается, и не будет ощущаться еще долго. Но если это российские компании, то в нашем случае мы можем говорить только о нефтяных или газовых  структурах, заинтересованных в белорусском транзите.  Газовых всего две – «Газпром» и «Итера». «Газпром» исключаем, он занят «Белтрансгазом» и его патронирует Кремль. «Итера»  заинтересована в транзите, но у нее нет политических ресурсов для игры такого масштаба. Остаются нефтяные кампании. Их немного, но нам надо искать среди них только те, которые имеют опыт самостоятельной внешней политики. Повторю, не внешнеэкономической деятельности, а именно собственных внешнеполитических игр, которые зачастую не совпадают с интересами государства, где расположена штаб-квартира. Кроме того, нужна компания, которая имеет опыт сотрудничества и одновременно борьбы  с Б. Березовским. Этим требованиям отвечает только одна старейшая российская нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая корпорация. Похоже, что именно в ее пользу на Карла Маркса, 38 начинается  интереснейшая политическая интрига.  Вся борьба еще впереди

Но пока доминируют «пожарники». Ярким  примером явилось совещание, посвященное созданию белорусско-российского газотранспортного совместного предприятия. Комментарии российских СМИ на смерть В.Быкова позволили А. Лукашенко в начале мероприятия  заявить: «То, как сегодня российские СМИ юродствуют на смерти (писателя) Василя Быкова, повлечет за собой крайне негативные последствия в отношениях между Республикой Беларусь и Россией".  Надо отметить, что реакция главы белорусского государства была исключительно нервной.  Стало ясно, что это только повод.

Главной причиной скандала было подписание в этот же день в Лондоне меморандума о строительстве Северо-Европейского трубопровода. Путин, вместо вступления с А.Лукашенко в долгожданный для последнего торг  о судьбе  белорусских газовых «труб», «элегантно» обошел Беларусь с севера.   Между тем, белорусский президент, явно «стимулируемый»  господином Березовским, который еще с 90-х годов весьма нервно относился ко всему, что связано с «Газпромом», решил поднять стоимость «Белтрансгаза» до    4,5 – 5 млрд. долларов.

 «При дележе 50:50 некоторые требуют для себя и двоеточие тоже»

Лоренс Питер

Это, конечно, не что иное, как демонстративное унижение партнера, который  десятилетие терпит каждый год сотни миллионов долларов прямых убытков  при поставке газа в РБ.  Как сказал белорусский президент: «Россия - суперрыночная страна, а купить хочет по номинальной стоимости. Это наш товар, и продавать его мы будем по той цене, по которой решим. Если покупатель имеет деньги, приходи и покупай. Нет денег - не ходи и не клянчи». «Клянчат», судя по всему, Путин на пару с Миллером.

После фразы-указания А.Лукашенко, что «Никакой игры вокруг “Белтрансгаза” не будет» представить соглашение о создании СП крайне трудно, если вообще возможно. Фактически, Минск разорвал «газовое» соглашение от 12 апреля 2002 г. Бориса Абрамовича можно поздравить. Именно он убедил белорусское руководство, что в 2003 году «Газпром» не сможет ответить адекватно. Цены на газ до уровня Украины или, тем более, Польши, россияне не поднимут. 

Тут необходимо правильно расставить акценты в позиции Б. Березовского. А.Лукашенко и российский  олигарх не только политические попутчики, но и деловые партнеры. Еще с времен работы в Исполкоме СНГ, Бориса Абрамовича привлекал транзитный характер республики, собственная денежная единица, огромная зависимость от экономики восточного соседа. Российско-белорусская интеграция в формате белорусского президента – это как раз то, что БАБ вполне устраивает.

В виду того, что главный предприниматель в РБ оказался сам президент, то и партнеры ему потребовались соответствующие. Борис Абрамович оказался в самый раз. Их свела судьба – обоих отлучили от Кремля. Поэтому  политический  торг с Кремлем для них – первостепенная задача. В этом деле они не знают меры. Так и с «Белтрансгазом». Коммерческого торга не получилось  при цене в 3,5 млрд., так может быть, наконец, завяжется  политический торг при стоимости в 4,5-5 млрд?

 «Иные радовались бы даже концу свету, если бы им удалось его предсказать»

Кристиан Фридрих Геббель, немецкий драматург XIX века.

Между тем, белорусская аналитика продолжает развлекать пропагандистскими мифами. Если две недели назад оппозиционные аналитики твердили, что состоялся «бартерный обмен: переход на российский рубль взамен на Конституционный Акт и третий срок», то сейчас уже речь идет о том, что эту «версию»(!) «подтвердил сам Лукашенко. Правда, подтвердил в весьма своеобразной форме: в виде опровержений». Логика, в общем, весьма интересная.

Правильно, А. Лукашенко практически  «утопил» уже подготовленное соглашение о введении российского рубля целым набором политических и экономических условий, включая и пресловутый Конституционный Акт. Верно и то, что  белорусский президент «в принципе не против такой продажи, но для этого Россия должна выполнить ряд условий». Можно полностью согласиться с теми же  оппозиционными политологами, которые фактически утверждают, что от этих условий и, прежде всего, от Конституционного Акта,  зависят  поводы для референдума и не более того.

Но где найти ответы на вопросы, которые сразу возникают после ознакомления с доводами уважаемых белорусских коллег? А именно - Где обещанное две недели назад согласие А. Лукашенко «заплатить за свой третий срок такую страшную цену – экономический суверенитет государства»? И можно ли назвать «техническими деталями, процедурой перехода к российскому рублю»  весь блок политических уступок, равнозначный практически капитуляции России, которые после обещанной нам уже состоявшейся сделки потребовал  А. Лукашенко?

И главное: как можно продавать то, чего нет? Попытаемся вдуматься в предложенную нам «последнюю» версию: «С одной стороны, намерение Лукашенко провести референдум о третьем сроке. С другой стороны, стремление провести референдум о Конституционном акте. Понятно, что два референдума должны быть совмещены. Второй вопрос зависит от согласия России. И белорусский президент увязывает это согласие с переходом РБ на российский рубль?  Это и есть обмен суверенитета на третий срок». Опять политический «бартер»? Надо разбираться.

Во-первых, если давно, на уровне Конституционного Суда РФ вполне внятно сказано, что в России референдум в 2003-2004 гг. невозможен, а принимать всенародным голосованием Конституционный Акт в одиночку равносильно вступлению в брак без партнера, то зачем пресловутое «согласие» Кремля? Почему А. Лукашенко не может  провести собственный референдум с не менее судьбоносным основным  вопросом в дополнение к вопросу о праве на «третий» президентский срок? Каким вопросом? К примеру, о переходе в денежном обращении в Беларуси  на российский рубль. Вот и господин Василевич (Председатель Конституционного Суда РБ) на прошедшей неделе намекнул о желательности именно такого референдума. Вопрос  вполне конституционный, касается каждого белоруса, и даже Москва будет не против. И где здесь найти  «обмен суверенитета на третий срок»?

Во-вторых, переход Беларуси на российский рубль для России процедура экономически невыгодная и  финансово убыточная. В настоящее время она может принести России выгоды  исключительно геополитического характера – расширением «рублевой зоны». Взамен Москва взваливает на себя всю ответственность за социально-экономическую ситуацию в соседнем государстве с недоговороспособным руководством. Получается, что белорусские оппозиционные  аналитики утверждают, что за эту финансовую «нагрузку» Россия еще должна  обеспечивать увековечивание власти белорусского президента? Но даже  российские левые на пару с  Б. Березовским  прекрасно понимают, что рыночная валюта и  авторитарный президент несовместимы в принципе. Получается, что, используя российский рубль в качестве  реального стимулятора реформирования белорусской экономики и неся при этом огромные финансовые издержки, Кремль должен одновременно сдаться на милость А. Лукашенко?

Позиция Минска в отношении белорусского рубля слабая. У республики нет своей реальной валюты, так как нет золотовалютных резервов. Учитывая нищету населения и  полуобанкроченную экономику, которая находится в постоянном обмороке от инвестиционного голода, то белорусы никогда нормальных резервов не накопят. Во всяком случае, при нынешнем  политическом режиме. Сколько ни торгуйся, а сдавать «зайчик» все равно рано или поздно придется…

Можно смело утверждать, что белорусская «элита», вне зависимости от  ее отношения к существующему в стране политическому режиму, не знает современной России, пользуется  мифами, слухами и предрассудками.  Они так и не поняли, что Россия – не наследник СССР. Отсюда и накопление тактических ошибок, которые неуклонно переходят в стратегические.

Перед властью стоит главная задача – легитимное  оформление  изменений в  ст.81 Конституции РБ.  Как эту норму изменить? Есть только два способа: референдум или парламентское решение.

Последний способ возможен в октябре (начало очередной сессии). Его плюсы: быстрота; возможность отработки процедуры с каждым депутатом; безошибочное воплощение пошаговой стратегии. Но имеются и минусы: белорусский парламент, как составная часть европейского законодательного ландшафта,  будет потерян навсегда; будет обеспечен отрицательный международный резонанс; и наконец,  будет растерян антипутинский потенциал, что  неприемлемо для «внешних» политических партнеров белорусского президента – Б. Березовского  и Г. Зюганова и, что самое главное, статус парламентского решения всегда ниже всенародного голосования.  Для конца мая, когда ситуация для референдума  оказалась абсолютно непригодная,  парламентский вариант вышел на первое место. К сегодняшнему дню ситуация иная. Сейчас, когда на стол выложены судьбы белорусского рубля и  белорусской приватизации, у властей появились минимум два основных вопроса, не требующих «разрешения» Кремля.

«То не беда, если за рубль дают полрубля; а то будет беда, когда за рубль станут давать в морду»

Михаил Салтыков-Щедрин

По мнению ряда белорусских аналитиков наиболее реален вариант референдума по формуле: первый вопрос судьбоносного характера о введении российского рубля (пока эта тема наиболее актуальна); второй вопрос – третий срок.

Но когда  утверждается, что невозможен вариант «западно-оппозиционно-национального» референдума, то с этим трудно согласиться. Референдум в националистическом ключе возможен в условиях противопоставления и Востоку и Западу. Это противостояние будет ему только на пользу. Имеются и ощутимые внутренние плюсы для такого варианта:

«национал-демократическая» оппозиция  полностью выводится из игры. Она просто сама себя захоронит, если предаст свой основной постулат - «независимость первична» - в угоду политической целесообразности по устранению режима первого белорусского президента.

Запад будет не просто обескуражен от такого шага Лукашенко, но даже будет вынужден пойти на его осторожную поддержку. На втором этапе включится ЕС, что благотворно скажется на   традиционных белорусских привязанностях к «европейскому» вектору, который  в своеобразном сознании белорусов вполне уживается с вектором на добрососедство и союзничество с РФ.

Эта версия референдума не чужая для  «пожарников». С оговорками к ней мог бы присоединиться и Б. Березовский, так как трудно удержаться от соблазна сменить политическую ориентацию целого европейского государства (огромный удар по В.Путину!). Но, с другой стороны, мало того, что будет захоронена  интеграция, чего не допустит Зюганов, но и дорога на Москву для А. Лукашенко, да и для БАБа  также будет  закрыта навечно.  Так что «национальный» референдум – это референдум отчаяния.

Необходимо отметить, что «партизаны», судя по всему, не желают иметь ничего общего с конституционным референдумом о  третьем сроке.  Эта проблема  является одной из ключевых в их противоречиях с  Б. Березовским.  Это тем более важно, учитывая, что консультации  с Борисом Абрамовичем по поводу первого вопроса будущего референдума  уже состоялись.

70% успеха референдума  – в его сроках.  Сроки зависят не только от заполненности закромов избирателей и  отвлеченности российских СМИ на внутренние проблемы, но и от того каким путем референдум организовывать – массовой инициативной группой со сбором подписей, парламентской инициативой или решением самого президента. Для двух последних  вариантов все равно нужен парламент.

Если зимой и весной можно было говорить именно о «массовом» варианте инициативы о референдуме, что невольно подводило к осенним срокам, то сейчас власть уже не рискнет. Судя по всему, от варианта использования массовой инициативной группы пришлось отказаться. Официозный профсоюзный лидер Леонид Козик не оправдал высокого доверия руководства республики во время  своего  вояжа  в Женеву на Конгресс МОТ. Пришлось ему помогать всей мощью государственных СМИ. Так что, Федерация профсоюзов Белоруссии уже не является достойным  помощником  решении «третьего срока». Кроме того, сбор подписей – это всегда практически санкционированная  дискуссия внутри электората, что чревато…

Остается парламент. Сессия в октябре. Референдум в первой половине 2004 году?  Это невозможно, так как лучшего подарка баллотирующемуся на второй срок В. Путину и представить сложно. Российский президент и так от Москвы  до Лондона с огромным удовольствием  выгодно представляет себя  в роли гаранта конституционных устоев на фоне «рвущегося к вечной власти» белорусского «батьки».

Во второй половине 2004 года? Риск схватки с «обновленным» В.Путиным огромен. Остается декабрь – первая половина января. Это последнее удачное время.

7 декабря выборы в Государственную Думу. Первое заседание нового состава будет перед самым новым годом. Затем  не менее трех недель уйдет на распределение  кабинетов и комитетов.  На это время Кремль в полном составе переедет на Моховую. До Белоруссии никому не будет дела. Она сама свалится в руки Александра Григорьевича. Навсегда?




Союз становится заложником?

Владислав Лосев (Минск)

3-го июля в Белоруссии отмечался государственный праздник, имеющий двойное наименование - День независимости и День республики. Вообще-то 3-го июля отмечается в Белоруссии как знаменательная дата (День освобождения) уже без малого 60 лет, так как именно в этот день в 1944 году Минск был освобожден от немецко-фашистской оккупации и гитлеровских пособников из числа местных коллаборационистов. В течение десятилетий этот день был не только годовщиной освобождения, но и днем единения с Россией и русским народом, вынесших на себе всю основную тяжесть схватки с нацизмом. Подобная традиция сохранялась и после развала СССР, в том числе и  во времена правления одного из могильщиков Советского Союза Станислава Шушкевича, так как при всей его нелюбви  к русскому народу даже он не мог идти против настроений господствовавших в белорусском обществе.

В 1996 году на ноябрьском референдуме было определено, что главным праздником белорусского государства является  День независимости (День республики) и отмечаться он будет именно 3-го июля. Однако этот праздник изначально заключал в себе внутреннее противоречие, так как с одной стороны он должен олицетворять  собой  суверенность новоиспеченного государства (День независимости), а с другой демонстрировать белорусским гражданам, что власти продолжают советские традиции (День республики) и намерены восстановить разрушенное государственное единство с Россией.

Вплоть до прошедшего года третьеиюльские праздники носили в основном просоветский и просоюзный характер. Но вот в этом году произошли, по всей видимости, серьезные изменения в отношении руководства республики к вопросам белорусско-российской интеграции, которые  нашли  свое отражение в обширном интервью Александра Лукашенко, данном им трем ведущим белорусским телеканалам  накануне Дня независимости (Дня республики).

Из  слов А.Г. Лукашенко следует, что главной заботой белорусского президента в течение всего времени его нахождения у власти являлось укрепление суверенности Белоруссии и именно это, по его мнению,  и  должна, в первую очередь,  уяснить себе белорусская политическая элита.

При этом Лукашенко пояснил, что Белоруссия оказалась не готовой воспринять свалившеюся на нее самостийность. Более того, население в большинстве своем  не хотело никакой "незалежнасцi" и поэтому  высшим руководством Республики Беларусь была избрана стратегия постепенно нарастающей суверенности за счет особых, а по сути иждивенческих, отношений с Российской Федерацией ельцинского периода. Отсюда следует, что белорусские власти с самого начала интеграционных процессов проводили в отношении РФ политику с двойным дном. Для отвода глаз велись разговоры  о воссоединении, а на деле, как выясняется,  закреплялся политический и экономический отрыв Белой Руси от России.

В этом смысле показательно недавнее выступление (24 июня) председателя Конституционного суда Белоруссии Григория Василевича, который заявил, что выполнению соглашения о переходе Белоруссии на использование российского рубля в качестве собственной денежной единицы препятствуют две статьи действующей конституции Республики Беларусь.  Так, статья 8 запрещает заключать международные договора, противоречащие конституции, а статья 136 определяет, что исключительным правом эмиссии денег на территории Белоруссии обладает только Национальный банк.

И поэтому, делает вывод Г.А. Василевич, «выход один - либо соблюдать конституцию и не подписывать данное соглашение,  либо корректировать Основной закон и заключать соглашение в предложенной редакции».

С формальной точки зрения все вроде бы верно, но дело в том, что эти юридические препоны были преднамеренно оставлены в новой редакции белорусского Основного закона в ходе конституционной реформы 1996 года, хотя специалисты-правоведы и представители общественности предлагали изменить названные статьи с учетом предстоящего объединения с Российской Федерацией.

Однако эти вполне логичные предложения были отвергнуты,  и не малая заслуга в этом принадлежит нынешнему заместителю главы администрации президента РБ А.М. Абрамовичу.

И вот сейчас эти самые антиобъединительные статьи конституции реально препятствуют созданию единой денежной системы Союзного государства, а точнее используются белорусскими властями как повод для искусственного затягивания интеграционных процессов. А то, что дела обстоят именно таким образом свидетельствуют, в том числе и следующие обстоятельства.

В конце июня глава Национального банка Белоруссии Петр Прокопович  однозначно заявил, что параллельное  хождение российского безналичного рубля в Белоруссии чрезвычайно выгодно для экономики республики. «Мы тщательно изучили эту проблему. Здесь нет каких-либо отрицательных моментов для предприятий, они получат только плюсы», - подчеркнул главный банкир Республики Беларусь. Платежная система и банки Белоруссии  были полностью готовы к использованию с 1-го июля российского рубля в качестве безналичного платежного средства, для чего Национальным банком была разработана специальная автоматизированная система межбанковских расчетов RUBISS.

Однако к указанному сроку Александр Лукашенко не подписал соответствующее распоряжение, и введение российских безналичных денег отложилось на неопределенный срок. Более того, по этому вопросу власти затеяли так называемые консультации с представителями антироссийской оппозиции, которые, как и следовало ожидать, высказались против создания общей белорусско-российской финансовой системы.

Помимо этого, упомянутый уже председатель Конституционного суда Григорий Василевич  заявил, что, несмотря на то, что полномочий парламента достаточно для внесения необходимых «денежных» поправок в Основной закон решение вопроса о введении российского рубля необходимо вынести на всенародное голосование (опять затягивание времени).

А если к этому добавить полную неопределенность с созданием на основе «Белтрансгаза» белорусско-российского газотранспортного предприятия и одностороннее решение Александра Лукашенко (2-го июля) о формировании новой  рабочей группы для подготовки  еще одного варианта проекта Конституционного акта Союзного государства, то становится очевидным, что белорусские власти в вопросах союзного строительства  встали на путь  если и не саботажа, то, по крайней мере, бюрократических проволочек. Работа по созданию нового Проекта Конституционного акта должна завершиться к сентябрю, после чего документ предполагается обнародовать.

Все это вызывает, по меньшей мере, недоумение, так как в Высшем государственном Совете (ВГС) Союзного государства уже находится один вариант Конституционного акта, разработанный совместной белорусско-российской комиссией.  Как известно этот документ согласован на всех уровнях и его предполагается рассмотреть на ближайшем заседании ВГС, которое намечено на 20 июля.

Нарастающий неконструктивизм белорусской стороны происходит на фоне массированной обработки населения взвинченной «антиолигархической» пропагандой,  а  по сути, едва прикрытой формой нападок на нынешнее руководство Российской Федерации. И тон здесь  задает сам А.Г. Лукашенко: «Особенно активно себя ведут так называемые олигархи. Они уже выдвигают условия: сдашь экономику Беларуси, тогда пойдем на союз, не сдашь – союз не нужен. Мы на таких условиях союз строить, не намерены» («Советская Белоруссия»,1.07.2003 г.).

И так, каковы же причины столь резко столь резко проявившейся в последнее время антисоюзной позиции белорусского руководства? По всей видимости, это связано, в том числе и со следующими обстоятельствами:

 во-первых, отрицательным отношением Владимира Путина к самой идее продления президентских полномочий, высказанным им в ходе недавнего государственного визита в Великобританию и

во-вторых, негласным политическим союзом нынешних белорусских властей с левыми и другими антипутинскими силами в Российской Федерации, которые намерены использовать срывы на союзном поприще в качестве ударного орудия против партии власти в России в ходе думской и президентской избирательных кампаний.

Таким образом, к великому сожалению, приходиться отмечать, что действительно великое дело общерусского воссоединения попадает в заложники непомерных претензий и тщеславия некоторых политических фигур, как в Белоруссии, так и в России.

P.S. Сразу после Дня независимости в администрации президента РБ состоялось совещание с руководителями государственных средств массовой информации, на котором были жестко  указаны опорные понятия всей предстоящей информационно-идеологической работы:

- Белоруссия независимая, суверенная и мощная держава;

- президент Путин зависимая политическая фигура и управляется группой олигархов;

- Союз срывается по вине Кремля.

 При этом рекомендовалось «внимательно присмотреться к работе»  журналистов высказывающих пророссийские суждения.




Третий путь к политическому «бессмертию»

Андрей Иванов (Минск)

«Мы обращаемся с действительностью, как с докучливым гостем, напрашивающимся на наше знакомство; мы стараемся запереться от нее»

Чернышевский Николай Гаврилович

30 июня  все три белорусских канала телевидения  в различное время показали приуроченное ко Дню республики интервью главы белорусского государства. Прямой эфир был с самого начала исключен, а запись беседы всего с тремя (!) представителями  белорусских государственных электронных СМИ была отправлена в эфир по «черепичной» технологии – если на одном канале трансляция интервью заканчивалось, то на другом она только начиналось. Охват телеаудитории  оказался глобальный.

Что сразу обратило на себя внимание?  Последнее президентское  интервью – лучший  за последние годы продукт аналитических служб Администрации президента РБ и  структур, отвечающих за пропаганду  личности А. Лукашенко. Нет сомнений, что зрители  увидели только одну из отобранных телеверсий; понятно, что никакого экспромта не было – и вопросы и ответы  разрабатывались, отшлифовывались и  утверждались в тиши кабинетов; очевидно, что интервью носило, что также редкость, исключительно внутренний характер. Президент говорил взвешенно и вполне обоснованно. Более того, он  почти не скатывался до шельмований и оскорблений, хотя периодически было видно, что эта сдержанность стоила ему много сил. Единственно, против кого он периодически   делал вполне выверенные  угрожающие жесты – это была РФ и российское руководство. Но эти выпады также  носили характер «домашних заготовок».

Содержание интервью только на первый взгляд было ничем не примечательным  и традиционным. С одной стороны оно было построено в виде свода аксиом для  основной массы  народа, который, естественно, не является  специалистом в политике и экономике. Поэтому  основные  тезисы были  кодированы – от каждого постулата был сброшен своеобразный «якорь» к  существующим в любом народе, необязательно именно в белорусском, глубинным и, к сожалению, не всегда положительным инстинктам. С другой стороны оно содержало ясные намеки как  ресурсным  силам белорусского общества -  директорату, силовикам, финансовой олигархии, так и  оппозиции, в данном случае, прежде  всего, «национально-демократической». Надо отметить, что это говорит о профессионализме  составителя  текста, которым, судя по стилю, был один человек.

Интервью носит программный характер и практически открывает  кампанию по организации изменений в Конституции  республики. Поэтому оно, помимо основной  темы – независимости, включало попытки ответов практически на все основные  «горячие вопросы» - проблемы интеграции с Россией, введение в денежный оборот республики российского рубля, приватизация и т.д.

Анализ  ответов  президента на эти «судьбоносные» вопросы позволил прийти к несколько парадоксальным выводам:

Вывод первый. Говоря об отношении к независимости РБ, А. Лукашенко отметил важность того, чтобы белорусская   «элита» «в итоге заявила, что наша страна по настоящему  суверенная и независимая». Сразу возникает вопрос, какую «элиту» Александр Григорьевич имел в виду? Судя по всему, он понимает, что среди научной, технической и творческой элиты страны,  среди «вертикальщиков» и белорусских деловых кругов  распространено понимание слабости современного  белорусского государства, его зависимости от внешнеполитических и внешнеэкономических факторов. Президента это заботит. У него мало единомышленников, в полном понимании этого слова, и он ощущает свою инородность в белорусской элите. Более того, А. Лукашенко не получает поддержку от нее на своем  пути к белорусской  государственности. Президент  считает, что  в силах свою дорогу осилить самостоятельно, так как «реально мы строим независимость и того меньше, наверное, со времени избрания Президента», оставляя «элите», как пропрезидентской, так и  оппозиционной, только констатацию факта сохранения суверенитета и независимости. Все лавры должны достаться «отцу нации».

Вывод второй.  Президент, наконец,  признал, что Белоруссия является экономически неполноценным  государством. Он не указал, а только намекнул на  источник  косвенных, а иногда и прямых, дотаций. Более того, он подтвердил свою цель – «двигаться аккуратно и спокойно» к построению независимого белорусского государства за счет соседней страны и  ее народа. В этом вопросе, А.Лукашенко, фактически раскрывал давно известные карты интеграции перед белорусским обществом, независимо от  политических составляющих ее отдельных частей. Это  говорит о его стремлении  получить от общества   принципиальную поддержку  его версии  интеграции с Россией. Надо отметить, что А. Лукашенко хорошо понимает, что в основе  поддержки части белорусского электората российско-белорусской интеграции лежат исключительно меркантильные интересы. По идее, в данном месте мы сталкиваемся с  кодировкой. Фактически, А. Лукашенко сам признался, что никакого политического завершения интеграция иметь не будет, так как ее задача состоит в  ином –  максимальном сохранении России в статусе своеобразной экономической колонии Белоруссии. 

Вывод третий. Белоруссия, по мнению ее президента, оттесненная на время  ЕС, вернет  свое  «первенство» в мировых (!) интеграционных процессах. Ясно, что речь идет не о результате, который белорусским властям и не нужен, а  о пропагандистском эффекте вечного движения. В настоящее время, как  заявил А. Лукашенко, ЕС по ряду причин  обогнал интеграцию в рамках союзного государства. Белорусский президент  «не заметил», что ЕС шло к  важнейшему этапу  своей интеграции – введению единой европейской  валюты,  почти пятьдесят лет. Так что ни о каком «обгоне» и речи быть не может. При этом  европейские  страны, как мы раньше говорили, «Общего рынка», шаг за шагом создавали этот общий рынок, безжалостно уничтожая все  местные национальные  экономические «экзотики».  В основе  интеграции «по-белорусски» оказался заложен принцип «не потерять «кусок земли», на котором должен жить белорус», что подразумевает как раз сохранение своей белорусской экономической «экзотики». Это место интервью так же является кодом,  так как  здесь он напрямую  обращается  к  инстинктам слушателей и телезрителей -  Мы готовы интегрироваться ничего не меняя в своей  экономической модели, а, следовательно, и в политической надстройке. 

Вывод четвертый. Россия, в интерпретации  белорусского президента оказывается в роли очевидного   врага «молодого  независимого белорусского государства», так как  «в чем-то не нравится Беларусь  Российской Федерации и ее руководству». Надо думать, что такой тезис не может  оказаться вне внимания белорусской «национал-демократической» оппозиции.  А. Лукашенко объявил, что  РФ развязала против Белоруссии информационную войну – «это война, которая никогда не прекращалась». Президент заостряет внимание на причинах такого поведения  союзного государства, не скрывая, что Россия  должна  быть благодарна ему уже за то, что он  не допустил готовящейся в начале 90-х  годов расправы националистов над  русской диаспорой в РБ.

Надо признать, что в данном случае  мы сталкиваемся с примером весьма своеобразной логики, так как получается, что   соблюдение элементарных прав человека в отношении  граждан своей страны пусть и не титульной  национальности, должно быть признано мировой общественностью вершиной   человеколюбия и являться  своеобразной вечной «индульгенцией» на любые антироссийские акции.  Получается, что  РФ  должна платить республике за то, что ее руководство еще пока  не пошло  по пути официального Ашхабада и не взяла двухмиллионную русскую общину в  заложники, как поступил со ста тысячами русскими «Отец всех туркмен».

Вывод пятый. Никакой концепции интеграции нет. Есть огромное количество принятых, подписанных и утвержденных  интеграционных документов, которые  не работают по причине растущей экономической несовместимости между нашими странами. Отсюда и призывы, чтобы «уступки были равнозначными». Ответственность за срыв интеграционных процессов, благодаря белорусскому президенту,  оказалась полностью переложена на российскую сторону. Россия обвинена в дискриминации белорусов по всех сферах деятельности – от здравоохранения до экономики. Такого рода довод – «Они себя не уютно будут чувствовать, когда белорусы получат такие же равные условия в России, как россияне, или как имеют россияне сегодня в Беларуси» - очередной кодированный сигнал основной части белорусского электората.

Вывод шестой. Нарушение Беларусью международных соглашений в отношении участия российских компаний в приватизации некоторых  белорусских предприятий – флагманов, белорусский президент считает ответами на попытки российских олигархов его «сломать». Сам же президент выступает в роли почти мифологического Чудо-богатыря, который  один  готов  противостоять тому, что «на нас постоянно оказывалось и оказывается давление», что, бесполезно, так как «мы все равно не смиримся с тем, чтобы нас в спину толкали то ли с Запада, то ли с Востока и заставляли нас делать то, что невыгодно нашей стране и нашему народу».

Белорусский президент пошел на прямые оскорбления в адрес  российского капитала – одно из немногих мест в интервью, где он позволил себе вернуться к своей старой практике шельмования: «Вы хотите, чтобы сюда пришли бывшие преподаватели физкультуры, которые сегодня стали миллиардерами или какие–то бывшие комсомольские функционеры, которые в 30 лет имеют по десятку миллиардов собственности?».

Таким образом, дан  знак белорусскому директорату -   предприятия, которыми вы руководите, пока продаваться не будут. «Куда вообще–то торопиться, если у нас все предприятия работают». Следовательно, у директората остаются надежды на собственное будущее участие в приватизации  белорусской экономики. Президент выступает гарантом их интересов. Одновременно, формально он снимает упреки со стороны националистов в распродаже национального достояния.

Вывод седьмой – Введение в белорусский денежный оборот российского рубля, по мнению А. Лукашенко не будет являться прелюдией к «потере нашего суверенитета», но только в том случае, если этот процесс будет развиваться  по образцу и подобию европейской интеграции. Необходимо напомнить, что всего год назад, когда Александр Григорьевич давал  интервью на летном поле после визита в Москву, то он  наотрез отказался даже рассматривать  интеграцию в формате ЕС. Сочетание «Союз угля и стали» в его устах звучало как ругательство. В те дни белорусский президент публично клялся не отступить ни на шаг от  Союзного договора. Не прошел и год, как  оказались забыты и «доставшиеся кровью «Союзный договор» и анафема в адрес ЕС.

Единая валюта, по мнению А. Лукашенко – «венец» интеграции. Превращение валюты в  катализатор экономических реформ в интерпретации  белорусского президента является ничем иным, как  давлением  российских олигархов: «Они уже выдвигают условия: сдашь экономику Белоруссии, тогда пойдем на союз, не сдашь — союз не нужен».  Президента не удовлетворяет нынешнее соглашение об использовании российского рубля в качестве платежного средства на территории Беларуси. Вопросы, которые он по этому поводу  озвучивает, носят скорее демагогический характер – «где гарантии, чтобы не был нарушен наш государственный суверенитет, чтобы люди были независимы?», и  выполняют пиаровские функции для белорусского электората. Для оппозиции  озвучен главный вывод: «Мы себя ведем здесь очень аккуратно, чтобы не потерять независимость». Для  банковских кругов  и для других  ресурсных  слоев  припасена демонстрация  президентского переговорного потенциала: « Мы с президентом России будем вести на сей счет  переговоры», то есть Александр Григорьевич уже за В. Путина  решил, какие  вопросы  они будут совместно обсуждать. Так что, в данном случае глава белорусского государства удовлетворил всех. Как говорится: «И волки сыты и овцы целы».

Вывод  восьмой.  В интервью сделаны знаки в адрес  силовиков – важнейшей белорусской ресурсной группы, которая объективно заинтересована в военно-технической кооперации с Российской Федерацией: «Мы с Ельциным еще тогда начали разработку документа о едином оборонном пространстве и решили создать общую группировку вооруженных сил Беларуси и России. Потом власть изменилась. Мы почти два года боролись, чтобы окончательно документы подписать. Наконец подписали и создали единую группировку. То есть потихоньку движемся в этом направлении». Между прочим, именно военный  аспект интеграции в речи белорусского президента выделен как успешный. А. Лукашенко считает, что силовикам нет поводов на него обижаться.

Вывод  девятый. Референдум или иная форма утверждения конституционных изменений неизбежен. Необходимо отметить, что А. Лукашенко практически распрощался с надеждой на  то, что Россия, как партнер по Союзному государству, предоставит повод для  организации референдума. Отсюда и  критика белорусского президента в адрес россиян, которые  «не готовы идти на изменение Конституции». Прозвучали  его призывы обратить внимание на опыт ЕС, где «они все делают через референдумы». Александр Григорьевич упрекнул нынешнее российское руководство в отступничестве от согласованных процедур утверждения решений об интеграции через референдумы: «В свое время с Борисом Николаевичем Ельциным мы так и мыслили сделать… Мы свою часть выполнили». Более того, А.Лукашенко придает референдумам некие сакральные черты: «Референдумы — своеобразные всенародные вече. Это неотъемлемая черта славянского населения».

Итак,  не спеша, перебирая  проблему за проблемой, белорусский президент провел определенные  кодированные пиаровские манипуляции со своим электоратом, продемонстрировал понимание и  уважение интересов ресурсных  кругов, намекнул оппозиции, что «Это наша страна. Мы свою страну никому не отдадим. Это наши партнеры должны знать».

Он дал понять, что в процессе интеграции возникла пауза, которая может затянуться  надолго. Появившаяся сразу после интервью информация, что белорусский президент дал указание белорусским аналитическим структурам  готовить  собственную версию Конституционного Акта является знаковой – Минск признает  провал  интеграционных усилий  последних  лет и переходит в стадию одиночного полета. В этих условиях, белорусская версия Конституционного Акта может получить статус  узаконенных возможным  референдумом условий для вступления    руководства республики  в политический торг. Надо прямо сказать – это версия во многом фантастичная, но в политической жизни Белоруссии за последние десять лет мы и не то видели. Во всяком случае, хорошо заметен процесс  собирания  потенциальных вопросов для избирательного бюллетеня.

Но в целом  картина складывается   любопытная. Из мозаики отдельных  тенденций  белорусской внутренней и внешней  политики, где в последние дни  видное место заняло интервью А. Лукашенко, постепенно  складывается  некий «третий путь» молодого белорусского государства:

 - Белоруссия  никогда не будет  с Западом, и возможно  не будет  с Востоком. Она  вне блоков и  интегрироваться  с кем-либо будет только на своих  условиях при предварительно полученных гарантиях  сохранения  собственной, уже  сложившейся,  экономической системы и политического режима;

-  Белоруссия отвергает  приватизационный  путь в мировое   разделение труда, предпочитая  идти по пути частичного закрытия своего рынка от  конкурентов, экономической автаркии, самоинвестирования, копирования зарубежных  технологий. Административными методами свертывается внешнеторговая деятельность частного бизнеса,  идет процесс государственной  монополизации внешних экономических связей. Республика неуклонно скатывается к экономической изоляции;

-  Руководство Белоруссии продемонстрировало свою полную недееспособность на мировой арене, отсутствие опыта ведения политического торга с минимумом  ресурсов, неумение «держать  удар» от  внешнеполитических оппонентов. Страна выпала из всех европейских процессов, оказалась на обочине мировых. Но, как это не парадоксально, Минск  приветствует политическую изоляцию, в которой оказался, так как  она  работает на  консервацию власти  первого белорусского президента;

-  Белоруссия неуклонно строит вокруг своих границ  информационный кокон. Пропагандистский аппарат работает на  создание  образа Белоруссии, как  реального рая на Земле. Все, что  за границей этого «рая» сродни  аду, где  идут войны, гремят взрывы, задерживают зарплаты и пенсии. «У нас мир и покой». Нет  сомнений, что судьба трансляции российских каналов в республике предрешена. Но это уже сделает замерший на государственном старте господин Заметалин.

Президент, наконец, уяснил, что основа его власти находится в самой Беларуси. Никто его не назначит на «третий срок»; никто ему не посодействует в  сохранении монополии на власть; никто с ним не пойдет на некие политические «обмены». Организовать свое политическое «бессмертие» он может только сам,  консолидировав угрозой внешнего давления свой электорат, договорившись с директоратом, финансовой  олигархией и  силовиками и выведя из политической игры  окончательно ошельмованную и дезориентированную оппозицию.

Но этого мало. Необходимы идеологическое прикрытие  создания политического концлагеря в центре Европы и  источник  финансирования  существования  новой   европейской полпотовщины.

***

 «Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек – позвоночника»

Шоу Джордж Бернард

Идеология  конструируется на ходу. Базой для нее является  обыкновенный  бытовой, присущий любой нации, национализм, к  помощи которого, власти прибегали в единичных  в истории случаях. Можно вспомнить разве что  африканские раздоры (Уганда  и т.д.). Бытовой национализм паразитирует на  самых «черных» и древних народных инстинктах, которые связаны с  любовным смакованием  любых, даже самых  отрицательных сторон жизни собственного народа - «там пьют, а мы только выпиваем», «гультаи», «мы их кормили и кормим», «воткнули трубу в землю и качают себе нефть», «это мы им все построили» и т.д. Все это является ничем иным, как  крайними проявлениями зависти и одновременно злорадства к соседу и  характерны для незрелых обществ. В Европе таких почти и не осталось. Для примера можно привести работу белорусского БТ. Злорадными комментариями  сопровождаются все сюжеты, связанные  с  пожарами, гибелью людей, коррупцией, катастрофами, экономическими проблемами в России и США (многозначительное соседство!).

Весной  на идеологическом совещании, а 30 июня в интервью президента, бытовой национализм был  окончательно конституирован и взят на вооружение идеологической «вертикалью» республики в формате «духовного лидерства» белорусской нации в рамках  «восточноевропейской цивилизации» (?).  Между прочим, это последний идеологический резерв  власти.

Дело идет к созданию некого европейского мутанта идей чучхе. Чучхе, как известно, симбиоз  коммунизма и  национализма. Белорусский коктейль сложнее. Но основные «чучхейские» «родимые пятна» присутствуют – экономическая, политическая и информационная изоляция  от мира; «отец» нации; опора на собственные силы; построение идеального, лишенного социальных противоречий общества; армия – «силовики» - привилегированный класс; крестьяне – основа общества и т.д.  Само понятие чучхе и возникло, как  реакция на  политическую изоляцию от Запада и одновременное осложнение отношений с «братскими» странами, потерю внешних рынков, собственную экономическую отсталость, нищету.  Суть идей чучхе – в  постоянном лавировании между Востоком и Западом. Все это исключительно актуально для  сегодняшней Белоруссии.

Чучхе не является экономически достаточной  концепцией. Годы культивирования ее в КНДР в итоге привели к  развалу экономики, голоду населения, превращению посольств страны в центры наркоторговли и промышленного шпионажа. Единственным источником внешних инвестиций остался ядерный шантаж. Как тут не вспомнить недавние публичные сожаления сенатора Н. Чергинца о том, что в начале 90-х годов «необдуманно допустили» вывод ядерного оружия из РБ.

Финансовую подпитку можно получить только от эксплуатации старого белорусского националистического лозунга: «оседлаем транзит». Поэтому в своем интервью А. Лукашенко останавливается на этом вопросе подробно: «Огромная, большая, богатая ресурсами территория Российской Федерации находится по одну сторону от Беларуси. Высокотехнологичный Запад, который нуждается в этих ресурсах, находится по другую сторону от Беларуси. Повторюсь, как ни крути-верти, всe равно Беларусь участвует в перемещении труда, капитала, сырья, материалов, комплектующих. Более того, через нашу страну переезжают люди и грузы. Геополитическое, геостратегическое, географическое положение нашей территории уникально. Европе и России без Беларуси не обойтись». Последняя фраза  ключевая и белорусский президент в различных вариациях ее повторит еще не раз: «…мы будем исходить из этого, ведя переговоры с Европой. Я думаю, что европейцы понимают роль и место Беларуси», «трезвомыслящие политики в Европе заинтересованы в том, чтобы сердце Европы, центр нашего общего дома, каковым является Беларусь, было здоровым, предсказуемым и нормально функционирующим». Проще говоря, «сделайте нам красиво…». Все это ничто иное, как белорусский вариант северокорейского ядерного  шантажа.

Итак, РБ стоит перед новой, тоталитарной фазой развития белорусского политического режима, для которого референдумы уже не играют никакой политической роли. Но это пока в возможном  будущем.

Появление в центре Европы чучхеисткого бантустана - тактически верное решение властей республики, направленное на «бальзамирование» режима личной власти А. Лукашенко. Возможно, что для официального Минска - это единственный выход. Но стратегически это решение не выдерживает никакой критики.




Обретем ли мы надежду на лучшее будущее?

Подготовила Надежда Венедиктова

Посохов Сергей Алексеевич, председатель белорусской Ассоциации политологии и геополитики «Русский мир», помощник президента РБ (1994-2001 гг.)

- Сергей Алексеевич, за последние годы в российско-белорусских отношениях накопились сложные проблемы. К сожалению, многие из них в Белоруссии не только не решаются, но даже не обсуждаются. Чем объяснить такую  аналитическую слепоту?

 Анализ политического, социально-экономического состояния общества, объективная оценка его проблем, изменений в общественном мнении по отношению к тому или иному вопросу  необходима во все времена любому цивилизованному  государству, государственному аппарату. И чем объективнее эта оценка, т.е. чем больше власть опирается на народное мнение, тем прогрессивнее общество, тем больших успехов оно добивается в своем социально-экономическом развитии, уровне и качестве жизни людей.

В Белоруссии в этом отношении, как мне кажется, существует некий вакуум. То есть анализ проблем и общественного мнения как бы ведется, но в основном, занимаются этим структуры, созданные самой властью и жестко управляемые той же властью. Аналитики на службе государства вынуждены не давать оценку и прогноз, а обосновывать уже  спущенные сверху  выводы и идеи. Услужливая готовность делать то, что велит хозяин, заставляет даже самых добросовестных из них не трезво оценивать реальную информацию или факты, а исполнять роли неких толкователей снов или пророчеств, пытаться угадывать ту или иную ситуацию как внутри, так и за пределами государства и при этом часто попадать впросак. В таком случае, при всем их желании, рассчитывать на глубокий анализ и объективные оценки состояния общества не приходится.

С другой стороны, лица, занимающиеся этой работой в официальных, государственных структурах, не допущены к процессу выработки и принятия решений.

Вспомним, к примеру,  Ирак и то, как эти «прорицатели» заранее объявили его сногсшибательную скорую победу. А их общественно-политические и экономические прогнозы и рекомендации внутри Белоруссии, их самые «объективные» рейтинги? На каком–то этапе, количество абсурда перешло в качество. Постоянное количество ошибок превысило все мыслимые нормы и власти, как заказчику, надоело то положение, когда   вводят в заблуждение уже саму власть. Создается впечатление, что собственным аналитикам  не верит и сам белорусский президент. Во всяком случае, он пытается заниматься  аналитикой  лично.

- А как Вы оцениваете деятельность негосударственных аналитических центров Белоруссии? Ведь они тоже существуют в Белоруссии?

 Да, они есть, но они сталкиваются с подобными же проблемами. Работу негосударственных аналитических групп, их «продукцию» оплачивает другой хозяин, который находится на Западе. Поэтому их деятельность носит исключительно заказной характер. Зачастую эти центры осуществляют стратегические разработки других государств и в их же интересах пытаются формировать общественное сознание в Белоруссии. Интерес у «заказчиков» известен: оторвать Белоруссию от России, не дать воссоединиться двум родным  народам, помешать белорусско-российской интеграции.

В немалой степени благодаря таким центрам, в белорусском  обществе сейчас активно и целенаправленно формируются антироссийские и антирусские настроения. Будут оторваны наши народы друг от друга, значит, они будут слабы, значит, их можно будет легче убрать поодиночке с политической арены. Ясно, что отрыв Белоруссии от России – это пагубный путь, и, прежде всего для самой Белоруссии. Само по себе независимое белорусское государство неконкурентно  на мировом политическом ринге.

И все же есть  основания утверждать, что прозападные негосударственные аналитические центры выступают в роли серьезных политических сил и центров влияния в республике.  

- Существуют ли в Белоруссии аналитики, с одной стороны, трезво оценивающие ситуацию и соблюдающую  дистанцию от запросов власти, а с другой,   находящихся вне  сферы влияния западных  посольств?

 С целью ликвидации аналитического вакуума и  учитывая все вышеизложенные обстоятельства, мы создали белорусскую Ассоциацию политологии и геополитики «Русский мир». Наша деятельность базируется на понимании огромного, неоценимого влияния русской культуры, русской духовной мысли и русского менталитета на другие народы.

 Русский мир – это не только Россия, Украина и Белоруссия, хотя они являются ядром русского мира, это больше миллиарда людей за пределами этих государств, которые проживают на всех континентах,  чтят русскую культуру, взаимодействуют с ней, являются ее носителем, не терют духовного родства со своей исторической Родиной.  В огромной степени этому способствует и современное развитие информационной индустрии. Хочу подчеркнуть, что с приходом в России нового руководства, русское влияние во всем мире заметно возрастает.

Таким образом, русский мир – это историческая, геополитическая, экономическая, духовная и социальная реальность в мировом сообществе. Белоруссия же в здании этого обширного русского мира является одной из несущих его конструкций. Это хорошо понимают как наши единомышленники, так и наши оппоненты. Именно это - краеугольный камень  мировоззренческой платформы  белорусской Ассоциации «Русский мир».

Исследуя глубинные процессы и явления, место и перспективы развития русского мира в современной цивилизации, проблемы его развития, мы отчетливо представляем  наши задачи. Наша цель – защита  кровных интересов наших народов. Для этого необходим достоверный неконъюнктурный  анализ реально развивающихся процессов, проблем, волнующих наше общество.

- Какие направления деятельности Ассоциаций «Русский мир» являются первостепенными?

Прежде всего, безопасность, место и роль Белоруссии и России в этом процессе. Это ключевая проблема. Если мы не обеспечим свою безопасность, нас сотрут с мировой арены. Этому нас учит  история.

Наряду с этим хочу еще раз подчеркнуть, что великая русская культура – самая важная опора во всем фундаменте общемировой, общеевропейской культуре, важнейший элемент ее сохранения.

Понимая это, мы рассматриваем историю Белоруссии и России как неотъемлемые элементы истории всего русского мира, исследуем процессы взаимодействия и взаимодополнения белорусской, великорусской и общерусской (восточнославянской) культур, выстраиваем процессы совместного развития наших этносов в единую логическую цепочку.

В связи с этим, просто смешно читать во всевозможных «исторических» календарях различных оппозиционных прозападных изданий о так называемых «перамогах нашай дзяржавы над маскалямi» где-нибудь в 12-14 веках. Сколько можно туманить историческое сознание русских людей этой лженаучной галиматьей?  Какая Белоруссия  в те далекие времена? Ведь это были междоусобные распри русских удельных князей, которые к тому же находились между собой в кровном родстве.

- Не кажется ли Вам, что слово «русский» сейчас вызывает в Белоруссии определенное неудовольствие в кругах, близких к власти, хотя еще свежи в памяти заявления белорусского руководства об общих корнях, ветвях и едином древе русского мира, о необходимости взращивать его, воссоединив братские народы в единое государство?

 Я уверен, что это временный отход от главного стратегического направления на объединение, связанный с исключительно политическими субъективными  целями руководства РБ.  В современных условиях глобализации, понимаемой США как супергосподство одной сверхдержавы, наивно думать, что Белоруссию спасет какой-либо суверенитет, даже если его превратить в объект поклонения.

Наш единственный выход – укрепление своего военного, политического, экономического и государственного единства с Российской Федерацией. И не следует тут бояться мифического «проглатывания» Белоруссии Россией. Люди, которые провозглашают такие лозунгами, зачастую сами в них не верят.  Между прочим, это относится и к такому немаловажному вопросу, как сохранение самобытности  белорусской культуры, которая, если быть объективными и сохранилась-то  благодаря ее этнической принадлежности к русскому миру и до нынешнего  дня  развивается в тесном взаимодействии с русской культурой, как бы кому-либо это не нравилось.

И наоборот, если мы обратимся к истории Белоруссии, то мы как раз-то и увидим  печальное «проглатывание» и упадок западнорусской (белорусской) самобытной культуры, духовной жизни Белоруссии под натиском полонизации во времена позднего Великого Княжества Литовского и Русского и Речи Посполитой.

Мы сознательно используем термин «русский» в названии нашей Ассоциации, так как речь идет об общерусских интересах, которые полностью совпадают  с коренными интересами каждой ветви восточнославянского (русского) этноса, в том числе и белорусов.   

 Дать анализ непростых явлений протекающих в мире, и, прежде всего проблем общественно-политической жизни Белоруссии, занять достойное место среди других подобных организаций России, Украины, Прибалтики, а также дальнего зарубежья – вот сфера деятельности белорусской Ассоциации «Русский мир».

- Президент Александр Лукашенко как-то заявил, что русскийчеловек чувствует себя в Белоруссии лучше, чем в России. Но ведь закон «О гражданстве» Союзного государства не принят, как и нет до сих пор самого Союзного государства, о каком же равноправии может идти речь?

Современный белорусский  закон «О гражданстве» - это порождение Белорусского народного фронта. А.Г.Лукашенко когда-то предлагал здравую идею о союзном гражданстве, также как и о союзном рубле. И я поддерживаю эти идеи. Но до сих пор отсутствие союзного гражданства создает массу проблем для  граждан Белоруссии и России. Но в мире есть и другие более успешные примеры решения подобных проблем. Так, любой еврей может обратиться в израильские уполномоченные государственные структуры и, представив необходимые документы, получить гражданство этого государства.

Белорусское общество сейчас активно запугивают введением  в денежный оборот республики  российского рубля. Этот финансово-экономический шаг,  якобы повлечет за собой потерю государственного суверенитета. Но с другой стороны, посмотрите, в основе евро лежит канувшая в Лето немецкая марка, а  эмиссией евро занимается банк, который находится в Германии и никого в Европе это не волнует, никто не кричит о потере государственного суверенитета.

Россия – мать русского мира, и все кто считает себя близким этому государству, по нашему мнению, имеет право на получение российского гражданства, и. соответственно, российского паспорта, не выезжая в РФ на постоянное место жительства. Такова позиция и белорусской Ассоциации «Русский мир». К сожалению, она не совпадет с ныне действующим законодательством РБ и РФ.

С другой стороны, нельзя решать частные вопросы, обойдя  основополагающие. А главная проблема - это создание общего государства, с идеей которого первым выступил наш президент А.Г.Лукашенко.

Союзное государства – это не просто обеспечение нашей общей безопасности, а вывод ее на более высокий уровень. Если мы серьезно думаем о нашем будущем, то мы должны отбросив частности сделать решительные шаги к воссоединению.

Современный мир, к сожалению, крайне неустойчив. Существующие системы  безопасности  отличаются  медлительностью в решении  глобальных задач, часто они не видят разрастающиеся у них под боком  опасные процессы, а иногда и потворствуют им.

Понимание этого привело к тому, что самые отъявленные пацифисты в Евросоюзе, такие, к примеру, как Жискар д’Эстен, сейчас говорят о необходимости создания единых европейских вооруженных сил, чтобы не зависеть от глобальных притязаний сверхдержавы из-за океана. Они понимают, что США намерены в дальнейшем все менее и менее считаться с мнением союзников, не говоря уже о других странах.

  Поэтому создание вокруг Белоруссии и России пояса  добрососедства должно стать приоритетным направлением общей белорусско-российской внешней политики. Но для этого, в первую очередь, белорусы и великороссы как ветви одного народа должны воссоединиться в одну страну и перестать быть, наконец, друг для друга иностранцами.

- Наверное, в этом и заключается смысл слов о восстановлении исторической справедливости, о которой говорил президент Российской Федерации В.В.Путин?

 Президент России последовательно укрепляет позиции РФ на мировой арене. Поэтому и важно именно сейчас шаг за шагом идти к логическому завершению огромной работы по созданию единого государства Белоруссии и России. Подчеркиваю, что аспект безопасности в этом процессе является  основополагающим.

 Но обстановка меняется на глазах. В РФ сейчас формируется новое понимание задач государства. Российское общество уже осознало, что современная Россия это уже не часть СССР. Это новое государство, у него иные интересы, и осуществлять их способны другие люди. Время бывшей  партийно-советской номенклатуры завершилось. Но остаются «вечные» приоритеты. К ним относится понимание, что у новой России  самый близкий и надежный сосед – единокровный брат белорус. Чаяния и надежды всего русского мира непосредственно зависят от стабильного состояния белорусско-российского общества.

Государства-нации – это пройденный исторический этап. Им на смену приходят крупные союзы и государственные образования. К сожалению, А.Г.Лукашенко, пытаясь опереться на  понятия из XIX века, начинает подыграть своим политическим оппонентам. Этим он не завоюет их симпатии, и, тем более, не приобретет себе новых сторонников.

Как заметил Александр: «суверенитет – штука дорогая». И право на него нужно подтверждать каждый день в жесткой конкурентной борьбе. А кто может сейчас реально зарабатывать валюту для белорусского государства? Белорусские композиторы и писатели? Ведь они больше всех кричат о суверенитете. Но при этом,  как ни странно, эти «творческие интеллигенты» все еще продолжают мыслить  категориями СССР, который они так не любят, хотя именно в Советском Союзе  бесплатно и огромными тиражами издавалась их продукция. СССР давно нет, а они по-прежнему взывают к государству, в тоже время, кляня его, как не соблюдающего их права и свободы.

Суверенитет в таких «руках» – это путь безответственных и ленивых людей, неспособных выживать в современном мире, производить конкурентоспособную продукцию, продавать ее на внешних рынках. Это путь в болото самоизоляции.

Белорусам твердят: «трэба iсцi у Еуропу». Но Европейский союз диктует странам, вступающим в него, жесткие и практически недостижимые условия. Восточные поляки уже понимают, чем грозит им вступление в Евросоюз: разорением мелких предпринимателей и безработицей. Их просто раздавит мощная индустрия продовольствия и  услуг Евросоюза.

Легко сказать - мы назначим цену и продадим свою продукцию, свою собственность. Легко на словах демонстрировать уверенность, что нашу продукцию и наши предприятия обязательно купят по самым высоким ценам. Но, во-первых, люди, которые так легко манипулируют этими понятиями, упорно не желают помнить, что вся эта собственность создавалась во времена СССР и на деньги союзного, т.е. фактически российского бюджета. Это принципиальный вопрос. Во-вторых, цену за белорусскую продукцию и предприятия может установить только мировой рынок и обойти его законы не дано никому.

Братские узы с Россией предполагают, что мы должны не только брать, но и давать. Это обязательное условие. Вместо этого, мы втягиваемся в войну  с представителями крупного российского капитала, так называемыми олигархами. Для Белоруссии это непродуктивный и, возможно, катастрофический путь.

Российская экономика пришла к очень хорошей динамике и к большим надеждам россиян, чего пока не скажешь о нас, не смотря на все утешительные оценки и прогнозы  официозных аналитиков.

Вопрос стоит остро - обретем ли мы  надежду на лучшее будущее? Все выше обозначенные проблемы необходимо  обсуждать и искать пути их решения.

В связи с этим представляется целесообразным создание Институтом стран СНГ, Советом по внешней и оборонной политике и Ассоциацией «Русский мир» совместной постоянно действующей экспертно-аналитической группы, которая бы с позиции общих интересов наших народов занималась исследованием тенденций развития белорусско-российских отношений и могла бы предлагать определенные рекомендации, как нашему обществу, так и лицам, принимающим решения.

Белорусско-российские отношения не безразличны россиянам и белорусам. Они требуют формирования нового мышления, они должны соответствовать современным потребностям общества. Необходимо отказаться от изживших себя советских подходов и представлений в вопросе формирования общего государства Белоруссии и России. Только в этом случае мы встанем на продуктивный путь  развития.

Приложение

Утверждено Правлением Белорусского общественного объединения «Русь» 18.04. 2003

Положение об Ассоциации политологии и геополитики «Русский мир» при Белорусском общественном объединении «Русь»

1.Общие положения.

1.1 Ассоциация политологии и геополитики «Русский мир»     (далее Ассоциация) – добровольное объединение почитателей  русской политической мысли, действующее в рамках Белорусского общественного объединения «Русь» (БОО «Русь»).

Ассоциация объединяет ученых, политиков, общественных и государственных деятелей, а также граждан признающих существование исторической, геополитической  и культурной общности русских (восточных) славян в качестве большого Русского мира.

1.2  Ассоциация создается в результате добровольного объединения граждан в рамках общих задач решаемых БОО «Русь».

Ассоциация действует на основе данного Положения, Устава БОО «Русь» и действующего законодательства.

Положение утверждается Правлением БОО «Русь».

Члены Ассоциации одновременно являются членами БОО «Русь».

1.3 Члены Ассоциации на своем общем собрании избирают Председателя Ассоциации и ответственного секретаря, которые утверждаются Правлением БОО «Русь». При необходимости  может избираться заместитель (заместители) Председателя Ассоциации, а также образовываться Совет Ассоциации с последующим утверждением Правлением БОО «Русь».

1.4 Ассоциация согласовывает и координирует свою деятельность с Правлением БОО «Русь».

2. Цели и задачи Ассоциации.

2.1 Члены Ассоциации проводят научно-исследовательскую, просветительскую и издательскую работу,  направленную на распространение знаний об исторической роли, происхождении и развитии народов и обществ, образующих Русский мир, об их геополитической и исторической перспективах.

2.2 Члены Ассоциации проводят мероприятия (круглые столы, семинары, конференции, пресс-конференции и др.), в ходе которых обсуждают злободневные политические  и международные проблемы, связанные с интересами Белоруссии и Русского мира в целом, Вырабатывают свою позицию, предложения и рекомендации по решению этих проблем. Свои выводы и рекомендации доводят до сведения органов государственного управления и широкой общественности.

2.3 Члены Ассоциации устанавливают связи со своими единомышленниками в Российской Федерации, на Украине, с русскими диаспорами в государствах СНГ и зарубежных стран, взаимодействуют с Русской Православной Церковью и другими Православными Церквями. Устанавливают контакты с научными кругами, общественными и политическими деятелями славянских и других государств.

Организуют и проводят совместные научные исследования, общественно-  политические кампании по отстаиванию общих интересов Русского мира.

3. Руководящие органы и порядок деятельности.

3.1 Работа Ассоциации строится на принципах открытости, свободы мнений и их обсуждений.

3.2 Работа Ассоциации строится на основе планов принятых на заседаниях Ассоциации и согласованных с Правлением БОО «Русь».

Член Ассоциации вправе вносить предложения в план работы Ассоциации. В случае включения предложения в план инициатор становится координатором данного мероприятия. План составляется на период, определяемый председателем Ассоциации.

3.3 Заседания Ассоциации проводятся регулярно, но не реже одного раза в месяц.

3.4 На мероприятия, проводимые Ассоциацией могут приглашаться общественные деятели, ученые и граждане не являющиеся членами Ассоциации или БОО «Русь», в том числе и придерживающиеся противоположных взглядов, а также представители СМИ.

3.5 Член Ассоциации имеет право высказывать и отстаивать свою личную точку зрения, в том числе и в печати.

3.6 Члены Ассоциации работают на общественных началах.

3.7 Средства на деятельность Ассоциации могут формироваться за счет добровольных взносов членов Ассоциации, средств БОО «Русь», а также спонсорской помощи физических и юридических лиц.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ