Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №79(15.07.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Обрашение Президента Приднестровья И.Смирнова к народу

30.06.2003. «Ольвия-пресс»

Уважаемые приднестровцы, сограждане!

Приднестровская Молдавская Республика неоднократно переживала сложные, а порой и трагические, этапы становления. Нынешний этап – один из них. Коммунистическое руководство Молдовы полностью отошло от своих предвыборных обещаний по всем направлениям внутренней и внешней политики.

Программное заявлений КПМ о приоритетном урегулировании отношений с Приднестровьем, впрочем, как и обещание вступить в союз России и Белоруссии, ввести второй государственный язык, оказались очередным обманом избирателей Молдовы.

C сентября 2001 года переговорный процесс находится в глубоком кризисе, а притязания Молдовы к ПМР напоминает период начала девяностых годов.

Отношение к проблемам народа Приднестровья у господ коммунистов по существу ничем не отличается от их предшественников – националистов Народного Фронта Молдовы.

Предпринимаются те же попытки уничтожить нашу государственность, но под другими лозунгами, с большей долей лицемерия и лжи. Десятилетие спустя предпринята очередная попытка ликвидировать наше государство, но теперь уже не открытой военной агрессией, а развязыванием крупномасштабной экономической, дипломатической и информационной войн.

Политики Молдовы вновь пытаются сделать разменной монетой в своих экономических и геополитических торгах благополучие, уверенность в завтрашнем дне и судьбы сотен тысяч приднестровцев.

За десятилетие в Молдове вырос многочисленный отряд национальной бюрократии и чиновников. Они бездарно разбазарили миллиардные кредиты МВФ, целенаправленно уничтожили доставшийся по наследству от Советского Союза промышленный потенциал.

При режиме Воронина, все больше приобретающем характер диктатуры, им понадобились новые объекты для разрушения и наживы. К настоящему времени внутренние ресурсы Молдовы уже иссякли. Резко сократились зарубежные инъекции, и молдавская элита вплотную решила заняться недоступным на протяжении многих лет потенциалом Приднестровья, включить его в сферу своего влияния. Лозунг “Отнять и поделить!” стал руководством к действию для команды Президента-коммуниста.

И не смущает молдавского лидера, что наше национальное достояние сохранено трудом, кровью и потом народа Приднестровья, cохранено ценой многолетних лишений каждого приднестровца. Когда в Молдову текли многомиллионные кредиты, приднестровцы потуже затягивали пояса. Необходимо было дать возможность предприятиям реконструироваться, адаптироваться к рыночным условиям, найти новые источники сырья и рынки сбыта. Реструктуризация, списание долгов, льготное налогообложение в аграрно-промышленном комплексе и промышленности снижали поступления в бюджет, но это позволило многим предприятиям выжить.

Пенсионеры, работники бюджетной сферы, трудовые коллективы в равной степени разделили все тяготы переходного периода. А сегодня на нас пытаются переложить и бремя погашения долгов Молдовы зарубежным кредиторам.

С первых дней образования наше государство взяло на себя и несет всю ответственность за социальную сферу. Основой обеспечения этой сферы является выстраданный и сохраненный нами промышленный потенциал, составляющий экономический фундамент Приднестровской Молдавской Республики. И тех, кто посягает на наше национальное достояние, меньше всего волнует судьба наших пенсионеров, работников просвещения, медицины и других бюджетных отраслей – всех приднестровцев.

Только корыстными интересами определяется вся логика подхода руководства Республики Молдова к переговорному процессу и взаимоотношениям с Приднестровской Молдавской Республикой. Не заботой о молдавском народе, и тем более, о народе Приднестровья.

Особенно четко это проявилось с сентября 2001 года.

Президентом Молдовы было заявлено о нежелании вести переговоры с всенародно избранным руководством Приднестровья, об отказе выполнять ими же подписанные документы, и начата жесткая экономическая блокада.

Как повод, c новой силой был раздут миф о “черной дыре” в центре Европы, о контрабанде оружия и наркотиков. Используя ситуацию со вступлением Молдовы во Всемирную Торговую Организацию, были заменены образцы таможенного обеспечения. Вопреки соглашению от 1996 года они не были переданы Приднестровью. Был нарушен ранее установленный порядок выдачи сертификатов страны происхождения приднестровским предприятиям. И это притом, что значительная часть наших предприятий уже сертифицирована в самых авторитетных международных организациях.

Только в результате принудительного таможенного оформления товаров Молдова изъяла у наших производителей, а, следовательно, у всего населения ПМР, за этот период около 3 млн. долларов США.

Прямой экономический ущерб, нанесенный нашим предприятиям, сравним с годовым бюджетом республики. Это не позволило своевременно повысить пенсии, нанесло ощутимый урон другим социальным программам нашего государства.

Еще откровеннее проявился интерес руководства Молдовы к нашим предприятиям в связи с успешным развитием процесса приватизации в Приднестровье. И сегодня, ультимативное требование регистрировать наши предприятия, вызвано стремлением, взять этот процесс и доходы от него под контроль молдавских чиновников. А в ближайшей перспективе – потребовать платить все налоги в бюджет Молдовы и лишить народ Приднестровья экономической основы его существования.

При столь циничном вымогательстве Воронин пытается убедить приднестровцев, что он желает нам добра, стремится к скорейшему урегулированию отношений с ПМР!

Уважаемые приднестровцы! Знаю, что вы внимательно следите за ходом переговорного процесса и отношениями между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова. С признанием нашей республики мы связываем свое будущее, будущее своих детей и внуков. А с состоянием экономики – свое благополучие и уверенность в завтрашнем дне. Я полностью разделяю вашу тревогу усиливающейся конфронтацией и низкой результативностью переговоров, непростой экономической ситуацией. И чем ближе мы подходим к окончательному признанию Приднестровья, тем сильнее и изощреннее сопротивление Молдовы.

Как вы знаете, с сентября 2001 года руководство Молдовы в одностороннем порядке вышло из переговорного процесса. Страны-гаранты Россия, Украина и посредник ОБСЕ предприняли значительные усилия для возобновления переговоров в пятистороннем формате на уровне экспертов.

Основным итогом двухлетней работы экспертов стала выработка рекомендаций по окончательному урегулированию на принципах договорной федерации. Но и здесь, под соответствующей Декларацией стоят подписи всех сторон – кроме Республики Молдовы. Вместо этого Президентом Ворониным было озвучено предложение о совместной разработке конституции федеративного государства. Мы приняли и это предложение, расценив его как отказ молдавской стороны от тупикового варианта построения унитарного государства и готовность к компромиссу.

Мы очень серьезно и оперативно подошли к вопросу создания совместной конституционной комиссии, делегировали в нее компетентных представителей самого высокого уровня и ранга.

Но развитие событий в последнее время полностью подтверждает отсутствие искреннего желания у руководства Молдовы к скорейшему урегулированию.

Заявления о намерениях строить федеративное государство, работа совместной конституционной комиссии используются как ширма, за которой продолжается силовое давление на Приднестровье. Расчет прост: мы не выдержим экономической блокады, согласимся с регистрацией предприятий в Молдове, то есть откажемся от права собственности на свои предприятия и в конечном итоге – лишимся экономической базы государства. После этого, по логике молдавских стратегов мы с благодарностью примем любой статус, который определит нам Молдова в одностороннем порядке.

В последнее время мне задают вопросы представители общественных организаций, представители трудовых коллективов, почему руководство Приднестровья согласилось строить федеративные отношения с Республикой Молдова? Почему не вводим ответные меры?

Не отрицаю: с нашей стороны это тяжелый, но оправданный компромисс, на который мы согласились, чтобы не допустить повторения событий 1992 года, из уважения позиции стран-гарантов и ОБСЕ, международно-правовых норм.

И мы готовы идти по этому пути. Но есть ряд принципиальных позиций, которые определяют черту, дальше которой мы не можем и не имеем права переступить. И дело здесь не в наших амбициях или упрямстве, как заявляют руководители Молдовы, а в осознании ответственности за будущее народа Приднестровья, за прочность общего дома, который мы собираемся строить.

Это, прежде всего, равенство субъектов и договорная основа общего государства.

Во-вторых, возможность в полной мере самостоятельно распоряжаться результатами своего труда, экономическим, научно-техническим потенциалом.

В-третьих, свободно развиваться, сохранять традиции, культуру и уклад жизни многонационального народа Приднестровья.

Эти принципы полностью соответствуют московскому Меморандуму и европейским моделям федеративных государств. Но они не устраивают руководство Молдовы, которое стремится создать унитарное государство под вывеской псевдофедерации, в котором Приднестровье будет наделено чисто символическими полномочиями.

Соблюдение этих принципов не ущемляет интересы народа Молдовы, позволит восстановить доверие и полнокровное сотрудничество между сторонами, обеспечить геополитическую стабильность общего государства.

Важнейшим условием для успешного продвижения к справедливому урегулированию должна стать активная позиция стран-гарантов и ОБСЕ.

Мы благодарны России за мир на Днестре, Украине - за поддержку в течение длительного срока блокады. Вместе с тем, мы вправе ожидать от гарантов выполнения главной функции - гарантировать выполнение достигнутых с их участием договоренностей. И не только тех, которые им позволит руководство Молдовы.

В связи с этим хочу напомнить о заявлении действующего Председателя ОБСЕ во время визита в Тирасполь, что ОБСЕ будет оказывать давление на любую сторону, занимающую неконструктивную позицию в переговорном процессе по вопросу федерализации.

Но уже очевидно, что руководство Молдовы продолжает безнаказанно блокировать переговорный процесс, нарушать ранее достигнутые договоренности. В течение последних дней появляются новые и новые факты блокирования Молдовой внешнеэкономической деятельности предприятий Приднестровья. В то же время, Президент Воронин категорически противится присутствию международных представителей для наблюдения за ситуацией на границе.

И как всегда, в подобных ситуациях главным гарантом защиты интересов народа Приднестровья является наше государство, мы сами!

Несмотря на вероломство молдавских политиков и ущерб, нанесенный экономической блокадой, нам удалось сохранить относительную стабильность по большинству экономических показателей. Но даже в этих условиях мы увеличили размер пенсий на 10% с 1 июля. Также будет сохранено государственное регулирование цен на социально значимые продукты: хлеб, крупы, молоко.

Под особым вниманием Президента, глав администрации находится ситуация в сельском хозяйстве. Мне известны все негативные последствия погодных условий зимы и весны текущего года. Из-за низкой ожидаемой урожайности будет произведена дополнительная закупка хлеба и семенного материала. Данные вопросы мы держим на контроле и решим.

В результате совместной работы Верховного Совета и Кабинета Министров выработаны меры по стабилизации положения в аграрном комплексе. Документ предусматривает в этих условиях финансовую поддержку сельхозпредприятий и мелиоративного комплекса, выделение льготного кредита сельхозпроизводителям.

Для стабильной работы промышленности и АПК необходимо обеспечить динамичный процесс приватизации, средства от которой будут направлены на развитие и поддержку реального сектора экономики и социальной сферы, ликвидацию последствий неблагоприятных погодных условий.

Вопрос приватизации для Приднестровской Молдавской Республики не только внутренний. От ее успешного проведения во многом зависит устойчивость положения республики на внешнем рынке, возможность привлечения зарубежных инвесторов, способных обеспечить стабильные рынки сбыта и источники сырья.

Несмотря на всю сложность ситуации, Президент, Верховный Совет и Кабинет Министров, местные органы власти всех уровней контролируют ситуацию. Предпринимаются дипломатические меры, интенсивно проводятся консультации с представителями стран-гарантов и ОБСЕ, конструктивными политическими силами Республики Молдова. Разработан и вводится в действие комплекс ответных мер на враждебные действия Молдовы против Приднестровской Молдавской Республики. Об этом мною поставлены в известность страны-гаранты и ОБСЕ. Заявляю, что вся ответственность за возможные последствия от этих мер для населения Молдовы ляжет на ее руководство.

Уважаемые приднестровцы, сограждане,

В эту непростую для Приднестровья годину я призываю всех к консолидации, выдержке и спокойствию. Уверен, что мы выстоим и победа будет за здравым смыслом и справедливостью.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ