Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №79(15.07.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТУРКМЕНИСТАН



Гундогар,
28 июня 2003

Заявление Государственной Думы "О соблюдении прав граждан Российской Федерации в Туркменистане"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации выражает глубокую озабоченность односторонними действиями властей Туркменистана по выходу из Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (далее также - Соглашение). Так, 22 апреля Меджлисом Туркменистана принято постановление о денонсации Соглашения, после чего был издан указ Президента Туркменистана о прекращении действия института двойного гражданства между Туркменистаном и Российской Федерацией, положивший начало произволу туркменских властей в отношении наших соотечественников в Туркменистане. В соответствии с данным указом лица, имеющие двойное гражданство, должны до 22 июня 2003 года сделать выбор в пользу гражданства Российской Федерации или гражданства Туркменистана. Лица, решившие сохранить гражданство Российской Федерации, лишаются права на владение недвижимостью и вынуждены будут покинуть Туркменистан до 22 июня, бросив там свое законно нажитое имущество. Особо унизительным для чести и достоинства граждан Российской Федерации является требование туркменских властей о получении разрешения на выезд из Туркменистана. Большую тревогу вызывает также проводимая в Туркменистане с участием туркменских спецслужб кампания по выявлению лиц, имеющих двойное гражданство. Эти действия граничат с целенаправленным преследованием людей по национальному признаку в нарушение принятых на себя Туркменистаном международных обязательств в области защиты прав и свобод человека. Фактически речь идет о подготовке к массовой насильственной депортации из Туркменистана русскоязычного населения - примерно 100 тысяч человек, в разное время получивших гражданство Российской Федерации и проживающих в Туркменистане.

Этот указ Президента Туркменистана противоречит Договору о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном, Договору между Российской Федерацией и Туркменистаном о сотрудничестве в целях обеспечения прав российского меньшинства в Туркменистане и туркменского - в Российской Федерации, Договору между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Государственная Дума отмечает, что подписанный 10 апреля 2003 года двусторонний Протокол о прекращении действия Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (далее - протокол) не был ратифицирован Российской Федерацией и потому не может считаться вступившим в силу. Несоблюдение Туркменистаном зафиксированной в Соглашении процедуры прекращения его действия не дает Российской Федерации оснований признать односторонний выход Туркменистана из Соглашения. До выполнения Россией внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Протокола, Соглашение в соответствии с нормами международного права продолжает действовать.

Общепризнанно, что международные договоры не имеют обратной силы, в связи с чем положения Протокола должны распространяться только на ситуации, которые могут возникнуть в будущем при полном сохранении всех элементов сформировавшегося к настоящему времени института двойного гражданства.

Государственная Дума подчеркивает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства, а в соответствии с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" выход из гражданства Российской Федерации возможен только на основании добровольного волеизъявления гражданина Российской Федерации. Независимо от законодательства Туркменистана российские власти должны рассматривать россиян, проживающих в этом государстве, как своих граждан и оказывать им защиту и покровительство. В этой связи депутаты Государственной Думы обращают внимание Министерство иностранных дел Российской Федерации на необходимость активизировать работу по защите прав граждан Российской Федерации в Туркменистане.

Глубокое возмущение депутатов Государственной Думы вызывают предпринятые руководством Туркменистана действия по ликвидации в стране системы образования на русском языке, в том числе закрытие в 1994 года школ с обучением на русском языке, преподавание с 1995 года во всех вузах страны исключительно на туркменском языке. Тем самым русскоязычному населению, проживающему в Туркменистане, фактически недоступно высшее образование. Дипломы российских вузов не признаются, ликвидирована Академия наук Туркменистана, большинство работников которой составляли русские. В области занятости Правительством Туркменистана применяются дискриминационные меры по отношению к национальным меньшинствам. За последние два года уволены 20 тысяч учителей и 20 тысяч врачей, в основном русских. Это прямо противоречит Конституции Туркменистана и нормам международного права.

Власти Туркменистана проводят активную политику ограничения доступа к информации иностранных, прежде всего российских, средств массовой информации и активно препятствуют осуществлению нашими соотечественниками права на получение информации на родном языке. На территории Туркменистана запрещено распространение российских газет, сведена к минимуму трансляция программ федеральных российских телеканалов, ведется преследование владельцев спутниковых телевизионных антенн. По сути, Президент Туркменистана С. Ниязов взял курс на полную информационную изоляцию страны, нарушая тем самым право граждан свободно искать, получать и распространять информацию независимо от государственных границ.

Депутаты Государственной Думы обращают внимание на многочисленные факты массовых нарушений прав человека в Туркменистане после событий 25 ноября 2002 года в связи с якобы имевшей место попыткой покушения на Президента Туркменистана С. Ниязова. Широкое распространение получили незаконные задержания и аресты граждан, осуждение без соблюдения норм процессуального права, включая использование в качестве доказательств признаний, которые могли быть получены у обвиняемых под пыткой. В этой связи Государственная Дума обращает внимание на принятие 16 апреля 2003 года Комиссией ООН по правам человека документа "Положение в области прав человека в Туркменистане", в котором решительно осуждаются такие действия властей Туркменистана.

Депутаты Государственной Думы отмечают, что несмотря на формальное принятие Туркменистаном международных обязательств в области защиты прав человека и свобод человека, вытекающих из статуса Туркменистана как члена Организации Объединенных Наций, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств, Туркменистан не предпринимает практических шагов по реализации данных обязательств и отказывается сотрудничать с соответствующими международными институтами в предоставлении необходимой информации и допуске в страну международных наблюдателей.

Государственная Дума решительно призывает Президента Туркменистана и Правительство Туркменистана:

Отменить односторонние решения о денонсации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства;

Снять требование об обязательном выборе до 22 июня 2003 года лицами, имеющими двойное гражданств, гражданства Российской Федерации или гражданства Туркменистана;

Прекратить кампанию по выявлению лиц, имеющих двойное гражданство, и их преследование;

Отменить требование об обязательном получении гражданами Российской Федерации разрешений на выезд из Туркменистана;

Соблюдать Венскую конвенцию о дипломатических сношениях и Венскую конвенцию о консульских отношениях, в частности разрешить консульскую защиту задержанных иностранных граждан и лиц, имеющих двойное гражданство;

Отменить ограничения на преподавания русского языка и на русском языке в учебных заведениях системы среднего и высшего образования Туркменистана;

Снять все ограничения на трансляцию в Туркменистане федеральных каналов российского телевидения и свободное распространение российских и иностранных печатных изданий, не препятствовать свободному доступу населения Туркменистана к иностранным средствам массовой информации и к Интернету;

Прекратить принудительное перемещение лиц, проживающих на территории Туркменистана, и гарантировать им свободу передвижения внутри страны;

Отказаться от заявлений и действий в духе расовой и национальной дискриминации;

Обеспечить привлечение к судебной ответственности лиц, виновных в нарушениях прав человека.

Государственная Дума обращается к Президенту Российской Федерации В. В. Путину с просьбой незамедлительно довести до сведения Президента Туркменистана С. Ниязова указанные требования и настаивать на их полном и скорейшем выполнении.

Государственная Дума призывает Правительство Российской Федерации:

В соответствии с обязательствами Российской Федерации как государства - участника Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Европейской конвенции о выдаче отвечать отказом Туркменистану на запросы о выдаче лиц, имеющих двойное гражданство, граждан Туркменистана или граждан иных иностранных государств, которым угрожает опасность подвергнуться пыткам или бесчеловечному и унижающему достоинство обращению;

Рассмотреть возможность предоставления статуса беженцев всем лицам, обоснованно опасающимся репрессий;

Рассмотреть возможность принятия иных мер, в том числе совместно с другими государствами и международными организациями, по оказания необходимого воздействия на руководство Туркменистана в целях улучшения положения с соблюдением в этом государстве прав человека, в первую очередь граждан Российской Федерации.




Страна Ру,
9 июля 2003

Андрей Грозин: "Ситуация в Туркмении далека от благостной, как это рисуют в российском посольстве"

Интервью подготовил Виктор Соколов

Туркменбаши танцует вокруг нейтралитета, как вокруг священной коровы

Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей ГРОЗИН в интервью Стране.Ru утверждает, что проблемы нарушения прав российских граждан в Туркмении имеют место. Начавшая работу в Ашхабаде российско-туркменская комиссия по двойному гражданству смягчит проблему, но из Туркмении все равно уедет более половины русскоязычных - около 60 тысяч человек.

Корр. - Андрей Валентинович, обстановка с нашими соотечественниками в Туркмении освещается противоречиво. Мы недавно связывались с нашим временным поверенным в Туркменистане Молочковым, и он сказал, что в стране все тихо, в посольство никаких жалоб не поступает. А какие у вас есть сведения?

А.Г. - Я общался со многими людьми. У меня есть источники в Ашхабаде и в Красноводске (теперь он называется Туркменбаши). Там ситуация достаточно далека от такой благостной картины, которую рисуют в российском посольстве. Иными словами, проблемы есть. Чтобы увидеть эти проблемы даже необязательно обращаться непосредственно к лицам, которые проживают там, достаточно побывать в Домодедово и встретить рейс, прибывающий из Ашхабада. Люди массово выезжают. Пока назвать это каким-то катастрофическим исходом или гуманитарной катастрофой, конечно же, нельзя, но процесс идет. Естественно, все русские оттуда не выедут - по многочисленным причинам в основном материального свойства. Очевидно, что какая-то часть русскоязычного населения, которая сконцентрирована, в первую очередь, в столице и в других крупных городах, попытается окончательно порвать с Туркменией. Но значительная и большая часть русских и русскоязычных граждан Туркменистана, особенно люди с двойным гражданством, они конечно, останутся там. Поэтому именно их судьба во многом зависит от начала работы сегодня этой комиссии.

Корр. - А что, собственно, эта комиссия хочет, и что она может сделать, коль скоро Туркмения вышла из двустороннего соглашения о двойном гражданстве?

А.Г. - Я думаю, что стороны попытаются найти какой-то компромисс без потери лица и для Ашхабада и для Москвы. Тем более, в общем-то, ситуация зашла достаточно далеко для обеих сторон. В России эта тема оказалась одной из центральных для СМИ, и в Ашхабаде. В Туркмении СМИ слабосильные, но тем не менее, они тоже постоянно печатают свой ответ то "Немецкой волне", то "Мемориалу", то еще кому-то - людям, которые подвергают сомнению стабильность ситуации. Проблема оказалась озвучена и там, и здесь, поэтому выйти из нее достаточно сложно. Но я не склонен драматизировать ситуацию. Очевидно, все-таки Россия и Ашхабад пойдут навстречу друг другу для того, чтобы, повторюсь, опять же с минимальной потерей лица выйти из этой достаточно сложной ситуации.

Я думаю, что значительную роль здесь играет, естественно, заинтересованность России в сохранения своего влияния на Туркмению, с учетом того, что страна располагает богатыми топливными ресурсами - газом, в первую очередь. Это первое. Второе - учет геополитического положения Туркмении, статус одного из ведущих игроков в каспийской проблематике и ситуации вокруг Ирана. На мой взгляд, показательно, что тема нарушения гражданских прав и свобод лиц с двойным гражданством в Туркмении озвучивается в России в основном политическими силами, ориентированными на Запад. И в западных средствах массовой информации, кстати, эта тема проходит в первую очередь. Там есть много СМИ - сетевых, печатных и телевизионных, но они поднимают эту тему гораздо острее, чем можно наблюдать это в России. Наши средства массовой информации во многом повторяют информацию западных СМИ, как это происходит, например, с "Независимой газетой". Когда прошла первая информация о выселении русских из их квартир и домов в Ашхабаде, ссылка делалась в первую очередь на "Немецкую волну". Поэтому у меня, во всяком случае, нет какой-то однозначной реакции на то, что происходит в Туркмении. У многих русских и граждан России, которые проживают в Туркмении, реакция на все, что происходит вокруг Туркменистана, тоже далеко не на столь однозначна, как это некоторые представляют. У них, разумеется, появился элемент серьезной обиды на то, что их права Москва защищает явно недостаточно.

Корр. - Недостаточно защищают права наших соотечественников?

А.Г. - Да. То есть то известное высказывание о том, что "вас сдали за газ", оно имеет под собой реальную почву. Но в то же время все-таки я бы не стал все рисовать только черной краской. Просто-напросто вопрос необходимо решить, и комиссия скорее всего придет к выводу, что заключенные в Москве в апреле договоренности по гражданству не имеют обратной силы. Это означает, что лишать людей гражданства России и Туркменистана, если они его имеют, нельзя.

На таком решении, во всяком случае, российской стороне необходимо настаивать. В то же самое время, я думаю, что России имеет смысл предоставить желающим возможность переезда в Российскую Федерацию, поскольку чисто технически и в материальном плане это достаточно тяжелая проблема, если опираться только на собственные силы. Поэтому я думаю, что помощь со стороны России - материальная, техническая здесь должна присутствовать. Кроме того, все-таки российских граждан не так много, чтобы это могло лечь каким-то тяжелым бременем на российский государственный бюджет.

Корр. - А сколько там всего сейчас человек, которые могли бы переехать в Россию?

А.Г. - Достаточно сложно говорить точно, но чаще всего цифра колеблется в пределах 80, 100, 120 тысяч человек. Очевидно, что из этого общего количества, естественно, переедут не все, но если Россия представит такую возможность, то уедет более половины.

Корр. - В основном желание уехать у людей есть?

А.Г. - В подавляющем плане, поскольку все-таки ситуация здесь с соблюдением прав русских, русскоязычных граждан, их возможностью получать образование, получать информацию на родном языке весьма и весьма далека от тех заявлений, которые делает Туркменбаши. Существуют проблемы с образованием, карьерным ростом, с трудоустройством, получением информацией, и со СМИ на русском языке. Поэтому очень многие из русскоязычных, если бы представилась такая возможность, покинули бы Туркменистан.

Корр. - Какова все же основная экономическая подоплека под всем этим? Как вы думаете, почему Туркменбаши вышел из соглашения?

А.Г. - Для меня ясно, что какой-то элемент торга был по поводу предоставления России приоритетных возможностей для доступа к туркменским газовым запасам. И все-таки на какую-то уступку Россия пошла, но я думаю, что эту уступку Туркменбаши трактовал слишком широко. Кстати, и высказывание Путина по этому поводу подтверждает мысль о том, что Туркменбаши пошел гораздо дальше, чем стороны договаривались. И на этот указ - о необходимости выбора из двух гражданств одного в России явно не рассчитывали. Что касается энергетических ресурсов, то Туркменистан занимает, по разным оценкам, либо третье, либо четвертое место в мире по количеству разведанных и перспективных газовых запасов. Учитывать это в своей экономической стратегии России в любом случае придется, и дело не только в финансовых интересах "Газпрома". Просто туркменский газ - это уже категория геоэкономическая. И тот, кто будет контролировать туркменский газ, его прокачку через ту или иную территорию, тот будет в значительной мере определять внешнюю политику не только Туркмении, но и целого региона - нескольких государств, примыкающих к Туркмении.

Корр. - А какова сейчас степень влияния на Туркменистан и регион Соединенных Штатов Америки и Запада вообще? Они в данном случае могут рассматриваться для России как серьезные конкуренты на трафик этого газа?

А.Г. - На Туркмению западные компании и западный политический правящий класс пока могут воздействовать достаточно слабо. Инструментарий не слишком большой. Если сравнивать, например, с Казахстаном, где по разным оценкам от 75% до 80% всего экономического потенциала отдано на разных условиях иностранным компаниям, в первую очередь западным - американским и британским, то в Туркмении такого не наблюдается. Туркмения ориентирована на то, чтобы осваивать эти ресурсы самостоятельно и с минимальным привлечением иностранных инвесторов, поскольку, по мнению туркменского руководства, иностранные инвестиции могут привести к политической зависимости и подорвать нейтралитет, вокруг которого в Туркмении танцуют как вокруг священной коровы. Поэтому пока каких-то серьезных западных экономических проектов в Туркмении нет. Там работают несколько немецких компаний, английская компания, но крупных проектов, крупных компаний в Туркмении пока не видно. Пока Запад к Туркмении, можно сказать, только присматривается. К тому же и законодательное обеспечение инвестиционного климата и практика работы с инвесторами очень многих отпугивает. Очень многие западные бизнесмены уже обожглись на том, что пытались войти с экономическими проектами в Туркмению. Много было скандалов, судебных разбирательств. Одним словом, Запад как-то повлиять на экономическую политику Туркменбаши пока не может.

Корр. - А Россия?

А.Г. - Через территорию России проходит более 90% всего туркменского газа, поскольку по ветке, которая проложена между Туркменией и Ираном, прокачиваются объемы газа не более 5-6 млрд кубических метров в год. Она не влияет серьезно на те доходы от экспорта газа, которые приходят в Туркмению. Через Россию прокачивается газ на Украину. Через российскую территорию, российскую систему труб работает "ИТЕРА", которая имеет очень серьезные экономические позиции, Ну и "Газпром", который сейчас заключил соглашение на 25 лет. Он получил определенный карт-бланш, можно даже сказать, что стал российским газовым монополистом и имеет превалирующую позицию среди всех остальных иностранных инвесторов.

Корр. - Туркменбаши не считает, что это все-таки тоже зависимость от России, чисто политическая?

А.Г. - Естественно считает, естественно старается свести к минимуму, но просто надо смотреть трезво на вещи - у Туркмении нет возможности куда-то экспортировать еще свой газ. А кроме газа сколько-нибудь ощутимых экспортных прибылей Туркмении не приносит ничто.




IWPR,
8 июля 2003

Российские граждане бегут из Туркменистана

Нязик Атаева (псевдоним журналиста из Ашгабата)

Около двух тысяч человек толпятся у стен российского посольства в Ашгабате, чтобы получить заветную визу и навсегда уехать из Туркменистана.

Люди готовы стоять здесь день и ночь, невзирая на палящее солнце и духоту. Среди них – Елена, жительница города Туркменбаши (бывший Красноводск), что расположен на западе страны.

"Мы – 1623-и в этой очереди", – говорит она. – Чтобы попасть внутрь посольства и сдать документы, нам придется провести здесь три дня и три ночи".

Но покидать свое место в очереди опасно. "Здесь постоянно устраивают переклички. Если пропустишь хоть одну, тебя вычеркнут из списка".

Елена – одна из примерно 300 тысяч живущих в Туркменистане этнических русских. У большинства из них – двойное гражданство, но теперь им придется выбрать себе одно. Туркменское правительство дало "двойным гражданам" срок до 22 июня, чтобы определиться, кем они хотят быть, россиянами или туркменистанцами.

Выбор не из легких и в любом случае чреват неприятностями. Тем, кто выберет туркменское гражданство, будет впоследствии сложно выезжать за пределы Туркменистана и их родственные связи в России нарушатся. При выборе российского гражданства человек автоматически становится иностранцем и может лишиться всей недвижимости. Не имея визы на пребывание в своей родной стране – Туркменистане – "иностранец" подлежит депортации.

Пока неясно, насколько строго будут туркменские власти претворять в жизнь эти суровые правила. По неподтвержденным данным, конфискация недвижимости уже началась. В то же время московские чиновники, в том числе сам президент Путин, утверждают, будто получили от туркменской стороны заверения, что радикальных действий против этнических русских предприниматься не будет.

Но российские граждане в Туркменистане рисковать не хотят. Те, с кем удалось побеседовать IWPR, полагают, что фактически только туркменский паспорт будет отныне считаться действительным удостоверением личности.

Тем, кто выбрал российское гражданство, все равно необходима виза, чтобы попасть на российскую территорию. Процесс выдачи виз неорганизован, и обстановка в очереди нервозная. Консульские работники ничего не разъясняют, а тех, кто особо энергично пытается протиснуться к зданию посольства, отгоняет туркменская милиция с дубинками.

"Вот – стоим у посольства собственной страны", – говорит Елена. – Какое другое правительство так поступает со своими гражданами?"

Сергей с женой и двумя маленькими детьми уже второй день не отходят от здания посольства. "Мы вынуждены стоять здесь все вместе, так как при сдаче документов необходимо личное присутствие", – поясняет он.

Кто-то из сочувствующих в очереди предлагает расплакавшимся детям воды, кто-то советует матери отойти в тень, подальше от палящего солнца, кто-то предлагает пропустить их вперед…

Вначале Сергей собирался съездить в Россию, что называется, "на разведку" – присмотреть жилье, подыскать работу, как-то сориентироваться, однако туркменские власти не дали ему разрешения на выезд.

"Теперь нас выпустили при условии, что мы едем в один конец. Как я могу оставаться в этой стране? Ведь у меня растут дети…", – говорит Сергей. В Туркменистане уже не осталось русских школ, а срок обучения сокращен в них до девяти лет.

При этом глава российской дипломатический миссии в Ашгабате утверждает, что права лиц с двойным гражданством в Туркменистане не нарушаются. "Ничего трагического и ужасного не происходит", – сказал он 24 июня в интервью агентству "Интерфакс".

Стоящим в очереди у российского посольства людям еще повезло. Сложнее всего получить у туркменских властей разрешение на выезд. Люди занимают очередь в 4 часа утра, записываются и ходят на переклички по 3-4 дня, прежде чем попасть к заветному окошку и сдать документы. А после томительного ожидания многие получают отказ.

"После того, как я простоял в очереди целый день, сотрудник туркменского МИДа ввел в компьютер мои данные, и сказал: "Вам отказано. Следующий", – рассказал нам один студент, пытающийся выехать на летнюю сессию.

Причины не объясняются. "Не удостоив меня более даже взглядом, чиновник переключился на следующего в очереди".

"Из всей нашей группы в 90 человек выездные визы получили только трое", – добавил он.

Даже тем русскоязычным гражданам, которым удалось выручить какие-то деньги за свое имущество и получить российскую визу, непросто выехать из Туркменистана. Все билеты на самолеты до Москвы раскуплены уже до 21 августа. Чтобы улететь раньше, необходимо дать взятку в размере ста долларов.

В апреле лидеры России и Туркменистана договорились о прекращении действия между двумя странами соглашения о двойном гражданстве, но президент Туркменистана Сапармурат Ниязов, больше известный под именем Туркменбаши, распорядился отменить двойное гражданство немедленно, не дожидаясь ратификации этого решения российским парламентом. Его действия вызвали резко негативную реакцию российских парламентариев, которые уже давно критикуют туркменское руководство за его репрессивную политику в отношении русскоязычного населения.

Невзирая на внешнее давление, туркменское руководство продолжает свои драконовские действия в отношении "двойных граждан", и этнические русские в Туркменистане понимают, что Туркменбаши с ними церемониться не собирается.




Пресс-центр Ру,
1 июля 2003

Как и куда Туркменбаши Ниязов опустил Россию

Вадим Гасанов

Пока Путина принимала английская королева, мелкий подленький диктатор нищей страны сладострастно и размеренно опускал некогда великую Россию ниже любой канализации.

Вот уж действительно: не знаешь, где найдешь, а где потеряешь. Когда российские официальные лица молчат о положении дел в стране или же говорят только об успехах (точнее о том, что выдают за успехи), всегда найдется тот, кто скажет правду. Или же своим поведением даст понять, что из себя Россия в действительности представляет. И находится обычно такой человек в самом неожиданном месте.

Вот и сейчас - пока президента РФ торжественно принимали в Великобритании (уровень приема - наивысший, для отечественных лидеров - впервые с позапрошлого века), в какой-то банановой диктаторской стране мелкий и подленький мстительный богоизбранный подонок опустил якобы великую страну ниже, как говорят на Южном Урале, усть-катавской канализации. Усть-Катав - это городишко такой. Почему ниже его канализации нельзя опуститься, понять сложно. Но смысл изречения ясен.

Если же быть совсем точным, этот диктатор не опустил Россию, а просто указал ей ее место в этом мире. Не более того.

А что вы хотите? Когда Сапармурат Ниязов - Туркменбаши - спокойно начинает репрессии в отношении примерно ста тысяч российских граждан, живущих в Туркмении, а МИД и прочие органы молчат - это как? А если Ниязов откровенно издевается над потугами парламента РФ как-то обсудить положение российских граждан в независимом от здравого смысла и международных норм Туркменистане - это как?

А так. Ниязов отлично понимает: Россия ничего не может с ним сделать. Нет у нее для того ни сил, ни средств, ни желания, ни воли.

И МИД будем молчать, даже если российских подданных в Туркмении начнут бить по восточному обычаю палками по пяткам. Ну если и не промолчит - можно просто плюнуть в сторону Москвы - и все.

Или например, та же Госдума. Решила она обсудить положение в Туркмении. И что? Ниязов отлично знает, что не может Дума, представляющая большинство населения страны, обязать правительство и Президента принять меры к Ниязову. Нет у нее рычагов и прав.

Так что Ниязов волен делать все что угодно. Причем за это он еще и деньги получает от России. Вот весьма осведомленная в финансовых вопросах газета Ведомости приводит слова Владимира Милова, президента Института стратегического развития ТЭК: "Весной этого года "Газпром" подписал контракт с Туркменией о покупке газа по $44 за 1000 куб. м, тогда как красная цена ему $18. Не вижу причин, кроме политических, для подобной договоренности."

Извините, а какие политические причины такой разницы в цене? Здесь могут быть только два варианта: личные причины (откат) или же просто полнейший непрофессионализм и некомпетентность тех, кто принимает важнейшие политические и экономические решения. По сути, мы финансово поддерживаем режим Сапармурата Ниязова, который демонстрирует не просто независимость от России, но и открыто проводит антироссийскую политику.

Причем слова о том, что мы поддерживаем Ниязова - не "фигура речи". Заявление российского МИДа относительно того, что наши дипломаты не располагают данными о лишении жилья российских граждан - это настоящая политическая поддержка. Потому что в отличие от дипломатов эти факты уже обнародованы абсолютно независимой "Немецкой волной", "Независимой газетой" и совершенно зависимым от государства Первым Каналом. Не верить госканалу -то, господа дипломаты, извините. Политически неверно, надо Вам сказать.

Между тем, МИДу должно быть известно, что по туркменским законам неграждане страны не имеют права владеть недвижимостью. И когда Ниязов денонсировал закон о двойном гражданстве (причем при этом он ссылается на опосредованную поддержку Путина), он отлично знал, что делает.

Туркмения - это удивительная страна. Например, в Ашхабаде идет грандиозное строительство жилого фонда. Но современные дома - в духе лужковских элитарок - стоят пустые. Люди живут в том, что было построено еще в советское время. Понятно, что при наличии жилого фонда в Туркменистане огромная нехватка жилья. Вот Ниязов и решает проблему.

Заодно он решает проблему и личной власти, так как угроза режиму вполне может исходить от национальных диаспор.

Те бедолаги, которые отчего-то поверили, что быть российским гражданином лучше, просто не поняли, что Россия не защищает своих граждан за рубежом - никак и никогда. О положении русских в Латвии уже знают все. И толку?

А Ниязов - это даже не Европа - это Азия-с.

Для нормальной страны с нормальным руководством репрессии в отношении ста тысяч граждан своей страны давно стали бы "казус белли" - поводом к войне.

США в этих случаях действуют очень жестко и решительно. Как и Франция, немедленно бросающая парашютистов в любую африканскую страну, как Великобритания, как Израиль - там вообще одного убитого достаточно, чтобы снести бульдозерами целый палестинский квартал вместе с его жителями.

У нас же не так. У нас есть какие-то высшие политические интересы, которых никто не может ни сформулировать, ни объяснить.

А то, что в России нет вообще никакой политики в отношении стран так называемого СНГ - это давно стало общим местом. С Великобританией, с США - это как-то понятнее.

А брали б пример с тех же США.

Был такой диктатор Норьега. В Панаме. Он в отношении США проводил вполне приличную политику, если сравнивать его с политикой Ниязова в отношении России. И американских граждан не притеснял. Ну наркотики шли через Панаму - было. А через что они не шли? Но США кинули в Панаму войска сверх уже имеющихся там, взяли Норьегу, привезли, осудили и посадили.

А Ниязов - это опять же даже не Норьега. О наркотрафике через Туркмению говорят даже не со времен перестройки, а с советских времен, когда на пленумах райкомов партактиву зачитывались закрытые письма ЦК КПСС.

Общеизвестны теплейшие отношения Туркменбаши с талибами. В связи с наркотрафиком - тоже. Итак: наркотики, массовое нарушение прав человека в Туркменистане, презрение международных норм, репрессии в отношении российских граждан… Это ли не повод разделаться с диктатором, который сидит не за тысячи верст, как Саддам от США, или Норьега, а рядышком, под боком?

Да нет. Много всяких там составляющих. Что скажут наши заокеанские партнеры, например.

Или вот еще: туркменская армия - это даже не армия…Так…И Туркмения - не Чечня. И отношение людей к Ниязову совсем не такое, каким его показывают в официальных ашхабадских картинках… Но нищая, плохо вооруженная, еле-еле выбравшаяся из Чечни российская армия не в состоянии воевать даже с Ниязовым. Да и федеральный бюджет не выдержит операции по спасению российских граждан. Да и накануне выборов новая война не нужна: а вдруг она не будет победоносной? Вдруг все будет как в Чечне? Боязно. Лучше про английскую королеву все же. Или Квасьневскому показать кораблики.

Таким образом, что показал Ниязов:

Отсуствие у России взвешенной и прагматичной политики на постсоветском пространстве;

Отсутствие у российского руководства политической воли;

Пренебрежение российским руководством судьбами соотечественников;

Политическую, экономическую и военную слабость России;

Неспособность России защищать свои интересы даже по периметру собственных границ, не говоря уж о глобальных масштабах;

Отсутствие у парламента РФ, и - как вывод - у большинства населения РФ - права и возможности влиять на политику Президента и правительства.

Если рассматривать Ниязова именно с этой позиции, то ему надо сказать большое человеческое спасибо за то что он просто я ясно объясняет всем нам, в какой стране мы живем.




Известия,
10 июля 2003

Протоколы мудрецов

Александр Братерский, Илья Максаков

Россия пытается договориться с Туркменбаши

Протокол о прекращении действия российско-туркменского соглашения о двойном гражданстве не имеет обратной силы. Об этом сообщили в среду представители МИД России, которые завершили двухдневные переговоры в Ашхабаде со своими туркменскими коллегами в рамках совместной туркмено-российской комиссии. "Реализация протокола после его вступления в силу будет осуществляться в полном соответствии с законодательством сторон и международно-правовыми нормами", - заявил после окончания переговоров заместитель главы МИД, сопредседатель комиссии с российской стороны Алексей Федотов. Российские депутаты уже заявили: пока Туркмения не прекратит нарушения прав российских граждан, протокол ратифицирован не будет. Кризис вокруг россиян в Туркмении не стихает. Рано или поздно России придется определяться: смириться в иной форме с политикой Ниязова или применить более решительные действия по защите СВОИХ. Как это, например, сделал в свое время французский президент де Голль в оставленном Алжире.

По указу Ниязова 22 июня истек двухмесячный срок для тех, кто еще не определился, какое из двух гражданств сохранить. Российское гражданство в авторитарной Туркмении - единственная возможность спастись для тысяч его обладателей. Понимая это, Москва пошла на переговоры на территории "противника", однако, по сведениям "Известий", серьезного результата они не принесли. Российский МИД вообще отказался вчера подробно прокомментировать "Известиям" итоги переговоров, сославшись на то, что сначала их участники должны доложить об итогах собственному министру и президенту. Объяснимая позиция, хотя вызывает недоумение факт, что должностное лицо, облеченное полномочиями дипломата и рангом замминистра, не в состоянии сообщить общественности детальные итоги дискуссии, затрагивающей тысячи сограждан. Председатель комитета Госдумы по международным делам Дмитрий РОГОЗИН сообщил, что сегодня доклад вернувшихся из Туркмении мидовцев заслушают депутаты.

- Мы ознакомимся с информацией, которую собрала комиссия, узнаем, о чем удалось договориться. По моим сведениям, никаких юридически обязывающих гарантий туркменбаши до сих пор и не дал, - заявил Дмитрий Рогозин "Известиям". - Все решения, которые были приняты им, остаются в полной силе, они просто приостановлены. Эти решения связаны с тем, что те, кто после 22 июня сохранит российское гражданство, лишаются прав собственности и права на работу. Ни малейшего шанса для смягчения позиции с российской стороны быть не может до тех пор, пока эти решения не будут отменены полностью. Мы будем требовать от этой комиссии действительной отмены ущемляющих фундаментальные права российских граждан решений туркменбаши и его органов власти.

По словам Рогозина, протокол "может оставаться в силе", однако " это вовсе не означает, что соглашение имеет обратную силу".

Главное, на чем настаивала на переговорах представительная российская делегация, - признать право оставаться "двойными гражданами" для тех россиян, которые получили его до прекращения действия соглашения. О том, что соглашение предусматривает эту норму, напомнил недавно и президент Владимир Путин.

- Мы сразу же договорились, что этот документ будет иметь отношение к тем гражданам, которые с момента подписания документа захотят приобрести двойное гражданство, - они больше не смогут этого делать. Документ не распространяется на тех граждан, которые уже имеют двойное гражданство, - твердо и вполне однозначно заверил Путин на своей недавней пресс-конференции.

Именно факт того, что протокол еще формально не ратифицирован российской стороной и не может иметь обратной силы, стал главным доводом российской дипломатии. "Пока протокол не ратифицирован, он продолжает действовать", - говорили в МИД перед началом переговоров в Ашхабаде. Ратификация протокола означает его одобрение двумя палатами российского парламента и подписание президентом. Учитывая то, что депутаты Думы настроены к действиям туркменских властей недружелюбно (о чем они сообщили в конце июня, приняв соответствующее обращение Госдумы), скорой ратификации протокола от них ждать вряд ли приходится. К тому же депутаты сейчас на летних каникулах.

Президент Туркмении отлично понимает, что в России, да и за ее пределами вряд ли найдется человек, который пожелает, кроме своего собственного паспорта, получить "дубликат бесценного груза" с туркменским гербом. Поэтому он решил лишить двойного гражданства тех, чьи потомки когда-то собственными руками отстраивали Туркмению, а потом восстанавливали ее столицу - Ашхабад после печально известного землетрясения 1948 года.

Коллега Рогозина, председатель комитета Госдумы по делам национальностей Валентин НИКИТИН верит в благополучный исход кризиса, он считает, что туркменский лидер просто обозлен критикой в свой адрес, однако разум возобладает:

- Я думаю, эта проблема разрешится достаточно благополучно. Туркменбаши решил поиграть на чувствах россиян, которые, с его точки зрения, порочат его самого и его республику. Я думаю, будет найден компромисс, двойное гражданство останется. Эта норма действует не только между Туркменией и Россией. Она существует между многими странами. Дума пока не будет ратифицировать соглашение об отмене двойного гражданства. Я думаю, у руководителей Туркмении и России хватит разума, чтобы найти нормальное решение. Простые люди не виноваты".

Однако, по сведениям Рогозина, туркменский лидер уже готовит "ответную" пиар-кампанию для "оборотней с блокнотами", которые приедут восхвалять методы его правления:

- По моей информации, туркменская сторона активно пыталась найти среди российских журналистов тех, кто согласился бы поехать в Туркмению и написать комплиментарные рассказы о жизни в этом "азиатском раю". У меня была также информация, что нашей комиссии в Ашхабаде будут показывать "потемкинские деревни", специально подготовят запуганных русских людей, которые будут "успокаивать" российскую сторону.

Впрочем, порой кажется, что некоторые российские ответственные чиновники и так давно находятся в успокоении. И если бы не последние события и позиция-"напоминание" президента, то и вовсе забыли бы о судьбах тысяч соотечественников, оставленных в "азиатском раю".

Между тем уже сейчас надо думать, просчитывать и вариант того, что с обожествившим самого себя туркменбаши договориться не удастся. Что тогда? Закрыть глаза на сотню тысяч сограждан? Снова утереться, утешая попранное великодержавное самолюбие (пустое в этом случае) протестами в ООН против очередных силовых действий, к примеру, американцев по защите СВОИХ сограждан в любой точке земли любыми, в том числе военными, силами? А может, придет пора решиться и на такой - да, дорогостоящий, да, отчаянный, но общенациональный - шаг, как эвакуация россиян из Туркмении. Потому что своих - не сдают.

Французы и израильтяне, не в пример британцам, своих не бросают

В 1962 году Франция согласилась с независимостью Алжира. Это была колоссальная потеря для Парижа, поскольку французы считали эту территорию не колонией, а частью собственной страны. Алжир делился на три департамента, которые входили в состав метрополии (в отличие от соседних Туниса или Марокко, которые были классическими колониями).

В течение двух лет Алжир покидала мощная группировка французской армии. Вместе с солдатами из Африки в Европу при активной поддержке государства отправились более миллиона французов. В Старый Свет перебрались и десятки тысяч алжирцев, которые сотрудничали с французскими властями, сражались на стороне французов с "сепаратистами". Обустроиться во Франции всем уехавшим из Алжира - как европейцам, так и арабам - помогло правительство.

Гораздо активнее, чем многие другие страны, соплеменникам помогает Израиль. В 1950-х годах еврейское государство осуществило две крупные операции - "Волшебный ковер" и "Али-Баба". На самолетах в Израиль перевезли 45 тысяч евреев из Йемена и 120 тысяч - из Ирака. В конце 1984 - начале 1985 года в рамках операции "Моисей" почти семь тысяч эфиопских евреев были вывезены в Израиль из Эфиопии и лагерей беженцев в Судане. Более десяти тысяч эфиопских евреев оказались в Израиле в результате специально проведенной операции "Шева". В мае 1991 года Израиль вывез еще 14 тысяч эфиопских евреев в ходе операции "Соломон", которая была осуществлена всего за 26 часов.

А вот британским подданным в Зимбабве повезло меньше, чем французам и евреям. В африканском государстве, получившем независимость от британской короны в 1980 году, остались несколько десятков тысяч белых фермеров. На них, собственно, держалось все сельское хозяйство страны, которое обеспечивало всем необходимым не только внутренний рынок, но и позволяло властям Зимбабве отправлять зерно на экспорт.

Положение белых фермеров в Зимбабве в первые годы после получения ею независимости было сносным, а потому Лондон не принимал активного участия в судьбе своих подданных в бывшей колонии. Однако три года назад президент Зимбабве Роберт Мугабе, столкнувшись с экономическим кризисом и наступлением оппозиции, решил списать все проблемы страны на "колониальное прошлое и белых колонизаторов".

Президент практически поддержал нападения "ветеранов войны за независимость" на фермы белых. При этом были убиты десятки человек. В Зимбабве начались перебои с хлебом. Великобритания ввела санкции против режима Мугабе и добилась тех же мер от Соединенных Штатов и Евросоюза. Однако более решительных действий Лондон до поры до времени не предпринимает, хотя периодически и заявляет о возможной "силовой акции по спасению соотечественников", ставших жертвой дискриминации.

Владимир КОНЕВ

Должна ли Россия эвакуировать русских из Туркмении?

Лев ПОНОМАРЕВ, исполнительный директор общественного движения "За права человека":

- Во-первых, мы должны узнать: хотят ли русские люди переселяться в Россию. Ведь многие не хотят этого, многие живут в Туркмении десятки лет. Тем, кто не хочет уезжать, Россия должна помочь остаться там, где они живут. В Туркмении налицо факт преследования по национальному признаку. Обязанность России всеми способами, вплоть до экономических, добиться, чтобы этого не было. Тем русским, которые хотят уехать в Россию, мы должны помочь переехать, обустроиться, дать работу.

Владимир ХОВЕС, доцент кафедры политологии Красноярского государственного технического университета, член Клуба "Известий":

- Не думаю, что Россия должна вывозить всех русских из Туркмении. Было бы гораздо лучше, если бы Россия применила свое дипломатическое искусство, чтобы поддержать русское население, и не только в Туркмении, но и в других странах СНГ. Нельзя забывать, что в Туркмении находятся наши военные. Поэтому у нас достаточно рычагов, чтобы оказать - если это будет необходимо - давление на туркменбаши.

Эдуард ТОПОЛЬ, писатель:

- Куда же их эвакуировать? В лагеря беженцев? Мы все знаем, куда поселили людей, бежавших из Средней Азии и с Кавказа. Насколько я знаю, Путин должен встретиться с Ниязовым, думаю, что они обсудят эту проблему и придут к цивилизованному решению, которое устроит обе стороны. Если мы начнем эвакуацию русских из Туркмении, следовательно, надо и туркменов выселять из России. А вслед за этим объявлять войну. Я думаю, что еще не исчерпаны все мирные способы воздействия на режим Ниязова. Еще остаются дипломатические и экономические меры.

Александр ЗЫКОВ, подполковник милиции, член Клуба "Известий":

- Я считаю, что Россия должна идти по цивилизованному пути. Нужно выносить эту проблему на международный уровень. А перевозить всех русских из Туркмении сюда не стоит: что тут с ними делать? Ведь им надо будет предоставлять жилье, работу. Отношение местных жителей к ним будет достаточно прохладным, а то и отрицательным. Ведь многие думают, что в свое время русские уехали в Туркмению в надежде хорошо там устроиться, но прогадали. А сейчас, дескать, мы же их и спасать должны. Внутри страны могут начаться проблемы.

Глеб ПАВЛОВСКИЙ, президент Фонда эффективной политики:

- Россия не должна эвакуировать русских. Россия должна добиться от руководства Туркмении соблюдения всех прав русских людей, которые одновременно являются и гражданами Туркмении. Существует достаточно рычагов политического и правового давления. Например, Туркмения боится оказаться в полной изоляции в силу своей зависимости от транзита газа. Кроме того, можно спросить с туркменского режима за связи с режимом "Талибана" уже после введения санкций ООН.

Петр ПАНЧЕНКОВ, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета:

- Россия обязательно должна защитить своих граждан. Если эвакуация - это последний способ обеспечить безопасность и соблюдение прав россиян, то надо эвакуировать.




Время новостей,
11 июля 2003

Москва ждет заявления Ниязова

Аркадий Дубнов

С туркменскими дипломатами объясниться не удалось

Замминистра иностранных дел России Алексей Федотов вчера прибыл в Москву из Ашхабада, где во главе российской комиссии провел двухдневные переговоры с туркменской стороной по вопросам двойного гражданства. В Москве г-н Федотов провел брифинг по результатам своей миссии.

Результаты миссии явно не впечатляют. Впрочем, иного исхода трудно было ожидать хотя бы потому, что Ашхабад на переговорах представлял министр иностранных дел Рашид Мередов. Ему даже в качестве вице-премьера, как и любым другим чиновникам в Туркмении, не позволено принимать мало-мальски серьезные решения. Этим правом обладает только один человек, которого зовут Туркменбаши. Правда, сам вождь, как сообщает туркменский интернет-официоз Turkmenistan.ru, "несколько раз подключался к переговорам по телефонной линии, находясь в Красноводске". Согласно информации, полученной газетой "Время новостей" из источников в российской делегации, Алексей Федотов имел личную встречу с Туркменбаши.

Основным достижением своей миссии Алексей Федотов назвал данные его туркменским визави заверения, что "права и интересы российских граждан в Туркмении не будут ущемляться и будут соблюдаться и впредь в полном объеме". Эта формулировка зафиксирована и в совместном протоколе, подписанном 9 июля в Ашхабаде. Любопытно, что в сообщении вышеназванного туркменского официоза данное заявление выглядит шире: "Права никогда не ущемлялись и гарантированы в соответствии с действующим законодательством и международными нормами". Это "никогда" дорогого стоит и лишний раз говорит о дипломатической выучке туркменских чиновников. Им и невдомек, что в таком случае вообще нет предмета для дискуссии с российской стороной.

Но такова уж нынче логика официального Ашхабада. Министр Мередов следовал ей неукоснительно. Г-ну Федотову не удалось убедить коллегу, что введенные по воле Ниязова 1 марта разрешительные записи на выезд из Туркмении в паспортах лиц с двойным гражданством являются "ущемлением прав" российских граждан. Алексей Федотов сообщил, что "мы будем добиваться решения этой проблемы в ходе следующего заседания", которое состоится осенью. Единственное, о чем сторонам удалось договориться, так это об "усилении взаимодействия компетентных органов в сфере проверки документации на российское гражданство лиц, совершивших уголовное преступление на территории Туркмении". Судя по комментариям г-на Федотова, эта проверка будет касаться только тех, кто "собирается обращаться за российским гражданством". Это не относится к лицам, уже получившим таковое гражданство.

Наибольший интерес вызвало вчера заявление другого члена комиссии, летавшей в Ашхабад на принадлежащем российскому "Газпрому" самолете. Зампредседателя думского комитета по СНГ, депутат фракции "Единство" Сергей Апатенко сказал журналистам, что сообщения российских СМИ о преследованиях русскоязычных в Туркмении "не соответствуют действительности". С кем из русскоязычных жителей Туркмении встречался этот депутат, нам неизвестно. Скорее всего, с теми, кого пригласили для встречи с комиссией в российское консульство. Можно не сомневаться, что приглашены были "правильные" люди. Те, кто мог дать "неправильные свидетельства", были в эти дни полностью блокированы в своих домах дежурившими около подъездов туркменскими чекистами. По данным газеты "Время новостей", это произошло с активисткой русской общины в Ашхабаде Натальей Шабунц и со многими другими, чьи имена мы не вправе сегодня называть. У активиста экологического движения из Красноводска Вячеслава Мамедова из опасения, что он может встретиться с россиянами, отобрали паспорт, и он не смог выехать в столицу.

На думских слушаниях по Туркмении 19 июня г-на Апатенко предлагал не поднимать излишнего шума по поводу ситуации в царстве Туркменбаши до тех пор, пока все не будет проверено на месте. Как "профессиональный", по его словам, политик, "знающий, как общаться с людьми", он получил место в комиссии. Однако есть основания подозревать, что выяснил г-н Апатенко далеко не всю правду. Зато теперь "единоросс" Апатенко сможет присоединиться к либеральному демократу Митрофанову, который уже пишет телесценарий по книге Ниязова "Рухнама".

Источник в российской делегации сказал газете "Время новостей", что на самом деле команда во главе с г-ном Федотовым полетела в Ашхабад с "наидобрейшими" намерениями - объяснить Туркменбаши, в какое "глупое положение" поставили туркменские решения по двойному гражданству российское руководство. Ведь эти решения спровоцировали шквал критических публикаций в российских СМИ в адрес Кремля. Делегаты хотели помочь Ашхабаду выйти из созданного им тупика. Кроме того, туркменскую сторону предупредили, что если ничего в ее позиции не изменится, то Россия не будет больше противиться обсуждению туркменского вопроса в Комиссии ООН по правам человека, как это было в марте.

Российская делегация отдает себе отчет в том, что подписанный в Ашхабаде на уровне МИДов протокол не отвечает интересам Москвы. Документ не отменяет постановление туркменского парламента от 22 апреля о введении двухмесячного срока для выхода из двойного гражданства. Поэтому в Москве ждут публичного выступления самого Ниязова на эту тему. Возможно, оно состоится после его вчерашнего телефонного разговора с Путиным. А до тех пор российское руководство будет исходить из того, что "фундаментальных изменений в отношениях с Ашхабадом не произошло".

----------------------------------------

Председатель комитета Госдумы по международным делам Дмитрий РОГОЗИН, комментируя вчера газете "Время новостей" брифинг Алексея Федотова, сказал, что результаты поездки "фиксируют состояние стагнации" в российско-туркменских отношениях. "И если Ашхабад не отменит свои незаконные акты по гражданству, - сказал г-н Рогозин, - то эти отношения грозят ухудшиться еще больше, что приведет к непредсказуемым последствиям. В России ждут от туркменского руководства юридических решений по этому поводу и не приемлют каких-либо заявлений дипломатических адвокатов г-на Ниязова".




Страна Ру,
11 июля 2003

"Оазис дружбы и миролюбия" рекомендует России не лезть не в свои дела

Евгений Евдокимов

Ашхабад советует Москве не выдвигать претензии по двойному гражданству, а заняться проблемами Чечни

Туркменский караван идет, не обращая внимания на инсинуации московских "зрячих слепцов" - СМИ Ниязова отвечают на российские претензии риторикой "в лучшем духе" советских времен.

В результате прошедших на этой неделе российско-туркменских переговоров, Москве и Ашхабаду не удалось полностью урегулировать все разногласия по вопросу двойного гражданства. Тем не менее, в четверг замглавы МИД России Алексей Федотов заявил, что "определенные подвижки в позиции Туркмении есть" По итогам двух дней переговоров, которые проходили в довольно напряженной обстановке, был принят протокол, в котором обе стороны согласились действовать в полном соответствии как с международным, так и с внутренним законодательством России и Туркмении.

Ашхабад согласился отказаться от своего требования проставлять в российских паспортах выездные визы. Правда, теперь они заменены некими "многократными записями, действительными сроком до одного года". Вместе с тем, туркменская сторона продолжает настаивать, что на ее территории "каких-либо нарушений прав российских граждан не существует". В Москве отвечают, что "приняли к сведению эту позицию". Таким образом, после нынешнего раунда переговоров осталась определенная недоговоренность. Точку в спорах дипломаты в очередной раз попытаются поставить осенью этого года, когда состоится следующее заседание совместной комиссии. До этого времени Москва и Ашхабад будут общаться по проблеме двойного гражданства на уровне экспертов и через посольства.

Пока же официальные структуры Туркмении довольно нервно реагируют на то, как ситуация с двойным гражданством освещается в российских СМИ. Накануне начала переговоров государственная служба новостей Туркменистана "Туркмендовлетхабарлары" распространила комментарий под красноречивым названием "Они не знают наш народ" Они - имеются в виду русские. Богатый обращениями к фольклору, комментарий начинается так: "Можно, конечно, не обращать внимания на отдельные выпады невежд, судящих о Туркменистане понаслышке, можно не замечать инсинуации откровенного спекулятивного свойства, памятуя о караване, что идет вперед, не отвлекаясь на посторонние звуки" А заканчивается с еще большим пафосом: "Имеющий глаза, да увидит. А зрячие слепцы пусть возьмут в поводыри свою совесть, если она у них, конечно, есть".

Смысл этой риторики заключается в утверждении, что "правда была и остается одной" - в Туркменистане нет и не было почвы для каких бы то ни было проявлений межнациональной напряженности. Напротив, "эта земля была и остается оазисом дружбы и миролюбия, взаимопонимания и согласия между представителями всех проживающих здесь народов и национальностей". И чтобы не вдаваться в дальнейшие объяснения, агентство приводит коронную фразу: "Это в очередной раз подчеркнул президент Сапармурат Туркменбаши в ходе своей рабочей поездки в Марыйский велаят, вручая награды лучшим энергетикам страны".

Далее туркменское агентство приводит подробности общения президента Ниязова со своими гражданами. "Обращаясь к одному из них - начальнику отдела охраны труда и технической эксплуатации Марыйской государственной электростанции Валерию Павловичу Максимову, президент тепло, по-человечески поблагодарил его за многолетний самоотверженный труд, подчеркнув, что Туркменистан одинаково ценит своих граждан и никогда не допустит ни малейшего ущемления прав по национальному признаку".

Очевидно, тот факт, что туркменский вождь похвалил русского по национальности энергетика, должен снять все вопросы у России, которая, по мнению Ашхабада, не имеет более серьезных проблем, чем нагнетание страстей вокруг русскоязычного населения Туркмении. Более того, сайт "Turkmenistan.ru", созданный для того, чтобы "сократить „белое пятно" в российском информационном пространстве", открыто предлагает Москве вместо "откровенной дезинформации" по проблеме двойного гражданства озаботиться какими-нибудь другими темами, к примеру, "далеко не благостной картиной, складывающейся в современном Ираке" или проблемой Чечни, "взрывами отзывающейся уже в самом сердце России".

Если же Россия не прекратит "предлагать свои уставы чужим монастырям", то, недвусмысленно намекает туркментский сайт, взаимное доверие между Москвой и Ашхабадом, "основательно подорванное в последние недели", может исчезнуть совсем. Вдобавок у туркменских журналистов "есть большие сомнения в том, что в Туркменистане будут с прежним уважением относиться к российским политикам или московским журналистам".

На фоне неурегулированной до конца проблемы Федеральная миграционная служба заявила, что хотя и не ожидает массового оттока российских граждан из Туркмении, но готова к любому развитию событий. В частности, ФМС создает пункты приема граждан в случае их экстренного выезда в Россию. В подобных пунктах может быть размещено более 2 тысяч человек. Заместитель начальника ФМС Игорь Юнаш рассказал, что последние события вызвали увеличение количества людей, которые приходят в миграционную службу за разъяснениями, как новые правила, введенные Туркменией, могут сказаться на их семье.

Как бы то ни было, согласно последнему опросу фонда "Общественное мнение", опубликованному уже после завершения переговоров, отношение россиян к Туркмении, а также лично к президенту Ниязову заметно ухудшилось. Если в феврале этого года четверть респондентов заявляли о своем положительном отношении к Туркмении, то в июле таких осталось всего 15%. В свою очередь, рейтинг лидера этой страны среди россиян также упал - с 17 до 10%. Еще более стремительно (с 45 до 25%) сократилось количество тех, кто называет российско-туркменские отношения хорошими.

Граждане России говорили социологам, что больше всего их не устраивают притеснения русских и русскоязычных граждан Туркмении, запрет на двойное гражданство, выживание российских граждан из этой страны, конфискация у них собственности, ограничения использования русского языка и иные проявления дискриминации. Согласно другому опросу, проведенному тем же фондом, россияне убеждены, что наша страна обязана защитить интересы туркменских граждан, имеющих двойное гражданство. За это высказались 75% опрошенных, и только 17% считают, что Москва не должна вмешиваться в этот конфликт.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ