Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №81(01.09.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

30 июля. Президент ПМР И.Смирнов встретился с главным посланником Госдепартамента США по Евразийским конфликтам Р.Периной. «Ключевыми вопросами, обсуждавшимися на встрече, были вывоз российского военного вооружения с территории ПМР и ход переговоров между Приднестровьем и Молдовой. Американского дипломата интересовали причины приостановки вывоза военных эшелонов из Приднестровья и связанная с этим угроза срыва Россией выполнения сроков Стамбульских соглашений.

Обсуждая военно-имущественную проблематику, Президент ПМР И.Смирнов отметил, что под обещанную Россией компенсацию из Приднестровья ушли 39 эшелонов. Но, несмотря на все обещания, российская сторона, по его словам, своих обязательств не выполнила.

Далее Р.Перина интересовался ходом переговорного процесса между ПМР и Молдовой. Анализируя ситуацию, мининдел В.Лицкай, ознакомил американского дипломата со всеми документами, которые были подписаны в ходе прошедших совместных встреч сторон, гарантов и посредников, начиная от Киевского документа и до итогов работы Совместной Конституционной Комиссии. На фактах и документах было доказано, что именно Молдова умышленно затягивает решение проблемы, отказываясь от выполнения подписанных ею же документов. Как заявил И.Смирнов, продекларировав во всеуслышание идею федерализации, президент РМ В.Воронин представил проект по структуре будущей Конституции, где просто нет слова «федерация». Зато есть автономно-территориальное образование «Транснистрия», правовые полномочия которого «недотягивают» даже до гагаузских . Таким образом, подчеркнул И.Смирнов, отметаются все ранее подписанные и согласованные Приднестровьем, гарантами и посредниками документы, в том числе и Киевский документ, и Московская Декларация о договорных отношениях. «За основу мы взяли классическую модель европейских федераций. И при этом название не так важно, как сама суть», - заявил приднестровский руководитель. «Наша цель – навсегда похоронить конфликт и урегулировать отношения, соблюдая европейские нормы и международные права».

После посещения Тирасполя специальный посланник Госдепартамента США по евразийским конфликтам Р.Перина провел в Кишиневе пресс-конференцию, на которой высказал точку зрения США на ход переговорного процесса между ПМР и РМ.

«Евросоюз и ОБСЕ выступают за разрешение приднестровского вопроса до конца текущего года», - заявил он. Американский дипломат уточнил, что такая задача перед ОБСЕ и ЕС поставлена на ряде встреч с европейскими экспертами в Брюсселе и с представителями ОБСЕ в Вене, состоявшихся накануне его визита в Молдову.

Р.Перина подтвердил, что во время пребывания в Кишиневе он встречался с президентом РМ В.Ворониным, министром иностранных дел Н.Дудэу и министром реинтеграции В.Шовой. Американский представитель подчеркнул, что если обе стороны проявят политическую волю и сделают практические шаги навстречу друг другу, переговорный процесс пойдет более ускоренными темпами. «Здесь главное – иметь желание объединиться, - сказал Перина, - но последние 10 лет показали, что таковое отсутствует».

Помимо этого, Представитель Госдепартамента США подробно остановился на проблеме вывоза военного имущества и вооружения РФ из Приднестровья и высказал неудовлетворение приостановкой этого процесса. Р.Перина уточнил, что представители российского руководства заверили его в том, что Москва выполнит свои обязательства.

Относительно высказанной ОБСЕ инициативы о возможной отправке в Приднестровье военного контингента ЕС в рамках миротворческой миссии Р.Перина сказал: «Любые оценки и заявления по этому поводу преждевременны, так как все переговоры в этом плане пока ведутся неформально». Однако американский дипломат подчеркнул, что «если ЕС и примет такое решение, то это не означает, что миротворческие силы, которые буду отправлены в Приднестровье, должны состоять только из представителей стран-членов этой организации». Перина подчеркнул, что «процесс поддержания мира должны обеспечить силы, наделенные международным мандатом и представляющие ряд стран». Таким образом, представитель США не подтвердил, но и не опроверг возможность введения в Приднестровье международных миротворческих сил.

31 июля. Завершился очередной двухдневный раунд переговоров политических представителей – участников и посредников переговорного процесса между Молдовой и Приднестровьем в пятистороннем формате. ПМР представлял В.Лицкай, Молдову – В.Шова, РФ – В.Кураев, Украину – П.Чалый, ОБСЕ – У.Хилл. В работе также принимали участие эксперты по экономическим вопросам и представители совместной конституционной комиссии.

После первого дня переговоров мининдел ПМР В.Лицкай отметил, что основные противоречия возникли по вопросу о видах гражданства и при обсуждении документа о разграничении полномочий в структуре общего федеративного государства. Он подчеркнул, что Молдова не представила своего проекта документа, поэтому обсуждался проект представленный приднестровской делегацией. Он будет рассмотрен на уровне экспертов и включен в план работы СКК.

Общие итоги пятисторонней встречи подвел глава Миссии ОБСЕ в Молдове У.Хилл. Он отметил, что переговорный процесс между РМ и ПМР переживает нелегкий период. На нынешнем этапе обсуждаются спорные вопросы, по которым у сторон принципиальные разногласия. Самый трудный для переговоров аспект - это вопрос о статусе ПМР в структуре общего с Молдовой федеративного государства. У.Хилл подчеркнул, что, несмотря на противоречивые мнения сторон, завершить работу над конституцией нового федеративного государства желательно и возможно до конца этого года. Глава Миссии ОБСЕ в Молдове сообщил журналистам, что участники переговорного процесса также обсудили содержание общего политического документа об основных принципах приднестровского урегулирования, проект которого разрабатывается. В нем будут изложены структура и особенности федеративного государства. Уровень, на котором его подпишут, по словам Хилла, еще не определен, но не исключено, что он будет представлен на утверждение лидерам Молдовы и Приднестровья. Предполагается, что после подписания этого документа и написания конституции будет проведен общий референдум с участием граждан Молдовы и Приднестровья, на котором они должны будут одобрить или нет новую конституцию. А на 2005 год запланировано проведение выборов в парламент общего государства.

1 августа. На очередном заседании полномочных представителей Объединенной Контрольной Комиссии, которая состоялась в миссии ОБСЕ в Кишиневе, стороны успешно разрешили вопрос вывода из Зоны безопасности бронетехники миротворческих сил.

27 мая 2003 г. на заседании ОКК было принято протокольное решение приступить к поэтапному выводу бронированной техники из миротворческих подразделений сторон до ее полного вывода из Зоны безопасности. Молдавская сторона будто бы согласилась с таким решением и даже подписала этот документ. Но Молдова не торопилась исполнять достигнутые соглашения.

С целью привлечь внимание международного сообщества к деструктивной позиции молдавской стороны, 22 июля представители ОКК от Приднестровья отказались участвовать в очередном заседании. Они потребовали от молдавской стороны выполнить майское решение и принять конкретные меры по выводу бронетехники из Зоны безопасности в предельно сжатые сроки. В связи с этим следует отметить, что представители ОБСЕ в ОКК и сопредседатели сторон полностью поддержали приднестровскую делегацию. Этот вопрос в оперативном порядке был включен в повестку дня очередного заседания ОКК.

4 августа. Введение миротворческих сил Европейского Союза (ЕС) в приднестровский регион приведёт к усилению конфликта и, возможно, к новой вооружённой конфронтации, заявил лидер общественно-политического движения “Равноправие” В.Клименко. Он высказался против идеи введения миротворческих войск ЕС в Приднестровье, расценив её как «плохую и опасную». Вместе с тем, он выступил за сохранение существующего пятистороннего формата переговоров по урегулированию проблемы восточных районов Республики Молдова.

На пресс-конференции В.Клименко заявил, что приднестровская сторона никогда не согласится на введение миротворческих сил ЕС в этот регион и на участие этой паневропейской структуры в процессе переговоров по урегулированию приднестровского конфликта. Он сказал также, что некоторые националистические военизированные формирования России и Украины сочтут ввод миротворческих сил Европейского Союза в этот регион “нападением на исконно российскую или украинскую землю и придут защищать её с оружием в руках, как это произошло в 1992 году”.

В.Клименко заявил также, что последние действия молдавских властей привели к снижению уровня жизни населения в Приднестровье и к неприятию их со стороны приднестровского населения. “Если раньше конфронтация существовала только между лидерами тираспольской администрации и официальной властью Республики Молдова, сейчас это противоборство существует между населением Левобережья Днестра и Кишиневом», - подчеркнул он. К такому положению привели действия руководства Молдовы относительно экономической деятельности юридических лиц упомянутого региона, по которым приднестровских экономических агентов заставили зарегистрироваться в Государственной регистрационной палате РМ, а экспорт должен осуществляться только на основании таможенных печатей Республики Молдова. Лидер движения “Равноправие” считает, что это повысило безработицу в регионе почти до 60% и привело к созданию огромных запасов товаров, которые невозможно продать.

5 августа. Отсутствие у правительства взаимопонимания с МВФ приведет к прессингу внешнего долга Молдовы", - считает Д.Брагиш, бывший премьер-министр, а ныне лидер парламентской фракции Социал-демократического альянса.

Д.Брагиш считает, что до конца 2003 г. из бюджета понадобятся ассигнования на становление местных органов власти, которые должны создаваться в соответствии с проводимой административно-территориальной реформой. Для выполнения внешних обязательств государства правительство вынуждено будет прибегнуть к кредитам Национального банка, увеличивая тем самым размер внутреннего долга. Такая экономическая политика неминуемо приведет к ситуации, когда государство будет съедать свои валютные резервы, сказал лидер СДА.

Он выразил сожаление по поводу того, что Молдова не получит примерно $200-240 млн. в виде кредитов и безвозмездных грантов, которыми можно было поддерживать платежный баланс государства. "Единственное, на что может рассчитывать правительство, это техническая помощь. Предусмотренные в ее рамках проекты, которые финансируют страны-доноры Молдовы и международные финансовые институты, по мнению Д.Брагиша, продолжатся".

5 августа. На очередном заседании СКК представители Молдовы и Приднестровья обменялись проектами первого раздела Конституции будущего федеративного государства «О правах и свободах граждан». Предполагается, что этот раздел будет содержать порядка 36-38 статей.

Как сообщил журналистам министр юстиции ПМР В.Балала, стороны рассмотрели 24 статьи данной главы, сформулировали и зафиксировали ряд основных принципов. Спорные вопросы, касающиеся остальных статей, были на время отложены. В частности, несмотря на длительные дискуссии и дебаты, нерешенным остался вопрос о гражданстве.

По мнению молдавской стороны, приднестровское гражданство необходимо аннулировать, а приднестровцы должны автоматически стать гражданами Молдовы. При этом, согласно действующему в Молдове закону «О двойном гражданстве», они имеют право по своему выбору получить гражданство еще какого-либо государства. Комментируя эту позицию Кишинева, В.Балала отметил, что приднестровская сторона поддерживает право гражданина на двойное гражданство. Но вместе с тем Тирасполь считает, что граждане ПМР, как субъекта будущей федерации, не должны быть лишены приднестровского гражданства

5 августа. На заседании Объединенной Контрольной Комиссии был утвержден график и механизм вывода, а также контрольные меры за выводом бронированной техники Республики Молдова и Приднестровья из зоны безопасности.

Как отметил сопредседатель от Приднестровья в ОКК В.Боднар, техника будет выводиться одновременно из миротворческих подразделений Молдовы и ПМР в места постоянной дислокации с 14 по 22 августа. Планируется вывести 31 единицу приднестровской бронетехники и 40 единиц бронетехники Республики Молдова. «Акция будет абсолютно прозрачной», - особо подчеркнул Владимир Боднар. – «Она будет осуществляться под полным контролем наблюдателей и Миссии ОБСЕ. Другие европейские структуры также могут принять участие в качестве наблюдателей. Приглашаются все заинтересованные средства массовой информации для освещения вывода бронетехники из зоны безопасности».

Подписание протокола о выводе из миротворческих подразделений РМ и ПМР бронетехники – это значительное событие в деле урегулирования молдо-приднестровских отношений. Для его реализации потребовалось много времени и интенсивное содействие посредников и гарантов переговорного процесса между Кишиневом и Тирасполем. Как особо подчеркнул заместитель сопредседателя российской стороны Н.Бушуев, этот вопрос обсуждался с 1994 года и, наконец, сегодня подписан протокол. Такой значительный шаг, по его мнению, даст только положительный импульс процессу нормализации отношений между РМ и ПМР.

6 августа. Приднестровская сторона представила свои предложения по структуре и содержанию будущей Конституции федеративного государства в составе Приднестровья и Молдовы.

6 августа. Тогда как представители Тирасполя утверждают, что работа над новой Конституцией продлится, как минимум, год, президент РМ В.Воронин выразил недавно надежду, что членам комиссии удастся вписаться в ранее установленные сроки - конец осени 2003 года, с тем, чтобы в начале следующего года проект Основного закона был вынесен на референдум на обоих берегах Днестра, пишет "Молдова Ази".

Ряд приднестровских общественных организаций, включая тех, что поддержали тираспольскую администрацию во время войны 1992 года, призвали руководство Приднестровья отказаться от переговоров о новой Конституции. В течение двух последних недель тираспольское официальное агентство "Ольвия-пресс" публиковало обращения этих организаций к приднестровскому руководству с призывом выйти из переговорного процесса с Кишиневом и стремиться к безоговорочному соблюдению независимости Приднестровья.

7 августа. Очередная встреча экспертных групп по вопросам регистрации в Молдове приднестровских экономических агентов в Бендерах снова закончилась безрезультатно.

По мнению приднестровской стороны, временная регистрация экономических агентов в Молдове не должна предусматривать никаких обязательств и требований Молдовы к приднестровским экономическим агентам и должна действовать до достижения между Кишиневом и Тирасполем взаимоприемлемого соглашения. Молдавская сторона с этим не согласилась. Чтобы разрешить этот спорный вопрос, стороны договорились обменяться основополагающими принципами и подходами по этому важному вопросу. Но молдавская сторона, вопреки ожиданиям приднестровцев, свое толкование принципов временной и постоянной регистрации так и не представила.

8 августа. Премьер-министр РМ В.Тарлев отклонил требование Конфедерации профсоюзов Республики Молдова о двукратном повышении зарплаты бюджетникам. Свой отказ он мотивировал тем, что в казне нет для этого средств. "Прошлогоднее увеличение зарплаты на 60% обошлось в 500 млн.леев", подчеркнул премьер.

На заседании трехсторонней комиссии по коллективному договору (правительство-профсоюзы-патронат) премьер сказал, что увеличение зарплаты возможно максимум на 15%, предусмотренных при формировании бюджета.

После заседания председатель Конфедерации профсоюзов П.Кирияк заявил о намерении профсоюзов настаивать на дальнейших переговорах с правительством в этом вопросе, т.к.инфляция достигла в этом году 40%, а это значит, что зарплату бюджетных работников следует увеличить соответственно.

11 августа. Работа по преодолению существующих экономических проблем во взаимоотношениях с Молдовой зашла в тупик", - считают эксперты Приднестровья.

Как сообщил руководитель группы приднестровских экспертов, заместитель министра промышленности ПМР Ю.Ганин, после ряда состоявшихся консультаций приднестровская сторона так и не смогла выяснить, какие цели преследует Молдова, требуя обязательной регистрации приднестровских предприятий в своей Торгово-промышленной палате. "Прежде всего, нас интересует, какие правовые, имущественные и фискальные последствия подразумеваются после регистрации предприятий в Молдове. Ответа на эти вопросы мы так и не получили", - сказал он.

По мнению Ганина, невнятная позиция Молдовы в вопросах о приднестровской собственности может свидетельствовать лишь об одном - "стремлении Молдовы завладеть экономическим потенциалом Приднестровья". "Нам уже начинают надоедать переговоры ни о чем, поэтому очередная встреча экономических экспертов должна проходить в присутствии посредников или она не состоится вообще", - сказал Ганин.

12 августа. Международная конференция, посвященная "замороженным конфликтам" в Европе, пройдет под эгидой Совета Европы (СЕ) в Кишиневе 11-12 сентября с.г.

В форуме примут участие ответственные представители Кишинева и Тирасполя, эксперты от Совета Европы, представители Венецианской комиссии, ОБСЕ, Евросоюза, академических кругов, масс-медиа и гражданского общества Республики Молдова, Абхазии, Нагорного Карабаха, Северного Кипра.

В рамках конференции планируется рассмотреть вопросы, связанные с демократической безопасностью и международным опытом урегулирования замороженных конфликтов на европейском континенте. Второй день конференции будет посвящен приднестровской проблематике.

13 августа. Членам Объединенной контрольной комиссии (ОКК) не удалось найти компромиссное решение по вопросу о молдавско-приднестровской оперативно-следственной группе, дислоцированной в г.Бендеры, роспуска которой добиваются представители Тирасполя.

По завершении заседания член молдавской делегации в ОКК И.Ляху заявил, что, передислокация контингента полиции необоснованна, поскольку идет вразрез с соглашением от 1992 года о прекращении огня, которое предусматривает совместное присутствие в Бендерах сил по поддержанию общественного порядка обеих сторон. Кишинев считает недопустимым отмену принципа паритетности в этом населенном пункте и настаивает на оптимизации сотрудничества между полицией и милицией в целях максимального обеспечения безопасности жителей, подчеркнул Ляху.

14 августа. Кишинев и Тирасполь одновременно приступили к выводу бронированной техники своих миротворческих сил, дислоцированных в Зоне безопасности вдоль Днестра.

17 единиц бронетехники, принадлежащих российскому миротворческому контингенту, останутся пока в зоне безопасности. Предполагается, что они покинут регион до конца текущего года, если ситуация в зоне безопасности сохранится стабильной; однако этот вопрос еще не согласован официально на уровне ОКК.

15 августа. Быстрое урегулирование в 2003 году приднестровского конфликта, как надеется голландское председательство ОБСЕ, маловероятно, считают авторы доклада, опубликованного Международной группой по предотвращению кризисов (International crisisgroup).

Приднестровский конфликт не отмечен столь выраженной этнической ненавистью и застарелой неприязнью, как другие конфликты на пространстве СНГ, и в большей степени поддается устойчивому разрешению, однако при этом требуется многосторонний подход, который невозможно обеспечить за год-два, говорится в докладе. Надежное и всеобъемлющее разрешение конфликта особо необходимо в условиях предстоящего расширения Евросоюза, когда важно не скомпрометировать будущие рубежи ЕС присутствием практически открытой границы криминогенного и нищего региона.

Авторы доклада отмечают, что приднестровская элита предпочитает сложившийся статус-кво любой договоренности по проблеме урегулирования. Значительную часть переговорного процесса, следовательно, придется посвятить мерам по сокращению (вплоть до исключения) выгод, которые сулит сложившаяся ситуация. Например, таким, как введение санкций против руководителей приднестровских компаний и оказание помощи молдавскому правительству по установлению единой таможенной системы вдоль всей своей границы.

Федерация - предпочтительно ассиметричная с участием нескольких субъектов - представляется оптимальным вариантом для объединенной Молдовы, отмечают в заключение авторы доклада. Но любое соглашение, подчеркивают они, нуждается в политических и военных гарантиях в виде международного миротворческого присутствия под мандатом ОБСЕ.

15 августа. Министерство экономики ПМР выставило на торги государственный пакет акций совместного закрытого акционерного общества "Молдавский металлургический завод" (ММЗ). Основная специализация ММЗ - производство литой стальной заготовки и стальных прокатных профилей и катанки. Производственные мощности предприятия позволяют выплавлять ежегодно 1 млн. т стали и 960 тыс. т проката. На сегодняшний день общая численность работников предприятия составляет 4100 человек. Уставный капитал СЗАО "ММЗ" превышает $211 млн. Доля государства (ПМР) в уставном капитале ММЗ - 15,6%. Стартовая цена пакета госакций- $2,58 млн. Основным акционером является группа компаний "Итера", которой принадлежит 75% акций. Ежегодные объемы продаж ММЗ составляют около $200 млн. 95% продукции экспортируется в дальнее зарубежье.

15 августа. За семь месяцев 2003 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, товарооборот Приднестровья с Украиной увеличился в 4,2 раза, сообщила министр экономики ПМР Е.Черненко.

По ее словам, теперь объем товарооборота с Украиной уступает только товарообороту с Российской Федерацией. Если раньше среди главных экономических партнеров Приднестровья наряду с Россией и Украиной была и Молдова, то сейчас с РМ торговля почти не ведется. Исключение составляют только отдельные хозяйствующие субъекты ПМР. В основном это поставки электроэнергии в Молдову, а также завоз в Приднестровье сырья для строительных организаций и промышленных предприятий. По мнению Е.Черненко, рынок Приднестровья переориентировался на Украину и Россию.

18 августа. Президент Приднестровья И.Смирнов утвердил Концепцию развития детского и молодежного общественного движения в ПМР.

К молодежным и детским общественным объединениям в нашей республике относятся объединения молодых граждан в возрасте от 10 до 30 лет.

В новой Концепции представлен механизм достижения максимальной кооперации и координации работы детских и молодежных организаций.

Приоритетным в политике развития общественного движения в Приднестровье, согласно новой Концепции, является вовлечение в общественную деятельность максимального числа молодых граждан. Государство будет содействовать проникновению детских и молодежных общественных объединений во все сферы жизни общества, учитывать позиции объединений при принятии управленческих решений. Государство также берет на себя обязанности разрабатывать законодательную, нормативную и методическую базу для развития детского и молодежного общественного движения, а также поддерживать социально значимые проекты и обеспечить экономические основы развития движения.

19 августа. На сегодняшнем заседании Совместной конституционной комиссии, которое состоялась в Бендерах, стороны в третий раз обсуждали первый раздел Конституции федеративного государства - «О правах и свободах граждан» - и вновь отложили до дальнейшего обсуждения наиболее принципиальные вопросы, среди которых вопрос гражданства и правового равенства граждан будущей федерации.

Как сообщил министр юстиции Приднестровья В.Балала, молдавская сторона по-прежнему настаивает на ликвидации гражданства ПМР. По мнению Кишинева, граждане Приднестровья должны автоматически стать гражданами Молдовы. Приднестровская сторона с этим категорически не согласна. Наряду с гражданством Молдовы, приднестровцы должны оставаться гражданами своей республики, и иметь приднестровский паспорт. Это, по мнению Тирасполя, одна из гарантий реализации права Приднестровья на выход из федерации в случае присоединения Молдовы к Румынии. До лучших времен была отложена и проблема, касающаяся реализации принципа правового равенства граждан будущей федерации. Хотя стороны практически не возражали против равенства граждан будущей федерации перед законом, но рпедставили диаметрально противоположные формулировки, вытекающие «из разного понимания Кишиневом и Тирасполем федеративного принципа».

19 августа. В Тирасполе состоялось второе заседание приватизационной комиссии с участием министра экономики ПМР, на котором было принято решение рекомендовать уполномоченному органу заключить договор о продаже бендерского завода «Молдавкабель» акционерному обществу «Севкабель» из Санкт-Петербурга, которое давно и успешно работает на рынках Украины, Киргизии, Казахстана, России.

Оформление и подписание договора о купле-продаже 100% пакета акций «Молдавкабеля» произойдет в ближайшие два дня. Инвестор готов заплатить за завод 1,7 млн. долл. США.

Столь низкая цена продажи обусловлена тем, что завод имеет большие задолженности, оборудование сильно изношено и нуждается в модернизации. Кроме того, предприятие после распада СССР потеряло большую часть рынков сбыта и теперь их необходимо заново осваивать.

19 августа. Обеспечение транспарентности военных подразделений, дислоцированных в Зоне безопасности вдоль Днестра, обсудили члены Объединенной контрольной комиссии (ОКК), однако к единому знаменателю в этом вопросе им прийти не удалось. Как заявил после заседания сопредседатель ОКК от РМ И.Солоненко, взаимоприемлемое решение проблемы транспарентности способствовало бы созданию климата взаимного доверия и убедило бы международное сообщество в серьезности намерения урегулировать приднестровский конфликт.

По его словам, нормализация отношений между Кишиневом и Тирасполем невозможна без обмена информацией относительно военного потенциала сторон.

Со своей стороны, Тирасполь считает несправедливыми требования об обеспечении полной транспарентности только тех подразделений, что расположены в Зоне безопасности, которая занимает в основном территорию Приднестровья и лишь незначительную часть правобережья Днестра. В этих условиях сопредседатель ОКК от Приднестровья О.Гудымо выступает за полную транспарентность не только министерств обороны, а всех без исключения составляющих военный потенциал на всей территории Приднестровья и Правобережья Днестра, имея в виду, в частности, молдавские МВД, Службу информации и безопасности, министерство юстиции. По словам приднестровского представителя, Кишинев противится осуществлению полной транспарентности.

По оценкам наблюдателей, очередное заседание ОКК отмечено явным обострением отношений между Кишиневом и Тирасполем, вызванном требованием местной администрации г.Бендеры, который расположен на правом берегу Днестра, но находится под юрисдикцией Тирасполя, вывести дислоцированный в городе контингент молдавской полиции.

20 августа. "Общеобразовательные школы Приднестровья практически готовы к новому учебному году, - сообщил начальник управления Министерства просвещения С.Сердунь, ремонтные работы в школах завершены и «авральных объектов в республике практически нет». Ремонт школ проводился за счет городских и районных Советов народных депутатов, на средства родителей и промышленных предприятий.

По его словам, в Приднестровье функционирует 182 государственных и 10 негосударственных образовательных учреждений, в которых учится в общей сложности около 81 тыс. учеников. В частности, в молдавских школах и классах обучаются около 11 тыс. 200 учеников, в украинских классах тираспольских, бендерских и рыбницких школ – 750 учеников. По предварительным данным, в новом учебном году в первый класс пойдут 6 тыс. 100 учеников.

20 августа. Завершился второй этап вывода бронетехники миротворческих сил РМ и ПМР из Зоны безопасности. С учетом первого этапа территорию проведения миротворческой операции в общей сложности покинули 40 молдавских бронемашин и приднестровских - 31.

Сопредседатель ОКК от РМ И.Солоненко подчеркнул, что сегодняшнее событие продолжает поэтапную демилитаризацию региона и демонстрирует взаимное желание Кишинева и Тирасполя к достижению компромиссов в переговорном процессе.

По его мнению, следующим шагом по укреплению доверия между сторонами должна стать инспекция военизированных формирований Левобережья, дислоцированных в Зоне безопасности, и обеспечение полной транспарентности на этой территории.

С сегодняшнего дня в Зоне безопасности будут находится 17 российских БТР, которые планируется вывести до конца текущего года.

21 августа. Представители ряда творческих союзов, деятели культуры Республики Молдова обнародовали заявление, касающееся преодоления приднестровского кризиса. В этой связи, они считают крайне важным и необходимым осуществление инициативы о направлении в Приднестровье миротворческих сил под эгидой Евросоюза.

Подписавшие заявление - председатели творческих союзов, выдающиеся деятели культуры - выражают глубокое недоумение по поводу того, что проект так называемой федерализации страны, выдвинутый в Киеве 3 июня 2002 года посредством миссии ОБСЕ, и поощряющий, по их мнению, осуществление экспансионистской политики Москвы, нашел поддержку некоторых западных дипломатов. Они полагают, что инициатива разработки новой конституции, как и этапы отмены нынешнего конституционного режима страны, поданные как спасительное решение, еще более усложнили проблему Приднестровья.

В заявлении выражается сожаление в связи с тем, что линия подчинения национальных интересов РМ неоимперским интересам России упорно проводится главой миссии ОБСЕ в Кишинэу, американским дипломатом У.Хиллом. Только непосредственное участие Евросоюза и США смогли бы способствовать демократическому решению приднестровской проблемы, считают авторы заявления.

22 августа. Миссия ОБСЕ в Республике Молдова обеспокоена обострением отношений между руководством Республики Молдова и тираспольской администрацией в результате ультимативного требования последней о выводе молдавской полиции из Бендер. В заявлении руководителя миссии ОБСЕ в Кишиневе У.Хилла подчеркивается, что приднестровским лидерам следует занять конструктивную позицию и отказаться от ультимативных требований и односторонних действий.

"Миссия ОБСЕ никоим образом не может согласиться с подобными односторонними действиями. в конечном счете, представители полиции и милиции должны взаимодействовать, особенно в условиях объединенной страны.

25 августа. В Бендерах состоялось очередное заседание Совместной конституционной комиссии Приднестровья и Молдовы. Стороны продолжили обсуждение раздела Конституции будущего федеративного государства «О правах и свободах граждан».

На встрече было рассмотрено 14 статей, по большинству из которых стороны пришли к общему знаменателю. Вместе с тем, принципиальные разногласия возникли при рассмотрении статей, касающихся вопросов образования, здравоохранения и права гражданина на сопротивление.

Член конституционной комиссии от Приднестровья, депутат Верховного Совета ПМР С.Чебан пояснил, что на территории Молдовы и ПМР действуют разные образовательные стандарты и различные системы обеспечения охраны здоровья граждан. Поэтому найти какой-либо компромисс по этим вопросам в рамках одного заседания оказалось невозможно. Стороны вернутся к спорным моментам позже.

Приднестровская сторона, исходя из правоприменительной практики европейских государств, настаивает на введении в Конституцию статьи о праве гражданина на сопротивление, которая предусматривает право гражданина на оказание сопротивления тем, кто покушается на основы конституционного строя государства. Однако молдавская сторона высказалась категорически против включения такой статьи в будущую Конституцию, т.к., по ее мнению, эта норма позволит отдельным группам населения «выступать против властей, организовать мятежи и пытаться свергнуть власть».

26 августа. Миссия ОБСЕ в РМ выражает сожаление по поводу того, что журналисты "продолжают придерживаться ошибочной идеи, согласно которой нынешние усилия ОБСЕ по поиску варианта приднестровского урегулирования являются попыткой превратить Республику Молдова в российский протекторат".

"Приведенные молдавскими журналистами обвинения представляют собой полное искажение цели и сути усилий, прилагаемых ОБСЕ в переговорном процессе. Кроме того, постоянное повторение подобных безосновательных обвинений не способствует искреннему, открытому и конструктивному диалогу вокруг ситуации на левом берегу Днестра", говорится в заявлении представительства ОБСЕ.

27 августа. В Кишиневе прошли праздничные меропроиятия в связи с Днем  независимости Республики Молдова. Они начались с возложения венков к памятнику молдавского господаря Штефана Великого.




Об экономических связях между Молдавией и российскими регионами

Геннадий Коненко

В последние годы Молдавия в контексте расширения торгово-экономического сотрудничества с Россией стала уделять повышенное внимание развитию связей с российскими регионами.

Эта линия, имеющая целью освоение в Российской Федерации новых рынков сбыта молдавской продукции, прежде всего, сельского хозяйства, а также пищевой и перерабатывающей промышленности, проводилась и прежними правительствами Республики Молдова, однако после прихода к власти коммунистов она становится весьма важной составляющей внешнеэкономической стратегии страны в целом.

Сотрудничество РМ за годы независимости с западными странами и, тем более, с ближайшими соседями по Юго-Восточной Европе - Румынией, Венгрией, Болгарией и др. лишний раз подтверждает, что надежды Кишинева на сколько-нибудь существенное увеличение молдавского экспорта в эти страны не сбылись и остаются призрачными.

Многие соседи имеют с Молдавией примерно одинаковую номенклатуру товаров сельскохозяйственного производства, а Запад, кроме незначительных закупок отдельных сортов высококачественных молдавских вин, другими товарами не интересуется.

Поэтому Россия с ее необъятным рынком остается для Молдовы фактически единственным надежным и постоянным источником валютных доходов, так необходимых для укрепления финансового положения страны.

На сегодняшний день Москва и Московская область являются ведущими импортерами молдавской продукции, но, как полагают в руководстве РМ, именно остальные регионы России в совокупности могут стать для Молдовы тем потенциальным рынком, который способен будет поглотить основную массу молдавских продовольственных и пищевых товаров.

Вот почему молдаване были весьма удовлетворены включением в проект базового политического договора, подписанного в ноябре 2001 года, положения (ст.10) об оказании сторонами содействия "установлению и поддержанию контактов между субъектами Российской Федерации и административно-территориальными образованиями Республики Молдова" в различных областях.

Хотелось бы в связи с этим отметить, что, соглашаясь на эту формулировку, российские переговорщики не усмотрели в ней юридической уловки молдавской стороны, направленной на устранение Приднестровья от процесса налаживания межрегиональных связей между Россией и Молдавией, т.к. регион фактически административно-территориальным образованием РМ не является. К тому же официальный Кишинев, ссылаясь на суверенитет Республики Молдова и на непризнанность Приднестровской Молдавской Республики, делает все возможное, чтобы воспрепятствовать Тирасполю проводить самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, что, как известно, нарушает ст.3 Московского меморандума от 8 мая 1997 года, оговаривающей право Приднестровья на установление и развитие торговых, экономических, культурных и др. связей с иностранными партнерами.

В настоящее время, кроме Москвы и Московской области, молдавские государственные органы и местные административные образования (уезды, районы и др.) поддерживают торгово-экономические связи с более чем 30 субъектами РФ. Заключены и реализуются соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Москвой и Санкт-Петербургом, республиками Татарстан, Башкирия. Чувашия, Коми, а также Костромской, Мурманской, Саратовской и Тверской областями. С рядом других регионов подписаны протоколы о намерениях, часть проектов соглашений о сотрудничестве находится на рассмотрении соответствующих российских и молдавских ведомств.

В развитии прямых связей с молдавскими партнерами заинтересованы и российские регионы. Они проявляют большой интерес к продукции пищевой и перерабатывающей промышленности Молдавии. Молдавская сторона предлагает использовать для развития товарооборота поставки из российских регионов сельхозтехники, запчастей на бартерной основе.

В структуре молдавского экспорта в субъекты РФ преобладает традиционная сельскохозяйственная продукция: натуральные вина, мясо, молочные изделия, зерновые - кукуруза и пшеница, растительное масло, соки, овощи, фрукты, различные консервы, табачное сырье. Все чаще вносятся предложения о направлении в российские регионы молдавской рабочей силы.

Основу поставок из России составляют топливно-энергетические ресурсы, а также в значительно меньшей степени технологическое оборудование, продукция машиностроения, химической промышленности.

Весьма прочные связи Молдавия установила с Москвой. В июле 2002 года в ходе визита в Кишинев Ю.М.Лужкова между московским и молдавским правительствами было подписано Соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и культурной областях. Существуют договоренности о возможном участии московских экономических агентов в строительстве и использовании порта на молдавском берегу р.Дунай близ п.Джурджулешты, конверсии некоторых бывших оборонных заводов, открытии филиала "Банка Москвы". На территории ВВЦ действует Торговый дом "Молдова-М", учредителями которого стали такие крупные молдавские предприятия, как Бельцкий коньячный комбинат, Кишиневский коньячный комбинат, табачно-сигаретная фабрика "Тутун-КТК", кондитерская фабрика "Букурия", хлебопекарный комбинат "Франзелуца". Вопрос об отрытии Торгового дома Москвы в молдавской столице остается пока нерешенным.

Руководство Москвы значительное внимание уделяло и уделяет вопросам оказания Молдавии гуманитарной помощи. Для русских школ направлялись учебники и методические пособия, предоставлялась безвозмездная финансовая помощь на лечение и обучение нуждающимся российским соотечественникам, а также ремонт ряда русских школ в РМ, в частности, русской школы в г. Орхее (2003 г.).

Развивается сотрудничество между Москвой и автономно-территориальным образованием РМ - Гагаузией. Подписан протокол о сотрудничестве между Университетом г.Комрат (административный центр Гагауз Ери) и Российским университетом Дружбы народов. От правительства Москвы автономии было передано около 8 тысяч учебников для русских школ в Гагаузии.

Гагаузская автономия установила контакты также с Оренбургской областью и Мордовией, а город Чадыр-Лунга (Гагаузия) подписал Соглашение о сотрудничестве в области экономики, образования и культуры с российским городом Серпухов.

Надо сказать, что между Молдавией и российскими регионами идет довольно активный обмен визитами официальных делегаций, групп специалистов, творческими коллективами.

В 2001-2002 гг. Республику Молдова посетили делегации Калмыкии, Санкт-Петербурга, Курской области, Саратовской области, по приглашению губернатора Е.Строева Орловскую область посетил президент Молдавии В.Воронин. В 2003 г. в Кишиневе вновь побывала большая делегация из Курска. В эти же годы Молдова подписала соглашения о сотрудничестве с Тулой, Оренбургом, Курском, Нижним Новгородом, Ставрополем и Калмыкией.

На благоприятной в целом тенденции в развитии связей Молдовы с российскими регионами, однако, отрицательно сказывается тот факт. что молдавская сторона часто оказывается неплатежеспособной. Отсюда и ее предложения о бартерных сделках, от чего в России уже стараются отказываться. Не содействует развитию взаимовыгодных связей и то, что подписанные соглашения о сотрудничестве нередко носят общий характер, фиксируют намерения, которые затем по той или иной причине их участники не спешат претворять в жизнь.

Вообще, можно констатировать, что Молдавия охотно поддерживает все предложения и идеи, способствующие продвижению на российский рынок своих товаров и услуг, но не готова пересмотреть некоторые положения молдавских законодательных и подзаконных актов, которые препятствуют развитию межрегиональных связей и укреплению позиций российских предпринимателей в Молдавии. Ряд субъектов РФ намеревались открыть в Кишиневе свои представительства. Но Министерство финансов и Министерство юстиции РМ полагают, что на представительства российских регионов должен распространяться действующий порядок регистрации иностранных экономических агентов, заключивших соглашения с Министерством экономики и реформ, в соответствии с которым представительства не могут заниматься предпринимательством и будут обязаны информировать местные власти о штате сотрудников и о деятельности представительства в целом.

Особенно сдержанно, мягко говоря, Кишинев относится к намерениям и конкретным предложениям российских инвесторов по приватизации приднестровских предприятий. Так было, например, в отношении покупки акций Дубоссарского винного завода "Букет Молдавии" московским торговым домом "Арома". Примерно такую же позицию молдаване заняли в вопросе приватизации Бендерского завода "Молдавкабель" российским инвестором из Санкт-Петербурга. На словах молдавские власти не претендуют на приднестровскую собственность, на деле все обстоит иначе.

Для придания нового импульса развитию торгово-экономических отношений с субъектами РФ молдавское руководство вынашивает идею о созыве в Кишиневе специальной конференции с участием делегаций всех российских регионов.

Этот вопрос премьер-министр РМ В.Тарлев ставил перед председателем правительства России М.Касьяновым в Санкт-Петербурге на VII Экономическом форуме в июне 2003 года. Президент Молдавии В.Воронин обсудил эту же идею с председателем Совета Федерации Федерального собрания РФ С.Мироновым во время пребывания последнего в Кишиневе с официальным визитом и получил его обещание содействовать организации упомянутой конференции.

Хотя переговоры по конкретным вопросам, связанным с конференцией еще не проводились, молдавская сторона надеется на то, что этот форум ей удастся провести накануне визита в Молдавию президента России В.Путина, намеченного на октябрь с.г.




Ольвия-Пресс,
4 августа 2003

Воронин хочет приднестровские предприятия и унитарную Молдову

И.Летяга

Трудно искать черную кошку в темной комнате, тем более, если ее там нет

Еще совсем недавно – в феврале этого года Владимир Воронин выступил с инициативой построения федеративного государства, субъектами которого должны стать Республика Молдова и Приднестровская Молдавская Республика. Следует отметить, что предложение не отличалось своей новизной. Со стороны Приднестровья и ранее были попытки направить переговорный процесс в это русло. Но, тем не менее, страны-гаранты, посредники и приднестровская сторона увенчали Воронина лаврами «первооткрывателя», тем более, путь федерализации приемлем для вывода переговоров из тупика, который, кстати, был создан стараниями молдавской стороны после прихода к власти ПКРМ.

Выступив с идеей о федерализации Молдавии, Воронин приобрел в глазах рядовых жителей европейских стран репутацию прогрессивно мыслящего политика и миротворца. Но эта очередная маска, которые Воронин периодически меняет и предстает то в образе лучшего друга Владимира Путина, то сторонника придания русскому языку в Молдове статуса второго государственного, то доброжелателя по отношению к жителям Левого берега, не ввела в заблуждение приднестровское руководство. «То, что предлагал Воронин – отметил в интервью приднестровским СМИ министр юстиции ПМР Виктор Балала – никогда не было федерацией». Однако и эту маску Воронин носил не долго. «Мы будем твердо отстаивать позицию о единой и неделимой Молдове», - об этом заявил Воронин на пресс – конференции 30 июля в Кишиневе. Подобные заявления, вероятно, следует расценивать как отмашку для всех подразделений и структур РМ и с их стороны теперь следует ожидать прямых и недвусмысленных шагов в деле воссоздания унитарной Молдовы, тогда как раньше, на практике преследуя эти же цели, они все же прикрывались идеей федерализации Молдовы как фиговым листочком. Есть даже основания полагать, что негласно отмашка была дана гораздо раньше, а теперь ее просто озвучили.

 По словам министра юстиции ПМР «в предложениях и замечаниях министерства реинтеграции РМ, специалистов, работающих в группе экономических экспертов, речь идет только о воссоздании единой и неделимой РМ. Из лексикона молдавского руководства, экспертов, делегации от РМ в СКК практически исчезло слово «федерализация». Приднестровская сторона вынуждена напоминать, что речь идет именно о федерализации Молдовы».

Не секрет, что основная движущая сила всех действий молдавского руководства - желание заполучить собственность в виде промышленных предприятий Левобережья. Тем более, что с 1 января 2004 года предполагается брать налоги в бюджет РМ с тех приднестровских предприятий, которые зарегистрировались в Молдове. Поэтому и спешат зарегистрировать приднестровские промышленные предприятия любым способом. Даже путем мошенничества. По словам Виктора Балалы, уже были отмечены случаи регистрации приднестровских промышленных предприятий в Молдове по подложным документам.

 Спешка получить чужую собственность настолько велика, что Воронин предложил открыть филиалы регистрационной и лицензионной палат РМ в ПМР. «Пускай в этом случае мы выбиваемся из заранее определенных сроков по ведению переговоров, главное – чтобы переговорный процесс продолжался». Правда, он совершенно забыл, что в Приднестровье есть свои регистрационные и лицензионные органы и проще и быстрее, если причина только в стремлении ускорить переговорный процесс, было бы наладить отношения с ними.

Воронин не уточнил - в чем причина благотворного влияния от открытия филиалов палат на переговорный процесс. Но главное – сделать вид, что есть какие-то предложения со стороны Молдовы, чтобы, как говорится, костюмчик сидел. Тем более хвастаться особенно нечем. Основной камень преткновения сторон - переговоры по экономическому блоку вопросов, находятся в плачевном состоянии. При обсуждении этих проблем на СКК, молдавская сторона открыто заявила, что все вопросы собственности при объединении Молдовы и Приднестровья будут пересматриваться. Исключение будут сделано только для тех приватизационных моментов, которые были проведены по законам РМ. В Приднестровье это расценили, как попытку митрополии диктовать свою волю колонии.

И ждать благоразумных шагов со стороны молдавского руководства, по всей вероятности, не следует.

Президент Молдовы рассчитывает получить поддержку сценария, направленного на воссоздание унитарной Молдовы в Евросоюзе и США, так как интерес к урегулированию молдо-приднестровского конфликта проявляют и в Европе и за океаном. Причина этого интереса – во-первых, возможность присвоить лавры успешных посредников в урегулировании конфликтов. До сих пор в горячих точках в Косово, в Ираке, на Ближнем Востоке исключительно мирным путем это сделать не удавалось. Во-вторых, возможность вытеснить Россию из переговорного процесса и из региона как в политическом, военном, так и в экономическом смысле. Для того, чтобы Евросоюз вплотную занялся разрешением молдо-приднестровского конфликта, необходимо уверить все мировое сообщество в том, что нынешние посредники и гаранты – то есть Россия в первую очередь, не справляются с возложенной на них задачей. На пресс-конференции в Кишиневе Посланник госдепартамента США Рудольф Перина сообщил, что конфликт надо урегулировать до конца этого года. Но полгода срок, на взгляд многих экспертов, не реальный.

Вероятнее всего, Воронин надеется, что определенная последовательность действий позволит вывести Россию из игры, а затем к приднестровской стороне могут быть применены некие санкции, о которых говорил на своей пресс-конференции 30 июля специальный посланник госдепартамента США Рудольф Перина и прозрачно намекал 31 июля глава Миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл. Какие именно это будут санкции - они не разъясняли, но отметили, что применять их будут к несговорчивой стороне. И цель этих санкций – выработка у несговорчивой стороны «воли к стремлению урегулировать приднестровский конфликт». Молдове для того, чтобы заручится поддержкой мирового сообщества и дискредитировать Россию в качестве миротворца надо как можно сильнее застопорить переговорный процесс и обострить обстановку в зоне безопасности. И сегодня это имеет место. Член делегации в ОКК от Приднестровья, глава госадминистрации Дубоссарского района Александр Порожан в интервью корреспонденту «Ольвия-пресс» сообщил, что Молдова «намерено обостряет ситуацию в зоне безопасности. Там вводятся параллельные с приднестровскими органы власти и силовые структуры РМ. И не только на политической почве растет напряжение. Нагнетается и религиозное противостояние». Александр Порожан отметил, что были попытки зарегистрировать на территории Дубоссарского района церкви, подчиненные Бессарабской Митрополии.

Можно сделать однозначный вывод, что молдавское руководство не ставит перед собой цель устранить причины конфликта, у него нет также цели создать на обоих берегах Днестра обстановку, благоприятную для всех граждан. Все, что необходимо Воронину – это приднестровская собственность. И для того, чтобы ее заполучить, он готов на многое.

«Я не вижу со стороны Молдовы желания попытаться решить проблему мирно, спокойно, с учетом сложившихся исторических реалий» - особо подчеркнул министр юстиции ПМР Виктор Балала.




Ольвия-Пресс,
18 августа 2003

Триколор и латиница: какое будущее предлагает приднестровцам официальный Кишинев

 После политического накала последних месяцев прошедшая неделя стала маленькой передышкой в преддверии новых потрясений. Сделан короткий перерыв в работе над конституцией будущей федерации Молдовы и Приднестровья. Отложена очередная встреча экономических экспертов, взят тайм-аут в политических переговорах. Самое время оценить произошедшее и посмотреть, что может ждать республику в ближайшем будущем.

Главная тема последних дней – опубликованный неделю назад приднестровский проект одного из разделов конституции будущего федеративного государства. Обнародованный раздел можно назвать ключевым в будущем законе: это официальный взгляд Тирасполя на структуру и распределение власти в будущей федерации. Приднестровский проект многое расставляет на места

Напомним, что его появлению предшествовали довольно странные высказывания отдельных членов конституционной комиссии, которые вызвали целую волну возмущения у общественных организаций Приднестровья. Поползли слухи, что республику тайно «сдают», что Тирасполь якобы согласен на единое оборонное, валютное и таможенное пространство с Молдовой, или, другими словами, готов подчиниться Кишиневу.

Опубликованный проект вносит ясность в позицию Приднестровья и опровергает появившиеся слухи. Как и прежде, главный принцип, на котором настаивает Тирасполь – это равноправие субъектов в будущей федерации. Последовательно отстаивая свою позицию, приднестровская сторона считает, что при распределении властных полномочий права субъекта федерации должны преобладать над правами федеративного центра. При таком устройстве Приднестровье фактически сохраняет свою государственность как главную гарантию защиты наших прав. Сохраняется практически все – от национальной символики до бюджетной системы и силовых структур. И это вполне обосновано: для того, чтобы реализовать оговоренное в документе право на возможный выход из состава федерации, ее субъект должен уже обладать всеми необходимыми институтами государственности.

Проект Приднестровья настолько детален, что в нем предложен даже вариант будущего флага федерации: абрис государства на белом фоне в обрамлении виноградной лозы. Как пояснил нашей программе один из разработчиков, такой неожиданный вариант выбран по аналогии с флагом Кипра.

Впрочем, вопрос сегодня не в том, насколько хорош приднестровский проект, а в том, готов ли Кишинев вообще обсуждать и учитывать предложения Тирасполя. Молдавские власти пока никак не отреагировали на наши предложения. Вместо этого, по данным нашего источника в воронинском окружении, всем СМИ, которые подконтрольны властям Молдовы, дана жесткая команда – ни слова о тираспольском проекте. Вот уже вторую неделю официальный Кишинев делает вид, что никаких предложений Тирасполя не существует. Попытки скрыть от молдавского народа позицию Приднестровья выглядят еще более странными, если учесть, что свой проект будущей федеративной конституции Молдова до сих пор так и не обнародовала. Что же скрывает Кишинев?

На прошлой неделе информационному агентству «Ольвия-пресс» удалось достать молдавский проект конституции, который до сегодняшнего дня в Приднестровье видели всего несколько человек: он был предложен Кишиневом на недавнем заседании совместной конституционной комиссии. Хотя проект нигде не публиковался, он является официальной позицией Молдовы на переговорах. Итак, каким же видит будущее государство молдавское руководство?

Первое, что бросается в глаза, это полное отсутствие в проекте какого-либо упоминания о федерации. О многом говорит само название – Конституция Республики Молдова. При более детальном знакомстве выясняется, что это и есть сокращенный вариант действующей конституции Молдовы, с некоторыми косметическими изменениями. Самый важный вопрос – статус Приднестровья в этом предлагаемом государстве – решен предельно просто: в молдавском проекте вообще не упоминается о Приднестровье.

Правда, документ оговаривает, что Молдова состоит из неких территориальных образований. Но этот термин довольно многозначен, и обычно в мировой практике территориальными образованиями называют области или административные районы. То есть Приднестровью предлагается статус даже не автономии, а рядового молдавского района.

А теперь – несколько дословных выдержек из документа, которые весьма наглядно говорят о том, в каком государстве предлагает нам жить Кишинев.

 «Статья 15. Государственная символика.

 Республика Молдова имеет флаг, герб и гимн.

 Государственным флагом Республики Молдова является триколор. Цветные полосы расположены вертикально в следующей последовательности от древка: синяя, желтая, красная…

Статья 16. Государственный язык, функционирование других языков.

 Государственным языком Республики Молдова на всей ее территории является молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики

Ничем иным, как явным издевательством над Тирасполем, эти предложения назвать нельзя. Предлагать в качестве общего флага триколор, под которым молдавские наемники шли убивать приднестровцев – это верх кощунства. В Кишиневе прекрасно знают, что никогда приднестровцы не захотят жить под флагом агрессора.

Еще более нелепо предложение о молдавском языке в качестве единственного государственного. Уже одной этой детали достаточно, чтобы понять, что психология молдавской власти практически не изменилась с начала 90-х. По сути, нам открыто демонстрируют, что все те причины, которые привели к 92-му году, Кишинев не просто не готов устранить, но и не собирается этого делать.

Таким образом, молдавская власть вновь, и на этот раз документально дала понять, что она и не собиралась строить с Приднестровьем никаких федераций. Если проект Тирасполя вполне отвечает федеративной концепции, на которой настаивает международное сообщество, то молдавский документ – это проект унитарного государства в чистом виде.

Можно предположить, что наличие столь несовместимых позиций в очень скором будущем неминуемо заведет работу конституционной комиссии в очевидный тупик. При таком подходе молдавской стороны работа СКК становится просто бессмысленной и может тянуться до бесконечности. Как и предполагали многие эксперты, СКК – это всего лишь ширма, за которой Кишинев с небывалой активностью продолжает разворачивать беспрецедентную экономическую атаку на Приднестровье.




Комсомольская правда в Молдове,
6 августа 2003

Говорят "Молдова", подразумевают - "Россия"?

Ю.Королькова

«Если до конца года приднестровский конфликт не будет разрешен, то мировое сообщество будет вынуждено применить санкции к обеим сторонам»,- заявил бывший посол США в РМ Рудольф Перина

В связи с чем у граждан Молдовы возникают, как минимум, три вопроса

1. Какие именно санкции мировое сообщество может применить к Молдове?

Прежде всего, мировое сообщество может отлучить страну от финансовой помощи. На прошлой неделе представитель МВФ в очередной раз заявил, что Молдова, не выполнив условия МВФ, очередной транш кредитов не получит. При этом он же отметил, что «отсутствие внешнего финансирования не сильно повлияет на макроэкономические показатели Молдовы».

 Санкция номер два: ввод миротворческих сил ЕС. Правда, сколько миротворцев пригласить, и из каких стран (из России, Украины или из европейских государств) - решать молдавскому руководству. По словам Владимира Воронина, «мы пока не знаем, сколько миротворцев нам нужно. Этот вопрос будет решаться только Молдовой, в зависимости от ее потребностей».

2. Какие санкции могут быть применены к Приднестровью?

Санкция номер один: запрет выдавать официальным лицам Приднестровья шенгенские визы и визы на въезд в США. Весной этого года Европейский Союз и США уже объявили руководителей Приднестровья персонами нон-грата.

 Санкция номер два: запрет на ввоз товаров из Приднестровья в страны ЕС и США или повышение на них таможенных пошлин. Рыбницкий металлургический комбинат - бюджетообразующее предприятие Приднестровья - уже испытало на себе подобные санкции.

Санкция номер три: ввод миротворцев в зону конфликта. В 1992 году в регион пришли российские миротворцы. Предложение ввести в Приднестровье силовые структуры ЕС поступают уже более трех лет.

3. Что надо сделать для отказа ЕС от применения санкций?

Европа и США настаивают на завершении переговоров и объединении Молдовы и Приднестровья на взаимоприемлемых условиях. Но, что характерно, настойчивое желание примирить стороны у Европы возникает только тогда, когда прекращается вывоз из Приднестровья российского вооружения. Недавно Тирасполь вновь приостановил отправку эшелонов с вооружением. Сразу же после этого в Кишинев прибыл специальный посланник госдепа США по конфликтам в Евразии Рудольф Перина и сделал заявление для прессы о возможных санкциях.

Так что решение внутренних проблем нашей страны находится в зависимости от выполнения Россией стамбульского договора, подписанного в 1999 году. Последний срок, установленный ОБСЕ для вывоза российских вооружений,- конец 2003 года. Именно к этому времени ЕС требует от Молдовы завершения переговоров и подписания договора с Приднестровьем. Осенью 2003 года намечается визит в Молдову и российского президента Владимира Путина, также стремящегося урегулировать проблему. Можно не сомневаться: к новому, 2004 году, 10 - летнему противостоянию будет положен конец. Кстати, один из руководителей Приднестровья заявил СМИ еще в 1993 году: «у нас есть примерно 10 лет»...

А В ЭТО ВРЕМЯ

Соединенные Штаты Америки надеются, что до конца этого года российские войска и вооружение будут выведены из Молдовы, и что удастся найти политическое решение приднестровской проблемы. Эти оценки содержатся в заявлении, с которыми американский посол в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Стефан Миникес выступил на Постоянном совете ОБСЕ в Вене. Несмотря на то, что многое еще предстоит сделать в этом направлении, Вашингтон считает, что «народ Молдовы не должен позволить преходящим политическим разногласиям помешать и без того затянувшемуся демократическому объединению». «Никого не обвиняя, мы считаем своим долгом высказать озабоченность в связи с заметными в последнее время проволочками в переговорах по приднестровскому конфликту», - говорится в цитируемом заявлении.




GazetaSNG.ru,
7 августа 2003

Кишинев готовит плацдарм для Пентагона

И.Ротару

В Молдавии грядет серьезная реформа национальной армии. Парламент республики еще в феврале 2003 г. утвердил концепцию изменения структуры Вооруженных сил, предложенную президентом Владимиром Ворониным. Как заявил молдавский министр обороны Виктор Гайчук, итогом преобразований должно стать создание "небольших, но хорошо подготовленных Вооруженных сил

В первую очередь, изменения будут заключаться в сокращении личного состава военнослужащих. Так, с августа по октябрь армия будет сокращена на 400 офицеров и 100 вольнонаемных. Особое внимание молдавские чиновники хотят уделить повышению профессионализма военных, с этой целью создана система юридической, психологической и гуманитарно-социальной подготовки, а также введены специальные курсы, дабы после демобилизации солдаты и офицеры смогли быстрее адаптироваться к мирной жизни. Кроме армии, инициированная президентом Молдавии реформа коснется также служб информации и безопасности (бывшее Министерство безопасности). Предполагается, что в конечном итоге личный состав министерств обороны и внутренних дел будет сокращен на 1000 человек, а службы безопасности – на 200 человек.

Естественно, реформа не может не затронуть и военные объекты. Например, авиабаза "Дечебал" национальной армии Молдавии в перспективе получит международный сертификат аэропорта гражданского назначения. Об этом в начале недели заявил сам глава государства во время посещения авиабазы в селе Маркулешты. Не секрет, что молдавская армия укомплектована еще "доисторической" техникой, доставшейся республике в наследство после распада Советского Союза. Как признают высокопоставленные военные эксперты, объекты и техника республики морально и физически устарели, поэтому ситуация, сложившаяся в вооруженных силах республики, требует неотлагательного реформирования.

Возникает вопрос, почему молдавское руководство так торопится с выводом российских вооружений из Приднестровья. Политическая подоплека реформирования молдавской армии очевидна. Помнится, что в рамках СНГ тесное сотрудничество Грузии и Соединенных Штатов начиналось именно с рекомендованного Вашингтоном сокращения грузинской армии. В результате взаимодействия Пентагона и правительства Грузии в республике базируется контингент американских военных инструкторов, причем на весьма удобных для обеих сторон условиях. Напомним, что внешнеполитический курс Молдавии неуклонно начал меняться в сторону дружбы с Белым домом после визита президента в США в конце прошлого года. Возможно, сокращение численности молдавской армии станет первым конкретным шагом Владимира Воронина по сотрудничеству с Соединенными Штатами.




Молдова Ази,
18 августа 2003

Дипломатическая полемика в отсутствие реального интереса

О.Нантой

Государственность Республики Молдова, в отличие от стран Балтии, не имела надежной опоры в обществе в момент распада СССР. В общественном сознании преобладали две противоположные позиции. Незначительная прослойка интеллигенции, взращенная под крылом идеологического отдела ЦК КП Молдавской ССР, в большинстве своем была интеллектуально блокирована на уровне "Мы румыны и точка!". Остальные же рассматривали СССР как утерянный рай. Государственность Молдовы не являлась целью, к которой стремилась бы основная часть населения МССР, а с такими понятиями, как правовое государство, демократия и т.д. бывшие граждане СССР были почти незнакомы.

Без поддержки изнутри, молдавское государство оказалось весьма уязвимым перед внешними факторами. Именно это и определило, опять-таки в отличие от прибалтийских государств, успех политической провокации под названием "Приднестровский конфликт", устроенной с целью удержания Молдовы в зоне влияния Кремля. В последние годы конфигурация внешних факторов стала меняться, в том числе благодаря позиции американской дипломатии.

5 августа с.г. влиятельная американская газета "The Wall Street Journal" опубликовала письмо трех американских послов, Стефана М. Миникеса, Рудольфа В. Перина и Памелы Хайд Смит, адресованное издателю газеты. В нем авторы пытаются оспорить утверждения политического аналитика Владимира Сокора, часто выступающего со своими комментариями на страницах того же издания. "Яблоком раздора" явилось отношение к идее решения приднестровского конфликта путем федерализации Республики Молдова. Благодаря Интернету эта полемика спровоцировала дискуссии и в Республике Молдова. Тем более что идея федерализации уже поляризовала общественное мнение, а сам Владимир Сокор хорошо известен молдавской публике по своим комментариям в рамках передач радиостанции "Свободная Европа". А 12 августа появилась Декларация представителей гражданского общества Республики Молдова, подписанная пятнадцатью неправительственными организациями.

В целом аргументация достопочтенных дипломатов сводится к двум простым тезисам. Первый: Владимир Сокор не прав, утверждая, что федерализация Молдовы приведет к ее превращению в протекторат России и к "приднестровизации" обоих берегов. Второй: все, что делается при участии ОБСЕ, России и Украины в плане федерализации, ОК!

Появление Декларации неправительственных организаций, выражающих свое несогласие с американскими дипломатами, доказывает, что среди тех, кто "давно поддерживают непосредственное участие США и Европейского Союза в своих собственных интересах в решении сепаратистского конфликта в восточном регионе Республики Молдова", больше критического мышления, чем среди послушных почитателей "света с Востока". Их контраргументы выглядят гораздо более убедительными, чем аргументы американских дипломатов. Все же складывается впечатление, что авторы Декларации ошибаются в главном, а именно - поддерживая "непосредственное участие США…". Потому что поощрение нынешнего status quo со стороны трех американских дипломатов, непосредственно задействованных в приднестровском урегулировании, говорит о том, что США не собирается участвовать в решении этой проблемы как "заинтересованная сторона".

Проект Киевского соглашения появился более года назад; в Тирасполе полным ходом идет подготовка к 13-й годовщине "пмр". Проблема приднестровского сепаратизма существует не год и не два, и если бы США были действительно заинтересованы в ее решении, то сейчас мы с вами читали бы не полемику в вашингтонской прессе - вместе с населением Левобережья мы читали бы надписи на натовских бронетранспортерах. Так, как это произошло в бывшей Югославии.

На самом деле приднестровский конфликт с самого начала был и до сих пор остается инструментом осуществления геополитических интересов Кремля, и одновременно - интересов транснациональной преступной сети. А Игорь Смирнов с его приспешниками являются лишь марионетками. Этим и объясняется провал переговоров, особенно в "пятистороннем формате", где российская марионетка, наряду с россиянами, выступают общим фронтом против миоритических молдаван.

Точно также происходит и с гениальной идеей федерализации Молдовы. Президент России Владимир Путин настойчиво твердит о том, что у Приднестровья должен быть "надежно гарантированный статус", а его марионетка Игорь Смирнов нагло настаивает на "договорной федерации". И все буксует.

Сегодня вывод вооружения снова якобы блокируется Игорем Смирновым. Это означает, что Владимир Путин, стратегический партнер Джорджа Буша в борьбе с терроризмом, член элитного клуба G8 и т.д., не может забрать домой собственную армию вместе с боеприпасами, так как российский же гражданин Игорь Смирнов ему не позволяет! А ОБСЕ, которой американские дипломаты так доверяют, уже традиционно исполняет роль шута в этой трехгрошовой инсценировке.

Ситуация еще больше проясняется, если прочитать статью "Миссия по укреплению мира в Молдове" - актеры и интересы", опубликованную в газете "Флукс" 1 августа. В ней утверждается, что в письме, датированном 5 мая 2003 г., президент Владимир Путин потребовал от президента Владимира Воронина, чтобы Кишинев незамедлительно приступил вместе с Москвой "к согласованию всех деталей по обеспечению военных гарантий приднестровского урегулирования, а также к разработке соответствующего двустороннего документа".

Учитывая, что молдавские власти не опровергли существования этого письма, нам остается лишь констатировать, что Российская Федерация пытается жестко навязать Воронину план превращения Республики Молдова в российский протекторат, инициированный еще 2 сентября 1999 г. А вся суета вокруг термина "федерация", в том числе письмо американских дипломатов - скорее завеса, за которой происходит циничный торг.

Что ж, поблагодарим американских дипломатов за то, что они в очередной раз пожурили молдавское гражданское общество, и пожелаем этому обществу не повторять ошибок тех, кто полагает, что кто-то обязан очистить наш дом от смирновского мусора.

Мир меняется. Может быть ЕС, в отличие от США, займет более категоричную позицию по отношению к проблеме сепаратизма в непосредственной близости от своих границ. Но можно с уверенностью сказать, что поддержка извне приводит к положительным результатам лишь в том случае, если есть что поддерживать внутри страны, а именно: если есть "критическая масса" граждан с чувством собственного достоинства, в отсутствие которой любое государство дегенерирует в карикатуру. Смотри случай Республики Молдова.




Российско-приднестровский информационно-аналитический центр,
14 августа 2003

Вывод бронетехники – реальный шаг к снижению противостояния сторон

В.Журавлев

Вывод бронетехники миротворческих сил из Зоны безопасности является реальным шагом, направленным на снижение противостояния сторон в приднестровском конфликте

14 августа с. г., в соответствии с графиком, утверждённым 5 августа на очередном заседании Объединенной Контрольной Комиссии (ОКК), начинается одновременный вывод бронетехники из миротворческих подразделений Молдовы и ПМР в места постоянной дислокации. При этом вывод будет осуществляться в два этапа. На первом этапе, с 14 по 15 августа, из молдавских и приднестровских подразделений одновременно будет выведено соответственно 17 и 20 единиц с вооружениями, боеприпасами и обслуживающим персоналом.

 На втором этапе, с 21 по 22 августа миротворческие подразделения Молдовы и Приднестровья одновременно покинут соответственно 23 единицы и 11 единиц бронетехники. Всего планируется вывести 31 единицу приднестровской бронетехники и 40 единиц бронетехники Республики Молдова.

После вывода этих сил в Зоне безопасности пока останутся 17 единиц российской бронетехники в составе российских миротворцев.

Вывод данных подразделений миротворческих сил следует рассматривать в контексте как собственно процесса деятельности ОКК, так и общего процесса приднестровского урегулирования на фоне работы Совместной конституционной комиссии (СКК) и Постоянного совещания по политическим вопросам.

 Что касается самой Зоны безопасности, то она возникла в соответствии с Соглашением от 21 июля 1992 года «О принципах мирного урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе». В Соглашении было сказано, что с прекращением огня конфликтующие стороны приступают к отводу частей своих вооружённых сил и иных формирований, боевой техники и вооружения с целью создания зоны безопасности между сторонами в конфликте. При этом в целях обеспечения режима безопасности в упомянутой зоне была учреждена ОКК с приданными воинскими контингентами (молдавским, приднестровским, российским, позднее к ним добавился также украинский), представляющими заинтересованные стороны.

 Вопрос о сокращении бронированной техники в подразделения МС от Молдовы и Приднестровья обсуждался на заседаниях ОКК ещё 26 сентября 1994 года.

3 апреля 2001 года ОКК, в контексте выполнения Одесских соглашений, обратилась к Миссии ОБСЕ с просьбой провести анализ и дать рекомендации о необходимом количестве бронетехники в миротворческих подразделениях сторон в Зоне безопасности для эффективного осуществления миротворческой операции. Тогда страны ОБСЕ - Австрия, Дания, Нидерланды, Испания и Финляндия, - направили своих экспертов, которые пришли к выводу, что оперативной необходимости в бронированной технике в батальонах миротворческих сил от молдавской и приднестровской сторон в Зоне безопасности нет. На заседании ОКК 5 июня 2001 года Отчет экспертной группы ОБСЕ был рассмотрен и содержащиеся в нем выводы приняты к сведению.

Однако лишь спустя почти 2 года стороны снова вернулись к этому вопросу, когда 27 мая 2003 г. на заседании ОКК было принято протокольное решение приступить к поэтапному выводу бронированной техники из миротворческих подразделений сторон до ее полного вывода из Зоны безопасности.

Молдавская сторона вроде бы согласилась с таким решением и даже подписала этот документ. Но Молдова не торопилась исполнять достигнутые соглашения. Поэтому, с целью привлечь внимание международного сообщества к позиции молдавской стороны, 22 июля представители ОКК от Приднестровья отказались участвовать в очередном заседании. В своем заявлении приднестровцы потребовали от молдавской стороны выполнить майское решение и принять конкретные меры выводу бронетехники из Зоны безопасности в предельно сжатые сроки. Представители ОБСЕ в ОКК и сопредседатели сторон полностью поддержали приднестровскую делегацию. Этот вопрос в оперативном порядке был включен в повестку дня очередного заседания ОКК, которое решено было провести 1 августа в миссии ОБСЕ в Кишиневе.

На заседании полномочных представителей Объединенной Контрольной Комиссии, которое состоялось 1 августа в миссии ОБСЕ в Кишиневе, стороны договорились, что график вывода бронированной техники из миротворческих подразделений Молдовы и Приднестровья должен быть утвержден на очередном заседании ОКК, которое и прошло 5 августа в Бендерах.

 Не менее существенной чем военная, является политическая составляющая вывода боевой техники из Зоны Безопасности. В последнее время со стороны запада появились инициативы, направленные на интернационализацию приднестровского конфликта, вытеснение из региона российского влияния, критику проекта федерализации Молдовы над которым работает СКК как средства разрешения приднестровского конфликта. К этим примерам можно отнести предложение действующего председателя ЕС Нидерландов о направлении в Приднестровье европейского миротворческого контингента взамен российского, а также интенсивную критику позиции ОБСЕ, России и Приднестровья по урегулированию конфликта.

 Так, Стефан Миникес (Stephan M. Minikes), представитель США в ОБСЕ, Рудольф Перина (Rudolf V. Perina), специальный переговорщик США по конфликтам, Памела Хайд Смит (Pamela Hyde Smith), посол США в Республике Молдова, 05 августа 2003 в статье "The Wall Street Journal"(США), вынуждены были специально полемизировать со своими соотечественниками в том, что создание федеративного государства Молдова не является «главным образом российскиим проектом", который "вручает Москве постоянный рычаг влияния на Молдову", а, напротив, способствует справедливому разрешению конфликта и европейской интеграции Молдовы…

При этом сторонники жёсткой линии принудительной европеизации Молдовы и Приднестровья как средству решения конфликта по «косовскому» сценарию свою аргументацию ищут в «неконструктивной позиции сепаратистов Приднестровья» и поддерживающей их Москвы, слабости и неэффективности политики ОБСЕ, необходимости изменения формата и механизма миротворческой операции.

 В этом смысле такой реальный шаг, как вывод бронетехники из Зоны безопасности, который предпринят по настоянию приднестровцев, направлен на снижение противостояния сторон, осуществлён под эгидой ОКК и поддержан ОБСЕ весьма важен в политическом отношении в деле приднестровского урегулирования.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ